Что является предметом журналистской деятельности
Теория журналистики, предмет, структура и задачи
Вы будете перенаправлены на Автор24
Теория журналистики
Журналистика является многоаспектным явлением. Журналистика – это и СМИ, и социальный институт, и система видов деятельности, произведений и т.д.
Каждый из каналов передачи информации (радио, телевидение и пр.) включает в себя множество различных типов радиостанций, телекомпаний и пр. Они классифицируются по самым различным признакам, например, по форме собственности и пр.
Журналистика включает в себя как журналистские учреждения (например, редакции периодических изданий), так и предприятия, что их обслуживают (к примеру, предприятия полиграфии и т.д.).
Система журналистских видов деятельности выглядит следующим образом:
Как одна из профессий журналистика – это сфера деятельности журналистских специальностей, например, репортер, комментатор и пр. Но также стоит отметить, что все современные СМИ находятся в зависимости от специалистов из области рекламы, программирования и пр.
Как система произведений журналистика включает в себя (помимо обнародованных материалов) и материалы, что необходимы только в редакции (например, различные сценарные и режиссерские планы, письма и пр.). Также она включает в себя и обращения в различные социальные институты, скажем, просьбы об аккредитации и пр.
Предмет журналистики
Предметом журналистики может являться какое-либо происшествие или событие (например, чрезвычайная ситуация), человек (к примеру, спортсмен, политик и пр.), актуальные проблемы современности (алкоголизм, безработица и пр.), проблемы прошлого и пр.
Структура журналистики
Структура журналистики в общем случае выглядит следующим образом:
Готовые работы на аналогичную тему
Задачи журналистики
Одной из самых главных задач журналистики является задача удовлетворения потребности общества в информации (удовлетворение их предпочтений, стремлений и увлечений). Из этого втекает важная оговорка: журналист должен знать, какую информацию и кому следует предоставлять.
Журналистика стремится предоставить аудитории максимально целостное и понятное представление о жизни, а не разрозненные факты об отдельных ее явлениях.
Также одной из важных задач журналистики является формирование массовой культуры, приобщение к ней самых широких масс аудитории. Но стоит отметить, что понимание культуры в СМИ может быть разным (например, содержание российских телеканалов «Культура» и «ТНТ»).
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата написания статьи: 15 12 2016
Объект и предмет общей теории журналистики
Статья посвящена ключевой проблеме современного медийного дискурса: вопросу о сущности журналистики (в терминологии западной научной мысли – сущности «медиа» и «медийности»). Рассматриваются возможности построения общей теории журналистики, её предмет и объект.
Ключевые слова: Общая теория журналистики, Экзистенциальная теория журналистики, медиаисследования, медиадискурс, объект и предмет теории журналистики, журналистика.
Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Выделяют три основных аспекта («ипостаси») науки:
— науку как социальный институт (сообщество учёных; совокупность научно-исследовательских институтов);
— науку как процесс (научная деятельность);
— науку как результат (научные знания; в идеале – Знание).
То же можно сказать и о журналистике.
Журналистика – сфера человеческой (общественной, социальной) деятельности, функцией которой является устранение избыточных мнений и формирование единого мировоззрения масс. В ней также можно выделить три ипостаси:
— журналистику как социальный институт (представляет собой медиасистему);
— журналистику как процесс – оперативную массовую общественную рефлексию;
— журналистику как результат: развитое общественное сознание и его имманентный «индикатор» (выразитель) – общественное мнение.
Следовательно, говоря о серьёзном научном подходе к исследованию и пониманию журналистики, следует вести речь об Общей теории (метатеории, философии) журналистики, и – далее – определении её статуса как научной дисциплины среди других социально-коммуникационных наук [Дмитровский 2015: 15-20].
А.В.Соколов в «Общей теории социальной коммуникации» [Соколов 2002: 441-442] даёт наиболее полную и чёткую систематизацию наук по их онтологическим объектам (возникших естественным путём в ходе антропогенеза самостоятельным, но взаимосвязанным «мирам»). Эти четыре объекта («мира») обусловили формирование четырёх комплексов научного знания:
1) X – природа, данная нам в ощущениях и, соответственно, комплекс естественных наук (естествознание); очевидно, что такие науки как физика, химия, биология, астрономия и другие, имея общий онтологический объект различаются именно по предмету познания и в свою очередь делятся на более конкретные дисциплины, образуя циклы химических, физических и т.д. наук.
2) Y – умозрительно постигаемые смыслы и комплекс умозрительно-обобщающих наук; обобщающие науки оперируют дематериализованными смыслами, не привязанными к чувственно воспринимаемым явлениям и вещам. Здесь выделяется три научных цикла: философия, богословие и математика.
4) S – социальная реальность и обширный комплекс обществоведческих наук. Научные циклы: экономика, политика, социология, социальная психология, история, этика и мораль, юриспруденция, эстетика и искусствоведение, филология, журналистика [медиалогия], литературоведение, лингвистика и другие.
Помимо вышеперечисленных комплексов, А.В.Соколов выделяет три подкомплекса, образующиеся на стыке основных наук и имеющие интегральный характер. К таковым он относит:
1) IX – биогуманитарный подкомплекс, интерес которого сосредоточен на гранях соприкосновения естественной природы и личностной субъективной реальности (медицина, физиология, этнопсихология, психогенетика и другие, например, биологическая антропология, изучающая биологическую эволюцию хомо сапиенс);
2) IS – культуроведческий подкомплекс: науки, объектом которых выступает взаимодействие и взаимосвязи личности и общества (культурология, её история и социология, семиотика, теория массовой коммуникации, археология, библиотековедение и другие);
3) SX – подкомплекс технических наук, нацеленных на преобразование природы в интересах общества (автоматика, информатика и вычислительная техника, радио и телевизионная техника, телефония и телеграфия, полиграфия, радиолокация и радионавигация и т.д.).
Завершив классификацию, автор справедливо отмечает: «С развитием научного познания проблематика социальной коммуникации начинает занимать всё более значительное место в предметах обществоведческих, человековедческих наук и соответствующих подкомплексах интегральных стыковых наук. Более того, есть основания считать некоторые из научных дисциплин социально-коммуникационными науками по существу, ибо они изучают не что иное, как различные грани коммуникационной деятельности, разновидности коммуникационных каналов и социально-коммуникационных институтов» [Соколов 2002: 443]. Закономерно, что современными философами отмечается приоритет коммуникационной проблематики в западной философии второй половины XX века, обусловленный тем, что функция самой философии осмысляется не как горделивое навязывание людям абстрактных сверхистин, а как осмысление общих принципов человеческого бытия, как роль посредника, который бы взялся обеспечить сотрудничество между разными, обособленными ныне, формами познания – наукой, религией, философией, медиа, мифологией, политикой, искусством, моралью.
А всякое сотрудничество есть коммуникация.
Для нас это справедливо и по другим причинам. За последние 20-30 лет Россия проделала огромный путь от жёсткого административно-командного общества к обществу демократическому, информационному: при этом медиа в нашей стране стали очевидным «интегратором» социальной модернизации. Результат – формирование полноценной медиасреды – своего рода «транзита» к построению открытого информационного (сетевого) общества будущего («Нейромира»). Общества, где информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) будут играть ключевую роль, а различные формы духовного общения и социальной коммуникации станут основой трудовой деятельности людей [Калашников 2007].
С другой стороны, медиасреда сегодня представляет собой сложнейшую структуру – как вертикальную: взаимовложенность медиасреды «глобальной», общероссийской и региональной, – так и горизонтальную: телевидение (эфирное, кабельное, спутниковое), печать, кино и видео, DVD, сотовую связь, различные мессенджеры, компьютерные каналы и Интернет. То есть сама медиасреда требует осмысления, поскольку являет миру огромный и сложный организм, включающий в себя массу компонентов, ответственных за социализацию человека: социальные институты, массовое и общественное сознание, духовную и материальную культуру, экономику.
В-третьих, автор «Энциклопедического словаря СМИ» А.А.Князев отмечает: «Важным аспектом любой отрасли научного познания является определение ее понятийного и терминологического аппарата. В этимологическом отношении терминология коммуникативистики строится на исходных понятиях, заимствованных из аппарата теории журналистики, информатики, кибернетики, компьютерного программирования, социологии, литературоведения и лингвистики, а также понятиях, сложившихся в современной массмедийной сфере. Коммуникативистика в значительной мере вырастает именно из журналистики » [выделено нами. – А.Д.]. [Князев 2002: http://evartist.narod.ru/text16/069.htm].
Журналистика сегодня представляет собой бурно развивающуюся отрасль: к традиционной триаде печать-телевидение-радио добавилась ещё одна, как минимум, ветвь – on-line-журналистика. Осваивая громадные площади социального пространства, последняя производит массу неизвестных ни широкой публике, ни даже профессиональным журналистам терминов и дефиниций, что зачастую мешает нормальному взаимодействию как внутри круга специалистов различных СМИ, так и в целом общению СМК с широкой публикой. Подобное взаимопроникновение различных разновидностей СМИ (традиционных через on-line-версии в Интернет, а материалов on-line-журналистики в печать и эфир традиционных и жанрово устоявшихся СМИ) ставит остро вопрос уточнения, систематизации дефиниций и, соответственно, проблему выработки и овладения специалистами унифицированным понятийно-терминологическим аппаратом.
В новом обществе, основанном на ИКТ, информация и коммуникативные процессы занимают главенствующее положение: нашей глобальной цивилизации некуда больше развиваться, как только «внутрь», в «виртуал», «гиперпространство», то есть в сферу медиа. Инфосфера, медиапространство единственная сегодня «территория», среда, где свободно могут взаимодействовать отдельные люди, социальные общности, власть и бизнес. На повестке дня – рождение новых наук: речь идёт, например, о медиалогии, призванной по словам её апологетов дать систематическое знание о медиальности и современной медиакультуре, или медиаобразовании (медиапедагогике), призванной научить современного человека справляться с потоками медиавоздействия и манипулирования. Широкое признание получили коммуникативистика и медиафилософия.
Можно, наверное, действительно утверждать, что мы до конца не осознаем, что живем в новой цивилизации, основу которой составляют «цифра», «информация», «коммуникация». Мало кто даже десять лет назад мог предсказать роль сети Интернет, не просто объединившей мир в глобальную деревню, но начавшую активно формировать новую философию и новое «ноосферное» сознание (например, «сетевого неокоммунизма» –всепланетного сообщества, основанного на роботизации производства, справедливом распределении ресурсов, экологичности промышленности и реальном гуманизме).
Правда, эта же «цивилизация медиа» породила и невиданные доселе проблемы: чего стоит, например, её «принудительно-коммуникативный» характер, когда эталоном служат жизнерадостные, отчасти бесцеремонные гипер-общительные персонажи, «всегда готовые» исполнить любую социальную роль (работника, члена семьи и т.д.). При подключённости через коммуникаторы к миру 24 часа в сутки, у людей хронически не хватает времени на уединение, на коммуникацию с самим собой, на тишину, на то, чтобы позаботиться о себе, о своём личностном росте (духовном, а не карьерном) и саморазвитии.
Угроза есть и для культурных сообществ и даже для отдельных цивилизаций – например, актуальна задача сохранить идентичность «русского мира», не потерять себя. В том числе (и особенно) в рамках общемировой тенденции к глобализации и унификации культур. Не зря Мануэль Кастельс говорит о том, что современный социум структурируется (конструируется элитами) иначе, чем ещё пятьдесят-сто лет назад: в рамках биполярной оппозиции между Сетью и «Я», в рамках выбора между жёстким принципом «универсального инструментализма» и поиском «идентичности», коллективной или индивидуальной (то есть традиционными «скрепами», мировоззренческими кодами – Бог, государство, семья, нация) [Кастельс 2017].
Несколько десятилетий назад мы уже столкнулись с подобными явлениями в методологии журналистики, когда «нормативные теории» западного образца смели традиционные представления о журналистике, выработанные советскими теоретиками. Сегодня наметилась положительная тенденция к девестернизации научных теорий, концепций и доктрин. Нам действительно нужна новая, современная, индигенная общая (мета-)теория журналистики.
Прежде чем говорить о метатеории журналистики, определимся с понятием самой журналистики. Журналистика есть коммуникативно-интегрирующая деятельность, направленная на формирование, поддержание и развитие общественного сознания и его имманентного выразителя – общественного мнения. Говоря проще – журналистика это поддержание единства общества через культивирование общественного сознания. Но способствуют интеграции общества и другие социальные институты, в том числе, и воздействуя на массовое и общественное сознание. Следовательно, необходимо ответить на вопрос об объекте и предмете общей теории журналистики.
С точки зрения методологии науки, под объектом познания понимают явления внешнего мира (как материального, так и нематериального), существующие вне нас и независимо от нашего знания о ней. Как правило, мы имеем об объекте лишь ограниченные знания: их хватает чтобы назвать объект, перечислить его внешние отличительные признаки и начать в принципе бесконечное его изучение. Понятно, что объекты обладают различным масштабом, но говоря об окружающем нас мире философия выделяет четыре важнейших: Природа, Общество, Человек и Мир разума. Как мы убедились выше, охватить подобный онтологический объект – во всех его многообразных связях и отношениях, бесчисленных свойствах и аспектах – невозможно ни одной науке. Поэтому познающая мысль выделяет для рассмотрения одну или несколько граней – предметов познания.
Важно отметить, что предмет познания выбирается исследователем не произвольно, а в зависимости от научных установок, персональной исследовательской парадигмы и даже личной этики последнего [Прохоров 2005: 21-35]. Кроме того, предмет познания не существует в самой объективной действительности (познаваемом объекте), но является продуктом деятельности сознания познающего субъекта. И формируется путём абстрактного мышления исследователя в соответствии с традициями и методологией данной науки (учения, теории или парадигмы).
Таким образом, изучающие один и тот же объект науки различаются по своему предмету: и раз всякий объект содержит в себе бесконечное количество граней, возможно сформулировать сколь угодно много предметов для всё новых и новых наук. Так, справедливо отмечает М.Н.Ким, общество изучается социологией, политологией, экономикой, этнологией и археологией, филологией, этикой, социальной философией, языкознанием и социальной психологией… Список можно продолжить. Факт в том, что различен предмет каждой из них (несмотря на один и тот же объект) [Ким 2010].
Человеческое общество выступает объектом познания и в общей теории журналистики (метатеории журналистики).
Американский социолог и философ Толкотт Парсонс, разбирая структуру современного общества, убедительно доказал наличие четырёх основных институтов, поддерживающих существование социального организма (человеческого сообщества): экономики (отвечающего за адаптацию к среде обитания), политики (отвечающего за целеполагание), культуры (ответственного за воспроизводство) и четвёртого, отвечающего за интеграцию общества, сохранение его целостности, обозначенного им неопределённым термином «социетальная система». То есть «системы мотивов и стандартов поведения людей», сохраняющих «нормативный порядок»: устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих человеческое поведение и преобразующих его в систему ролей и статусов. По нашему мнению речь идёт непосредственно о журналистике, поскольку именно она и выступает механизмом институализации «образцов ценностных ориентаций». То есть, говоря проще, выступает механизмом (системой) внедрения в массовое сознание того или иного мировоззрения (совокупности ценностей, норм и оценок происходящего вокруг) с целью системного и осмысленного влияния на поведение и сознание масс [Парсонс 2000].
Следовательно, определив журналистику как «коммуникативно-интегрирующий социокультурный феномен, являющий себя в общественном сознании (и его имманентном атрибуте (продукте, результате) – общественном мнении)», мы описали объект метатеории журналистики, поскольку он существует в реальной социальной действительности независимо от других наук. Коллективный разум, коллективное сознание (позже массовое и общественное) и неотъемлемое от него коллективное поведение (позже – общественное мнение и социальное действие) возникли естественным путём в ходе антропогенеза (становления и развития человечества) и являются онтологически объективным феноменом.
Что же представляет собой предмет Общей теории журналистики?
С точки зрения методологии науки, метатеория (общая теория чего-либо) выступает обобщающей теорией, сводящей знания различных отдельных дисциплин (не способных самостоятельно объяснить отражаемый метатеорией объект – в данном случае, журналистику) в единое целое. Другими словами, метатеория занимает центральное и главенствующее место в системе частных социально-коммуникативных дисциплин так или иначе затрагивающих (исследующих) её (метатеории) онтологический объект: общественное сознание и его неотъемлемый атрибут – общественное мнение.
Следовательно, предметом общей теории журналистики служит не конкретное исследование разнообразных явлений и аспектов функционирования общественного сознания (и связанного с ним общественного мнения), а знания о феномене общественного сознания (во всех его проявлениях и аспектах), добытые другими науками и частными дисциплинами.
Что является предметом журналистской деятельности
ВОПРОС №3
Общие характеристики журналистской деятельности как творческой.
Предмет журналистского творчества – реальная конкретная ситуация в определенном аспекте избранной для обсуждения в средствах массовой информации проблемы.
Чтобы не совершать ошибок грубых и неисправимых, необходимо понимать особенности творческого процесса, протекающего в системе массового информационного обмена. Необходимо знать свои – субъектные возможности в этом обмене, свои задачи и способы их решения.
Творчество – это во многом непредсказуемая область человеческой деятельности. Но творческие методы и способы могут быть изучены и трансформированы для того чтобы на их основе каждый мог построить свою методику деятельности, способствующую раскрытию творческого потенциала личности и компетентному выполнению основных профессиональных обязанностей. Результатом создания методики творчества может стать неординарность, эмоциональная и информационная насыщенность журналистского продукта, его эффективность и высокая степень влияния на аудиторию. Методика как особая система профессиональных действий отличает журналиста как творческую личность, формирует его индивидуальный стиль деятельности. Проявляя активность в творческой деятельности, журналист выделяет в информационном поле журналистики ряд элементов, позволяющих ему заполнить смысловые границы сущности журналистики как сферы публичной коммуникации, то есть наполнить окружающие потоки информации смыслом. Так строится модель действительности или модель мира. Их множество, они разнообразны, так как каждая личность имеет право на создание своей концепции творчества и соответственно модели мира, и создает эту концепцию, ориентируясь на практику всей системы СМИ, рефлексируя, отслеживая этапы личностного познания мира. Рождается модель познания, база модели мира, созданной личностью. В зависимости от творческих предпочтений самого журналиста, модели деятельности могут носить разнонаправленный характер, отличаться по степени обобщений, уровню информационной насыщенности, эмоциональности и глубины анализа. Но есть универсальные законы, управляющие деятельностью журналиста в системе массового информационного обмена. Их знание и умелое использование в творческой деятельности поможет журналисту ярче проявить свою индивидуальность, управляя процессом творчества, на сознательном и подсознательном – интуитивном уровнях.
4. Творческий процесс в журналистике. Создание журналистского произведения всегда обусловлено рядом взаимозависимых процессов, к которым можно отнести поиск и рождение темы будущей публикации, формирование и разработку замысла конкретного произведения, наконец, определение его идейной стороны. На этих этапах решаются вопросы, связанные и с выбором объекта будущего отображения, и с накоплением жизненных впечатлений, и с планировкой будущего материала, и с его идейной направленностью, что в конечном итоге сказывается на всей последующей работе журналиста по реализации замысла конкретного произведения.
Вынашивание произведения: планировка и конкретизация рабочей идеи. Если в замысле фиксируется только общая идея, то в плане дается беглая наметка всего произведения, выделяются его узловые моменты, определяются основные герои произведения, вокруг которых и развернется все действие, наконец, задается вся событийная канва. Дальнейшая работа над произведением связана с конкретизацией рабочей идеи. Приступая к работе, журналисту необходимо определиться в своей нравственной или идеологической позиции,.
Факт как основа журналистского произведения. Важным моментом журналистской работы является не только сбор фактического материала, но и методы его обработки и изложения.
5. Продолжение.
Нерефлексивное слушание уместно в следующих случаях:
• если собеседник хочет высказать свою точку зрения;
• если собеседник говорит о своих проблемах;
• в напряженных ситуациях;
• при разговоре с вышестоящим по должности.
Таким образом, нерефлексивное слушание применяется в основном для недискуссионных разговоров либо при угрозе возникновения конфликтной ситуации.
Рефлексивное слушание – вид слушания, который предполагает, помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения и отражение мнения собеседника – сверку того, что вы поняли из его речи, с тем, что он хотел вам сообщить в действительности.
Рефлексивное слушание предполагает использование таких приемов, как отражение чувств, побуждение, продолжение, оценки, резюмирование («Итак, вы считаете..»), а также использование следующих приемов поддержки собеседника:
• выяснение, уточнение («Я не понял»; «Повторите, пожалуйста, еще раз. », «Что вы имеете в виду?», «Не могли бы вы объяснить?»);
• парафраз, т. е. повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что вы его правильно поняли («Вы считаете, что. », «Другими словами. »);
• отражение чувств («Мне кажется, вы чувствуете. »);
• побуждение («Ну и. », «Что дальше. »);
• продолжение, т. е. вклинивание во фразу собеседника и окончание ее своими словами, либо подсказывание слов;
• оценки («Ваше предложение заманчиво», «Мне не нравится»);
• резюмирование: («Итак, вы считаете. », «Ваши слова означают. », «То есть. ».).
Общаясь с другими людьми в целях сбора материала:
• старайтесь сосредоточиться не только на смысле сказанного собеседником, но и на истинном сообщении, которое чаще всего бывает скрыто;
• не торопитесь с оценками и выводами, сначала удостоверьтесь, что именно имел в виду ваш собеседник;
• избегайте говорить собеседнику «Я вас понимаю», поскольку эта фраза воспринимается почти всегда негативно, лучше всего прямо назвать ту эмоцию или чувство, которое испытывает ваш собеседник (за это вам будут благодарны);
• если ваш собеседник проявляет излишнюю эмоциональность, вслушивайтесь в смысл сказанного, постарайтесь не попасть под власть эмоций (иначе информация будет необъективной).
Рефлективное слушание можно назвать активным. Оно предполагает большее участие в диалоге обеих сторон, хотя говорит в основном первый. Задача второго – дать развернутую обратную связь, показывающую заинтересованность (в нашем случае журналиста), согласие или несогласие. Иной вид слушания представляет собой способность к эмпатии – сопереживанию, достижению резонанса, пониманию другого на логическом и эмоциональном уровне.
11)
Способ журналистского творчества как обобщенная характеристика деятельности журналиста.
Способ деятельности – овладение практическими навыками конкретной профессии. Способ деятельности – охватывает реальные черты трудового процесса, непосредственно совершаемые действия. Это лишено творческого начала.
Над какими бы материалами ни шла работа, неизбежно оказываемся перед необходимостью решить некоторое количество похожих задач и предпринимаем для этого соответствующие действия. Творческий процесс предстает как определенная последовательность операций.
Способ творческой деятельности включает в себя структуру творческого процесса, определяемую задачами, методы этих задач и технические средства, используемые в ходе творческой деятельности, и систему профессионально-этических регуляторов поведения.
Способ творческой деятельности– можно сказать формируется в опыте деятельности.
Способ деятельности – образование устойчивое, но вместе с тем и живое. Он склонен к развитию, и обогатить его может каждый, кто им овладел.
Проблема журналистского мастерства лежит в основе теории, которую представляет в своих исследованиях В. М. Горохов. Основной вопрос, который рассматривается в рамках данной модели, это вопрос о специфическом характере способа журналистской деятельности. Выражается эта специфика в понятии “творческая природа журналистики”.
Творческая природа журналистики, творческое ее своеобразие состоит в том, что:
во-первых, социальная целесообразность журналистики проявляется в достижении определенных результатов и создании информационной картины мира, “обеспечивающей активную социальную жизнедеятельность общества”;
во-вторых, особость проблемной ситуации в журналистике отличается тем, что она “объективируется в процессе деятельности” и имеет “духовно-практическую природу”;
в-третьих, сущность творческого процесса журналиста в единстве общественно-исторических и индивидуально-психологических истоков творчества;
в-четвертых, особость способа деятельности журналиста в том, что он многопланов и сочетаем (в частности можно говорить о сочетаемости типических и индивидуальных черт в нем);
в-пятых, в журналистском творчестве присутствует двоякость открытия нового (что является неотъемлемой чертой творчества вообще): с одной стороны, “журналистика открывает новое в предметном знании”, а с другой стороны “открытие нового связано с изменениями в самой журналистике”;
в-шестых, “ориентация на самобытность и высокое качество продукта труда наиболее явственно обнаруживает творческую природу журналистики”.
Одним словом, необходимо помнить, что способ деятельности(в том числе — творческой деятельности журналиста) образование устойчивое, но вместе с тем и динамичное, склонное к развитию. Правда, в формат этапа развития (собственно творческой деятельности) журналист может вторгаться только при осознании основных особенностей профессиональной деятельности, после приобретения всех необходимых умений и приведения в соответствие с потребностями деятельности свою натуру. (Только так можно избежать изобретения «велосипеда с квадратными колесами»).
Такой подход можно обозначить как познавательно-целевой. Сейчас можно уверенно говорить о том, что практически все области знаний и деятельностей отражены в модельных характеристиках творчества журналиста, широкий спектр которых говорит о расширении границ и подходов к изучению и формированию основных представлений, знаний и позиций в журналистском творчестве.