Что является родоначальником проективных техник
Проективные методики — История развития проективных методов
Проективные техники — это техники, основанные на явлении проекции. Они предназначены для изучения тех основополагающих индивидуальных особенностей личности, которые в наименьшей степени поддаются прямому наблюдению или опросу.
Проекция — это особый феномен психической жизни, который проявляется в приписывании внешним объектам (особенно другим людям) особых качеств, которые имеют определенное отношение к психическим качествам, присущим самому человеку. Она основана на том, что восприятие и интерпретация реальности, предъявляемых стимулов и т.д. в определенной степени зависят от потребностей, мотивов, установок и психического состояния человека.
Стабильный интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии.
Главную особенность проективных методик можно описать как относительно неструктурированное задание, то есть задание, допускающее практически неограниченное разнообразие возможных ответов. Чтобы дать возможность воображению человека разгуляться, даются довольно краткие инструкции.
Графические проективные методы используются не только в диагностических, но и в терапевтических целях: считается, что благодаря полученной возможности выразить себя графически, человек не только открывает для себя некоторые свои особенности и переживания, но и избавляется от последних.
В нашей стране проективные тесты до недавнего времени широко не использовались, но в последнее время наблюдается повышенный интерес к этим методам и появилось много авторов, занимающихся их применением, поэтому наше внимание к теме исследования проективного метода можно считать актуальным.
Методологическая техника проективных методов заключается в предъявлении субъекту недостаточно структурированного, неопределенного, неполного стимула. Стимульный материал обычно небезразличен для субъекта, поскольку он приобретает личную значимость, апеллируя к прошлому опыту. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых проявляются определенные черты личности. Это приводит к проекции (атрибуции, переносу) психических характеристик субъекта на материал задания
История развития проективных методов
История развития проективного метода показывает, что он не существует вне теории личности; в то же время связь между проективным методом и теорией не является четкой и неизменной. Отношения между конкретной теорией и конкретным методом еще более сложные и опосредованные». Безусловно, рождение метода в какой-то степени подготовлено уже сложившейся теорией, хотя этот факт может быть не до конца осознан самими исследователями. В этом случае создается впечатление, что методология — не более чем удача ее создателя, который зачастую мало заботится о теоретических исследованиях. Парадоксальный характер этой ситуации стал особенно очевиден, когда спустя десятилетия после появления проективных методов их связь с основными теориями личности стала объектом методологической рефлексии, то есть конкретной исследовательской задачей.
Основной характеристикой проективных методик можно назвать относительно неструктурированное задание, т.е. задание, допускающее практически неограниченное разнообразие возможных ответов. Даются только краткие, общие инструкции, позволяя воображению человека дать волю. По этой же причине тестовые стимулы обычно нечеткие или двусмысленные. Гипотеза, на которой основаны такие задания, заключается в том, что то, как человек воспринимает и интерпретирует тестовый материал или «структуры» ситуации, должно отражать фундаментальные аспекты его психического функционирования. Другими словами, предполагается, что тестовый материал функционирует как своего рода экран, на который испытуемый «проецирует» свои характерные мыслительные процессы, потребности, страхи и конфликты.
Давайте теперь обратимся к концепции проективного метода в рамках холистической психологии. Согласно Франку, ядром личности является субъективный мир желаний, мнений, идей и так далее. Отношения между человеком и его социальным окружением — это процесс структурирования «среды обитания» с целью создания и поддержания «личного мира». Проективный эксперимент моделирует эти отношения: субъект, сталкиваясь с неопределенными ситуациями, волен выбирать элементы «среды обитания» и способ их структурирования. Таким образом, проективный метод функционирует как средство получения знаний о содержании и структуре «личного мира». Диагностика индивидуальных особенностей личности выдвигается на первый план. Как правило, проективные методики направлены на диагностику личности в целом, а не на определение степени выраженности одной или нескольких личностных характеристик — с этой точки зрения их вряд ли можно назвать тестами. Более того, проективные методы часто не отвечают требованиям, которые традиционно предъявляются, например, к личностным опросникам (т.е. их валидности и надежности).
Роль «Нового взгляда» в развитии проективных методов
В многочисленных экспериментах New Look было показано, что восприятие эмоционально значимого, но социально запрещенного материала («табуированных слов», сюжетных изображений) может быть подвержено значительным вариациям в условиях технической сложности процесса их идентификации. Это касается как порога распознавания, так и воспринимаемого содержания. Для объяснения этих явлений была выдвинута гипотеза о трех механизмах избирательности восприятия.
Принцип резонанса — стимулы, соответствующие потребностям, ценностям индивида, воспринимаются более правильно и быстро, чем те, которые им не соответствуют.
Принцип защиты — стимулы, противоречащие ожиданиям субъекта или несущие информацию, потенциально враждебную для эго, распознаются хуже и подвергаются большему искажению.
3-й принцип чувствительности — Стимулы, которые угрожают целостности личности и могут привести к серьезным нарушениям в ее психологическом функционировании, с большей вероятностью будут распознаны, чем другие.
После того как Брунер в своей работе прямо указал на близость экспериментального дизайна New Look к парадигме проективного исследования, Эриксен и Лазарус опубликовали данные об эффектах перцептивной защиты и сенсибилизации в тестах Роршаха и ТАТ. По мнению этих авторов, отмеченные перцептивные феномены представляют собой частный случай психологических защитных механизмов, ранее описанных клиническим психоанализом. Экспериментальные данные показали существование индивидуальных различий в реакции на стрессовый материал. Таким образом, мы можем говорить о «репрессорах», людях истероидного типа, для которых репрессия является основной формой защиты. Их поведение в жизни, характер взаимоотношений со сверстниками, их когнитивные процессы имеют ряд общих черт: Избегание эмоционально заряженных ситуаций, «забывание» событий, связанных с собственными неудачами, амбивалентные чувства по отношению к родителям, сексуальным проблемам и социальным явлениям, высокий уровень тревожности, ригидность мышления и восприятия и т.д. Люди с такими чертами характера чаще всего демонстрируют феномен перцептивной дефензивности. Другой тип поведения характеризует людей, склонных к изоляции или рационализации. В конфликтных ситуациях они не избегают угрозы, а нейтрализуют ее, безболезненно интерпретируя; они проактивны в отношениях с социальным окружением; они могут понять и принять себя такими, какие они есть, и т.д. Лазарус, Эриксен и Фонда показали, что испытуемые этого типа идентифицируют негативные аффективные стимулы раньше других, то есть у них включается механизм чувствительности.
С 40-50-х годов для обоснования проективного метода начинают использоваться новые психологические категории, среди которых особенно можно выделить такие, как «контроль» и «когнитивный стиль». Введение понятия «защита» в контекст проективной методологии означало смещение акцента на «вторичные», когнитивные процессы эго. Однако в контексте концепции защитной реакции оставалось неясным, как происходит адаптация к реальности, когда индивид все еще больше сосредоточен на своих аффективных состояниях, чем на их объективных свойствах. Необходимо было предположить, во-первых, существование процессов, служащих адаптации, и, во-вторых, механизмов, с помощью которых эта адаптация достигается. Положения Хартмана и Рапапорта о «бесконфликтных функциях эго» и механизмах контроля послужили теоретической основой для исследований в этом направлении. Согласно Рапапорту, развитие эго характеризуется процессами двух видов: постепенным освобождением когнитивных функций от влияния примитивных аффектов, с одной стороны, и дифференциацией самих аффективных структур, их автономизацией от базальных влечений, с другой. Результатом является не только устранение искажающего влияния «драйвов» и конфликтов на когнитивные процессы, которые таким образом трансформируются в 8 «функций — Я — бесконфликтных», но и возникновение более совершенных механизмов их регуляции. Одним из таких механизмов является контроль. Контроль произволен от базальных влечений, он является как бы продуктом их вторичной «латентности» и может рассматриваться как мотивационная структура более высокого порядка по отношению к ним. В то же время контроль является функцией эго, и его цель — направить энергию влечений в соответствии с требованиями объективной реальности. Следовательно, контроль опосредует отношения индивида с окружающей средой таким образом, что одновременно учитываются потребности самого индивида и объективные свойства стимуляции.
Концепции проекции в обосновании проективного метода
Как уже упоминалось, понятие «проекция» вошло в проективную методологию благодаря Л. Френку, однако в его работах проекция фактически была лишена конкретного психологического содержания.
Основные положения его концепции можно рассматривать лишь как самые общие методологические принципы; задачу реального выявления психологических закономерностей и механизмов еще предстояло решить. Впоследствии некоторые исследователи, в основном психоаналитически ориентированные, обратились к концепции проекции 3. Фрейда.
Однако, как отмечает ряд авторов, при попытке обосновать проективный метод на основе концепции Фрейда возникает ряд трудностей, наиболее важными из которых являются:
Впервые термин «проекция» в его психологическом значении был использован 3. Фрейд в 1896 году для объяснения патологических симптомов паранойи и позднее в 1911 году при анализе «случая Шребера». В этих работах проекция понималась как приписывание другим социально неприемлемых желаний, от которых человек отказывается сам. В данном случае проекция рассматривалась Фрейдом как защитный механизм против бессознательных антисоциальных влечений, особенно гомосексуальности, которая лежит в основе бреда паранойи. Впоследствии так называемая «фобическая защитная проекция» была описана как экстернализация или внешний страх и тревога, которые на самом деле являются эндогенными по своей природе. В своих поздних работах Фрейд вводит понятие проекции как нормального психологического процесса, участвующего в формировании нашего восприятия внешнего мира, в дополнение к понятию защитной проекции как части различных патологических состояний. Он трактует проекцию как первичный процесс «соотнесения» окружающей действительности с нашим внутренним миром. Таков, например, механизм инфантильного и религиозно-мифологического мировоззрения. Таким образом, Фрейд говорил о двух принципиально разных явлениях, в основе которых он утверждал, что признает процесс самозащиты и процесс «ассимиляции». Общим для них является неосознанность преобразований, которым подвергаются исходные влечения; в сознании появляется только продукт этих преобразований. Со временем проекция стала настолько общим термином, что стало чрезвычайно трудно отличить ее от идентификации, переноса и некоторых других психоаналитических явлений. Например, считается, что проекция возникает в психотерапии, когда чувства, предназначенные другому человеку, «переносятся» на клинициста; считается, что проекция отождествляет художника с его собственным произведением (Флобер сказал «Эмма — это я»), как и «эмпатия» в художественном произведении; проекция объясняет существование расовых и этнических предрассудков.
Мурштейн и Приор критикуют неоднозначность и, следовательно, недостаточную разработанность концепции проекции и предлагают выделить несколько типов проекции. Классическая защитная проекция Фрейда находит поддержку во многих наблюдениях. Атрибутивная проекция — отнесение собственных мотивов, чувств и действий к другим (значение близко к фрейдовскому «подобию»). Аутистическая проекция — это определение восприятия потребностями воспринимающего; для иллюстрации этого типа проекции авторы ссылаются на эксперименты New Look. Рациональная проекция отличается от классической «рациональной» мотивации: например, в одном из экспериментов, когда студентов попросили прокомментировать структуру учебного процесса, выяснилось, что на отсутствие дисциплины жаловались закоренелые прогульщики, а на недостаток квалификации преподавателей — неуспевающие. Как и при обычной рационализации, испытуемые были склонны винить в своих неудачах внешние обстоятельства или других людей, а не признавать собственные недостатки.
Холмс, обобщая результаты своих многолетних исследований, считает необходимым различать два «измерения» проекции. Первое измерение касается того, что проецируется: Воспринимает ли субъект свои собственные свойства или те, которые ему не присущи. Второе измерение спрашивает, осознает ли субъект обладание проецируемой собственностью или нет. Комбинация этих измерений позволяет нам классифицировать все известные типы проекции следующим образом.
Классификация и общая характеристика проективных методик
Проективные методики — это специализированная техника клинического и экспериментального исследования тех черт личности, которые наименее поддаются прямому наблюдению или опросу.
Термин «проективный» был впервые использован Л. Франком в 1939 году для объединения уже хорошо известных в то время, но внешне далеких друг от друга методик, таких как юнгианский ассоциативный тест, тест Роршаха, ТАТ и другие. Выделив некоторые формальные признаки, присущие большинству проективных методик, Франк попытался классифицировать их. Эта классификация, несмотря на множество других, с предложенными позже изменениями и дополнениями, наиболее полно характеризует проективные техники сегодня. Выделяют следующие группы проективных методов:
Конститутивный. Техники, относящиеся к этой категории, характеризуются ситуацией, в которой от субъекта требуется создать структуру из неструктурированного материала, то есть предлагается аморфный материал, которому необходимо придать смысл.
Примерами таких методов выполнения задания являются:
Незаконченные предложения — очень популярный прием, используемый в различных исследованиях. Он может иметь несколько интерпретаций, например, попросить респондента закончить предложение или выбрать из нескольких предложений. В отличие от Франка, который отводит тесту Роршаха здесь второстепенную роль, Зубин называет его лучшим примером конституирующего метода. Отнесение теста Роршаха к этой категории зависит от того, насколько «структурную» структуру человек готов увидеть в чернильных пятнах. Кроме того, разминание пластилина или аналогичного вещества — это тот жанр деятельности, который быстрее всего приходит на ум. В качестве другого примера Фрэнк приводит технику рисования пальцами, тщательно разработанную Наполи, которую он утверждал как технику, когда на самом деле она не была популярной.
Конструктивный. Изображенные детали (фигуры людей и животных, модели их жилищ и т.д.), из которых необходимо составить и объяснить осмысленное целое. Scenotest, например, состоит из миниатюрных человеческих фигурок, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые, обычно дети и подростки, создают различные сцены из своей жизни (или предоставленные им экспериментатором), и на основе определенных особенностей этих сцен и сопровождающего их рассказа делаются выводы о личности создателя и характеристиках его социального окружения. Различие между этой категорией и конституирующей аналогично различию между «сырым» и «обработанным» материалом. Последние, в виде строительных кубиков, тессеров и т.п., поддаются скорее упорядочиванию, чем моделированию шаблонов. Это различие может показаться слишком тонким, но каждый сам определяет для себя уровень сложности. Примером, относящимся к этой категории, может быть тест «Рисунок человека» или другие формы заданий по рисованию, которые не являются «свободным выражением» в соответствии со своими наклонностями.
Интерпретативные методы — как ясно из определения, испытуемый должен интерпретировать стимул на основе собственных рассуждений — ТАТ является хорошим примером такого типа процедуры. Испытуемому предъявляется таблица с картинками, на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В рамках теста испытуемому предъявляется короткий рассказ, в котором его просят рассказать, как возникла изображенная ситуация, что происходит в настоящем, о чем думают и что чувствуют действующие лица и чем закончится ситуация. Предполагается, что субъект идентифицирует себя с «героем» истории, что позволяет ему раскрыть свой внутренний мир, чувства, интересы и мотивы.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Основы психодиагностики. Тема 8 Проективные техники
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема 8. проективные техники
Нельзя надеяться, что стандартизованная процедура сможет широко осветить личность как уникальную индивидуальность. Она также не сможет способствовать проникновению в динамические процессы личности.
Проективные методы (лат. p гоес tio – выбрасывание вперед) – совокупность методик, разработанных в рамках проективного диагностического подхода и направленных на исследование личности. Их многообразие обусловлено разным теоретическим пониманием сущности проективного процесса, осмысления и интерпретации диагностических данных. С помощью этих методов решаются задачи, направленные как на выявление тех или иных аномалий личности, так и на прогноз индивидуального стиля поведения и аффективного реагирования в значимых ситуациях, а также на выявление неосознаваемых аспектов личности.
Проективные методы резко отличаются от психометрических тестов по способу конструирования и применения. В контексте использования их также неформально называют тестами. А. Анастази пишет, что «проективные методы не являются тестами в подлинном смысле этого слова» [1, с. 482].
В тексте лекции прослежены становление проективного подхода к диагностике личности и эволюция понятия проекции. Особое внимание уделяется вопросу о роли стимульных условий (стимульного материала и ситуации обследования) в проективных методиках. Классификация этих диагностических средств и анализ их слабых сторон завершает процесс рассмотрения этой проблемы.
8.1 Теоретические источники проективного метода
8.2 Тест Роршаха как предшественник проективного метода
8.3 ТАТ как первый представитель проективных методов
8.4 Сущность проективного метода
8.5 Проекция как психологический феномен
8.6 Классификация проекций
8.7 Виды проективных методик
8.1 Теоретические источники проективного метода
На развитие проективных методов существенное влияние оказали классический психоанализ, холистическая психология и экспериментальные исследования New Look. Эти направления принято считать теоретическими источниками проективного метода [2]. Каждое из них внесло свой вклад в его обоснование.
Психоанализ внес в проективную психологию основные объяснительные категории «проекции как защитного механизма» и «бессознательного». Соответствующие методики направлены на диагностику неосознаваемых влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты), причин дезадаптации личности. Условием проективного исследования является так называемая «зашумленность» (Дж. Брунер) тестовой ситуации. «Зашумленность» создается в силу взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом в ситуации доверительного контакта с психологом. Это способствует ослаблению прессинга реальности, и личность в диагностических условиях проявляет не социально-ориентированные, а присущие ей способы поведения. В результате вовне выносятся бессознательные влечения, конфликтные тенденции и т.д. То есть происходит процесс проецирования.
Холистическая (от лат. hole – целостный) психология внесла в проективный метод понимание личности как целостной индивидуальности, что в принципе и является предметом психодиагностики. Ядро личности, по Л. Фрэнку, составляет субъективный мир желаний, мнений, идей и т.д. Взаимоотношения личности и ее социального окружения есть процесс структурирования «жизненного пространства» в целях функционирования «личного мира». Проективная методика благодаря неопределенной ситуации создает испытуемому свободу в интерпретации «жизненного пространства» и способов его структурирования. В результате становится возможной диагностика содержания и структуры «личного мира». Вместе с тем постановка психологического диагноза исключает сопоставление выявляемых особенностей с общеизвестными закономерностями по типу стандартизованных методов.
Экспериментальные исследования New Look, проведенные в США, внесли в проективный метод такие объяснительные категории, как «когнитивный стиль» и «контроль». Это способствовало новому пониманию перцепции как избирательного восприятия относительно стимулов: 1) релевантных, 2) противоречащих и 3) угрожающих потребностям личности. Проективная продукция, с точки зрения New Look, рассматривается как результат сложной познавательной деятельности, в которой слиты воедино аффективные, мотивационные и когнитивные компоненты личности, то есть способы психологической защиты и контроля.
Подчеркнем, что целостность личности, ее защитные механизмы и когнитивный стиль, с точки зрения культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, нельзя рассматривать исключительно как статичные или завершенные. Они, напротив, динамичны и представляют собой постоянный процесс развития, объединяя в себе индивидуальное и социальное, ментальное и эмоциональное начала. Все неразрывные аспекты целого развиваются в течение жизни и раскрываются во взаимодействии личности с внешним миром.
8.2 Тест Роршаха как предшественник проективного метода
Основоположником проективных методик можно считать К. Юнга, создавшего в прошлом веке тест словесных ассоциаций. Метод вызова ответных ассоциаций известен со времен В. Вундта и Ф. Гальтона. Однако именно К. Юнгу принадлежат открытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик, а именно возможность посредством косвенного воздействия актуализировать скрытые значимые переживания и мотивы поведения человека. Он показал, что бессознательные переживания все-таки доступны объективной диагностике. Впоследствии разнообразные варианты ассоциативного теста применялись для выявления чувства вины (детекторы лжи М. Вертгеймера и А. Р. Лурия), асоциальных вытесненных влечений (Дж. Брунер, Р. Лазарус, Л. Постмен, Ч. Эриксен и др.), для отграничения нормы от патологии (Г. Кент и А. Розанов). Тесты незавершенных предложений и рассказов также ведут свое происхождение от ассоциативного метода Юнга.
Однако такие свойства присущи не только творческому уму. Наблюдая плывущие в небе облака, люди обнаруживают образы разных живых существ, пробуют угадать свое будущее, рассматривая причудливые конфигурации «кофейной гущи» и т.п. Способность человека одушевлять окружающий предметный мир присуща всем людям, а творческим – в особенности. Вспомним излюбленный прием К. Чуковского, заставившего оживать домашнюю посуду: «…и подушка, как лягушка, ускакала от меня…»
Диссертация Г. Роршаха по медицине была посвящена изучению механизмов галлюцинаций. Ученый предположил, что чернильные пятна, адресованные зрительному воображению, растормаживают моторные фантазии. При этом он ссылался на пережитое им состояние в самом начале медицинской карьеры: во время аутопсии он «воочию видел», как ему пласт за пластом разрезают «мозг» и как эти пласты падают перед ним один за другим. Переживание сопровождалось как ясными зрительными репрезентациями, так и тактильными и моторными ощущениями. Роршах предположил, что в фантазиях человека наряду со зрительными образами существует память и о кинестетических образах, которые слагаются в особый способ, модус мышления. Созданный им тест не был задуман в качестве проективной методики, но со временем был осмыслен психологами с позиций проективного подхода, теоретически сформировавшегося позднее. Однако Роршах был первым, кто доказал связь образов фантазии со свойствами личности.
За время, прошедшее после выхода в свет теста Роршаха, появились родственные ему методики. Наиболее известны среди них – Бен-Роршах («Вего»-тест), тест Цуллигера и тест Хольцмана. С 60-х годов прошлого века получил широкое распространение Совместный тест Роршаха для диагностики особенностей общения. Развитие семейного консультирования послужило толчком к созданию ряда методик, нацеленных на диагностику семейных отношений. К ним прежде всего следует отнести тест семейных установок, тест семейных отношений, кинетический рисунок семьи и его варианты.
В СССР первые немногочисленные попытки применения теста Роршаха относятся к 20-м годам прошлого века. Они имели выраженную направленность на выявление аномалий личности в связи с конституциональными типами для диагностики неврозов и психопатий, а также при исследовании больных эпилепсией.
С 70-х годов того же века тест Роршаха все шире внедряется в исследовательскую и клинико-диагностическую работу психологов, выходят первые методические руководства (Беспалько И.Г., 1978; Бурлачук Л.Ф., 1979; Соколова Е.Т., 1980; Белый Б.И., 1981и др.) В нашей стране, к сожалению, научных исследований, посвященных адаптации методики чернильных пятен к различным популяциям населения, за редким исключением, не существует.
8.3 ТАТ как первый представитель проективных методов
Первая проективная техника, которая основывалась на психологической теории проекции, появилась в 1935 году, когда впервые в журнальном варианте, под двойным авторством (Мог g аn С. и М urrey Н.), появилось сообщение о Тематическом апперцептивном тесте (ТАТ) как методике экспериментального изучения фантазии. У этого метода, как и у теста Роршаха, есть своя подоплека. Давно было известно, что рассказы по сюжетным картинкам, специально подобранным для исследуемой популяции, позволяют судить о склонностях людей и нередко выявляют болезненные состояния психики. На первый взгляд замысел ТАТ казался более простым и очевидным, чем идея Г. Роршаха. Действительно, Г. Флобер, заканчивающий свой роман «Мадам Бовари», явственно испытывал симптомы отравления мышьяком, от которого умирала его героиня. Мы также различаем за нравственными страданиями героев Ф. М. Достоевского искания его собственной мятущейся души.
Появление Тематического апперцептивного теста поставило три острых проблемы, связанные с проективной психодиагностикой.
Одна из них – вопрос о соотношении потребностей (чувств, желаний и стремлений) и прессинга среды (т.е. сил, воздействующих на «героя» рассказа извне). Согласно Мюррею, латентные потребности не осознаются и не выводимы из гештальтов (открыто наблюдаемого поведения), а проявляются только в фантазиях на темы ТАТ. Эксперименты уточнили эту гипотезу: если потребность не имеет «моторной разрядки» и фрустрируется в открытом социальном поведении, то она находит компенсаторное удовлетворение в рассказах ТАТ [3, с. 56-57].
Однако в этих же экспериментах обнаружилось, что «сила» потребности и ее отражение в ТАТ не связаны линейной зависимостью. Оказалось, что наиболее непосредственно в рассказах проявляются потребности умеренной интенсивности; очень сильная депривация приводит к вытеснению или искажению соответствующих образов фантазии. Тот же компенсаторный принцип действует и применительно к латентным (социально не одобряемым) потребностям, например агрессии или гомосексуальности. В итоге действия защитных механизмов в рассказах ТАТ может искажаться реальная картина личностных особенностей. Так, в экспериментальных исследованиях было показано, что лица, страдающие скрытым гомосексуализмом, на провоцирующие рисунки ТАТ дают нейтральные рассказы [там же, с. 56].
Вторая проблема – вопрос о соотношении рассказов и реального поведения. Считается, что проективные методики направлены на раскрытие мира субъективных переживаний, чувств, мыслей, экспектаций личности, а не на диагностику реального поведения [4]. Многие практические психологи, будучи прагматически ориентированными, часто игнорируют это ограничение, составляющее суть проективного метода как особого способа понимания человека. Важно не то, как человек действует, а то, что он переживает и как управляет своими чувствами. Очевидно, что в некоторых случаях возможно совпадение поведенческого аспекта и сути переживаний. Но в целом возможность оценки поведения с помощью проективных методов ограничена, зато открывается перспектива проникновения в уникальный мир человеческих чувств и мыслей.
Третья проблема – вопрос о соотношении диагноза и прогноза. Исследования, проведенные в русле идей «нового взгляда», в целом подтвердили положение Мюррея об отражении в рассказах ТАТ фрустрируемых или отвергаемых Я-потребностей. Лишение сна, пищевая, сексуальная депривация, предшествующие успехи или неудачи существенно сказываются в рассказах по ТАТ. Однако, как и в предыдущем случае, возможность прогноза поведения с помощью проективных методов ограничена. А проникновение в мир мыслей и переживаний человека создает основу для психологического консультирования.
В настоящее время имеется достаточно обширный выбор вариантов и модификаций ТАТ с таблицами, «значения» которых подобраны заранее с учетом диагностических задач. Среди них наиболее известны серии Д. Макклелланда и Дж. Аткинсона для диагностики мотивации достижения, ТАТ для детей и пожилых людей, ТАТ для подростков, ТАТ для исследования семейных установок, ТАТ для национальных меньшинств. К сожалению, психологи в нашей стране испытывают дефицит этих важных инструментов клинической психодиагностики. В какой-то мере этот пробел восполняется книгой Д. А. Леонтьева «Тематический апперцептивный тест» [5], написанной в духе традиционного деятельностного подхода.
8.4 Сущность проективного метода
Приоритет в использовании термина «проекция» принадлежит Лоуренсу Фрэнку, который первым сформулировал основные принципы проективной психологии. Выделим два существенных момента в рассмотрении сути проективного метода: 1) роль стимульных условий в проекции личностно-значимого материала и 2) феномен проекции как психологический механизм, обеспечивающий ту или иную эффективность этой группы методов.
Наиболее существенной чертой проективных методик Фрэнк считал неопределенность (слабоструктурированность) стимульного материала. Именно такой материал позволяет испытуемому проецировать свой способ видения жизни, свои мысли и чувства. В ходе проективной процедуры испытуемый должен эти неоднозначные стимулы конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Каждое эмоциональное проявление индивида, его ощущения, чувства, мысли, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляется тем ярче, чем более неопределенны ситуации-стимулы, побуждающие ее к активности. Отсюда – характерное для проективных методов отсутствие оценки ответов-реакций как «правильных» или «неправильных».
Именно неопределенность стимульного материала является характерным признаком, отличающим проективные методики от других, например психометрических, процедур.
По критерию ответной реакции испытуемого на стимул выделяются два типа неопределенности: структурно-формальный и интепретационно-содержательный.
Тесты Роршаха и ТАТ репрезентируют собой две группы наиболее распространенных проективных методик, относимых соответственно к тестам на структурирование и интерпретацию. Эти методики наиболее удачно дополняют друг друга, выявляя два аспекта личности: формальный и содержательный.
В формальном аспекте раскрывается индивидуальный когнитивный стиль, способы аффективного реагирования и контроля. Например, тест Роршаха дает некоторую информацию об общей благоприятной или неблагоприятной аффективной установке испытуемого по отношению к другим людям – враждебно-защитной или аффилиативно-открытой.
В содержательном аспекте личности раскрывается содержание потребностей и конфликтных переживаний, апперцепция «Я» и своего социального окружения. В частности, предполагается, что в рассказах ТАТ находит отражение не столько реальный характер межличностных отношений испытуемого, сколько их апперцепция, т. е. эмоциональное отношение и пристрастное видение этих отношений. Изображенные на картинках фигуры кроме буквальных значений имеют и символический смысл. Так, фигура немолодого мужчины – олицетворение отца, начальника, вообще мужского начала и власти. В этом случае интерпретация темы рассказа в зависимости от общего контекста либо «сужается» до анализа внутрисемейных отношений, либо расширяется и рассматривается как отражение взаимоотношений обследуемого с широким социальным окружением, отношение к нормативам общества и его ценностям.
Наряду с неопределенностью стимульного материала неопределенной является и ситуация обследования, не ограничивающая действия испытуемого социально-нормативными оценками и предоставляющая максимально широкий выбор способов поведения. Акцентирование неопределенности стимульных условий позволило психоанализу поглотить проективные методы. Чем более неопределенны условия (т. е. чем меньше прессинг реальности), тем в большей степени психическая активность приближается по своей природе к процессам воображения, обусловленным принципом удовольствия. Проективная продукция, например, по рассказам ТАТ, является результатом сложной познавательной деятельности, в которой слиты воедино как собственно когнитивные моменты, так и аффективно-личностные факторы – мотивация поведения, способы психологической защиты и контроля.
Вместе с тем ситуация обследования определяет качество проективных ответов. Если она воспринимается как ситуация экспертизы, то некоторые психологические проявления агрессии строго контролируются. Например, лица, совершившие преступления, могут продуцировать нейтральные или подчеркнуто просоциальные темы [6, с. 158-159]. Здесь имеет место сознательная фальсификация ответов, что искажает достоверность результатов обследования. Отсюда следует, что прогноз поведения на основе прямого отождествления «героя» и испытуемого осуществим только для ограниченного круга личностных черт и тенденций.
Надо учитывать также, что проективное поведение является производным от многих факторов. В частности, индуцируемые психологом чувства влияют на аффективный знак тематических рассказов: агрессивная установка приводит к возрастанию агрессивных «тем», дружелюбная – к преобладанию расслабляющих.
Недостаточные валидность и надежность проективных методик заставляют исследователей искать новые диагностические парадигмы.
8.5 Проекция как психологический феномен
Использование понятия проекции для обозначения проективных методик у некоторых известных психологов вызывало возражения. Например, Р. Кеттелл предпочитал называть их тестами «ошибочного восприятия» , а Л. Беллак – «апперцептивного искажения». Однако попытки заменить название этой группы методик не увенчались успехом, и большинство ученых и практиков используют их исторически сложившееся название. Почему? Что же собой представляет так называемая проблема проекции?
Понятие проекции для обозначения проективных методик было впервые использовано Л. Фрэнком (1939). Метафора, которую он использовал для объяснения, состоит в том, что благодаря неопределенности стимульного материала личность «проецируется» на него, как на экран. Это породило еще один образ о проективных методиках как о своего рода «психорентгене», высвечивающем неосознаваемые структуры личности.
Первые содержательные интерпретации проекции как феномена, возникающего в ситуации проективного исследования, связывались с концепцией 3. Фрейда. Однако фрейдовское понимание этого феномена, во-первых, противоречиво, что приводит к сложностям интерпретации проективной продукции в русле психоанализа. Во-вторых, то, что обозначают в психоанализе этим термином, имеет лишь частичное сходство с процессами, появляющимися на самом деле в проективном исследовании.
Остановимся на анализе каждого из названных аспектов.
Первая трудность заключается в том, что термин «проекция» в психоанализе действительно оказался противоречивым. 3. Фрейдом он был использован для объяснения патологических симптомов личности. Ученый полагал, что неврозы возникают тогда, когда психика не может совладать с эндогенно развившимся сексуальным возбуждением. Происходит проекция этого возбуждения во внешний мир в форме приписывания другим людям социально неприемлемых желаний, в которых человек как бы отказывает самому себе. В этом случае она выступает как механизм защиты против неосознаваемых асоциальных влечений. Благодаря этому механизму, процесс конфликта изживается. Понимание проекции в качестве защитного механизма было названо «классической защитной проекцией». Интерпретация этого понятия в психоанализе прочно связала его с защитными механизмами «Я».
Наряду с концепцией защитной проекции, входящей в состав различных патологических состояний, Фрейд ввел понятие проекции как нормального психологического процесса, который участвует в формировании гештальтов. Проекция определена им как первичный процесс «уподобления» окружающей реальности собственному внутреннему миру. Таков механизм, например, детского или религиозного мировосприятия. Проекция, не привязанная исключительно к сфере бессознательного, вечно конфликтующего с сознанием, а понятая как человеческая особенность, без которой нет собственного видения явлений реальности, была названа «атрибутивной проекцией».
Таким образом, проекцией Фрейд называет два существенно отличающихся друг от друга явления, в основе которых лежат процесс самозащиты, с одной стороны, и процесс «самоуподобления», т.е. идентификации с собой – с другой. Общим является лишь неосознаваемость трансформаций, которым подвергаются исходные влечения, – в сознании же обнаруживается только их продукт.
Проекция стала столь широким термином, что дифференцировать ее от идентификации и других психоаналитических феноменов чрезвычайно трудно. Например, говорят о проекции в психотерапевтической ситуации, когда на психолога «переносятся» чувства, предназначенные другому лицу. Проекцией называют «сопереживание» при восприятии художественных произведений. Существование этнических предрассудков также объясняют проекцией.
Что касается второго аспекта – сходства феноменов, обозначаемых в психоанализе термином «проекция», с процессами, имеющими место в проективном исследовании, – то оно на самом деле частичное. Например, Г. Мюррей, употребляя термин «идентификация» в ТАТ, фактически имел в виду защитную проекцию. Испытуемый, отождествляя себя с «героем», получает возможность неосознанно приписывать ему собственные латентные потребности. В этом случае уподобление себя другому позволяет успешно избегать осознания своей ущербности. Вместе с тем экспериментальные исследования показали, что содержание проекции не сводимо к асоциальным тенденциям: объектом проекции могут стать как отрицательные, так и положительные проявления личности [2]. Кроме того, по мнению Г. Мюррея, защитные механизмы в процессе проекции могут проявляться, а могут и не проявляться.
Как одну из попыток преодоления кризиса в обосновании проективного метода можно рассматривать отказ от понятия проекции в виде объяснительной категории. Примером такого подхода является концепция апперцептивного искажения Л. Беллака.
Исходя из экспериментов с ТАТ, Л. Беллак полагает, что использование термина «проекция» для процессов, наблюдаемых при работе с этой методикой, неуместно. С его точки зрения, например, восприятие субъектом в прошлом своего отца влияет на его перцепцию фигур отца в картинках ТАТ, и оно составляет валидный и надежный шаблон его повседневных восприятий фигуры отца. Возникает ощущение, пишет ученый, что перцептивные воспоминания воздействуют на восприятие актуальных стимулов, и не только ради узко обозначенных целей защиты, как это утверждается в психоаналитическом определении проекции. Фактически психоанализ не способен описать и объяснить процессы, обусловливающие проективное поведение; последнее должно быть рассмотрено в контексте проблемы «личность и восприятие» [7, с. 12].
В этой связи апперцепцию Л. Беллак понимает как процесс, посредством которого новый опыт ассимилируется и трансформируется под воздействием следов памяти. Этот термин имеет принципиально иное содержание, чем в теории Мюррея, так как учитывает природу стимульных воздействий и описывает не «первичные» процессы, а собственно когнитивные. Апперцепция – это значимая интерпретация личностью воспринятого. При этом каждый субъективный рассказ составляет динамически значимое «апперцептивное искажение». В частности, диагностическая продукция при работе с ТАТ представляет собой апперцептивные искажения разной степени. Степень апперцептивного искажения определяется как неопределенностью стимульного материала, так и индивидуальными особенностями воспринимающего, в свою очередь, зависящими от его аффективного состояния и мотивации. Например, при интерпретации таблицы 1 TAT один испытуемый может считать, что «мальчик грустен, потому что ему надоело играть из-под палки», другой – что «усталый, но счастливый мальчик отдыхает после удачного выступления».
Проекция в диагностическом исследовании является лишь одной из форм апперцептивного искажения, причем искажения в наибольшей степени. В случае же истинной проекции, указывает Л. Беллак, мы имеем дело с приписыванием чувств и отношений, не только остающихся бессознательными в целях защиты, но и являющихся неприемлемыми для Эго, а потому приписываемых объектам внешнего мира. Они не могут стать сознательными, кроме как с помощью особых, длительных терапевтических процедур [7]. Выделяются и другие формы апперцептивного искажения, кроме так называемой простой проекции: сенсибилизация, экстернализация, аутическое восприятие формы, отличающиеся возможностью осознания допускаемого искажения.
8.6 Классификация проекций
Критикуя многозначность и, следовательно, недостаточную разработанность понятия проекции, ученые предлагают различать несколько видов проекции.
В частности, Д. Холмс [см.: 8, с. 66] считает необходимым выделить два «измерения» проекции. Первое – что проецируется (наличие – или отсутствие проецируемой черты); второе – как проецируется ( осознаёт или не осознаёт субъект обладание той черты, которая проецируется). Комбинация этих измерений позволяет классифицировать все известные виды проекции (табл. 1).
Что касается черт, наличие которых субъект осознаёт, то выделяются атрибутивная и комплементарная проекции.
Экспериментальное подтверждение находит прежде всего атрибутивная проекция – приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям. По смыслу она близка к фрейдовскому «уподоблению». Р. Кеттелл считал этот вид проекции наивным умозаключением, основанным на недостатке опыта: люди склонны воспринимать других по аналогии с собой, приписывать другим те же мысли, чувства и желания, которые находят в самих себе.
Таблица 1 – Классификация проекций по Д. Холмсу