Что является проявлением интереса к природе у ребенка
Консультация для воспитателей «Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников»
Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой ступени.
Психологи считают, что интересв своем развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнавать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют муравейники и птичьи гнезда, мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и ее охране, не были сформированы нравственные чувства и природоохранные мотивы. Интерес к природе у дошкольников проявляется:
– в стремлении познать природу (живую и не живую);
– в чтении (слушании) книг о природе;
– в деятельности по защите природы;
– в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации;
– в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, коллекционирование).
В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют и развитию увлечения, и успеху деятельности.
В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и ее охране, могут выступать проявление интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями, а также волевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природе).
Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы» изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; бесед о природе и бережном отношении к ней.
Ведущую роль в формировании интереса дошкольников к природе играют экологические беседы для старших дошкольников «Поможем природе», «Растения просят помощи».
Мы продолжаем разговор о произведениях художественной литературы, посвященных лету. Яркость и пестрота красок летней природы привлекают внимание детей и без дополнительных воздействий взрослого. Однако представления ребенка, полученные в процессе самостоятельного общения с природой, нередко остаются поверхностными и отрывочными. Основываясь на положительных впечатлениях дошкольников, воспитатель может помочь им не только узнать много нового и интересного, но и упорядочить знания о различных объектах и явлениях.
Рассказывая детям о лесе, воспитатель обращает внимание на разнообразие растительного мира. Прежде всего это деревья и кустарники. Травянистых растений в лесу не много, большинство них сосредоточено на опушках и полянах.
Знакомство с лесом невозможно без разговора о грибах и ягодах. Традиционно дошкольники вместе со взрослыми обследуют их внешний вид, в том числе и для того, чтобы научиться отличать съедобные от ядовитых. Достаточно, если к старшему дошкольному возрасту дети будут различать по три-четыре вида съедобных и ядовитых грибов и ягод.
Для луга характерна другая картина: здесь растут низкорослые цветы и травы. Обращая внимание детей на многообразие растений данной экосистемы, можно рассказать и о некоторых лекарственных видах. Например, зверобой и ромашка лечат от простуды, пижму применяют при заболеваниях желудка, льнянку обыкновенную – при болезных кишечника и сердца.
Очень часто не только дети, но и взрослые ошибаются, называя поповник (нивяник) ромашкой. На самом деле различить их очень легко. Поповник – крупный одиночный белый цветок с плоской желтой серединкой на прямом стебле. Ромашка лекарственная – с ветвящимся стеблем с множеством мелких цветков на каждом ответвлении, с тоненькими, как у укропа листьями.
Педагог должен объяснить малышам, что не стоит собирать луговые цветы в огромные букеты. Они помогают не только человеку, но и животным, являясь для последних источником питания, а для насекомых еще и жильем.
Сравнивая растения луга и сада, дети классифицируют их на дикорастущие и выращиваемые человеком (или на луговые и садовые). Некоторые культурные цветы (пион, календула, мята) тоже являются лекарственными.
Описательные рассказы, стихи и загадки о цветах и травах будут способствовать лучшему запоминанию их названий дошкольниками.
Характерными приметами лета являются сенокос и сбор урожая (овощей, фруктов, зерновых). Указанная тематика традиционно связывается с профессиональной деятельностью взрослых, а также с организацией посильно детского труда. Использование произведений художественной литературы в данном случае имеет прежде всего воспитательное значение (уважение к труду людей, осознание его значимости). Вместе с тем они знакомят детей со способами ухода за растениями, с техникой и орудиями труда, используемыми в сельском хозяйстве.
Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась «Региональная педагогическая.
Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.
Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.
Консультация для молодых воспитателей и родителей дошкольников «Стопотерапия как средство профилактики плоскостопия» Во всех дошкольных образовательных учреждениях уделяется большое внимание здоровью дошколят. Растить детей здоровыми,сильными,эмоциональными.
Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.
Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.
Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.
Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.
Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. Консультация для воспитателей
Татьяна Гаврилова
Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. Консультация для воспитателей
Когда у Виталия Бианки спрашивали, почему он пишет про леса, поля, зверей и птиц, он вспоминал детство, зоологический музей, куда его водил отец. Человечество сейчас борется за то, чтобы земля не превратилась в огромный зоологический музей, и чтобы каждое последующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагало активную, действенную позицию ребенка. У детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребёнок может не обидеть одинокого котенка, но и не поможет ему, не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные.
В связи с этим перед воспитателем, знакомящим дошкольников с природой,становятся следующие задачи:
• воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
• развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края. О природном разнообразии страны;
• формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушения, а при необходимости восстанавливать.
Следовательно, знакомя детей с природой, воспитатель должен не только сообщать им конкретные сведения о том или ином объекте, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства. В. А.Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий«.
Эмоциональное отношение заканчивается с элементарных определений «нравится», «не нравится», «приятно» и постепенно доходит до овладения целым рядом эстетических оценок.
Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и описывая его, ребёнок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках. Встречи с природой возбуждают фантазию, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.
Задача воспитания эмоционально-положительного отношения к природе тесно связана с задачей развития и поддержания устойчивого и глубокого интереса к ней. Это имеет большое значение для подготовки детей к будущей созидательной деятельности.
Красота родной природы, раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки.
Любовь к природе определяется, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней. У детей дошкольного возраста это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений.
Знакомя дошкольников с природой, воспитатель должен учитывать возрастные особенности детей и организовывать их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, овладевая новыми навыками и умениями.
С детьми трёх-четырёх лет проводят целевые прогулки, Они кратковременны, эпизодичны,но уже довольно разнообразны по тематике: особенности погоды, наблюдения за растениями, животными.
Полезно организовывать наблюдения за трудом старших дошкольников. Это воспитывает такие нравственные качества, как трудолюбие, заботливость, чуткость.
Дети еще очень малы, поэтому целевые прогулки сопровождаются играми, забавам, весельем. Воспитатель не должен забывать и о принесенном с прогулки природном материале.
В старшем дошкольномвозрасте перед педагогом стоят более сложные задачи: развивать у детей любовь к природе, формировать умение выражать чувство в делах, в образном слове, в рисунке, воспитывать отрицательное отношение к бессмысленному уничтожению живой природы, пониманию недопустимости жестокого обращения с животными.
В старшем возрасте при ознакомлении детей с природой по-прежнему основными являются методы непосредственного общения с ней: прогулки, экскурсии, наблюдения. Воль должен помнить, что объекты, отобранные для наблюдения, должны быть интересными и содержать элементы новизны.
Умелое руководство педагога помогает ребенку заметить удивительное в природе, описать ее элементы. Детей старшего возраста необходимо приучать к тому, чтобы не рвать растения, топтать их, составлять из них большие букеты, т. к. сорванное растение не дает семян, и из них не будет других растений, а многое из них является пищей для животных и лекарством для человека и животных. Необходимо, чтобы воспитатель заботился об эмоциональном разнообразии встреч ребенка с природой. Дети любуются цветовой гаммой летнего луга, сравнивают запахи различных цветов и трав. Очень привлекают их пение птиц в лесу, в парке.
В старшем дошкольном возрасте проводят беседы о рациональном труде людей по преобразованию природы. Эти занятия несут большую воспитательную нагрузку, так как учат детей бережно и заботливо относиться к окружающей среде. Детям рассказывают об охране природы, о создании заповедников, для чего они нужны.
Детям предлагают рассказать о животных, которые живут у них дома, как они за ними ухаживают, придумать рассказ, Здесь задача развития речи должна связываться с задачами нравственного воспитания.
Для решения данной задачи также используется художественная литература. Воспитатель использует как положительные примеры, так и отрицательные, где дети делают самостоятельные умозаключения.
Также детям этого возраста доступны и довольно сложные, эмоционально насыщенные стихотворные произведения. Чтение стихов вызывает у детей эмоциональный отклик в душе ребенка.
Показателем эмоционально-положительного отношения к природе является интерес детей к организации выставок «Природа и фантазия» С большим удовольствие дети делают из природного материала забавные игрушки, композиции, сувениры.
Решение данной задачи, зависит и от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.
Большое внимание имеют программы телепередач «В мире животных». Хорошо, если родители просматривают передачу, фиксируют внимание детей на том материале, который будет им интересен. Необходимо заинтересовывать родителей. Проводя разнообразные формы работы с ними.
Формирование экологического сознания дошкольников как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства. Дошкольное детство.
Консультация для педагогов «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст — это начальный этап формирования ценностной ориентации в окружающем мире, именно в этот период закладывается позитивное.
Консультация для родителей «Труд как средство воспитания дошкольников» Консультация для родителей: «Труд как средство воспитания дошкольников» Подготовила воспитатель средней группы Вьюгина Надежда Вячеславовна.
Консультация для воспитателей «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств» Консультация для воспитателей Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего.
Консультация для воспитателей «Литературное произведение как средство нравственного воспитания дошкольника» МБДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» Консультация «Литературное произведение как средство нравственного воспитания дошкольника».
Экологические игры как средство экологического воспитания дошкольников Экологическое воспитание детей – современное направление педагогики, сменившее традиционно представленное ознакомление детей с природой.
Экологический уголок как средство экологического воспитания дошкольников старшего возраста Экологическое воспитание следует начинать с дошкольного детства, т. к. в этом возрасте закладывается основа представлений о природе, формируются.
Отчет: «Развитие интереса к природе у детей дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»
Вера Кураева
Отчет: «Развитие интереса к природе у детей дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»
Экологическое воспитании детей дошкольного возраста-новое направление в ДО. Экологическое воспитание – это процесс ознакомления ребенка с природой.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, интереса, любознательности, стремления к открытиям, и наша задача педагогов, удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Также в работе с детьми я использую дидактические игры с природным материалом- листья, семена, шишки, камешки. Они систематизируют знания о свойствах обьектов природы. Такие игры как «Разноцветная вода», «Разноцветный песок» давно полюбились детям. В них они знакомятся с процессом соединения воды с красками, песка и цветного мела – здесь у них стимулируется огромное развитие любознательности от конечного результата, так как спектр цветов может быть максимальным.
Очень нравится ребятам играть в словесные дидактические игры.Это такие игры как: «Зоопарк», «Логические цепочки»,», «Сьедобное-несьедобное», «Назови приметы…», «Что было, что будет.», «Скажи из чего сделано.». Мы учим их разгадывать кроссворды, решать ребусы, выполнять наблюдения за растениями, принимать участие в викторинах. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
Чтобы игры носили заинтересовывающий характер, стараюсь применять мотивацию. Например, в игре «Птицы, рыбы, звери» бросаю мяч ребенку и произношу слово «птица», в ответ он должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить обратно мяч. Или наоборот, в игре «Воздух, земля, вода» я бросаю мяч ребенку и называю обьект природы «сорока» например, а он должен ответить мне, что это «воздух» или «вода».Сюда же могу отнести и такие игры как: «Назови одним словом», «Кто как кричит», «Скажи ласково», «Бывает, не бывает», «Дерево, цветок, кустарник».
Для того, чтобы вызвать у детей моментальный интерес к дидактическим играм экологической направленности считаю,что нужно использовать различные стимулы такие как: новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз, мотив помощи. И этим тем самым увлечь и заинтересовать детей.
Любознательность у детей всегда стояла на первом месте. И развиваю я ее в таких дидактических играх как – игры- путешествия. Они расширяют кругозор детей, развиваетих познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Ребенок интересуется и это видно по количеству задаваемых вопросов. Это такие игры как «Рассели насекомых по домикам», «Путешествия в подводный мир», «Путешествия в страну животного мира», «Что растет, где растет и когда растет?», «Определи быстро-кто летает, бегает, прыгает», «По муравьиной тропе», «Бездомному всегда плохо», «Если бы я был бабочкой…».
В своей практике заметила, что у детей вызывает живой интерес дидактические игры с предметами окружающего мира и к их действиям с ними. Дети очень любят экспериментировать, поэтому и провожу такие игры как «Утонул, давай достанем», «Что быстрее утонет – легкое или тяжелое», «Бумага рветься, мнеться и горит», «Цветное и прозрачное стекло», «Чистая и грязная вода», «Для чего человеку нужен воздух». Такие дидактические игры стимулируется развитие любознательности и наблюдательности, способствуют развитию мелкой моторики.
В нашей группе также есть дидактические игры по экологическому развитию- это лото. В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках.Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Садовник и цветы», «Деревья», «Ягоды». В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. В настоящее время очень популярны пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание (изображение животных, фруктов, овощей, сюжетные картинки «Грибы», «Времена года», «Насекомые», «Животные крайнего севера»). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Они позволяют удовлетворить детскую любознательность, вовлекают детей в активное освоение окружающего мира, помогает им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
В настоящее время при ознакомлении детей с природой особое предпочтение отдаю компьюторным дидактическим играм. Они представляют большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Красочность, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности позволяет детям играть увлечённо с интересом испытывать радость познания, открывать новое. Сейчас создано огромное количество компьюторных игр, с некоторыми мы познакомились. Это игры «Назови детенышей», «Засели домики птиц и зверей».
Итак, развитие интереса и любознательности к природе у детей старшего дошкольного возраста на примере дидактических игр экологической направленности являются неотьемлемой частью в решении основных задач развития детей, интерес и любознательность побуждают их к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы в их исканиях.
Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста путем несложного опыта Цель: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования опытно – экспериментальной деятельности как средства формирования.
Cенсорное развитие детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр. Игровая технология В. В. Воскобовича CЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР. Воспитатель МАДОУд/с № 17: Мадведева Н. А. Слайд № 1 – Добрый.
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр» Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего.
Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей детей с помощью музыкально-дидактических игр» РМО музыкальных руководителей. Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей детей, с помощью музыкально- дидактических.
Развитие устной речи детей 4–5 лет с помощью дидактических игр Здравствуйте, уважаемые коллеги! СЛ. 1. Я хочу рассказать вам о развитии устной речи детей 4 – 5 лет посредством дидактических игр. СЛ. 2.
Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью дидактических игр 1 слайд Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 411 «Пингвин» Васильченко Наталья.
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр Дидактическая игра «Выложи узор» Данная игра состоит из деревянных дощечек и резинок. Работу рекомендуется начинать со второй младшей группы.
Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста путем несложного опыта Слайд № 1 На все вопросы детей мы пытаемся отвечать по-научному точно, и доступно. Более того, обязательно хвалим за хороший вопрос, за.
Развитие у детей стойкого интереса к изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования (кляксография) Тема: «Краски осени» Задачи: • Развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности с помощью нетрадиционной техники. Стимулировать.
Влияние экологической подготовки на отношение детей к природе. На примере младших дошкольников в условии интеграции Цель исследования: изучить влияние интегрированной экологической подготовки в образовательном процессе ДОУ на отношение младших дошкольников.