Что является спецификой инновационно образовательной модели реализации внеурочной деятельности

Организационные модели внеурочной деятельности

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Организационные модели внеурочной деятельности

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель.

Внеурочная деятельность может осуществляться через учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной); дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования); образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; организацию деятельности групп продленного дня; классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования; инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

модель «школы полного дня»( в условиях «школы полного дня», работа ГПД)

оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.

Модель дополнительного образования. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Вместе с тем внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. А дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.

Модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.

Данную модель характеризует:

создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы и выделением разноакцентированных пространств;

содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;

создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;

построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;

опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.

Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;

организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых

расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.

Источник

Презентация «ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что является спецификой инновационно образовательной модели реализации внеурочной деятельности. Смотреть фото Что является спецификой инновационно образовательной модели реализации внеурочной деятельности. Смотреть картинку Что является спецификой инновационно образовательной модели реализации внеурочной деятельности. Картинка про Что является спецификой инновационно образовательной модели реализации внеурочной деятельности. Фото Что является спецификой инновационно образовательной модели реализации внеурочной деятельности

Описание презентации по отдельным слайдам:

Задачи инновации: 1. Организация и проведение в рамках каждого модуля различных видов внеурочной и внеклассной деятельности, обеспечивающих индивидуальное развитие каждого обучающегося и рост его творческого потенциала 2. Повышение эффективности внеурочной деятельности в модулях, позволяющих учитывать индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся 3. Создание ситуации успеха для каждого учащегося, позволяющей воспитывать органически развитую личность

Структура инновационной модели внеурочной деятельности Деятельность по разработке и апробированию инновационной модели внеурочной деятельности Изучение спроса учащихся, родителей, педагогов Разработка инновацион-ной модели внеурочной деятельности Разработка программных модулей в структуре инновацион-ной модели внеурочной деятельности Гражданско-патриотический Интеллектуальноисследова-тельский Культурно-эстетический Спортивно-оздоровительный Социально-нравственный Апробация инновационной модели внеурочной деятельности Деятельность по созданию инновационно активных кадров Деятельность по подготовке кадров к реализации инновационной модели внеурочной деятельности Деятельность по созданию учебно-материального обеспечения школы Результаты реализации инновационной модели внеурочной деятельности «Модульная система организации внеурочной деятельности» Методическое обеспечение Кадровое и материальное обеспечение

Результаты проекта: сформирована команда учителей-единомышленников по разработке и реализации инновационной модели внеурочной деятельности в начальной школе в формате синтеза внеурочной и внеклассной деятельности; разработана инновационная модель внеурочной деятельности в начальной школе в формате синтеза внеурочной и внеклассной деятельности; разработаны программы внеурочной деятельности, обеспечивающие реализацию проекта; созданы научно-методические и психолого-педагогические условия, для практической реализации внеурочной деятельности обучающихся в формате синтеза внеурочной и внеклассной деятельности; апробирована инновационная модель внеурочной деятельности в формате синтеза внеурочной и внеклассной деятельности;

апробированы программы внеурочной деятельности в формате синтеза внеурочной и внеклассной деятельности ; созданы условия для партнерства с родителями в процессе организации и проведения внеурочной деятельности; сформирован опыт проведения внеурочной деятельности в формате синтеза внеурочной и внеклассной деятельности ; сформирован опыт публичного выступления (доклад, защита проекта или исследовательской работы, презентационный материал, соответствующий требованиям презентации); презентован опыт моделирования внеурочной деятельности в начальной школе в формате синтеза внеурочной и внеклассной деятельности Результаты проекта:

Литература Григорьева, С. Г. Инновационная деятельность учителя начальных классов: сущность и технология подготовки / С. Г. Григорьева. – Чебоксары: Чуваш.гос. пед. ун-т, 2004. – 159 с. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактив. форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И. В. Никишина. – 2-е изд., стер. – Волгоград : Учитель, 2008. – 91 с. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) ; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010 Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н. Степанов // Завуч начальной школы.- 2011.- №6.-С.36-48 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Приказ Минобрнауки № 373 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»). – М.: Просвещение, 2010. – 32 с. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика : учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец. / А. В. Хуторской. – М.: Академия, 2008. – 255 с.

Источник

Статья на тему «Использование инновационных технологий во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №16 с УИОП»,

Белгородская область, г. Старый Оскол

Ключевые слова : инновационные технологии, внеурочная деятельность, учитель, ученик.

Параллельно с основной школой гармоничное развитие личности обеспечивает внеурочная и внешкольная учебно-воспитательная работа, которая создает условия для интеллектуального, духовного и физического развития детей в свободное от учебы время и часы досуга; способствует повышению мотивации личности к познанию и творчеству; удовлетворяет образовательные потребности детей и учащейся молодежи путем привлечения их к исследовательско-экспериментальной, художественно-эстетической, научно-технической, эколого-естественнонаучного, туристско-краеведческой и других видов творческой деятельности.

Педагогические исследования представляют внеурочную и внешкольную образовательную деятельность и активный досуг учащихся как важную сферу социализации личности, эффективный механизм формирования ее жизненных компетентностей и реализации творческого потенциала. Однако сложные социальные процессы, которые происходят в обществе, крах привычных, а иногда и удобных стереотипов восприятия жизни молодыми людьми привели к разрушению устойчивых механизмов влияния внеурочной и внешкольной учебно-воспитательной работы на развитие подрастающего поколения.

Диапазон досуговых интересов современной молодежи достаточно широк, но в нем доминируют его пассивно-созерцательные формы. У большой группы детей старшего школьного возраста отсутствуют навыки самоорганизации свободного времени, элементарные основы культуры досуга. Поэтому при выборе досуговых видов деятельности они руководствуются преимущественно развлекательными и престижно-конформистскими мотивами, которые стали господствующими в молодежной субкультуре, но не воспринимаются традиционными общественными институтами и нуждаются в педагогической коррекции.

Современный молодой человек резко противопоставляет ценность свободного времени, которое он проводит в семье или в местах, где есть ощутимый контроль старшего поколения, а также существуют четко регламентированные правила поведения (например, основная школа), ценности времени вне этим контролем и ограничениям, что позволяет ему самоутвердиться и самореализоваться в среде своих сверстников. Характерной чертой молодежного досуга стало стремлением создать психологический комфорт в общении с друзьями, сверстниками, интересными или оригинальными личностями [1, с. 320].

Мы живем в мире компьютеров, виджетов и гаджетов. Мы можем получать и передавать всю информацию в любое время. Все чаще встречаются люди с безразличием на лице, погруженные в мир виртуальной реальности. Но самое ужасное, что дети, которые едва научились бегать и говорить, зависят от «планшета». Они часто не хотят играть с детьми, ходить, заниматься другими видами деятельности, чем с телефоном, планшетом или компьютером.

Как учителя начальной школы, мы часто сталкиваемся с проблемой безразличия детей. Поэтому, важной задачей в нашей работе мы считаем удаление ребенка из состояния «компьютерного зомби» и привлечение к нему живого общения, реального мира и окружающей реальности.

Внеклассные мероприятия очень полезны в этой работе, так как это склад с неограниченным выбором видов деятельности, форм, методов и приёмов.

Самым большим интересом для детей и подростков является игра, театр, дискуссия, ситуативная, творческая, психологическая форма внеклассной деятельности, которая позволяет детям выражать себя и добиться успеха.

Выделяют следующие формы внеурочной деятельности:

1. Образовательная и познавательная деятельность: школьные обширные специализированные олимпиады, конкурсы; подготовка творческих и исследовательских проектов.

2. Спортивные и туристические мероприятия: организация и проведение митингов, соревнований, походов и экспедиций; вечеров туристов; турниры в баскетбол, волейбол, легкая атлетика, гимнастика, борьба, шахматы и шашки; спортивные эстафеты с детьми и их родителями, между классами; соревнования «мама, папа, я-спортивная семья».

3. Военные патриотические, спортивные мероприятия: работа школьных музеев, тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий к памятникам и в музеи воинской славы, военно-спортивные игры, эстафеты, соревнования.

4. Творческий, народные праздники: тематические праздники «праздник осени», «Рождество», «новогодний карнавал»; конкурсы профессий, ремесел; устроили соревнования или сверление песни, театральных постановок, читатель, творческих работ, рисунков и плакатов, стенгазет, презентаций.

5. Креативные и творческие проекты: ярмарки знаний и будущих профессий; праздники народного творчества, национальных обычаев и традиций; фестивали науки и творчества, кружки по интересам и клубы; неделя детского писателя.

6. Социально полезных и общественно значимых событий: рабочие группы и волонтерская работа; молодые волонтеры активность, рейды чистоты; операции «помощь беженцам», «подарок ветеранам»; акты благотворительности: «Помочь детям-инвалидам», «Помочь детскому дому»[5, с.15].

Все вышеперечисленные формы внеурочной деятельности способствуют развитию общения учащихся, повышению самооценки, нравственности учащихся. Внеурочные мероприятия дают ребенку возможность выбрать интересующую область, выразить себя, развить свои способности. В то же время нужно, чтобы создать успешную ситуацию для внеурочных мероприятий[1, с. 4].

В настоящее время трудно представить внеурочную деятельность без использования информационно-коммуникационных технологий: проектор, интерактивная доска, цифровые фото-видеокамеры, компьютеры. К примеру, перед каждой экскурсией или походом мы представляем детям то, что они должны увидеть. В этом нам помогает интерактивная доска, иллюстрирующая презентации. Получив первые знания в классе, во время тура можно запечатлеть то, что ребенок видел с помощью фото-видео устройств, а затем продемонстрировать на следующем уроке все данные, необходимые для консолидации полученных знаний.

Становятся забавными и интересными физические минуты, дыхательные упражнения, когда дети повторяют упражнения и имитируют персонажей на экране. И очень большую помощь оказывает компьютер в подготовке к производству сказочных и кукольных театров.

Использование мультимедийных презентаций и фильмов во внеклассных и внеурочных мероприятиях дает много положительных результатов:

1. придает занятию эмоциональность;

2. расширяет общий вид;

3. вызывает большой интерес в области исследования;

4. психологически облегчает процесс усвоения знаний;

5. возрастает производительность труда учеников и учителей [3, с. 100].

Использование ИКТ во внеурочной деятельности имеет решающее значение в начальной школе. Но здесь компьютерная техника не закрывает ребенка и способствует его эмансипации, общению со сверстниками и активной работе. А главное-наладить позитивное отношение, поднять настроение, пробудить больше интереса к деятельности. Следует всегда помнить, что ребенок особенно важен и нуждается в положительных эмоциях. Веселые ученики становятся более устойчивыми к стрессу, многим неожиданным ситуациям и разочарованиям. И поэтому школьники нуждаются в проведении внеурочных форм деятельности, наполненных праздниками, играми и экскурсиями[4, с. 64].

Проектная деятельность включает в себя решение проблемы различными методами, а также получение знаний и навыков из различных областей науки. При работе с проектами должна быть цель, гипотеза и результат. Результаты завершенных проектов должны быть «осязаемыми». Во время работы над исследованием дети учатся формулировать проблему, формулировать гипотезу, планировать работу, проводить эксперименты и наблюдения, находить необходимую информацию и представлять результаты работы[5, с.15].

Таким образом, главной задачей учителя является организация жизни детской группы, так чтобы ученики с большим желанием хотели участвовать в различных занятиях, учиться, быть независимыми, помогать друг другу и постоянно стремиться к новым знаниям. Внеурочная деятельность должна способствовать развитию культурной и творческой деятельности, духовному и моральному росту. Во внеурочной деятельности неразрывно связаны игры и образовательные мероприятия. Так как игра наполнена яркими эмоциями, познавательный материал поглощается гораздо лучше.

Подводя итог, следует отметить, что ребенок большую часть времени проводит в школе. И целью нашей деятельности должно быть формирование условий для применения этого времени ребенком с пользой, радостью и интересом. Весьма важно, чтобы младший школьник был заинтересован «внеклассными» занятиями, чтобы школа стала для него вторым домом, и это, в свою очередь, содействовало наиболее успешному обучению. Сейчас педагог обладает знаниями многих поколений и обладает возможностью показать все эти познания в разных формах, способах и с применением новых технологий. Сегодняшний педагог должен регулярно стремится к совершенству, идти в ногу со периодом, исследовать и применять инновации в образовании.

2. Науменко, Ю. В. Организация внеурочной деятельности при введении ФГОС начального общего образования: Примерное положение о внеурочной деятельности школьников / Ю. В.Науменко // Методист. – 2011. – № 10. – С.31-34.

3. Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч. – 2013. – №3. – С.100-109.

4. Созонова, В.П. Примерная программа школьников во внеурочной деятельности в школе / В.П. Созонова //Завуч начальной школы. – 2011. – №5.– С.64-77.

5. Степанов, П. В. Внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования: вопросы, ответы, комментарии / П. В. Степанов, И. В. Степанова // Завуч начальной школы. – 2011. – № 6. – С.15-19.

Источник

Использование инновационного подхода в организации внеурочной деятельности для развития творческих способностей воспитанников

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Использование инновационного подхода в организации внеурочной деятельности для развития творческих способностей воспитанников

Старший воспитатель учебного курса полковник запаса Кунгуров Е.Н.

Тюменское президентское кадетское училище (г. Тюмень)

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основа образовательных стандартов нового поколения – формирование универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса:

-личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных принципов, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;

-регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их деятельности (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

-познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы;

-коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

Спортивно-оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки (подвижных, народных, оздоровительных игр), детские спортивные секции, разные виды спортивно-оздоровительной деятельности.

Духовно-нравственное и общекультурное направления реализуются через кружки художественного творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью»; лоскутная пластика, мягкая игрушка; плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по камням, дереву; бумажная пластика; холодный батик; витраж; работа с кожей, с соломкой и др.; кружки технического творчества (лего-конструирование), домашних ремесел; посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в классе, школе; художественные акции школьников в окружающем школу социуме. Игры – миниатюры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы, чтение и просмотр красочных познавательных программ, компьютерные игры (специально отобранные специалистом), игра на инструменте, прослушивание музыкальных произведений и т.д.

Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы как познавательные беседы, предметные факультативы «Информатика: логика и алгоритмы», «Информационные технологии» и др., «Детская риторика» и др., кружки «Путешествие в прошлое», «Занимательная топонимика» и др., олимпиады, дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» и др., детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб и др.

В социальном направлении может быть положена общественно – полезная деятельность. Формы организации социального направления: работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми); коллективное творческое дело; социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика») и др. Социальное направление может быть ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся и реализовываться через формы: поисково-исследовательская работа в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах и др., встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности, тематические сборы, творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др.), военно – спортивные праздники («Зарница», «Юный спасатель» и др.) и др. Волонтёрская деятельность: шефство.

Для достижения выше указанных целей и задач необходимо использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности:

Сегодня Интернет технологии занимают важное и особое место практически во всех областях человеческой деятельности. Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако надо четко продумать и определить для решения каких целей и задач могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная компьютерная сеть. Дидактические возможности (свойства и функции) сети Интернет связаны с ее вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами, которые могут быть полезны во внеурочной деятельности. Рассмотрим некоторые из предоставляемых услуг всемирной компьютерной сети, которые можно применять во внеурочной деятельности.

— книги словари, справочники, методическая литература, газеты, журналы в электронном виде;

— электронные библиотеки, базы данных, информационные системы;

— обучающие и другие имеющие отношение к педагогике электронные книги, справочные файлы,

— IRC (Internet Relay Chat).

Среди информационных ресурсов сети следует особо выделить:

1. Курсы, программы, предназначенные для самообразования.

2. Обучающие олимпиады, викторины, телекоммуникационные проекты

4. Консультационные виртуальные центры (для школьников, учителей, родителей).

5. Научные объединения (для школьников).

Причем во многих видах внеурочной деятельности тесно приплетаются такие услуги Интернет, как вещательные, так и поисковые, интерактивные и информационные.

Естественно, что комплексное использование возможностей компьютерной сети, можно добиться действительно превосходных результатов.

Рассмотрим пути применения некоторых из перечисленных предоставляемых услуг всемирной компьютерной сети.

Поиск и отбор теоретического материала.

Данный вид деятельности направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Часто, для проведения внеклассных мероприятий, например, при проведении математической викторины, необходимо подготовить много теоретического материала, в том числе и исторические справки, новые методы. Ученики сами подбирают теоретический материал под руководством учителя. В этом нет ничего нового, кроме тех средств, которыми могут в современном обществе воспользоваться ученики.

Интернет содержит в себе огромную массу информации, как полезной, так и в какой-то мере вредной для детских умов.

Перед педагогом ставится задача не только отследить сам материал, но и правильно организовать его поиск и отбор.

Но зато, сколько дополнительных возможностей открывает Интернет.

Вашему вниманию открываются книги, газеты, журналы, электронные библиотеки, базы данных, информационные системы, словари и справочники. Причем разных авторов и на разных языках, а что самое важное – не выходя из дома или компьютерного класса.

Учащиеся учатся обращаться с новой для них информацией, отбирать важные и актуальные моменты.

— в зависимости от количества участников проектов – индивидуальные, парные, групповые;

-по продолжительности проведения: краткосрочные, долгосрочные, эпизодические.

Требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Исследовательский метод или метод исследовательских проектов основан на развитии умения осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.

Учебный исследовательский проект структурируется на основе общенаучного методологического подхода: определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Чему учатся дети в ходе осуществления исследований

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *