Что является рекомендуемой формой проведения предсменных инструктажей
Инструктаж по технике безопасности в 2021 году: виды, содержание, как провести
Инструктаж по охране труда — обязательное мероприятие для каждого работодателя. Вводный инструктаж должны проходить все, кто устроился в штат, приехал в командировку, пришел на практику или участвует в деятельности компании. Иногда проводятся и другие виды инструктажа. Результаты отражают в специальных журналах, за отсутствие которых полагается крупный штраф.
Что такое инструктаж по технике безопасности (ТБ)
Это один из видов мероприятий по охране труда (ОТ). Организовать его обязаны все работодатели. Так сказано в статье 212 Трудового кодекса.
Порядок обучения по ОТ, включая правила проведения инструктажей, утвержден постановлением Минтруда и Минобразования от 13.01.03 № 1/29 (далее — Порядок).
Кто должен проходить инструктаж
Согласно пункту 2.1.1 Порядка, проходить инструктаж должны все лица, принимаемые на работу. Также он обязателен для сотрудников, которые переводятся на другую работу.
СПРАВКА
Нужен ли инструктаж по технике безопасности для человека, который не состоит в штате компании, но выполняет работы или оказывает услуги по договору гражданско-правового характера? Ответ зависит от условий договора. Если в нем прописано, что заказчик платит за подрядчика (исполнителя) страховые взносы «на травматизм», то инструктаж следует провести. Такое мнение высказал Минтруд в письме от 21.02.20 № ПГ/02487-6-1 (см. «Охрана труда: нужно ли инструктировать работников, с которыми заключены договоры ГПХ?»).
Кто проводит инструктаж на рабочем месте
Зависит от вида инструктажа:
Какие бывают виды инструктажей по технике безопасности
Вводный инструктаж по безопасности труда
Нужен всем, кто устроился на работу или приехал в командировку. Также вводный инструктаж обязаны пройти ученики и студенты на практике, и люди из сторонних организаций, участвующие в производственной деятельности компании.
Первичный инструктаж по охране труда и технике безопасности на рабочем месте
Он предназначен для всех вновь принятых работников, включая сезонных и тех, кто подписал трудовой договор сроком менее двух месяцев.
Первичный инструктаж также проходят:
ВНИМАНИЕ
Работодатель вправе утвердить перечень профессий и должностей, освобожденных от первичного инструктажа. В список можно включить работников, не связанных с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования. Допустимо внести в него тех, кто не использует электрифицированный и иной инструмент, не хранит и не применяет сырье и материалы.
Повторный инструктаж по технике безопасности
Необходим всем, кто посещал первичный инструктаж. Повторные мероприятия проводятся регулярно.
Внеплановый инструктаж по охране труда
Целевой инструктаж по охране труда
Его устраивают при выполнении разовых работ и проведении массовых мероприятий. Другие поводы для целевого инструктажа — ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий; работы, требующие наряда-допуска, разрешения или иного специального документа.
Содержание инструктажа по технике безопасности
В пункте 2.1.3 Порядка говорится, что во время инструктажа работник знакомится с опасными или вредными производственными факторами. Помимо этого, он изучает: локальные нормативные акты организации, инструкции по ОТ, технические и эксплуатационные документы, безопасные методы и приемы выполнения работ.
Для вводного и первичного инструктажа нужны специальные, утвержденные работодателем программы. Их разрабатывают с учетом специфики предприятия, инструкций по ОТ, технической и эксплуатационной документации.
По окончании обучения лицо, проводившее инструктаж, устно проверяет, какие знания и навыки приобрел сотрудник.
Порядок проведения инструктажей по охране труда
Время чтения: 8 мин
Что такое инструктаж по охране труда?
Процедура проведения инструктажей по охране труда является обязательным условием трудовых отношений, которое регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации. Работодатель обязан ознакомить всех сотрудников организации с требованиями безопасности, которые они должны соблюдать во время исполнения своих должностных обязанностей.
Инструктажи по охране труда проводятся:
Другими словами, в ходе инструктажа работнику дается разъяснение, с какими опасными факторами ему придется сталкиваться в процессе работы, какие требования охраны труда действуют в данной организации и в каких документах эта информация закреплена.
Виды инструктажей по охране труда
Постановление 1/29 определяет пять видов инструктажей по охране труда: вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой. Рассмотрим каждый вид инструктажа более подробно.
Вводный инструктаж по охране труда – проводится со всеми работниками организации без исключения, при приеме на работу.
По своей сути вводный инструктаж является рассказом о том, какие требования безопасности нужно соблюдать при нахождении на территории организации в целом.
Вводный инструктаж проводится по программе утвержденной работодателем, разработанной на основании нормативно-правовых актов регулирующих вопросы охраны труда, с учетом специфики деятельности организации.
Проводить вводный инструктаж по охране труда обязателено абсолютно для всех работников.
Вводный инструктаж, как правило, проводит специалист (инженер) по охране труда, либо, в случае его отсутствия (в организациях со штатом численностью менее 50 человек) ответственность за проведение данной процедуры приказом руководителя организации возлагается на другое должностное лицо. В небольших организациях обязанность по проведению вводного инструктажа чаще всего закрепляется за директором.
Следующие виды инструктажей относятся к категории инструктажей, которые проводятся работнику непосредственно на его рабочем месте. Проведение данных инструктажей приказом закрепляется за непосредственным руководителем работ (начальник участка, начальник подразделения, начальник отдела и т.п.).
Первичный инструктаж по охране труда – проводится следом за вводным инструктажем со всеми работниками организации при приеме на работу, но до того, как они приступят к своим должностным обязанностям.
Проведение первичного инструктажа включает в себя ознакомление работника с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Инструктаж проводится по утвержденным программам, разработанным отдельно для каждой должности/профессии и видов работ. Программу первичного инструктажа разрабатывает непосредственный руководитель работ при методической поддержке специалиста по охране труда.
Первичный инструктаж можно проводить как индивидуально с каждым работником, так и с группой лиц, которые обслуживают однотипное оборудование, в пределах общего рабочего места.
Работодатель может освободить от первичного инструктажа сотрудников, обязанности которых не связаны с применением, эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного механизированного ручного инструмента, хранением и применением сырья и материалов. Для этого в организации должен быть утвержден перечень должностей и профессий работников, освобожденных от прохождения инструктажа на рабочем месте.
Повторный инструктаж по охране труда проводится с целью закрепления полученных работником знаний по охране труда, не реже одного раза в 6 месяцев.
Повторный инструктаж по охране труда проводят с теми же сотрудниками, которые уже прошли первичный инструктаж, по тем же программам и инструкциям, что и первичный инструктаж на рабочем месте.
Во время повторного инструктажа сотруднику напоминают правила по охране труда для данной специальности и рабочего места.
Рекомендация: чтобы не путаться в периодичности проведения повторного инструктажа, следует приказом по организации установить определенные даты его проведения, например: с 10 января по 20 января и с 10 июля по 20 июля.
При установлении периодичности повторного инструктажа следует учитывать то, что некоторыми отраслевыми правилами по охране труда, устанавливается проводить повторный инструктаж не реже 1 раза в 3 месяца.
Как правило, эти требования распространяются на работы, связанные с повышенной опасностью.
Внеплановый инструктаж по охране труда проводят работникам для того, чтобы рассказать о важных изменениях, которые могут повлиять на их работу вследствие:
Также внеплановый инструктаж по охране труда может проводиться по требованию надзорных органов.
Внеплановый инструктаж не имеет установленных сроков и периодичности. Руководитель может его назначить для отдельных лиц, подразделений и всего персонала в целом.
Внеплановый инструктаж нужно проводить, используя либо готовые программы, которые разработаны и утверждены в организации, либо инструкции по охране труда для конкретного рабочего места/вида работ. Если внеплановый инструктаж касается изменения законодательства, нужно использовать тексты этих документов.
Если на момент проведения повторного или внепланового инструктажа работник отсутствует на работе (отпуск, больничный, командировка) он инструктируется индивидуально в день выхода на работу.
Целевой инструктаж по охране труда проводится с работниками при:
Целевой инструктаж также, как и внеплановый не имеет установленных сроков и периодичности.
Программы целевого инструктажа не имеют четкой структуры и перечня вопросов, которые нужно затронуть. Их разрабатывают с учетом профессии или вида выполняемой работы сотрудника на основе требований безопасности, изложенных в нормативно-правовых актах по охране труда, эксплуатационной документации изготовителей оборудования.
Порядок и сроки проведения инструктажей по охране труда?
Вид инструктажа | В каких случаях проводится | Кому проводится | Кто проводит |
---|---|---|---|
Вводный | — при приеме на работу | всем работникам | специалист по охране труда/ ответственное лиц, назначенное приказом |
Первичный | — при приеме на работу | всем работникам Исключение: работники, которые освобождены от прохождения инструктажа приказом руководителя организации согласно п. 2.1.4. Постановления N 1/29 от 13 января 2003 г. | непосредственный руководитель работ, назначенный приказом |
Повторный | — регулярно, не реже 1 раза в 6 месяцев или не реже 1 раза в 3 месяца, если работы связаны с повышенной опасностью и данное требование устанавливается отраслевыми правилами по охране труда | всем работникам Исключение: работники, которые освобождены от прохождения инструктажа приказом руководителя организации согласно п. 2.1.4. Постановления N 1/29 от 13 января 2003 г. | непосредственный руководитель работ, назначенный приказом |
Внеплановый | — по требованию надзорных органов; — после возникновения аварийной ситуации или несчастного случая; — при запуске нового оборудования; — при вступлении в силу новых требований по охране труда; — после длительного производственного простоя. | список работников определяется приказом руководителя организации | непосредственный руководитель работ, назначенный приказом |
Целевой | — при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми должностными обязанностями; — при ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий; — при выполнении работ по наряду-допуску; — при проведении в организации массовых мероприятий, экскурсий. | список работников определяется приказом руководителя организации | непосредственный руководитель работ, назначенный приказом |
Особенности проведения инструктажей по охране труда
На практике (у работодателей) очень часто возникает вопрос, нужно ли проводить инструктажи по охране труда работникам, которые работают на дому, дистанционно или в офисе, и, на первый взгляд, не сталкиваются в своей деятельности с какими-либо угрозами и опасностями?
Напоминаем: вводный инструктаж проходят все работники без исключения, независимо от места и характера выполняемой работы.
Инструктажи по охране труда на рабочем месте, также являются обязательными для всех сотрудников. Но здесь работодатель имеет право внести некоторые должности/профессии, не связанные с применением, эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного механизированного ручного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, к которым, как правило, относятся работники офиса, в перечень освобожденных от прохождения инструктажей на рабочем месте.
Регистрация инструктажей по охране труда
Важно помнить, работодателю недостаточно просто провести инструктажи по охране труда. Все инструктажи по охране труда в обязательном порядке завершаются устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков. Только в случае успешного прохождения инструктажей работник получает право приступить к выполнению своих должностных обязанностей.
Факт прохождения инструктажей по охране труда регистрируется в соответствующих журналах с обязательным указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения.
Прохождение вводного инструктажа учитывается в «Журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда».
Рекомендуемая форма журнала:
Прохождение первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажа учитывается в «Журнале регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте».
Рекомендуемая форма журнала:
При занесении в журнал информации о внеплановом инструктаже необходимо обязательно указать причину его проведения, а также номер и название приказа руководителя.
Ответственность за не проведение инструктажей по охране труда
Не проведение инструктажей по охране труда чревато для работодателя серьезными последствиями. Факт отсутствия в организации инструктажей обязательно вскроется, если в организацию придет с проверкой инспектор Государственной инспекции труда или произойдет несчастный случай и начнется расследование.
Если у работодателя не будет документов, подтверждающих, что работникам организации проводятся инструктажи, то это будет грозить его предприятию административной ответственностью в соответствии с ч. 3 Статьи 5.27.1. КоАП РФ: допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда влечет наложение административного штрафа:
Ни дня без инструктажа!
Настало время по полочкам разобрать тот самый предсменный инструктаж, о котором так много говорилось нашими сотрудниками на ВНОТ. По сути своей это дополнительный режим работы и связанный с ним новый функционал, появившиеся в уже известной системе «ОЛИМПОКС:Инструктаж».
Начнем с такого важного вопроса, как нормативное обоснование. В российском законодательстве ничего не сказано о проведении предсменных инструктажей. Соответственно, подобные обучающие мероприятия допустимы, но не обязательны с точки зрения закона. Однако ряд компаний сейчас проводит предсменные инструктажи по собственной инициативе, и на то есть свои причины.
Во-первых, работник, привыкая трудиться в условиях повышенной опасности, теряет бдительность, что может привести к фатальным последствиям. Во-вторых, приближаясь к «контрольной точке» – окончанию смены, выполнению плана, последнему рабочему дню перед отпуском – сотрудник склонен все больше фокусироваться на достижении цели и все меньше внимания уделять рискам. В-третьих, любой человек со временем забывает некоторую часть получаемой им информации, если она не используется постоянно или не подлежит непрерывному изучению, и, к сожалению, информация из инструктажей не является исключением.
Поэтому некоторые компании приняли для себя решение проводить небольшие инструктажи перед выходом рабочих на смену. Это позволяет постоянно напоминать работникам о правилах безопасности и о том, что их работа связана с опасными производственными объектами, а также день за днем выстраивать прочный фундамент знаний, которые обновляются и закрепляются непрерывно. Но об этом чуть позже.
Действительно предполагается, что в подразделениях данные инструктажи будут проходить каждый день перед каждой сменой. Однако если речь идет о проведении инструктажа с использованием соответствующего функционала «ОЛИМПОКС:Инструктаж», это не значит, что каждый сотрудник будет ежедневно перед началом работ уделять время системе. Для экономии времени работников и скорейшего начала смены разработан особый механизм и сценарий использования программного продукта.
Кто не сдавал – два шага вперед
По сценарию каждый день инструктаж могут пройти ограниченное число работников (к примеру, до 5 или 10 человек). Представим, что у нас есть подразделение на 40 человек. Перед сменой они по одному подходят к терминалу, на котором установлена система, находят свое имя в списке и отвечают на три коротких вопроса по темам охраны труда. Если все ответы верны, система засчитывает инструктаж, и к терминалу подходит следующий работник. Если какой-то из ответов неверен, система дает ознакомиться с коротким текстом помощи и ответить повторно.
Процедура предсменного инструктажа проводится до тех пор, пока работник не даст правильные ответы на все вопросы
Так отвечают пять человек, после чего инструктаж за эту смену у подразделения считается пройденным. Остальные сотрудники отправляются работать. На следующий день ситуация повторяется, но те, кто прошел инструктаж день назад, не найдут себя в списке имен еще в течение нескольких смен.
Если все будет проходить по плану, то за две рабочих недели все в подразделении из 40 человек хотя бы по одному разу, а некоторые – и дважды, пройдут предсменный инструктаж. Но что будет, если один из сотрудников заболеет, трое уйдут в отпуск, а ещё одного нового примут на работу? Новичок, как не проходивший предсменный инструктаж ни разу, после регистрации в системе сразу окажется первым в очереди на прохождение. А сотрудники, которые не появляются на работе несколько дней, со временем также переместятся в верхние строки очереди, чтобы по возвращении без труда найти себя в списке и пройти инструктаж.
И так будет с каждым!
По плану процедура прохождения предсменного инструктажа в системе занимает не более 5–7 минут. Что в них входит?
Сначала работник выбирает свое подразделение (бригаду), затем находит себя в списке сотрудников (по Ф.И.О. или табельному номеру). В качестве альтернативного варианта возможна авторизация с использованием пластиковых карт, считываемых терминалом (данный функционал появился в системе «ОЛИМПОКС:Инструктаж» в 2018 году).
За авторизацией следует фотофиксация. Веб-камера, встроенная в терминал или подключенная к компьютеру для инструктажей, автоматически фотографирует работника перед экраном. Это нужно, чтобы мастер удостоверился в личности проходящего инструктаж. Кроме того, фотофиксация, как показала практика, способствует более серьезному отношению работников к подобным мероприятиям.
Далее работник отвечает на три вопроса (число может быть и другим). Они представлены в виде короткой группы тестовых заданий закрытого типа. В ходе тестирования на мониторе отображается индикаторная шкала, по которой работник может проверить правильность своих ответов. Зеленый цвет – правильный ответ, красный – неправильный.
После верных ответов на три вопроса система засчитывает пройденный инструктаж, после неверных – предлагает ознакомиться с короткой подсказкой и повторить инструктаж. При повторении вопросы и варианты ответов к ним перемешиваются, чтобы сотрудник не просто выбрал «не то, что нажал минуту назад», а прочел вопрос с вариантами заново и применил сведения из подсказки. Инструктаж завершается автоматически, когда не остается вопросов, на которые был дан ошибочный ответ. Система вновь отображает главный экран для того, чтобы следующий работник смог без труда авторизоваться и начать отвечать.
За кадром
Мы выяснили, как выглядит процесс с точки зрения обычного рабочего. А что получает с новым функционалом ответственный за проведение инструктажей, мастер? Помимо автоматически формируемого графика, не требующего ручного вмешательства ни в одном из случаев, кроме прибытия на работу новых сотрудников, перехода в другое подразделение уже зачисленных в штат или увольнения, ответственный получает еще один важный инструмент. Это алгоритм сбора и оценки статистических данных.
Каждого сотрудника система оценивает по трем критериям: количеству пройденных инструктажей, числу допущенных ошибок и количеству попыток сдачи. Похожим образом оцениваются и инструкции (или иные документы), по которым формируются вопросы. Имеет значение, как часто сотрудники проходили инструктаж по каждой инструкции, сколько ошибок было допущено и в каком именно вопросе. По истечении нескольких недель ответственный специалист может получить довольно достоверную статистику, которая показывает, кто из работников преуспел в освоении материала, а кто оказался в аутсайдерах, а также какие документы и вопросы представляют наибольшую сложность для изучения. Эти данные нужны не для отчетов перед руководством или наказания «нерадивых» сотрудников, а для того, чтобы понять, на что в первую очередь обратить внимание при планировании будущих обучающих мероприятий и с кем из персонала стоит поработать дополнительно.
Система «рейтинга» позволяет понять, кому из работников требуются дополнительные мероприятия по обучению
Но почему он так хорош?
Несмотря на свою «молодость», новый функционал «ОЛИМПОКС:Инструктаж» уже получил отличные рекомендации от пользователей.
Вот чего удалось достичь компаниям, внедрившим автоматизированный предсменный инструктаж (приведенные ниже сведения основаны на данных, предоставленных компанией АО «Красноярский речной порт» из структуры АО «Енисейское речное пароходство»):
Остается добавить, что механизм предсменного инструктажа как одну из реализаций принципа микрообучения (набирающего популярность в настоящее время) можно использовать не только для ознакомления работников с инструкциями по охране труда или различным направлениям безопасности. Любая область, требующая дозированного изучения и проверки знаний в динамике, может быть адаптирована под данный инструмент с помощью «ОЛИМПОКС:Редактор» силами специалистов компании-пользователя.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 30 марта 2015 г. N 806р «Об утверждении Положения о технической учебе работников Дирекции железнодорожных вокзалов»
2. Начальнику службы технической политики и инноваций Дирекции железнодорожных вокзалов Мошенко Я.О. ознакомить (под роспись) и организовать до 1 апреля 2015 г. изучение с причастными работниками Положения.
3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на главного инженера Дирекции железнодорожных вокзалов Белоногова А.В.
Положение
о технической учебе работников дирекции железнодорожных вокзалов
(утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 30 марта 2015 г. N 806р)
1. Термины, определения и сокращения
1.1 техническая учеба: Совокупность мероприятий, направленная на периодическое восстановление и непрерывное повышение уровня профессиональных знаний и навыков работников без отрыва от производства.
1.2 кабинет технической учебы: Помещение, предназначенное для проведения занятий по технической учебе, оснащенное необходимыми техническими средствами обучения (тренажерами, макетами, компьютерами с доступом к системе дистанционного обучения ОАО «РЖД»), наглядными средствами обучения (схемами, плакатами, альбомами и др.), видеоустановками для демонстрации технических фильмов, а также учебной и инструктивной литературой и нормативными документами. Допускается совмещение кабинетов технической учебы с кабинетами по охране труда без снижения требований к уровню технической оснащенности.
1.3 учебный класс: Помещение, предназначенное для проведения в основном теоретических занятий по технической учебе, оснащенное компьютерами с доступом к системе дистанционного обучения ОАО «РЖД», и минимально оснащенное плакатами, схемами, учебной литературой, инструкциями.
1.4 дистанционное обучение: Взаимодействие преподавателя и обучающегося на расстоянии посредством информационных технологий, отражающее все присущие учебному процессу компоненты.
1.5 система дистанционного обучения: Программно-аппаратная среда, обеспечивающая управление электронными дистанционными курсами, их доставку до обучающихся посредством сетевых технологий и сбор различной статистической информации о процессе обучения.
1.6 электронный дистанционный курс: Совокупность учебных материалов в электронном виде, позволяющем взаимодействовать с системой дистанционного обучения и передавать в нее данные о процессе обучения.
1.7 тестовый блок: обязательный элемент электронного дистанционного курса, содержащий проверочные вопросы для проверки усвоения темы занятия обучающимся.
1.8 предсменный инструктаж: элемент процесса технической учёбы в ОАО «РЖД», в основном представляющий собой краткое (не более 15 минут) ознакомление работника с регламентирующими документами и инструкциями по действиям в нестандартных и чрезвычайных ситуациях, а также по охране труда. Также могут содержать иную тематику.
1.9 технические средства обучения: тренажеры; тренажерные комплексы; обучающие и тестирующие программы; модели, макеты узлов, устройств, оборудования и инструмента.
1.10 организационно-технические средства: компьютеры; организационная техника (принтеры, сканеры, МФУ и пр.); мультимедийное оборудование (проекторы, экраны, интерактивные доски и пр.); телевизоры, DVD.
1.11 в настоящем Положении применены следующие сокращения:
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на стандарт СТО РЖД 08.020.2014 «Организация технической учебы работников ОАО «РЖД». Общие положения».
3.2 Настоящее Положение устанавливает требования к организации технической учебы руководителей, специалистов, служащих и работников рабочих профессий. Перечни работников, подлежащих технической учебе, приведены в Приложениях 1, 2, 3*.
3.3 Каждый работник, подлежащий технической учёбе, несёт персональную ответственность за соответствие уровня своих профессиональных знаний и навыков требованиям, предъявляемым к занимаемой им должности.
3.4 Требования настоящего Положения обязательны для исполнения всеми работниками структурных подразделений ДЖВ.
3.5 Места проведения технической учёбы и состав преподавателей в региональных дирекциях железнодорожных вокзалов и на железнодорожных вокзалах устанавливаются соответствующим организационно-распорядительным документом начальника РДЖВ и начальника вокзала.
3.6 Занятия по технической учебе могут проводить наиболее опытные руководители и специалисты со стажем работы по профессии не менее 1 года, имеющие профильное образование (высшее или среднее профессиональное). Также к проведению технической учебы могут привлекаться работники рабочих профессий со стажем работы по профессии не менее 1 года. Проводящий техническую учебу должен иметь необходимый уровень знаний по изучаемой теме, уметь ясно изложить материал, продемонстрировать применение соответствующих методов и приемов выполнения работы, ответить на вопросы работников.
3.7 Каждый преподаватель (включая руководителя) должен самостоятельно повышать свой профессиональный уровень и систематически в установленном порядке проходить курсы повышения квалификации в лицензированных учебных центрах. Повышение профессионального уровня инженерно-технических работников, ведающих вопросами технической учёбы, может проводиться на методических семинарах по организации технического обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий, обучения по индивидуальному плану в специализированных центрах, также возможно использование Интернет-форумов, чатов, конкурсов лучших разработок занятий и др.
3.8 К проведению занятий по технической учёбе могут привлекаться работники смежных профессий, специалисты по охране труда, охране окружающей среды, санитарные врачи, преподаватели учебных заведений и др.
3.9 Разработка учебно-методических материалов и обеспечение техническими средствами обучения осуществляется силами ДЖВ, РДЖВ и руководства вокзалов. При необходимости для разработки материалов могут привлекаться сторонние специалисты и организации.
3.10 Техническая учёба включает теоретические и практические занятия. На проведение практических занятий отводится не менее 30% от общего времени занятий в год.
3.11 Основными формами занятий по технической учёбе являются: лекции, практические работы, индивидуальные занятия, консультации, тренинги (в том числе, с использованием различных видов тренажеров, включая компьютерные), а также аудио- и видеоконференции, аудио- и видеолекции и др.
3.12 При наличии необходимой материально-технической и методической и учебно-методической базы проведение теоретических занятий по технической учёбе, проверка знаний и самоподготовка может проводиться с использованием сетевого дистанционного обучения в соответствующих системах(-е) дистанционного обучения ОАО «РЖД» в соответствии с учетом раздела 5 настоящего Положения и руководящих документов ОАО «РЖД» в области технической учебы. В остальных случаях техническая учеба может осуществляться с использованием традиционной лекционно-семинарской и/или кейсовой технологии.**
3.13 Проведение практических занятий по технической учёбе допускается только в очной форме с учетом пункта 1.10 настоящего Положения.
3.14 Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение производится при изменении руководящих документов ОАО «РЖД», касающихся организации и проведения технической учебы.
4. Организация технической учебы
4.1 Ответственность за организацию технической учебы работников на всех уровнях управления возлагается на первых руководителей или главных инженеров РДЖВ и вокзалов.
4.2 Ответственные специалисты на местах назначаются организационно-распорядительным документом, изданным начальником РДЖВ и (или) начальником вокзала.
4.3 Руководители ДЖВ:
— осуществляют организационное руководство технической учебой работников РДЖВ и вокзалов;
— контролируют качество ее организации и проведения, внедрение эффективных форм и методов обучения;
— организовывают и обеспечивают создание и развитие учебно-производственной базы и учебно-методических материалов для проведения технической учебы в соответствии с утвержденными планами.
4.4 Руководители РДЖВ и начальники вокзалов:
— организуют разработку годовых планов проведения технической учебы;
— совершенствуют учебно-производственную базу проведения технической учебы, организуют разработку и изготовление (приобретение) учебно-методических материалов, технических средств обучения;
— осуществляют подбор специалистов для проведения технической учебы.
4.5 Специалисты на местах, ответственные за техническую учебу:
— разрабатывают годовые планы технической учёбы с учётом специфики деятельности РДЖВ и вокзалов;
— формируют потребность и график разработки учебно-методических материалов в формате электронных дистанционных курсов (Приложение 4),
— организуют хранение копий конспектов занятий.
4.6 Методическое сопровождение технической учебы работников ДЖВ осуществляет:
5. Планирование технической учебы
5.1 Основным документом, регламентирующим порядок проведения технической учебы работников, является план технической учебы (Приложение 5).
5.2 На основании анализа состояния безопасности движения, охраны труда, отказов в работе технических средств, внедрения новой техники и технологий, исходя из фактического профессионального уровня работников, с учётом нормативных документов Российской Федерации и ОАО «РЖД», ДЖВ и местных условий, разрабатываются методические рекомендации для составления годовых планов технического обучения на местах до 15 августа текущего года. Рекомендации утверждаются руководителем ДЖВ и направляются в РДЖВ не позднее 1 сентября текущего года. В годовые планы на местах включаются те разделы рекомендаций, которые являются актуальными для РДЖВ и вокзалов. Также в годовые планы могут включаться и другие актуальные мероприятия, не указанные в рекомендациях.
5.3 С учетом методических рекомендаций на местах ответственные специалисты составляют годовые учебно-тематические планы технической учёбы отдельно для категорий работников с учетом групп профессий с ежемесячной (обязательно для работников, связанных с обеспечением безопасности движения поездов) или ежеквартальной разбивкой.
Годовые планы утверждаются первыми руководителями или главными инженерами до 20 сентября текущего года.
5.4 Планом технической учебы предусматривается тематика, периодичность, место и продолжительность занятий, форма их проведения и преподаватель для каждой категории работников, подлежащих технической учёбе.
5.5 Ответственное лицо на местах по итогам прошедшего года анализирует организацию, состояние и проведение технической учёбы и до 15 января текущего года готовит организационно-распорядительный документ об организации технической учебы в текущем году.
В данном документе должны быть отражены:
— ответственные за проведение занятий;
— периодичность проведения занятий;
— состав комиссий по принятию зачетов или перечень лиц, допущенных к принятию зачетов.
5.6 В течение учебного года план технической учёбы может быть скорректирован ввиду изменения технологии работы, ввода новой техники, ввода/изменения нормативных документов, случаев нарушения безопасности движения поездов и охраны труда. Изменения в плане утверждаются руководителем и доводятся до всех причастных работников.
5.7 Утвержденный план должен быть размещен в местах доступных для ознакомления всеми работниками подразделения.
5.8 Работнику необходимо предоставить возможность использования учебных материалов и пособий в доступном для него месте в соответствии с изучаемыми темами.
5.9 По каждой отдельно изучаемой теме преподаватель должен иметь конспект, содержащий контрольные вопросы и перечень используемой литературы.
Допускается использование для проведения занятий как централизованно разработанных конспектов, так и конспектов, разработанных преподавателями. Во втором случае конспекты согласовываются с руководителем обучения и утверждаются руководителем подразделения.
6. Особенности проведения и содержание технической учебы
6.1 Периодичность и продолжительность технических занятий для категорий работников, связанных с обеспечением безопасности движения поездов или повышенной опасностью труда, должны составлять не менее одного планового занятия продолжительностью 2 часа в месяц. Для остальных категорий работников, подлежащих технической учёбе, периодичность и продолжительность занятий должны составлять не менее одного занятия продолжительностью 2 часа в квартал.
6.2 Техническая учеба по утвержденному плану проводится в рабочее время с сохранением обучаемым работникам установленного размера заработной платы, за исключением проведения технической учёбы в форме самоподготовки. Когда проведение технической учёбы в рабочее время невозможно, она проводится в свободное от работы время, с согласия работника, оговоренного в трудовом договоре. Условия оплаты определяются Коллективным договором ОАО «РЖД».
6.3 Руководители РДЖВ и вокзалов должны предоставлять работникам возможность получения теоретических знаний в форме самоподготовки. Возможность качественной самоподготовки работников должна обеспечиваться следующими мерами:
— заблаговременное информирование работника о темах технического обучения на предшествующий период (в соответствии с п. 2.4);
— доступность электронных дистанционных курсов по темам плана технической учёбы в СДО (с учетом п. 1.12);
— предоставление работникам доступа в свободное от работы время к компьютерным устройствам, позволяющим взаимодействовать с СДО и находящимся в местах проведения технических занятий;
— обеспечение возможности получения консультаций по темам технического обучения у специалистов;
— предоставление работникам доступа к техническим библиотекам;
— обеспечение работников действующими в ОАО «РЖД» основными нормативными документами.
6.4 Для работников, отсутствующих на очередном занятии по уважительной причине, должны организовываться повторные (дублирующие) занятия в группе или индивидуально.
6.5 Проверка знаний работников может проводиться: в конце планового занятия, ежемесячно или ежеквартально, после изучения тем, перечисленных в плане технической учёбы.
6.6 Проверка знаний работников проводится комиссией, которую назначает руководитель РДЖВ и вокзалов. В состав комиссии помимо преподавателей привлекаются руководители подразделений, мастера и другие специалисты.
6.7 Для проверки знаний обучаемых работников составляются перечни вопросов по каждой теме. Перечни вопросов должны быть утверждены руководителем РДЖВ и вокзалов. Контрольные мероприятия в СДО должны проводиться под контролем преподавателя (ответственного работника), обеспечивающего идентификацию личности испытуемого.
6.8 В малочисленных группах допускается прием зачетов в одно лицо ответственным за проведение учебы. Перечень подразделений, в которых допускается прием зачетов в одно лицо, устанавливается в РДЖВ.
6.9 Основной формой контроля знаний обучающихся является зачет. Зачет может проходить в виде тестирования в СДО (с учетом п. 1.11), устного или письменного опроса по билетам, собеседования.
6.10 Уровень знаний обучающихся оценивается как «зачет» или «незачет».
6.11 Оценка теоретических знаний в СДО производится по 100-балльной шкале.
6.12 Работники, пропустившие контрольные мероприятия или не выдержавшие проверку, обязаны пройти проверку/повторную проверку знаний в течение не более 30-ти календарных дней после планового контрольного мероприятия или выхода на работу после отсутствия по уважительной причине (длительная болезнь, командировка и т.п.).
6.13 Учёт проведённых теоретических и практических занятий, посещаемость, результаты проверки знаний должны фиксироваться в журнале, приведенном в Приложении 6 настоящего Положения и/или, при использовании СДО, в электронном журнале, являющимся одним из элементов СДО. Форма электронного журнала должна быть согласована с учебным центром главного вычислительного центра ОАО «РЖД» перед началом очередного учебного года.
6.14 При использовании СДО и электронного журнала оценки за проверку теоретических знаний заносятся в электронный журнал автоматически.
6.15 При использовании СДО и электронного журнала оценки за практические занятия заносятся в электронный журнал преподавателем, проводящим практическое занятие, вручную, если тренажёры для практических занятий не позволяют это делать в автоматическом режиме.
6.16 Данные по технической учёбе, накапливаемые в СДО, могут учитываться кадровыми службами для принятия кадровых решений и планирования личной карьеры работника.
6.17 Каждый работник, подлежащий технической учебе, с целью повышения своих профессиональных навыков должен использовать все имеющиеся возможности, предоставляемые ОАО «РЖД» в рамках технической учебы.
6.18 Занятия по технической учёбе в обязательном порядке должны включать:
— изучение основных инструкций по безопасности движения;
— изучение нормативных документов, технологических карт и иных документов, регламентирующих работу ДЖВ;
— анализ состояния безопасности движения в ОАО «РЖД», разбор причин имевших место случаев отказов устройств, чрезвычайных ситуаций и аварий, нарушений должностных инструкций, правил охраны труда, технологии производства работ;
— отработку практических навыков по действиям в нестандартных ситуациях, а также в условиях чрезвычайных и аварийных ситуаций;
— отработку практических навыков по использованию средств производства с целью более четкого выполнения своих должностных обязанностей;
— совершенствование навыков в своевременном выявлении и устранении неисправностей технических средств непосредственно на рабочих местах;
— изучение и освоение передовых методов безопасной работы, вопросов охраны труда, охраны окружающей среды, правил перевозок опасных грузов;
— изучение и практическое применение на своих рабочих местах методов бережливого производства, а также передовых приёмов и методов повышения эффективности и обеспечения безопасности технологических процессов и организации профессиональной деятельности;
— особенности работы в летний и зимний период;
— особенности работы с клиентами, в том числе с организованными группами и маломобильными группами населения.
6.19 Для всех работников, подлежащих технической учебе, не менее одного раза в неделю проводятся плановые предсменные инструктажи.
6.21 Время проведения одного Инструктажа, включая проверку знаний, составляет не более 15 минут. Инструктажи могут проводиться как в СДО, так и в устной форме индивидуально или для группы работников.
6.23 Темы и порядок проведения Инструктажей, порядок фиксации факта проведения устанавливаются соответствующими нормативными документами ДЖВ.
6.24 Инструктажи в 3-ю и 30-ю недели календарного года должны в обязательном порядке содержать тематику по безопасности труда с описанием возможных опасных ситуаций (причин риска) при выполнении технологического процесса работниками и изучением мероприятий по недопущению травмирования работников на производстве.
7. Особенности реализации дистанционного обучения. Использование методов дистанционного обучения в технической учебе
7.1 На малых вокзальных комплексах с незначительным штатом работников ввиду их удаленности допускается использовать аудио- и видеосвязь для проведения занятий по технической учебе.
7.2 Порядок проведения дистанционных курсов определен стандартом СТО РЖД 08.020.2014 «Организация технической учебы работников ОАО «РЖД». Общие положения».
8. Критерий оценки качества проведения технической учёбы
8.1 Для оценки состояния технической учебы рассматриваются результаты контрольных проверок, технических ревизий, комиссионных осмотров. Основные критерии оценки качества проведения технической учёбы содержатся в Приложении 7.
8.2 При использовании СДО для организации и проведения занятий по технической учёбе могут также оцениваться следующие показатели:
— средний балл за теоретические знания обучаемого работника (при условии ведения электронной формы журнала по технической учёбе в СДО);
— процент работников, успешно выполнивших практические работы;
— фактический уровень компетенций работников и отклонение уровня компетенций от требуемого для данной должности и др.
8.3 Допустимым уровнем для признания успешности освоения теоретического материала за учебный период (месяц, квартал, блок-тему) при дистанционном обучении считается получение 85 и более баллов из 100 возможных баллов. Допустимый процент отклонения уровня компетенций устанавливается на уровне в 10-15 процентов.
9. Контроль качества организации и проведения технической учёбы
9.1 Контроль качества организации и проведения технической учебы осуществляют руководители ДЖВ, РДЖВ и вокзалов.
9.2 При использовании СДО для проведения занятий по технической учёбе руководители РДЖВ и вокзалов осуществляют контроль качества с помощью информационной аналитической системы онлайн мониторинга результатов технической учёбы.
9.3 Для доступа к аналитической информации в системе мониторинга используется разграничение полномочий пользователей на основании выделенных ролей.
9.4 Контроль качества организации и проведения технической учёбы по СДО должен включать следующие мероприятия:
— массовая самопроверка обучающихся с использованием блоков проверки знаний (при использовании самоподготовки в системе дистанционного обучения);
— массовое проведение контрольных мероприятий в присутствии преподавателя или специалиста, ответственного за организацию и проведение технической учёбы;
— выборочная контрольная проверка знаний на предприятиях.
10. Учёт и отчётность
Квартальный отчет по техническому обучению представляется в ДЖВ и в РДЖВ не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом (Приложение 8).
11. Материально-техническая база технической учёбы
11.1 Места проведения занятий по технической учёбе должны быть соответствующим образом оборудованы. Рекомендуемый перечень оснащенности кабинетов технической учебы приведен в Приложении 9.
11.2 Структурные подразделения должны ежегодно составлять план мероприятий по оснащению учебной базы техническими средствами обучения с указанием наименования оборудования, его количества и планируемых источников финансирования для приобретения и монтажа (Приложение 10).
11.3 Планы должны учитывать применение технологий дистанционного обучения и обеспечивать оснащение мест проведения теоретических занятий персональными компьютерами с выходом в сеть передачи данных ОАО «РЖД» для обеспечения процесса самоподготовки и проведения контрольных мероприятий по технической учёбе в системе дистанционного обучения с заданной периодичностью.
11.4 ДЖВ ежегодно собирает, обобщает и утверждает составленные и утвержденные РДЖВ планы мероприятий по оснащению учебной базы техническими средствами обучения (в т.ч. персональными компьютерами) с указанием наименования оборудования, его количества и источников финансирования для приобретения и монтажа.
* На должности, не указанные в перечнях, но подлежащие техническому обучению, издается отдельный приказ по РДЖВ, где прописывается к какой категории работников, подлежащих технической учебе, относится должность.
** 1. Сетевая дистанционная образовательная технология (сетевая технология) предусматривает обеспечение обучающихся учебно-методическими материалами, обмен информацией и диалог обучающихся с преподавателем, а также администрирование учебного процесса на основе использования компьютеров и сети Интернет (Интранет).
2. Кейсовая образовательная технология (кейсовая технология) предусматривает комплектование наборов (кейсов) учебно-методическими материалами, как на бумажных, так и на электронных носителях с открытым доступом к ним обучающихся для самостоятельного изучения и последующую очную форму проверки знания.
Перечень
категорий работников, подлежащих технической учебе (руководители) вокзалов