Что является предметом изучения психологии физического воспитания
1.1. Предмет психологии физического воспитания
Психология физического воспитания изучает закономерности проявления и развития психики человека в процессе занятий физической культурой. Психология в переводе с греческого языка означает: psyche – душа, logos – слово. Слово о душе – так понималась ранее психология. Однако предметом изучения в психологии физического воспитания является не душа, а ее проявления – психические явления: психические процессы; психические свойства; психические состояния.
Психические процессы – формы субъективного отражения объективной действительности. Их еще называют психическими функциями. С помощью психических процессов осуществляется познание человеком окружающего мира и действительности, а также усвоение знаний, формирование умений и навыков. Процесс обучения и воспитания строится на основе этих психических процессов. Выделяются три группы психических процессов: первая – познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, речь, воображение; вторая – эмоциональные процессы: эмоции, чувства; третья группа – волевые процессы.
Психические свойства – индивидуально-психологические свойства личности, отличающие людей друг от друга, определяя их типологические и индивидуальные различия. К ним относятся: темперамент, характер, способности, потребности, мотивы. Знание выраженности свойств личности занимающихся и их учет при обучении и воспитании позволят педагогу успешно решать развивающие, образовательные, воспитательные задачи на уроках физической культуры.
Психические состояния характеризуют временную динамику психической деятельности, которая оказывает существенное влияние на успешность обучения знаниям, движениям, а также определяет успешность обучения и деятельности. Так, состояние тревожности, излишнее возбуждение, усталость, апатия оказывают значительное влияние на успешность обучения новым упражнениям и выполнение разученных упражнений. В процессе физического воспитания возникают различные психические состояния: стресс, монотония, психическое пресыщение, тревожность, утомление. Знание характера проявления психических состояний и причин их возникновения позволит педагогу предотвращать их возникновение и приводить учащегося к оптимальному психическому состоянию.
Педагогу важно знать, что перечисленные психические явления взаимосвязаны между собой. Проявление психических процессов обусловлено характером психического состояния. Характер психического состояния обусловлен свойствами психики.
Физическое воспитание как специфическая деятельность характеризуется рядом психологических особенностей, отличающих его от других видов деятельности.
Первая особенность заключается в том, что предметом деятельности является человек, самостоятельность его мыслей и действий. Человек выступает как объект деятельности учителя физической культуры и как субъект собственной деятельности.
Вторая особенность деятельности в физическом воспитании заключается в проявлении необычного психического напряжения, превышающего повседневные напряжения. Напряжения в физическом воспитании являются постоянными и сопутствующими занятиям физическими упражнениями. Без напряжения не будет физического развития. Напряжения должны быть преодолимы и постепенно повышаться.
Третья особенность состоит в том, что продуктом физического воспитания выступает результат (физический, психологический, биологический), характеризующийся хорошим состоянием здоровья, повышенной работоспособностью, активной жизненной позицией. Этот результат является следствием умелого решения задач (образовательных, воспитательных, оздоровительных).
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Психология (с греч. psyche – душа, logos – наука) – это наука о закономерностях развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности.
По мере развития психологической науки объектом изучения стала не сама душа, а ее проявления – психические явления. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы, психические свойства личности и психические состояния (схема 1).
Психические процессы – психические явления в их динамике, становлении и развитии, во времени. Психические процессы называют также психическими функциями. С помощью психических функций (процессов) осуществляется познание окружающего мира, усвоение знаний и навыков, обучение и деятельность.
Различают следующие основные виды психических процессов: ощущения, восприятие, память, представления, воображение, мышление, речь, чувства (эмоции), воля, которые группируются в три основных класса – познавательные, эмоциональные и волевые. В своей совокупности психические процессы составляют психику человека.
Психические свойства – это индивидуально-психологические особенности, которые отличают людей друг от друга, определяют их типологические и индивидуальные различия.
К психическим свойствам личности относятся темперамент, характер, способности, потребности и мотивы.
Психические состояния – важная сторона внутреннего мира человека, оказывающая существенное влияние на успешность обучения и деятельности. Выделяют утомление, эмоциональное напряжение (стресс), монотония и другие психические состояния.
Психические состояния-одна из форм психических явлений в человеческой деятельности, общении, поведении; характеризуют временную динамику психической деятельности.
Все психические явления тесно взаимосвязаны. Так, психические процессы всегда протекают на фоне определенных психических состояний, а индивидуальные различия в психических процессах выступают в качестве характеристик психических свойств.
Основная задача психологии физического воспитания и спорта – помочь рационально решить практические вопросы общеобразовательного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа психологических сторон деятельности в физическом воспитании.
Психология физического воспитания – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности развития и проявления психики человека в специфических условиях физического воспитания.
В процессе физического воспитания учащийся учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля, способность к саморегуляции психических состояний.
В физическом воспитании деятельность человека направлена на самого себя, на совершенствование своих физических и психических качеств, двигательных действий. Основная цель этой деятельности – физическое и психическое совершенство, т.е. достижение гармонии в процессе развития личности путем ежедневных занятий и специальной физической нагрузки. Эффективность и систематичность занятий проявляется в определенном уровне развития физических качеств и двигательных навыков. Обучение двигательным действиям в физическом воспитании опирается на психологические закономерности. Их учет необходим для рациональной и научно обоснованной организации занятий по физической культуре.
Выявление и развитие двигательных способностей является тем важным психологическим резервом, который может быть использован для быстрого и совершенного усвоения физических упражнений.
Психология физического воспитания тесно связана с возрастной психологией. Без глубоких научных знаний о закономерностях развития психики человека в различные возрастные периоды невозможно грамотно строить весь процесс физического воспитания.
Психология физического воспитания связана с педагогической психологией: физическое воспитание – это педагогический процесс обучения и воспитания, направленный на психическое и физическое совершенствование, на формирование личности обучающихся.
Психология физического воспитания непосредственно связана с социальной психологией, поскольку обучение и воспитание в процессе физического воспитания осуществляется в группе учащихся. Учет разнообразных взаимоотношений позволяет обеспечивать благоприятные условия для протекания процесса физического воспитания.
Психология физического воспитания в изучении предмета опирается не только на данные психологической науки, но и на теоретические положения, систему понятий и практических рекомендаций по физическому воспитанию детей и молодежи, разработанные в теории и методике физического воспитания.
Двигательная активность – не только форма движения материи, но и необходимое условие самой жизни. Эволюционное развитие человека предопределило нормальное функционирование всех органов и систем в условиях активной двигательной деятельности. Если ребенок ограничен в этой естественной потребности, его природные задатки постепенно утрачивают свое значение. Бездеятельность губит и душу, и тело! Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме и снижению продолжительности жизни.
Движения являются одним из главных условий существования животного мира и прогресса в его эволюции. Движения, выполняемые человеком, можно условно разделить на произвольные и непроизвольные. Произвольные движения, к которым и принадлежат, по существу, все виды спортивных упражнений, выполняются под контролем сознания. Управление непроизвольными движениями осуществляется на уровне подсознания.
Отечественная психолого-педагогическая наука исходит из выдвинутой в 30-е годы Л.С.Выготским идеи развивающего обучения. Развивающее обучение учитывает не только то, что доступно ребенку в процессе самостоятельной работы (зона актуального развития), но и то, что он может сделать совместно со взрослыми (зона ближайшего развития).
Обучение будет эффективным, будет способствовать психическому развитию в том случае, если оно ориентировано на зону ближайшего развития, т.е. как бы «забегает» вперед. При этом задачи, которые ставятся перед обучаемыми, должны быть достаточно трудными, требующими волевого напряжения, познавательной и двигательной активности, но доступными.
Принципы развивающего обучения необходимо учитывать и в процессе занятий физическими упражнениями на уроках физической культуры, на тренировках при овладении навыками в конкретном виде спорта. Исходя из уровня физического развития и двигательной подготовленности учеников, педагог и тренер должны систематически усложнять и повышать требования.
Обучение, воспитание и развитие – единый, сложный, взаимосвязанный процесс: ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. Это двусторонний процесс, который эффективен при активной работе обучающего и обучаемого. Выражая свои желания, потребности, интересы, ребенок воздействует на взрослых, заставляя их постоянно корректировать их педагогические воздействия.
Психологические аспекты физического воспитания
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
На тему: Психологические аспекты физического воспитания
Выполнил: тренер-преподаватель Кислов А.В.
Глава 1. Предмет и психология физического воспитания и спорта…………..4
1.1 Предмет психологии физического воспитания и спорта………………. 4
Глава 2. Задачи психологии и особенности деятельности в физическом воспитании………………………………………………………………………. 9
2.1 Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта..9
2.2 Задачи психологии физического воспитания и спорта…………………. 12
2.3 Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте………. 18
Одной из приоритетных задач национальной политики государства обозначенных президентом в настоящее время, является укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения. Эту задачу предполагается решить через программу построения новых спортивных объектов, отвечающих требованиям мировых стандартов и привлечением к занятиям спортом большего количества детей и подростков, при этом акцентируя, внимание на расширения сферы влияния физической культуры и спорта к проблеме воспитания здорового образа жизни.
Актуальность данной темы состоит в формирование физической культуры личности спортсмена.
Цель темы состоит в повышение эффективности процесса освоения спортсменами ценностей физической культуры на основе физкультурного образования с учетом физкультурно-спортивных интересов и способностей человека.
Глава 1. Предмет и психология физического воспитания и спорта
1.1. Предмет психологии физического воспитания и спорта
Психология физического воспитания и спорта — это та область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Указанные закономерности являются объектом исследования данной науки. Они соотносятся с представлением об области действительности, которую следует рассмотреть.
Специфичность условий, существующих при занятиях физической культурой и спортом, определяется предметом деятельности как способа видения объекта исследования. Им является человек, сознательно овладевающий движениями своего тела, умениями целенаправленно перемещать его во времени и пространстве с помощью собственных усилий. С этой целью человек развивает физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость), совершенствует психические процессы, состояния и качества личности. Он учится управлять собой в различных социальных условиях спортивной деятельности (содействие, противодействие), формирует общие и специальные алгоритмы действий (умения и навыки), необходимые для успешной реализации физической и психической активности в условиях собственной жизнедеятельности.
1.2. Психология спорта
Центральное место в психологии соревновательной деятельности спортсмена занимает исследование таких психических состояний, как психическое напряжение, эмоциональное возбуждение, стресс, предстартовое волнение. Эти состояния характеризуются как предрабочие в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом.
Таким образом, можно составить общую систему звеньев психологической подготовки к соревнованиям:
1) сбор достаточной и достоверной информации об условиях предстоящего соревнования и в особенности о противниках;
2) пополнение и уточнение информации о тренированности, возможностях спортсмена или команды к началу соревнования;
3) правильное определение и формулировка цели участия в соревновании;
4) формирование общественно значимых мотивов выступления в соревновании;
5) вероятное программирование соревновательной деятельности;
6) специальная подготовка к встрече с соревновательными препятствиями различной степени трудности (особенно неожиданными) и упражнение в их преодолении;
7) предусмотрение приемов саморегуляции возможных неблагоприятных внутренних состояний;
Психология спорта изучает психологические особенности спортивной деятельности. При современных напряжениях на тренировках и соревнованиях вопросы изучения психики и методы психологической подготовки являются очень важным звеном в подготовке спортсменов высокого класса.
Предметом психологии являются: а) психические процессы; б) психологические черты личности; в) психологические особенности человеческой деятельности.
К психическим процессам относятся: ощущения, восприятия, воображение, мышление, память, внимание, эмоции, желания и т.д.
В заключении можно сделать вывод, что, психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований.
Глава 2. Задачи психологии и особенности деятельности в физическом воспитании
2.1. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта
Рассматривая данный вопрос, следует дать краткую характеристику, во-первых, психологии физического воспитания и, во-вторых, психологии спорта.
1. Основная задача психологии физического воспитания — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа психологических сторон деятельности в физическом воспитании.
В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний.
2. Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований. В процессе занятий спортом человек приобретает специальные качества, навыки, знания и умения. У него развиваются и совершенствуются двигательная память, мышление, воля, способности к саморегуляции, самоконтролю, самоанализу и самооценке. Спорт — это особый, специфичный вид деятельности человека.
Данные характеристики, а также некоторые частные особенности физического воспитания и спорта дают нам право сформулировать отличительные и связующие черты психологии физического воспитания и спорта.
А. Отличительные черты
1. Цель физического воспитания — развитие и совершенствование необходимых и достаточных физических кондиций, психофизиологического уровня функционального состояния организма каждого человека, укрепление его здоровья.
Целью занятий спортом является достижение наивысших результатов в спортивной деятельности.
2. Физическое воспитание направлено в основном на развитие с раннего детства психики человека (психические процессы, психологические качества, способности и т. д.); при этом решаемые задачи носят общий характер.
Спорт, как специфичный вид деятельности, в основном решает проблемы специальной подготовки человека к достаточно высоким психическим нагрузкам, при этом главной является узкая направленность задач.
3. Практически занятия по физическому воспитанию обязательны и доступны всем людям. Без осуществления процесса физического воспитания трудно представить себе гармонично развитого человека, обладающего необходимыми физическими умениями, знаниями и навыками для активной и продуктивной жизнедеятельности.
Спортивная деятельность обязательна не для каждого человека. Спортом занимаются увлеченные, «избранные» люди, которых называют спортсменами. Спортивная деятельность достаточно трудоемка и требует от человека значительных физических и психологических напряжений. Поэтому занятия спортом — это приоритет немногих.
4. Физическое воспитание — обязательная учебная дисциплина для каждого из общеобразовательных учреждений (детских садов, школ, специальных профессиональных учебных заведений, вузов).
Спортивные организации — это добровольные общественные группы, объединяющие определенный круг людей, увлеченных едиными идеями, интересами и целями.
1. Структура деятельности, направленная на занятия физическими упражнениями, объединяет как физическое воспитание, так и спорт.
2. И в физическом воспитании, и в спортивной деятельности целенаправленно осуществляются процессы развития и совершенствования психологических качеств, умений и навыков (саморегуляции, самоконтроля и т. п.), а также психологических процессов (двигательной памяти, мышления, воображения, внимания и т. д.) и свойств личности (характера, воли, способностей, личностных установок, эмоций и мотивационной сферы).
3. Процессы воспитания моральных, нравственных, этических и эстетических норм личности и поведения человека в результате составляют единое целое.
4. Достаточно схожи межличностные отношения членов спортивных групп и групп, работающих по программе физического воспитания, в плане общения, лидерства и средств обмена информацией.
5. Как в физическом воспитании, так и в спортивной деятельности связующей чертой являются схема построения занятий и планирование дальнейшей деятельности, рассчитанное на многолетний период.
2.2 Задачи психологии физического воспитания и спорта
В настоящее время нет единого взгляда на сущность понятия «физическое воспитание». Одни авторы представляют его как процесс целенаправленного развития функциональных возможностей человека, опираясь в основном на биологизаторское понимание закономерностей психофизиологического развития. Другие рассматривают физическое воспитание как развитие физических качеств человека и обучение движениям.
Итак, физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе. Такое понимание включает в себя обучение и воспитание, обеспечивающее физическое развитие человека, в том числе воздействие на развитие основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей организма, способствующее наиболее полной реализации генетической программы, обусловленной биологическими особенностями конкретного индивида.
Цели физического воспитания можно сформулировать как образовательные, воспитательные и оздоровительные, которые направлены на обеспечение физического и психического здоровья и гармоничного развития личности согласно определенной концепции (формирование подготовленности к труду и быту, создание потребности в занятиях физической культурой).
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
1. Специфические задачи
а) оптимизировать процесс воспитания человека, учитывая проблемы развития его физических качеств, совершенствования двигательных способностей, а также упрочение и сохранение здоровья;
б) ставить образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
2. Общепедагогические задачи
а) обеспечить нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание;
б) воспитать волю, позитивные качества характера, положительные эмоции и эстетические потребности личности.
Основные цели психологии спорта — это изучение психологических закономерностей формирования у отдельных спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, и разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач 5 :
1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсмена
Следует отметить следующие конкретные задачи:
а) психологический анализ соревнований;
б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
г) определение совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсмену для успешного выступления на соревнованиях;
д) психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта: исследование их влияния на психику спортсмена с целью поиска организационных форм, которые способствуют формированию требуемых психологических качеств.
2. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивной тренировки
Психология спорта призвана раскрыть внутреннюю структуру спортивного мастерства, механизмы и закономерности развития и совершенствования всех его компонентов, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условий, которые обеспечивают успешность коллективных действий спортсменов. Все это требует:
а) психологически обосновать существующие методы и средства спортивной тренировки и искать новые;
б) определить пути максимально использовать возможности организма спортсмена путем развития психических функций, а также создавая специальные методы тренировки;
в) разработать методы психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), а также психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата команды;
г) подготовить научно обоснованные методы моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок, выявляя психологические факторы, сближающие условия тренировок с условиями соревнований.
3. Разработка психологических основ для подготовки спортсменов к соревнованиям
Для успешного выступления на соревнованиях недостаточно высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности.
На современном этапе развития спорта все большее значение приобретает психологическая подготовленность. В предсоревновательной подготовке важную роль начинают играть различные психические процессы и состояния, возрастает значение психологических факторов.
Разработка методов предсоревновательной подготовки спортсменов — одна из главных функций психологии спорта. Реализовать ее — значит:
а) изучить закономерности функционирования психики в условиях соревнований и разработать методы для повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;
б) исследовать психические состояния, развивающиеся в предсоревновательных и соревновательных условиях, чтобы разработать методы купирования неблагоприятных психических состояний;
в) развивать психопрофилактику, формируя приемы, способы и пути психологической подготовки спортсменов для повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям.
4. Разработка психологических условий гуманизации спортивной деятельности
Под гуманизацией понимается расширение содержания спортивной деятельности, профилактика травматизма и переутомления, предупреждение профессиональных заболеваний и деформации личности спортсмена.
Для решения этих задач должны быть организованы санитарно-гигиенические, организационные и другие мероприятия, что требует:
а) охарактеризовать психологические закономерности, необходимые для формирования и сохранения динамического равновесия в системе «субъект спортивной деятельности — спортивная среда»;
б) своевременно обнаружить психологические проблемы отбора и спортивной ориентации;
в) изучить индивидуальные свойства личности и ее психические состояния (как фактор успешности и безопасности спортивной деятельности);
г) установить закономерности динамики психических состояний спортсменов в различных условиях спортивной деятельности;
д) определить структуру мотивов спортивной деятельности, закономерностей формирования и перестройки ее в процессе спортивного совершенствования.
5. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе
Психология спорта изучает особенности жизни и деятельности спортивных коллективов.
Для решение этой задачи предполагается:
а) изучить истоки и механизмы формирования внутригрупповых феноменов (чувств, установок, традиций и т. д.), разработать методы управления ими с целью создания благоприятного психологического климата в спортивных командах;
б) проследить закономерности межличностного общения в спортивных командах и разработать критерии психологической совместимости спортсменов;
в) выявить социально-психологические мотивы поведения и деятельности спортсменов;
г) определить роль личности тренера и влияние стиля руководства на успехи команды и психологический климат в ней, разработать методы для укрепления авторитета тренера или капитана команды.
2.3. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте
Специфические особенности деятельности как в физическом воспитании, так и в спорте вызваны разницей в условиях, целях, мотивах, средствах и достигаемых результатах.
Однако и в том и в другом случае предметом ее является человек, занимающийся физическими упражнениями.
Необычное по интенсивности и длительности физическое и психическое напряжение — это еще одна общая особенность. Занимаясь физическими упражнениями, человек испытывает напряжение, превышающее обычные, повседневные нормы. Часто, особенно в спорте, эти напряжения могут быть даже предельными. Важно отметить, что разумное систематическое использование таких физических и психических напряжений в физическом воспитании и спорте приводит к тому, что они становятся привычными. Это, несомненно, положительный эффект, так как он способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, развитию физических и психических качеств, а в спорте — росту спортивных результатов.
Только к спорту относится исключительная особенность: известно, что сущность спортивной деятельности — соревнование. Без соревнований нет спорта. Участие человека в соревнованиях выражает его стремление к достижению наивысшего спортивного результата в борьбе с другими людьми.
Цели деятельности в физическом воспитании и спорте объединяются общей направленностью: формирование потребности в занятиях физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, нравственное, этическое и эстетическое развитие. В каждой сфере своя направленность: в физическом воспитании — обеспечение как физического и духовного развития, так и профессионально-прикладной подготовленности к труду, усвоение правил, норм и закономерностей двигательной активности в различных условиях реальной действительности; а в спорте — достижение максимально высокого спортивного результата, развитие специальных способностей, необходимых для занятия определенным видом спорта. 6
Мотивы деятельности в физическом воспитании и спорте, как и в любом другом виде деятельности, формируются в процессе развития, создающем личность человека, в связи с накоплением знаний, умений и навыков при занятиях физической культурой или спортом.
В процессе развития мотивационной сферы человека особую роль играют первичные мотивы.
Из потребности в движении рождается мотив эмоциональной привлекательности физических упражнений, в основе которого — механизмы переживания удовлетворения от процесса выполнения упражнений. Значительную роль в нашей жизни играет потребность в сохранении здоровья, жизни, в результате чего рождаются мотивы укрепления здоровья, физического развития собственного тела, развития силы, ловкости и выносливости.
Систематические занятия физическими упражнениями, достижение определенных успехов, возрастные особенности, половая принадлежность, индивидуальные личностные установки, принципы, социальная среда и устоявшиеся в обществе нормы, правила, законы — все это определяет дальнейшее развитие мотивов занятий физической культурой и спортом.
В данном случае в силу вступают вторичные потребности, которые в психологии связывают с развитием личности человека.
Мотивы в спорте зависят от целей деятельности. Они могут полностью соответствовать им. В таких случаях, как правило, эффективность спортивной деятельности бывает особенно высокой. Если же наблюдается расхождение между мотивами и целями, то результативность деятельности значительно снижается.
Действия — основное средство деятельности в физическом воспитании и спорте. В структуре понятия «деятельность» действия всегда определяются как направленные на решение конкретных задач. Действия — это то, с помощью чего достигается результат деятельности. В физической культуре и спорте действия как основное средство достижения цели называются физическими упражнениями.
Продуктом (результатом) деятельности в физическом воспитании является оздоровительный и образовательный эффект от занятий физическими упражнениями. В спорте — спортивное достижение, результат спортивных действий, выполняемых спортсменом на тренировках и соревнованиях.
Необходимо учитывать и тот факт, что функциональная организация действий спортсменов (их деятельность) одновременно содержит:
1) действия, направленные на подготовку организма к физическим и психологическим нагрузкам, развитие и совершенствование технических умений и навыков, развитие и формирование личностных качеств, умений и свойств (тренировочный тип деятельности);
2) действия, направленные на достижение целей спортивной деятельности (соревновательный тип деятельности).
Психология – это наука о закономерностях развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности. Психология физического воспитания – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности развития и проявления психики человека в специфических условиях физического воспитания. В процессе физического воспитания учащийся учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля, способность к саморегуляции психических состояний. Основная задача психологии физического воспитания и спорта – помочь рационально решить практические вопросы общеобразовательного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа психологических сторон деятельности в физическом воспитании.
В физическом воспитании деятельность человека направлена на совершенствование своих физических и психических качеств. Деятельность каждого спортсмена насыщена препятствиями различной степени трудности. Их преодоление возможно только при участии воли. В отечественной психологии воля понимается как определенный класс психических процессов, действий, объединенный единой функциональной задачей – сознательным и преднамеренным управлением поведением и деятельностью человека. Значение воли в жизни и деятельности человека заключается в том, что она позволяет ему управлять собой. Особенно отчетливо это обнаруживается тогда, когда перед человеком возникает необходимость преодоления препятствий различной степени трудности. Проявить волевое усилие, преодолевая препятствия различной степени трудности, – это значит прежде всего преодолеть, превозмочь самого себя, то есть, как выражаются в спорте, действовать через «не могу», через «не выдержу». Преодоление самого себя в большом и малом – существо волевого усилия, сущность воли как высшего регулятора человеческих действий, особенно ярко проявляющаяся в спорте.