Что является целью обучения на современном уроке биологии
Статья по биологии «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ БИОЛОГИИ»
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ БИОЛОГИИ
ПЕРШИНА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
XXI век — время прогресса и технологий. Это время, которое выдвинуло новые требования к тому, каким должен быть современный выпускник школы. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения четко обозначены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Важнейшей задачей системы образования сегодня является формирование универсальных учебных действий, которые согласно ФГОС становятся инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Именно овладение школьниками универсальными учебными действиями рассматривается как «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [1].
Универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Свою реализацию урок получает при достижении целей, поставленных перед ним. Цели (задачи) – это предполагаемые, заранее планируемые результаты деятельности по преобразованию какого – либо объекта. В сфере образования объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом – уровень образованности, развитости и воспитанности. Совокупность целей обучения учащихся биологии на уроке, можно сгруппировать в соответствии с основными функциями обучения (таблица 1) [2]. Цели урока должны быть конкретными, четкими, достижимыми, соответствующими возрастным психофизиологическим и физическим особенностям учащихся.
Одним из самых сложных действий учителя при подготовке к уроку, особенно начинающего, является определение его целей. Умение выражать цели урока необходимо для предвидения его результатов. Цели отвечают на ряд вопросов: Какие знания и способы действия должны послужить основой для развития учащихся? Какие ценностные отношения и ориентации необходимо сформировать? Какой вклад должен внести урок в становление личности?
Сегодня урок биологии должен стать для школьника не только занятием по решению биологических вопросов, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. А значит, современный ученик должен обладать регулятивными учебными действиями.
Основные цели урока биологии в школе
Усвоение основ современной биологической науки, системы знаний о живых объектах, их компонентах, функционировании, изменениях, способах преобразования и сохранения; формирование общеучебных, интеллектуальных, практических и специальных умений
Развитие познавательных процессов и, прежде всего, мышления, умений проводить описание, объяснение и преобразование биологической информации на основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и систематизации; формирование связной речи, любознательности в познании основ науки, творческих способностей и духовных сил личности; овладение методами исследования живой природы
Формирование научного мировоззрения, культуры отношения к объектам живой и неживой природы, познавательной культуры, ответственности личности за состояние природной и социоприродной сред, здоровья, активности в изучении и сохранении окружающей среды, экологически целесообразного поведения в учебных и реальных ситуациях
Формулировка целей должна быть конкретной, ибо их необходимо реализовать к концу урока. Важность постановки целей учителем очевидна, однако осознание их только учителем недостаточна. Цели в соответствующей форме доводятся до сознания учащихся для того, чтобы они знали, понимали, чем им надо овладеть на уроке, что узнать нового и чему научиться. Лучше цели выражать в двух аспектах – с позиции учителя и с позиции учащегося. Первый из них позволяет организовать собственную деятельность учителя на уроке, второй – разные виды учебной деятельности учащихся.
Представим примеры предметных целей. Формирование теоретических знаний в целях можно обозначать как введение понятия, расширение его содержания, конкретизация существенных признаков с помощью научных фактов и сведений, применение понятия для решения научных и практических проблем. Цели формирования способов действия отражать в следующих формулировках: раскрыть последовательность мыслительных действий (например, при анализе внешнего строения органа, сравнении двух биологических объектов, установлении причинно – следственных связей), способствовать развитию критического мышления (например, оценки последствий влияния антропогенных факторов на растительные сообщества, значения эволюционной теории Ч. Дарвина для развития сельского хозяйства, экологической науки), выделять проблему в учебных задачах, выдвигать гипотезу и др. [2].
В качестве конкретного примера в таблице 2 приведем формулировки целей урока на тему «Охрана цветковых растений» (6 кл., урок повторения и обобщения).
Итак, важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для каждого обучающегося.
Пример формулировки целей урока биологии
(6 кл., урок обобщения и систематизации)
Аспект деятельности учителя
Аспект деятельности учащегося
Сформировать обобщенные знания о роли цветковых растений в природе, их значении для человека и мерах охраны
Называть и характеризовать основные положения о роли цветковых растений в природе.
Характеризовать значение цветковых растений в жизни человека.
Аргументировать меры охраны цветковых растений
Сформировать убеждение в необходимости бережного отношения к растениям на основе выяснения средообразующей, эстетической, познавательной, практической и рекреационной ценности цветковых растений
Выражать собственное убеждение и готовность бережного отношения к цветковым растениям на основе признания их ценности
Научить устанавливать причинно-следственные связи в изменении видового состава и численности цветковых растений
Доказывать и характеризовать причинно-следственные связи между факторами (естественными, антропогенным) и изменением видового состава и численности цветковых растений
Считаем, что целеполагание у детей не может возникать просто так. Для того, чтобы ученик сам поставил перед собой какую – то учебную цель, на уроке должна возникнуть ситуация, которая подтолкнула бы его к определению целей на уроке. Работая над формированием действия целеполагания, мы увидели, что без умелой организации целеполагающей деятельности учащихся на уроке, ученик не ощущает себя субъектом, это угнетает его психическую деятельность, и, таким образом, негативно сказывается не только на результатах обучения, но и на здоровье.
Хуторской А. В. Метапредметное содержание и результаты образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm (дата обращения: 2.04.13).
Якунчев М. А. Методика преподавания биологии: учебник для студ. М545 высш. учеб. заведений / М. А. Якунчев, О. Н. Волкова, О. Н. Аксенова и др. /под редакцией М. А. Якунчева. – М. : Издалельский центр «Академия», 2008. – 320 с.
Концепция «Современный урок биологии»
Таисия Швыденко
Концепция «Современный урок биологии»
Воронежская область Павловский район МКОУ Данильская ООШ
Концепция «Современный урок биологии – умение и желание учиться, работа в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной
Учителя биологии: Швыденко Таисии Ивановны
Новый мир имеет новые условия и требует новых действий.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Поэтому моя тема по самообразованию на 2013-2015 год – «Формирование УУД на уроках биологии».
Основной целью моей педагогической деятельности на данном этапе считаю способствовать развитию личности ученика через овладение им универсальными учебными действиями, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
— изучение концепцииразвития универсальных учебных действий разработанной группой авторов: Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова;
— подбор учебно-методического комплекта, реализующего формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД;
— повышение качества образования обученности биологии без ущерба для состояния здоровья;
— создание воспитательного пространства, предметной среды направленной на формирование у учащихся привычки быть здоровым.
На протяжении трёх последних лет с 2010 по 2012 г. работала над изучением и внедрением в педагогическую деятельность «Метода проектов». Участвовала в работе методического объединения учителей-предметников на базе МОУ Воронцовской СОШ. В октябре 2012 г. по завершению работы над методом проекта и его применением в учебно-воспитательной деятельности мною были проведены открытые уроки и предметная неделя по биологии. Под моим руководством в 2012 г. был реализован школьный социальный проект «Секреты красоты», который занял 1 место в районном конкурсе социальных проектов «Гражданин Воронежской области – Гражданин России».
Чтобы идти в ногу со временем необходимо знать современные требования к уроку. Что такое урок?«Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса,в котором представлены все его основные элементы: цели, задачи, содержание, средства, методы и организация».
«Урок – основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 40-45 мин)» (Большой Энциклопедический словарь. М. 2000. Электронная версия).
Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.
Таким образом, основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Современноеобразование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности, чему (содержание) и как (технологии)необходимо учить подрастающее поколение. Биология как учебный предмет не только позволяет составить у обучающихся целостную научную картину мира, но и является средством для развития личности учащегося. Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное,личностное и познавательное развитие учащихся,обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”.
В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”,обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Термин “универсальные учебные действия” (УУД):
• в широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
• в более узком (собственно психологическом значении) определяется как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Главная задача как педагога на сегодняшний день – овладение передовыми методами и технологиями обучения, внедрение их в жизнь.
На данном этапе применяю приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий.
По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. В ходе обучения биологиииспользуются разнообразные приемы работы с текстом учебника:
• найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке. ;
• уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение “редактор”);
• поставь вопросы к данному абзацу;
• составь суждение по тексту параграфа. ;
• выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;
• расскажи по опорным словам (разверни информацию);
• заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы. ;
• создай таблицу (сверни информацию) по. ;
• составь план изучения темы. (алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем – процесс, организмы, признаки организмов);
• составь набор понятий темы. ;
• составь предложения по теме., используя слова “так, как”, “потому что”, следовательно”, “если, то”;
• зашифруй понятия темы. в символы, систему или последовательность символов;
• составь разные предложения с одним и тем же понятием.
Важной задачей учителя является работа,направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами,параграфами, разделами.
Работа с таблицами, графиками,отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы,требует от учащихся активизации внимания, воли,памяти, мышления.
Для формирования и развития умения“свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы.Алгоритм составления схемы:
• Запишите тему, выделите ключевые слова.
• Найдите основные разделы текста, дайте им названия.
• Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).
Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:
• составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;
• работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)
• составление и распознавание диаграмм;
• работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).
Формирование познавательных УУД на разных этапах урок:
1. Мотивация к учебной деятельности
Посмотрите на слайд. К этим процессам причастны организмы одного из царств живой природы. Как вы думаете, кто они?
Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о бактериях?
Как вы думаете,бактерии: враги или друзья для человека?
Что должны знать люди об этих организмах, чтобы противостоять бактериальным инфекциям, чтобы лечить возникшее заболевание, чтобы использовать бактерии в практической деятельности человека?
УУД: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
2. Формулирование темы урока, постановка цели
В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких “зверушек”, которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих “зверушек” он нашел и в зубном налете.
• Что же это за существа?
• Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?
• Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?
• Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.
УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
3. Изучение нового материала
• Рассмотрите микропрепараты клетки растений и клетки бактерии. Сравните клетки растений и бактерий. В чем их отличие?
• Найдите определение в учебнике, как называются клетки, в которых отсутствует ядро?
• Может ли бактериальная клетка образовывать органические вещества? Почему?
УУД: Сопоставляют и отбирают информацию,полученную из различных источников.
Сопоставьте формы бактериальных клеток и их названия и составьте кластер.
УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста,определение основной и второстепенной информации.
Приспособленность бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях
В настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Но, как и любые живые организмы они предпочитают определённые условия: влажность, небольшое количество света, высокие температуры,нестерильные условия.
Для чего могут пригодиться вам знания об условиях обитания бактерий?
Анимация “Спорообразование у бактерий”
Сделайте вывод о значении спор в жизни бактерий и запишите его в тетрадь.
УУД: извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний.
4. Контролирующее задание.
Задание:закончите предложения, используя текст параграфа.
1. Бактерии называют микроорганизмами, потому что.
2. Бактерии, имеющие округлую форму называются.
3. Клетки, в которых отсутствует ядро.
4. Бактерии размножаются путем.
5. Бациллами называют бактерии, у которых.
6. Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических.
Соотнести определения с изученными терминами и понятиями:
1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро
2) Бактерии, которым для дыхания необходим кислород
3) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро
4) Бактерии и другие организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических веществ
5) Бактерии, способные к фотосинтезу
6) Бактерии, которым не нужен кислород для жизнедеятельности.
7) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества
8) Бактерии и другие организмы, которые поглощают питательные вещества из мёртвого и разлагающегося органического материала.
9) Бактерии и другие организмы, которые поглощают органические вещества живых существ,нанося им вред
10) Процесс образования органических веществ из неорганических, который происходит с участием хлорофилла под влиянием солнечного света.
УУД: структурируют знания. Анализируют объект,выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:
1)А вы знаете, что сегодня на уроке я.
2) Больше всего мне понравилось.
3) Самым интересным сегодня на уроке было.
4) Самым сложным для меня сегодня было.
5) Сегодня на уроке я почувствовал
7) Сегодня я научился.
8) Сегодня я задумался.
9) Сегодняшний урок показал мне
10) На будущее мне надо иметь в виду
УУД: рефлексия способов и условий действий;контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
В большей степени на этом этапе урока формируются коммуникативные, регулятивные и личностные универсальных учебных действий.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
При проведении лабораторных и практических работ, если это возможно, делю класс на микрогруппы или пары, которые получают задания в форме соревнования, что усиливает мотивацию и интерес к выполняемой деятельности, стремление к успеху и одобрению, способности к самостоятельной оценке своей работы, формированию умения общаться и взаимодействовать с другими.
Учащиеся могут выбирать домашнее задание из предложенного с учётом своих индивидуальных возможностей.
Таким образом: овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Выставляю оценки по ряду параметров: по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности, творческому подходу. Это позволяет донести до сознания учеников, что удовлетворение может проносить не только положительный результат, но и та работа, которую он выполнял для достижения этого результата.
Высокий уровень обученности нельзя достигнуть без хорошего физического и психического здоровья учащихся. Комфортное пребывание в школе, формирует устойчивые адаптивные механизмы по отношению к негативным проявлениям образовательной деятельности. Коррекция отклонений в состоянии здоровья осуществляется мною через формирование у учащихся потребности в самосовершенствовании здоровья и внедрения здорового образа жизни. По данной теме мною разработан профильный элективный курс для учащихся 9 класса «Валеология». Данный курс позволяет актуализировать и расширить знания учащихся по вопросам здоровьесбережения; научить школьников анализировать образ жизни и полагать свои возможности с точки зрения влияния факторов среды на здоровье организма; выработать навыки оценки функционального состояния своего организма; обеспечить профессиональную ориентацию.
Основное направление своей будущей деятельности вижу в повышении качества образования за счет овладения теоретическими и практическими навыками формирования УУД на уроках биологии, внедрения стандартов второго поколения. Приоритетная моя творческая задача – создание образовательного пространства, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющимся мире.
1. А. Г. Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010
2. Н. Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006
3. Н. Н. Жукова «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011 г.
4. Г. И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011
5. Г. И. Лернер «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии». Журнал «Биология в школе», №8, 2010
6. Г. И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011
7. III педагогический марафон “Новой школе –новое качество”часть 4 ФГОС ООО: Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии. Пособие для учителя,Петропавловск-Камчатский, П-К, 2012 г – 82 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Приоритетной целью современного российского образования становится.
Детский сад в гостях у школьников на неделе биологии Хорошо,что у нас детский садик находится при школе,это очень удобно при работе с детьми. На базе нашей школы проходила неделя биологии.
Видео-урок «Как слепить улитку». Поэтапный урок лепки №4 Лепка – «Улиточная семейка» 3+ На нашем уроке по лепки – «Улиточная семейка» Вы научитесь: 1. Рисовать по цветному фону. 2. Лепить объёмные.
Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы» Конспект урока по биологии в 9 классе «Биологические катализаторы». В. В. Пасечник, А. А. Каменский УРОК 11 ТЕМА: Биологические катализаторы.
Дополнения к уроку биологии (естествознания) «Пресмыкающиеся» Пресмыкающиеся по сравнению с земноводными представляют собой следующий этап приспособления позвоночных животных к жизни на суше. Это первые.
Видео-урок «Как нарисовать Лес. Поэтапный урок живописи» Живопись акварельными красками «Пальто для леса» с детьми 5 «С любовью к нежной, беззащитной перед человеческой деятельностью природой.
Видео-урок «Как нарисовать рыбку». Поэтапный урок эксперимент №4 Как нарисовать рыбку (поэтапный урок эксперимент № 4) Эксперимент – трансформация «Чудо-Юдо рыба» 5+На нашем уроке Вы научитесь: 1. Рисовать.
Видео-урок «Как нарисовать сирень красками. Поэтапный урок живописи» Как нарисовать сирень красками (поэтапный урок живописи №3) Живопись акварельными красками «Сирень» с детьми 3+ Данный материал адресован.
Видео-урок «Тортик для Лунтика. Поэтапный урок рисования» Как сделать Тортик для Лунтика (поэтапный урок эксперимент [ Эксперимент – «Тортик для Лунтика и его друзей» 3+Данный материал адресован.