Что является предметом детской психопатологии
Детская патопсихология. Хрестоматия
В хрестоматию по детской патопсихологии вошли работы ведущих отечественных психологов, а также дефектологов и психиатров по всем основным разделам детской патопсихологии, опубликованные в периодической печати и труднодоступных изданиях. Тексты систематизированы по тематике и снабжены вводными пояснениями, обобщающими современные научные представления об особенностях психического развития детей при умственной отсталости, задержке психического развития, эпилепсии, шизофрении, аутизме, неврозах, психопатиях, генетических заболеваниях, синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Хрестоматия является учебным пособием по курсам «Детская патопсихология», «Дефектология», «Специальная психология», «Психология аномального ребенка». Предназначена для студентов психологических, педагогических и медицинских специальностей, будет полезна работникам детских садов, школ и специальных детских учебных заведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Детская патопсихология. Хрестоматия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Рекомендовано Ученым советом Института психологии Государственного университета гуманитарных наук в качестве учебного пособия по курсу «Детская патопсихология» 4-е издание, стереотипное
Составитель, автор вступительной статьи и вводных замечаний к главам доктор психологических наук Н. Л. Белопольская
Предмет и задачи детской патопсихологии
Детская патопсихология отделилась от общей патопсихологии в самостоятельную дисциплину сравнительно недавно, но вместе с тем она долго формировалась как область специальных знаний на стыке психологии и детской психиатрии и имеет общие корни со специальной психологией и педагогикой.
Предметом детской патопсихологии является изучение любых возможных нарушений психического развития детей. Причины этих нарушений могут быть самыми разными, поэтому патопсихолог всегда учитывает всю совокупность сведений о ребенке, охватывающую как биологические, так и социальные факторы его развития.
Одной из центральных задач детской патопсихологии является диагностика психического развития детей с отклонениями. Диагностируется состояние психических процессов: мышления, памяти, восприятия, внимания, а также особенности личности и деятельности ребенка. Задачей патопсихолога является установление уровня развития ребенка, определение его соответствия или несоответствия возрастным нормам, а также выявление патологических особенностей развития.
Диагностика нарушений детского развития тесно связана с психологическим консультированием родителей, опекунов, учителей и т. д. обследуемого ребенка. Если патопсихолог работает в психиатрической больнице или психоневрологическом санатории, он сообщает результаты своего обследования лечащему врачу и в меньшей степени общается с семьей больного.
Однако часто патопсихолог консультирует ребенка и его родителей в Психологическом центре или консультации. В этом случае родители ждут не только констатации, например, того, что ребенок отстает в умственном развитии, но и конкретных советов и рекомендаций по преодолению отставания, компенсации дефекта, адаптации к школе.
Психологическая диагностика нарушений развития теснейшим образом связана с психологической коррекцией дефекта. Детские патопсихологи проводят разнообразные коррекционные занятия (как индивидуальные, так и групповые) с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Следующей важной задачей детской патопсихологии является профилактика возникновения отклонений в психическом развитии, которой, к сожалению, как и во взрослой патопсихологи, уделяется слишком мало внимания. К профилактической работе относится и популяризация знаний по детской патопсихологии, и консультирование родителей, учителей и воспитателей, и проведение специальных игр и тренингов.
Детская патопсихология, кроме практических задач, занимается и научными исследованиями. Без серьезных научных разработок было бы невозможно вмешиваться в такое сложное явление, как психическое заболевание ребенка, компенсация дефекта и т. д.
Детский патопсихолог никогда не пытается подменить собой врача. Несмотря на весьма тесное сотрудничество патопсихологов с детскими психиатрами, невропатологами, генетиками, у патопсихолога свои задачи (пусть в чем-то и совпадающие с задачами других специалистов), а также и свои методы работы. Детский патопсихолог — прежде всего психолог, он пользуется психологическими методами диагностики и коррекции детского развития.
В свете всего этого патопсихологу важно не столько точно поставить медицинский диагноз и определить, например, форму шизофрении (это дело врача), сколько максимально полно исследовать психологические особенности больного ребенка. Изучив особенности и отклонения в его игровой деятельности, мышлении, речи и т. п., патопсихолог может, с одной стороны, дать ценный диагностический материал лечащему врачу, а с другой стороны, попробовать подобрать методы коррекционного психологического воздействия и рекомендации родителям по общению с таким ребенком.
Для некоторых видов нарушений развития не существует медикаментозной терапии или ее роль не является определяющей (для детей с задержкой психического развития, умственно отсталых), в этих случаях квалифицированное патопсихологическое исследование и психологическая коррекция дефекта очень важны.
Часто психологические консультации детей с отклонениями проводят детские психологи. Если они не обладают достаточными знаниями детской патопсихологии, то их выводы могут быть ошибочны, а рекомендации даже вредны. Прежде чем давать советы и рекомендации по обучению и воспитанию «трудного ребенка», нужно уметь «исключить патологию».
Родители, имеющие психически больного или умственно отсталого ребенка, остро это переживают, часто внутренне не могут принять этого факта, а иногда и просто не доверяют специалистам или боятся их. Придя на консультацию к психологу, они часто предъявляют банальные жалобы, за которыми может скрываться и серьезное заболевание.
Так, родители обратились на консультацию с дочкой 6 лет, жалуясь на ее застенчивость, их описания различных житейских ситуаций как будто соответствовали жалобам. Однако патопсихологическое исследование выявило отставание в умственном развитии, и, естественно, предъявление девочке требований, значительно превышающих ее интеллектуальные возможности, дало картину, похожую в определенных ситуациях на «застенчивость». Другой пример. Жалобы на излишнюю двигательную активность ребенка, «неуправляемость», раздражительность. Психолог, проводящий исследование, установил, что интеллектуальное развитие 5-летнего мальчика соответствует возрасту, и констатировал гиперактивность. Патопсихолог обратил внимание на строение черепа ребенка, узнал у него и у его родителей о частых головных болях, повышенной утомляемости, плохом засыпании мальчика. Дополнительная консультация невропатолога подтвердила предположение патопсихолога о наличии гидроцефального синдрома у ребенка. После назначения соответствующего курса лечения была проведена повторная психологическая консультация, на которой родителям мальчика объяснили, в чем состоят особенности их ребенка и как их следует учитывать в процессе воспитания.
Может возникнуть вопрос: что бы было, если бы патопсихолог ошибся в своих предположениях и невропатолог счел ребенка здоровым? Ничего страшного. Можно было бы обрадовать родителей тем, что ребенку не потребуется медикаментозного лечения и проблему можно решить чисто психологическими приемами.
В детской патопсихологии, как и во взрослой, остро стоит вопрос о понятии психической нормы и патологии. Какого ребенка следует считать психически больным? Что можно назвать дефектом развития? Как оценивать перспективы развития ребенка с психическими отклонениями и что следует и не следует говорить его родителям?
Нужно отметить, что понимание нормального психического развития ребенка и отношение к дефектам развития у врачей и психологов несколько различаются. Рассмотрим несколько примеров. Мальчик 7 лет страдает ночным энурезом (недержанием мочи). С точки зрения врача-невропатолога он нуждается в лечении, и врач, конечно, прав. На патопсихологическом исследовании не обнаруживается никаких отклонений: интеллект — в пределах нормы, общителен, активен, внимателен, адекватен и доброжелателен. Да, ребенок переживает свое «страдание», он стесняется говорить об этом, ото всех старательно все скрывает и даже отрицает факт энуреза, но все это также выглядит вполне адекватно. Мальчик согласен лечиться, но переживания его вполне умеренны. С точки зрения психолога ребенок имеет нормальное психическое развитие, и его заболевание вне компетенции патопсихолога.
Но возможен и другой вариант.
Мальчик 10 лет, страдающий энурезом, был помещен в школу-интернат. Одноклассники, узнав о его недуге, стали дразнить его, обзывать. Мальчик замкнулся, ни с кем не дружил, плакал по ночам, появились головные боли, заикание, стал плохо учиться. В данном случае лечение у невропатолога должно сочетаться с оказанием психологической помощи ребенку. Необходимы консультации педагогов и воспитателей, тренинги общения для воспитанников интерната, специальные сеансы «поддержки» для мальчика.
Возможен и такой вариант. Родители обратились за консультацией к невропатологу по поводу энуреза, как и в первом случае. Патопсихологическое исследование выявило низкий уровень интеллектуального развития, нарушение внимания, повышенную утомляемость.
Такие результаты исследования дают основания говорить о нарушении психического развития ребенка. В этом случае лечение энуреза не избавит ребенка от всех его проблем, поэтому, кроме лечения у невропатолога, необходимы консультация его родителей и коррекционная работа.
Таким образом, патопсихолог учитывает любые особенности развития ребенка, оказывающие негативное влияние на формирование его личности или сочетающиеся с другими отклонениями.
Как известно, трудно найти ребенка, который бы никогда не болел ни одним соматическим заболеванием. Процесс роста и развития достаточно сложен и требует от организма определенных усилий. Многие взрослые люди могут припомнить, что часто или даже тяжело болели в детстве, однако это не помешало им получить образование, специальность, построить свою жизнь. Детские болезни остались в детстве. С некоторыми психическими нарушениями бывает так же. У многих детей бывают страхи, различные невротические реакции, функциональные нарушения нервной системы, трудности общения и обучения в школе. Если они существуют достаточно локально, не тормозя и не искажая развития ребенка, формирования его характера, не нарушая его общения с окружающими людьми и т. д., то с психологической точки зрения не являются патологией.
В то же время бывает трудно спрогнозировать: справится нервная система ребенка самостоятельно с той или иной нагрузкой или переживаемое ребенком окажет существенное негативное влияние на ход психического развития? Поэтому желательно психологическое сопровождение развития таких детей. Ведь понятно, что может образоваться замкнутый круг. Одни психологические причины вызывают страхи или функциональные нарушения нервной системы, и они, в свою очередь, могут стать причинами других психических нарушений.
Разобраться в истинных причинах возникновения тех или иных психических заболеваний бывает нелегко. Разберем такой пример. Мать обратилась за консультацией к невропатологу по поводу сильных тиков у дочери. В качестве причины появления тиков мать девочки называла развод с отцом ребенка. Невропатолог посоветовал консультацию у патопсихолога. Патопсихолог выявил задержку психического развития, негативизм, неадекватность самооценки (завышенную), низкую умственную работоспособность, страх перед матерью. Оказалось, что девочка учится в гимназии (2-й класс), успевает очень слабо, и мама дома постоянно учит с ней уроки, за плохие оценки она наказывает девочку, обзывает и даже бьет. В то же время мать любит в присутствии ребенка рассказывать знакомым о необыкновенных успехах дочери в школе. Как выяснилось позже, отец девочки не «бросил семью», как сообщила клиентка, его выгнала жена. Отец и дочь скучают друг по другу, но мать против их встреч.
Беседа с матерью не дала нужных результатов. Женщина категорически отказалась перевести дочку из престижной школы в обычную (чтобы снизить нагрузки) и дать ей возможность встречаться с отцом. Она хотела только медикаментозного лечения тиков и не понимала или не хотела понимать истинных причин их происхождения. Через полгода состоялась повторная консультация. К этому времени девочка стала неуспевающей, у нее появились головные боли, она отказывалась посещать школу.
Кроме пограничных (как называют их психиатры) нарушений, существуют и серьезные психические заболевания и состояния, например, такие, как шизофрения и эпилепсия. Патопсихологи занимаются диагностикой этих заболеваний и состояний, а также психологической коррекцией. Иногда можно справиться и с довольно тяжелыми нарушениями. Дело в том, что резервы детского организма изучены мало. Исключение составляют только тяжелые формы умственной отсталости (идиотия) и психически больные, не поддающиеся психологическим методам воздействия.
В данной хрестоматии собран материал, позволяющий познакомиться с психологическими особенностями детей, страдающих разными заболеваниями или отклонениями в развитии. Книга дает первоначальную обзорную информацию по детской патопсихологии, поэтому в ней нет данных, например, о детях с сенсорными дефектами, патологией двигательной сферы и нарушениями речи. Хотя, конечно, в идеале патопсихолог должен уметь исследовать интеллект и личность любого ребенка. Предлагаемая хрестоматия имеет цель дать основные представления о детской психической патологии, необходимые студентам-психологам.
Что является предметом детской психопатологии
Общая психопатология
Нарушение процесса обобщения
Для того чтобы решать достаточно сложные задачи, глубоко проникать в сущность явлений, необходимо развитие абстрактного (от лат. abstractus — отвлеченный) мышления, т.е. способности выделять наиболее важные, существенные, общие, закономерные свойства, отвлекаясь от несущественных, случайных свойств, связанных с конкретной ситуацией.
В норме взрослый человек может использовать как конкретное мышление, так и абстрактное, в зависимости от ситуации, с которой он имеет дело. Патология абстрактного мышления может быть связана с недостаточностью процесса обобщения (отвлечения) и искажением этого процесса (упрощенно говоря — с его неправильностью или чрезмерностью).
Для оценки процесса обобщения в клинике помимо беседы с пациентом можно использовать небольшие тестовые задания, например: а) интерпретацию переносного смысла пословиц и поговорок (к примеру, «что значит: куй железо, пока горячо?»); б) выделение общих свойств предметов (например, «что общего у яблока и апельсина?»). В патопсихологии также используют ряд методик, например, «Метод пиктограмм».
Недостаточность процесса обобщения
Патологическая обстоятельность (детализированность) — склонность к детализации, застревание на частных обстоятельствах, неспособность отделить главное от второстепенного.
Пациенты с патологической обстоятельностью отвечают на вопросы врача очень пространно, начинают «от царя Гороха», добавляют много не относящихся к основной теме беседы деталей, ненужных уточнений. Им трудно разобраться, что именно в данной теме наиболее важно для собеседника, поэтому они стараются наиболее полно изложить все мысли, которые у них возникли. Цель рассказа в их сознании обычно не теряется, они постепенно продвигаются к ней, но делают это сложным, запутанным путем («лабиринтное мышление»).
На вопрос врача о пище, ставшей причиной пищевого отравления, пожилая пациентка, длительно страдающая сердечно-сосудистыми заболеваниями, начинает рассказ: «Вы знаете доктор, вчера я пошла в магазин. У меня рядом с домом на углу магазин открылся. Там раньше обувной был. Обувной так себе был, а теперь продуктовый хороший. Мне нравится туда ходить, у них продавцы в мясном отделе обходительные такие, всегда подскажут. Сейчас же не знаешь, что купить, одни жулики кругом, все обмануть норовят. Так вот, говорю я ему — какая у тебя колбаса получше, чтобы разжевать можно было. Зубы у меня не те, надо к доктору идти. А доктора сейчас какие дорогие, в том году была у одного. ».
Необходимо учесть, что, если у пациента нарушен процесс обобщения, то, чтобы получить необходимые анамнестические сведения, врачу следует:
а) Набраться терпения. Патологическая обстоятельность разной степени выраженности — весьма распространенный симптом среди пациентов (особенно пожилых) врачей всех врачебных специальностей. К сожалению, часто врачи работают в условиях недостатка времени, поэтому на подобные пространные рассказы они сразу начинают реагировать с раздражением. Подобное раздражение, однако, несправедливо, так как его нет в тех случаях, когда пациент, например, медленно двигается из-за болезни ног, почему же оно возникает, когда пациент долго говорит, из-за болезни мозга?
б) Помочь с процессом обобщения. Так же, как человеку с болезнью ног помогут костыли, человеку с нарушением процесса обобщения может помочь внешняя помощь, т.е. если врач сам выделит наиболее важный для себя аспект из уже сказанного пациентом и направит его дальнейшие рассуждения в нужное русло, он сможет получить всю необходимую информацию.
Патологическая обстоятельность — свидетельство органического поражения головного мозга (пихоорганический синдром), наиболее ярко обычно она выражена при сосудистом заболевании головного мозга и эпилепсии.
Следует различать патологическую обстоятельность (т.е. формальное расстройство мышления) и обстоятельность, обусловленную эмоциональным значением той или иной темы для человека. Так, волнуясь за свое здоровье или здоровье своих близких, человек в беседе закономерно будет возвращаться к теме здоровья снова и снова, будь эти волнения действительно обоснованы объективными причинами или вызваны какими-либо другими психическими расстройствами (например, бредом или тревогой).
Конкретное мышление — вся мыслительная деятельность ограничивается конкретными суждениями, абстрактное мышление недоступно.
Свидетельствует о слабоумии (врожденном или приобретенном) — подробнее см. тему «Патология интеллекта».
Примеры конкретного мышления
• Тест «классификация предметов»: больной не может объединить стол и стул в одну группу (мебель), «так как на столе едят, а на стуле сидят».
• Интерпретация пословиц: Не в свои сани не садись — «Не садилась я в чужие сани, я вообще в сани не садилась».
Искажение процесса обобщения
Для этих расстройств характерны «отлёт от действительности», преобладание абстрактных, чрезмерно общих понятий, часто отражающих лишь случайную сторону явлений, несоответствие реальной (конкретной) ситуации.
Например, в тесте на классификацию предметов больной объединяет в одну группу шкаф и кастрюлю, так как «у обоих предметов есть отверстие»; автомобиль и ложку — «общее — движение»; вилку, стол, лопату — «общее — твердость»; самолет и дерево — «это небо и земля» и т.д.
Резонёрство (резонёрское мышление, рассуждательство, от фр. raisonner — рассуждать) — мышление с преобладанием пространных, чрезмерно отвлеченных (абстрактных) рассуждений, имеющих мало содержательной связи с непосредственным предметом (целью) рассуждения. Цель мыслительной деятельности уходит на задний план, а на передний выдвигается тенденция к рассуждательству, философствованию с использованием различных сложных абстрактных понятий, рассуждениями о неразрешимых проблемах науки и философии, при том что на поверку многие суждения оказываются банальными, основанными на поверхностных или случайных аналогиях. Рассуждения не несут в себе никакого значимого смысла («бесплодное мудрствование», «словесная опухоль»), а ответы на конкретные вопросы зачастую не дают необходимой фактической информации.
В ответ на вопрос хирурга о сегодняшнем самочувствии пациент, накануне прооперированный по поводу перфорации язвы желудка, пускается в длительные рассуждения: «А что такое самочувствие? Чувствовать можно разные вещи — можно чувствовать любовь к Родине, а можно — боль от занозы. Тело человека — это только временное пристанище, оболочка. Тело смертно, если бы ученые придумали, как достичь бессмертия, Земля была бы перенаселена, была бы экологическая катастрофа. Поэтому телесные чувства не имеют решающего значения, важны душевные чувства. Все религии утверждают, что душа бессмертна. ».
Резонёрство может встречаться при шизофрении, психоорганическом синдроме, в более мягкой форме — при некоторых личностных особенностях.
Символическое мышление — мышление, при котором словам, знакам, предметам или событиям приписывается какой-либо особый, отвлеченный (не имеющий непосредственной родственной связи), а иногда просто случайный смысл, некое символическое значение.
Значение символов часто является сугубо личным, понятным лишь самому больному, иногда при этом оно может вступать в прямой конфликт с теми значениями, которые для тех же знаков/слов/предметов используют другие люди (например, больная для обозначения обычной расчески использует слово «прическа», так как «с ее помощью причесывают волосы»); иногда для одного и того же символа больной использует сразу несколько разных значений или многократно меняет его значения (поэтому создается впечатление о случайности при выборе приписываемых символу значений), что еще более затрудняет понимание символов окружающими.
Иногда больные придумывают собственные новые слова — неологизмы. Например, больная использует слово «эксквозочка» для обозначения своего причудливого головного убора. На основе неологизмов иногда развивается целый новый язык (криптолалия) или система шифрованной письма (криптография), понятные лишь одному автору. При этом в большинстве случаев слова или знаки в таких языках используются непоследовательно, отсутствует какая-либо стройная система значений, значения меняются в зависимости от минутного настроения, поэтому по прошествии некоторого времени разобрать их автор уже не в состоянии.
Символическое мышление может встречаться при шизофрении (особенно, случаи с наиболее нестандартным, неожиданным использованием символов), психоорганическом синдроме.
Психические расстройства и нарушения поведения в детско-подростковом возрасте. Таблицы
Основные понятия психопатологии
1. Симптом – признак нарушения какой-либо функции либо повреждения ткани, органа, системы органов
4. Продуктивные или позитивные психопатологические синдромы – клиническое проявление автономной активности определенной нейропсихологической структуры, наступающее вследствие повреждения высших интегративных и контролирующих механизмов психической деятельности
8. Эндогенные психопатологические синдромы – клиническое проявление психического расстройства, вызванного преимущественно наследственно-конституциональными факторами
11. Дизонтогенетические синдромы – психопатологические синдромы, возникающие вследствие нарушения психического созревания:
а) продуктивные дизонтогенетические синдромы – длительная фиксация ранних способов нервно-психического реагирования;
б) негативные дизонтогенетические синдромы – связаны с задержкой, замедлением или искажением психического созревания
2. Синдром – группа симптомов, имеющих общую природу, механизм развития и возникающих в одно и то же время
5. Дефицитарные или негативные психопатологические синдромы – клиническое проявление временного либо стойкого выпадения функции определенной нейропсихологической структуры
9. Эндоморфные психопатологические синдромы – клиническое проявление психического расстройства, внешне сходное с эндогенными психопатологическими синдромами, но вызванное иными причинами
12. Синдромы психического дефекта – проявления необратимого психического дефицита, возникшего в результате болезненного процесса
3. Симптомокомплекс:
а) группа симптомов, свойственных какому-либо расстройству, заболеванию;
б) все симптомы, выявленные у пациента на момент его обследования
6. Патокинез – определенный и связанный с природой расстройства порядок смены одного синдрома другим
7. Патогенез – механизм развития психопатологических синдромов (обычно имеются в виду нейрохимические и/или нейрофизиологические дисфункции)
10. Экзогенно—органические синдромы – проявление психического расстройства, вызванное преимущественно органическим повреждением головного мозга экстрацеребральной этиологии (механическая травма головного мозга, нейроинфекция, соматическая патология, нейроинтоксикация и т. п.)
13. Патологическое состояние – психическое или физиологическое расстройство, не связанное в своем развитии с каким-либо психическим заболеванием
14. Патологический процесс – психическое или физиологическое расстройство, непосредственно связанное в своем развитии с болезненным процессом
Основные понятия психопатологии
1. Регистр – диапазон психических расстройств, характеризующий определенную степень тяжести психического расстройства
3. Психотический регистр или уровень повреждения характеризуют:
4. Теория диссолюции психической деятельности Джексона. Основные положения:
2. Непсихотический регистр или уровень повреждения характеризуют:
3.1. радикальное искажение сознания происходящего в действительности;
4.1. психическая деятельность осуществляется иерархией нервно-психических центров, при этом активность нижележащих центров находится под контролем вышерасположенных инстанций;
2.1. способность к реалистическому отображению действительности;
2.2. адекватное социальное поведение;
3.2. наличие психических расстройств с содержанием, подменяющим картину действительности мнимой реальностью;
4.2. при повреждении вышерасположенных центров деятельность нижележащих не прекращается, она становится автономной, неуправляемой;
3.3. психотическая мотивация и нарушения социального поведения;
4.3. выпадению активности высших центров соответствует дефицитарная, а автономной активности нижерасположенных центров – продуктивная психопатологическая симптоматика;
2.3. критическая оценка имеющихся психических отклонений и нарушений поведения
3.4. отсутствие критической оценки имеющихся психических отклонений и нарушений поведения
4.4. клиническая структура психического расстройства определяется также скоростью, с какой происходит распад (диссолюция) психической деятельности
Психопатология в детском и подростково-юношеском возрасте
Дефиниции
Формы психического дизонтогенеза
Стадии психического созревания, по В.В. Ковалеву
1. Продуктивные психопатологические синдромы психического дизонтогенеза возникают:
1. Первазивное или фатальное, необратимое отставание психического созревания (умственное недоразвитие, умственная отсталость, олигофрения или генерализованное расстройство обучения)
1. Соматовегетативная стадия – с рождения до 3-летнего возраста. Выявляются синдромы олигофрении, невропатии, транссексуализма и трансролевой идентичности, нарушения развития речи (артикуляции, экспрессивной, импрессивной речи), невротическая анорексия, синдромы патологического фантазирования, патологического страха, младенческий спазм, пикнолепсия, ранние регрессивные синдромы, синдром детской неуклюжести, нарушения развития тонкой моторики
2. Замедление, в значительной степени обратимое отставание психического созревания – задержки психического развития (ЗПР), в частности семейная умственная отсталость или социально-педагогическая запущенность (СПЗ), специфические нарушения развития (СНР), психический и/или физический инфантилизм в разных его проявлениях
2. Психомоторная стадия – с 3–4 до 6–7 лет. Выявляются нарушения развития школьных навыков (чтения, письма, счета, рисования), синдромы уходов и бродяжничества, синдром гиперактивности с дефицитом внимания, тики, патологические привычки, синдромы раннего детского аутизма, регрессивные синдромы, тревожное расстройство разлуки и др.
1.1. в результате дисфункции созревания;
1.2. в виде длительной фиксации более ранних, преходящих по мере взросления способов нервно-психического реагирования
3. Акселерация – ускоренное, гармоническое либо дисгармоническое ускорение психического созревания: «чудо-дети», «дети-индиго», некоторая, по-видимому, относительно небольшая их часть является психиатрическими пациентами
3. Аффективная стадия – с 7 до 12 лет. Выявляются невротические расстройства (заикание, энурез, энкопрез, элективный мутизм), патологические страхи, депрессия, детские невротические состояния, патохарактерологические реакции, социальное тревожное расстройство, депрессия и др.
2. Негативные психопатологические синдромы психического дизонтогенеза возникают в результате:
4. Асинхрония, неравномерное психическое созревание (НПР) – чаще это психопатия, то есть отставание, задержка эмоционально-волевого и нравственного развития и большей частью нормальное развитие мнестико-интеллектуальных функций
4. Эмоционально—идеаторная стадия – с 12 до 16 лет. Выявляются гебоидный синдром, декомпенсация резидуально-органической недостаточности головного мозга, синдром дисморфофобии, синдром нервной анорексии, неврогенная булимия, патохарактерологические формирования личности, эндогенные психические заболевания и др.
2.3. искажения развития психических функций
5. Искажение психического созревания – синдромы раннего детского аутизма (также относится к первазивному расстройству), другие расстройства «аутистического спектра» – синдром Ретта, синдром Ландау-Клеффнера)
5. Юношеская стадия – с 16 до 20–21 года. Выявляются нарушения отождествления, ядерные и краевые психопатии, синдром односторонних увлечений и занятий, повышенный риск заболеваемости эндогенными психическими заболеваниями и др.
6. Регрессия – возвращение на пройденные ранее уровни нервно-психического реагирования
Психопатология детско-подросткового и юношеского возраста. Стадии психического созревания. Критические периоды развития в детско-подростковом возрасте
Стадии психического созревания, по Г.К. Ушакову
Критические периоды развития. Дефиниция: критическими являются периоды интенсивного созревания определенных психологических функций, наибольшей ранимости организма и головного мозга из-за различных повреждающих воздействий, а также наибольшего увеличения массы и объема головного мозга
1. Моторная – 1-й год после рождения
1. Первый критический период – до 0,5–1 года после рождения
2. Сенсомоторная – с 1 года до 3 лет
2. Второй критический период – с 2 до 3 лет
3. Аффективная – с 3 до 12 лет
3. Третий критический период – с 6 до 7 лет
4. Идеаторная – с 12 до 16 лет
4. Четвертый критический период – с 10 до 12 лет
5. Пятый критический период – с 14 до 16 лет
5. Юношеская – с 16 до 20 лет
Примечание: после 16 лет численность популяции нейронов и масса головного мозга не увеличиваются. По последним данным, число нейронов не увеличивается после рождения. По другим сведениям, однако, число нейронов и нейрональных контактов в лобно-гиппокампальных структурах, ответственных за эмоциональное и социальное поведение, может возрастать до 25 лет и позднее
Психопатологические синдромы, выявляемые преимущественно в детско-подростковом и юношеском возрасте
1. Умственная отсталость
9. Синдром детской неуклюжести (общее моторное недоразвитие)
17. Синдромы аффективной патологии
25. Расстройство отождествления
2. Синдромы невропатии
10. Нарушения развития артикуляции речи
18. Расстройства поведения (брутальное, агрессивное поведение в семье и за ее пределами)
26. Синдромы односторонних увлечений и интересов
3. Реактивное расстройство привязанности (ненадежная привязанность)
11. Системные невротические расстройства и общие детские неврозы
19. Синдромы уходов и бродяжничества
27. Нервная анорексия
4. Синдромы раннего детского аутизма
12. Нарушения, связанные с едой
20. Синдромы пограничной умственной отсталости
28. Неврогенная булимия
13. Расстройства в виде стереотипии
21. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания
29. Синдром дисморфофобии
6. Другое дезинтегративное расстройство (помимо синдрома Ретта)
14. Тики, синдром Туретта
22. Патохарактерологические реакции и формирования личности, синдромы психопатии
30. Гебоидный синдром
7. Диссоциативное расстройство идентичности (транссексуализм)
15. Расстройства развития экспрессивной, импрессивной речи, письма, чтения, счета, рисования
23. Синдромы патологического фантазирования
31. Синдромы нарушения самоосознавания
8. Нарушения полоролевой идентификации
16. Тревожные расстройства
24. Синдромы патологических страхов
32. Синдромы младенческих спазмов и пикнолепсия