Что является предметом и продуктом труда информационных технологий
7. Предмет труда информационной технологии
Технологический подход к информационной деятельности предполагает характеристику любого информационного учреждения как производственного, обеспечивающего создание определенных информационных продуктов и предоставление определенных информационных услуг. Соответственно этому область человеческой деятельности по удовлетворению потребностей общества в информации путем ее создания, переработки и распространения именуют информационным производством. При этом вид используемых информационных технологий определяет способ производства информационных продуктов и услуг, реализуемый в ходе производственного процесса. Разработчик любой АИС должен иметь представление не только о производственном процессе в целом, но и его составляющих, в частности, о предмете труда, технологических процессах, методах и средствах преобразования информации.
В технологических процессах информационного производства роль предмета труда играет информация. Под информацией понимаются сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний о них. Если получаемые сведения не отвечают этому условию, то они представляют собой информационный шум. Чтобы охарактеризовать предмет и продукт труда информационного производства, необходимо знать виды, структуру и свойства информации.
Информация может быть классифицирована по разным признакам. По сфере возникновения информацию подразделяют на элементарную (возникшую в неживой природе), биологическую (функционирующую в мире животных и растений) и социальную (создаваемую и используемую в человеческом обществе). В составе социальной информации выделяют массовую, специальную и личную информацию. Специальная информация, рассчитанная на различные круги специалистов, может быть представлена широким спектром ее видов. При выполнении курсовых и дипломных работ (проектов) объектом рассмотрения прежде всего являются такие ее разновидности, как научно-техническая информация (НТИ) и технико-экономическая информация (ТЭИ). Однако в зависимости от объекта проектирования в качестве предмета информационных технологий могут выступать и другие виды социальной информации. Так, создание справочных электронных документов ориентировано преимущественно на использование справочной информации, а создание электронных учебных документов – учебной информации. Проектирование сайтов предполагает в ряде случаев использование публицистической информации, представляющей собой разновидность массовой информации. Каждый из этих видов информации имеет свои особенности, распространяющиеся на технологию обработки, форму представления, требования к актуальности, точности, достоверности, полноте, оперативности получения и т. д.
По месту, занимаемому в производственном процессе, различают: входную, обрабатываемую, необрабатываемую, исходную, производную, промежуточную, результатную и выходную информацию. Входная информация в зависимости от ее состава может стать обрабатываемой или необрабатываемой (информационный шум). Входная обрабатываемая информация совместно с промежуточной информацией составляет исходную информацию. В результате обработки исходной информации создается производная информация, среди которой различают результатную информацию, представляющую собой конечный продукт, предназначенный для решения задач конечных пользователей, и промежуточную информацию. По месту возникновения информация может быть внешней (возникающей за пределами конкретной системы) и внутренней (возникающей в ее пределах).
Информация как предмет и продукт труда информационных технологий также может дифференцироваться и по другим признакам, в том числе:
1. По соответствию отражаемым объектам: достоверная; недостоверная.
2. По степени стабильности: условно-постоянная; переменная (оперативная, текущая).
3. По степени обработки : первичная, вторичная.
4. По форме представления : текстовая; графическая; табличная и др.
5. По содержанию : библиографическая; концептографическая; фактографическая; метаинформация.
6. По периодичности поступления: периодическая; непериодическая.
7. По роли в процессе обработки: нормативная; регламентирующая; справочная; расценочная и др.
8. По выполняемым функциям: бухгалтерская; финансовая; кадровая; маркетинговая; управленческая; учебная; оперативно-производственная и др.
9. По функциям управления: плановая; контрольная; регулирующая; аналитическая; учетная, отчетная.
10. По уровням управления: оперативная; тактическая; стратегическая.
Автоматизация любых технологических процессов предполагает формализованное представление как их структурных элементов, так и информации, являющейся предметом труда при реализации процессов сбора, обработки, хранения, поиска, передачи. Формализация информации характеризуется тем или иным уровнем адекватности создаваемого образа реальной действительности самой действительности.
Возможность автоматизации любого вида информационной деятельности в принципе определяется двумя факторами:
— характером обрабатываемой информации;
— характером труда по реализации задач и функций системы.
В составе обрабатываемой информации различают информацию четырех уровней структурируемости:
1) Жесткоструктурированная информация – это информация, формализованное представление которой не приводит к потере ее адекватности соответствующему объекту (процессу, явлению). К такой информации принято относить фактографическую информацию: учетно-статистическую, экономическую, финансовую и т. п.
2) Структурированная информация – это информация, формализованное представление которой связано с незначительными потерями ее адекватности соответствующему объекту (процессу, явлению). К такой информации принято относить научную, техническую, научно-техническую, нормативно-техническую, производственную информацию.
3) Слабоструктурированная информация – это информация, формализованное представление которой приводит к значительным потерям ее адекватности соответствующему объекту (процессу, явлению). К такой информации принято относить публицистическую, рекламную, научно-популярную информацию.
4) Неструктурированная информация – это информация, для которой в настоящее время не существует средств формализованного ее представления с приемлемым уровнем адекватности. К такой информации принято относить музыкальную, художественную, эстетическую информацию.
С этих позиций может быть в значительной степени определена возможность автоматизации того или иного информационного производства. С другой стороны, для этого большое значение имеет определение характера труда в различных технологических процессах. В составе информационной деятельности принято выделять алгоритмический, формально-логический и эвристический труд.
Алгоритмический труд – труд, который характеризуется однозначностью результата при однозначных исходных условиях и при выполнении его различными исполнителями. Примерами алгоритмического труда могут служить передача сообщений по каналам связи, компьютерный набор текста, ввод в систему уже подготовленных данных, хранение информации и т. п.
Формально-логический труд – труд, который характеризуется однозначностью результата при различных исходных условиях при выполнении его как одним и тем же, так и различными исполнителями. Примерами формально-логического труда могут служить разработка поискового образа запроса и стратегии поиска информации, отправка сообщения по различным каналам связи, научный анализ и синтез.
Эвристический труд – труд, который характеризуется многозначностью результатов при однозначных исходных условиях, в т. ч. при выполнении его одним и тем же исполнителем в различные промежутки времени. Примерами эвристического труда могут служить выбор способа графической иллюстрации статической зависимости, анализ информационных потребностей, принятие решений, анализ уровня продукции, прогнозирование.
Выделение этих видов труда позволяет установить возможность автоматизации той или иной сферы деятельности на основе диагностики содержания труда через последовательную декомпозицию информационного производственного процесса на технологические процессы, технологические операции, технологические и вспомогательные переходы.
Современное развитие информационных технологий позволяет в наибольшей степени автоматизировать алгоритмическую информационную деятельность путем создания фактографических автоматизированных информационных систем, обеспечивающих решение задач различных видов учета, оперативного управления. Автоматизация формально-логического труда связана с разработкой документальных и документально-фактографических АИС, которые направлены на обеспечение поиска и переработки информации (информационно-поисковые и информационно-решающие системы). Возможности автоматизации эвристического труда связаны в перспективе с созданием искусственного интеллекта и интеллектуальных информационных систем.
Информация, представленная в формализованном виде, пригодном для обработки, представляет собой данные. Накопление и обработка данных обеспечивает возможность предоставления пользователям информации. При проектировании автоматизированной обработки информации важное значение имеет знание ее структуры и свойств. Знание структуры и свойств информации может использоваться проектировщиком технологии автоматизированной обработки информации при установлении необходимого для решения задач конечного пользователя ее состава (прагматический аспект), раскрытия содержания (семантический аспект) и выбора способа представления информации вне зависимости от ее смысловых и потребительских свойств (синтаксический аспект).
В характеристике структуры научно-технической информации различают два взаимосвязанных аспекта: содержательный и формальный. По содержанию в структуре научно-технической информации выделяют факты, гипотезы, теории, концепции и др. В плане формальной структуры единицами научно – технической информации являются отдельные буквы, слова, фразы, смысловые фрагменты (аспекты содержания), блоки, произведения.
Структурными единицами технико-экономической информации являются реквизиты и показатели. Элементарными единицами технико-экономической информации, обладающими смысловым содержанием, являются реквизиты. Реквизиты отражают свойства объектов (процессов, явлений). Каждый реквизит характеризуется именем (наименованием), типом и значением. В зависимости от отображаемого ими свойства реквизиты делятся на реквизиты-признаки и реквизиты-основания. Реквизиты-признаки отражают качественные свойства объекта. Они могут быть выражены в алфавитной, алфавитно-цифровой или цифровой формах. Реквизиты-признаки могут быть предметом лишь логической обработки (сортировки, группировки, выборки и др.). Реквизиты-основания характеризуют количественные свойства объектов. Они выражаются в цифровой форме. Над ними могут выполняться как логические, так и арифметические операции. Примерами реквизитов-признаков такого объекта, как студент могут быть: Ф.И.О., название и код специальности, номер группы, пол, год рождения и т. д. Примерами реквизитов-оснований для этого объекта могут быть: возраст, успеваемость, посещаемость занятий и др. Совокупность реквизитов-признаков и реквизитов-оснований, отражающих свойства какого-либо объекта, представляет собой сообщение об объекте. Определенная совокупность логически связанных реквизитов-признаков и реквизитов-оснований, характеризующих конкретный объект с количественной и качественной стороны, называется показателем. Каждый показатель состоит из одного реквизита-основания и одного или нескольких реквизитов-признаков. На основе показателей строятся документы. Основными структурными единицами автоматизированной обработки информации являются записи, информационные массивы (файлы).
Свойства информации условно могут быть разделены на собственные и потребительские (аксиологические, прагматические). Наиболее важными собственными свойствами информации являются: содержательность (наличие смысла, значения), целесообразность (способность информации оказывать воздействие на поведение отдельных людей, социальных групп, общества в целом), неаддитивность (прибавление информации к уже имеющейся не увеличивает ее суммарное количество на величину прибавленной), некоммуникативность (зависимость суммарного количества полученной информации от последовательности получения информационных сообщений), неассоциативность (зависимость количества полученной информации от конкретных сочетаний поступивших информационных сообщений), независимость содержания информации от формы и способа ее фиксации и представления (независимость плана содержания от плана выражения), устаревание (уменьшение ценности) со временем. К потребительским свойствам информации относятся: неэквивалентность количества и качества (ценности, полезности) информации, неисчезаемость информации при ее использовании, независимость ценности информации для потребителя от количества затрат на ее получение. При этом с понятием ценности информации тесно связаны такие ее свойства, как актуальность, точность, полнота, глубина, достоверность, надежность, доказательность, новизна, оперативность, удобство формы представления и др. Именно с позиций этих свойств формируются требования к информации как исходному ресурсу, сырью информационного производства.
Информация как предмет и продукт труда информационных технологий
Информация как предмет и продукт труда информационных технологий также может дифференцироваться и по другим признакам, в том числе:
Автоматизация любых технологических процессов предполагает формализованное представление как их структурных элементов, так и информации, являющейся предметом труда при реализации процессов сбора, обработки, хранения, поиска, передачи. Формализация информации характеризуется тем или иным уровнем адекватности создаваемого образа реальной действительности самой действительности.
Возможность автоматизации любого вида информационной деятельности в принципе определяется двумя факторами:
— характером обрабатываемой информации;
— характером труда по реализации задач и функций системы.
В составе обрабатываемой информации различают информацию четырех уровней структурируемости:
1) Жесткоструктурированная информация – это информация, формализованное представление которой не приводит к потере ее адекватности соответствующему объекту (процессу, явлению). К такой информации принято относить фактографическую информацию: учетно-статистическую, экономическую, финансовую и т.п.
2) Структурированная информация – это информация, формализованное представление которой связано с незначительными потерями ее адекватности соответствующему объекту (процессу, явлению). К такой информации принято относить научную, техническую, научно-техническую, нормативно-техническую, производственную информацию.
3) Слабоструктурированная информация – это информация, формализованное представление которой приводит к значительным потерям ее адекватности соответствующему объекту (процессу, явлению). К такой информации принято относить публицистическую, рекламную, научно-популярную информацию.
4) Неструктурированная информация – это информация, для которой в настоящее время не существует средств формализованного ее представления с приемлемым уровнем адекватности. К такой информации принято относить музыкальную, художественную, эстетическую информацию.
С этих позиций может быть в значительной степени уже определена возможность автоматизации того или иного информационного производства. С другой стороны, для этого большое значение имеет определение характера труда в различных технологических процессах. В составе информационной деятельности принято выделять алгоритмический, формально-логический и эвристический труд.
Алгоритмический труд – труд, который характеризуется однозначностью результата при однозначных исходных условиях и при выполнении его различными исполнителями. Примерами алгоритмического труда могут служить передача сообщений по каналам связи, компьютерный набор текста, ввод в систему уже подготовленных данных, хранение информации и т.п.
Формально-логический труд – труд, который характеризуется однозначностью результата при различных исходных условиях при выполнении его как одним и тем же, так и различными исполнителями. Примерами формально-логического труда могут служить разработка поискового образа запроса и стратегии поиска информации, отправка сообщения по различным каналам связи, научный анализ и синтез.
Эвристический труд — труд, который характеризуется многозначностью результатов при однозначных исходных условиях, в т.ч. при выполнении его одним и тем же исполнителем в различные промежутки времени. Примерами эвристического труда могут служить выбор способа графической иллюстрации статической зависимости, анализ информационных потребностей, принятие решений, анализ уровня продукции, прогнозирование.
Выделение этих видов труда позволяет установить возможность автоматизации той или иной сферы деятельности на основе диагностики содержания труда через последовательную декомпозицию информационного производственного процесса на технологические процессы, технологические операции, технологические и вспомогательные переходы.
Современное развитие информационных технологий позволяет в наибольшей степени автоматизировать алгоритмическую информационную деятельность путем создания фактографических автоматизированных информационных систем, обеспечивающих решение задач различных видов учета, оперативного управления. Автоматизация формально-логического труда связана с разработкой документальных и документально-фактографических АИС, которые направлены на обеспечение поиска и переработки информации (информационно-поисковые и информационно-решающие системы). Возможности автоматизации эвристического труда связаны в перспективе с созданием искусственного интеллекта и интеллектуальных информационных систем.
Информация, представленная в формализованном виде, пригодном для обработки, представляет собой данные. Накопление и обработка данных обеспечивает возможность предоставления пользователям информации. При проектировании автоматизированной обработки информации важное значение имеет знание ее структуры и свойств. Знание структуры и свойств информации может использоваться проектировщиком технологии автоматизированной обработки информации при установлении необходимого для решения задач конечного пользователя ее состава (прагматический аспект), раскрытия содержания (семантический аспект) и выбора способа представления информации вне зависимости от ее смысловых и потребительских свойств (синтаксический аспект).
В характеристике структуры научно – технической информации различают два взаимосвязанных аспекта: содержательный и формальный. По содержанию в структуре научно – технической информации выделяют факты, гипотезы, теории, концепции и др. В плане формальной структуры единицами научно – технической информации являются отдельные буквы, слова, фразы, смысловые фрагменты (аспекты содержания), блоки, произведения.
Структурными единицами технико – экономической информации являются реквизиты и показатели. Элементарными единицами технико – экономической информации, обладающими смысловым содержанием, являются реквизиты. Реквизиты отражают свойства объектов (процессов, явлений). Каждый реквизит характеризуется именем (наименованием), типом и значением. В зависимости от отображаемого ими свойства реквизиты делятся на реквизиты – признаки и реквизиты – основания. Реквизиты – признаки отражают качественные свойства объекта. Они могут быть выражены в алфавитной, алфавитно-цифровой или цифровой формах. Реквизиты – признаки могут быть предметом лишь логической обработки (сортировки, группировки, выборки и др.). Реквизиты – основания характеризуют количественные свойства объектов. Они выражаются в цифровой форме. Над ними могут выполняться как логические, так и арифметические операции. Примерами реквизитов – признаков такого объекта, как студент могут быть Ф.И.О., название и код специальности, номер группы, пол, год рождения и т.д. Примерами реквизитов – оснований для этого объекта могут быть: возраст, успеваемость, посещаемость занятий и др. Совокупность реквизитов – признаков и реквизитов – оснований, отражающих свойства какого-либо объекта, представляет собой сообщение об объекте. Определенная совокупность логически связанных реквизитов – признаков и реквизитов – оснований, характеризующих конкретный объект с количественной и качественной стороны, называется показателем. Каждый показатель состоит из одного реквизита – основания и одного или нескольких реквизитов – признаков. На основе показателей строятся документы. Основными структурными единицами автоматизированной обработки информации являются записи, информационные массивы (файлы).
Свойства информации условно могут быть разделены на собственные и потребительские (аксиологические, прагматические). Наиболее важными собственными свойствами информации являются: содержательность (наличие смысла, значения), целесообразность (способность информации оказывать воздействие на поведение отдельных людей, социальных групп, общества в целом, неаддитивность (прибавление информации к уже имеющейся не увеличивает ее суммарное количество на величину прибавленной), некоммуникативность (зависимость суммарного количества полученной информации от последовательности получения информационных сообщений), неассоциативность (зависимость количества полученной информации от конкретных сочетаний поступивших информационных сообщений), независимость содержания информации от формы и способа ее фиксации и представления (независимость плана содержания от плана выражения), устаревание (уменьшение ценности) со временем. К потребительским свойствам информации относятся: неэквивалентность количества и качества (ценности, полезности) информации, неисчезаемость информации при ее использовании, независимость ценности информации для потребителя от количества затрат на ее получение. При этом с понятием ценности информации тесно связаны такие ее свойства, как актуальность, точность, полнота, глубина, достоверность, надежность, доказательность, новизна, оперативность, удобство формы представления и др. Именно с позиций этих свойств формируются требования к информации как исходному ресурсу, сырью информационного производства.
Введение в информационные технологии
1.1. Понятие информационной технологии, ее свойства. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества
Современное развитие общества приводит к возрастанию объема и усложнению задач, решаемых в области организации производства, процессов планирования и анализа, финансовой работы, связей с поставщиками и потребителями продукции, оперативное управление которыми невозможно без организации современной автоматизированной информационной технологии.
Информационный | Представляет собой процесс описания принципов и методов производства |
Социальный | Это кадры и их организация в процессе производства |
Инструментальный | Это орудия труда, посредством которых реализуется производство |
Единство понятий «технология» и «информационная технология» заключается, прежде всего, в том, что в основе и той и другой лежит процесс, под которым понимается определенная совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. При этом любой технологический процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализовываться с помощью совокупности различных методов и средств.
Методами информационных технологий являются методы обработки и передачи информации.
Сравнение технологии материального производства и информационной технологии приведено в табл. 1.1.
В целом можно выделить основные особенности информационных технологий ( рис. 1.1):
Информационная технология направлена на целесообразное использование информационных ресурсов и снабжение ими всех элементов организационной структуры. Информационные ресурсы являются исходным «сырьем» для системы управления любой организации, учреждения, предприятия, а конечным продуктом является принятое решение. Принятие решения в большинстве случаев осуществляется в условиях недостатка информации, поэтому степень использования информационных ресурсов во многом определяет эффективность работы организации.
Основная цель информационной технологии достигается за счет:
Информационная технология справляется с существенным увеличением объемов перерабатываемой информации, ведет к сокращению сроков ее обработки и является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов в управлении.
Автоматизированная информационная технология непосредственно связана с особенностями функционирования предприятия или организации.
Выбор стратегии организации автоматизированной информационной технологии определяется следующими факторами:
Основополагающим фактором для построения автоматизированной информационной технологии с привязкой ее к принятой модели управления и существующей информационной инфраструктуре является область функционирования экономического объекта, в соответствии с которой предприятия и организации можно разделить на группы, представленные в табл. 1.2.
Область функционирования предприятия или организации | Тип предприятия или организации в соответствии с производственно-хозяйственной или иной деятельностью |
---|---|
Органы власти | Местные, |
региональные; | |
федеральные | |
Государственные службы | Налоговые органы; |
органы социального обеспечения; | |
органы социального страхования; | |
органы медицинского страхования; | |
пенсионный фонд; | |
таможенные службы; | |
государственные нотариальные конторы; | |
арбитражные органы и другие | |
Государственные учреждения | Здравоохранение; |
образовательные учреждения | |
Сфера услуг | Банки; коммерческие страховые органы; |
клиринговые учреждения; | |
торгово-посреднические фирмы; | |
туризм; | |
консалтинговые фирмы; | |
лизинговые компании; | |
рекламные агентства; | |
факторинговые фирмы; | |
аудиторские фирмы и другие | |
Транспортная система | Железнодорожный транспорт; |
автомобильный транспорт; | |
водный транспорт; | |
воздушный транспорт; | |
трубопроводный транспорт | |
Предприятия связи | Объединенные; |
специализированные | |
Производственные предприятия, которые классифицируются по следующим признакам: | Отраслевой и предметной специализации предприятий и организаций; |
административно-хозяйственной принадлежности предприятия; | |
структурой производства; | |
мощностью производственного потенциала; | |
>типом производства; | |
типам хозяйственных объединений предприятий |
В свою очередь производственные предприятия, имеющие специфику промышленной деятельности, можно классифицировать по шести основным классификационным признакам, представленным на рис. 1.2.
В зависимости от требований по решению задач управления экономическим объектом формируется технологический процесс обработки информации в организациях и на предприятиях различного типа. При этом при внедрении автоматизированных информационных технологий основными критериям являются величина предприятия и область функционирования, в зависимости от которых делается выбор программно-аппаратного обеспечения для решения конкретных функциональных задач, на основе которых принимаются соответствующие управленческие решения.
На малых предприятиях различных сфер деятельности автоматизация информационной технологии, как правило, связана с автоматизацией задач бухгалтерского учета, накоплением информации по отдельным видам бизнес-процессов, созданием информационных баз данных по направленности деятельности фирмы и организации телекоммуникационной среды для связи пользователей между собой и с другими предприятиями и организациями.
В средних предприятиях большое значение для управленческого звена играет организация электронного документооборота и привязка его к конкретным бизнес-процессам. Для таких предприятий характерно расширение круга решаемых функциональных задач, связанных с деятельностью фирмы, организация автоматизированных хранилищ и архивов информации, которые позволяют накапливать документы в различных форматах, предполагают наличие их структуризации, возможностей поиска, защиты информации от несанкционированного доступа и т. д.
На крупных предприятиях автоматизированная информационная технология строится на базе современного программно-аппаратного комплекса, включающего телекоммуникационные средства связи, многомашинные комплексы, развитую архитектуру «клиент- сервер «, применение высокоскоростных корпоративных вычислительных сетей.
Непременным условием повышения эффективности производственных, экономических, управленческих и других процессов, происходящих на предприятиях, в учреждениях и организациях, является информационная технология, обладающая гибкостью, мобильностью и адаптивностью к внешним воздействиям.
Информационная технология предполагает умение грамотно работать с информацией, программными продуктами и вычислительной техникой. Эффективность функционирования информационной технологии определяется ее основными свойствами, к которым относятся следующие, представленные на рис. 1.3.
Наличие компонентов и структуры.
Структура конкретной автоматизированной информационной технологии для своей реализации предполагает наличие трех основных взаимосвязанных составляющих:
Комплекс технических средств (КТС) | состоящий из средств вычислительной, коммуникационной и организационной техники |
---|---|
Программные средства | состоящие из общего (системного), прикладного (программ для решения функциональных задач специалистов) и инструментального программного обеспечения (алгоритмических языков, систем программирования, языков спецификаций, технологии программирования и т. д.) |
Система организационно-методического обеспечения | включающая нормативно-методические и инструктивные материалы по организации работы управленческого и технического персонала конкретной ИТ |
Взаимодействие с внешней средой предполагает организацию взаимосвязи информационной технологии с объектами управления, внешними предприятиями, организациями, включая потребителей и поставщиков продукции, финансово-кредитные органы и т. д. Взаимодействие информационных технологий различных экономических объектов организуется посредством программных и технических средств автоматизации.
Целостность. Информационная технология является целостной системой, способной решать задачи, не свойственные ни одному из ее компонентов.
Применение автоматизированных информационных технологий позволило представить в формализованном виде, пригодном для практического использования, концентрированное выражение научных знаний и практического опыта для реализации и организации социальных процессов. При этом предполагается экономия затрат труда, времени и других материальных ресурсов, необходимых для осуществления этих процессов. Поэтому автоматизированные информационные технологии играют важную стратегическую роль, которая постоянно возрастает. Можно выделить семь основных направлений, по которым информационная технология оказывает непосредственное влияние на развитие экономики и общества.
Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.
Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов и т. д.
Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества.
Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а, главным образом, информация и научные знания. В настоящее время в большинстве развитых стран большая часть занятого населения в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и, поэтому, вынуждена осваивать и практически использовать соответствующие этим процессам информационные технологии.
Информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий.
Объясняется это тем, что информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, «интеллектуальные» функции этих технологий. Характерными примерами являются системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т. п.
Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации.
В дополнение к ставшим уже традиционными средствами связи (телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой современного общества, так как они не только создают большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового общества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете.
Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры.
Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках и мультимедиатехнологии становятся привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования. Использование обучающих информационных технологий оказалось весьма эффективным методом и для систем самообразования, продолженного обучения, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров.
Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний.
На смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии.
Современные методы получения и накопления знаний базируются на теории искусственного интеллекта, методах информационного моделирования, когнитивной компьютерной графики, позволяющих найти решения плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и нечеткими исходными данными.
Использование информационных технологий может оказать существенное содействие в решении глобальных проблем человечества и, прежде всего, проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации.
Именно методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить уже сегодня возможность прогнозирования многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, а также в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных техногенных аварий, представляющих повышенную опасность для общества.