Что является предметом методики обучения русскому языку

Методика обучения русскому языку как педагогическая наука. Ее предмет, задачи. Связь методики с другими науками. Актуальные проблемы методики

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема . Методика обучения русскому языку как педагогическая наука. Ее предмет, задачи. Связь методики с другими науками. Актуальные проблемы методики

Предмет и задачи методики как педагогической науки.

Принципы методики русского языка.

Связь методики с другими науками.

Актуальные проблемы методики начального обучения русскому языку.

Предмет и задачи методики как педагогической науки

Методика обучения русскому языку как педагогическая наука ведет свое начало с середины 19 в. В 1861 году был издан первый учебник по методике – книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка». У истоков методики стояли такие известные ученые, мыслители, как К.Д.Ушинский, Л.Н.

Толстой, Д.И.Тихомиров, В.П.Вахтеров, А.М. Пешковский, В.П. Шереметьевский и др.

Методика – самостоятельная наука. Она относится к педагогическим наукам. Особенно тесно связана с дидактикой. Как известно, дидактика рассматривает общие проблемы теории обучения: цели и задачи обучения, средства, методы, формы, приёмы, современные образовательные технологии и др. Дидактика – это общая теория обучения. Методика же – частная теория обучения, теория обучения какому-либо конкретному предмету (русскому языку, математике и др.). Все проблемы дидактики в методике, например, русского языка рассматриваются применительно к обучению русскому языку.

Предмет методики обучения русскому языку и литературе – процессобучения русскому языку в начальной школе.

Что понимают под процессом обучения?

Сущность понятия «процесс обучения» в настоящее время трактуется как единство четырех компонентов:целей обучения,содержания обучения,преподавания и учения. М.Р.Львов включает в это понятие еще один компонент: результаты обучения. Как, по-вашему, правомерно ли это?

Эти компоненты тесно связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены.

Вопрос для размышления : В чем,по-вашему,проявляетсявзаимообусловленность названных компонентов процесса обучения?

Отграничим один компонент процесса обучения от другого и рассмотрим в отдельности.

Что значит – поставить перед ребенком учебную задачу урока? Ее недостаточно просто сформулировать учителю, задача должна быть принята учеником, то есть стать его собственной задачей. Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально новыми открытиями, которые совершает ученик: 1) он должен обнаружить, что что-то не знает; 2) он должен захотеть решить эту задачу, стремиться к ее решению.

Задание для самостоятельной работы . Познакомьтесь с фрагментамиконспекта урока по русскому языку во 2 классе и выделите в нем формулировки образовательной цели урока и учебных задач. Как они соотносятся друг с другом?

Тема урока. Знакомство с понятием «родственные слова», «корень» (Учебник М.С. Соловейчик и др. «К тайнам нашего языка»)

Цель (образования): 1) помочь детям осмыслить опознавательные признаки родственных слов; 2) учить выявлению этих признаков; 3) познакомить с понятием «корень» слова и способом его нахождения; 4) начать сопоставление звучания и написания корней родственных слов.

Введение в тему урока.

Сегодня на уроке мы будет открывать новые секреты слов. А какие –

подскажет заголовок следующей части учебника. Прочитайте его. (Собираем «родственников»).

Вместе с нами этот заголовок прочитал Антон и очень удивился, что нужно было привести на урок бабушку, дедушку, маму, папу и сестру. Как вы думаете, так ли он понял заголовок? А вы догадались, каких «родственников»

мы будет собирать на уроке? (Наверное, слова).

Да. Мы будет открывать тайны «родственных» слов.

Понаблюдаем за словами. Например, было слово «сахар». Появилась посуда для сахара. Как её назвали? (Сахарница.) Почему именно так?

А когда люди научились мелко дробить сахар и получили из сахара песок. Как его назвали? (Сахарный.) Почему? А известно ли вам слово

«посахарить»? Можете ли вы объяснить его значение?

Вот как интересно: все слова разные, а объяснили мы их с помощью одного и того же слова. Можем ли мы эти слова назвать родственниками?

Сравните свой вывод с выводом авторов учебника. Попробуйте теперь ответить на вопросы: какие слова называются родственниками? Почему их так назвали?

Содержанием обучения называют то, чему обучают на уроках русскогоязыка и литературного чтения. Оно находит свое отражение в программах и учебниках для начальной школы. До 80-х годов 20 в. все школы РФ работали по единой программе и единым учебникам. В последние десятилетия 20 в. ситуация резко изменилась. И в настоящее время мы имеем большое разнообразие учебно-методических комплектов, утвержденных Министерством образования РФ («Школа России», «Школа – 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Начальная школа 21 в.» и др.). Кроме программ и учебников, содержание обучения раскрывается также в Федеральных государственных образовательных стандартах. Они регулируют содержание образовательных программ, не допускают слишком большого разброса в объеме изучаемого материала и распределении его по годам обучения.

Задания для самостоятельной работы : «ФГОС ООО второгопоколения», «Примерные программы начального общего образования», «Примерная программа по русскому языку». Прочитайте главу «Содержание курса». Охарактеризуйте основные понятия фонетики, графики, лексики, морфологии и синтаксиса, которые изучаются в начальной школе.

Преподавание –это деятельность учителя в процессе обучения.Онаможет быть разнообразной: постановка целей обучения, отбор содержания,

планирование материала, разработка структуры и содержания урока,

обдумывание каждого его этапа и вида работы, организация взаимодействия с детьми и др. В современной школе педагог в своей деятельности по обучению и воспитанию учащихся руководствуется принципами гуманной педагогики, личностно-ориентированного подхода в обучении, системно-деятельностного подхода в обучении и др.

Учение –это деятельность учащихся в процессе обучения.Она такжеможет быть очень разной по своему содержанию: участие в осмыслении поставленной учителем учебной задачи, участие в исследовании с целью получения новых знаний, анализ изучаемого материала, обобщение, формулирование выводов, определений и правил, выполнение практических работ на основе изучаемого материала, рефлексия и др. Учащиеся – активные субъекты процесса обучения. Они обладают устойчивым познавательным интересом к процессу обучения, отличаются активностью, инициативностью, самостоятельностью и другими качествами, необходимыми в учебном процессе.

Задание для самостоятельной работы . Посетите урок русского языка вначальной школе. Пронаблюдайте, как организуется взаимодействие учителя и учащихся в процессе обучения. Сумел ли учитель возбудить у учащихся интерес к изучаемой теме? Как ему это удалось? Усвоили ли дети изучаемый материал? Овладели ли они способами действия с новым материалом? Подтвердите свои наблюдения и выводы конкретными примерами с просмотренного Вами урока.

Итак, предметом методики русского языка как педагогической науки является процесс обучения русскому языку в начальной школе. Исходя из характеристики предмета методики, можно наметить ее задачи. Традиционно они формулируются в виде 4 вопросов, на которые призвана ответить методика:

Зачем учить? (Определение целей и задач обучения).

Чему учить? (Определение содержания обучения).

Источник

Тестовое задание по методике преподавания «Русского языка» в начальной школе

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Что является предметом методики обучения русскому языку. Смотреть фото Что является предметом методики обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является предметом методики обучения русскому языку. Картинка про Что является предметом методики обучения русскому языку. Фото Что является предметом методики обучения русскому языку

Факультет дополнительного профессионального образования

Методика преподавания русского языка

в начальных классах»

слушатель факультета ДПО

учитель начальных классов

Русский язык с методикой преподавания.

1. Методическая система обучения русскому языку включает следующие компоненты:

2. Выберите правильный вариант ответа. Предметом обучения методики является

б) процесс обучения русскому языку,

в) исследование русского языка.

4. Отметьте фамилию ученого-методиста, определившего закономерности усвоения родной речи:

7. Отметьте общеметодические принципы обучения русскому языку:

1) связь теории с практикой;

2) взаимосвязь изучения языка и развития мышления;

3) преемственность и перспективность;

5) внимание к языковому материалу;

6) развитие языкового чутья.

8. Отметьте определение, раскрывающее суть понятия «метод обучения»:

а) исходное положение науки, определяющее содержание процесса обучения;

б) способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение знаниями, умениями и навыками.

11. Отметьте методы проблемного обучения:

3) эвристическая беседа;

12. Отметьте средства обучения, позволяющие быстро осуществить индивидуальную проверку знаний большого количества учащихся:

2) упражнения из учебника;

3) сигнальные карточки;

4) дидактические карточки;

13. Отметьте комплекс учебников, где в одном учебном пособии содержатся теоретические сведения, практические упражнения, свдения и упражнения, по развитию речи учащихся:

1) под ред. В.В. Бабайцевой;

2) под ред. Н.М. Шанского;

3) под ред. П.А. Леканта и М.М. Разумовской.

14. Отметьте учебную программу, соответствующую учебному комплексу, в которой основной целью является овладение речевой деятельностью в устной и письменной форме:

1) под ред. Н.М. Шанского;

2) под ред. В.В. Бабайцевой;

3) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.

15. Отметьте учебный комплекс, где подача материала осуществляется линейным способом:

1) под ред. В.В. Бабайцевой;

2) под ред. Н.М. Шанского;

3) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.

16. Отметьте виды языкового разбора, не являющиеся грамматическими:

17. Отметьте комплекс учебников с углублённым изучением русского языка, где изучаются сведения, характерные для вузовской программы:

1) Под ред. В.В. Бабайцевой;

2) Под ред. Н.М. Шанского;

3) Под ред. М.М. Разумовской и П.А. Лекант;

18. Отметьте типы уроков, выделяемых Б.Т. Пановым по ведущему методу обучения:

1. изучение нового материала;

2. контрольный урок;

4. анализ письменных работ;

6. закрепление изученного;

19. Определите структурные элементы, соответствующие уроку объяснения нового материала. Постройте их в последовательности, соответствующей структуре урока:

1. проверка домашнего задания;

3. подготовка к восприятию нового материала.

4. объяснение нового материала;

5. первичное закрепление изученного;

6. подведение итогов урока и объяснение домашнего задания;

1) выполнение упражнений повышенной сложности;

6) самостоятельная работа;

20. Какой из диктантов требует объяснения нового материала в процессе написания:

3) письмо по памяти;

4) комментированное письмо;

21. Дополните вид диктанта, где требуется изменение дидактического материала: творческий, выборочный, свободный

22. Пронумеруйте дифференцированные задания по степени сложности:

2. Выборочно-распределительное списывание;

1. Списывание со вставкой;

3. Творческое списывание.

23. Определите тип урока в игровой форме, требующий обязательного использования занимательности:

2) дидактическая игра.

24. Продолжите утверждение: «В настоящее время русский язык как учебный предмет имеет две формы изучения: общеобразовательная и углублённая ».

25. Углублённое изучение русского языка осуществляется по трём направлениям: факультативные курсы, элективные курсы, внеклассная работа.

26. Отметьте формы внеклассной работы, которые относятся к систематическим:

1) вечера русского языка;

3) лингвистическая газета;

27. Уроки, на которых реализуются межпредметные связи с историей, географией, биологией и т.п., называются интегрированные

28. Уроки, на которых совмещаются изучение русского языка и литературы,- это уроки словесности

29. Программа под ред. Н.М. Шанского разработана в соавторстве с М. Т. Барановым и Т.А.Ладыженской

30. В учебном процессе способами подачи изучаемого материала являются индуктивный и дедуктивный

31. Отметьте путь, при котором презентация языкового материала осуществляется индуктивным способом:

1) от частного к общему,

2) от общего к частному.

32. Учебник, наряду с программой, выполняет следующие функции: познавательную, развивающую, воспитательную и систематизирующую

33. Сведения о выдающихся лингвистах, их роли в развитии науки о языке формируют лингвистическую компетенцию.

34. Приём обучения является частью метода, так как определяет конкретные действия учителя и учащихся, зависящие от общих установок и направлений работы.

35. По классификации Л.П. Федоренко, лекция, слово учителя и беседа относятся к теоретическим методам обучения.

36. По классификации Л.П. Федоренко, лингвистический анализ, комментирование текста, творческое задание относится к практическим методам обучения.

37. Отметьте наиболее продуктивную форму опроса учащихся:

38. Эвристическая беседа предполагает пошаговое решение проблемной ситуации.

40. Пропедевтический этап изучения материала – это предваряющий его изучение перед основным курсом.

41. Автором пособия «Русская речь» является Е.И.Никитина

43. Отметьте, чем отличаются уроки обобщающего повторения от уроков закрепления изученного:

2) дидактическими целями;

3) большим количеством самостоятельных и творческих заданий.

44. На уроках развития речи осуществляется формирование коммуникативной компетенции.

45. Развернутый конспект урока соответствует следующему виду планирования учебного процесса:

1) годовое (календарное),

46. Определите вид самостоятельной деятельности учащихся по заданию: «Вставьте в исходный текст подходящие по смыслу слова»:

47. По классификации Л.П. Федоренко, лекция, слово учителя и беседа относятся к словесным методам обучения.

48. Эвристическая беседа и исследовательские методы обучения предполагают создание и решение проблемной ситуации.

Методика изучения разделов современного русского языка.

Методика обучения фонетике, графике, лексике и фразеологии.

1. Изучение фонетики является базой для осознанного усвоения звуковой системы языка, овладения орфоэпическими нормами, формирование орфографической зоркости учащихся.

3. Выразительными средствами звуковой системы русского языка не являются:

4. Задачами изучения лексики и фразеологии не являются:

а) расширение словарного запаса учащихся;

б) обучение работе с орфографическими словарями;

в) работа над толкованием смыслового значения слова;

г) расширение знаний учащихся и языке.

5. В школе изучается три группы лексических понятий, связанных с семантикой, происхождением и употреблением слова.

6. В толковом словаре нельзя определить значение слова:

а) лексическое значение слова,

г) прямое и переносное значение слова.

8.Основными способами толкования лексического значения слова являются описательный, подбор синонимов, контекстуальный

9. Диалектные, профессиональные слова и жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления или неупотребительной.

10.К выразительным средствам языка, построенным на основе переносного значения слова, не относятся:

11. В число лексических ошибок не входит:

1) непонимание лексического значения слова;

2) не различение слов паронимов;

3) употребление слова в разговорной форме;

4) Нарушение лексической сочетаемости слов.

12.Изучение фразеологизмов и лексических понятий способствует формированию не только языковой, но и коммуникативной компетенции учащихся.

13.Постоянное употребление в речи изученных с лексической точки зрения слов способствует формированию словарного запаса:

Методика обучения морфемике и словообразованию

14. На процесс морфемного анализа не влияет:

1) фонетическая структура,

2) морфологические признаки,

3) орфографическое написание,

4) лексическое значение.

15. Теория и практика составления словарей является предметом изучения лингвистической дисциплины:

16. К упражнениям, формирующим лексические умения и навыки не относятся:

1) решение кроссвордов,

2) толкование лексического значения слова,

3) нахождение и исправление лексических ошибок,

4) составление текста по опорным словам.

17. Анализ и разграничение современного и этимологического морфемного состава слова опираются на принцип

Методика обучения морфологии и синтаксису

25. К частям речи с однозначной морфологической характеристикой не относятся:

4) категория состояния.

26. Правильному орфографическому написанию производным предлогов способствует сопоставление их с самостоятельными частями речи, от которых они образованы, и определение их синтаксической роли в предложении.

27. К осложняющим элементам простого предложения, не являющимися членами предложения, не относятся:

4) вводные слова и словосочетания.

Методика овладения орфографией и пунктуацией

28. Овладение орфографическими и пунктуационными правилами в объёме, определённом школьной программой называется относительной грамотностью.

29. Специфика орфографии заключается в том, что она не изучается как самостоятельный раздел, базовые знания рассредоточены по курсу 5-7 классов.

30. К небуквенному типу орфографии относятся дефис, черточка, пробел и апостроф.

31. Умение видеть орфограммы в слове называется орфографической зоркостью

32. Определение морфемы (место орфограммы в слове) и её окружения называется опознавательными признаками орфограммы.

33. Раздел языкознания, изучающий правила постановки знаков препинания, называется пунктуацией

35. К принципам русской пунктуации не относится

36. Ошибки по орфографии классифицируются как грубые, негрубые, повторяющиеся и однотипные

37. Соотнесите оценку с количеством орфографических и пунктуационных ошибок:

39. Выделите разделы языка, с которыми орфография не изучается как сопутствующий курс:

41. Исключение из правил относятся к негрубым ошибкам.

Методика развития речи учащихся.

43.Овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, обучение видам речевой деятельности являются важнейшими аспектами развития речи учащихся.

45.Признаками текста как речевой данности являются:

1) смысловая целостность,

2) грамматическая взаимосвязь,

45. Выберите определение, соответствующее понятию «развитие речи»:

1) процесс овладения языковыми умениями и навыками,

2) изучение системы языковых разделов,

3) процесс формирования коммуникативной компетенции.

46. Овладение нормами русского литературного языка не включает изучение:

1) коммуникативно значимых норм,

2) присущей молодёжному слэнгу лексики,

3) норм, часто нарушаемых носителями родного языка,

4) норм, относящихся к безусловно принятым.

47. Какой вид упражнения не соответствует работе над речевыми нормами:

1) анализ художественного текста,

2) сопоставительный анализ нормы и её нарушений,

3) замена ошибочных вариантов.

48. Обучения разным видам речевой деятельности включает:

1) смысловое восприятие текста,

2) анализ текста, создание текста и редактирование написанного.

49. К источникам пополнения словарного запаса учащихся не относится:

б) молодежный слэнг,

50. К какому из типов речи подходит определение – «изображение картины мира в причинно-следственных связях»:

51. В каком типе изложения требуется краткая передача содеожания исходного текста:

2) близкое к тексту,

4) с языковым анализом.

52.Какой аспект изучения стилистики является основным в школьном курсе русского языка:

1) функциональная стилистика,

2) практическая стилистика,

3) язык художественной литературы.

53. Учет следующих положений: с кем, где и о чём говоришь – соответствует понятию речевая ситуация.

54. Распределите очередность изучения стилей речи в школьном курсе

55. Основной целью овладения эстетической функцией языка является изучение изобразительно-выразительных средств языка.

Углублённое изучение русского языка.

57. Внеклассная работа прежде всего направлена на формирование познавательного интереса учащихся к предмету.

61. Основу урока-семинара составляют доклады учащихся.

64. Урок-зачёт совмещает функции уроков обобщения и контроля.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что является предметом методики обучения русскому языку. Смотреть фото Что является предметом методики обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является предметом методики обучения русскому языку. Картинка про Что является предметом методики обучения русскому языку. Фото Что является предметом методики обучения русскому языку

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что является предметом методики обучения русскому языку. Смотреть фото Что является предметом методики обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является предметом методики обучения русскому языку. Картинка про Что является предметом методики обучения русскому языку. Фото Что является предметом методики обучения русскому языку

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что является предметом методики обучения русскому языку. Смотреть фото Что является предметом методики обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является предметом методики обучения русскому языку. Картинка про Что является предметом методики обучения русскому языку. Фото Что является предметом методики обучения русскому языку

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Урок по творчеству М.А.Шолохова

Презентация к уроку по творчеству М.А.Шолохова

Литературная гостиная по творчеству С. Есенина «Он поэт родной земли»

Материалы к итоговому сочинению по направлению «ОПЫТ И ОШИБКИ»

«Мой любимый край». Сочинение по русскому языку. Ученицы 5 класса.

Использование технологии проектного обучения на упроках рууского языка как средства повышения эффективности образовательного процесса

Материалы к итоговому сочинению по направлению «ПОБЕДА и ПОРАЖЕНИЕ».

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5395055 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что является предметом методики обучения русскому языку. Смотреть фото Что является предметом методики обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является предметом методики обучения русскому языку. Картинка про Что является предметом методики обучения русскому языку. Фото Что является предметом методики обучения русскому языку

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что является предметом методики обучения русскому языку. Смотреть фото Что является предметом методики обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является предметом методики обучения русскому языку. Картинка про Что является предметом методики обучения русскому языку. Фото Что является предметом методики обучения русскому языку

В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря

Время чтения: 1 минута

Что является предметом методики обучения русскому языку. Смотреть фото Что является предметом методики обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является предметом методики обучения русскому языку. Картинка про Что является предметом методики обучения русскому языку. Фото Что является предметом методики обучения русскому языку

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что является предметом методики обучения русскому языку. Смотреть фото Что является предметом методики обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является предметом методики обучения русскому языку. Картинка про Что является предметом методики обучения русскому языку. Фото Что является предметом методики обучения русскому языку

Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ

Время чтения: 1 минута

Что является предметом методики обучения русскому языку. Смотреть фото Что является предметом методики обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является предметом методики обучения русскому языку. Картинка про Что является предметом методики обучения русскому языку. Фото Что является предметом методики обучения русскому языку

Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год

Время чтения: 2 минуты

Что является предметом методики обучения русскому языку. Смотреть фото Что является предметом методики обучения русскому языку. Смотреть картинку Что является предметом методики обучения русскому языку. Картинка про Что является предметом методики обучения русскому языку. Фото Что является предметом методики обучения русскому языку

Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *