Что является целью мониторинга
Определение мониторинга и его задачи
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ОС) (№ 7-ФЗ от 10.02.2002) мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) – это комплексная система наблюдений за ее состоянием, а также оценка и прогноз изменения этого состояния под воздействием природных и антропогенных факторов.
Экологический мониторинг нужно отличать от экологического контроля. В соответствии с тем же законом экологический контроль – это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны ОС, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требования, и том числе нормативов и нормативных документов в области охраны ОС.
Термин «мониторинг» официально введен в науку на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в 1972 г. Через два года в столице Кении г. Найроби состоялось первое межправительственное совещание по мониторингу. На совещании было решено уделить первостепенное внимание мониторингу загрязнения ОС на трех уровнях – локальном, региональном и глобальном. С 1974 г. понятие «мониторинг» вводится в русскую литературу Ю.А.Израэлем. С самого начала в трактовке мониторинга проявились две точки зрения.
Многие зарубежные исследователи предлагали осуществлять систему непрерывных наблюдений одного или нескольких компонентов ОС с заданной целью и по специально разработанной программе. Другая точка зрения, высказана Ю.А.Израэлем. Он предлагал понимать под мониторингом только такую комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза, которая позволяет выделить частные изменения состояния биосферы, происходящие только под влиянием антропогенной деятельности (т.е. мониторинг антропогенных изменений).
Альтернативная концепция была предложена в 1975 г. И.П.Герасимовым. Он придавал мониторингу также и функции управления. Но это было нецелесообразно, так как функциями управления обычно занимаются органы государственной и местной власти. В связи с этим практическое воплощение нашла концепция Ю.А.Израэля.
Во всех концепциях в качестве объектов мониторинга рассматриваются экосистемы, находящиеся под действием антропогенных факторов. Экосистемы, не испытывающие антропогенных воздействий, также представляют интерес. Они являются точкой отсчета или эталоном для сравнения с экосистемами, измененными под воздействием человеческой деятельности.
Важнейшей частью мониторинга ОС является мониторинг антропогенных загрязнений. Ему уделяется основное внимание.
Главная цель мониторинга – наблюдение за состоянием окружающей природной среды и уровнем ее загрязнения, а также информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью. Необходимо также своевременно оценить последствия антропогенного воздействия. Мониторинг – это не только слежение и оценка факторов, но и экспериментальное моделирование, прогноз и рекомендации по управлению состоянием ОС. Таким образом, цель мониторинга в кратком виде состоит в следующем:
— наблюдение за состоянием ОС;
— формирование прогноза о состоянии ОС;
— выдача информации в соответствующие службы и органы.
— организация систематических наблюдений за изменением биосферы;
— оценка наблюдаемых изменений, выявление антропогенных эффектов;
— прогноз и определение тенденций в изменении биосферы.
В соответствии с предложенной Ю.А.Израэлем системой, структура мониторинга состоит из четырех блоков: наблюдения, оценки фактического состояния, прогноза состояния и оценки прогнозируемого состояния (рис. 1.1).
Рис.1.1. Блок-схема системы мониторинга.
Блоки «наблюдение» и «прогноз состояния» тесно связаны между собой, так как прогноз состояния ОС возможен лишь при наличии достаточно полной информации о фактическом состоянии (прямая связь). Построение прогноза подразумевает знание закономерностей изменения состояния природной среды, наличие схемы и возможностей расчета этого состояния. Кроме этого, направленность прогноза должна определять структуру и состав наблюдательной сети (обратная связь).
Данные о состоянии природной среды, полученные в результате наблюдения или прогноза, должны оцениваться в зависимости от того, в какой области человеческой деятельности они используются. Оценка подразумевает определение ущерба от воздействия и выбор оптимальных условий для деятельности человека, определение существующих экологических резервов.
При таких оценках рассчитывают возможные значения допустимых нагрузок на ОС.
Результаты оценки существующего и прогнозируемого состояний биосферы дают возможность уточнить требования к подсистеме наблюдений. Это составляет научное обоснование мониторинга, обоснование состава, структуры сети и методов наблюдений.
Сама система мониторинга не включает деятельность по управлению (регулированию) качеством среды.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Педагогический мониторинг
Педагогический мониторинг — это мониторинг качества образовательного процесса, обеспечивающий непрерывное слежение за его содержанием, прогнозирование его развития и приобретения нового опыта —форма организации, сбора, обработки, хранение и распространения информации о процессе.
В педагогическим мониторинге обычно используется входной, выходной и промежуточный контроль.
Цели и задачи мониторинга
Мониторинг, в отличие от тестового контроля, выявляющего рассогласование целей и результатов, исследует промежуточные состояния и выступает в определенной степени катализатором положительных изменений. Поэтому не случайно мониторинг в теории внутришкольного управления рассматривается как механизм управления развитием системы, и в этом его отличие от внутришкольного контроля.
Показатели мониторинга
Показатели, наиболее влияющие на результаты педагогического мониторинга:
Результаты мониторинга
Модель педагогического мониторинга учебных достижений школьников, разработанная в рамках исследования, представляет собой:
Модель педагогического мониторинга учебных достижений школьников включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: субъекты мониторинга; цель, этапы, функции субъектов мониторинга; критерии и показатели оценки результата (уровень усвоения опыта познавательной деятельности, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений).
Для оценки эффективности педагогического мониторинга учебных достижений школьников в деятельности учителя выявлены такие критерии:
В некоторых школах Нью-Йорка пытались по этому же принципу отменить оценки. Чтобы тупые лентяи не чувствовали себя тупыми лентяями. Так в конце учебного года общая успеваемость школ НАСТОЛЬКО СИЛЬНО упала, что этот эксперимент тихонько был списан под ковер.
Тестовый контроль (срез)
Тестовый контроль или срез — выявляет рассогласование целей и результатов, то есть показывает насколько цели далеки от результата. Например, насколько в данный момент учащиеся одного школьного класса лучше другого.
Цели и задачи мониторинга
Цели мониторинга: оценка текущего состояния гражданского общества для разработки и реализации политики государства в области поддержки и развития его институтов, обеспечения заинтересованных сторон актуальной, полной, достоверной и регулярно обновляемой информацией, необходимой для анализа и прогноза развития гражданского общества в России.
Задачи мониторинга:
системная идентификация предмета мониторинга в разрезе институциональной и социо-структурной проекций гражданского общества;
создание информационной базы по показателям текущего состояния гражданского общества в России;
подготовка на ее основе материалов аналитической направленности с использованием математических методов анализа данных, в частности методов кластерного анализа (модифицированного двухступенчатого, интеллектуального, иерархического), дисперсионного анализа, регрессионного анализа, методов поиска связей между номинальными переменными с использованием проекционных матриц, метода порогового агрегирования в качестве линейной свертки для построения индексов и др.;
накопление информации, необходимой для анализа ситуации, описания прогнозного фона и собственно прогнозирования и моделирования сценариев развития гражданского общества;
международные сопоставления по показателям развития гражданского общества по методологии проекта «Индекс гражданского общества CIVICUS» в сотрудничестве с Международным альянсом за гражданское участие, а также по показателям развития некоммерческого сектора по методологии проекта сравнительных исследований некоммерческого сектора совместно с Центром исследования гражданского общества Университета им. Джонса Хопкинса.
Статья: «Педагогический мониторинг»
Малон Л.В. методист КГКП «Риддерский аграрно-технический колледж», г. Риддер, Восточно-Казахстанская область
Понятие, принципы, функции, цели мониторинга
Методы, виды мониторинга
Алгоритм проведения мониторинга
1.ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ МОНИТОРИНГА
Мониторинг – это регулярное отслеживание и наблюдение заданных объектов.
Мониторинг – специально организованная и постоянно действующая система необходимой статистической отчетности, сбора и анализа информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований и оценки (диагностика) состояния, выявления тенденций развития.
Мониторинг – система сбора, обработки, хранения, распространения информации, позволяющая судить о состоянии объекта, обеспечивающая прогноз развития.
Мониторинг в образовании – постоянное наблюдение за какими-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Мониторинг – научно-обоснованное наблюдение за состоянием и развитием объектов педагогической действительности.
Педагогический мониторинг – важнейший элемент системы информационного обеспечения образовательного процесса, определяющий принятие адекватных управленческих и педагогических решений.
— адекватность (учет изменяющихся условий)
— прогностичность (прогнозирование будущего, оценка возможных тенденций)
— учет особенностей объекта изучения и условий проведения
— диагностирование состояния данного процесса
— внесение своевременных коррективов в цели, содержание, технологии преподавания
— проектирование хода и результатов личностного развития студентов в образовательном процессе
— определение состояния образования на каждом этапе
— рациональность использования педагогических средств, их соответствие заданным целям
— эффективность педагогических технологий
— определение тенденций изменения педагогических явлений, выявление зависимости их от определенных факторов
— учет изменения условий жизни общества
мониторинг должен быть динамичным
Педагогическая диагностика – одновременные оперативные изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления на уровне деятельности учащегося, педагога.
Диагностирование (диагностическое обследование) – алгоритм действий педагогов для регулярно повторяющегося изучения с помощью специально разработанных и адаптированных методик изучения различных элементов педагогической системы для анализа их состояния, тенденций развития и необходимой коррекции.
Виды педагогического анализа
-анализ итогов учебного труда
-сопоставление запланированных и достигнутых результатов
-анализ состояния учебных возможностей учащихся
2.МЕТОДЫ, ВИДЫ МОНИТОРИНГА
— социологические опросы (учащихся, родителей, преподавателей, потребителей)
-моделирование и проектирование образовательного процесса
— экспертиза (оценка уроков, самоанализ)
1 . Результативный мониторинг
— анализ продуктов деятельности
— анализ качества, уровня образования
2. Процессуальный мониторинг
-условия протекания педагогического процесса
— анализ опросов, анкет, результатов наблюдений, экспериментов
3. Комплексный мониторинг
-необходимая корректировка педагогической деятельности
-прогнозирование и развитие объекта
по масштабу целей образования
По этапам обучения
Мониторинг динамики личностного развития студента
Диагностика по 3 направлениям:
Академические успехи (традиционный контроль знаний, на основе тестирования, компьютерного тестирования, анализа педагогических, психологических и производственных ситуаций)
Творческий потенциал личности (степень личного участия студентов в разнообразных творческих конкурсах, олимпиадах, научных конференциях и т.д.)
Внепрофессиональные интересы (спорт, искусство, туризм, наличие интересов и увлечений студентов)
Мониторинг деятельности преподавателей
— другие виды деятельности
Показатели мониторинга по реализации образовательной программы
Обученность учащихся по отдельным предметам
Сформированность общеучебных умений и навыков
Уровень развития креативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, ценностно-мотивационной сфер личности обучающихся
Состояние здоровья, здоровье сберегающий потенциал
Технологичность образовательной программы
Системность, современность содержания
Уровень полноты реализации инноваций
Мониторинг качества образования
1.Количественные показатели (количество учащихся, возрастной состав)
2.Результаты учебной деятельности
3. Уровень успеваемости учащихся, причины пробелов в знаниях; уровень сформированности общеучебных умений и навыков; уровень обученности учащихся, общий тест умственного развития
4. Характеристика состояния здоровья (физическое здоровье учащихся, уровень физической подготовленности)
5. Результаты исследования психического развития учащихся
( исследование по типу характера; анализ психологического единства группы; выявление отношений учащихся к колледжу, мотивация учения, сфера познавательных интересов и уровень адаптации)
Критерии для определения учебных возможностей учащихся
1.Уровень развития психологических процессов и свойств мышления, умение выделять существенное в изучаемом, самостоятельность мышления
2.Сформированность навыков и умений учебного труда, умение рационально планировать учебную деятельность, осуществлять самоконтроль, в должном темпе выполнять учебные действия.
3.Отношение к учению, ведущие интересы и склонности
4.Настойчивость при выполнении учебных требований
6.Образовательная подготовленность по ранее пройденному материалу.
При определении учебных возможностей учащихся необходимо учитывать два параметра – обучаемость и учебную работоспособность.
— быстрота усвоения учащимися программного материала
-активный фонд знаний
-сформированность умений и навыков
-умение выделения и абстрагирования существенных признаков
-работоспособность как физиологическое качество
-отношение к учению
-сознательность и настойчивость в учебной деятельности
-интерес и склонность
— В любой ситуации учебного процесса демонстрируют высокие знания ранее изученного материала
— свободно пользуются ранее изученным при анализе нового материала, для выделения существенных признаков, обобщения, выделения новых понятий, усвоения новых знаний
-свободно опираются на знания при анализе нового материала
— не всегда располагают определенным фондом действенных знаний при анализе нового материала
-испытывают затруднения при выведении новых понятий
-имеют ограниченный фонд действенных знаний
— не могут успешно анализировать новый материал
— не могут выводить понятия
-не могут выводить закономерности
Сформированность интеллектуальных умений
-свободно анализируют материал
-выделяют существенные признаки
— быстро обобщают материал
-легко выводят новые понятия
-испытывают некоторые затруднения при анализе материала с весьма сложной структурой
-свободно отделяют существенные признаки от несущественных
-Испытывают трудности при анализе материала
-трудности в выделении существенных признаков ( с помощью учителя справляются с заданиями)
испытывают большие трудности:
-в анализе материала
-в выделении существенных признаков
Навыки планирования учебной деятельностью
-успешно владеют навыками планирования
— менее успешно владеют навыками планирования
-не вполне владеют учебными операциями, испытывают трудности в организации самостоятельной работы с учебниками, книгами, приборами
-не обладают навыками планирования
Уровень самостоятельности мышления, сформированность умений, навыков умственного и учебного труда
-обладают самостоятельностью мышления
-сформированность умения планировать
-есть навыки самоконтроля
-свободно совершают разные учебные операции
-нет самостоятельности мышления
-слабое владение учебными навыками и умениями
-не умеют рационально планировать
— не умеют осуществлять самоконтроль
— очень слабо владеют или совсем не обладают умениями
-выполняет задание быстро, четко не проявляя усталость
-способность работать без всяких побуждений со стороны учителя
Работает успешно, но не всегда быстро, временами устают, допускают
Работает медленно, на второй половине занятий допускает описки как результат нарастающей усталости
Часто жалуются на усталость, головные боли, проявляют рассеянность, слабо сосредоточиваются для работы на длительные промежутки времени
-высокий интерес к изучаемому
-интерес только в определенных ситуациях
отрицательное отношение к учебе
Отношение к учению
-положительное отношение к учению
-упорство в достижении учебной цели на основе высоких стержневых мотивов, интересов и склонностей
— положительное отношение к учению не всегда находится в зависимости от стержневых интересов
-периодами проявляется положительное отношение к учению
-не имеют особых интересов и склонностей
— не проявляют или почти не проявляют положительного отношения к учению
-не интересуются или почти не интересуются изучаемым материалом, процессом, учебной деятельностью
Уровень настойчивости в достижении поставленных целей
-настойчивость в учебной деятельности
-максимум энергии и упорства в преодолении трудностей
-недостаточная настойчивость в учебной деятельности
-соблюдение дисциплины по требованию педагога
— не проявляет настойчивость в достижении цели
— не соблюдают дисциплину
Используя данные критерии можно провести мониторинг учебных возможностей учащихся
Самостоятельность, учебные умения
Отношение к учению. интерес
Мониторинг показателей компетенций студентов
Умение ставить цель
Планирование своей деятельности
Умение работать самостоятельно и выполнять задание в срок
Умение работать в группе
Умение получать и обрабатывать информацию
Планирование способов деятельности
Активность включения в самостоятельную работу
Активность и рефлексия результатов деятельности
Умение отстаивать свою точку зрения
Умение анализировать и делать выводы
Практическое применение результатов деятельности
Заинтересованность в практическом применении полученных знаний
Самооценка студентов 1 курса готовности к обучению
Умеете ли вы пользоваться справочной литературой?
Умеете ли вы готовиться и выступать с докладами?
Умеете ли вы писать реферат?
Умеете ли вы готовиться к семинару?
Умеете ли вы составлять конспекты?
Умеете ли вы записывать лекции?
Умеете ли вы пользоваться Интернетом?
Имеете ли вы навыки подготовки к зачету, экзамену?
Имеете ли вы навыки пользования ПК?
Принимали ли вы участие в научно-практических конференциях?
Участвовали ли вы в конкурсе творческих работ?
Принимали ли вы участие в олимпиадах, и марафонах?
Мониторинг знаний, умений
(все признаки оцениваются в двухуровневой шкале – единицами и нулями)
Понимание терминов – если учащийся не испытывает затруднений на уроках по разным предметам
Пересказ текстов – если учащийся свободно пересказывает текст средней трудности после одноразового прочтения
Логичность пересказа – если учащийся может самостоятельно составить план большого учебного материала, с последующим его пересказом без смысловых искажений
Лаконичность речи – если учащийся в состоянии точно и кратко выразить суть какой-либо идеи, ситуации, события
Конспектирование – если учащийся знает правила конспектирования и умеет, слушая объяснение учителя, составить легко читаемый конспект
(с учетом значений в 0, 01)
Высокий интерес к личности – более низкий
Высокая организованность – более низкая
Склонность к планированию – склонность к экспромту
Высокая эмоциональная устойчивость – более низкая
Склонность к индивидуальным действиям- склонность к коллективным действиям
Выделение главного – ниже уровень
Высокая эмоциональность – рациональность
Потребность достижения – потребность в хорошем отношении
Высокий уровень воли – ниже уровень
Образные представления – ниже уровень
Хорошая словесная память – ниже уровень
Общительность – ниже уровень
Ответственность – ниже уровень
Инициативность – ниже уровень
Высокий уровень притязания – ниже уровень
Диагностика творческой одаренности учащихся
Интерес к литературе, эрудиция, выделение главного, умение анализировать
Выявление интереса к предмету
Повышенный интерес; без интереса, иногда проявляет интерес
работа над рефератом, овладение исследовательскими умениями
Участие в научно практической деятельности
Проект (тема), овладение методами синтеза, анализа, создания нового
Участие в практической деятельности
Участие в качестве консультанта в коллективных формах работы, участие в дебатах, преодоление психологического барьера
Характеристика деятельности студента
Сам выбирает, просит тему, сам её решает
Работает по предложению учителя
Работает ровно, систематически
Работает неровно, но дело до конца доводит
Характер выполненных работ
Полутворческие (копии с незначительными изменениями)
Нетворческие (копии работ)
Сложные (выше требований)
Средние (по программе)
Простые (ниже требований)
Диагностика творческой одаренности учащихся
Участие в практической деятельности
-Интерес к литературе
-иногда проявляет интерес
— работа над рефератом
Овладение методами синтеза, анализа, создания нового
-Участие в качестве консультанта в коллективных формах работы
-преодоление психологического барьера перед ошибками
Уровни развития учебно-познавательных умений учащихся
Умение выделять существенное в изучаемом материале
Легко и быстро выделяет существенные особенности изучаемого материала. Коротко рассказывает самое главное содержание текста, делает вывод
В основном справляется с выделением существенных особенностей изучаемого материала, допуская при
этом незначительные ошибки, которые не сказываются отрицательно на дальнейшем усвоении главного содержания материала.
Обычно не справляется с выделением существенных особенностей материала, концентрирует внимание преимущественно на его второстепенных свойствах и фактах.
Умение мыслить самостоятельно
Умеет сам найти задачу и способы её решения, активно рассуждает, высказывает предположения, стремится дополнить ответы, вносит самостоятельные элементы в содержание сочинений, в решение задач, проявляет оригинальность, элементы рационализации и изобретательности при выполнении заданий и упражнений
Стремится самостоятельно выполнять учебные задачи, выдвигаемые учителем, решает задачи, несмотря на встречающиеся трудности, не обращается сразу к ответам, составляет задачи по аналогии
Стремится заимствовать готовые решения, при первых же затруднениях обращается за помощью, нуждается в постоянной опеке, не может составлять задачи даже по аналогии
Умение рационально организовать учебную работу
Правильно распределяет время для выполнения заданий, начинает работу с наиболее трудных, интересных заданий. С изучения теории, а затем выполняет упражнения; всегда имеет при себе необходимые принадлежности, рационально располагает их, быстро готовит их к работе, оперативно включается в выполнение заданий
В основном выполняет перечисленные выше требования. Но допускает такие отклонения, которые не складываются существенно на результатах работы
Не обладает большинством перечисленных признаков организованной учебной работы
Умение в темпе группы читать, писать и т.п.
Темп чтения, письма у данного учащегося выше, чем у большинства других учащихся группы
Темп чтения, письма у данного учащегося тот же, что и у большинства учащихся группы
Темп чтения, письма, простейших вычислений, работы с книгой у данного учащегося существенно ниже, чем у большинства других учащихся группы
Самоконтроль при изучении учебного материала
Самоконтроль учебной работы стал привычным, всегда проверяет усвоение изученного дома, при необходимости сжато пересказывает изученное, проверяет правильность вычислений, оценивает жизненную реальность получаемых результатов
В основном выполняет названные выше требования, допуская
такие отступления, которые не сказываются существенно на усвоении знаний, умений и навыков
Практически не применяет приемов самоконтроля в учебной деятельности
Мониторинг учебной деятельности для усвоения на различных уровнях
В результате усвоения на этом уровне учащийся может
Характер исполнительских действий
Характер действий учащегося в ходе выполнений
Узнавать изученные процессы, объекты, явления, способы действия
Прослушать, воспринять, понять, запомнить настолько, чтобы узнать
(процесс, явление, способ действия)
Воспроизводить изученную информацию, повторять усвоенные действия, операции
Воспроизводить изученную информацию, отрепетировать воспроизведение
Воспроизвести изученную информацию, выполнить усвоенные действия, решить типовые задачи
Выполнять действия(операции), методика и форма(алгоритм) которых изучены
Выполнять действия(операции), методика и форма(алгоритм) которых изучены при обучении, приобрести опыт путем групповых или самостоятельных тренировочных действий
Выбрать целесообразную последовательность действий, правильно их осуществить
Участвовать в выполнении исследований, решать творческие задачи, участвовать в изобретательской работе
Участвовать в выполнении исследований, пройти обучение
по специальной методике
Выполнять продуктивную творческую деятельность, имеющую характер субъективной или объективной новизны.
Шкалирование – это применение шкалы измерений.
Не слишком активный – 4
Полностью пассивный – 0
Достаточно любит – 5
Дисциплинированность 5 4 3 2 1 0 1 2 3 4 5 недисциплинированность
ярко выраженная ярко выраженная
Внимательность на уроках
Очень слабая средняя выше намного
Слабая среднего выше среднего
Отношение к авторитету
поддается влиянию любого авторитета
Семестровый график контроля усвоения