Что является топографической основой генерального плана нефтебазы
Порядок разработки генерального плана нефтебазы
При разработке генерального плана нефтебазы, как правило, соблюдается следующая последовательность проектных работ:
2. На основании расчета технологического процесса определяют состав зданий и сооружений: число и вместимость резервуарных парков; определяют тип и количество резервуаров; количество и мощность сливоналивных фронтов водного, железнодорожного, автомобильного; число и мощность вспомогательных цехов и других сооружений.
3. Определяются класс и категория взрывоопасности и пожарной опасности помещений зданий, а затем в целом каждого здания и сооружения нефтебазы.
4. Определяются категории и классы взрывоопасности и пожарной опасности наружных сооружений и технологических установок.
5. Определяются размеры взрывоопасных зон вокруг зданий, наружных технологических установок и отдельно стоящего технологического оборудования.
6. В целях уменьшения противопожарных разрывов разрабатываются мероприятия по снижению категории и класса взрывоопасности и пожарной опасности каждого здания и наружной установки. Эти меры могут быть осуществлены путем повышения степени огнестойкости конструкций зданий и сооружений; за счет выполнения специальных мероприятий, например, выноса опасного оборудования и целиком установок из помещений зданий на открытую площадку; оснащения производственных помещений системами автоматического пожаротушения и т.д.
7. Выполняется группировка зданий и сооружений по противопожарным зонам с учетом неразрывности технологического процесса.
8. Определяются разрывы между зданиями и сооружениями в каждой зоне с учетом противопожарных, санитарных, экологических и технических норм.
9. После выполнения указанного объема проектных работ производится разработка генерального плана — основного чертежа проекта нефтебазы.
Разработку генерального плана начинают, как правило, с привязки основной технологической зоны (объекта), которая(ый) имеет связь по одному или нескольким технологическим операциям с другими основными зонами (объектами). На нефтебазах такой зоной или объектом является зона хранения, или резервуарный парк. Затем к резервуарному парку привязываются с учетом противопожарных разрывов остальные основные и вспомогательные зоны.
К таким основным зонам относятся: зоны по сливу и наливу нефти и нефтепродуктов в различные транспортные средства — железнодорожные, водные, автомобильные; очистные сооружения и другие.
По противопожарным требованиям и по технологическому принципу территории нефтебаз можно разделить на основные технологические и вспомогательные зоны, которые приведены в таблице. Здесь показано деление нефтебаз и комплексов сооружений по зонам.
При привязке каждой зоны должна предусматриваться возможность ее расширения, на случай увеличения мощности нефтебазы.
Расстояния межу зонами и между объектами внутри зоны зависят от категории и класса пожароопасности каждого объекта, а категория и класс пожароопасности каждого объекта, в свою очередь, зависят от числа пожароопасных помещений.
Перечень зон для перевалочно-распределительных нефтебаз
Здания и сооружения в зоне
Зона хранения нефти и нефтепродуктов
Резервуары, технологические трубопроводы, манифольды, газосборники, газовая обвязка,
Зона водного приема и налива нефти и нефтепродуктов
Морские и речные пирсы или причалы, насосные, трубопроводы, манифольды, операторные и другие объекты, связанные с водными сливо-наливными операциями
Зона железнодорожного приема и налива нефти и нефтепродуктов
Железнодорожные эстакады, насосные, компрессорные, лаборатории, погрузо-разгрузочные площадки, трубопроводы, манифольды, операторные и другие объекты, связанные с железнодорожными операциями
Зона автомобильных операций по приему и отпуску нефтепродуктов и розничного отпуска
Автоэстакады, насосные станции, трубопроводы, манифольды, разливочные, расфасовочные, расходные мерники, склады нефтепродуктов в таре, автовесы, лаборатории, регенерационные установки, площадки для хранения тары
Зона очистных сооружений
Нефтеловушки, резервуары-накопители, резервуары-отстойники, флотационные установки, пруды-испарители, иловые площадки, станции по очистке балластных вод
Зона вспомогательных цехов
Котельные, механические и сварочные мастерские, столярные мастерские, трансформаторные подстанции, водопроводные и сантехнические сооружения, топливный склад для нужд нефтебазы, объекты противопожарной службы
Зона административных и хозяйственных зданий и сооружений
Контора, проходные, гаражи, пожарное депо, здание охраны, материальные склады, санпропускники, столовые и другие объекты
Генеральный план нефтебаз
Одним из основных графических документов, оформляемых при проектировании нефтебаз, является генеральный план. Он представляет собой чертеж, отображающий расположение различных объектов на территории, отведенной для строительства нефтебазы. Топографической основой для разработки генерального плана является ситуационный план района размещения площадки нефтебазы в масштабе М1:50000 или М1:10000 на котором нанесены горизонтали, а также близкорасположенные объекты (автомобильные и железнодорожные дороги, линии электропередачи, водопровод, предприятия, жилые дома и т.д.). Опираясь на ситуационный план, проектировщики размещают объекты нефтебазы, стремясь, с одной стороны, максимально увязать их с соответствующими коммуникациями района, а с другой — минимизировать протяженность технологических трубопроводов.
Для привязки объектов нефтебаз на генеральный план наносят координатную сетку со сторонами 100×100 или 50×50 м, которая увязывается с существующей топографической сетью страны. Линии сетки обозначают в горизонтальном направлении буквой А, а в вертикальном направлении — буквой Б. Привязка объектов нефтебаз к местности осуществляется: для прямоугольных сооружений — обозначением координат противоположных углов, для круглых — обозначением координат центра. Запись
2А + 15/7Б+24 означает, что рассматриваемая точка находится
в 15 м правее вертикальной линии сетки 2А и в 24 м выше горизонтальной линии сетки 7Б.
Кроме сетки на генплан наносится «роза ветров», длина «лучей» которой пропорциональна повторяемости ветра в рассматриваемом направлении.
При размещении объектов на территории нефтебазы придерживаются определенных правил:
1) участок хранения нефтепродуктов наиболее опасен в пожарном отношении, поэтому его выделяют в обособленную площадку, обнесенную обвалованием;
2) участок автомобильных операций следует располагать ближе к въезду, чтобы потребители находились на территории нефтебазы как можно меньше времени;
3) участок очистных сооружений необходимо проектировать в наиболее низком месте площадки нефтебазы с тем, чтобы ливневые воды и промышленные стоки могли поступать в нефтеловушку самотеком;
4) участок вспомогательных сооружений должен быть отделен от других участков, так как там проводятся работы с открытым огнем; при этом котельную, механические мастерские, площадку сварочных работ и т.п. надо размещать так, чтобы ветер не сносил дым и искры на резервуарные парки, разливочные, железнодорожные тупики и другие объекты повышенной пожарной опасности.
Требования к размещению объектов на территории нефтебазы сформулированы в строительных нормах и правилах «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы». В нем оговариваются:
а) минимальные расстояния от зданий и сооружений нефтебаз до жилых и производственных зданий, лесных массивов, железных и автомобильных дорог, гаражей и т.д.;
б) минимальные расстояния от наземных резервуаров до зданий и сооружений нефтебаз (сливо-наливных устройств, насосных станций, узлов задвижек, разливочных, расфасовочных и т.д.);
в) минимальные расстояния от сливо-наливных устройств и трубопроводов до зданий и сооружений нефтебаз;
г) требования к размещению резервуаров.
Например, здания и сооружения нефтебаз I катего
рии должны располагаться не ближе (м):
■ от жилых и общественных зданий. 200
■ от зданий и сооружений соседних предприятий. 100
■ от лесных массивов хвойных и смешанных пород. 100
Минимальные расстояния от наземных резервуаров
нефтебазы I категории должны составлять (м):
■ до сливо-наливных устройств морских и речных судов. 75
■ до сливо-наливных эстакад (устройств) автомобильных и железнодорожных цистерн. 30
■ до зданий и сооружений с производственными процессами,
■ до края проезжей части внутренних автодорог и проездов. 15
В качестве примера на рисунке ниже показан генеральный план условной нефтебазы.
Судя по составу сооружений, эта нефтебаза является перевалочной: прием нефтепродуктов осуществляется по магистральному нефтепродуктопроводу, а отпуск — по железной дороге вагонами-цистернами. Поскольку размер координатной сетки составляет 100×100 м, то, судя по диаметру резервуаров 1-20, это РВС5000, а значит, общая вместимость резервуарного парка составляет не менее 100 000 м 3 (резервуары 21, 22 не имеют обвалования и, вероятнее всего, также служат для хранения противопожарного запаса воды). Следовательно, это нефтебаза II категории.
Как и требуют нормы проектирования, очистные сооружения (песколовка 48 и нефтеловушка 49) расположены в наиболее низком месте площадки нефтебазы. Котельная 36 размещена так, чтобы при преобладающем направлении ветров — юго-западном — на ее территории не возникала повышенная загазованность.
Генеральный план нефтебазы:
1-22— резервуары; 23— склад пенопорошка; 24, 25— водоемы; 26, 27 — железнодорожные наливные эстакады;
28 — помещение для наливщиков; 29 — наливная продуктовая насосная станция;
30 — узел приема нефтепродуктов из магистрального нефтепродуктопровода; 31 — трансформаторная подстанция;
32 — механическая мастерская; 33 — водонасосная станция; 34 — резервуары противопожарного запаса воды; 35 — водонапорная башня;
36 — котельная; 37 — площадка для топлива; 38 — площадка для золы; 39 — бытовое помещение; 40 — контора; 41 — пожарное депо;
42 — здание охраны; 43 — узел связи; 44 — лаборатория; 45 — склад; 46 — вольер для собак; 47 — сторожевой пост; 48 — песколовка;
49 — нефтеловушка; 50 — ограждение; 51 — узкоколейка; 52 — железнодорожные пути
Не совсем удачно расположена наливная насосная станция 29. Наилучшим было бы ее размещение между резервуарным парком и железнодорожными наливными эстакадами 26, 27, что обеспечило бы наименьшую протяженность технологических трубопроводов. Объяснений принятого на рисунке решения два: 1) ограниченность площади застройки; 2) возможность улучшения условий всасывания благодаря более низким высотным отметкам насосов.
Что является топографической основой генерального плана нефтебазы
Генеральный план нефтебазы
Генеральный план нефтебазы представляет собой определенное расположение различных объектов на территории, отведенной для строительства. Генеральный (главный) план нефтебазы составляется с учетом всех местных условий: рельефа, геологических и гидрогеологических особенностей площадки, метеорологических условий, номенклатуры нефтепродуктов и некоторых особых условий эксплуатации (противопожарных, санитарных, транспортных).
Топографической основой для разработки генерального плана является ситуационный план с горизонталями. С помощью ситуационного плана с железнодорожными путями, автомобильными дорогами и инженерными сетями (телефон, водопровод, канализация, линии электропередач) нефтебазы увязываются с транспортными магистралями и соответствующими сетями района. Железнодорожные тупики помимо малой протяженности и удобного примыкания к магистрали должны быть проведены с необходимыми уклонами и радиусами кривизны. После привязки сетей приступают к размещению всех сооружений по семи зонам. Для облегчения разбивки отдельных объектов на топографический план площадки наносят розу ветров и координатную сетку 100 ´ 100 или 50 ´ 50 м.
Зона хранения наиболее опасна в пожарном отношении, поэтому ее выделяют в обособленную площадку, доступ на которую разрешается лишь ограниченному кругу людей. Оперативную зону следует располагать ближе к выезду и въезду, чтобы потребители не задерживались на территории базы. На нефтебазах I и II категорий под оперативную зону отводится специально огороженный участок с самостоятельным въездом и выездом на дороги общего пользования. Объекты зоны вспомогательных технических сооружений отделяют от других зон, так как там производят работы с открытым огнем, а в производственном отношении существует взаимосвязь между ними.
При компоновке зон и отдельных сооружений необходимо добиваться максимально возможного сокращения протяженности технологических трубопроводов и инженерных сетей.
Размещению объектов на плане должна предшествовать горизонтальная планировка всей территории нефтебазы.
Все здания и сооружения на генплане должны иметь габаритные размеры и координаты одного из углов.
Вертикальную планировку площадки нефтебазы производят с учетом следующих требований:
– должны быть созданы нормальные условия всасывания насосов;
– по возможности должен быть обеспечен самотечный слив и налив железнодорожных цистерн, налив автоцистерн и мелкой тары;
– трубопроводные сети должны быть проложены без «мешков» (резкого изгиба оси трубы в вертикальной плоскости).
Примерный генеральный план перевалочной нефтебазы представлен на рис. 10.1 [18]. Прием нефтепродуктов осуществляют по магистральному нефтепродуктопроводу, а отпуск по железной дороге – вагонами-цистернами.
Рис. 10.1. Генеральный план нефтебазы: 1–22 – резервуары; 23 – склад пенопорошка;
24 – водоем; 25 – запасной водоем; 26–27 – железнодорожные наливные эстакады;
28 – помещение для наливщиков; 29 – наливная насосная; 30 – узлы приема нефтепродуктов из магистральных трубопроводов; 31 – трансформаторная подстанция; 32 – механическая мастерская; 33 – водоносная; 34 – резервуары для воды; 35 – водонапорная башня;
36 – котельная; 37 – площадка для топлива; 38 – площадка для золы; 39 – обмывочная;
40 – контора; 41 – пожарное депо; 42 – здание охраны; 43 – телефонная станция;
44 – лаборатория; 45 – склад проб; 46 – вольер для собак; 47 – сторожевой пост;
48 – песколовка; 49 – нефтеловушка; 50 – ограда; 51 – узкоколейка;
52 – железнодорожные линии
Резервуары под номером 1 – 20 типа РВС-5000 имеют общую вместимость 100 000 м3. Резервуар РВС-5000 имеет объем 5000 м3, диаметр 22,8 м, высоту
12 м. По объему резервуарного парка нефтебаза принадлежит ко II категории.
Очистные сооружения (48 и 49), как и требуют нормы проектирования, расположены в наиболее низком месте площадки нефтебазы.
На генеральном плане нанесена «роза ветров», длина «лучей» пропорциональна частоте ветра в рассматриваемых направлениях.
Каждая группа наземных резервуаров ограждена замкнутым земляным обвалованием шириной по верху не менее 0,5 м или ограждающей стенкой из негорючих материалов, рассчитанной на гидростатическое давление разлившейся жидкости. Высота обвалования должна быть на 0,2 м выше уровня расчетного объема разлитой жидкости.
Обвалование выполняется с целью предотвращения разлива нефтепродукта по площади нефтебазы из резервуаров в случае их повреждения. Это важно, особенно при пожарных ситуациях.
На рис. 10.2 приведена часть нефтебазы, в которой резервуары наполняются из железнодорожных цистерн. Показана сливная железнодорожная эстакада, насосная, эстакады налива нефтепродуктов в автомобильные цистерны, зона очистных сооружений, склад пенообразователя (для тушения пожара), операторская, въездные ворота для железнодорожного транспорта и автотранспорта.
Рис. 10.2. План участка нефтебазы
На железнодорожных эстакадах устанавливают сливные и наливные станки. Они представляют собой устройства для слива нефтепродукта из цистерн или их налива. Станок состоит из опорной вертикальной стойки с хомутами, в которых может поворачиваться стояк, выполненный из трубы. Стояк представляет собой трубу [59], плавно изогнутую в верхней части, и образует радиус вращения около 3 м. Высота стояка 5,5 м. На конце стояка установлен резиновый рукав длиной 4 м и внутренним диаметром 100 мм.
Наполнение цистерн нефтепродуктами осуществляется под избыточным давлением, создаваемым насосом. Слив светлых нефтепродуктов может осуществляться под разрежением (сифонный способ). Станок имеет патрубок для нижнего слива, вентили, фиксирующее устройство, насос.
После разработки генерального плана приступают к составлению технологического плана и схемы трубопроводов нефтебаз, которые являются основными (исходными) документами для гидравлического расчета трубопроводов.
Технологическая схема представляет собой безмасштабную схему сети трубопроводов (с оборудованием), при помощи которой обеспечивается выполнение всех операций по перекачке жидких нефтепродуктов. Для составления схемы необходимо знать число и объем операций, их одновременность, а также номенклатуру хранимых на нефтебазе нефтепродуктов. При составлении схемы следует учесть, что помимо основных операций по приему и отпуску нефтепродуктов необходимо осуществлять еще и внутрибазовую перекачку любым насосом из резервуара в резервуар в пределах определенной группы нефтепродуктов.
Рис. 10.3. Принципиальная технологическая схема перевалочно-распределительной
нефтебазы: I – причальные сооружения; II – автоналивная эстакада; III – резервуарный парк светлых нефтепродуктов; IV – резервуарный парк темных нефтепродуктов; V – узел учета; VI – камера приема очистного устройства; VII – разливочная; VIII – насосная;
IX – нулевой резервуар; X – сливная железнодорожная эстакада
Насосная станция – группа насосных агрегатов, установленных в здании, под навесом или на открытой площадке и предназначенных для перекачки нефти и нефтепродуктов.
Эстакада железнодорожная сливо-наливная – сооружение у специальных железнодорожных путей, оборудованное сливо-наливными устройствами, обеспечивающее выполнение операций по сливу нефти и нефтепродуктов из железнодорожных цистерн или их наливу.
Разливочная – сооружение, оборудованное приборами и устройствами, обеспечивающими выполнение операций по наливу нефтепродуктов в бочки.
Нефтеловушка (очистные сооружения) – сооружение для механической очистки сточных вод от нефти и нефтепродуктов.
Стационарная система пенного пожаротушения включает резервуары для воды и пенообразователя, насосную станцию и сеть растворопроводов с пожарными гидрантами. Средства автоматики включают систему подачи пены при возгорании нефтепродукта.
Нефтебаза может принимать нефтепродукты по магистральному нефтепроводу (только светлые), по железной дороге (светлые и темные). Отпуск светлых нефтепродуктов производится автомобильным, водным и железнодорожным транспортом, темных нефтепродуктов – по железной дороге и через разливочную систему.
Технологический план представляет собой схему, нанесенную в масштабе на генеральный план нефтебазы. По этому плану для каждого трубопровода составляется профиль трассы, который имеет следующие графы:
· в первой прочеркивается сплошной линией профиль земной поверхности и жирной линией указывается положение трубопровода;
· во второй указывается ситуация вдоль трассы трубопровода (колодцы, насосные, пересечения дорог и т. д.);
· в третьей приводятся красные отметки – требуемые отметки поверхности Земли;
· в четвертой даются фактические отметки поверхности Земли наиболее характерных точек трассы (разность отметок третьей и четвертой граф составляет величину выемки или подсыпки грунта);
· в пятой указываются отметки нижней части трубопровода (при подземной прокладке – отметки дна траншеи);
· в шестой приводятся расстояния между характерными точками трассы, а также указываются пикеты через каждые 100 м и километровые столбы;
· в седьмой приводятся уклоны трубопровода и расстояния, на которых этот уклон должен быть выдержан.
Графические материалы нефтеперекачивающих станций с резервуарным парком и магистральных трубопроводов (типовые технические решения по проектированию) приведены в работе [55].
Современные нефтебазы могут быть универсальными (рис. 10.4).
Рис. 10.4. Универсальная нефтебаза
Они имеют устройства для слива топлива из железнодорожных цистерн, отпускают нефтепродукты в автоцистерны, имеют колонки для заправки автомобилей. Процесс учета нефтепродуктов автоматизирован. Для контроля процессов слива и налива нефтепродуктов применяются ПЭВМ с соответствующими программами.
Автоцистерны с нефтепродуктами взвешиваются на весах автомобильных стационарных и передвижных общего назначения грузоподъемностью от 10
до 30 т.
Железнодорожные цистерны взвешиваются на специальных весах в соответствии с ГОСТ 8.424–81.
Масса нефтепродукта определяется как разность между массой брутто и массой тары.
Разработка чертежа генерального плана нефтебазы
Генеральный план нефтебазы
В генеральном плане комплексно решаются вопросы совмещения технологического процесса работы нефтебазы с благоустройством и планировкой территории, то есть с размещением на ней зданий, сооружений, инженерных сетей и т.д. Размещаются все объекты и инженерные сети в масштабе с привязкой их к топографической съемке. Чертеж генерального плана выполняется обычно в масштабе М-1:500 или М-1:1000 в зависимости от размеров территории нефтебазы.
Основным принципом в разработке генерального плана нефтебазы является деление территории на основные и вспомогательные производственные зоны и зоны административного и бытового назначения.
При разработке чертежа генерального плана нефтебазы необходимо руководствуются выполнением следующих задач и требований:
Территория нефтебазы должна быть максимально компактной.
Большая территория и разбросанность объектов, с одной стороны улучшают противопожарную обстановку, за счет увеличенных противопожарных разрывов. С другой стороны, очень трудно обеспечить пожарную безопасность на большой территории нефтебазы, требуется постоянное отвлечение рабочих от основных обязанностей на уничтожение сухой растительности. Особенно это касается южных регионов страны, где весной бурно растут травы, а начиная с июня месяца выгорают и становятся особо опасными в пожарном отношении и могут самовозгораться.
Кроме того, при большой территории нефтебазы увеличивается протяженность технологических трубопроводов, инженерных сетей, автомобильных проездов, тем самым, увеличивается стоимость проекта и возрастают эксплуатационные расходы по их содержанию и ремонту.
По технологическим требованиям расстановка зданий и сооружений нефтебазы должна соответствовать оптимальному варианту, при котором соблюдается неразрывность и последовательность основного технологического процесса — по сливу, хранению и наливу нефти и нефтепродуктов, а также его связь с вспомогательными процессами.
Должна учитываться привязка нефтебазы с транспортными сетями, по которым происходит поступление и отгрузка нефти и н ефте продуктов.
Нефтебаза должна быть разбита на зоны по технологическому циклу и по противопожарным соображениям.
Должны быть определены разрывы между зонами. Между технологическими зонами, а также внутри каждой зоны — между зданиями и сооружениями, должны быть обеспечены минимальные противопожарные, санитарные, технологические и технические разрывы. Разрывы должны обеспечивать также удобное обслуживание объектов при их эксплуатации и производстве ремонтных работ.
Должны быть предусмотрены системы тушения пожаров. Системы пожаротушения выбираются в зависимости: от класса и категории пожарной опасности объекта; размеров зоны возможного распространения пожара и скорости распространения огня. На нефтебазе должна быть предусмотрена единая или локальные системы пожаротушения. Противопожарные средства должны быть передвижные или стационарные, с ручным или автоматическим действием в зависимости от пожарной и техногенной опасности объекта.
На территории нефтебазы должно быть предусмотрено благоустройство — озеленение, автомобильные дороги, проезды и подъезды к каждому объекту.
К нефтебазе должны быть предусмотрены автомобильные дороги, подъезды к основным и запасным въездам (выездам); внешняя связь с городскими АТС и пожарными частями.
Должно быть предусмотрено возможное расширение нефтебазы, как территории в целом, так и каждой зоны и другие требования.
При разработке генерального плана нефтебазы должны учитываться данные изыскательских работ. Так топографические данные рельефа земельного участка — горизонтальные и вертикальные отметки участка, должны учитываться при разработке сливоналивных операций. Например, желательно учитывать разность отметок при планировании самотечных технологических операций при сливе и наливе нефти и нефтепродуктов в транспортные средства; при проектировании самотечных участков канализационных систем и т.д. Вертикальные отметки необходимо учитывать при определении оптимальных объемов планировочных земляных работ. Геологические изыскания учитываются при проектировании фундаментов и подземных коммуникаций. Сейсмические изыскания — при проектировании конструктивных элементов зданий и сооружений и т.д.
Ниже приводится пример разработки генерального плана перевалочно-распределительной нефтебазы, имеющей выход на все виды транспорта: водный, железнодорожный, трубопроводный и автомобильный.
Выполнение чертежа генерального плана нефтебазы начинаем с размещения зоны хранения нефти и нефтепродуктов, так как через резервуарный парк проводятся все основные технологические операции по их сливу при приеме, хранению и наливу при отгрузке.
Эскизная схема генерального плана нефтебазы
После выбора места привязки зоны хранения к ней, с учетом противопожарных разрывов, привязываем остальные технологические зоны, а затем вспомогательные. При выборе размеров разрывов обычно руководствуются в первую очередь противопожарными нормами, но если более жесткими нормами будут экологические, санитарные, технологические нормы, то принимать разрывы необходимо по наиболее жестким нормам. Например, по противопожарным нормам разрыв резервуаров до причалов 60 м, но по экологическим нормам резервуары ближе 200 м от берега размещать их не допускается, поэтому в данном случае должны приниматься экологические нормы. Или, например, от котельной до соседнего здания склада противопожарный разрыв должен быть 20 м. Но если в этом разрыве установлена металлическая дымовая труба котельной высотой 45 м, которую периодически придется заменять, то в данном случае необходимо принимать разрыв с учетом возможности безопасного демонтажа и монтажа дымовой трубы.
После привязки на планшете топографической съемки зоны хранения на береговой территории, желательно в створе с резерву- арным парком, размещаем зону водных операций со всеми ее объектами. На берегу размещаем манифольды технологических трубопроводов; колодцы с запорной арматурой систем водоснабжении и пожаротушении; трансформаторные подстанции линий электроснабжения; коммутационные устройства линий связи и управления, средств КИПиА; пожарные пирсы и другие технические средства. Причалы размещаем в водной акватории вдоль берега, таким образом, чтобы фронт причалов был на одной сворной линии и на глубине, обеспечивающей безопасность судоходства наливного флот, обычно на глубине 5,5—6 м для танкеров типа «Сураханы», «Волгонефть» и «Нефтерудовоз». Расстояние между причалами (по осям грузовых платформ) принимаем в зависимости от класса нефтепродуктов. Для нефти и светлых нефтепродуктов (ЛВЖ) расстояние должно быть не менее 300 м, для всех прочих — 200 м. При работе с нефтью и с разными видами нефтепродуктов желательно принимать максимальное расстояние. В этом случае, безусловно, увеличивается длина акватории, но к минимуму сводятся простои танкеров и до максимума увеличивается коэффициент их использования.
Пояснение: Например, на нефтебазе четыре причала с шагом 200м, и если будут поданы танкеры под налив нефтегрузов 1—2 класса, то могут использоваться только два причала из четырех.
После определения границ зоны водных операций, с правой стороны зоны хранения на расстоянии 40 м наносим границы зоны железнодорожных операций (3). С левой стороны, с таким же разрывом 40 м, располагаем две зоны: зону очистных сооружений (5) и зону автомобильных операций (4) (наливной пункт). Пункт приема и отгрузки нефтепродуктов по трубопроводному транспорту (зона 6), ввиду его небольших размеров и требуемых минимальных разрывов (15-20 м от резервуаров), размещаем между зоной хранения и зоной железнодорожных операций в верхней части чертежа. Зону вспомогательных цехов (7) располагаем вдоль береговой линии в разрыве зоны хранения и зоны водных операций, Зону административных зданий (8) располагаем с левой стороны за пределами зоны очистных сооружений и наливного пункта.
После размещения указанных зон и всех объектов намечаем автомобильные дороги: по периметру, территории; вокруг резервуар- ных парков; проезды между зданиями и сооружениями; подъезды к каждому зданию и сооружению. После привязки дорог про клады* ваем трассы инженерных «сетей: технологических трубопроводов; системы промышленно-ливневой канализации; водопроводов (питьевых, противопожарных, хозяйственных); противопожарные пенопроводы; кабели (силовые и систем КИПиА) и другие. После нанесения на чертеж трасс и определения размеров коридоров прокладки инженерных сетей окончательно уточняем трассы автомобильных дорог и проездов. Затем определяем периметр территории нефтебазы, намечаем въезды и выезды на нефтебазу, которых должно быть не менее двух. В нашем случае возможно установить до пяти въездов-выездов. Разрыв между ограждением и круговой проездной дорогой, как правило, принимается 6-10 м, он не должен быть застроен и должен хорошо просматриваться. По периметру ограждения проводим линии наружного освещения. Освещение резервуарных парков, ж.д. эстакад, причалов, наливного пункта и очистных сооружений предусматривается прожекторным. Общее освещение непосредственно на установках и рабочих местах совмещается с местным. Как правило, прожекторные мачты используются для установки молниеприемников грозозащиты. В последнюю очередь свободные места территории заполняем озеленением.
Для удобства чтения чертежа генерального плана и пользования им при строительстве разрабатываются несколько отдельных генеральных планов — общий план, план благоустройства, план инженерных технологических сетей, план водопроводов и канализации, план линий электроснабжения, КИПиА, связи и т.д. На каждом таком плане указывается в масштабе размещение зданий и сооружений и указанных выше коммуникаций.