Что является принципиальным в процессе познания тест
«Современная философия»
376. Чем отличаются формы общественного сознания?
• формой отражения общественного бытия
377. Что от чего зависит: классификация наук от классификации форм движения материи или наоборот?
• классификация наук от классификации движения
378. Что отражается в категории пространства?
• протяженность вещей
379. Что понимается под категорией в философии?
• предельно общие, фундаментальные понятия
380. Что такое бытие
• Категория онтологии
381. Что такое гилеморфизм? Это единство.
• материи и формы
382. Что такое ноэма?
• смысл
383. Что такое парадигма по Т. Куну?
• единая точка зрения, разделяемая научным сообществом
384. Что такое протокольные предложения?
• Аксиоматичсекие предложения
385. Что такое теодицея?
• стремление согласовать идею благого и разумного, управления мира с наличием мирового зла
386. Что является критерием истины?
• Практика
387. Что является критерием личности?
• Моральные и этические качества
388. Что является наиболее перспективным для человечества в XXI в.?
• Общецивилизационное единство при сохранении социо-культурного разнообразия
389. Что является принципиальным в процессе познания?
• Необходимо наличие и субъекта, и объекта познания
390. Что, по мнению Энгельса, является основой антропосоциогенеза?
• Труд
Ответы на тесты по философии: Теория познания. Философия науки.
Теория познания. Философия науки
1. Гносеология — это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
в) о бытии как таковом;
*г) о сущности познания, о путях постижения истины;
д) о сущности человеческой истории.
2. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):
а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
б) значимая информация в аспекте деятельности;
в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
*г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
3. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:
*а) логический путь от общего к частному;
б) передача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.
а) логический путь от общего к частному;
б) подача ложного знания, как истинного;
*в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.
6. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:
7. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:
а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;
*б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;
в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;
г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;
д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.
9. Агностицизм — это:
а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;
*б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;
в) учение о развитии мира;
г) учение о всеобщей причинной связи;
д) учение о сущности человеческой истории.
10. В философии «агностицизм» понимается как:
а) рассмотрение процесса познания;
б) рассмотрение объектов познания;
*в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
г) сомнение в возможности познания;
11. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:
12. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):
*г) гносеологический оптимизм;
13. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:
14. Какое из понятий лишнее в данном перечне?
а) гносеологический оптимизм;
15. Уровни научного познания (укажите все варианты):
16. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:
а) чувственное отражение;
б) познавательный контакт с объектом познания;
17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:
18. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:
19. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:
20. Практика по своим функциям в процессе познания не является:
а) основой познания и его движущей силой;
в) критерием истины;
*г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.
21. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
22. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:
23. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:
24. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?
25. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:
26. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):
27. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:
28. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода:
д) математического анализа.
29. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название:
30. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного?
а) расчет адекватных средств для данной цели;
б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;
в) логическая обоснованность правил деятельности;
*г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.
31. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):
32. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):
33. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:
34. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):
*в) большой предсказательной способностью;
г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);
д) своей исключительной эстетической ценностью.
35. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:
а) абсолютная истина;
б) эмпирически достоверное знание;
в) математически обоснованное знание;
*д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.
36. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:
37. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):
38. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как:
39. К основным концепциям истины относят:
40. Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ):
г) физическая жизнь;
41. Установите последовательность возникновения гносеологических установок:
2 а) «Я верю, чтобы знать»;
1 б) «Я знаю, что ничего не знаю»;
3 в) «Я мыслю, следовательно я существую»;
4 г) «Мы живем внутри языка».
42. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:
а) сциентистские направления 4,5 1) неотомизм;
б) антисциентистские направления 1,2,3 2) экзистенциализм;
43. Соотнесите термин с определением:
В 1. Абсолютная истина а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову
б 2. Относительная истина б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной
а 3. Истина как откровение в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю
44. Какое определение истины соответствует исторической эпохе?
а) Античность 2 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам;
б) Средние века 3 2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель);
в) Новое время 1 3. Бог, вот что является истиной;
г) XX в.4 4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика).
45. Определите какому периоду времени присущи те или иные исторические формы науки:
а) романтический; 2 1) XVII в.
б) классический; 1 2) XVв.
в) неклассический; 3 3) XXI в.
г) постнеклассический. 4 4) XX в.
46. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель?
а) Эмпирический 2,3 1. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой;
б) Теоретический 1,4 2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности;
3. Добыть новые экспериментальные факты;
4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов.
47. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению:
а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;1 1) скептицизм;
б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и 2) агностицизм;
не дает никакого знания о мире;2
в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;4 3) прагматизм;
г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед 4) солипсизм.
конкретными людьми в жизненных ситуациях.3
48. Установите соответствие критерия истины тому или иному философскому направлению:
а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;3 1) неопозитивизм;
б) верифицируемость;1 2) диалектический материализм;
Ответы на тесты по теме Философия
Человек в рамках философии постмодернизма осуществляется в процессе
Если новое, появившееся в процессе развития, качественно отличается от исходного большей жизнеспособностью, гибкостью, сложностью, способностью к дальнейшему развитию, богатством реализо-ванных возможностей, то можно говорить о том, это
О сознании рефлектирующего, самоотстраняющегося человека в процессе диалога писал:
—> Модернистская культура — культура в процессе перехода от:
традиционного к совершенному высокоорганизованному социуму
В процессе обсуждения выдвинутые аргументы:
постоянно доводятся до крайних пределов
Необходимо наличие и субъекта, и объекта познания
Практика по своим функциям в процессе познания не является
успешной заменой теоретических исследований и научного творчества
В координировании методов в процессе научного исследования заключена сущность __________________ функции.
Свойство человека, его способность создавать идеальный образ мира и с его помощью преобразовывать себя и окружающую среду в процессе своей предметно-практической деятельности, есть:
Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной, научной деятельности, называется:
Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:
Способность материи, природы, мира к самоусложнению (возникновению все более упорядоченных структур в процессе эволюции) фиксирует принцип
—>
Комплекс ценностей и норм, воспроизводящийся в процессе развития науки и являющийся обязательным для каждого исследователя, — это:
Реальность, относительно которой в процессе познания устанавливается некоторая истина, — это:
Способ понимания социальности в науке как совокупности отношений внутри лаборатории, складывающихся в процессе конструирования нового знания, характерен для:
Категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания, — это:
Ценности вырабатываются и измеряются в процессе
С герменевтических позиций ключевое значение в процессе исследовательской работы имеет:
Ответы на тесты по теме Философия
Представители, какого направления отрицают возможность познания мира?
Теория познания иначе называется:
Что объединяет ряд направлений социально-гуманистического познания, связанного с выявлением структуры:
—> Одним из основных принципов познания сторонники позитивизма считают:
Основные формы чувственного познания?
ощущение, восприятие, представление
Если судить ОЧЕНЬ СТРОГО, то теория НАУЧНОГО познания — это:
Необходимо наличие и субъекта, и объекта познания
Особенности научного познания. Укажите неверный тезис:
Между методами обыденного и научного познания не существует принципиального различия
Найдите более правильное определение познания:
Познание — процесс опосредованного социально-историческими условиями отражения действительности
Какое определение гипотезы как формы научного познания можно считать верным?
гипотеза — это вероятностное предположение о причинах каких-либо явлений, достоверность которых необходимо доказать
В чем состоит отличие «познания» от «знания»?
познание — это процесс, а знание — результат
Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется
—>
К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится
В современной гносеологии объект познания
в своем определении зависит от концептуальной системы познающего
Практика по своим функциям в процессе познания не является
успешной заменой теоретических исследований и научного творчества
Характерные черты рационального познания:
обобщенность, абстрактность, опосредованность
Основные формы рационального познания:
умозаключение, понятие, суждение
полное или частичное тождество субъекта и объекта познания социальной реальности
Отличительные особенности научного познания:
предметный и объективный способ рассмотрения мира, использование особого искусственного языка
Тест с ответами: “Гносеология”
1. Что такое гносеология?
а) учение о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) учение о развитии вселенной;
в) учение о бытии как таковом;
г) о сущности познания, о путях постижения истины;+
д) о сущности человеческой истории.
2. Как учеными в современной философии рассматривают познание?
а) как способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
б) как значимая информация в аспекте деятельности;
в) как объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
г) как обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.+
3. С каким направлением связывают абсолютизацию роли и значения чувственных данных в философии?
а) рационализма;
б) реализма;
в) скептицизма;
г) сенсуализма;+
д) гедонизма.
4. Что такое дедукция?
а) логический путь от общего к частному;+
б) передача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.
5. Что такое индукция?
а) логический путь от общего к частному;
б) подача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;+
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.
6. Название метода познания в философии и науке, в котором мысль движется от общих положений к частным выводам:
а) индукция;
б) дедукция;+
в) анализ;
г) синтез.
7. Какая форма мышления, отражает предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:
а) слово;
б) категория;+
в) дефиниция;
г) термин;
д) имя.
8. Что такое эмпиризм?
а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;
б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;+
в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;
г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;
д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.
9. Чем будет являться высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, которое использует широкие обобщения и ориентированно на наиболее полное и глубокое знание истины:
а) рассудком;
б) разумом;+
в) чувством;
г) переживанием;
д) интуицией.
10. Какие позиции существуют в решении вопроса о познаваемости мира?
а) агностицизм;+
б) эмпириокритицизм;
в) скептицизм;+
г) гносеологический оптимизм;+
д) гедонизм.
11. Название учения, которое утверждает об ограниченных возможностях человека в познании мира:
а) материализм;
б) скептицизм;+
в) эмпиризм;
г) идеализм;
д) рационализм.
12. Выберите понятие, которое является лишним:
а) гносеологический оптимизм;
б) агностицизм;
в) скептицизм;
г) антропоцентризм.+
13. Отметьте уровни научного познания:
а) эмпирический;+
б) религиозный;
в) теоретический;+
г) мифологический;
д) диалектический.
14. Название определенного этапа познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект:
а) чувственное отражение;
б) познавательный контакт с объектом познания;
в) представление;+
г) объяснение;
д) ноумен.
15. Основной формой живого созерцания будет:
а) представление;
б) восприятие;
в) идея;+
г) ощущение.
16. Формы познания, которые не будут относится к теоретическому познанию:
а) понятие;
б) представление;+
в) умозаключение;
г) суждение;
д) восприятие.+
17. Какое название имеет вид познания, который вплетен в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладает доказательной силой:
а) абстрактное;
б) теоретическое;
в) обыденное;+
г) научное;
д) божественное.
18. Чем не будет являться практика по своим функциям в процессе познания:
а) основой познания и его движущей силой;
б) целью познания;
в) критерием истины;
г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.+
19. Что происходит с истиной, если не зависит от познающего субъекта?
а) является абстрактной;
б) является объективной;+
в) является субъективной;
г) является абсолютной;
д) божественна.
20. Какое понятие, будет противоположным по смыслу «истине» в гносеологии?
а) пропаганда;
б) заблуждение;+
в) суждение;
г) предрассудок;
д) иллюзия.
21. Чем является совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем?
а) методикой;+
б) развитием;
в) навыком;
г) механизмом;
д) процессом.
22. Форма научного познания, к которой относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?
а) гипотеза;+
б) теория;
в) проблема;
г) парадигма;
д) модель.
23. В какую эпоху возникла наука, как специфический тип духовного производства и социальный институт?
а) античности;
б) средних веков;
в) Возрождения;
г) Нового времени;+
д) в ХХ веке.
24. Структурные компоненты теоретического научного познания:
а) проблема;+
б) боль;
в) вера;
г) гипотеза;+
д) теория.+
25. Название учения, которое утверждает, что критерием истины является признание в научном сообществе:
а) конвенционализм;+
б) релятивизм;
в) рационализм;
г) агностицизм;
д) скептицизм.
26. На основе чего был развит рационализм в западноевропейской философии?
а) аналогии;
б) индукции;
в) дедукции;+
г) анализа;
д) математического анализа.
27. Название одинаково доказуемых понятий в теории познания, которые исключают друг друга:
а) категории;
б) универсалии;
в) модусы;
г) антиномии;+
д) законы.
28. Определение рациональности, рассматриваемое в философии, как основное:
а) расчет адекватных средств для данной цели;
б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;
в) логическая обоснованность правил деятельности;
г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.+
29. Эмпирические методы познания:
а) анализ;
б) наблюдение;+
в) эксперимент;+
г) измерение;+
д) моделирование.
30. Теоретические методы познания:
а) анализ;+
б) наблюдение;
в) идеализация;+
г) измерение;
д) моделирование.+
31. При каком методе происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:
а) в индукции;
б) в дедукции;
в) в идеализации;+
г) в наблюдении;
д) в анализе.
32. Основа познания в классической философии:
а) истина;
б) теория;
в) практика; +
г) чувство.
33. Основа мира с позиции неклассической философии:
а) человек ; +
б) природа;
в) общество;
г) бог.
34. По мнению Ф.Ницше суть человеческого сознания:
а) разум;
б) знание;
в) воля. +
35. В чем заключается кантовский агностицизм?
а) мир познаваем частично, на уровне явлений; +
б) мир непознаваем;
в) нет правильного ответа.
36. Главный признак деятельности:
а) преобразование окружающего мира; +
б) сознание;
в) истина.
37. Чувство познания, характеризующее возможность воспроизведения ранее воспринимавшихся объектов:
а) ощущение;
б) восприятие;
в) представление. +
38. Отметьте то, что относится к объективной составляющей деятельности:
а) цель;
б) средство; +
в) норма;
г) мотив.
39. Противоположность истины:
а) ложь;
б) заблуждение; +
в) бессмыслица (нонсенс).
40. Учение, считающее абсолютную истину главной, первичной:
а) догматизм; +
б) релятивизм;
в) нет верного ответа.
41. Теоретические методы познания:
а) анализ;+
б) наблюдение;
в) идеализация;+
г) измерение;
д) моделирование.+
42. Основа познания в классической философии:
а) истина;
б) теория;
в) практика; +
г) чувство.
43. Основа мира с позиции неклассической философии:
а) человек ; +
б) природа;
в) общество;
г) бог.
44. Агностицизм Канта заключается в…
а) мир познаваем частично, на уровне явлений; +
б) мир непознаваем;
в) нет правильного ответа.
45. Признак деятельности:
а) преобразование окружающего мира; +
б) сознание;
в) истина.
46. Отличие научных знаний от других:
а) точностью;+
б) обоснованностью;+
в) большой предсказательной способностью;+
г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);
д) своей исключительной эстетической ценностью.
47. Как трактуется в концепции Т. Куна парадигма?
а) абсолютная истина;
б) эмпирически достоверное знание;
в) математически обоснованное знание;
г) заблуждение;
д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.+
48. В какой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:
а) доклассическая;
б) классическая;
в) неклассическая;+
г) постнеклассическая.
49. Какие функции присущи науке?
а) мировоззренческая;+
б) методологическая;+
в) эстетическая;
г) политическая;
д) предсказательная.+
50. Что такое агностицизм?
а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;
б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;+
в) учение о развитии мира;
г) учение о всеобщей причинной связи;
д) учение о сущности человеческой истории.
51. В философии «агностицизм» понимается как:
а) рассмотрение процесса познания;
б) рассмотрение объектов познания;
в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;+
г) сомнение в возможности познания;
д) метод познания.
52. Какими терминами обозначаются понятия «практика» в философии?
а) действие;
б) познание;
в) опыт в целом;+
г) физическая жизнь;
д) истина.
53. Восстановите последовательность возникновения гносеологических установок:
а) «Я верю, чтобы знать»;
б) «Я знаю, что ничего не знаю»;
в) «Я мыслю, следовательно я существую»;
г) «Мы живем внутри языка».
Ответ:2-а,1-б,3-в,4-г
54. Соотнесите философские школы по отношению к пониманию ими значимости науки:
а) сциентистские направления
б) антисциентистские направления
1) неотомизм;
2) экзистенциализм;
3) «философия жизни»;
4) неопозитивизм;
5) неокантианство.
Ответ:а45,б123
55. Произведите соотношение термина с определением:
1. Абсолютная истина вселенной;
2. Относительная истина
3. Истина как откровение
а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову
б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе)
в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку.
Ответ:1-в,2-б,3-а
56. Определение истины соответствующее исторической эпохи:
а) Античность
б) Средние века
в) Новое время
г) XX в.4
1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам;
2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель);
3. Бог, вот что является истиной;
4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика).
Ответ:а-2,б-3,в-1
57. Соотнесите периоды времени и иные исторические формы науки:
а) романтический;
б) классический;
в) неклассический;
г) постнеклассический.
1) XVII в.
2) XV в.
3) XXI в.
4) XX в.
Ответ: а-2,б-1,в-3,г-4
58. Соотнесите уровни научного исследования с целями?
а) Эмпирический
б) Теоретический
1.Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой;
2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности;
3. Добыть новые экспериментальные факты;
4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов.
Ответ:а-231,б-142
59. Соотнесите определения и философские направления:
а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;
б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и не дает никакого знания о мире;
в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;
г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед конкретными людьми в жизненных ситуациях.
1) скептицизм;
2) агностицизм
3) прагматизм;
4) солипсизм.
Ответ:а-1,б-2,в-4,г-3
60. Соотнесите критерии истины и иные философские направления:
а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;
б) верифицируемость;
в) практика.
1) неопозитивизм;
2) диалектический материализм;
3) конвенционализм.
Ответ:а-3,б-1,в-2