Что является символом науки
Что является символом науки
2021 год объявлен в России Годом науки и технологий. 9 марта на рабочей встрече с Владимиром Путиным Министр науки и высшего образования Валерий Фальков представил Президенту планы проведения Года науки и логотип Года. Так, в календаре каждый из месяцев будет посвящён отдельной научной теме: апрель – «Освоение космоса», май – «Новые вызовы и угрозы. Безопасность», июль – «Связанность территорий и освоение пространства», август – «Экология и климат» и так далее. А символом российского Года науки и технологий стало изображение армиллярной сферы. Валерий Фальков так объяснил этот выбор:
«Отдельно хотел бы сказать, Владимир Владимирович, что, когда выбирали символ Года науки, то посмотрели на историю нашей страны и, конечно, связали это с современностью. Поскольку логотип – это стилизованный вариант армиллярной сферы, он неслучайно выбран в силу нескольких причин. Первое и самое главное – такая сфера венчает главную башню Кунсткамеры. Это колыбель российской науки, сегодня это Музей антропологии и этнографии. С другой стороны, если посмотреть, то это своего рода модель атома. В ХХ веке, мы знаем, атомный проект во многом предопределил не только мироустройство, но и развитие нашей страны. И в-третьих, если с точки зрения междисциплинарности сегодня посмотреть, то это тоже такой отсыл к современности…»
Для справки:
Армиллярная сфера – символ Вселенной и символ науки, с эпохи Ренессанса ее часто можно было видеть перед домами или на башнях домов ученых и просвещенной европейской знати. В таком значении её восприняли и в России при Петре Великом. И было решено, что башню здания, специально построенного для Кунсткамеры, библиотеки и Академии, будет венчать армиллярная сфера. Механик Пьер Виньон установил её в 1730 году, но в пожаре 1747 года сфера была утрачена. 200 лет после башня Кунсткамеры простояла в усечённом виде. Первоначальный облик ей вернули в 1949 году, когда башню увенчала новая армиллярная сфера, изготовленная по проекту архитектора Р.И. Каплан-Ингеля. В начале 1990-х в в ЦНИИ КМ «Прометей» был разработан проект, и из титанового сплава была изготовлена новая сфера, которую установили на башне Кунсткамеры которая 28 декабря 1993 года.
Что является символом науки?
Какие бывают символы науки?
Обычно это знак Атома, который можно встретить на многих учреждениях и в логотипах. Он же и является официальным символом.
Раньше в школе на форме был шеврон на котором были нарисованы книга и солнце. Тоже можно считать как символ знаний или науки.
Больше на память никаких символов не приходит. Надеюсь помог.
Спасибо за внимание.
не всегда бывает так что человека, получившего хоть три высших образования, можно назвать разумным. Огромную роль играет воспитание, окружение. Если человек будет воспитываться в атмосфере суеверий и религиозности, то у него и мыслей не будет приложить полученные знания к тому, чтобы объяснить какие-либо явления с нормальной точки зрения. Бывает в совокупности с этим немалое влияние оказывает обычная человеческая тупость (которой тоже не мешает существовать образование) и эгоизм. Вот никогда такие люди не будут винить свои кривые руки или в целом себя за ошибки, приведшие к несчастью. Скорее виновата будет черная кошка или странно посмотревшая бабулька )) И ходят потом с тремя вышками к гадалкам, экстрасенсам и прочим шарлатанам + лечат болезни святой водой и молитвами.
Медаль «Символ Науки»
Медаль «Символ Науки»
Медаль «Символ Науки» — награда некоммерческого партнерства популяризации достижений науки и техники «Мир Науки» (Председатель Правления — профессор С.П. Капица). Учреждена в 2006 году в целях поощрения усилий граждан России, направленных на развитие науки, гармонизацию взаимодействия науки и общества, популяризацию научной сферы, повышение общественного статуса ученого, развитие научного мировоззрения.
Медаль вручается гражданам Российской Федерации и гражданам других стран, а также коллективам — российским и международным, имеющим в своем составе граждан России за гармоничное сочетание в научной деятельности, либо в деятельности по популяризации науки, рациональных, эстетических и этических начал, создание и воплощение идеальных образов ученых, идеальных образов науки.
Медали присуждаются и вручаются ежегодно по основным номинациям:
Лауреаты Медали
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Медаль «Символ Науки»» в других словарях:
Медаль «Символ Науки» — Медаль «Символ Науки» награда некоммерческого партнерства популяризации достижений науки и техники «Мир Науки» (Председатель Правления профессор С.П. Капица). Учреждена в 2006 году в целях поощрения усилий граждан России, направленных на развитие … Википедия
Медаль «Символ Науки» — награда некоммерческого партнерства популяризации достижений науки и техники «Мир Науки» (Председатель Правления профессор С.П. Капица). Учреждена в 2006 году в целях поощрения усилий граждан России, направленных на развитие науки,… … Википедия
Символ Науки (медаль) — Медаль «Символ Науки» награда некоммерческого партнерства популяризации достижений науки и техники «Мир Науки» (Председатель правления профессор С. П. Капица). Учреждена в 2006 году в целях поощрения усилий граждан России, направленных на… … Википедия
Медаль «Щит национальной безопасности» — I степени II степени … Википедия
Медаль «Ветеран финансовой полиции» — (каз. «Қаржы полициясының ардагері») награда органов финансовой полиции Республики Казахстан, учреждённая на основании Указа Президента Республики Казахстан от 30 сентября 2011 года № 155. Положение о медали Медалью Қаржы полициясының ардагері… … Википедия
Медаль «За укрепление боевого содружества» (Казахстан) — У этого термина существуют и другие значения, см. Медаль «За укрепление боевого содружества» (значения). Медаль «За укрепление Боевого содружества» … Википедия
Калашников, Михаил Тимофеевич — Михаил Тимофеевич Калашников Род деятельности: конструктор стрелково … Википедия
Рошаль, Леонид Михайлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рошаль. Леонид Михайлович Рошаль … Википедия
Янин, Валентин Лаврентьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Янин. Валентин Лаврентьевич Янин Дата рождения: 6 февраля 1929(1929 02 06) (83 года) Место рождения: Вятка, СССР Страна … Википедия
Циолковский, Константин Эдуардович — Константин Циолковский Дата рождения: 5 (17) сентября 1857(1857 09 17) Место рождения: Ижевское, Рязанская губерния, Российская империя … Википедия
Исследовательская работа «Почему сова является символом науки?»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 4»
Исследовательская работа.
Почему сова является символом науки?
Источник
Символ в науке, религии, искусстве
Символ в искусстве 3 стр.
Символ в религии 7 стр.
Символ в науке 9 стр.
Список литературы 14 стр.
В визуальных символах форма более непосредственно соотнесена со значением, чем в вербальном языке. Существование визуальной и вербальной систем коммуникации предполагает их взаимодействие, символ в культуре приобретает определенное словесное объяснение, мифологему. Визуальные символы, благодаря непосредственному воздействию на сознание, обладают своеобразной «магией». Неслучайно именно визуальные символы в древнейших культурах представлялись эманациями высших сфер бытия.
В настоящее время интерес к символике обусловлен популярностью геральдических и иных знаков, а также распространением рекламы, активно использующей традиционные символы.
Актуальность данной темы в настоящее время обусловлена возросшим интересом к символике, символу как предмету философского, историко-культурного, семантического, психоаналитического анализа. В этом контексте исследование креста как одного из важнейших символов, явленного в разных культурах, представляет особый интерес и дает материал для более широких теоретических и эмпирических обобщений относительно роли и функционирования символов в культуре. Такое исследование имеет и практическое значение.
Символ в искусстве
Понятие и природа символа в искусстве
Символ (греч. symbolon — знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема), знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию.В отличие от образа, символ не самодостаточен и «служит» своему денотату (предмету), требуя не только переживания, но также проникновения и толкования. В искусстве, особенно в его высоких достижениях, грань между образом и символом трудноопределима, если не учитывать, что художественный образ приобретает символическое звучание, тогда как символ изначально связан со своим предметом. В отличие от понятия, для которого однозначность является преимуществом (по сравнению, например, со словом естественного языка), сила символа в его многозначности и динамике перехода от смысла к смыслу. В отличие от аллегории[2] и эмблемы, символ не является иносказанием, которое снимается подстановкой вместо него прямого смысла: смысл символа не имеет простого наличного существования, к которому можно было бы отослать интерпретирующее сознание. В отличие от притчи и мифа, символ не предполагает развёрнутого повествования (нарративной формы)[3] и может иметь сколь угодно сжатую форму экспрессии. В отличие от метафоры, символ может переносить свойства предметов и устанавливать те или иные их соответствия не для взаимоописания этих предметов, а для отсылки к «неописуемому». В отличие от знамения, символ не является знаком временного или пространственного явления сверхприродной реальности, поскольку допускает наличие бесконечно большой дистанции между собой и своим интенциональным предметом. Специфическими отличиями символа от всех упомянутых знаковых тропов являются следующие его функции: 1) способность символа к бесконечному раскрытию своего содержания в процессе соотнесения со своей предметностью при сохранении и «неотменимости» данной символической формы; 2) способность символа, связанная с опытом его толкования, устанавливать коммуникацию, которая, в свою очередь, создаёт (актуально или потенциально) сообщество «посвящённых», т. е. субъектов, находящихся в поле действия и относительной понятности символов (например, церковь, направление в искусстве, эзотерический кружок, культурный ритуал); при этом эзотеричность символа уравновешивается его «демократичностью», поскольку каждый может найти свой, доступный ему уровень понимания символа, не впадая в профанацию; 2) устойчивое тяготение символа к восхождению от данных «частей» к действительному и предполагаемому «целому». Символ в этом случае является местом встречи того, что само по себе несоединимо.
Символ в разные исторические периоды.
Возникновение символов не случайно, оно связано с внешними признаками предмета и всегда отражает его глубинную сущность. Символы являются неотъемлемой частью человеческого мышления, сознания, лежат в основе человеческого ума. Глаза зрителя видят одно, а разум понимает другое. Символ обычно обращается не только к разуму, но и к чувствам человека, его подсознанию, порождает сложные ассоциации. Такие образы называются аллегориями. Термин этот появляется в древнегреческом языке, потом на латыни и означает иносказание. Его можно встретить у Цицерона в трактате «Оратор» в качестве литературного приёма. Такое понимание термина доживает до Ренессанса, до «Божественной комедии» Данте, «Освобождённого Иерусалима» Тассо и «Генеалогии богов» Боккаччо. Тассо полагает, что аллегории учат людей добродетели. Английский философ Фрэнсис Бэкон в «Мудрости древних» видит в них последствия разрушения древних мифов. Некогда царствовал Посейдон, могущественное божество морей, и люди верили в его реальность, теперь же он олицетворяет водные стихии. Такое превращение произошло со всеми божествами и героями. Более того, древние легенды стали рассматриваться как собрания всевозможных аллегорий. Винкельман, видный теоретик XVIII века, впервые исследовал значение аллегорий для изобразительного искусства. Он разделяет их на два типа: «возвышенный» и «простой». Возвышенный относится к образам, ведущим происхождение от древнегреческих мифов, простой же относится к обозначению явлений современности, будь то олицетворение знаний, истины, пороков или добродетелей. Винкельман считал, что аллегории — своеобразный дописьменный язык, определённый способ мифологического мышления. Так как он настаивал на необходимости возрождения античности как основы хорошего вкуса, а именно классицизма, то видел в аллегории основу этого стиля. Романтизм, выступивший с критикой классицизма, скептически отнёсся к царству аллегорических образов. Больше внимания стало уделяться такому явлению, как символ. Понятие это не менее древнее, чем аллегория, происходит от греческого слова, обозначавшего соединение, слияние, связь частей. Впервые оно стало употребляться в философии пифагорейцев как понятие пути познания. В дальнейшем символ указывал на образы, недоступные непосредственным наблюдениям, стихии потусторонних сил, законы космической гармонии. Гёте стал резко разграничивать аллегории и символы. Он считал, что когда поэт или художник показывает в частном всеобщее,— то это символ, а когда во всеобщем частное — аллегория. Романтики развили идеи Гёте. По их мнению, символ более органичная форма выражения представлений о высших явлениях, чем аллегория. Это духовный мост к непознаваемому. Аллегория им кажется слишком рациональной, имеющей одно значение; символ же показывает многообразие связей между тем, что доступно наблюдению, и тем, что относится к области чувств, идей и верований. После эпохи романтизма символ становится всё более употребительным. Достаточно вспомнить такое художественное течение, как символизм, базировавшийся на том, что мир непознаваем и имеются только отдельные намёки, символы, помогающие в нём ориентироваться. Появились различные философские и художественные школы, стремящиеся объяснить природу подобных образов. Некоторые из них объявляли, что действительность на самом деле не существует, что человек окружён символами, только ими и мыслит. Другие видели в них большую культурную традицию, которая, то затухая, то вновь пробуждаясь, проходит от древности через века. И наконец, ряд ученых говорил, что символические образы — архетипы, вечно существуют в душах людей, являясь их бессознательным опытом, проявляющимся в сновидениях, манере вести себя, образах искусства. Конечно, символы эпохи средних веков, романтизма и символизма не одно и то же; каждая эпоха меняла представление о такой сложной форме освоения мира. Да и само противопоставление аллегории и символа, прозвучавшее у романтиков, не имеет абсолютного характера; нередко они замещались друг другом.Вне зависимости от всевозможных интерпретаций аллегорий и символов ясно одно: это важнейшие инструменты моделирования образов действительности, подлинный инвентарь человеческой культуры. Они создают представление о том, что не доступно конкретному изображению. Если мы не знаем символического кода, то угадать смысл аллегорической фигуры невозможно. Вот, например, обезьяна в цепях. Это указание на зло, покорённое добродетелью. Бабочка намекает на надежду воскресения, разделяемую всеми христианами. Гусеница, куколка, бабочка могут обозначать таинства жизни, смерти и воскрешения. Четыре древнейших мифологических символа, пронизывают творчество Ван Гога. Очевидно, что люди должны как бы договориться между собой о значении изображений. Если в долгом историческом развитии оно было утрачено, то реконструировать этот смысл крайне трудно. Таинственные знаки неолита неохотно поддаются расшифровке. Намного легче понять условные образы последующих веков, от которых остались устная традиция и тексты. Зная мифы древнего мира и содержание Библии, можно более или менее успешно судить о том или ином изображении. Ко времени Ренессанса складывается специальная дисциплина — иконология (буквально «образословие»), стремящаяся пояснить, что значит определённый образ, где и как его можно использовать. Издаются специальные лексиконы, посвящённые этому трудному занятию. Они имелись в мастерской художников, их хорошо знали заказчики и любители искусства. Начиная с XV столетия они издавались систематически, последние увидели свет в начале прошлого века. Во введении иконологические лексиконы давали теоретическое обоснование науки, предлагали классификацию аллегорий и символов, к которым добавляли ещё и эмблемы — изображения с афористическими подписями. Опираясь на лексиконы, можно выделить аллегории, обозначающие явления природы: стихии, страны, время, небесные тела. Отдельно существуют те, которые указывают на «чувства и бытие» человека: возраст, темперамент, судьба. Есть и аллегории социальной деятельности: наук и искусств, богатства и бедности, героики, профессиональных занятий. Некоторые из них относятся к религиозным таинствам. В христианской традиции много значат Вера, Надежда, Любовь, добродетели. Основной пласт аллегорий — воскрешаемые образы древних мифов, о которых говорил Винкельман. Там, где появилась одна аллегория, приходится ожидать и другую. Крылатый молодой человек изображён с глазами, завязанными лентой, у ног его рог изобилия. Это — Благосклонность, порождение счастья и красоты. Слово «фавор», то есть благосклонность, по-латыни мужского рода, потому и аллегория эта представлена фигурой отрока. Рог изобилия указывает на богатство, а завязанные глаза — знак того, что благосклонность может быть и слепой. Молодая нимфа увенчана цветами, крылата, её розовую колесницу влечёт Пегас, в руках её розы и догорающий факел. Мы видим Аврору — божество начала дня… Ещё сложнее обстоит дело с символами. Мир их намного шире. Это растения, животные, предметы, цветы, буквы и числа. Символичными могут быть складки одежд, поза, выражение лица. Вот несколько примеров. Анемон — цветок грусти и смерти. Его образ появился в легенде об Адонисе, скончавшемся на ложе из анемонов, на лепестках которых сами собой появились красные пятнышки. В сценах распятия Христа — это знак скорби Марии, его матери. Число один — источник других чисел, символ единства. Два — намёк на человеческую и божественную природу Христа, указание на женский пол, который делим, то есть воспроизводит потомство.
Культурно-историческая практика человечества немыслима без символов. Они пронизывают быт, обряды и ритуалы людей, мифологию и религию, политику и философию, этику и эстетику, геральдику и астрологию, изобразительное искусство и литературу, театр и музыку. В наибольшей степени символы используются в религии, всегда претендовавшей на глобальный универсализм. Это явление русский религиозный философ Л.П. Карсавин объяснял так:
«…Универсализм религии заставляет во всем ловить отражение Божества и все рассматривать как Его символы. Ведь напряженная религиозная мысль выходит за рамки рационального знания, питаясь мистическим постижением: для того же, чтобы выразить мистический опыт, недостаточно обычных слов и понятий: приходится фиксировать свое восприятие символом». Но и религия использует не абстрактные символы, а художественные образы изобразительного искусства. И хотя со времени возникновения религии велась острая дискуссия об использовании средств изобразительного искусства, идеологи религии широко использовали исторический и мистический жанры живописи и скульптуры. На исторических полотнах изображались персонажи, которые в действительности могли реально участвовать в изображаемых событиях, например, апостол Андрей в сюжете его распятия. В мистических полотнах увековечены не только личности, которые могли участвовать в событии, но и те, чье участие в изображаемом событии совершенно невозможно, например, святая Варвара в картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Таким образом, налицо прямое использование символов в изобразительном искусстве. Как писал выдающийся русский философ и филолог А.Ф. Лосев: «…всякое искусство, даже и максимально реалистическое, не может обойтись без конструирования символической образности». Более того, Лосев подчеркнул, что «без использования символики искусство превратилось бы в неподвижную и самодовлеющую, достаточно мертвую действительность, не имеющую никакого объективного и тем более воспитательного значения». С чего начинается знакомство зрителя с живописной картиной? Разумеется, с понимания смысла, изображенного на ней сюжета. Однако даже если сюжет и содержание картины четко определены автором в ее названии, например, в картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна», зритель остается в неведении главной идеи картины, если он не знает символического значения святой Варвары. Зритель может не понять и значение решетки, которую держит святой на известном шедевре Ф. Сурбарана, даже если и прочтет, что это святой Лаврентий. И таких примеров можно привести бесчисленное множество, ибо они встречаются постоянно, когда мы посещаем музеи, картинные галереи или просто перелистываем альбомы, пытаясь определить идею картины. Но если на картине изображена святая Екатерина Александрийская, то идея картины окажется совсем в другом.ИСложным символическим содержанием отличаются и многие художественные произведения, созданные светскими авторами по мотивам религиозных сюжетов. Достаточно привести пример картины «Что есть истина?» Н.Н. Ге, которую, как известно, так любил Л.Н. Толстой, что настоятельно рекомендовал П.М. Третьякову приобрести ее, ибо боялся, что она может быть куплена иностранцем. Но религиозная символика сегодня пронизывает не только произведения художественной культуры. Без нее невозможно представить себе ни геральдику, ни фалеристику. Читая курс культурологии в Военном университете войсковой ПВО, я веду и занятия на высших академических курсах. Предлагая слушателям проанализировать символику Государственного герба России, я всегда спрашиваю: кто такой Георгий Победоносец, изображенный на груди двуглавого орла? Чаще всего называют следующие варианты: герой древнегреческой мифологии, персонаж Библии, русский былинный герой, один из князей Киевской Руси. Когда же я показываю слушателям репродукцию иконы «Георгий Победоносец» из Русского музея, где рядом с Георгием изображена женщина в короне, держащая на поводке крылатого змея, то слушатели удивленно спрашивают: а при чем тут женщина? К сожалению, религиозное невежество в современной высшей школе сказывается в том, что офицер с высшим образованием не знает даже символику главного государственного символа России. Эти и другие примеры говорят о том, что современный уровень культуры требует от каждого образованного человека знакомства и с религиозной символикой, остающейся в отечественной высшей школе традиционной лакуной. Причины такого положения обусловлены не только многолетними гонениями на церковь со стороны коммунистического режима и советской России, но и весьма противоречивым развитием символологии вообще, и в России – особенно. В конце XIX в. в научной среде к символу, как и к символизму, установилось отрицательное отношение, которое привело в начале XX в. к полной дискредитации этих терминов. Причиной этого стало творчество поэтов и писателей, именовавших себя «символистами», а также псевдонаучные, схоластические домыслы теоретиков символизма. Они представляли символ не только как средство для выражения идей, лежащих за пределами процесса творчества, но и как форму выражения «невоплощаемых» по существу понятий, угадываемых только с помощью интуитивного прозрения творца или как чисто субъективно-мистическое отражение потустороннего мира в предметах посюстороннего мира. Вот почему, как справедливо заметил А.Ф. Лосев, символизм, будучи явлением в Союзе, подвергся затем репрессиям. П.А. Флоренский был арестован и выслан на Соловки в 1933 г., где и погиб то ли в 1937, то ли в 1943. Его предисловие к словарю символов было опубликовано только в 1971 г. в Ученых записках Тартусского университета – «Труды по знаковым системам». Вслед за рядом теоретических трудов по символологии, публиковавшихся в 70-80-е гг., с 1990-х гг. в России начали издавать переводы зарубежных словарей символов, из которых только две книги посвящены символике религиозного искусства. Это книга Дж. Холла «Словарь сюжетов и символов в искусстве», изданная в 1996 г. и «Словарь христианского искусства» Дианы Апостолос-Каппадоны, изданный в 2000 г. Но и в этих книгах анализируются только лишь сюжеты произведений христианского искусства, а ведь религиозная символика отражается не только в произведениях искусства на религиозные темы. Глубокую символику несут также элементы одеяний священнослужителей, предметы богослужения и религиозных храмов. Все они имеют многозначную, порой противоречивую символику.Дело в том, что лобовое, бросающееся на первый взгляд, однозначное толкование части религиозных символов может привести к неверному и даже извращенному пониманию их смысла, ибо у разных народов, в разные времена, у разных художников, да и в разных сюжетных ситуациях, в сочетании с другими предметами и образами, один и тот же символ способен принимать совершенно неожиданные, в том числе и эзотерические смысловые значения и оттенки. Приведу убедительный пример: в процессе проскомидии, совершаемом в христианском храме, один и тот же предмет, например жертвенник, меняет свою символику, становясь то одним (ясли, где родился Спаситель), то другим (Голгофа), то третьим (престол Царя Небесного) явлением христианских истин. Что же касается многих других символов, то важно отметить, что в процессе развития человеческой культуры и мировых религий естественно появляются новые символы, а бытие старых связано с тем, что они живут и развиваются, а иногда, по словам В. Гюго, «изнашиваются и стираются» на извилистых путях человеческой культуры. Знание этих символов поможет современному человеку глубже понимать религиозное искусство, призванное воспитывать, воодушевлять и вдохновлять людей. В высшем учебном заведении эти знания студенты и курсанты должны получать прежде всего в курсе культурологии, объем и программа которой должны быть пересмотрены не только в сторону увеличения, но и в сторону изучения тематики религиозной символики.
Список используемой литературы
1. Багдасарьян Н.Г. Культурология./ Н.Г. Багдасарьян, А.В. Литвинцева, И.Е. Чучайкина. – М.: Высшая школа, 2007 – 709с.
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Символ/Электронный вариат: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – 2008.