Что является предметом изучения и преподавания педагогики спорта
Сущность, цель и задачи педагогики физической культуры и спорта
Педагогика физической культуры и спорта – наука, изучающая цели, содержание, закономерности воспитания при занятиях физической культурой и спортом и управление этим процессом.
Объектом педагогики физической культуры и спорта служит спортивная деятельность и человек, занимающийся ею.
Предметом педагогики физической культуры и спорта является изучение закономерностей и специфики педагогического процесса по формированию личности в условиях занятий физической культурой и спортом.
Цель педагогики физической культуры и спорта: вооружить специалистов теоретическими знаниями и научить управлять процессами формирования личности через спортивную деятельность; гуманизация спортивной деятельности.
Задачи педагогики физической культуры и спорта как науки:
1.Выявление места и закономерных связей физической культуры и спорта с общим процессом воспитания в обществе.
2.Разработка методов научного исследования в физической культуре и спорте.
3.Изучение, разработка и внедрение в практику данных смежных наук для разного уровня занятий физической культурой и спортом.
4.Изучение и обобщение опыта работы ведущих учителей физической культуры и тренеров в различных видах спорта.
5.Гармонизация взаимоотношений занимающихся физической культурой и спортом.
6.Нахождение оптимального соотношения гармонического развития и конкретных психологических особенностей для достижения успеха в определенном виде спорта.
7.Разработка и внедрение в практику методики учебно-воспитательного процесса в конкретном виде спорта для заданного уровня спортивного мастерства и с опорой на опыт лучших тренеров.
8.Определение содержания и методики подготовки педагогов в колледжах олимпийского резерва и институтах физической культуры.
Одной из главных задач этой дисциплины считается изучение условий, при которых каждый человек, занимающийся физической культурой и спортом, может всесторонне развить свои потребности, интересы, способности и проявить себя наиболее полно.
Основные категории педагогики физической культуры и спорта: образование, воспитание, обучение, развитие, специализация, тренировка, учебно-тренировочное занятие, соревнование.
2.Смежные с педагогикой физической культуры и спорта науки:
Общественные науки: философия, история физической культуры, социология спорта. К актуальным темам этого направления относятся: «педагогика спорта и культура», «педагогика спорта и общество», «педагогика спорта и армия», «педагогика спорта и досуг».
Биологические науки:анатомия, физиология, спортивная медицина, биомеханика. К актуальным темам этого направления относятся: «детский спорт», «юношеский спорт», «женский спорт», «спорт инвалидов», а также многочисленные вопросы влияния различных видов спорта на стороны жизнедеятельности органов и систем человеческого организма.
Науки о физической культуре: теория и методика физической культуры, теория спортивной тренировки, физическое воспитание в школе.
Психолого-педагогические науки: возрастная психология, возрастная педагогика, акмеология. К актуальным темам этого направления относятся: «спорт и умственное развитие», «спорт и нравственное воспитание», «личность спортсмена и референтная группа».
3.Методы педагогического исследования:
Наблюдение за учениками класса может проводиться на общеобразовательных уроках, уроках физической культуры, во время перемены и при уходе из школы.
Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование.
Беседа, интервью нуждаются в предварительном продумывании педагогом задачи – что у воспитанников предполагается выяснить, узнать и как этого достигнуть, то есть наметить содержание и методику их проведения.
Анкетирование дает возможность получить информацию об уровне обученности или воспитанности большой группы обучающихся.
Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять результаты обучения, воспитания и развития обучающихся.
Изучение документации. Источниками знаний служит журнал класса, план воспитательной работы классного руководителя, рабочая программа учителя физической культуры, протоколы внутришкольных соревнований и другая документация совета физкультуры.
Диагностирующие контрольные работы позволяют получить оперативную информацию о фактических знаниях обучающихся.
Рейтинг – оценка тех или иных сторон деятельности обучающихся компетентными судьями (экспертами), которыми являются все, кто имеет достаточно продолжительные взаимоотношения с классом. Это администрация школы, учителя, тренер, ведущий спортивные секции, врач школы.
Педагогический консилиум – разновидность метода рейтинга. Предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности обучающихся.
Самооценка обучающимся имеющихся у него личностных качеств помогает ему посмотреть на себя со стороны, оценить свои плюсы и минусы, побудить каждого к самовоспитанию.
Социометрия – метод изучения межличностных отношений в коллективе.
Создание педагогических ситуаций диагностического характера. Суть их в том, что в виде просьбы дается какое-либо задание, требующее индивидуального или группового выполнения, а исполнители не называются.
Педагогический эксперимент формирующего характера. По мере выявления существующих в классе отклонений от желаемой нормы в поведении обучающихся, во взаимоотношениях между ними, которые затрудняют руководство педагогическим процессом, начинается поиск возможности их нейтрализовать. Выдвигается предположение – гипотеза – осуществления этой задачи благодаря использованию педагогических средств и методов, разрабатывается содержание опытной проверки гипотезы путем проведения формирующего педагогического эксперимента.
Проблемы физической культуры и спорта:
В основе спорта лежит соревновательная деятельность, суть которой состоит в стремлении к первенству. Проблема состоит в необходимости воспитания у спортсменов честолюбия, порождающего эгоистическое и агрессивное стремление к повышению спортивных результатов, к победам и, одновременно, сбалансирование этих качеств воспитанием сопереживания, взаимопомощи и сотрудничества с товарищами по спорту как важных качеств личности, без которых в реальной жизни нормальное общество существовать не может.
Вопросы и задания:
1.В чем состоит сущность, цель и задачи педагогики физической культуры и спорта?
2.Дайте характеристику основным категориям педагогики физической культуры и спорта.
3.Назовите смежные с педагогикой физической культуры и спорта науки.
4.Дайте характеристику методам педагогического исследования.
5.Какие проблемы физической культуры и спорта вы можете выделить и обосновать на примере избранного вида спорта?
Практическая работа:
Практическая работа №2. «Выявление и обоснование причин, обязывающих педагога по физической культуре заниматься вопросами воспитания».
1.Выявите и обоснуйте причины, обязывающие педагога по физической культуре заниматься вопросами воспитания.
2.Дайте письменный ответ на вопросы:
а) Согласны ли вы с высказыванием: «Процесс нравственного воспитания спортсмена – это борьба с отрицательными качествами личности»?
б) Как вы думаете, формируются ли нравственные качества без жизненной необходимости? Стоит ли тренеру создавать ситуации, которые будут воспитывать нравственные качества его учеников?
2.Подготовьте микровыступление на тему: «Я и моя будущая профессия», «Мой школьный учитель физкультуры», «Тренер, которому я доверяю».
Практическая работа №3. «Составление аннотации на источник информации».
1.Выберите в библиотеке Колледжа один из источников информации (книга, статья, сайт Интернета) по теме раздела.
2.После его прочтения составьте аннотацию для обучающихся-коллег – «Я советую прочитать эту книгу, потому, что…», «Я советую ознакомиться с этим сайтом, потому, что…».
Самостоятельная работа:
Самостоятельная работа №1. «Педагогические изюминки учителя физической культуры, тренера».
1.Опишите опыт работы педагога по физической культуре, тренера в избранном виде спорта.
2.Охарактеризуйте методы, методические приемы и средства, которые использует педагог по физической культуре, тренер в избранном виде спорта.
ТЕМА 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Предметом педагогики физической культуры и спорта
является изучение закономерностей и специфики педагогического процесса по формированию личности в условиях занятий физическими упражнениями и спортивной деятельностью.
Объектомслужит сама спортивная деятельность и человек, занимающийся ею.
Задачи педагогики физической культуры и спорта как науки:
1. Выявление места и закономерных связей физической культуры и спорта с общим процессом воспитания в обществе.
2. Разработка методов научного исследования в физической культуре и спорте.
3. Изучение, разработка и внедрение в практику данных смежных наук для разного уровня занятий физической культурой и спортом.
4. Изучение и обобщение опыта работы ведущих учителей физической культуры и тренеров в различных видах спорта.
5. Гармонизация взаимоотношений занимающихся физической культурой и спортом.
6. Нахождение оптимального соотношения гармоничного развития и конкретных соматических и психологических особенностей для достижения успеха в определенном виде спорта.
7. Разработка и внедрение в практику методики учебно-воспитательного процесса в конкретном виде спорта для заданного уровня спортивного мастерства и с опорой на опыт лучших тренеров.
8. Определение содержания и методики подготовки специалистов в вузах физической культуры.
Смежные с педагогикой физической культуры и спорта науки.Общественные науки: философия, история физической культуры и спорта, социология спорта, этика. Биологические науки: анатомия, физиология, генетика, спортивная медицина, биомеханика. Науки о мышлении: физиология ВНД, гносеология, логика, психология. Науки о физической культуре: теория физической культуры, теория и методика физической культуры, теория спортивной тренировки, физическое воспитание в школе. Психолого-педагогические науки: возрастная психология, возрастная педагогика, акмеология.
Основные категории: воспитание и широком и узком смысле, образование, обучение, разните, спецшшишцим, тренировка, учебно-тренировочное занятие, соревнование
Проблемы педагогики физической культуры и спорта.В
1. Что изучает педагогика физической культуры и спорта? Раскройте понятие «воспитание в широком и узком значении».
2. Каковы возможности занятий физической культурой и спортом в развитии личности? Раскройте суть выражения «воспитательный потенциал спорта».
3. Раскройте суть выражения «спорт как средство воспитания весьма диалектичен по возможностям своего влияния». Могут ли занятия физической культурой и спортом отрицательно влиять на личность?
4. Какие положительные качества личности формируются при занятиях физической культурой и спортом? Влияет ли вид спорта на формирование определенных качеств личности?
5. Назовите причины, обязывающие педагога и тренера в области физической культуры и спорта серьезно заниматься вопросами воспитания.
7. Каковы задачи педагогики физической культуры И спорта как самостоятельной научной дисциплины?
8. Назовите смежные науки, на которые опирается педагогика физической культуры и спорта. Проиллюстрируйте это примерами.
Советы по подготовке к занятию:
Следует вспомнить из курса общей педагогики определение следующих понятий: «воспитание в широком и узком значении», «образование», «обучение», «развитие».
ТЕМА 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Задачи занятия: 1. Рассмотреть цели воспитания при занятиях физической культурой и спортом и установить связи с другими сторонами воспитания. 2. Ознакомить с типовой структурой учебно-воспитательных задач. 3. Раскрыть значение и содержание спортивной этики.
В результате изучения лекционного курса и участия в занятии студенты должны:
знать— цели воспитания при занятиях физической культурой и спортом, необходимость связи физического воспитания с другими сторонами воспитания, включая значение и содержание спортивной этики;
уметь— формулировать цели воспитания на ближайший период времени для занимающихся различного уровня спортивной подготовленности.
Педагогический процесс характеризуется наличием четкой учебно-воспитательной цели, разработанным планом по ее достижению и системой реализации этого плана через организацию, средства и методы.
Основные целизанятий физической культурой и спортом:
• способствовать гармоничному развитию форм и функций организма, его полноценной жизнедеятельности, укреплению здоровья;
• достичь максимальных личных результатов в избранном виде спорта;
• подготовить человека к жизни, труду и защите Отечества, формируя умения и навыки прикладного и спортивного характера, развивая личностные свойства и качества, связанные со спортивной деятельностью;
• привить потребность вести здоровый образ жизни, обеспечивающий активное долголетие.
Наряду с физическим воспитанием, обязанностью тренера и его объективной потребностью является осуществление нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания в том объеме, который прямым образом способствует достижению целей физической культуры и спорта и помогает гармоничному развитию занимающихся.
Смысловое содержание задач сторон воспитания можно разделить на четыре направления:.
1. Овладение необходимыми знаниями и формирование на этой основе убеждений.
2. Формирование умений, навыков, привычек, черт характера.
3. Формирование чувств, переживаний, душевных свойств человека, эмоционально окрашивающих его деятельность.
4. Обеспечение определенного качественного проявления свойств личности: интеллектуальных, двигательных, моральных, волевых, трудовых, эстетических.
(Предельно кратко для запоминания это можно выразить в четырех словах: знать, уметь, хотеть, мочь).
Задачи нравственного воспитания:
1.Формирование нравственного сознания: понятий, убеждений, элементов мировоззрения, определяющих нравственные позиции человека.
2. Формирование умений, навыков, привычек нравственного поведения.
3. Развитие нравственных чувств, которые в совокупности формируют важнейшие внутренние механизмы, контролирующие поведение человека, именуемые совестью.
4. Воспитание моральных черт личности и волевых черт характера: целенаправленности, инициативности, собранности, активности, решительности, стойкости.
Содержание нравственности в спорте является предметом спортивной этики,в которой рассматриваются и отражаются профессиональные особенности морали, порожденной спецификой учебно-тренировочного процесса, своеобразием спортивной борьбы и сложностью взаимоотношений людей, причастных к спорту.
Задачи умственного воспитания:
1. Вооружение систематическими, сознательно усвоенными знаниями основ наук и на этой основе формирование мировоззрения.
2. Формирование умений и навыков использования полученных знаний в жизни. Привитие умения самостоятельно приобретать знания для дальнейшего самообразования.
3. Пробуждение чувства удовлетворения от интеллектуальной деятельности, радости от приобретения новых знаний и воспитание на этой основе желания и жажды познания нового.
4. Развитие познавательных сил и способностей: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, творческого воображения.
Задачи трудового воспитания:
1. Вооружение знанием значения и места труда в жизни общества и формирование убеждений в необходимости трудиться.
2. Формирование умений и навыков в области самообслуживания и общественно-полезной деятельности и воспитание на этой основе соответствующих привычек.
3. Воспитание положительного отношения к труду, людям труда и результатам труда. Нетерпимое отношение к лодырям и любителям жить за чужой счет. Формирование интереса к трудовой деятельности.
4. Воспитание добросовестного отношения к труду и трудолюбия в избранной области трудовой деятельности, ответственности и настойчивости в достижении трудовой цели, а также ряда других морально-волевых качеств, необходимых для полноценной трудовой деятельности.
Задачи эстетического воспитания:
1. Воспитание эстетических понятий и суждений. Необходимо добиться единства понимания и переживания прекрасного и сформировать на этой основе эстетические вкусы и идеалы; воспитывать отрицательное отношение ко всему безобразному в обществе.
2. Формирование умений и навыков строить свою жизнь, свой быт по законам красоты; отличать прекрасное от ложной красоты; воспринимать прекрасное в жизни и произведениях искусства; творить, создавать прекрасное и бороться против всего безобразного.
3. Воспитание эстетических чувств.
4. Воспитание качеств личности, связанных с восприятием прекрасного, его утверждением и созданием, а также ряда моральных и волевых качеств, необходимых для борьбы с проявлением безобразного.
Вопросы и задания:
1. Назовите общие цели воспитания подрастающего поколения. Перечислите цели обучения и воспитания при занятиях физической культурой и спортом и раскройте их вклад в общие цели воспитания.
2. Обоснуйте связь физического воспитания с другими сторонами воспитания. Проиллюстрируйте свой ответ примерами.
3. Какова сущность и последовательность решения задач воспитания любой из сторон?
4. Объясните необходимость возникновения спортивной этики как профессиональной ветви (подобно врачебной, юридической и т.п.) общечеловеческой морали, не противоречащей ее
положениям, но отражающей специфические особенности нравственности в спорте, особенно с момента сигнала к началу соревнования.
5. Начиная работу с новичками в своем виде спорта, поставьте цели воспитания: а) на конец первого месяца занятий, б) на конец третьего месяца.
6. Вы занимались два года с группой новичков своим видом спорта и подготовили их до уровня третьего и второго юношеских разрядов. Сформулируйте возможные цели воспитания на конец следующего полугодия.
7. Назовите возможные цели воспитания и обучения для спортсменов II взрослого разряда по вашему виду спорта на конец избранного Вами календарного периода.
8. В чем особенности целей воспитания для высших разрядов (КМС, МС), в том числе и по вашему виду спорта.
Советы по подготовке к занятию:
Следует вспомнить из общей педагогики цели воспитания в широком их смысле и повторить конечные цели воспитания в области занятий физической культурой и спортом.
При определении промежуточных целей воспитания (вопросы 5-7) ориентируйтесь на текущие потребности в организации и проведении учебно-тренировочного процесса: сплочения группы, единства ее целеориентирования, формирования положительного морального климата, добросовестного выполнения заданий, развития личностных качеств и т.д.
Обсудите возникающие идеи друг с другом. Можно посоветоваться с тренером.
Педагогика физической культуры и спорта как новая отрасль педагогической науки
Небольшая статья об оптимальных методах преподавания физической культуры.
Содержимое разработки
Педагогика физической культуры и спорта как новая отрасль педагогической науки
Проблемы развивающего обучения и воспитания тесно связаны с логико – психологическим обоснованием построения учебных предметов и содержания программ обучения.
Содержание учебных предметов и способов его подачи в учебно-воспитательной деятельности определяет тип сознания и мышления, который формируется при получении определенных знаний. Поэтому, вопросы построения и преподнесения учебного материала имеют не узкое дидактико-методическое значение,а более обширное, п.к. одними из решающих факторов темпов и эффективности усвоения знаний являются индивидуальные психологические особенности.
Любой педагог, который выбрал в качестве своей профессиональной деятельности физическую культуру и спорт, должен пройти особый уровень подготовки, владеть игровой проектировочной и конструкторской деятельностью, уметь применять на практике навыки работы с компьютерными программами. Все это необходимо для повышения эффективности процесса обучения.
Теория развивающего обучения В.В. Давыдова предполагает рассмотрение многолетнего опыта проектирования и проведения организационно-обучающих игр по самой разнообразной тематике и проблематике. Это позволило выделить ряд принципов, которые легли в основу игрового проектирования.
Собственно цели обучения формулировались исходя из требований к современной организационно-управленческой деятельности и подразделялись на три взаимодополняющих друг друга плана. К первому плану относилось обучение играющих основным формам современных теоретико-методологических средств анализа, проектирования и моделирования. Содержание второго плана обучения составляли формы организации коллективного взаимодействия играющих. Содержание третьего плана включало средства рефлексивного анализа собственной деятельности играющих. Принципы игрового обучения в организационных формах отображали взаимопереходы этих трех планов в ходе разворачивания единого учебно-игрового процесса. Перечислим эти принципы.
1.Средства и методы теоретико-методологического имитационного анализа, проектирования и моделирования должны вводиться в процесс обучения не сами по себе, а в контексте работы над тематическим содержанием.
2.Осмысленное применение и присвоение этих средств участниками игрового обучения возможно лишь в специально организуемых обсуждениях такого применения на материале игры.
3.Весь процесс игрового обучения должен строиться в форме имитации деятельностных позиций и в форме знаково-символического схематического отображения проводимых дискуссий ( при этом играющие овладевают рядом позиций – «анализа», «критики», «квалификационно-оценочной» и «рефлексивной»).
4.Организация «пространства» коллективной коммуникации в общегрупповом обсуждении и внутри групп должна осуществляться через обучение играющих представлять собственную мысль в ви де гипотез, вопросов, возражений и
т.п.; а также в виде интерпретации, пояснения, комментария, объяснения и т.п.
Таким образом, результатом обучения в высшей школе должно стать формирование способностей к процессам:
Сущность игровых технологий, применяемых в педагогике.
Игровые технологии широко применяются при проектировании технологий образования в различных учебных заведениях. В том числе и в И.Ф.К., они могут быть эффективным при реализации принципов дидактики развивающего обучения. Это означает, что процесс образования должен быть не столько процессом передачи предметных образов, сколько процессом управления развитием личности. Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета.
Организационно-деятельностные игры (ОДИ). Сущность ОДИ в том, что эта игра представляет собой комплекс взаимосвязанных методик или техник, обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов коллективной, деятельности. Решение проблемы и составляет предмет этой игры.
Применение инновационных игр в педагогическом процессе выполняет, прежде всего, развивающую задачу: их особенностями являются прежде всего рефлексивность и направленность на самоорганизацию способов осуществления деятельности. Участники попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Для того чтобы соорганизовать их действия в единой коллективной деятельности, необходимо выявить способы действий участников, направлять их рефлексию и анализ на кооперативную соорганизацию и продуктивное взаимодействие.
Критерии выбора педагогических технологий
Технологии обладают качественной спецификой, отражающей способы организации учебной деятельности. Многообразие педагогических технологий может применяться педагогом на основе различных критериев.
Основанием для выбора технологий обучения является, прежде всего, уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности, степень их репродуктивности и творчества.
Дидактическое выведение технологий может быть произведено на основании структуры деятельности. Поскольку необходимо сформировать у учащихся полный цикл познавательного акта и профессиональной деятельности, то основным принципом формирования будет подбор технологий, направленных на обучение:
видению проблемы, пониманию связей и отношений, способам формирования мотивации, постановке познавательной задачи как цели и результата;
технологиям, обучающим планированию, проектированию, моделированию;
технологиям, обучающим составлению учебных задач, выдвижению и разработке гипотезы, управлению решением задач.
технологиям решения профессиональных задач в конкретных условиях, проверки правильности и эффективности решения, а так же оценивание результата;
технологиям по оцениванию ситуации, предполагающим афферентный синтез состояния учебно-педагогической системы и уровня готовности учащихся к восприятию новых знаний.