Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды

Что такое мониторинг окружающей среды? Функции мониторинга окружающей среды

Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть картинку Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Картинка про Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды

К XXI веку человек достиг многого: его окружают дороги, высотки, автомобили, функциональные устройства. Эти вещи, однако, не могут полностью отстранить людей от природы, могучая и непокорная, она всегда будет оказывать влияние на общество. Человеку остается лишь научиться предсказывать ее поведение и в соответствии с ним выстраивать свои планы. В этих целях специально был создан мониторинг окружающей среды.

Что мы знаем о слове «мониторинг»?

Слово «мониторинг» зародилось в латинском языке, затем перекочевало в английский, позднее утвердилось и в русском словаре. Так, monitor означает «напоминающий», «надзирающий», «предостерегающий» и трактуется как целый комплекс регулярных наблюдений, оценок и прогнозов какого-либо объекта, с целью контроля и, если возможно, оптимизации процессов, происходящих с его участием.

А мониторинг окружающей среды что такое?

Если же речь идет о мониторинге окружающей среды (далее – МОС), то ясно – объектом исследования в этом случае будет являться природа и ее состояние, а также изменения, происходящие в ней как естественным путем, так и в качестве отклика на деятельность человека.

Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть картинку Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Картинка про Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды

Откуда пришло это понятие

Официально, что такое мониторинг окружающей среды, решили в 1971 на заседании ЮНЕСКО перед Стокгольмской конференцией ООН 1972 года, которая как раз и была посвящена этому вопросу. Именно тогда впервые использовали данный термин.

Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть картинку Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Картинка про Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды

Однако в мире профессиональное отслеживание колебаний в климате, погоде, ее явлениях производилось еще задолго до этого – около ста с небольшим лет. К ним относятся всем известные метеорология, сейсмология и иные виды наблюдений и измерений. В наше время спектр исследований стремительно расширяется, растет количество измеряемых параметров, развивается сеть специальных станций. Вместе с этим существует утверждение занимающихся мониторингом окружающей среды о том, что эти мероприятия попутно усложняют проблемные вопросы, требующие незамедлительного разрешения.

Мониторинг один или их несколько?

Мониторинг бывает самый разнообразный, для создания целостной картины о данном предмете нелишним будет знакомство с его различными видами.

Основываясь на целях и объектах, выделяют санитарно-гигиенический, экологический и климатический мониторинги.

1. Санитарно-гигиенический прежде всего занимается мониторингом загрязнения окружающей среды и сопоставлением ее качества с гигиеническими нормативами ПДК (предельно допустимыми концентрациями), выявленными для защиты, здоровья и охраны благоприятной среды жизнедеятельности населения.

2. Экологический мониторинг играет свою важную функцию в глобальной системе контроля окружающей среды. Концентрируется в первую очередь на возобновляемых ресурсах и анализирует антропогенное воздействие на экосистемы и их отклик на раздражитель в виде человека. Это основная цель данного вида мониторинга. Задачей же является исследование типичных, наиболее распространенных ответных эффектов не отдельных организмов, а их сообщества (экосистемы).

Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть картинку Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Картинка про Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды

Этот вид мониторинга включает в себя следующие разновидности контроля:

— За атмосферным воздухом. Он характеризуется тем, что комплекс программных наблюдений направлен на накапливание данных для последующей их оценки и использования в качестве основы для прогнозирования возможных изменений в будущем.

— За гидросферой. Его особенность в том, что здесь происходит наблюдение за положением дел в водах разного уровня, речь идет о поверхностных и подземных.

— За землями (почвами). Наблюдения осуществляются за состоянием земельного покрова и составом почв, в соответствии с чем принимаются решения о мерах по защите земли от негативного воздействия внешних факторов.

Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть картинку Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Картинка про Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды

— За радиацией. Соответственно, оцениваются статус и конъюнктура радиационного фона.

3. Климатический мониторинг – экослужба, занимающаяся, как водится, контролем и прогнозом изменений и колебаний климата. Он походит на экологический, но предмет его ведения находится в рамках не всей биосферы, а только в той части, что влияет на формирование климата. Это, как известно, атмосфера, поверхностные воды, снежные массы и т. д. Климатический мониторинг тесно соприкасается с гидрометеорологическими наблюдениями.

Можно привести и иные классификации мониторинга.

Так, в зависимости от масштабов выделяют:

Осуществление мониторинга окружающей природной среды

Необходимым условием высококачественного управления свойствами окружающей среды является правильная организация системы мониторинга.

Система МОС включает четыре основных блока:

Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть картинку Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Картинка про Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды

ГЭМОС

Органы власти, ответственные за страну, более всех озабочены состоянием экологии, именно они организуют мероприятия по изучению и охране природы, дабы обеспечить гражданам комфортные условия жизни. Такую деятельность в правительственных структурах принято называть государственным мониторингом окружающей среды (ГЭМОС).

Правовое регулирование ГЭМОСа

Являясь необычайно важной, эта деятельность государства в полной мере регламентируется законодательством Российской Федерации. Данной сфере посвящены такие правовые акты, как ФЗ «Об охране окружающей среды», Водный и Лесной кодексы, ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и ряд других.

Кроме того, регулирующие статьи о МОС имеются во всех природно-ресурсных и иных нормативных правовых актах. К примеру, органы санэпидемнадзора осуществляют свою работу по социально-гигиеническому мониторингу, на основании Положения о таком мониторинге.

Кто осуществляет экологический мониторинг в России

Законодатель исчерпывающе установил субъекты, организующие и осуществляющие экологический мониторинг окружающей среды в России. Прежде всего, всю систему уполномоченных органов возглавляет Правительство Российской Федерации. В его структуре находятся Минприроды РФ, Минсельхоз РФ и подведомственные им федеральные службы по мониторингу окружающей среды и агентства, компетентные в рассматриваемой области. Например, к таковым относятся: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; центром по мониторингу окружающей среды и гидрометеорологии является одноименная Федеральная служба Российской Федерации, относится сюда и Рыбнадзор, а также другие правительственные органы власти.

Что такое мониторинг окружающей среды в РФ

На государственном уровне ГЭМОС обозначается, во-первых, в качестве комплексной системы наблюдения за природной средой и ее состоянием, оценивания и прогноза его изменений под воздействием факторов естественного и антропогенного свойства. И во-вторых, как мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами федеральной государственной власти и властями субъектов.

Из истории

Мероприятия по ГЭМОС начались в 30-е годы еще в СССР. Тогда в связи с проблемой водопотребления актуальны были исследования и контроль поверхностных и подземных водоемов.

1972 год ознаменован созданием ряда специальных организаций, ведомств и служб, выполняющих сходные функции экологического мониторинга, поэтому их сохранение в обновленной России посчитали нецелесообразным. Поэтому в 1993 году была создана Единая государственная система экологического мониторинга России (ЕГСЭМ), а в качестве основной цели было поставлено обеспечение безопасности и охраны окружающей природы. Задачами выступали наблюдение, хранение и обработка сведений о статусе окружающей среды, а также исследование и комплексный анализ выявленных данных и последующее информирование граждан и заинтересованных лиц в данной сфере. Однако и эта попытка оказалась слабой, система мониторинга окружающей среды дожила лишь до 2003 года. Поскольку ее концепция остановилась в развитии, и цель не была достигнута. На сегодняшний день имеется новое решение Правительства РФ об организации и осуществлении ГЭМОС.

Функции экологического мониторинга в РФ

Среди большого их количества можно выделить основные:

Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть картинку Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Картинка про Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды

Особенности организации ГЭМОС в РФ

Некоторая советская закалка России привела к строительству ГЭМОС, деятельность которого регламентирована строжайшим образом. В нашей стране действуют принятые еще во времена СССР ГОСТы (государственные стандарты), СанПиНы (санитарные нормы и правила), РД (руководящие документы) и ОНД (общесоюзные нормативные документы). Государственный экологический мониторинг окружающей среды производят с помощью специальных наблюдательных станций, соединенных в сеть, и информационных ресурсов государственного фонда данных (далее – ГФД). Названные элементы являются частями ЕГСЭМ.

Государственный фонд данных

Для осуществления более качественного и мобильного мониторинга большое значение имеет ГФД. Надо сказать, что до 2013 года в стране контроль за окружающей средой осуществляло множество компетентных органов. Как следствие, исследовательские данные были разрозненно законсервированы в местах локации министерств, служб и ведомств, а их взаимообмен затруднен.

Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть картинку Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Картинка про Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды

Спасением было создание такого ценного ресурса, как фонд. Это единая информационная система, куда стекаются все данные, полученные в ходе мониторинга, что, конечно, решило вышеуказанную проблему.

Источник

Мониторинг окружающей природной среды

Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть картинку Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Картинка про Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть картинку Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Картинка про Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть картинку Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Картинка про Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть картинку Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Картинка про Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды

Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть картинку Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Картинка про Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды

Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть картинку Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Картинка про Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды

Среди мероприятий по стабилизации и дальнейшему улучшению экологической обстановки в России особое место отводится формированию системы экологического мониторинга, основной задачей которого являются информационное обеспечение и поддержка процедур принятия решений в области природоохранной деятельности и экологической безопасности.

Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.

Мониторинг окружающей природной среды делится на:

Наиболее развит биологический мониторинг, он имеет четыре важных подразделения:

— мониторинг загрязнения биоты;

— мониторинг исчезающих видов животных и растений;

— мониторинг важнейших видов популяций, сообществ и экосистем (геофонд).

Выделяют три вида мониторинга по охвату территории: глобальный, международный и национальный.

Глобальный мониторинг работает под эгидой ООН и выполняет следующие задачи: слежение за всеми компонентами окружающей среды, изучение глобальных изменений окружающей среды, решение экологических проблем разрушения озонового слоя Земли, глобального потепления климата, опустынивания и другие.

Международный мониторинг осуществляется на уровне международных сообществ и решает крупные региональные проблемы: проблема трансграничного переноса загрязняющих веществ, выпадение кислотных осадков и т.д., то есть проблемы, которые касаются нескольких стран.

Национальный мониторинг осуществляется в границах отдельного государства и служит задачам и потребностям этого государства.

В систему мониторинга входят следующие основные направления деятельности:

1) выделение (определение) объекта наблюдения;

2) обследование выделенного объекта наблюдения;

3) составление информационной модели для объекта наблюдения;

4) планирование измерений;

5) оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели;

6) прогнозирование измерения состояния объекта наблюдения;

7) представление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.

1) оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;

2) выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются;

3) создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

Исходя из этих трех основных целей, экологический мониторинг должен быть ориентирован на ряд показателей трех общих видов: наблюдения, диагностики и раннего предупреждения.

Кроме приведенных выше основных целей, экологический мониторинг может быть ориентирован на достижение специальных программных задач, связанных с обеспечением необходимой информацией, организационных и других мер по выполнению конкретных природоохранных мероприятий, проектов, международных соглашений и обязательств в соответствующих областях.

Основные задачи экологического мониторинга:

1) наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

2) наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

3) наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

4) оценка фактического состояния природной среды;

5) прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

В зоне влияния источников выбросов и сбросов организуется систематическое наблюдение за следующими объектами и параметрами окружающей среды:

Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Смотреть картинку Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Картинка про Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды. Фото Что является примером локального мониторинга окружающей природной среды

1. Атмосфера: химический и радионуклидный состав газовой, аэрозольной фазы воздушной среды, а также осадков (снег, дождь), тепловое и влажное загрязнения атмосферы.

2. Гидросфера: химический и радионуклидный состав поверхностных и грунтовых вод, взвесей и донных отложений в природных водостоках и водоёмах, тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод.

3. Почва: химический и радионуклидный состав деятельного слоя почвы.

4. Биота: химическое и радиоактивное загрязнение с/хоз. Угодий, растительного покрова, почвенных зооценозов, домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных растений, планктона и рыб.

5. Урбанизированная среда: химический и радиационный фон воздушной среды населённых пунктов, химический и радионуклидный состав продуктов питания, питьевой воды и т.д.

6. Население: характерные демографические параметры (численность и плотность населения, рождаемость и смертность, возрастной состав, заболеваемость, уровень врождённых уродств и аномалий), социально-экономические факторы.

Экологический мониторинг в России в настоящее время решает следующие задачи:

1) наблюдение и контроль за уровнем загрязнения на всей территории России;

2) создание пространственно-временных показателей загрязнения;

3) снабжение организаций информацией и обеспечение прогнозами об уровне загрязнения вредными веществами.

Выделяют 3 уровня деятельности «Общегосударственной службы наблюдения и контроля» (ОГСНК):

В ОГСНК выделяют 3 вида информации:

В структуре существующего государственного экологического мониторинга различают 6 направлений: мониторинг источников загрязнения, мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, мониторинг загрязнения вод суши, мониторинг загрязнения вод морей, мониторинг почв и фоновый мониторинг.

Таким образом, система мониторинга антропогенных изменений является составной частью системы управления, взаимодействия человека с окружающей средой, поскольку информация о существующем состоянии природной среды и тенденциях ее изменения должна быть положена в основу разработки мер по охране природы и учитываться при планировании развития экономики.

Источник

Курс лекций

М.В. Горшков
Экологический мониторинг
Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. – 313 с.

Курс лекций

Лекция 8. Локальный мониторинг

Важнейшей составной частью по организации ЕГСЭМ является организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду (локального мониторинга).

Локальный экологический мониторинг – система непрерывных наблюдений за воздействием конкретного объекта хозяйственной и иной деятельности на состояние окружающей среды.

Наблюдения за источниками выбросов и сбросов проводятся предприятиями, организациями и учреждениями, загрязняющими окружающую среду. Ответственность за создание и эксплуатацию средств наблюдения и контроля состояния источников антропогенного воздействия возлагается на природопользователей.

Каждое министерство и ведомство в соответствии со своей спецификой и имеющимися нормативными документами организует службы ведомственного контроля на своих предприятиях и отчитывается перед контролирующими органами МПР России по принятым формам статистической отчетности и другим разработанным и утвержденным документам.

Организационное и производственное обеспечение контроля промышленных выбросов и сбросов не отвечает требованиям, предъявляемым к автоматизированным измерительно-информационным системам, основной объем данных о количественном составе выбросов в атмосферу получают, используя главным образом инструментально-лабораторные методы контроля.

Территориальными подразделениями МПР России осуществляется мониторинг источников антропогенного воздействия на атмосферный воздух. Задачей наблюдений этого вида является определение состава и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду от источников выбросов. Объекты наблюдения – предприятия (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.), имеющие источники загрязнения окружающей среды, а также сами источники. Указанным мониторингом охвачено 18 380 предприятий в 459 городах России. Эти наблюдения включают:

1. Ведомственный контроль, который производится силами ведомственных лабораторий контроля промышленных выбросов, прошедших метрологическую аттестацию, либо с привлечением лицензированных (аккредитованных) лабораторий;

2. Государственный контроль, осуществляемый лабораториями контроля промышленных выбросов при территориальных органах МПР России.

Специализированные инспекции аналитического контроля (СИАК) осуществляют надзор за деятельностью ведомственных служб и лабораторий, определяющих содержание загрязняющих веществ в выбросах и сбросах предприятий.

Локальный мониторинг представлен двумя разновидностями – производственный мониторинг конкретного объекта и импактный мониторинг конкретного воздействия. По степени готовности к осуществлению локального экологического мониторинга все предприятия условно можно разделить на 3 группы:

1. Есть небольшое число крупных предприятий, которые осуществляют организованный выброс вредных веществ в атмосферу (через дымовые трубы). У этих предприятий частично есть оборудование, необходимое для мониторинга, но оно отечественное и не охватывает весь спектр веществ, подлежащих обязательному определению. Но с ними вопрос решается проще: анализаторы монтируются в трубу, из которой происходит выброс. Эти предприятия легко дооснастить нужными приборами.

2. Вторая группа – это предприятия, у которых выброс организованный, но распределенный, так называемые «кустовые трубы», т.е. выброс распределен между каким-то количеством труб (например, 50 труб). В этом случае анализаторы предполагают врезать в одну из них.

3. К третьей группе относятся предприятия, осуществляющие выбросы неорганизованно, т.е. те, у которых нет труб, например, автобазы, бензоколонки и т.д.

Последовательное внедрение на промышленных предприятиях системного подхода к обеспечению охраны окружающей среды обеспечивается в соответствии с требованиями международных стандартов серии ISO 14000, национального стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2007 и Правилами № 1836-93 от 29.06.93 г. по добровольному участию Компаний промышленного сектора в схеме экологического управления и аудита Европейского сообщества. В рамках этих стандартов под мониторингом и контролем соответственно понимают производственный экологический мониторинг (состояния природных сред в районе размещения организации) и производственный экологический контроль (оценку соответствия деятельности организации требованиям природоохранного законодательства, контроль выбросов (сбросов) вредных веществ и образования отходов).

ISO 14000 (ИСО 14000) – стандарты систем экологического менеджмента – предлагают простой, гармоничный подход к управлению охраной окружающей среды, применимый для всех организаций в различных странах мира. Совместим со стандартами ИСО серии 9000 и стандартом DNV OHSMS (на основе BS 8800). Стандарт ИСО 14001:2004 (ISO 14001) содержит в себе все элементы типовой системы управления, такие как стратегия, цели и задачи, программа менеджмента, оперативный контроль, мониторинг и оценка, обучение, внутренние аудиты и анализ менеджмента. Официально стандарты серии ISO 14000 (ИСО 14000) являются добровольными. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему менеджмента воздействий предприятия на окружающую среду и выполнения требований природоохранного законодательства. В осуществлении стандартов ISO серии 14000 в настоящее время добровольно участвуют около 65 000 компаний мира.

Среди десятка стран, лидирующих в области сертификации систем экологического менеджмента – Китай, Италия, Великобритания, Япония, Испания и Соединенные Штаты Америки. Отметим преимущества поддержки рассматриваемых стандартов предприятиями:

1. Сертификация на соответствие требованиям ISO (ИСО)14001 : 2004 становится все более явным условием продвижения продукции и услуг на международных рынках, а также улучшение отношения предприятия с потребителями, органами государственной власти и местной общественностью.

2. Увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия.

3. Рост конкурентоспособности за счет оптимального использования энергии и водных ресурсов, тщательного отбора сырья и контролируемой переработки отходов.

4. Снижение финансовых затрат на выплату штрафов за нарушение требований природоохранного законодательства.

5. Обеспечение снижения негативного воздействия на окружающую среду экономически эффективным образом, сочетая, таким образом, решение экономических и экологических задач.

6. Повышение адаптивных возможностей российских компаний и упрочение их рыночных позиций.

Мониторинг источников антропогенного воздействия (МИАВ) направлен на решение проблемы специфического (конкретного) воздействия, оказываемого субъектом хозяйственной деятельности на компоненты окружающей среды, и является информационной основой разработки стратегии по управлению антропогенным воздействием и принятию соответствующих управленческих решений.

Функционирование МИАВ обеспечивает:

· Проведение наблюдений в районе расположения предприятий;

· Получение достоверной информации об источниках эмиссии и их воздействии на окружающую среду;

· Информационную поддержку разработки природоохранных мероприятий и оценку их эффективности;

· Улучшение экологической обстановки и здоровья населения в зоне воздействия источников антропогенного воздействия субъекта хозяйственной деятельности.

Достоверность информации, получаемой в рамках осуществления МИАВ, может быть достигнута путем соблюдения единых методических и метрологических требований, использования единых форматов обработки и передачи результатов. Промышленные предприятия обязаны вести государственную экологическую статистическую отчетность (с некоторыми формами можно ознакомиться на сайте: http://www.vniiprirody.primorye.ru/help.htm), которая включает:

1. Форма 2-тп (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха». Отчет об охране атмосферного воздуха. Представляется ежегодно и включает данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, их очистке и утилизации; данные о выбросе в атмосферу специфических загрязняющих веществ; источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; выполнение мероприятий по уменьшению выбросов.

2. Форма 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды». Отчет об использовании воды. Представляется ежегодно и включает данные о забранной из природных источников, полученной от других предприятий (организаций), использованной и переданной воды; данные о водоотведении, системах оборотного и повторного водоснабжения; установленные лимиты забора воды.

3. Форма 2–тп (отходы) «Сведения об образовании использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления». Отчет об образовании и удалении токотходов. Представляется ежегодно и включает данные об отходах (наличие, образование, поступление от других предприятий, использование, обезвреживание, организованное и неорганизованное складирование и захоронение) отходов пяти классов опасности.

4. Форма №1 – канализация. Отчет о работе канализации. Включает данные о наличии канализационных сооружений и их работе за год.

5. Форма №1 – водопровод. Отчет о работе водопровода. Включает данные о наличии водопроводных сооружений и их работе за год.

6. Форма №4 – ОС. Отчет о текущих затратах на охрану природы и экологических платежах.

Важным компонентом локального мониторинга является инвентаризация источников воздействия на окружающую среду. Она заключается в документированном описании (в том числе, на основе дополнительных измерений) общего количества, расположения, основных характеристик источников воздействия, включая их соответствие установленным нормативам и лимитам. В Российской Федерации обязательной является периодическая, один раз в пять лет, инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ.

Другим важным компонентом локального мониторинга является инвентаризация отходов. Под инвентаризацией отходов понимают документированное описание (в том числе, на основе дополнительных измерений) общего количества и основных характеристик отдельных видов отходов, а также способов их размещения и удаления. На сегодня как отдельная процедура инвентаризация отходов не осуществляется, хотя подобные данные используются при разработке экологических паспортов предприятий.

В настоящее время существует множество организаций, которые предоставляют услуги по проведению локального мониторинга (например, крупнейший проектный институт ГУ ДВО ВНИИ природы (http://www.vniiprirody.primorye.ru/)). Стоит отметить, что для крупных компаний локальный мониторинг часто пересекается с региональным.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое локальный экологический мониторинг? Опишите систему экологического контроля для локального уровня.

2. Как изменяется производственный экологический мониторинг при переходе на стандарт ISO. Ознакомьтесь с документацией по стандарту. Расскажите о системе экологической сертификации и месте экологического мониторинга в ней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *