Что является примером дифференциации заданий на уроке физической культуры

Дифференцированное обучение на уроках физической культуры

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ

Дифференцированный подход в физическом воспитании школьников заключается в определении учебных заданий учащимся основной и подготовительной медицинских групп, мальчикам (юношам), девочкам (девушкам) с учетом их состояний здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности (условно можно разделить учеников на слабых, средних и сильных). При этом педагогическая работа учителя физической культуры направлена на выявление оптимальных путей реализации содержания программы физического воспитания. Таким образом, дифференцированное обучение можно осуществлять при условии учета групповых и половых особенностей занимающихся.

Осуществляется дифференциация в связи с распределением учащихся по данным врачебного осмотра на основную и подготовительную медицинские группы.

Кроме того, известно, что антропометрические размеры тела влияют на качество выполнения физических упражнений. Самые худшие результаты показывают полные ученики. На уровень физической подготовленности учащихся влияют темпы их физического развития. По данным А. Бойшвила, более быстрые темпы роста антропометрических и соматометрических показателей девочек сказываются на приросте результатов в беге на 60 м, в прыжках в длину (с места и с разбега) в сравнении с мальчиками, растущими медленно.

Для претворения в практику работы учителя дифференцированного подхода необходимо :

учитывать, в первую очередь, уровень физического развития, физической и двигательной подготовленности школьников, как наиболее объективные признаки проявления особенности учащихся;

при проведении занятий физическими упражнениями интерпретировать программу физического воспитания с учетом реальных возможностей занимающихся;

осуществлять планирование материала программы физического воспитания, дифференцируя его с учётом особенностей различных групп занимающихся;

нормативные требования для учащихся сдвинуть в сторону реальных возможностей учеников и оценивать динамику в развитии физических качеств;

иметь в вид, что дифференцированный подход является ступенькой к индивидуализации физического воспитания школьников.

Таким образом, в рамках групповой дифференциации имеет место индивидуализация преподавания. Она может пониматься и как требование дидактического принципа доступности и индивидуализации.

Индивидуализация заключается в выделении учителем одной личности (нескольких учеников) в процессе физического воспитания, выявлении отличительных свойств ученика. Еще К. Д. Ушинский отмечал необходимость индивидуально подойти к ребенку в процессе воспитания. На необходимость глубокого знания личности ученика указывал и П. Ф. Лесгафт.

Выделяют три показателя индивидуализации:

1)отношение ученика к учению;

2)организацию учителем учебной работы;

3)усвоение знаний и навыков.

Второй показатель – организация учебной работы – наиболее значимый, так как полностью зависит от компетентности учителя в реализации индивидуальных особенностей в физическом воспитании учеников. Именно организация учебной работы пронизывает процесс обучения и развития школьников в направлении выявления и учета индивидуальных особенностей занимающихся.

Определение индивидуальных особенностей психики учащихся, создание соответствующих психологических условий на занятиях физическими упражнениями, а также умение сочетать групповую организацию занятий с индивидуальной работой школьников требует от учителя значительных знаний и педагогического мастерства.

Необходимость дифференцированного подхода ученикам при обучении- мысль не новая, но, к сожалению, не реализуемая на практике в должной мере. Дальнейшее совершенствование урока и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса о дифференцированном обучении. Вот почему мы полагаем, что нужно напомнить об его основах, дать обобщение некоторого опыта и показать возможности дальнейшего внедрение в практику этого метода.

Дифференцированный подход к ученикам в процессе обучения осуществляется в зависимости от их физических способностей и возможностей. Что же тут надо учитывать? По каким признакам делить учеников каждого класса на группы?

Прежде всего необходимо разобраться, какова степень физической подготовленности детей. Нередко они не осваивают какой-то раздел программы из – за слабой физической подготовленности. Именно низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. Вот почему каждый учитель в первую очередь должен выяснить физическую подготовленность его воспитанников. Это делают в начале учебного года. Степень подготовленности можно установить, в частности, на основе контрольных испытаний.

Важно также знать подготовленность учеников к освоению данного вида упражнений. Ее определяют перед прохождением конкретного раздела программы. Делают это по-разному. Например, на первых уроках лыжной подготовки предлагается сначала мальчикам ( девочки в это время самостоятельно выполняют задание учителя), затем девочкам пройти 4-5 кругов по внешней учебной лыжне определенным способом : в 1-3 классах- широким скользящим шагом без отталкивания палками ; в 4-6 попеременным двухшажным ходом; в 7-8 – одновременным двухшажным. Наблюдая за движениями учеников, педагог отмечает, насколько длинны, накатисты, ритмичны шаги у каждого. Менее подготовленным школьникам предлагает перейти на внутреннюю лыжню.

Необходимо также получить представление о том, каков характер движений, выполняемых учеником, какова его двигательная координация. Это делается путем наблюдения. Наблюдая, нетрудно заметить медленные или быстрые движения, скованные или свободные. Дети с медленными, скованными движениями, как правило, хуже и дольше осваивают учебный материал.

Координацию движений определяют по умению воспроизвести упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой. Правда по этим признакам делают грубую дифференциацию: плохая и хорошая координация. Школьники с плохой координацией осваивают учебный материал медленно и неравномерно, разученное на одном уроке забывают к следующему занятию. Плохая координация тоже может стать причиной неуспеваемости.

Следует иметь ввиду, что способность детей и подростков к овладению относительно сложными по координации движениями с возрастом изменяется. Мальчики быстрее и легче овладевают техникой основных физических упражнений. В тоже время способность к тонкой дифференцировке движений у них в определенный период (после 13 лет) нередко ухудшается, в связи с чем процесс совершенствования двигательных навыков удлиняется. У девочек к 13 годам нередко снижается не только точность движений, но и замедляется процесс овладения технической основой двигательных навыков, различия в двигательных способностях мальчиков и девочек, не столь заметные до 10-11 лет, к 12-13 годам становятся очевидными. Мальчики-подростки значительно успешнее, чем девочки, овладевают двигательными навыками, требующими проявление смелости, а также упражнениями, связанными с повышенной затратой мышечных усилий. Однако по частоте и выразительности выполнения несложных движений и хорошо освоенных упражнений девочки обычно превосходят мальчиков-сверстников.

Необходимо установить и различия в склонностях и интересах мальчиков и девочек. Так, следует учитывать, сто мальчики-подростки с удовольствием разучивают относительно сложные упражнения, но обычно без желания выполняют простые движения и не проявляют достаточного интереса к совершенствованию в технике гимнастических упражнений. Внимание подростков привлекают главным образом новые, эмоциональные упражнения, при выполнении которых необходимо проявит силу, ловкость, смелость. Работа над чистотой движений не соответствует их интересам и требует специальных мер, способствующих повышению активности учеников.

У девочек интерес к школе движений с возрастом не пропадает. Но в противоположность мальчикам, которые с возрастом становятся смелее и увереннее в своих силах, у девочек к 13-14 годам часто проявляется робость, стеснительность, капризность, что нельзя не учитывать в процессе обучения.

Таковы основные признаки, по которым различают группы учеников.

При осуществлении дифференцированного обучения урок проводиться по общепринятой структуре. Главное различие заключается в дозировке физической нагрузки, в некотором изменении содержания учебного материала в каждой из частей урока и методике обучения. При этом соблюдается главное: для слабо подготовленных подбираются более простые подводящие и подготовительные упражнения и в несколько большом объеме, чем для сильных учеников; детям с пониженной работоспособностью постепенно увеличивают физическую нагрузку, паузы отдыха межу повторениями заданий делают более частыми и длительными.

Вводная часть урока. Простые, легкие упражнения, не вызывающие сильного напряжения, все ученики проделывают в одинаковой дозировке. Это относится к построениям, перестроениям, ходьбе, которыми обычно начинается вводная часть. Затем, как правило, дается бег в медленном или среднем темпе и следом – общеразвивающие упражнения. Выполнения их требует проявление силы, быстроты, выносливости, вызывает резкие сдвиги в системах кровообращения и дыхания, особенно бег. Поэтому для слабо подготовленных учеников нужно снизить нагрузку. Сделать это можно так.

Учитель наблюдая за детьми, не прерывая общего выполнения заданий, предлагает слабо подготовленным закончить упражняться примерно после того, как все ученики выполнят половину (или две трети) намеченной нагрузки.

Снизить нагрузку при выполнении общеразвивающих упражнений можно и по другому: разрешить делать их в произвольном темпе, под индивидуальный счет. Менее подготовленные ученики будут упражняться медленнее, значит, и в меньшем объеме.

Основная часть урока: здесь создаются лучшие условия для работы, если класс разбит на группы в зависимости от подготовленности к освоению конкретного раздела. Однако организация учеников в основной части может быть различной в зависимости от этапа обучения.

Первый этап – ознакомление с новым учебным материалом. Занятие целесообразно вести одновременно со всем классом. Все группы получают одинаковое задание6 выполнить новые упражнения, показанные учителем.

Второй этап – усвоение и закрепление учебного материала. Наиболее рационально давать разные учебные задания каждой группе отдельно: одной – подготовительные упражнения или подводящие, выполняемые в облегченных условиях, другой – усложненные подводящие упражнения; третьей – действие в целом, но в облегченном варианте и т.д. так, при обучении гимнастическим упражнениям, например равновесию на одной ноге стоя на бревне, сначала дают равновесие стоя на набивном мяче или на рейке перевернутой гимнастической скамейки. Потом ученики, свободно выполняющие это задание, переходят упражняться на бревно, а остальные повторяют задания с мячом, на скамейке, а после усвоения подготовительных упражнений переходят на бревно.

Кувырок вперед. Слабо подготовленные ученики выполняют его на наклонной плоскости (гимнастический мостик на который положен мат) в облегченных условиях, а хорошо подготовленные – на гимнастических матах в обычных условиях.

При обучении прыжку в высоту в начале все дети могут выполнять одинаковые прыжки через планки, установленные на разной высоте. Для этого оборудуют четырехугольную прыжковую яму 7х7м, вдоль каждой стороны которой на стойках устанавливают планки на разной высоте. Ученикам предлагается выбрать высоту планки соответственно своим возможностям. Так образуются четыре группы. Наблюдая за действиями воспитанников, педагог уточняет состав групп. Постепенно планка повышается, прыжки усложняются для каждой группы отдельно. Так создаются оптимальные условия обучения для всех школьников.

Третий этап – совершенствование в выполнении разученного двигательного действия. Может случиться так, что для школьников, подготовленных наиболее слабо, третьего этапа не будет – они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Эти дети продолжают работу (хотя и несколько усложненную), которую они выполняли на втором этапе.

При проведении упражнений в игровой и соревновательной форме более правильно распределять слабых учеников по всем командам.

Если преодолевается полоса препятствий, часть из них (по усмотрению учителя) исключается из слабых учеников.

Заключительная часть урока. Класс объединяют в одну группу, все ученики выполняют одинаковые упражнения. Исключение представляют в том случае, когда по расписанию урок физической культуры последний и в конце его преподаватель проводит игру большой подвижности. Участие в такой игре детей, менее подготовленных, целесообразно ограничить.

Деление класса на группы в зависимости от уровня физической подготовленности дает возможность учителю дифференцированно проводить занятия по развитию двигательных качеств. Обычно эти занятия планируют на конец основной части урока. Содержание их – несложные, хорошо знакомые ученикам упражнения. Они могут быть одинаковыми и для слабых и для сильных, но число повторений для каждого упражнения, увеличение общего объема нагрузки дифференцирует.

Как определить исходный уровень повторения упражнений?

Можно для этого использовать рекомендации по установлению максимальных тестов при круговой тренировке: предлагается всем ученикам выполнять заданное упражнение в течении 30-40 сек., считая число повторений; исходной величиной считается половина этого числа; в дальнейшем число повторений движений постепенно увеличивают.

Ученикам с низким уровнем подготовленности необходимо выполнять эти упражнения и дома. Чтобы эта работа проходила успешно, важно наладить соответствующий контакт с родителями, познакомить их с заданиями, объяснить, как контролировать занятия детей.

Основное отличие для сильных учеников – усложнение упражнений и увеличение нагрузки. В частности, упражнения на или дают с отягощение, которое подбирают в зависимости от возраста учеников.

Таким образом, дифференцированное обучение должно предусматривать выполнение следующих правил:

педагогический контроль за физической подготовленностью школьников по тестам и различным контрольным испытаниям;

учет степени освоения учениками двигательных действий по предварительной проверке ранее пройденного учебного материала;

подбор учебного материала и методики обучения с учетом доступности ученикам, сгруппированным по уровню развития двигательных качеств и усвоению двигательных навыков.

Всестороннее и глубокое изучение школьников, сопоставление различных данных позволяет учителю выявить причины отставания детей и осуществлять педагогическое воздействие, основанное на методике дифференцированного обучения.

Источник

Дифференцированный подход на уроках физической культуры в школе

Сегодня, в век научно-технического прогресса, наши дети перестают заниматься физическими упражнениями. Ходьбу, бег, игры и прогулки на свежем воздухе заменили автомобиль, телевизор, компьютер, посудомоечные машины. Даже для того, чтобы переключить канал телевизора, не нужно вставать с дивана, есть пульт. Единственное место, где дети всё-таки занимаются физическими упражнениями, является школа.

Физическая нагрузка крайне необходима детям! Она не только тренирует сердце, мышцы и сосуды, но и развивает их. Чтобы ребёнок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно – один час ежедневно! Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, за последние годы отмечены следующие особенности негативных изменений здоровья детей (М.М.Безруких, 2004; Б.Н.Чумаков, 2004):

1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Среди учащихся их число не превышает 10–12%.

2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние десять лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней – в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические заболевания.

4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет – 3 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

Вполне очевидно, что в современном образовательном учреждении необходимо создание специальных научно обоснованных условий организации и реализации учебного процесса, особой здоровье формирующей и здоровьесберегающей образовательной среды. Для того, чтобы дети росли здоровыми, необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.

Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся образовательных школ является использование дифференцированного похода на уроках физической культуры как важного условия оптимизации процесса обучения и воспитания.

Результаты научных исследований и практический опыт работы показывают, что во всех классах существуют группы сильных, слабых и средних учеников, и что между успеваемостью этих групп есть статистически значимые различия. Однако, изучение и обобщение опыта учителей физической культуры показали, что методика обучения рассчитана на так называемого “среднего” ученика. Вследствие этого на уроках физической культуры учащиеся с высоким и низким уровнями физического развития и физической подготовленности не могут реализовать своих возможностей в полной мере, что не соответствует требованиям современной школы. В этой работе проанализирован и систематизирован комплекс вопросов, относящихся к организации дифференцированного подхода к учащимся на уроках физической культуры. Раскрывается система приёмов, направленных на установление взаимосвязи между содержанием и характером учебных занятий и индивидуальными особенностями учащихся разного уровня подготовленности. Раскрыта методика взаимного обучения учащихся и показано важное значение её использования для повышения эффективности учебного процесса.

Целью данной работы является приобщение учащихся к физической культуре, потребности к здоровому образу жизни.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Оздоровительные задачи физического воспитания.

1.1 Охрана и укрепление здоровья учащихся.

1.2 Достижение полноценного физического развития, гармоничного телосложения.

1.3 повышение умственной и физической работоспособности.

2. Образовательные задачи физического воспитания.

2.1. Формирование двигательных умений и навыков.

2.2. Развитие двигательных способностей.

3. Воспитательные задачи физического воспитания.

3.1. Формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями

3.2. Воспитание активности, самостоятельности и нравственно-волевых черт личности.

В настоящее время в теории и методике физического воспитания существует несколько подходов к вопросу об изучении индивидуальных особенностей школьников. В одном из них указывается, что при организации дифференцированного подхода на уроках физической культуры необходимо учитывать состояние здоровья и уровень физического развития учащихся, индивидуальные особенности организма, пол учащихся, тип нервной системы, темперамент и многие другие качества.

Дифференцированный подход нужно осуществлять не только на уроке, но и перед уроком, после урока, дома (при выполнении домашних заданий).

Применение на практике приёмов организации дифференцированного подхода на занятиях физической культуры позволяет добиться роста показателей физического развития и физической подготовленности, улучшения функционального состояния организма, укрепления здоровья учащихся, эффективной подготовки к сдаче норм и тестов по физической культуре.

Дифференцированный подход на уроках физической культуры.

1. Теоретические основы дифференцированного подхода на уроках физической культуры.

В современных условиях необходимо осуществлять не просто индивидуальный подход к отдельным ученикам, а создавать оптимальные условия для плодотворного труда целых групп учащихся, класса, располагающих равными возможностями. В связи с этим возникает потребность в классификации школьников по группам в зависимости от их данных для эффективной работы на уроке. Физическое развитие и физическая подготовленность являются закономерным итогом морфологических и функциональных изменений организма, отражением его физических качеств и способностей, которые претерпевают изменения в зависимости от генетических причин и условий жизни человека.

Под дифференцированным подходом на уроках физической культуры понимается специфический подход к каждой из выявленных групп учащихся в зависимости от их возможностей, который позволяет достигать оптимального уровня физического развития, физической подготовленности, а также соответствующего объёма знаний, умений и навыков.

В теории и методике физического воспитания проблема организации дифференцированного подхода признана важной и актуальной. Имеются научные разработки этого вопроса в разных аспектах, благодаря чему стали очевидными признаки, лежащие в основе дифференцированного подхода: состояние здоровья и уровень физического развития, уровень физической подготовленности, степень биологической зрелости и пол детей, свойства нервной системы и темперамента. Расширен раздел в группе упражнений на воспитание правильной осанки и упражнений на укрепление мышц спины и живота. Полностью исключены лазание по канату, подтягивание и акробатические упражнения. Учебный материал программы разработан таким образом, чтобы обеспечить последовательную подготовку учащихся и тем самым создать лучшие условия для перевода в подготовительную или основную группу.

1.2. Тип нервной системы и уровень развития учащихся. Психолог Б.А.Вяткин считает, что при осуществлении дифференцированного подхода в процессе обучения физическим упражнениям, в первую очередь следует учитывать степень биологического развития школьников. Обнаружена высокая зависимость результатов выполнения физических упражнений от биологического развития, особенно от степени полового созревания. В последние годы появилось достаточно много работ, в которых дифференцированный подход рассматривается с точки зрения соотношения между обучаемостью упражнениям, развитием двигательных качеств и типологическими свойствами нервной системы. Б.А.Вяткин изучал влияние учебных и соревновательно-игровых мотивов деятельности на развитие физических качеств у учащихся 5 класса. Он пришел к выводу, что у школьников с сильной нервной системой в условиях игры результаты значительно лучше, а у школьников со слабой нервной системой – хуже. На учащихся со слабой нервной системой в процессе обучения движениям наиболее положительное влияние оказывает похвала, а наихудшее – порицание и плохая оценка. На успешность обучения школьников с сильной нервной системой значительнее всего действует порицание и оценка. Ученики со слабой нервной системой легче усваивают технику движений. Во время соревнований у них наступает перевозбуждение, что мешает им выполнять двигательные движения. Поэтому для них в процессе обучения рекомендуется использовать соревновательный метод. Дифференцированный подход при изучении раздела программы (метание, прыжки, лыжная подготовка, бег и др.) позволяет выработать определенный стиль работы для “сильных” и “слабых” учеников.

1.3. Возрастно-половые особенности учащихся.

При проведении уроков физической культуры необходимо учитывать возрастно-половые особенности учащихся. Уже в младшем школьном возрасте при выборе упражнений и дозировании физических нагрузок, мальчикам в большем объеме, чем девочкам, рекомендуется давать упражнения в поднимании и переноске груза, в преодолении сопротивления, более положительные беговые и лыжные дистанции; увеличивать высоту прыжков, а так же расстояния до мишеней для метания. Силовые упражнения для девочек по числу повторений могут быть такими же, как и для мальчиков, но по напряжению меньшими. Девочкам больше, чем мальчикам, следует выполнять плавание, ритмичные, танцевальные движения.

Учащимся до 11 лет следует давать упражнения, развивающие быстроту, ловкость, подвижность в суставах и выносливость; с 11–12 лет нужно увеличить удельный вес силовых упражнений. В упражнениях, направленных на развитие силы и выносливости, физическая нагрузка для девочек несколько меньше, чем для мальчиков. В то же время в упражнениях на быстроту, ловкость им можно давать более трудные упражнения, чем мальчикам. В подростковом возрасте улучшается нервная регуляция мышечного аппарата, что создает хорошие условия для овладения сложными двигательными действиями. Для детей 13–14 лет сокращается число упражнений, связанных с длительной статистической нагрузкой. На уроках физической культуры следует постоянное внимание уделять правильному и глубокому дыханию, укреплению дыхательных мышц, сохранению правильной осанки. Девочкам в этом возрасте становится трудно выполнять упражнения в подтягивании, лазании, висах и упорах. С особой осторожностью нужно давать им такие упражнения, как поднимание тяжестей, прыжки с большой высоты. На уроках продолжительность медленного бега может составлять у девочек 4–5 мин, а у мальчиков 6–8 мин. Для девочек нужно сократить длину дистанции и интенсивность бега в 1,5–2 раза по сравнению с мальчиками.

В занятиях со старшеклассниками значительное место следует уделять упражнениям, направленным на совершенствование двигательного анализатора, в, частности, упражнениям, развивающим точность пространственной и временной ориентировки, оценки силовых параметров движений, координацию. Старшеклассники обладают высокоразвитым чувством равновесия, сохранения заданного темпа и ритма движений. В этом возрасте имеются благоприятные условия для развития силовых качеств. Темпы роста выносливости к длительной силовой работе и прироста показателей быстроты движений в старшем школьном возрасте ниже, чем в среднем. Мышечная сила у девушек меньше, чем у юношей. Поэтому им трудней выполнять такие упражнения, как подтягивание, разгибание рук в упоре, лазание, перелазание, бег, прыжки, поднимание ног. Однако все эти упражнения должны использоваться в работе с девушками, следует лишь облегчить условия для их выполнения.

Девушкам противопоказаны поднимание и переноска больших тяжестей, прыжки с большой высоты, но обязательны упражнения с умеренной нагрузкой для укрепления мышц брюшного пресса, спины, тазового дна. Они располагают меньшими функциональными резервами для интенсивной и длительной работы, чем юноши. Физическая нагрузка у них вызывает большое учащение пульса, но меньшее повышение кровяного давления, а период восстановления этих показателей до исходного уровня длится несколько дольше, чем у юношей.

1.4. Работа с детьми, достигшими определённых результатов в различных видах спорта.

Проведение внутришкольных соревнований, а также, учёт всех вышеперечисленных исследований (состояние здоровья, уровень физического и психического развития, возраст, пол ребёнка, тип нервной системы и другие), позволяет выявить детей с задатками к определённым видам спорта и определённым видам физических упражнений. Таким детям предлагаю заниматься отдельными видами спорта в системе дополнительного образования и, возможно по индивидуальным программам. Такая дифференциация позволит максимально укрепить здоровье, не только развить, но и усовершенствовать двигательные умения и навыки. Позволит одарённым детям достичь определённых высот в различных областях спорта, самореализоваться и, возможно, выбрать профессию.

Таким образом: в процессе физического воспитания существует необходимость кроме знаний возрастно-половых различий школьников изучать также их индивидуальные особенности, такие как состояние здоровья, уровень физического развития, уровень физической подготовленности, степень биологической зрелости, свойства нервной системы и темперамента. Поэтому при организации дифференцированного подхода необходимо изучать индивидуальные особенности физического развития и физической подготовленности школьников как признаки, которые поддаются учету, контролю и управлению в процессе уроков физической культуры в общеобразовательной школе. Особенности физического развития являются одним из показателей физического состояния организма. К тому же в школьном возрасте размеры и масса тела в большей степени отражают и функциональную дееспособность организма. Анализ научных данных свидетельствует о том, что учет различных показателей имеет важное значение для совершенствования процесса физического воспитания школьников, так как осуществление дифференцированного подхода позволяет строить обучение и воспитание научно обоснованно, а значит, наиболее эффективно.

2. Организация дифференцированного обучения на уроках физической культуры.

Работа по организации дифференцированного подхода осуществляется много по системе, разработанной доктором педагогических наук Ишмухаметовым Мансуром Гумеровичем. Дифференцированный подход условно подразделяю на внутриклассный и внутришкольный (рис 1).

Что является примером дифференциации заданий на уроке физической культуры. Смотреть фото Что является примером дифференциации заданий на уроке физической культуры. Смотреть картинку Что является примером дифференциации заданий на уроке физической культуры. Картинка про Что является примером дифференциации заданий на уроке физической культуры. Фото Что является примером дифференциации заданий на уроке физической культуры
Рис.1 Классификация дифференцированного подхода.

В своей работе я использую некоторые приёмы дифференцированного подхода на уроках физической культуры:

1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся:

2. Управление деятельностью учащихся:

3. Активизация самостоятельной деятельности учащихся:

2.1. Изучение индивидуальных особенностей детей.

В программу изучения физического развития включаются следующие показатели: длина тела стоя, масса тела, окружность грудной клетки и другие. Все антропологические измерения проводятся в сентябре и в мае. Ежегодно проводятся медицинские комиссии, где изучается состояние здоровья каждого ученика. Основываясь на полученных данных, мы совместно с медицинским работником школы по оценочным таблицам определяем уровень физического развития каждого школьника. (Смотри приложение 1) В соответствии с оценочными данными делим детей на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

К основной группе относятся учащиеся, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также школьники с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при условии достаточной физической подготовленности.

В подготовительную группу зачисляются дети с незначительными отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, с недостаточной физической подготовленностью.

В специальную группу включаются учащиеся, имеющие по состоянию здоровья значительные отклонения постоянного или временного характера, которым противопоказаны занятия по государственным программам в общих группах.

После проведения оценки физического развития учащихся я беру на особый учёт и под наблюдение тех детей, у которых:

2.2. Управление деятельностью учащихся.

Для того, чтобы педагогически правильно управлять учебным процессом, вовремя вносить коррективы в урок, реализовать дифференцированный подход в практической деятельности, мне необходимо, кроме учёта физического развития учащегося, осуществлять контроль за физической подготовленностью школьников. Для изучения физической подготовленности учащихся составляю программу, в которую могут войти следующие тесты: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча, кистевая динамометрия.

Прыжок в длину с места. Этот тест отражает развитие силы и быстроты движения. Испытания проводятся на резиновой дорожке, размеченной через каждый сантиметр. Ученик становится на линию отталкивания, не переступая её носками, и принимает положение узкой стойки ноги врозь. Во время замаха руками пятки от пола не отрывать. Выполняется три попытки, а для оценки учитывается лучший результат.

Бросок набивного мяча (1 кг) используется для оценки скоростно-силовых качеств при работе, выполняемой преимущественно за счёт мышц рук и туловища. Метание проводится из-за головы двумя руками, сидя на полу. Делается три попытки, учитывается лучший результат.

Кистевая динамометрия. Определяется мышечная сила кисти динамометром. Для учащихся 1–3 классов шкала деления от 0 до 30кг, для школьников 4–10 классов шкала от 0 до 90кг. Сила правой и левой кисти измеряется отдельно. Испытуемый стоит прямо, свободно отведя руку немного вперёд и в сторону, охватывая динамометр пальцами (стрелка направлена внутрь к ладони) и максимально сжимает его, не сгибая руку в локте. Учитывается лучший результат из двух попыток. Точность измерения до одного кг. Затем по оценочным таблицам определяю, к какому уровню физической подготовленности относится тот или иной ученик. Суммируя баллы и деля их на количество тестов, получаем средний балл, который свидетельствует об общем уровне физической подготовленности каждого школьника.

По уровню физической подготовленности делю учащихся на три группы:

В группу “сильных” входят учащиеся, относящиеся по состоянию здоровья к основной медицинской группе, имеющие высокий, выше среднего, средний уровень физического развития и высокий и выше среднего уровень физической подготовленности. Одним из непременных условий, предъявляемых к учащимся этой группы, является постоянное повышение физических нагрузок и требований к техническому выполнению физических упражнений.

Вторую группу (среднюю) составляют ученики основной медицинской группы с высоким, выше среднего, со средним уровнем физического развития и имеющие физическую подготовленность среднего уровня.

В третью (слабую) группу включаются учащиеся основной и подготовительной медицинской групп со средним, ниже среднего, низким уровнем физического развития и физической подготовленности ниже среднего и низкого уровня. Для них подбирается больше подводящих и подготовительных упражнений, исключаются упражнения, требующие интенсивных усилий, сложные по координации выполняемые с максимальной быстротой. При выполнении относительно лёгких упражнений по координации, точности и быстроте реакции на гибкость учащимся этой группы даётся то же количество повторений, что и учащимся второй группы, а при более трудных упражнениях число повторений уменьшается на 5–20%.

2.3. Активизация самостоятельной деятельности учащихся.

При осуществлении дифференцированного подхода важную роль играют учебные карточки-задания, они освобождают меня от многократных показов, повторных объяснений, уточнений, позволяют дифференцировать учебные задания, физическую нагрузку и больше внимания уделять индивидуальной работе с учениками. Ценность применения карточек-заданий заключается еще и в том, что такая работа способствует формированию у учеников навыка самостоятельных занятий физическими упражнениями. К тому же учебные карточки могут служить средством управления процессом усвоения знаний, формирования двигательных умений, навыков. (Смотри Приложение 2. 3)

Контроль и оценку знаний, умений и навыков на занятиях физической культуры использую для того, чтобы закрепить потребность учащихся в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта, стимулировать их к самосовершенствованию. Выделяю следующие критерии отметок:

1. Знания (ответы, доклады, сообщения, викторины, комплексы упражнений).

2. Умения и навыки (технические и тактические действия).

3. Уровень физической подготовленности (не по нормативам, а по индивидуальным темпам прироста, в том числе и по выполнению домашних заданий).

4. Инструкторские навыки (умение провести фрагмент разминки).

5. Судейство (баскетбол, волейбол, футбол и др).

6. Домашние задания.

8. Участие в соревнованиях (оцениваю от результата выступления).

9. “Поурочный балл” (оценка за всю работу на уроке). С её помощью можно поддерживать физически слабеньких, но старательных.

2.4. Дифференцированный подход при выполнении домашних заданий по физической культуре.

Дифференцированный подход можно использовать не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий.
– На первом этапе составляю домашние задания для групп учащихся. Упражнения для самостоятельных занятий подбираю в соответствии с учебным материалом, который изучается в данный период на уроках. В комплексы домашних заданий входят в основном общеразвивающие и специальные упражнения для развития двигательных качеств. Домашние задания составляю таким образом, чтобы они были доступны ученикам и соответствовали их подготовленности в домашних условиях, понятными, конкретными, легко запоминались и регулировались.
– Следующий этап – это внедрение домашних заданий в быт учащихся.
– Заключительный этап – подведение итогов (мониторинг)

При составлении карточек нагрузка дозируется следующим образом:

1-й этап – выявляется максимальный показатель каждого упражнения в группах,

2-й этап – в одну неделю выполнения домашних заданий второй группе (средних) предполагается такая дозировка, которая соответствует половине максимального теста.

3-й этап – в течение каждой следующей недели дозировка во всех группах увеличивается на одно повторение.

По тому же принципу составляю карточки и для девочек.

В практике по физической культуре использую несколько видов карточек-заданий (тесты, схемы, графические изображения, комбинированные и другие). В карточке домашнего задания указывается содержание изучаемого материала, дозировка, дается графическое изображение и организационно-методические указания.

2.5. Работа с одарёнными детьми.

Используя результаты исследований учащихся, собственные наблюдения, в каждом классе я выявляю “спортивных звёздочек”. Таким детям я предлагаю заняться определёнными видами спорта по индивидуальным или групповым программам. На протяжении многих лет я веду кружки спортивной направленности: баскетбол, лёгкая атлетика, лыжные гонки, атлетическая гимнастика. Почему я выбрал именно такие кружки? Наша школа находится в сельской местности и наша местность приравнена к условиям крайнего севера, поэтому программы “Лёгкая атлетика” и “Лыжи” весьма актуальны для наших условий. Программу “Баскетбол” я выбрал потому, что в школьной программе данной дисциплине отводится мало часов. Программа “Атлетическая гимнастика” позволит восполнить пробел в подготовке юношей к службе в рядах Российской армии, связанной с отменой уроков НВП. Второй, немаловажной причиной выбора этих программ явилось регулярное проведение соревнований именно по этим дисциплинам (муниципальный региональный уровни). А именно при реализации вышеперечисленных программ я имею возможность лучше подготовить учащихся к выступлениям в соревнованиях различных уровней. В секции активно вовлекаю детей с девиантным поведением, состоящих на учёте в ПДН или на внутришкольном учёте. Такие дети учатся владеть собой, становятся востребованными, начинают реализовывать себя, повышается их самооценка, что в конечном итоге приводит к изменению их поведения в положительную строну.

Реализация программ дополнительного образования даёт возможность совершенствовать знания, умения, навыки, не предусмотренные школьной программой. Дают возможность детям достигать более высоких результатов в спортивных состязаниях школьного муниципального и регионального уровней.

Применение на практике предложенной системы приемов организации дифференцированного подхода на уроках физической культуры позволяет добиться:
– роста показателей физического развития и физической подготовленности;
– улучшение функционального состояния организма;
– повышение плотности занятий;
– эффективной подготовке к сдаче норм и тестов по физической культуре.

4. Урок гимнастки с применением дифференцированного обучения.

Организационно-методические мероприятия используются при осуществлении дифференцированного подхода, имеют свои особенности и содержат следующие элементы:
– на первых этапах обучения применяется групповая форма проведения занятий, при котором класс познает общую для всех программу умений и навыков. Учитываю общий уровень физического развития и физической подготовленности учащихся. А дальше использую индивидуально-групповую форму, т.к. она предполагает обучение более сложным умениям и навыкам с учетом индивидуальных возможностей. На последнем этапе, а также на занятиях с группой “сильных” учеников применяю индивидуальную форму проведения занятий, т.к. имеется определенный объем умений и навыков, который наиболее полно отвечает индивидуальным возможностям учащихся. Учитываю уровень физического развития и подготовленность каждого ученика;
– на уроках, где ставлю задачу развития двигательных качеств, ученики всех групп в конце основной части в течение 10–15 минут выполняют комплексы дозированных физических упражнений, которые подбираются с учетом сходства по двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с основными упражнениями.

Перед началом урока командиры отделений раньше всех приходят в зал. Они помогают мне устанавливать снаряды, готовить инвентарь, дежурить у раздевалок.

По звонку класс выстраивается в одну шеренгу по отделениям, внутри которых учащиеся располагаются по росту, во главе с командиром. Построение класса по отделениям применяется для того, чтобы при проведении упражнений первой части урока регулировать нагрузку по силам и возможностям учащихся разных групп. Простые, легкие упражнения, не вызывающие сильного напряжения, все ученики проделывают в одинаковой дозировке. Сюда входят перестроения, построения, ходьба. С них начинается подготовительная часть урока. Затем дается бег в медленном и среднем темпе. В этом случае нагрузка дозируется следующим образом. Ученики третьей группы выполняют около 85–90%, а ученики первой группы выполняют около 110–115% нагрузки учеников второй группы. Например, ученики второй группы в течение двух минут выполняют бег, а ученики первой и третьей группы две минуты 20 секунд и 1 мин 40 сек. Или вторая группа пробегает по залу 5 кругов, первая и третья группы соответственно, 6 и 4 круга. При выполнении общеразвивающих упражнений требуется проявление силы, быстроты, выносливости и вызывает резкие сдвиги в системах кровообращения и дыхания. Ученикам третьей группы предлагаю их делать в произвольном темпе под индивидуальный счет, а учащиеся второй группы 85–90% от намеченной нагрузки для учеников первой группы.

Основная часть урока.

Отделения учеников расходятся к указанным местам занятий, и иод руководством командиров отделений приступают к осуществлению учебного процесса. Основная часть урока делится на три этапа:

Первый этап – ознакомление с новым учебным материалом. Все группы получают одинаковые задания, школьники выполняют их с учетом особенностей своего физического развития и физической подготовленности под руководством учителя и командиров отделений.

Второй этап – усвоение и закрепление учебного материала, каждой группе даются разные задания. Пример: первой группе выполнить упражнение в целом, второй группе выполнить упражнение в целом, но в облегченных условиях, третьей группе усложненные подводящие упражнения.

Так при обучении упражнения подъем переворотом в упор на низкой перекладине из виса стоя махом одной, толчком другой, ученики первой группы делают упражнения самостоятельно, занимающиеся во второй группе с помощью командира отделения, третья группа на разновысоких брусьях также с помощью.

Третий этап – совершенствование двигательного действия. На этом этапе ученики первой группы выполняют подъем переворотом в упор в соединении с другими разученными элементами, во второй группе это задание выполняется различными способами, а в третьей группе иногда третьего этапа обучения может и не быть (из-за слабой физической подготовленности) эти ребята продолжают работу (несколько усложненную, которую они выполняли на втором этапе) Деление учащихся класса на группы в зависимости от уровня физического развития и физической подготовленности дает мне возможность индивидуально осуществлять работу по развитию двигательных качеств. Обычно эти задания планирую на конец основной части урока. Ученики выполняют несложные, хорошо знакомые упражнения с отягощениями, с весом собственного тела на снарядах и со снарядами. Для всех групп учащихся упражнения могут быть одинаковыми, но число повторений строго дифференцируются.

Заключительная часть урока – класс объединяется в одну группу. Все учащиеся выполняют упражнения на воспитание правильной осанки и восстановление дыхания с целью снижения физической нагрузки. Высказываю замечания по уроку, объявляю оценки, даю индивидуальные домашние задания и т.д., затем ученики организованно уходят из зала.

В наше время технизации человеческого труда, потери истиной связи с природой, разрушении системности физического воспитания, возникновения многих иных факторов возникла острая необходимость пересмотра, или усовершенствования физического воспитания в учебных заведениях, возвращения много необоснованно забытого. А ведь всем известно: если живой организм не получает хотя бы околопороговых нагрузок, он не развивается, не совершенствуется. Если учащийся на уроке физической культуры не вспотел, не устал, урок для него был пустым. С введением в практику дифференцированного подхода в обучении физической культуры при соответствующей технической спортивной базе ученик может получить необходимую нагрузку, может совершенствоваться. И притом только на таких уроках учитель может дать учащимся и медицинские, и гигиенические, и многие иные знания и навыки, связанные со здоровьем. Словом, только на таких уроках можно получить вторую часть предмета – культуру.

Проблема повышения эффективности уроков физической культуры как одной из основных форм организации физического воспитания в школе, требует решения многих вопросов, связанных с совершенствованием учебного процесса. Одним из актуальных вопросов является исследование особенностей организации дифференцированного подхода, как важного условия оптимизации учебного процесса на уроках физической культуры в школе.

Дифференцированный подход условно подразделяю на два типа: внутриклассный и внутришкольный.

Внутриклассная дифференциация: по состоянию здоровья, по возрастно-половым особенностям, по типу нервной системы, по уровню физической подготовленности. Применение мною методов дифференцированного подхода на уроках физической культуры привело к следующим результатам:
– на протяжении многих лет успеваемость составляет 100% (смотри Приложение 4)
неуклонно растёт качество знаний, средний балл по предмету (смотри Приложение 5)
прививается устойчивый интерес у учащихся к занятиям физической культурой
– совершенствуются двигательные умения и навыки (смотри Приложение 6)
увеличивается качество знаний по результатам итоговой аттестации за курс основной школы (смотри Приложение 7)
– увеличивается число участников, призёров и победителей олимпиад по физической культуре на муниципальном и краевом уровне (смотри Приложение 8).

Внутришкольная дифференциация: работа с одарёнными детьми (объединения дополнительного образования) и работа с детьми, отнесёнными по состоянию здоровья в специальную группу.

Внутришкольная дифференциация приводит к следующим результатам:
– неуклонно растёт число победителей и призёров соревнований различного уровня; (смотри Приложение 8)
– растёт количество детей, посещающих объединения дополнительного образования спортивной направленности (смотри Приложение 9)увеличивается число детей, выполнивших разрядные нормативы;
– выпускники выбирают профессии, связанные с физической культурой – уменьшается число детей специальной группы в связи с переходом в подготовительную или основную (смотри Приложение 10,11).

Физическое развитие и физическая подготовленность являются закономерным итогом функциональных изменений организма, отражением его физических качеств и способностей, которые претерпевают изменения в зависимости от генетических причин и условий жизни человека. Физическая подготовка для формирования специальных умений и навыков – это постоянная и напряженная работа учителя по обучению и воспитанию детей. Потому что многое зависит от физической подготовленности ребенка, и если он справится со своей нагрузкой, то получит наивысшую степень удовлетворения от урока и приобретет дальнейшую уверенность в себе и в жизни, что немаловажно в нынешних условиях.

Моя работа – попытка систематизировано изложить вопросы организации дифференцированного подхода на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, и тем самым оказать помощь начинающему учителю в оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *