Что является продуктом системы образования

Что является продуктом системы образования

Что является продуктом системы образования. Смотреть фото Что является продуктом системы образования. Смотреть картинку Что является продуктом системы образования. Картинка про Что является продуктом системы образования. Фото Что является продуктом системы образования

Введение

Рассматривая общее образование России как экономическую систему, необходимо определить, что понимается под категорией «образовательный продукт». Имея представление о том, что является образовательным продуктом, можно оценить специфику товара или услуги в системе общего образования, а это является актуальным в контексте понимания того, за что именно платит потребитель, и из чего складывается стоимость образовательной услуги.

Целью работы является исследование сущности категории «образовательный продукт» и особенностей его создания в условиях функционирования образовательного кластера.

В большинстве случаев в научной и учебно-методической литературе продукт рассматривается как результат человеческого труда или хозяйственной деятельности, выраженный либо в материальной, либо в нематериальной формах.

А. Б. Борисов понимает под экономическим продуктом результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме, в духовной, информационной форме либо в виде выполненных работ и услуг [2, C. 671].

Общий вариант определения экономического продукта предлагает
А. Н. Азирилян: «вещественный или нематериальный результат человеческого труда (предмет, научное открытие, идея)» [1, С. 1031].

Что же касается определения «образовательный продукт», то среди ученых, исследовавших данную проблему, нет единства мнений. Так, доктор экономических наук Ш. З. Валиев предлагает понимать под образовательным продуктом сами знания, являющиеся специфическим товаром, на который есть соответствующий спрос на рынке образовательных услуг [3, С. 5].

Отличная точка зрения по данному вопросу была представлена В. В. Чекмаревым. Он в свою очередь отождествляет понятия «образовательная услуга» и «образовательный продукт»: «образовательная услуга является продуктом образовательного производства, осуществляемого в различных типах и видах образовательных заведений» [9, С. 44].

Анализ функционирования сферы образования и, как следствие, продукта, который в ней создается, возможен с позиции функций, выполняемых системой образования:

Несмотря на то, что данные функции в разной степени проявляются на разных уровнях образовательной системы, только их комплексная реализация позволяет создать качественный образовательный продукт, отвечающий современным тенденциям.

Учитывая, что образование как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих как в процессе производства, реализации и потребления определенной суммы знаний, умений и навыков, так и в процессе воспитания индивидов, надо понимать, что для реализации этих знаний, умений и навыков на рынке образовательных услуг их сначала необходимо произвести, то есть обобщить, систематизировать и конкретизировать в рамках отдельных образовательных программ. Для этого учебное заведение на основе федерального государственного образовательного стандарта составляет рабочий учебный план. Преподаватели на основе рабочих учебных программ и имеющихся информационных источников разрабатывают занятия, то есть систематизируют, обобщают и конкретизируют определенный объем знаний, умений и навыков в рамках определенной образовательной программы.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что конечным результатом деятельности первого этапа работы школы, то есть первым продуктом образовательного производства, является совокупность знаний, умений и навыков, обобщенных, систематизированных и конкретизированных школами в рамках образовательных программ по конкретным предметам.

Но открытым остается вопрос о том, являются ли эти программы так называемым промежуточным образовательным продуктом. С учетом того, что учебные программы в редких случаях изучаются самостоятельно и практически всегда передаются ученикам непосредственно учителем, данные программы не могут представлять серьезной ценности на рынке образовательных услуг для конечного потребителя (учащегося общеобразовательного учреждения). Определенную ценность учебные программы представляют для других учителей и школ, которые могут использовать их для улучшения своего учебного опыта.

Образовательная услуга в данном случае определяется как непосредственная передача знаний от учителя к ученику на основе и в рамках образовательной программы. И только в таком виде образовательный продукт представляет интерес для конечного потребителя. Таким образом, налицо наличие дифференциации продукта общего образования, о котором говорит М. А. Лукашенко. Мы склонны соглашаться с ним по поводу промежуточного продукта, представляющего из себя образовательную программу, включающую в себя учебно-методическое обеспечение, способы и механизмы управления ею и т.д. Но под конечным продуктом общего образования, исходя из описанных выше принципов экономической теории, мы понимаем саму образовательную услугу, предоставляемую образовательным учреждением, но ни в коем случае не «выпускника» (индивида, получившего образование).

В связи с некоторыми особенностями высшего образования в нем практически невозможно провести дифференциацию образовательного продукта, в связи с чем интересна позиция И. В. Сухочева о том, что в учреждениях высшего образования существует большое разнообразие форм обучения (например, заочная или вечерняя), при которых для конечного потребителя (студента) сами образовательные программы являются ценностью, и он самостоятельно обучается по ним, то есть присутствие в самом учебном процессе источника образовательной услуги (преподавателя) необязательно [7, С.117-124].

Субъекты, создающие оригинальные образовательные программы, производят их для осуществления образовательной деятельности, то есть создают промежуточный образовательный продукт общего образования. Данный промежуточный образовательный продукт, созданный или приобретенный образовательным учреждением, будет являться основой учебного процесса по определенной дисциплине, без которого невозможно производство конечного образовательного продукта общего образования.

По аналогии с непосредственной образовательной деятельностью заметим, что для проведения воспитательной работы, учебное заведение также составляет программу воспитания, схожую с образовательными программами. Воспитательные программы имеют те же свойства, что и образовательные, и также не представляют ценности для конечного потребителя. Ценность для учащихся воспитательные программы приобретают, когда их транслируют педагоги. Таким образом, в общеобразовательных учреждениях образовательная и воспитательная функции реализуются по одним и тем же принципам, и разделять их смысла не имеет.

Общеэкономическое определение товара подтверждает верность вышеуказанного утверждения. Мы будем подразумевать под товаром продукт, предлагаемый на рынке для обмена.

Исходя из этой общеэкономической рыночной сущности товара, необходимо рассмотреть определения образовательного товара и на основе выделенного нами ранее понимания образовательного продукта сформулировать авторское определение образовательного товара общего образования.

Но выяснив, что в системе общего образования существует промежуточный и конечный образовательный продукт, возникает вопрос о том, являются ли оба этих продукта образовательным товаром, либо только один из них.

Как уже говорилось ранее, рынок общеобразовательных программ России практически не развит, в редких случаях программы выставляются на рынок. Чаще данные программы разрабатываются самим общеобразовательным учреждением для собственного использования, то есть здесь можно говорить скорее о натуральном способе хозяйствования.

Принимая этот факт во внимание, мы не можем говорить о том, что промежуточный продукт общего образования является товаром. В отличие от услуги, которая как раз выставляется общеобразовательными учреждениями на рынок образовательных услуг.

Таким образом, мы можем сформулировать определение товара общеобразовательного учреждения.

Учитывая, что образовательная услуга, предоставляемая общеобразовательным учреждением, является конечным образовательным продуктом, мы можем сделать вывод о тождественности категорий «конечный продукт», «образовательный товар» и «образовательная услуга» в системе общего образования.

Образовательный продукт является фундаментальным параметром, определяющим уровень человеческого капитала. При этом необходимо учитывать источники инвестиций в человеческий капитал и особенности его формирования в условиях взаимодействия институтов рынка и государства.

В экономической литературе под человеческим капиталом понимается сформированный в результате инвестиций определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые индивидуум целесообразно использует в той или иной сфере общественного производства.

Рассматривая процесс инвестирования в человеческий капитал в той или иной форме, следует учитывать ряд особенностей, отличающих инвестиции в человеческий капитал от других видов инвестирования:

1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода). Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект.

2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться. Износ человеческого капитала определяется, во-первых, степенью естественного износа (старения) человеческого организма и присущих ему психофизиологических функций, а во-вторых, степенью морального (экономического) износа вследствие устаревания знаний или изменения ценности полученного образования. Формирование человеческого капитала осуществляется в процессе периодического переобучения работника и накопления им производственного опыта. Если данный процесс осуществляется непрерывно, то по мере использования человеческого капитала его качественные и количественные (качество, объем, ценность) характеристики улучшаются и увеличиваются.

3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а потом резко снижается.

4. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы.

5. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала, инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.

Основными субъектами инвестирования в человеческий капитал в условиях социально-рыночной экономики являются фирмы и государство. При этом важным условием формирования человеческого капитала является степень совпадения интересов при осуществлении вложений с учетом ранее отмеченных особенностей. Положительный эффект от инвестирования будет определяться степенью согласованности интересов и интеграции институтов государства и бизнеса, что позволяет обеспечить социально-экономическую направленность формирования человеческого капитала, максимально удовлетворив потребности каждого субъекта и тем самым обеспечив стабильность и поступательное развитие общества в целом (табл. 1).

Структура экономических интересов государства и бизнеса при осуществлении инвестиций в человеческий капитал

Особенности инвестирования в человеческий капитал.

Характер совпадения интересов.

Отдача от инвестиций.

Государство заинтересовано в инвестировании, поскольку, чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу для всего общества.

Инвестирование осуществляется в период трудоспособного возраста с целью получения дохода от использования трудовых ресурсов.

Частичное совпадение интересов.

Особенности износа и накапливания человеческого капитала.

Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться посредством периодического обучения и накопления производственного опыта, что положительно сказывается как на отдельной фирме, так и на обществе в целом.

Полное совпадение интересов.

Период получения дохода от инвестирования.

Накопленные знания и опыт могут приносить пользу в течение всей жизни.

Доходность ограничивается продолжительностью работы человека на фирме.

Частичное совпадение интересов.

Целесообразность и экономическая необходимость инвестиций.

Необходимы с экономической и социальной точки зрения для государства и общества.

Фирмы делают инвестиции до тех пор, пока они приносят чистый доход.

Частичное совпадение интересов.

Степень положительного эффекта.

Инвестиции в человеческий капитал выгодны с точки зрения отдельного человека, фирмы, государства, поскольку предполагают наличие положительного эффекта.

Полное совпадение интересов.

С одной стороны, в условиях нестабильности экономики и высоких рисков представители российского бизнеса не всегда готовы брать на себя обязательства по развитию человеческого капитала, и в его формировании в большей степени участвуют либо государство, либо сам человек. С другой стороны, заинтересованность фирм в квалифицированной рабочей силе, соответствующей реалиям и потребностям рынка, требует их непосредственного участия в процессе образования.

Одним из направлений инновационного развития общества является институциональное преобразование, направленное на формирование образовательного кластера, в условиях которого возможна наиболее оптимальная реализация функций системы образования, эффективное формирование образовательного продукта и, как следствие, совершенствование человеческого капитала.

Формирование образовательного кластера как фактора конкурентоспособности российской экономики и фундаментального элемента социального государства должно сопровождаться соответствующей формой взаимодействия образовательных структур и субъектов рынка, заинтересованных в предоставлении соответствующего реалиям образовательного продукта.

Как отмечалось ранее разработка промежуточного продукта (образовательных программ) является важным этапом процесса образования. Представители бизнеса, заинтересованные в компетентности будущих специалистов, могут принять непосредственное участие в этом процессе за счет эффективного взаимодействия с учреждениями разных уровней образования: дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского. Результатом данного взаимодействия является внедрение образовательных программ с учетом требований потенциальных работодателей и самих обучающихся.

Посредством информационных технологий рекомендации заинтересованных лиц, учтенные при формировании промежуточного образовательного продукта, позволят определить направления совершенствования образования на основе существующих учебно-методических рекомендаций и стандартов. Формирование подобного рода партнерства позволит построить оптимальную траекторию обучения учебных групп и отдельных обучающихся.

Таким образом, предоставление образовательного продукта в условиях функционирования образовательного кластера является инновационным направлением в сфере образования, поскольку заинтересованные лица могут вносить предложения и замечания по содержанию образовательных программ и по организации учебного процесса, что представляется важным при подготовке специалистов, чьи профессиональные возможности соответствуют современным реалиям рынка труда.

Рецензенты:

Арзамасцев А. Д., д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой управления и права ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», г. Йошкар-Ола.

Ларионова Н. И., д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», г. Йошкар-Ола.

Источник

Примеры образовательных продуктов

В материале «Примеры образовательных продуктов на уроке» представлены группы различных результатов образовательного процесса, т.е то чем может закончится каждый урок, изготовлением какого материала. Данный буклет был создан мной впомощь молодым специалистам при составлении поурочных планнов

Просмотр содержимого документа
«Примеры образовательных продуктов»

ПРИМЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ

(позволяют оценивать процесс и результат учебной деятельности)

«ВНЕШНИЙ» ПРОДУКТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Задание для закрепления правила

Примеры аналогий (из других учебных предметов / из жизненного опыта)

План (изучения темы, проверки гипотезы…)

План выполнения домашнего задания

Алгоритм решения задачи

Схема связи изученных на уроке понятий с изученными ранее (по предмету, по другим предметам)

«Перевод» с языка одного предмета на язык другого предмета

Шкала для описания объекта

Заключение о причинно-следственной связи

Придуманная история, в которой действующими лицами являются понятия, обыгрываются правила, законы

Модель (игровая, объектная, математическая…), модель ситуации

Критерии оценки образовательного результата

Карта путешествия по теме

Инструкция, сформулированная на основе правила

Рисунок (разные виды)

Символ (темы, понятия…)

Гипотеза (ее способ проверки, план действий…)

Совет /вредный совет

Поговорка, пословица, поучение

Взгляд на объект (события) со стороны разных людей (исторических деятелей, специалистов…)

Принцип построения структуры (текста, биологического объекта, государства…)

Принцип функционирования объекта

Цель урока (темы) с учетом его личной значимости

Преобразованные схема, таблица, график, диаграмма

Переформулированная мысль (закон, правило…)

Преобразованное условие задачи

Оценка «ВНУТРЕННЕГО» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА

Источник

Создание образовательного продукта и работа с методистом

Можно создавать выступление (вебинар, мастер-класс) в разных форматах работы с методистом. В зависимости от контекста, можно выделить две ситуации: «с нуля” и “переформатирование».

У эксперта есть высокое разрешение в теме и глубокая компетенция, но он никогда не формулировал «на бумаге», не выступал, книг не писал, мысли только в голове. Взаимодействуют эксперт и разработчик-методист. Роль методиста — раскрыть мысль и переложить содержание в нужный формат. Работать с методистом можно тремя способами: интервью, текст и слайды.

А. Экспертное интервью. Мы договариваемся о времени и проводим интервью (телеконференцию), на ней в процессе беседы рождается содержание выступление. Методист выступает в роли любознательного собеседника — подробно и с любопытством спрашивает всё о предмете разговора, таким образом тема наполняется содержательными и насыщенными смыслами.

B. Текст. Возможно у эксперта уже есть некоторые статьи, посты, черновики, и проще написать все мысли текстом (методист спросит уточнения, если появятся). Из десятка (или даже сотни) страниц родятся несколько десятков точных смысловых слайдов с яркими образами, по которым, как по скелету, эксперт расскажете суть выступления.

C. Слайды. Иногда эксперту удобней сделать самому черновик слайдов именно в формате слайдов, так привычней. Без проблем, можно и так. Эксперт набрасывает черновик слайдов, далее по слайдам обсуждает материал с методистом, далее команда создаёт уже чистовую «дизайнерскую» версию.

В каком формате лучше, интервью, текстом или слайдами? Ответ: в том, в котором всем участникам удобней, проще и привычней. Главное, не отвлекаться на форму, думать о содержании.

Чем проще форма, тем лучше идёт мысль. По моему опыту, слайды в PowerPoint отвлекают от мысли, потому что слайды надо листать и переключать, добавлять формочки для текста, поправлять, выбирать шрифт и т.д. и т.п., все эти манипуляции сильно отвлекают от сути. Формулировать мысли проще на белом листе: документ word, google docs или даже просто блокнот на ноутбуке, закрыть всё лишнее, написать текстом канву рассказа. Этот текст затем обсудить, дополнить, разбить на слайды.

Источник

Образование как приоритетная отрасль современной экономики часть 2

ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАНІЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ

Экономическая функция образования.
Образование можно считать одним из главных факторов экономического развития общества. Оно даёт возможность возобновления, омоложения и поддержки кадрового потенциала социума. Процесс профессионального обучения должен обеспечивать получение учащимися и студентами должного уровня теоретических и практических знаний для полного освоения основ получаемой профессии.

Сущность экономического образования.
Действенное влияние на развитие производительных сил государства, наращивание результативности общественного труда, подготовка людей к профессиональной деятельности в строгом соответствии с потребностью социума. Воспроизводство представляет собой постоянное повторение и непрерывающееся возобновление производства товаров и услуг, количество которых покрывает потребности общества. Всякая форма воспроизводства является единством следующих взаимосвязанных элементов: воспроизводство национального продукта как в материальной, так и в нематериальной форме; вызванных этим соответствующих экономических отношений; общей рабочей силы.

Рабочая сила или способность человека к труду – это сумма его физических и духовных навыков, использование которых способно обеспечить социуму появление требуемых для выживания товаров и услуг. Образование также можно отнести к этой стороне человеческой деятельности, где воспроизводятся навыки индивида к труду, приобретаются общие и специализированные знания, формируются должное и ответственное отношение к труду. Образование можно назвать “подготовительным цехом” экономики государства. Главная цель образования – удовлетворение потребности общества в образовательных услугах. Образование представляет собой довольно специфическую отрасль экономики, которая удовлетворяет нужду социума в образовательных услугах, занята подготовкой теоретических и практических кадров, насыщением их нужной информацией, формированием необходимых для них знаний, умений и навыков.

Стоит отметить, что вместе с материальным производством существует и нематериальное, в том числе духовное. Среди структуры духовного производства можно отметить такие важные составляющие как:

наука, которая представляет собой процесс накопления знаний о природе, социуме, самом человеке и создании им ненатурального мира, нахождение общий тенденций строения и движения окружающего нас мира, способов использования этих закономерностей в интересах общества;

образование как система, которая обеспечивает передачу научных знаний, социального опыта и навыков будущим поколениям и всему населению. Система, удовлетворяющая их нужды в образовательных услугах, а также создающая соответствующие эстетические вкусы и нравственные правила поведения в социуме;

книги и СМИ, которые способствуют расширению охвата духовных ценностей;

культура как система учреждений (библиотеки, музеи, театры и т.д.), которые обеспечивают распространение информации и знаний о духовных и материальных ценностях;

идеология как основа для мировоззрения людей, их религиозных взглядов, отражающая мотивы деятельности человека

Отраслевой аспект образования.

В отношении к образованию термин отрасль неразлучно связан с научной областью. Под отраслью экономики подразумевается качественно однородный ряд предприятий, учреждений и прочих хозяйственных единиц, которые характеризуются общностью условий производства, состава кадров в разрезе профессиональной подготовки, взятых на себя функции в системе обеспечения общества, производимых товаров или услуг. Образование как отрасль является совокупностью учреждений образования, организаций и предприятий, которые осуществляют в первую очередь образовательную функцию, направленную на удовлетворение разнородных потребностей людей в такого рода услугах и подготовку квалифицированных кадров.

К подсистемам отрасли образования стоит отнести экономику дошкольного образования, общеобразовательных школ, профтехучилищ, высших школ и системы послевузовского образования.

Важнейшая роль образовательной отрасли народного хозяйства состоит в следующем:

Особое место образования в системе разделения труда. Это исключительная отрасль, удовлетворяющая запросы людей в услугах образования, которая специализируется на возобновлении основной производительной силы социума – квалифицированных работников всех сфер производства, а также для всех видов непроизводственной деятельности.

Уровень образования жителей страны выступает как главнейший индикатор благосостояния социума. Уровень образования выражается с помощью индекса развития человека, который можно охарактеризовать по следующим пунктам: а) средней продолжительности жизни; б) уровень образованности; в) размеры дохода на душу населения.

Каждый год обучения человека продлевает жизнь на несколько лет, так как умные, разбирающиеся люди более здоровы, чем их неграмотные сверстники. Малообразованные люди больше склонны к депрессивным состояниям, у них в большей степени наблюдаются следующие болезни: сердечно-сосудистые, психические, повышенный риск ранней смертности связан с курением дешёвых сигарет, плохим питанием, алкоголем, тучностью, тяжёлыми физическими нагрузками.

Образование как отрасль экономики является замкнутой. В этом её отличительная особенность. Она сама для себя учит работников – преподавательский состав.

Работа в сфере образования стала одним из самых массовых сфер деятельности человека. По количеству занятых в ней отрасль образования опережает многие сферы экономики. В учреждениях образования нашей страны трудится порядка 6 млн. человек.

Особенности образовательных услуг.

Работники учреждений образования удовлетворяют нужды представителей социума в особых экономических услугах, получивших название образовательных. Они являются системой знаний и навыков, которые направлены на использование в целях удовлетворения различных потребностей личности в частности, так и общества в целом, Образовательные услуги обеспечивают удовлетворение познавательных интересов учащихся, удовлетворяют нужды индивида в духовном, умственном развитии, обеспечивают условия для самореализации личности.

Эти услуги выражаются в обучении будущих и нынешних сотрудников, формировании и развитии их предрасположенностей к определённым сферам труда, специализации и росте квалифицированной рабочей силы. Таким образом, услуги образования являются продукцией учреждений образования.

Образовательные услуги воплощаются в материальном виде: выпускаемые методические пособия, программы, учебники, учебные пособия и т.д. Правда тут они стали лишь материальным носителем этих услуг как духовных ценностей.

В условиях научно-технического прогресса и перехода общества в постиндустриальную эру на первое место выдвигаются не столько навыки и сноровка, сколько солидный багаж знаний, предрасположенность творчески мыслить. Экономику образования можно рассматривать как экономику развития творческих способностей человека.

Образовательные услуги несомненно отличаются от товаров материальной формы следующим: образовательные услуги – это не материальная, а скорее социальная (или даже духовная) ценность. От прочих нематериальных видов услуг они отличаются особым свойством – возможностью удовлетворять потребности человека в его духовном, умственном развитии и в освоении навыков и знаний выбранной специальности.

В сфере экономики образовательные услуги имеют ряд отличительных свойств:

1. создание образовательных услуг представляет собой продукт, не оставляющий вещественного осязаемого результата;

2. образовательные услуги неотделимы от преподавателя. Если продукт, имеющий вещественную форму, существует в независимости от его создателя, то образовательная услуга сопутствует человеку, её создающему;

3. с неосязаемостью и неотделимостью образовательных услуг связано и отсутствие возможности их хранения и транспортировки, и как следствие, рассредоточенность и локальность учреждений образования.

4. учитывая первые два пункта можно с уверенностью утверждать, что объективная оценка качества образовательных услуг крайне затруднена.

Образовательные услуги в процессе обучения не принимают самостоятельного бытия отдельно от исполнителя – преподавателя. Как и материальные блага, эти услуги имеют потребительную стоимость, которая создаётся конкретным трудом. Услуга определяется как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара, труда.

Под образованием понимают передачу посредством осуществляемого педагогического процесса части накопленных человечеством знаний и социального опыта, необходимых для того, чтобы обучаемый смог в полной мере освоить выбранную им профессию. Образование функционирует в рамках системы образования, под которой понимают комплекс учреждений, занимающихся непосредственно процессом обучения. Эти учреждения призваны реализовывать образовательные услуги. Образовательная услуга, как и прочие услуги, не имеет ярко выраженной материальной формы, и ознакомится с ней потребитель может лишь после её приобретения, что в свою очередь создаёт для него некоторые риски при выборе исполнителя. Таким образом, потребитель услуги в первую очередь ориентируется на имидж производителя и отзывы о его деятельности.

Также определённую сложность вызывает критерий оценки количественной стоимости образовательной услуги. Ввиду того, что процесс усвоения информации и передаваемых навыков зависит не только от педагогического мастерства преподавателя, но и от желания и возможности услышать, воспринять и запомнить учащегося и студента, относительно справедливым будет оценка потраченного усилия преподавателя во временном эквиваленте его педагогической деятельности.

Последние десятилетия ХХ века и начало века ХХI – время перехода общества от индустриальной эпохи в постиндустриальную. Растёт потребность экономики в информации. В постиндустриальной эре спросом будут пользоваться специалисты, постоянно повышающие свой уровень знаний. Некогда окончивший высшее учебное заведение специалист, не пополняющий свой багаж знаний в эпоху удваивания объёмов информации каждые несколько лет, рискует потерять рабочее место. Именно поэтому в моду входит так называемый процесс непрерывного обучения, когда человек постоянно пополняет свой багаж знаний. В связи с нарастающей важность информации как таковой, учреждения, предоставляющие образовательные услуги как классического, так и последипломного образования в экономике будут отыгрывать всё более значимую роль.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *