Что является продукцией железнодорожного транспорта
Железнодорожный транспорт — основной вид транспорта в Российской Федерации
Понятие о транспорте. Продукция транспорта
■ самостоятельная отрасль материального производства, осуществляющая
перевозку пассажиров и грузов. Вместе с добывающей, обрабатываю
щей отраслями промышленности и сельским хозяйством продолжает
процесс производства в сфере обращения. Продукт только тогда готов к
потреблению, когда закончится его перемещение. Если транспорт не
обеспечит это перемещение, значит, производство продукта не состо
ялось;
■ одно из главных условий развития экономики государства;
■ связующее звено между любыми экономическими системами. Он связы
вает вединое государственное целое все населенные пункты, раскинув
шиеся на тысячи километров;
■ фактор развития цивилизации и богатства, усиления военного могущества
страны.
Как самостоятельная отрасль транспорт создает свою продукцию.
Продукцией транспорта являются перевозки, т.е. результат пространственного перемещения пассажиров и грузов.Она производится и потребляется одновременно. Люди и товары едут вместе со средствами транспорта. Продукцию нельзя заготовить впрок, сложить в запас, чтобы реализовать в период неожиданного сбоя.
Транспорт новую вещественную продукцию не создает, а перемещает произведенную другими отраслями производства. Продукция транспорта не имеет сырья.
Единицы измерения транспортной продукции:
■ тонны (число отправленных тонн груза);
■ пассажиры (число отправленных пассажиров).
Железнодорожный транспорт — основной вид транспорта в Российской Федерации
Транспорт образует единую транспортную систему (ЕТС), включающую в себя в тесной взаимоувязке все виды транспорта.
ТРАНСПОРТ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
(газ, нефть, зерно, уголь) линии электропередач промышленный гидротранспорт
(озёрный ил на поля) пневматический
(щебень из карьеров в контейнерах
по металлическому трубопроводу) космический
В единой транспортной системе Российской Федерации ведущая роль принадлежит железнодорожному транспорту, имеющему следующие технико-экономические особенности:
■ возможность прокладки на любой сухопутной территории;
■ регулярность перевозок в любое время суток, года, в любую погоду неза
висимо от климатических условий;
■ возможность перевозки негабаритных грузов;
■ реализация больших скоростей движения при относительно высокой сте
пени безопасности;
■ большая маневренность в использовании вагонного парка, изменении
направлений вагонопотоков в обход поврежденных или загруженных уча
стков;
■ относительно низкая себестоимость перевозок грузов и пассажиров;
• наименьшее отрицательное воздействие на окружающую среду;
■ большая значимость во внешнеэкономических связях и в деле обороны
страны.
Первостепенную важность железных дорог отмечал еще в 1910 году профессор Императорского московского инженерного училища В. Мясоедов-Ива-
нов: «При огромных пространствах и больших расстояниях, разделяющих эти пространства, при неравномерности распределения населения железные дороги в России доставляют огромное сбережение времени при перемещениях рабочих, увеличивая, таким образом, производительность народного труда». «с В настоящее время роль железнодорожного транспорта в стране еще более возросла. На его долю сегодня приходится около 80 % грузовых и 40 % пассажирских перевозок.
В результате улучшения технологии работы и сохранения низких тарифов на перевозки доля железнодорожной составляющей в конечной цене продукта за последние 3 года сократилась почти вдвое.
Предполагается реконструкция Санкт-Петербургского торгового порта, строительство портов в Лужской губе (бухта Батарейная), развитие пропускной способности Ломоносовского и Приморского портов.
На востоке усиливаются подходы к морским портам, модернизируются контейнерные терминалы, вводится в эксплуатацию новый подвижной состав для перевозки контейнеров, развивается высокоскоростное движение контейнерных поездов по специальным «ниткам» графика.
Одним из самых ценных преимуществ высокоскоростного движения на направлениях сети железных дорог является экономия времени на перемещение грузов и пассажиров. Кроме того, здесь обеспечены высокий уровень комфорта и заданная степень безопасности пассажира. Привлекательна для пассажира и невысокая стоимость проезда по сравнению с самолетом, а также прибытие пассажирских поездов на вокзалы, расположенные в непосредственной близости к центрам городов.
При эксплуатации скоростных и высокоскоростных линий отмечаются относительно небольшие отрицательные воздействия на окружающую среду.
В январе 2000 года был подготовлен проект Федеральной целевой программы «Развитие скоростного и высокоскоростного движения в России на период 2000- 2015 годов», предусматривающий скоростное движение на полигоне общей протяженностью около 8000 км.
На скоростных линиях значительно возрастет объем перевозок для обеспечения двусторонней торговли между государствами.
Таким образом, развитие высокоскоростного движения обеспечит прирост доходов железнодорожного транспорта и страны в целом. В этом заключаются стратегические интересы государства, показатели промышленного развития, богатства и престижа страны.
Государственное значение железных дорог отражено в программе реформирования транспорта.
Продукция железнодорожного транспорта.
Продукцией транспорта является перевозка грузов, пассажиров, багажа и почты. Измеряется:
· грузооборот [млн.
· пассажирооборот [млн. Пас – км]
· грузооборот Нетто (чистая перевозка груза)
· грузооборот Брутто
(тара + груз)
· тарифный грузооборот
· эксплуатационный грузооборот (фактическое расстояние)
Общая или приведенная продукция транспорта [прив. Т – км] измеряется в:
К – от 1 до 3 (в зависимости от трудоемкости)
Особенности продукции транспорта:
1. Продукция не имеет вещественной формы (т.к это процесс перевозки);
2. Не добавляет ничего вещественного к перевозимым грузам и пассажирам;
3. Перевозимые грузы и пассажиры не принадлежат перевозчику;
4. Особая форма ценообразования (тарифы);
Все грузы делятся на 3 категории:
· транспортная составляющая > 70 % (транспортных расходов); цены ниже себестоимости (лес, зерно и т.д.);
· минимальная прибыль не более 25 %;
· товары роскоши (высокая прибыль).
5. Продукцию нельзя отложить на склад, накопить; можно создать запасы пропускной и провозной способности (мин 25%);
6. На ж/д первая часть суток с 18:00 до 06:00 по МСК времени.
Перевозка преобладает во второй части суток.
Тема 1.1. Значение железнодорожного транспорта и основные показатели его работы.
1.1. Значение железнодорожного транспорта и основные показатели его работы
Рис. 1.1. Перевозка грузов
Рис. 1.2. Перевозка пассажиров
Транспорт является связующим звеном между производителями и потребителями товаров и услуг, без которого немыслим рынок и рыночные отношения.
Ведущим видом транспорта в России являются железные дороги. Они связывают в единое целое все области и районы страны, обеспечивают потребности населения в перевозках и нормальный оборот продуктов промышленности и сельского хозяйства.
Железнодорожный транспорт в большей мере способствует освоению новых районов и их природных богатств, удовлетворению материальных и культурных потребностей населения и развитию связей России с другими странами; он имеет первостепенное значение и для обороны нашей страны.
Все виды транспорта взаимодействуют между собой, дополняют друг друга и составляют единую транспортную систему.
Для оценки перевозочной работы используется ряд показателей. В качестве основного установлен показатель – объем перевозок (отправления) грузов, измеряемый в тоннах (т), обычно за год. Этот показатель обеспечивает лучшую сбалансированность (увязку) планов производства с планами перевозок единым измерением – тоннами – по сравнению с показателями грузооборота.
К числу важнейших показателей относится и количество перевезенных пассажиров – обычно за год.
Установлены также показатели использования вагонов и локомотивов. Важнейшим качественным показателем на железнодорожном транспорте, отражающим работу всех основных подразделений дорог и предприятий, является оборот вагона. Оборотом вагона называют время от окончания погрузки до окончания следующей его погрузки.
К основным экономическим показателям работы транспорта относятся производительность труда, себестоимость перевозок, а также доходность и прибыль.
Производительность труда определяется объемом выполненной продукции в приведенных тонно-километрах, пассажирокилометрах или тонно-километрах, приходящимся на одного работника эксплуатационного штата, а себестоимость перевозок – отношением эксплуатационных расходов по перевозке к объему выполненной продукции.
Прибыль представляет собой разность между суммарными доходами структурного подразделения и эксплуатационными расходами на выполнение перевозок.
Особенности продукции железнодорожного транспорта, ее измерители.
Транспорт является необходимым условием производства материальных благ. Он играет важную роль в развитии экономики страны в целом и каждого предприятия в отдельности, а также как отрасль экономики транспорт тесно взаимодействует с другими отраслями.
Потребность в транспорте возникает как при изготовлении продукции, так и при перемещении ее из пунктов производства в пункты потребления. В первом случае транспорт называется внутрипроизводственным. Во втором – транспортом общего пользования или транспортом сферы обращения.
Классики экономики относят транспорт к сферам материального производства. «Кроме добывающей промышленности, земледелия и обрабатывающей промышленности существует еще четвертая сфера материального производства, которая в своем развитии проходит различные ступени производства. Это – транспортная промышленность, все равно, перевозит ли она людей или товары».
Транспорт сферы обращения не создает новых материальных ценностей, а лиш перемещает готовую продукцию к местам ее потребления. В процессе перемещения как правило не изменяются вещественные свойства и качество перевозимых грузов. Однако, транспорт, осуществляя перевозки, производит важную материальную перемену – перемену местонахождения продукции по отношению к потребителю.
Процесс производства считается полностью завершенным, а продукт готовым к потреблению только тогда, когда будет закончено перемещение этого продукта к месту потребления. Следовательно транспорт является продолжением процесса производства, начатого в промышленности или сельском хозяйстве. Поэтому транспорт сферы обращения является отраслью материального производства.
Если рассматривать конкретно продукцию жд. транспорта, то ею является сам процесс перемещения (перевозки). Так как транспорт перевозит грузы и пассажиров, то продукцией является перемещение грузов и пассажиров.
Осуществляя перемещение грузов и пассажиров, транспорт выполняет определенную работу, которая зависит не только от количества перевезенных тонн грузов и числа перевезенных пассажиров, но и от расстояния их перевозки. Измерителем транспортной работы по грузовым перевозкам являются тонно-километры нетто, характеризующие грузооборот и представляющие собой произведение объема перевезенных грузов в тоннах на расстояние перевозки в километрах; по пассажирским перевозкам – пассажиро-километры, характеризующие пассажирооборот и представляющие собой произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние поездки.
Обобщающим измерителем транспортной работы являются приведенные тонно-километры, или приведенный грузооборот, который определяется суммированием тонно-километров нетто и пассажиро-километров. При определении приведенной продукции на жд. Транспорте 1 т.км приравнивается к 1 пассажиро-км.
(В настоящее время себестоимость 1 пасс.-км существенно выше себестоимости 1 т-км, однако во избежание нарушения сопоставимости отчетных цифр за прошлые годы значение коэффициента не меняется.)
Доходная ставка – это средний размер дохода от перевозки груза или одного пассажира на единицу расстояния, выраженный в национальной валюте. Рассчитывается делением суммы провозных плат на величину грузооборота или пассажирооборота, за выполнение которых эти суммы поступили. С.д.о.п. исчисляется по пассажирским и грузовым перевозкам, видам сообщения и по отдельным родам грузов.
Для определения доходной ставки по перевозкам используется измеритель (10 т.км.).
Тарифные тонно-километры исчисляют по кратчайшим направлениям между пунктами, а эксплуатационные — по фактически пройденному пути, поэтому величина их различна.
Тарифы на перевозку грузов в границах Украины и связанные с ними услуги устанавливает КМУ. В международном сообщении тарифы устанавливаются в соответствии с международным договором, согласно действующему законодательству.
На железнодорожном транспорте распределение перевозок по видам сообщений следующее: пригородные, осуществляемые в пригородных зонах, прилегающих обычно к крупным промышленным центрам по особым пригородным (как правило, льготным) тарифам; местные (в пределах данной дороги), прямые (с участием нескольких дорог). Местные и прямые перевозки считаются дальними.
Дата добавления: 2014-12-20 ; просмотров: 124 | Нарушение авторских прав
Тема 1. Транспортная система РФ и роль в ней железнодорожного транспорта. Продукция железнодорожного транспорта и ее особенности
1. Магистральные виды транспорта общего пользования РФ…
¾ железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, речной, трубопроводный;
¾ метрополитен, автобусные перевозки.
2. Ведущее место в транспортной системе РФ занимает следующий вид транспорта…
¾ водный (речной, морской);
3. Продукцией железнодорожного транспорта по грузовым перевозкам является…
¾ отправки грузов в тонах.
4. Продукцией железнодорожного транспорта по пассажирским перевозкам является…
5. Обобщающим измерителем всей транспортной продукции является…
6. Приведенная продукция железнодорожного транспорта рассчитывается по формуле…
¾ ;
¾ ;
¾ .
7. Основные особенности транспортной продукции:
¾ процесс производства и потребления не разорваны во времени;
¾ должна всегда иметь упаковку;
¾ не требует затрат на сырье.
8. Недостатками железнодорожного транспорта являются:
¾ большой расход металла, в т.ч. цветного;
¾ зависимость от климатических условий;
¾ большой удельный вес условно-постоянных расходов в себестоимости перевозок;
¾ не во всех случаях возможность доставки груза «от двери до двери»;
¾ высокий уровень аварийности.
9. Транспорт, который позволяет осваивать любые грузопотоки на любые расстояния с высокой скоростью сообщения и сравнительно невысокими расходами…
10. Перемещение массы груза характеризуется…
¾ грузооборотом в тарифных тонно-километрах;
¾ локомотиво-километрами линейного пробега;
¾ локомотиво-километрами общего пробега;
11. К недостаткам морского транспорта относятся:
¾ низкая себестоимость перевозок;
¾ ограниченность обслуживания территорий;
¾ зависимость от метеорологических условий.
12. К недостаткам речного транспорта относятся:
¾ зависимость от географических особенностей размещения судоходных рек;
¾ относительно невысокая себестоимость перевозок;
¾ несовпадение меридионального направление течения крупных рек в нашей стране с основными грузопотоками, следующими в широтном направлении;
¾ зависимость от климатических условий.
13. Совокупность различных видов грузового и пассажирского транспорта, обслуживающего процессы производства, сферы материального обращения и перемещения людей, – это…
¾ транспортная система страны;
Тема 2. Планирование перевозок грузов и пассажиров
1. К объемным показателям грузовых перевозок относятся:
¾ объем перевозок по видам сообщения;
¾ количество наименований перевозимых грузов;
¾ количество отправок, отправление в тоннах, прибытие в тонных;
¾ перевезенные тонны, грузооборот.
2. Перевезенные тонны по дороге это:
¾ сумма ввоза и вывоза;
¾ сумма приема и отправления;
¾ сумма транзита и ввоза;
¾ сумма сдачи и прибытия.
3. В целом по сети перевезенные тонны – это …
¾ отправление в тоннах;
4. На соотношение перевозок по видам сообщений на дороге влияют:
¾ грузовые потоки по участкам;
¾ экономика района тяготения;
¾ развитие других видов транспорта;
¾ структура перевозимых грузов.
5. Структура перевозок – это…
¾ удельный вес отдельных видов грузов в их общей величине;
¾ соотношение тяжеловесных и легковесных грузов;
¾ удельный вес массовых грузов в общей величине перевозок.
6. Перевозочная работа на участке называется…
7. Плановый грузооборот на участке определяется:
¾ умножением грузонапряженности на густоту перевозок;
¾ умножением грузового потока на длину участка;
¾ умножением грузонапряженности на длину участка;
¾ суммированием ввоза, вывоза и транзита.
8. Коэффициент обратности – это…
¾ отношение объемов перевозок грузов в порожнем направлении к груженому;
¾ отношение отправленных тонн груза к принятым;
¾ отношение одиночного пробега локомотивов к пробегу во главе поездов.
9. Коэффициент неравномерности перевозок во времени – это…
¾ отношение количества ввозимых грузов в определенный период времени к вывозимым;
¾ отношение объема перевозок в максимальном месяце, к объему в среднем за месяц в годовом исчислении;
¾ отношение транзита к сумме ввозимых и вывозимых грузов в определенный период времени.
10. Основными объемными показателями пассажирских перевозок являются:
¾ количество пассажиров в пригородном сообщении.
11. Сезонность производства некоторых видов перевозимой железнодорожным транспортом продукции влияет на:
¾ наличие нерациональных перевозок;
¾ величину заработной платы работников станций;
¾ потребное для перевозок количество вагонов и локомотивов.
12. Формула определяет…
¾ удельный эксплуатационный грузооборот;
¾ удельное расстояние транспортной сети.
13. Число поездок или пассажиро-километров, приходящихся на одного жителя в год, называется…
¾ коэффициентом транспортной подвижности;
¾ коэффициентом участия в пассажирских перевозках;
14. Тонно-километры брутто – это сумма тонно-километров нетто и …
15. Грузооборот, определяемый по фактическому пробегу на основе маршрутов машиниста, называется …
16. Грузооборот, который определяется по кратчайшему расстоянию, называется…
17. Пропускная способность железных дорог характеризует…
¾ превышение порожнего пробега над нормативным значением;
¾ максимальное количество тонн груза, которое может быть перевезено по участкам сети;
¾ максимальное количество поездов, которое может пропустить участок;
¾ максимальное количество тонн груза, которое может быть перевезено по участкам сети.
18. Провозная способность железных дорог характеризует…
¾ минимальное количество объема перевозок, которое может быть выполнено дорогой за определенный период времени;
¾ максимальное количество тонн, которое может быть перевезено по участкам дороги за определенный период времени;
¾ превышение фактической средней массы поезда брутто над нормативным значением;
¾ максимальное количество пар поездов, которое может быть пропущено по участкам дороги в сутки.
19. Формула определяет…
¾ среднюю дальность пассажирских перевозок;
¾ населенность пассажирского вагона;
¾ количество перевезенных пассажиров.
20. Подвижность населения при перевозках на железнодорожном транспорте зависит от:
¾ уровня миграции населения;
¾ уровня инфляции в стране;
¾ комфортности железнодорожных перевозок.
21. Установите соответствие видов планов грузовых перевозок и из длительности.
1. Текущие (Б) | А. 5–10 лет |
2. Оперативные (В) | Б. 1 квартал/сутки |
3. Стратегические (А) | В. 1 год |
Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 33 | Нарушение авторских прав