Что является целью экологического воспитания
Цель и задачи экологического воспитания
Вы будете перенаправлены на Автор24
Цель экологического воспитания – формирование личности, обладающей высоким уровнем экологической культуры.
В глобальном понимании цель экологического воспитания – это воспитание поколения, способного ориентироваться в реальной ситуации, происходящей в окружающей среде, владеющей всеми необходимыми экологическими знаниями и методами решения разнообразных экологических проблем.
Задачи экологического воспитания – создание эффективных условий, способствующих гармоничному экологическому развитию личности ребенка, посредством совместной познавательной, образовательной и природоохранной деятельности детей и педагога.
Цели и задачи экологического воспитания в ДОУ
Дошкольный возраст является уникальным периодом в становлении и развитии ребенка. Правильно организованный процесс воспитания продуктивно влияет на общее развитие ребенка, создает предпосылки для его дальнейшего воспитания и обучения.
Общая цель воспитания детей дошкольного возраста – это полноценное, всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка.
Очень сложно выделить единую цель эковоспитания детей дошкольного возраста, так как экологическое воспитание – это непрерывный процесс, который начинается с дошкольного возраста и продолжается в течение всей жизни.
Согласно ФГОС ДОО цель экологического воспитания дошкольников – это реализация педагогами ДОО непрерывного, целенаправленного, управляемого процесса по формированию у детей экологической культуры.
Элементами экологической культуры детей дошкольного возраста является:
Готовые работы на аналогичную тему
Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста, указанная во ФГОС ДОО, достигается посредством решения его основных задач:
Цели и задачи экологического воспитания в школе
Главная цель экологического воспитания в школе – формирование и развитие у детей экологической культуры и экологических компетенций.
Экологическое воспитание школьников направлено на передачу экологического опыта старшего поколения. Однако это не всегда достаточно для того, чтобы экологическое воспитание было полноценным и эффективным. Для того, чтобы достичь указанной цели школьник должен быть активным участником воспитательного процесса и сам воздействовать на старших и на сверстников.
Необходимо отметить, что экологические цели воспитания в школе различны, в зависимости от возраста детей.
Цели экологического воспитания детей в начальных классах:
Задачи экологического воспитания детей начальной школы аналогичны задачам воспитания детей в ДОУ. Однако помимо воспитательных, образовательных и развивающих типов задач, выделяют ряд специфических задач, основанных на возрастных особенностях и потребностях детей младшего школьного возраста.
Задачи экологического воспитания в начальной школе:
Цель и задачи экологического воспитания в старших классах школы
Одна из наиболее актуальных проблем эковоспитания учащихся старших классов заключается в формировании и развитии у них экологической грамотности.
Цель экологического воспитания учащихся старших классов – создание эффективных условий для гармоничного развития личности старшего школьника во взаимодействии с окружающим миром, природой и самим собой.
То есть экологическое воспитания старшего школьника заключается в развитии его экологической культуры до состояния экологической гармонии.
Задачи экологического развития старших школьников можно выделить так:
Таким образом, на каждом возрастном этапе развития ребенка цель и задачи экологического воспитания имеют свои специфические особенности, учитывающие возрастные особенности и потребности детей.
Цель и задачи экологического воспитания
Само понятие «экологическое воспитание» означает формирование отношений человека с окружающей средой, воспитание у детей чувства ответственности за наш мир. Такое воспитание предполагает побуждение к пониманию все тех проблем и перемен, которые происходят в «организме» нашей живой планеты.
Цель экологического воспитания – личность, обладающая тонким, живым мышлением, высоким уровнем экологической культуры. В глобальном масштабе – воспитание поколения, ориентирующееся в реальной ситуации с окружающей средой, владеющее знаниями и методами решения проблем экологии в мире.
Задачи экологического воспитания – создание условий для гармоничного социального развития личности средствами совместной познавательной, образовательной и природоохранной деятельности детей и подростков.
Мы – часть природы
Экологическое воспитание – это, в первую очередь, формирование доброты в детских сердцах. Формирование осознанного положительного отношения к объектам живой и неживой природы. И важность здесь не только в охране природы, но больше в самом формировании личности, человеческих качеств.
Цели и задачи экологического воспитания в ДОУ
Дошкольный возраст – период деликатный. Любое воспитание, будь то физическое, музыкальное, экологическое, являются частью единого воспитательного процесса, цель которого – полноценное и гармоничное развитие личности ребенка. Поэтому сложно выделить единую цель эковоспитания дошкольников. Многие педагоги определяют цель экологического воспитания, как непрерывный процесс развития, который начинается с дошкольного возраста и длится всю жизнь.
Если брать определение по ФГОС, то цель – непрерывный процесс развития ребенка, направленный на формирование у них экологической культуры. Под такой культурой тут понимается наличие:
Цели экологического воспитания достигаются по ходу решения основных его задач, таблица 1.
Таблица1. Задачи экологического воспитания в ДОУ
Образовательные | Формирование системы знаний о проблемах экологии, мира и современности. Пути их разрешения; |
Воспитательные | Формирование мотивов, потребностей, привычек, экологического поведения, здорового образа жизни |
Развивающие | Развитие системы теоретических и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды. |
Цели и задачи экологического воспитания в школе
Воспитание экологической культуры – с точки зрения педагогики, очень непростой процесс. Педагогика говорит, что воспитание – есть передача опыта старших поколений младшим. Но проблема в том, что экологический опыт старшего поколения недостаточен, чтобы в полной мере передать его школьникам (не только в нашей стране, но и во всем мире). По сути, здесь ученик – субъект, который сам должен воздействовать на старших и на сверстников.
Основные задачи эко образования в начальной школе почти такие же, что и в ДОУ, но помимо трех основных типов, выделяются новые задачи, смотри таблицу 2.
Таблица 2. Задачи экологического воспитания в начальной школе
Образовательные и воспитательные | Углубить, расширить экологические знания |
Поведенческие | Привить начальные экологические навыки и умения |
Познавательные | Развивать познавательную, творческую и общественную активность учащихся в процессе экологической деятельности |
Преобразовательные | Воспитывать чувства бережного отношения к природе |
Экологическое образование и старшие классы
Формирование экологической грамотности у старшеклассников – одна из самых сложных и актуальных проблем в образовании.
Его целью становится создание идеальных условий для развития у молодого человека гармоничного взаимодействия с миром, природой, с самим собой. Выражаясь иначе, развитие его экологической культуры до экологической гармонии.
Задачи экологического развития старших школьников можно выделить так:
Экологическое воспитание в библиотеке
Говоря о воспитании и образовании в школе, мы часто имеем в виду работу педагогов с классом на уроках (или во внеурочные часы). Но школа – не только класс и уроки. Вклад в экологическое воспитание юного поколения активно вносят библиотеки. Если раньше роль библиотек была лишь информативная (литература на всевозможные темы), то сейчас активность библиотек в учебном процессе приобретает новые формы. В экологическом воспитании школьные библиотеки принимают активное участие, организовывая интерактивные мероприятия: конкурсы, спектакли, кукольные театры, игровые программы, лото, состязания и многое другое. Во время проведения таких мероприятий, достигаются основные задачи – пробуждается интерес к проблемам экологии, повышается уровень экологической культуры, стимулируется интерес к литературе, посвященной проблеме охраны природы, а вместе с тем усиливается навык коммуникации, работы в команде и просто повышается настроение.
Актуальность экологического воспитания дошкольников: цели, формы и методы работы
«Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, это прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума.»
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Потребительское отношение и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия к «природосообразному».
Главной задачей экологического воспитания детей дошкольного возраста является воспитание экологической культуры, в рамках которого происходит формирование у детей экологических представлений и знаний, развитие положительных эмоций и чувств по отношению к природе, развитие восприятия природы как ценности, создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение природной среды обитания, формирование экологических убеждений на основе экологическойдеятельности.
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катострофического состояния, в котором мы пребываем сейчас. Уже давно доказано, что поднимаемая нами проблема актуальна. Если мы обратимся к ФГОС, то экологическое воспитаниевлияет и на личностное развитие ребенка: на ум, чувства, волю.
Цель экологического воспитаниядостигается по мере решения в единстве следующих задач:
В дошкольном возрасте основными задачами экологического воспитания являются:
1. Формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы. Решение этой задачи предусматривает изучение самих предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.
2. Формирование системы знаний об окружающем мире, обеспечение правильной ориентировки ребенка в мире
Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? — Как сделать так, чтобы идеи экологическогообразования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности?
Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы.
Формы и методы экологической работы с дошкольниками.Проводимые непосредственно в нашей подготовительной группе следующие:
1.Наглядные: наблюдения, заполнение календаря природы, ведение журнала роста высаживаемых растений, рассматривание картин, плакатов, просмотр фильмов о природе.
2.Практические: дидактические игры, настольно-развивающие игры, подвижные игры, труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд).
3.Словесные: чтение рассказов, стихов о природе, беседы.
4. Участие в природосберегающих акциях.
5. Исследовательская и экспериментальная деятельность.
Таким образом, в заключение можно сказать, что экологическое воспитание дошкольников по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду. Оно строится на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу. Его итогом является приемлемый для дошкольников уровень осознанного отношения к живому, к природе, выраженный в положительных эмоциональных реакциях, словесном сочувствии, действенной готовности прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются. Содержание экологического воспитания и возможность его реализовать в детском саду, тесно связаны с условиями жизни детей и методами их воспитания. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов в работе воспитателя—продуманная организация систематических наблюдений, труда, игры, обучения — это ключ к правильной постановке работы и получению нужного результата
Формы и методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Формы и методы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Говоря о методах и формах работы по экологическому образованию.
Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Патриотическое воспитание – это.
Формы и методы экологического воспитания дошкольников Методы и формы экологического воспитания дошкольников 1. Создание экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный процесс,.
ФЭМП: инновационные методы и формы работы, современное состояние математических представлений у дошкольников Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к.
Консультация для воспитателей «Формы и методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 «Золотой ключик» » Формы и методы правового воспитания.
Методы, средства и формы воспитания, используемые в тренировочном процессе дошкольников Для достижения поставленной цели и наилучших результатов в физической культуре я использую несколько методов, средств и форм воспитания.
Музейная педагогика в детском саду: цели, задачи, методы работы Актуальность. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения.
Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.
Презентация «Формы и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС» Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь,.
Экологическое воспитание дошкольников: цели, задачи, основные направления работы
Маргарита Бирюкова
Экологическое воспитание дошкольников: цели, задачи, основные направления работы
Доклад по теме «Экологическое воспитание дошкольников»
Экологическое воспитание – сравнительно новое направление в до-школьной педагогике, которое в последнее время стало одним из приори-тетных в воспитательно-образовательной деятельности дошкольных учреждений. Это не просто дань «модному» направлению, а необходимость, диктуемая временем. Причина тому – произошедшие в последние десятилетия изменения экологических условий на планете, повлекшие за собой многочисленные социально-экологические проблемы, одна из которых – воспитание экологически грамотного человека.
Это сложная, но решаемая задача. Ведь экологическое образование, начальной ступенью которого является дошкольное детство, предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания, развития личности на протяжении всей жизни.
Цель нашей деятельности заключается в становлении у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи, стоящие перед воспитателями, имеют несколько направлений:
– охранять и укреплять здоровье детей;
– учить их правильно взаимодействовать с природой;
– формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
– формировать и развивать элементарные экологические знания;
– систематизировать знания о живой и неживой природе;
– учить понимать причинно-следственные связи внутри природного ком-плекса;
– формировать умение решать экологические задачи;
– формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живой природе;
– воспитывать отзывчивость, уважение к традициям своего народа;
– формировать представление об экологических проблемах своего края;
– формировать представление о себе, как жителе Земли.
– развитие трудовых умений и навыков;
– развитие эстетических представлений.
Работа коллектива ДОУ по экологическому воспитанию включает в себя:
создание экологической развивающей среды в ДОУ;
экологическое просвещение родителей;
экологизация различных видов деятельности дошкольников.
Основными направлениями работы ДОУ по экологическому воспитанию являются:
Среда дошкольного учреждения с точки зрения экологического воспитания создает условия для:
— познавательного развития ребенка;
— формирования нравственных качеств;
— формирования экологически-грамотного поведения;
— экологизации различных видов деятельности.
— экологического просвещения родителей
Формы работы по экологическому воспитанию:
опыты и эксперименты;
практическая деятельность в природе (труд, экологические акции, игровые методы и игра);
практическая работа и поисковая деятельность;
изобразительная деятельность с отображением природы;
развлечения, вечера досугов;
театрализация (экологические сказки и т. д.);
выставки (детское творчество).
Содержание экологического воспитания в нашем детском саду включают в себя три блока.
1 блок – работа с детьми.
Задача: повышение познавательной активности дошкольников через экологическое воспитание.
В нашей группе нашего детского сада оборудован уголок природы, развивающая среда которого соответствует возрастным особенностям детей от ясельной до подготовительной групп. В этом уголках дети рассматривают комнатные растения, знакомятся с их строением и условиями, необходимыми для их роста и развития. Учатся ухаживать за ними: рыхлят землю в горшках, поливают цветы, протирают листья.
В соответствии с санитарными правилами и нормами, не допускающими размещение в детском саду аквариумов, животных и птиц, вместо представителей животного мира в качестве наглядного материала в групповой комнате представлены пластмассовые и резиновые фигурки животных, которые дошкольники могу брать в руки без причинения вреда своему здоровью.
В доступном для детей месте в уголке природы размещены детские книги о природе, обучающие карточки, на которых изображен мир флоры и фауны, а в старшей и подготовительной группах – гербарии, коллекции камней, семян.
В уголке природы на подоконниках расположились миниогороды. Зимой здесь растет зеленый лук, а весной – цветочная и огородная рассада, за которым ухаживают дошкольники старшей и подготовительной групп и воспитатели. В течении лета дети имеют возможность наблюдать за развитием и ростом этих растений.
Благодаря природному уголку в детском саду дети получают базовое представление о мире растений, учатся наблюдать, рассуждать, мыслить логически, заботиться, сопереживать.
Большую роль в экологическом воспитании детей нашего дошкольного учреждения играют наблюдения за природой. Это сложная познавательная деятельность дошкольника, с помощью которой у ребенка развиваются: восприятие, мышление, речь, устойчивое внимание, умение видеть и понимать природные явления и связь между ними, а также вырабатываются навыки сравнения и сопоставления увиденного, воспитывается стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть и ценить его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Наблюдения осуществляются во время прогулок, на которых у дошкольников формируются представления о сезонных изменениях в природе (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей, о свойствах воды, снега, песка, льда, земли. В осенний период на участке дети собирают листья рябины, клена, дуба, каштана, березы, сравнивают их по форме и цвету, составляют гербарий, который оказывает большую помощью в распознавании пород деревьев.
С наступлением холодов дошкольники совместно с воспитателями подкармливают оставшихся на зимовку птиц, насыпая корм в кормушки, развешенные по всей территории детского сада, наблюдают за повадками пернатых, учатся распознавать птиц, сравнивать их.
В нашем детском саду в образовательной деятельности по экологическому воспитанию регулярно используется художественная литература о животных и растениях, которая расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Книги о природе для детей разнообразны по жанрам. В них в простой и доступной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях природы. Чтение этих произведений сопровождается просмотром иллюстраций, которые помогают детям лучше понять и представить то, о чем повествуется в рассказе, сказке, стихотворении. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей, после прочтения воспитателем художественной литературы, проведенных на участке и в уголке природы наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Дети просят воспитателей ответить на волнующие вопросы. Все это делает работу с книгой более эффективной, более значимой и целенаправленной.
Огромный интерес в нашем детском саду дошкольники проявляют к исследовательской работе, поэтому в образовательном процессе большое место отведено опытам и экспериментам, которые осуществляются в рамках проектной деятельности и строятся на основе имеющихся у детей представлений, полученных во время наблюдений и труда.
В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, где дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
В ознакомлении с природой особое место в нашем детском саду занимают соответствующие возрасту дидактические игры, такие как «Пищевые цепочки водоема», «С чем нельзя в лес ходить?» и другие. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Для накопления эмоционально-положительного опыта общения с природой воспитатели проводят экологические праздники и развлечения, ставят сказки на экологическую тему. Роль этих мероприятий заключается в осознании ребенком доступных его пониманию экологических проблем, в сочувствии и желании помочь героям решить возникшую проблемную ситуацию.
Воспитатели обращаются к экологической теме и во время проведения комплексных занятий по рисованию, аппликации, лепке. Такие занятия учат дошкольников видеть и понимать прекрасное в окружающем мире, побуждают к нравственно-эстетическим переживаниям, развивают воображение, формируют навыки, помогающие передавать в работах свое видение красоты природы.
В нашем детском саду на протяжении нескольких лет работают экологический кружок «Лесовичок», который с большим интересом посещают дошкольники.
На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием при-родных объектов. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.
2 блок – работа с родителями.
Задача: повышение культуры и уровня экологического воспитания родителей.
Только совместными усилиями, опираясь на семью, может решиться главная задача –воспитание человека, экологически грамотного. Для этого в детском саду воспитатели проводят с родителями беседы, консультации, оформляют тематические выставки, проводят природоохранные акции, направленные на сохранение объектов природы, экологические конкурсы, родительские собрания, экологические праздники.
Совместно с родителями мы часто проводим такие мероприятия:
1) конкурс «Осенние фантазии» (изготовление поделок из природного материала);
2) «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время);
3) «Чистое утро» (уборка территории).
Такие мероприятия способствуют эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дают им уникальную возможность проявить себя, сформировать положительное отношение к природе.
3 блок – работа с социальным окружением.
Задачи: расширение кругозора дошкольников; обогащение представления детей о разнообразии природного мира; развитие любознательности; формировать представление об экологических проблемах своего края; учить детей правильно взаимодействовать с природой.
Дошкольники старших и подготовительных групп нашего детского сада совместно своспитателями регулярно посещают краеведческий музей, благодаря этим экскурсиям дети расширяют представления о флоре и фауне нашего края, рассматривают животных и растения, занесенных в Красную книгу Тамбова. Такие посещения краеведческого музея развивают интерес к природе, формируют положительное отношение к ней, желание заботиться и оберегать ее, заставляют задуматься о том, какой вред окружающей среде может причинить человек своими необдуманными поступками.
Результат проделанной воспитателями работы по экологическому воспитанию дошкольников нашего детского сада таков:
• сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей;
• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
• дети учатся практическим действиям по охране природы;
• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Региональный компонент в системе работы педагога: цели и направления деятельности ДОУ В «Концепции модернизации российского образования» отмечена боль-шая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую.
Цели и задачи по формированию основ ЗОЖ у дошкольников Целью нашей работы по здоровьесбережению всегда было и будет оздоровление детей, а также создание таких условий, которые помогут каждому.
Инновационные формы работы с родителями в ДОО: цели и задачи 1 слайд Инновационные формы работы с родителями в ДОО Роза Симонова 2 слайд Цель: разнообразить подходы к организации взаимодействия ДОО.
Музейная педагогика в детском саду: цели, задачи, методы работы Актуальность. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения.
Основные направления и задачи работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Ребенок.
Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.
Сказкотерапия в работе с дошкольниками: цели, задачи и формы работы со сказкой Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: цели и направления работы Выступление на районном семинаре. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить.