Что является целью обучения на современном уроке иностранного языка

Статья «Каким должен быть современный урок иностранного языка»

Каким должен быть современный урок?

Автор: О.А. Воликова – учитель английского языка высшей категории МБОУ СОШ № 5, село Белая Глина, Краснодарский край

Современный урок всегда являлся предметом профессиональных споров. Особенно остро проблема эффективной организации учебного процесса возникла с появлением Федеральных государственных стандартов общего начального, основного и среднего (полного) образования (ФГОС). Стало очевидным, что содержание и структура урока должны отвечать индивидуальным, общественным и государственным потребностям, парадигме деятельностного и личностно – ориентированного развития.

Урок – основное организационное звено процесса обучения, на котором и осуществляется решение конкретных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач, обеспечивающих достижение конкретных целей. Определение целей и задач урока требует учёта следующих основных его характеристик:

Современный урок направлен на коммуникативное развитие учащихся (развитие коммуникативной компетенции), а не на передачу и сообщение знаний о языке, на формирование исключительно речевых навыков и умений.

Каждый урок выполняет не только коммуникативную, но и воспитательную, образовательную и развивающую функции, связанные с формированием личностных качеств учащегося, его способностей к иноязычному общению и познанию, в том числе на межкультурном уровне.

Урок должен быть интересным для учащегося и эффективным, что связано с отбором содержания обучения, актуального для конкретного возраста обучающихся, а также с использованием технологий, адекватных поставленным целям.

Эффективность урока определяется интеллектуальной, познавательной и речевой активностью учащихся, что требует отказа от преимущественного использования фронтальных форм работы в пользу групповых, творческих, исследовательских, проектных способов форм и методов обучения, с одной стороны, а с другой – правильного использования мотивирующих опор высказывания на каждом из этапов усвоения учащимися языкового и речевого материала.

Урок должен готовить учащихся к выполнению домашнего задания и предусматривать возможность осуществлять не только контроль со стороны учителя степени усвоения школьниками содержания обучения, но и самооценку учащимися уровня владения коммуникативными умениями, речевыми навыками, языковыми, страноведческими и лингвострановедческими знаниями.

Используемые на уроке задания должны отражать определённую последовательность активных шагов учащихся от овладения ими языковыми средствами общения до аутентичного общения на изучаемом языке.

Для обучения каждому виду речевой деятельности в рамках урока используется своя система заданий, но все виды речевой деятельности взаимосвязаны, что отражается и в выборе системы заданий.

Переход от традиционного, пусть и добротного урока к инновационному учебному занятию, требует изменения подходов, целей, содержания и даже структуры урока.

Несомненно, что возрастает роль и ответственность учителя при подготовке и организации урока в условиях ФГОС. Учитель должен:

— знать в чём заключается образовательный потенциал урока, т.е. как сделать так, чтобы ученик познал и язык, и культуру, развивал при этом свои способности, воспитывался нравственно и учился общаться;

— уметь реализовывать принципы коммуникативного урока, т.е. уметь: индивидуализировать деятельность учеников, вызывать их речемыслительную активность, создавать ситуации общения, делать речевые высказывания функциональными, обеспечивать новизну и содержания, и форм, и организации урока;

— понимать, как из целенаправленности, целостности, динамики и связанности урока складывается его логика;

— уметь проводить уроки формирования лексических и грамматических навыков, уроки развития умения читать, общаться, высказываться на ранней, средней и старшей ступени, нетрадиционные уроки (киноурок, проектный урок и т.п.);

— уметь использовать различные опоры, установки к упражнениям, контролировать успех учеников и оценивать их;

— уметь анализировать урок.

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.

Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединённых в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержанием и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, в ходе подготовки урока я стараюсь сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой, развязкой и подобно любому произведению искусства.

Все мои уроки имеют свой сюжет: это может быть поход на день рождение, поездка в зоопарк или на гастроли театра, участие в спортивных мероприятиях или различных праздниках, а может путешествие по сказке, экскурсия по Лондону или другому городу. Главное сюжет должен проходить через весь урок.

Рождение любого урока начинаю с осознания и правильности, чёткого определения его конечной цели – чего я хочу добиться; затем установления средства – что поможет мне в достижении цели, а уж потом определения способа – как я буду действовать, чтобы цель была достигнута.

На этапе определения цели важно создать условия, когда дети смогут адекватно оценивать свой ответ, захотят узнавать новое, и поставят конкретные собственные цели. Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они включены в самостоятельную учебно – познавательную деятельность. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. Практически все приёмы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. Здесь же проводятся фонетическая и речевая зарядки, что способствует создать атмосферу общения на уроке и осуществить переход к следующему этапу.

Современный урок сегодня также невозможно построить без использования технических средств. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов знаний, а также разнообразить формы обратной связи. В Интернете мы с учениками находим необходимую информацию: о музеях, достопримечательностях, текущих событиях, экологической ситуации в разных уголках мира, национальных праздниках и т.д. всё это делает уроки разнообразными и интересными. Дети учатся пользоваться различными новыми технологиями. Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить процесс обучения, представить учебный материал более наглядным и доступным для восприятия учащимися. Любая схема, грамматическая таблица, иллюстрация, анимация, звукозапись, используемые при организации учебного процесса, становятся не просто украшением урока, а делают его более содержательным.

Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащихся своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД.

В процессе закрепления нового материала (этап освоения новых знаний) наряду с традиционными предлагаются новые коммуникативные задания, которые содержат определённую задачу и её нужно решить учащемуся. Следует выделить следующие задачи:

— учебная/учебно – познавательная (поисковая, направленная на поиск общих способов решения задач);

— конкретно – практическая (ориентированная на применение уже усвоенных способов действий);

— исследовательская (направленная на проведение исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов);

— творческая (не имеет формального способа решения, т.е. не поддаётся алгоритмизации).

Большая часть задач на уроке иностранного языка носит учебно – познавательный характер (поиск и выделение необходимой информации, её анализ, трансформация, подстановка, расширение или сужение и т.д.), реже – регулятивный (требуется, чтобы учащиеся ставили цель, находили пути решения проблемы, комментировали свои действия, объясняли, почему они предпочли действовать именно так), практически всегда – коммуникативный характер (работа в парах, группах, использование языковых и речевых средств в соответствии с коммуникативной ситуацией). При закреплении материала часто применяются конкретно – практические задачи, дающие возможность учащимся применить усвоенные способы решения проблем. Для отработки учебно – исследовательских умений на данном этапе редко используется групповая самостоятельная работа учащихся, чаще индивидуальная, что не всегда оправдано. Исследовательские задачи требуют интеграции предметных (например, изучение частей речи, употребление слова в контексте, возможные в конкретной ситуации словосочетания, аффиксы существительных и т.д.) и метапредметных умений и навыков (познавательных, регулятивных, коммуникативных). Данные задачи продуктивнее и легче решать, работая в парах или малых группах. Чаще всего исследовательские задачи ставятся в рамках проектной деятельности, которая реализуется в урочное и внеурочное время.

Этап практики в общении (применение знаний) носит интеграцию личностных, метапредметных и предметных умений и навыков. На данном этапе можно предложить учащимся создать многошаговый проект. 1- й шаг – самостоятельно создать таблицу, коллаж или диаграмму «Профессии в моей семье» (индивидуальное задание). 2 – й шаг – используя таблицу, коллаж или диаграмму, рассказать о своей семье и о себе (будущая профессия), объяснить почему он/она смогут справиться с выбранной профессией. 3 – й шаг – ответить на вопросы обучающихся о своей семье и о своей будущей профессии.

Домашнее задание должно быть дифференцированным. С учётом специфики предмета «Иностранный язык» можно дифференцировать/индивидуализировать задания по принципу доминирования того или иного вида речевой деятельности. При этом должно действовать правило вариативности: если ученик выбрал задание, где доминирующую роль играет чтение, в следующий раз ему необходимо выбрать задание с другим доминирующим видом речевой деятельности. Трудность (прежде всего, для учителя) заключается в том, что дифференцированное домашнее задание в большинстве случаев вызывает необходимость дифференциации следующего занятия (так как домашняя работа должна логично переходить в классно – урочную). Конечно, это потребует от учителя дополнительного времени для подготовки занятия, однако с точки зрения организации урока по ФГОС последовательную дифференциацию следует рассматривать как несомненное преимущество. Кроме того, это даёт возможность активно метод «вихревых групп». Ученики, выполнявшие разные задания, объединяются в одну группу; происходит взаимопроверка выполнения, совместный анализ и готовиться общая презентация материалов по данной теме.

Структура технологической карты включает:

— цель освоения учебного содержания;

— планируемые результаты (предметные, метапредметные и личностные, информационно- интеллектуальная компетентность и УУД);

— метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

— основные понятия темы;

— технологию изучения указанной темы (определяется цель и прогрозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

— контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта, применяемая на моих уроках:

Технологическая карта урока № _______________________ Дата _____________________

Учитель: Воликова Ольга Анатольевна Класс ___________________

Источник

Цели и задачи урока иностранного языка

Цели и задачи урока иностранного языка

Подготовка к уроку начинается с формулировки целей. Основная цель определяет весь ход урока, его содержание, тип и этапы. Традиционно в методике обучения рассматриваются четыре аспекта ведущей цели: воспитательная, образовательная, развивающая и практическая. В соответствии с новыми стандартами системой обобщённых личностно ориентированных целей образования выступают планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные.

Достижение личностных результатов возможно при сформированности личностных универсальных учебных действий, которые направлены на самоопределение, смыслообразование, на нравственную, морально-этическую, социальную ориентацию. Вышесказанное соотносится с воспитательной целью, а именно с нравственным воспитанием учащихся, с формированием навыков и умений интеллектуального труда, с воспитанием интереса и положительного отношения к иноязычной культуре. Примерами воспитательной цели могут выступать следующие формулировки:

— воспитание культуры умственного труда;

— воспитание навыков самостоятельной работы;

— воспитание бережного отношения к природе, животным, растениям;

— воспитание уважительного и вежливого отношения к родителям, учителям, детям, к пожилым людям и др.;

— привитие интереса к чтению, к слушанию на иностранном языке;

— воспитание уважительного отношения к собеседнику в процессе общения, толерантного и дружелюбного отношения к людям других национальностей;

— воспитание чувства интернационализма, патриотизма, гордости за свою страну и язык;

— воспитание эстетического вкуса к музыке, к живописи, к театру и др.;

— пропаганда здорового образа жизни, любви к спорту;

— привитие интереса к истории, традициям своей страны, так и стран изучаемого языка;

— воспитание чувства взаимопомощи, дружбы, гостеприимства;

— воспитание интереса к изучению иностранного языка, желания узнавать что-то новое в иностранном языке и т.д.

Достижение метапредметных результатов связано с формированием регулятивных универсальных учебных действий, которые направлены на организацию учебной деятельности, среди них планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;

познавательных универсальных учебных действий, которые направлены на работу с информацией – анализ, синтез, выбор, восстановление, умение доказать свою точку зрения;

коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на коммуникативное взаимодействие – умение слушать, сотрудничать, вступать в диалог, разрешать конфликты.

Вышесказанное соотносится с образовательной целью, а именно с расширением филологического кругозора и с повышением общей культуры учащихся, а также с приобщением к иноязычной культуре. Примерами образовательной цели могут выступать следующие формулировки:

— знакомство с героями иностранных сказок, фильмов, книг и др.;

— получение сведений об архитектуре и культуре страны изучаемого языка;

— знакомство с традиционными иностранными блюдами, праздниками, традициями и др.;

— знакомство с понятиями «транскрипция», «артикль», «длительное время», «совершенное время» и др.;

— знакомство с новыми иностранными именами, фамилиями, формами приветствия, прощания, принятыми в изучаемом языке;

— знакомство с различными способами проведения досуга иностранными сверстниками;

— знакомство с различными видами популярного спорта;

— знакомство с иностранными стихотворениями, пословицами, поговорками, скороговорками, песнями, играми;

— знакомство с международной компьютерной сетью Интернет;

— знакомство с иностранными атрибутами: флаг, герб, гимн и др.

— знакомство с различными видами профессий и т.д.

Метарпедметные результаты соотносятся с развивающей целью, связанной с развитием интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сфер личности учащегося. Примерами развивающей цели могут выступать следующие формулировки:

— развитие учебно-организационных умений и навыков, например, умение работать в паре, умение работать самостоятельно, индивидуально, с книгой, со словарем, с текстом и др.;

— развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков, например, имитация, абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, систематизация, дифференциация, логика и др.;

— развитие психофизиологических механизмов: памяти, внимания, воображения, фантазии, наблюдательности, фонематического слуха, языковой догадки (на основе словообразовательных элементов, по сходству с родным языком, по контексту), антиципации;

— развитие компенсаторных умений – при дефиците языковых средств выходить из трудного положения за счет использования различных вербальных средств (синонимы, антонимы, переспрос, перифраз и др.) и невербальных средств (мимика, жесты, эмоции, показ действия и др.);

— развитие коммуникативных умений и навыков в процессе общения на иностранном языке, например, коммуникабельность, саморегуляция, выражение различных эмоциональных состояний и др.

— формирование, совершенствование, развитие техники чтения вслух или про себя: овладение алфавитом, умение устанавливать звукобуквенные соответствия, правильно озвучивать графический образ слова, овладение основными правилами чтения, овладение определенной скоростью чтения с пониманием прочитанного, овладение средствами выразительного чтения (интонацией, паузированием, ударением) и др.;

— развитие умения читать с извлечением основной, полной, необходимой информации: понимание и осмысление главных фактов различных стилей текста, полное понимание несложного аутентичного текста, умение анализировать отдельные места текста и делать выборочный перевод, умение прочитать текст по диагонали и выбрать заданную информацию и др.;

— развитие монологической речи: умение подготовить высказывание на тему; умение передать прочитанное, услышанное; умение выразить свое отношение и др.;

— развитие диалогической речи: овладение различными видами диалога;

— развитие умения аудировать: восприятие на слух и понимание речи учителя или диктора, текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание;

— формирование, совершенствование, развитие навыков письма как графической системы: овладение графическими и орфографическими навыками и умение ими пользоваться в письменной форме на иностранном языке;

— развитие коммуникативных умений письма: умение письменно оформить и передать информацию в виде плана, выписки из текста, короткого поздравления, пожелания, анкеты и др. [1,6,7].

Задачи урока раскрывают предметные результаты урока иностранного языка и представляют собой поэтапные шаги, ведущие к этим результатам. Примерами задач урока могут выступить следующие формулировки:

в обучении фонетике :

1) ввести звуки … и научить учащихся узнавать их в словах, словосочетаниях, предложениях;

2) научить произносить звуки … изолировано, в словах, во фразах;

3) научить учащихся воспроизводить рифмовку/скороговорку. со звуком. ;

4) научить учащихся читать вслух текст. содержащий слова со звуком…/звукосочетанием…/звуками…;

в обучении лексике:

1) ввести лексические единицы… и научить учащихся использовать их в ответах на вопросы;

2) научить учащихся понять содержание микротекста/текста, содержащего лексические единицы…;

3) научить учащихся вести беседу по ситуации…, используя лексические единицы…

4) научить учащихся делать монологическое высказывание по ситуации…, используя лексические единицы…

в обучении грамматике :

1) ввести грамматическую структуру…и научить учащихся понимать ее значение в контексте (ответы на вопросы учителя/ учащихся)

2) научить использовать структуру … в ответах на вопросы/ в собственных вопросах;

3) научить использовать структуру … в монологическом высказывании по ситуации…/ в диалогах по ситуации … с опорой на образец/ без опоры на образец;

в обучении говорению:

1) научить учащихся делать связанное монологическое высказывание – повествование/описание/рассуждение по ситуации…/ по тексту… (можно добавить «с опорой на наглядность/ на образец/ на план/ на ключевые слова»;

2) научить учащихся вести диалог (этикетного характера/диалог-обмен мнениями/ диалог-расспрос/ диалог-побуждение к действию) по ситуации…,

в обучении аудированию :

1) научить понимать основное содержание/полное содержание текста…в предъявлении учителя/ диктора;

2) научить учащихся прослушивать текст и найти информацию о…

3) научить учащихся понимать речь учителя в классе;

4) научить учащихся добивать понимания услышанного с помощью просьбы повторить, переспроса.

1) научить учащихся понимать основное содержание текста…;

2) научить учащихся искать необходимую информацию в тексте…;

3) научить учащихся понимать детали текста…;

в обучении техники письма :

1) научить учащихся писать буквы английского алфавита (указать какие);

2) научить учащихся писать букву… в буквосочетаниях, словах (указать каких)

3) научить учащихся правописанию слов… (указать каких) в процесс решения кроссворда/ребуса;

1) научить учащихся писать письмо личного характера/деловое письмо/заполнять формуляр (на основе образца/без опоры на образец);

Учитель решает на одном уроке до 3 практических задач, которые соотносятся с практической целью как частное и общее. Ставя задачи, учитель намечает определенный путь их решения.

Пример 1. На уроке учитель планирует осведомить учащихся о том, как можно проводить свои летние каникулы.

Предметные результаты: развитие монологических умений.

1) научить учащихся делать монологическое высказывание объемом 8-10 предложений по речевой ситуации «Путешествие на море» с опорой на ключевые слова…;

2) научить учащихся использовать время Future Simple в монологическом высказывании по ситуации…;

3) научить учащихся понимать основное содержание текста «Travelling Around Canada» по заголовку, по ключевым словам и предложениям абзацев текста.

Пример 2. На уроке учитель планирует ознакомить учащихся с новой лексикой по теме «Спорт».

Предметные результаты: развитие лексических навыков.

1) ввести лексические единицы: sport, jogging, extreme sports, roller-skating, skipping и научить учащихся отвечать на вопросы учителя, содержащие эти слова;

Задачи урока должны иметь четкую формулировку с тем, чтобы сам учитель и присутствующие на его уроке эксперты могли однозначно ответить на вопрос о том, решена та или иная задача урока, обозначенная в плане-конспекте [2].

В заключении отметим, что формулировка практической задачи урока должна соответствовать требованиям:

1. В формулировке должен быть заложен результат, к которому придут учащиеся.

2. Формулировка должна быть конкретной, т.е. включать конкретный материал, который осваивается на данном уроке.

3. Формулировка должна отвечать требованию посильности, т.е. формулируемая задача может быть решена за один отдельно взятый урок.

Источник

Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Что является целью обучения на современном уроке иностранного языка. Смотреть фото Что является целью обучения на современном уроке иностранного языка. Смотреть картинку Что является целью обучения на современном уроке иностранного языка. Картинка про Что является целью обучения на современном уроке иностранного языка. Фото Что является целью обучения на современном уроке иностранного языка

Дата публикации: 14.09.2016 2016-09-14

Статья просмотрена: 13902 раза

Библиографическое описание:

Рець, М. С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М. С. Рець. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33516/ (дата обращения: 17.12.2021).

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,

мы украдем у наших детей завтра»

Тема данной статьи очень актуальна на сегодняшний день, так как переход на новый ФГОС внедрил некоторые инновации в структуру современного урока, где главной задачей является активизировать познавательные возможности обучающегося направленные на изучение его личностных проявлений.

Ключевые слова: ФГОС, деятельностный подход, личностно-ориентированный подход структура современного урока, виды нестандартных уроков.

Современный мир очень изменчив и динамичен. Эти изменения отражаются, в научных знаниях, технологиях, а также в сфере досуга человека. Поэтому возникла необходимость разработать новый государственный образовательный стандарт в условиях изменяющихся запросов образования, который обеспечит развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Концепция модернизации российского образования определяет современный урок как многофункциональную единицу образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия. Общение преподавателей и студентов направлено не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого обучающегося.

Современное образование должно отвечать запросам современного общества. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решая с его помощью свои жизненные и профессиональные задачи.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая единица учебного процесса, в которой студенты с помощью преподавателя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют её. В связи с этим изменяется взаимодействие преподавателя и студента. С точки зрения деятельностного подхода преподаватель и студент становятся партнёрами. В центре внимания находится обучающийся, его личность. Цель современного преподавателя – это выбрать методы и формы организации учебной деятельности, которые соответствуют поставленной цели развития личности.

В связи с этим выделяют следующие требования к современному уроку иностранного языка:

— четкое формулирование цели;

— определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности обучающихся;

— прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

— выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

— выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельностьобучающихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность,

— урок должен быть проблемным и развивающим: преподаватель сам нацеливается на сотрудничество со студентами и умеет направлять их на сотрудничество с преподавателем и студентами;

— преподавательорганизует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;

— создание условий успешного учения обучающихся.

 самостоятельность обучающихсяв процессе обучения, что зачастую выражается в определении целей и задач курса самими обучаемыми, в выборе приёмов, которые являются для них предпочтительными;

 опору на имеющиеся знания учащихся, на его опыт;

 учёт социокультурных особенностей обучающихсяи их образа жизни, поощрение стремления быть «самим собой»;

 учёт эмоционального состояния обучающихся, а также их морально-этических и нравственных ценностей;

 целенаправленное формирование учебных умений, характерным для того или иного учащегося учебным стратегиям;

 перераспределение ролей в учебном процессе: ограничение ведущей роли учителя, присвоение преподавателя и студентовему функций помощника, консультанта, советника.

При планировании современного урока иностранного языка следует выделить и учесть ряд особенностей, а именно

Например, цели урока могут быть следующими

— Формирование лексических навыков

— Развитие техники чтения

— Развитие монологических умений

Соотношение целей и задач – это соотношение частного и общего. Реализация цели возможна благодаря решению ряда задач. Таким образом, ставя определенные задачи, преподаватель определяет путь к достижению цели, а также конкретизирует качество формируемого навыка и умения. Приведем пример:

На уроке преподавательпланирует научитьобучающихся рассказать о том, куда они поедут на летние каникулы

Цель: развитие монологической речи

1) Активизировать лексику по теме «Путешествие»

2) Тренировать учащихся в чтении текста

3) Научить учащихся монологическому высказыванию типа повествование с опорой на текст

Таким образом, мы видим, что наряду с практической целью, формулируются развивающая, воспитательная и образовательная цели урока.

Образовательная цельпредполагает использование языка для повышения общей культуры, расширения кругозора и знаний о стране изучаемого языка. Достижение образовательной цели предусматривает приобретение обучающимися страноведческих и лингвострановедческих знаний.

Воспитательная цель обусловлена тем материалом, который используется на уроке. Данная цель реализуется через отношениеобучающегося к языку и культуре его носителей. Примерами формулировок воспитательных целей могут быть:

— Воспитывать умение общаться с однокурсниками

— Развивать умение отстаивать свою точку зрения

— Прививать любовь к животным, природе и т.д.

Реализация развивающей цели связана с развитием психических функцийобучающихся (памяти, мышления, внимания, воображения), эмоциональной сферы, а также с формированием навыков и умений межличностного общения. Воспитательные, развивающие и образовательные цели достигаются через практическую цель.

Адекватность упражнений означает их соответствие тому виду речевой деятельности, который развивается на данном уроке. Кроме того, адекватность есть соответствие упражнений характеру формируемого навыка. Например, если целью урока является формирование лексического навыка в устных видах речевой деятельности (говорении и аудировании), то упражнение на перевод с русского на английский язык нельзя назвать адекватным, т.к. оно способствует формированию языкового, а не речевого навыка. Адекватным в данном случае будет упражнение условно-речевого характера (например, ответы на вопросы в устной форме, упражнения типа «Согласись/не согласись и другие).

5. Последовательность упражнений. Очень важно расположить упражнения таким образом, чтобы каждое предыдущее упражнение являлось опорой для следующего.

6. Комплексность урока. Урок иностранного языка носит комплексный характер. Это означает, что речевой материал «пропускается» через четыре основных вида речевой деятельности, а именно через аудирование, говорение, чтение и письмо. Таким образом, комплексность – это взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов речевой деятельности при чередовании ведущей роли одного из них.

7. Иноязычная речь – цель и средство обучения на уроке. Каждый вид речевой деятельности выступает как целевое умение, однако при обучении, например, монологическому высказыванию в качестве опоры может быть использован текст для чтения. В этом случае текст будет выступать средством обучения говорению. Также следует отметить, что урок иностранного языка должен проходить на иностранном языке, где речьпреподавателяв общей сложности не должна превышать 10% времени урока.

8. Логика урока иностранного языка. Урок должен быть логично спланирован, что подразумевает:

— Соотнесенность всех этапов урока с основной целью;

— Соразмеренность всех этапов урока и подчиненность их главной цели по времени выполнения;

— Последовательность в овладении речевым материалом, когда каждое упражнение подготавливает обучающегося к выполнению следующего;

— Связность урока, которая может обеспечиваться речевым материалом (лексические единицы содержаться во всех упражнениях), предметным содержанием (все компоненты урока объединены общей темой), общим замыслом (урок-дискуссия).

Исходя из выше сказанного, Структура современного урока в рамках ФГОС выглядит следующим образом:

1) Организационный момент

4) Образовательные, развивающие, воспитательные задачи

5) Мотивация их принятия

6) Планируемые результаты: знания, умения, навыки

7) Личностно-формирующая направленность урока

2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось)

3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого студентана основном этапе урока

— постановка учебной задачи

4. Сообщение нового материала

— Решение учебной задачи

— Усвоение новых знаний

— Первичная проверка понимания обучающихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом)

5. Закрепление изученного материала

— Обобщение и систематизация знаний

— Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом)

6. Подведение итогов

— диагностика результатов урока

— рефлексия достижения цели

7. Домашнее задание

— инструктаж по его выполнении

В процессе обучения преподавателииностранного языка часто сталкиваются с проблемой отсутствия у обучающихся потребности пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях. Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности обучающихся необходимо применение нетрадиционных форм проведения занятий, обеспечивающих активность обучающихся.

Нестандартные уроки — это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин, которые пробуждают интерес к уроку и мотивируют обучающихся к активной коммуникативной деятельности. Эти уроки включают в себя всё разнообразие форм и методов, в частности таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи и др. Приведем несколько видов нестандартных уроков:

1. Уроки-игры. Не противопоставление игры труду, а их синтез — в этом сущность метода. На таких уроках создается неформальная обстановка, игры развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу обучающихся. Особенностями этих уроков является то, что учебная цель ставится как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обеспечивая увлеченность и интерес к содержанию со стороны студентов.

2. Уроки-состязания, викторины проводятся в хорошем темпе и позволяют проверить практические умения и теоретические знания большинства студентов по выбранной теме. Игры-соревнования могут быть придуманыпреподавателемили являться аналогом популярных телевизионных конкурсов и состязаний.

3. Деловая игра. Урок-суд, урок-аукцион, урок-биржа знаний и так далее. Перед обучающимися ставятся проблемно-поисковые задачи, им даются творческие задания, эти уроки выполняют и профориентационную роль, здесь проявляются инициатива и артистизм студентов, неординарность мышления.

4. Интернет-уроки проводятся в компьютерных классах. Ученики выполняют все задания непосредственно с экрана компьютера.

5. Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль.

Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля — творческая работа, которая способствует выработке навыков общения студентовна иностранном языке и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность обучающихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка.

6. Урок-интервью. Это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: «Cвободное время», «Планы на будущее», «Биография» и т. д. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Обучающиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует обучающихсяк дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

7. Урок-эссе. Современный подход к изучению иностранного языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному, к обсуждаемой проблеме: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского «я».

Словарь кратких литературоведческих терминов трактует понятие «эссе» как разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.

На уроках иностранного языка студентыанализируют избранную проблему, отстаивают свою позицию. Обучающиеся должны уметь критически оценивать прочитанные произведения, в письменном виде излагать мысли по поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение. Такая форма урока развивает психические функцииобучающихся, логические и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить на иностранном языке.

8. Интегрированный урок иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции.

Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Основными целями интеграции иностранного языка с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса обучающихся.

9. Видеоурок. Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей преподавателяявляется создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. В этих случаях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы. Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики — представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры. Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти.

10. В условиях реализации ФГОС особое значение приобретает проектная деятельность обучающихся. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышлениестудентаи научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Проектная методика предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта.

Но, какая бы форма урокам не была бы применена, важным заключительным этапом каждого урока должна быть рефлексивная деятельность. Именно, рефлексивный подход помогает учащимся вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цель для дальнейшей работы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что переход на новый образовательный стандарт помогаетпреподавателю стимулировать у обучающихся «освоение ключевых компетенций, методов, способов мышления и деятельности на основе развития своих способностей», а также «оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать процесс достижения образовательных результатов и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *