Что является предметом измерения в заданиях по читательской грамотности

Практическое занятие «Формирование читательской грамотности»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Разработка заданий по формированию читательской грамотности».

Выполнила :Стукалова Н.В.

Цель: разработка заданий, направленных на развитие читательской грамотности обучающихся

Задание. Прочитай текст. Ответь на вопросы и выполни задание.

Родной язык любого народа — это душа нации, первостепенный и наиболее очевидный её признак. В языке и через язык выявляется национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества. Высокая культура устной и письменной речи, умение пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, его стилистическим многообразием — это самая лучшая опора и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности.

Культура речи предполагает общую высокую культуру человека, его любовь к родному языку, нетерпимое отношение к его искажению и обеднению. Известно, что язык принадлежит всем вместе и каждому в отдельности, и каждый говорящий и пишущий — не только послушный раб, но и полновластный хозяин своей речи. Будучи важнейшим средством человеческого общения, язык развивается и живёт также по собственным внутренним законам, не подчиняться которым мы не можем. Именно поэтому культура родного языка — это и личное дело каждого, и одновременно общее дело всех.

Когда мелеют реки и вырубаются леса, человек создаёт искусственные водоёмы и озёра, проводит лесопосадки и сооружает плотины.

Совершенно не то в языке. Словарные и стилевые отмели, пересохшие живые ручьи здесь не спасти никакими запрудами: искусственное в языке всегда оборачивается искусственностью, ведёт к безжизненности, к угасанию мысли. Поиски живых родников народной речи, расчищение засыпанных или забытых колодцев, обращение к вековым богатствам национальной традиции — таков путь сбережения и обновления святыни родного языка, которую мы передаём своим потомкам.

От творческого, бережного обращения к языку каждого из нас во многом зависит настоящее и будущее отечественной культуры. (По Л. Скворцову )

1.Что предполагает культура речи? (2 балла)

2.Дополни предложение, используя информацию текста. (2 балла)

Словарные и стилевые отмели, пересохшие живые ручьи здесь не спасти никакими запрудами: __________________________________________________

3.Отметь знаком Х правильный вариант ответа. (1 балл)

Родной язык любого народа – это

…его историческая память, воплощенная в слове

…это душа нации, первостепенный и наиболее очевидный её признак.

…склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность

4.Как ты понимаешь, что значит «…культура родного языка — это и личное дело каждого, и одновременно общее дело всех».

Отметь знаком Х правильный вариант ответа. (1 балл)

«Родной язык любого народа — это душа нации, первостепенный и наиболее очевидный её признак.»

«…язык развивается и живёт также по собственным внутренним законам, не подчиняться которым мы не можем».

5.Докажи, что «От творческого, бережного обращения к языку каждого из нас во многом зависит настоящее и будущее отечественной культуры. ». (3 балла)

7.Подбери к словам по одному синониму и по одному антониму. (4 балла)

8.Рассмотри фотографию «Проведение собеседования при приеме на работу».

Как культура устной и письменной речи может повлиять на решение работодателя (положительное, отрицательное)?

Что является предметом измерения в заданиях по читательской грамотности. Смотреть фото Что является предметом измерения в заданиях по читательской грамотности. Смотреть картинку Что является предметом измерения в заданиях по читательской грамотности. Картинка про Что является предметом измерения в заданиях по читательской грамотности. Фото Что является предметом измерения в заданиях по читательской грамотности

Приведи по 2 примера (используя информацию из текста), сделай свои предложения. (8 баллов)

Критериальная таблица оценивания

В задании проверяется умение находить необходимую информацию.

2 балла – за полный ответ без ошибок;

1 балл – за полный ответ с ошибками/ за неполный ответ;

0 баллов – за неправильный ответ/за отсутствие ответа.

В задании проверяется умение быстро просматривать текст и находить в тексте конкретные сведения, факты заданные в явном виде.

2 балла – за написанное без ошибок предложение, которое соответствует содержанию текста;

0 баллов – за предложение, которое не соответствует содержанию текста.

В задании проверяется умение находить необходимую информацию, перефразированную в вопросе. Задание дает 1 балл.

0 баллов – ученик отметил несколько вариантов ответа.

В задании проверяется умение понимать:

1)прямое значение слова;

2)находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

Задание дает 1 балл.

0 баллов – ученик отметил оба варианта ответа.

В задании проверяется умение:

1)понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и знания, полученные на других предметах;

2)находить аргументы, подтверждающие высказывание.

3 балла – за полный ответ без ошибок;

2 балла – за полный ответ с ошибками/за неполный ответ без ошибок;

1 балл – за неполный ответ с ошибками;

0 баллов – за неправильный ответ/за отсутствие ответа.

В задании проверяется умение:

1)соотносить заключенную в тексте информацию с информацией из других источников/личным опытом;

2)находить аргументы, подтверждающие высказывание.

3 балла – за полный ответ без ошибок;

2 балла – за полный ответ с ошибками/за неполный ответ без ошибок;

1 балл – за неполный ответ с ошибками;

0 баллов – за неправильный ответ/за отсутствие ответа

В задании проверяется умение:

1)понимать прямое значение слова;

4 балла – по 1 баллу за каждый синоним и за каждый антоним.

Не учитываются ошибки в правописании и в употреблении вида глагола.

В задании проверяется умение понимать информацию. Представленную разными способами: словесно и виде рисунка.

8 баллов – по 2 балла за каждый пункт (1 балл – правописание, 1 балл – содержание).

При проверке следует учесть, что задание носит творческий характер и ответы учеников выходят за рамки содержания текста.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Методические рекомендации «Диагностика читательской грамотности»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Диагностика читательской грамотности.

Максимова Галина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 156 с углубленным изучением информатики Калининского района г. Санкт-Петербурга

Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность — один из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) общего образования. Не случайно в примерных основных образовательных программах начального и основного общего образования предлагаются отдельные метапредметные программы для обучения чтению.

После начальной школы обучение чтению заканчивается, и оно должно начать плавный переход в чтение для обучения. Успешность этого перехода и формирование трёх аспектов читательского умения, обеспечат основы послешкольного образования и самообразования, основным источником которого являются письменные тексты. И это первоочередная задача школы. Очень хорошо, если родители будут принимать активное участие в данном виде деятельности.

Проверить читательскую грамотность можно по трём параметрам, рассматривая умения школьников.

Найти и извлечь информацию, заданную в явном виде, сформулировать суть основных частей текста, сделать простой вывод на основе прочитанного, продемонстрировать понимание текста, высказать свою точку зрения, обосновав её фрагментами из текста.

Обобщить информацию, расположенную в различных частях текста, соотнести текст со своим жизненным опытом, осуществить его критический анализ…

Рефлексия и оценка

Понять и осмыслить сложный текст, оценить представленную информацию, сформулировать на её основе гипотезу и выводы и т.п.

В качестве заданий можно предложить различные тексты: фрагменты художественных произведений и личные письма, газетные, журнальные статьи и рекламные объявления, инструкции, деловые документы и товарные ярлыки, рекламные буклеты и расписания движения транспорта… И информация в них представляется не только в текстовом виде, но и в других формах: рисунки, таблицы, схемы, графики, карты, диаграммы и т.п.

Результаты диагностики помогут педагогическим коллективам для дальнейшего взаимодействия учителей разных предметов в обучении чтению.

Содержание текстов, используемых для диагностики, должны соответствовать возрастным особенностям учащихся и находится в сфере их познавательных интересов. При отборе контекста необходимо предусмотреть возможность конструирования заданий, ориентированность на реальные жизненные ситуации. Задания по работе с текстами направлены на проверку трех групп умений:

Общая ориентация в тексте.

Глубокое понимание текста.

Оценка и применение информации из текста в учебно-практических задачах.

Задания для проверки общей ориентации в тексте предполагают поиск и выделение информации, представленной в явном виде, например:

приводить фрагменты текста, подтверждающие определенное высказывание;

определять значение терминов из текста;

сопоставлять информацию из разных частей текста (сопоставлять информацию, представленную в разных знаковых системах — текст и рисунки или фотографии; описывать на основе текста значение графических символов);

устанавливать в тексте последовательность действий (определять последовательность событий в тексте, ранжировать объекты на основе информации из текста).

Задания для проверки глубокого понимания текста требуют обобщения и интерпретации информации, представленной в тексте, преобразования информации из одной знаковой системы в другую. Здесь могут проверяться следующие умения:

выделять главную мысль отдельных частей текста;

делать выводы на основе информации из текста, интерпретируя использованные в тексте выразительные языковые средства;

преобразовывать информацию из текста в схему и наоборот;

ранжировать, группировать или классифицировать объекты, описанные в тексте;

выделять информацию, не соответствующую содержанию текста и т. п.

Задания для проверки умений оценивать и применять информацию из текста в учебно-практических задачах предполагают анализ ситуаций с применением знаний из информационных блоков текста, а также создание текстов оценочного характера. Отличительной чертой этой группы заданий является их конструирование на основе внетекстовых ситуаций.

В нашей школе мы проводили диагностику читательской грамотности учащихся 7-х классов.

Для учащихся 7-х классов базовым умением является умение определять тему и основную мысль текста. Результаты диагностики показали, что обучающиеся лучше справлялись с заданием, если нужно было выстроить последовательность событий, и хуже, если задание требовало восстановить последовательность описаний. Описание как тип речи наиболее востребовано в учебной литературе, поэтому умение определять правильную последовательность элементов описания в тексте должно стать объектом внимания учителя-предметника.

При выполнении заданий, определяющих умение выделять главную мысль текста, семиклассники показали, что с художественными текстами учащиеся справлялись лучше. Тема текста-повествования меньше затрудняет обучающихся, а основная тема текста-описания воспринимается учащимися хуже.

Интересными оказались задания по определению лексического значения слова по контексту.

Успешно его выполнили только учащиеся с высоким уровнем читательской подготовки, т.к. семиклассники в жизни еще не встречались с данными словами.

Прочитайте текст.
«Главная ценность чая в содержащемся в нем алкалоиде — кофеине (до 4% от сухой массы). Он воздействует на центральную нервную систему, усиливает сердечную деятельность, в больших количествах кофеин вызывает бессонницу, боли в сердце».
Лексическое значение слова «экспортировать» обучающийся мог определить через значение однокоренного слова «экспортер»: «За последние 100 лет мировое производство чая возросло в 30 раз. Крупнейшими его экспортерами на сегодняшний день являются Индия, Китай, Шри-Ланка, Япония».

При чтении текста вам встретились слова «экспортировать» и «алкалоид». По содержанию текста можно определить их значение. Установите соответствие между словом и его толкованием: для каждого слова из первого столбца найдите верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное цифрой.

На уроках литературы учителю важно умение учащихся понимать метафоры, т.к. понимание переносного значения слов часто является ключом к пониманию художественного текста. Поэтому было интересно понимать уровень сформированности данного умения у учащихся. Предлагалось учащимся задание по работе с метафорами (с выбором одного ответа из четырех предложенных). Результативность выполнения задания зависела от ряда условий — понимания лексического значения всех слов в предложенном фрагменте и глубины понимания авторского текста.

Учителя русского языка и литературы пришли к выводу, что для повышения результативности выполнения подобных заданий является систематическая работа по обогащению словаря учащихся, лексическая работа над толкованием значения слов (даже самых распространенных) и их функционированием в речи.

Наиболее трудным для семиклассников оказалось задание на определение психологического состояния героя, обнаружить доводы для подтверждения выдвинутых тезисов оказалось учащимся незатруднительно, но трудностью стало для многих, дать развернутый ответ. При анализе художественного текста следует больше внимания уделять работе с лексикой. По данным диагностики, внимание к слову, его оттенкам, его роли в художественном тексте проявили лишь учащиеся с высоким уровнем читательских умений.

Источник

Доклад по литературе «Читательская грамотность»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Читательская грамотность: понятие, уровни, проверка, возрастные нормы и оценки

Если ранее умение читать, которому обучали в начальной школе, считалось достаточным для получения информации из текста, то современные представления о процессе чтения включают совокупность навыков, совершенствующихся на протяжении всей жизни. Читательская грамотность помогает человеку критически относиться к полученным знаниям, легче ориентироваться в политических и финансовых институтах, обогащать личную жизнь и эффективно заниматься самообразованием.

Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study).В настоящее время под этим понятием подразумевается более прикладное умение оперировать с текстами. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. У развитого читателя сформированы 2 большие группы навыков: способность получать из текста информацию и строить на ее основе суждения; умение построения логических выводов и оценки на основе личных знаний. Последний навык предполагает большую самостоятельность мышления и воображения.

Что является предметом измерения в заданиях по читательской грамотности. Смотреть фото Что является предметом измерения в заданиях по читательской грамотности. Смотреть картинку Что является предметом измерения в заданиях по читательской грамотности. Картинка про Что является предметом измерения в заданиях по читательской грамотности. Фото Что является предметом измерения в заданиях по читательской грамотности

Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов: беглое чтение; толкование текста в буквальном смысле; оценка языка и формы сообщения; поиск информации и ее извлечение; преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией. Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, видеть «зазоры» между авторским изложением мыслей.

Что является предметом измерения в заданиях по читательской грамотности. Смотреть фото Что является предметом измерения в заданиях по читательской грамотности. Смотреть картинку Что является предметом измерения в заданиях по читательской грамотности. Картинка про Что является предметом измерения в заданиях по читательской грамотности. Фото Что является предметом измерения в заданиях по читательской грамотности

Текст для проверки читательской грамотности может быть 2 типов: сплошной (описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция) и не сплошной. В последнем случае включаются различные виды изображений (иллюстрации, таблицы, графики, карты, заполненные формы). Визуальные материалы могут быть предложены и отдельно. По стилю применяют тексты следующих видов: научные; деловые; художественные; технические; публицистические и другие. Чаще всего для диагностики читательской грамотности используются повествования, объяснения и описания. Наиболее важными качественными параметрами текстов являются их последовательность и связность. Сложность текста и вопросов выбирается в зависимости от возрастной категории. Заданием для второклассников может быть короткий рассказ о лесном животном, в котором нужно: определить, о ком идет речь; найти причину какого-либо явления и подчеркнуть ее в тексте; отметить, в каком типе источников можно найти подобного рода текст (сборник сказок, книга рассказов о животных, энциклопедия). Для учащихся четвертых классов предоставляется информационное описание из области естественных наук. Часть знаний из такого текста уже известна детям из школьной программы. Ученику для решения поставленной задачи может понадобиться соединить ранее полученные знания с новыми, которые неявным образом изложены в повествовании.

При проведении исследования в заданиях также учитывается цель чтения. В соответствии с ней подбирается определенный вид текста. Таких целей насчитывают несколько: личные (письма, произведения художественной литературы, жизнеописания); общественные (официальные документы, новости); рабочие (инструкции, правила); образовательные (научно-популярные тексты, учебная литература).

Задания для диагностики читательской грамотности предлагаются в 2 основных форматах – в виде тестов с готовыми ответами на выбор и свободно конструируемые, в которых нет ограничений по форме и содержанию ответов. Последние помогают лучше оценить когнитивную деятельность учащихся. Задания со свободным изложением оцениваются по политомической системе. Итоговый балл зависит от того, насколько полно дан ответ. Читательская грамотность оценивается дифференцированно для верного, частично правильного и неверного решения.

Чтобы получить определенную информацию из текста, необходимую для решения задания, необходима выработка следующих навыков: беглое чтение; выделение той части текста, где содержится ответ; установление взаимосвязи между деталями вопроса и текста. Взаимосвязь между заданием и ответом может быть буквальная (дословная) и косвенная (синонимическая). Примером первого типа служит нахождение времени или места действия в тексте. Поиск в синонимическом виде является более сложным, и такие задания предлагают учащимся в более старшем возрасте. Чтобы решить данную задачу, читатель должен уметь относить схожие явления к одной категории или, наоборот, выявлять различия между аналогичными понятиями. Сложность такого рода заданий определяется также объемом текста (количеством страниц) и размером сообщения, которое нужно найти.

Интегрирование и интерпретация

Одной из составляющих диагностической работы по читательской грамотности является оценка способности учащегося истолковывать прочитанное. Самым простым заданием данного типа служит выявление главной темы. Такая деятельность требует от читателя определения иерархии изложенных автором мыслей, отделение главного от второстепенного. Для понимания общего смысла текста учащийся должен также уметь связывать отдельную информацию (интегрировать ее) и понимать ее внутренний смысл, который не сообщается напрямую. Интерпретация заключается в способности выполнения следующих умственных действий: составление выводов; краткое формулирование главных мыслей автора; составление умозаключения о каких-либо событиях; определение причинно-следственных связей. Все эти умения помогают выработать целостное понимание информации, заключающейся в тексте. В практическом плане это может выражаться в следующих заданиях: написать вступление к тексту; придумать название; объяснить, для чего приложен рисунок, значение одного из эпизодов; восстановить данные в таблице по информации из текста; составить характеристику главному герою повествования и другие задачи.

Осмысливание и оценка

Оценка текста связана со знаниями и опытом, которые у учащегося были до его прочтения. Такая деятельность предполагает сравнение, противопоставление или составление предположений. В большинстве случаев ответы должны быть в произвольной форме, а задания заключаются в следующем: высказать свою точку зрения по какому-либо вопросу; согласиться или не согласиться с предлагаемым утверждением; определить задачи автора в тексте или его отношение к главному герою; оценить, достигнута ли автором цель при использовании данного типа построения повествования. Выработка этих навыков способствует тому, что у учащегося вырабатывается критический анализ полученной информации и выявление предвзятого суждения автора текста.

Формирование читательской грамотности

Ее, как и другие умения, можно развивать. Так как часть вопросов предполагает логические умозаключения, то улучшение логического мышления и его скорости также способствует этому процессу. На основе международных тестов разработаны методические пособия, составленные для учеников различного возраста по отечественной художественной и естественно-научной литературе. В качестве самостоятельных развивающих приемов в отношении любого текста, соответствующего возрастной группе, можно использовать следующие: определить, в каком месте учебника (или другой книги) словесно описывается объект, изображенный на рисунке; составить вопросы к повествованию; написать свое суждение по основной мысли автора текста; выделить ключевые фразы, расположить их в логической последовательности, сделать по ним рассказ; разработать план текста; сделать таблицу или схему по изученной информации; найти логическую ошибку в повествовании; упростить текст, сделать его короче без потери основного смысла; составить кроссворд по прочитанному.

При диагностике умений выделяют 3 уровня читательской грамотности: Низкий. Ученик не воспринимает чувства автора, изложенные письменно, мысли и знания. Отсутствует способность к самообразованию. Средний. Для получения сообщений из текста и построения собственных суждений ученику требуется определенная помощь педагога. Особенно это касается той информации, которая противоречит предыдущему жизненному опыту. Данный уровень характерен для читателей, не до конца освоивших основы навыков чтения. Высокий. Ученик может продолжить обучение на следующей образовательной ступени. Он может оценивать текст самостоятельно, без помощи со стороны.

Необходимые навыки читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика распределяются следующим образом: 1-6 классы – выделение главной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного; 7-8 классы – разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины; 9-11 классы – конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов. Начиная с пятого класса необходимо постепенно усложнять навыки самостоятельного чтения и понимания текста с помощью приемов, описанных выше. Чем раньше будет сформирована читательская грамотность, тем легче она получит свое развитие в старшем возрасте.

Источник

Задания по формированию читательской грамотности

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Методическая копилка: задания по формированию и выявления уровня сформированности читательской грамотности

обучающихся 5-7 классов

(в разработке использованы теоретические материалы, взятые из различных источников о ФГОС)

— с пособность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать;

— уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний.

— использовать различные виды чтения;

— делить текст на структурно-смысловые части;

— ставить вопросы к тексту;

— выделять в тексте главное;

— составлять простой план текста;

— составлять таблицу, схему, находить ключевые слова;

— пересказывать текст с разной степенью сжатия;

— преобразовывать текст в другую форму (работа со «сплошными» и «несплошными» текстами);

— создавать собственные тексты разных типов и стилей;

— коммуникативная грамотность , предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, также компьютерной;

— информационная грамотность — умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

Примеры заданий, способствующие формированию

1.Задания должны представлять собой текст я вопросы к нему. Комплексные (интегративные) задания всегда предполагают проверку нескольких групп умений.

Задание 1 (включает два комплексных задания).

Прочитайте текст и выполните задания :

Папа спросил Рому, как он понимает народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Рома ответил: «Это, очевидно! Чем больше семян посеешь, тем богаче будет урожай». Папа предложил Роме доказать свою точку зрения. Для этого на даче они вместе вскопали три грядки одинакового размера. На первой Рома посеял 20 семян огурцов, на второй 100 и на третьей 1000. Рома в течение всего лета тщательно ухаживал за всеми тремя грядками: убирал сорняки, поливал, удобрял. В конце августа с первой грядки Рома с папой собрали 10 кг огурцов со второй 20 кг, а с третьей 8 кг.

1. Найди в тексте гипотезу эксперимента Ромы и способ ее проверки. Подтвердилась ли гипотеза Ромы в результате эксперимента? Запиши свои рассуждения, используя прилагательные в сравнительной степени сравнения.

2. Что на самом деле означает народная мудрость? Объясни смысл и приведи пример, иллюстрирующий его. Напиши ответ в форме рассуждения.

Задание проверяет следующие группы читательских умений :

— нахождение и извлечение информации;

— сопоставление и сравнение информации;

— генерация информации с целью создания собственного текста.

Задание 2 (включает три комплексных задания).

Представьте, что вы, находясь на экскурсии в Санкт-Петербурге, отправляете своему другу (подруге) по электронной почте письмо с фотографией одного из мостов этого города, удивившего вас.

Что является предметом измерения в заданиях по читательской грамотности. Смотреть фото Что является предметом измерения в заданиях по читательской грамотности. Смотреть картинку Что является предметом измерения в заданиях по читательской грамотности. Картинка про Что является предметом измерения в заданиях по читательской грамотности. Фото Что является предметом измерения в заданиях по читательской грамотности

Напишите текст этого письма, кратко опишите свои впечатления, обратив внимания читающего на особенно поразившие вас элементы моста.

Используйте имена существительные со значением «размер», «материал»; качественные и относительные имена прилагательные, местоимения, имена числительные.

Задание для «продвинутых»: Отличается ли электронные письма от традиционных? Чем? Сформулируйте позиции, по которым следует проверить вашу работу.

Задание проверяет следующие группы читательских умений :

— нахождение и извлечение информации;

— сопоставление и сравнение информации;

— интеграция и интерпретация информации;

— осмысление и оценивание информации;

— преобразование «несплошного» текста в «сплошной» (при создании электронного письма)

— создание таблицы (при создании критериев оценивания задания);

— генерация информации с целью создания собственного текста.

Позиции для оценивания выполненного задания

(один из примеров, разработанных школьниками):

1. Формат письма – традиционный (1б.-0б.)

2. Отсылка к фотографии (1-0)

3. Описание элементов, поразивших пишущего (оценочная лексика+ детали, размеры моста) (2-1-0)

4.Использование заданной лексики (4-3-2-1-0)

— существительные – размер, материал

— Качественные и относительные прилагательные

5. Грамотность (орф.-грам.-пункт.) (3-2-1-0)

6. Речевое оформление (речь-логика-стиль) (3-2-1-0)

Задание 3 (включает пять комплексных заданий).

Прочитайте текст и выполните задания :

Однажды некий уважаемый горожанин пришел к Соломону, наслаждавшемуся зрелищем рыб, плескавшихся в пруду, и поведал:

— Царь, я в замешательстве! Каждый день моей жизни похож на предыдущий, я не отличаю рассвет от заката и больше не ведаю счастья.

Соломон задумался и сказал:

— Многие мечтали бы оказаться на твоем месте, обладать твоим домом, твоими садами и твоими богатствами.

И спросил еще мудрый царь:

— А о чем мечтаешь ты?

— Сначала я мечтал освободиться из рабства. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. А теперь я не знаю, о чем мечтать.

Тогда Соломон изрек:

— Человек, не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду. Каждый день их жизни похож на предыдущий, они не отличают рассвет от заката и не ведают счастья.

— Только в отличие от рыб ты сам запер себя в своем пруду. Если в твоей жизни нет благой цели, ты будешь бесцельно слоняться по своему дому и, умирая, поймёшь, что прожил зря. Если цель есть, всякий раз, делая шаг, ты будешь знать, приблизил он тебя к твоей цели или отдалил, и это будет наполнять тебя азартом и страстью к жизни.

Проситель наморщил лоб и произнес:

— Значит ли это, что всякий раз, достигая одной цели, я должен искать следующую, всякий раз, когда исполняется одна моя мечта, я должен загадывать другую, и только в поиске я обрету счастье?

1. Сформулируйте основную мысль этого текста, записав ответ одним предложением.

2. Найдите в тексте особые глагольные формы; сгруппируйте, опираясь на их морфологические свойства (признаки). Выберите самостоятельно форму записи ответа.

3. Преобразуйте предложения с причастными и деепричастными оборотами в синонимичные синтаксические конструкции. Составьте алгоритм действий для выполнения данного задания.

4. Определите морфемное строение четвертого по счёту причастия из данного текста. Какие орфографические особенности надо учесть при записи этого слова? Свой ответ оформите в виде связного высказывания.

5. Сократите этот текст до 10 предложений, запишите, заменив диалог прямой речью.

Ко мплексная работа по русскому языку составлена с целью выявле ния уровня сформированности некоторых предметных и метапредметных умений учащихся на основе работы с текстом и позволяет определить уровень сформированности читательской грамотности: умение находить информацию, интерпретировать, преобразовывать, осмыслять, оценивать, генерировать в собственный текст,

2.Небольшие тренировочные задания по формированию читательской грамотности:

Задания включает действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Происходит формирование логических действий анализа, синтеза, сравнения, установления связей, способностей к выделению существенных и несущественных признаков.

Задание 1 (включает два задания для 5 класса).

1. Найдите и выпишите в каждой группе однокоренных слов лишнее:

1) Гора, гористый, горный, горец, горе.
2) Водитель, водяной, водоросли, вода.
3) Дело, разделить, деловой, делец, делопроизводитель.

2. Выпишите группу(-ы) однокоренных слов:

Мама сварила варенье и поставила баночку на стол. В банку влетела оса. Она сердито жужжала, потому что не могла выбраться из варенья. Котенок сидел на столе и удивленно смотрел на банку. «Почему варенье сердится?» – думал кот.

Задание 2 (включает три варианта задания).

Найдите соответствие между номерами слов и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:

( подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование ).

а. шест из длинного тонкого ствола дерева

в. стержень для чистки и смазки ствола оружия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *