Что является целью технического диагностирования потенциально опасных объектов технических устройств
Закон РБ О Промышленной Безопасности
Статья 24. Требования промышленной безопасности к потенциально опасным объектам, техническим устройствам
Потенциально опасные объекты, технические устройства должны соответствовать требованиям промышленной безопасности.
Потенциально опасные объекты подлежат регистрации в порядке и случаях, установленных Советом Министров Республики Беларусь.
Потенциально опасные объекты, технические устройства подлежат испытаниям для оценки уровня безопасности и надежности конструкции в случаях, предусмотренных правилами по обеспечению промышленной безопасности, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза и (или) техническими регламентами Евразийского экономического союза.
Потенциально опасные объекты, технические устройства в целях обеспечения их безопасной эксплуатации должны быть укомплектованы изготовителем документами, предусмотренными актами законодательства в области промышленной безопасности.
Техническое диагностирование представляет собой изучение технического состояния потенциально опасного объекта, технического устройства путем анализа соответствия значений параметров потенциально опасного объекта, технического устройства требованиям технической документации. Целью данного изучения является прогнозирование интервала времени (ресурса), в течение которого сохранится работоспособное (исправное) состояние потенциально опасного объекта, технического устройства.
Потенциально опасные объекты, технические устройства подлежат техническому диагностированию в следующих случаях:
при достижении назначенного ресурса (назначенного срока службы) потенциально опасного объекта, технического устройства, а также количества циклов нагружения, установленных его изготовителем;
при временном нахождении под воздействием факторов, параметры которых превышают предельно допустимые для материала, из которого изготовлены элементы потенциально опасного объекта, технического устройства;
по решению субъекта промышленной безопасности.
Техническое диагностирование потенциально опасных объектов, технических устройств проводят организации, имеющие специальное разрешение (лицензию) на деятельность в области промышленной безопасности, в порядке и сроки, определенные актами законодательства в области промышленной безопасности.
Техническое диагностирование потенциально опасных объектов, технических устройств, принадлежащих Вооруженным Силам Республики Беларусь и транспортным войскам, проводят организации, имеющие разрешение, выданное главной военной инспекцией Вооруженных Сил Республики Беларусь в соответствии с законодательством об административных процедурах.
Потенциально опасные объекты подлежат техническому освидетельствованию в целях подтверждения их соответствия требованиям правил по обеспечению промышленной безопасности до ввода в эксплуатацию и в процессе эксплуатации.
Техническое освидетельствование потенциально опасных объектов проводится экспертом в области промышленной безопасности до ввода их в эксплуатацию и в процессе их эксплуатации в случаях, порядке и сроки, установленные актами законодательства в области промышленной безопасности.
Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНЫХ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
Принят Государственной Думой
20 июня 1997 года
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Опасные производственные объекты
1. Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
2. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 3. Требования промышленной безопасности
Статья 4. Правовое регулирование в области промышленной безопасности
1. Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 5. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности
Глава II. ОСНОВЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 6. Лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности
1. Деятельность по проектированию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта; изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведению экспертизы промышленной безопасности; подготовке и переподготовке работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях может осуществляться на основании соответствующей лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. При рассмотрении вопроса о выдаче лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта заявитель представляет в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальные органы одновременно с документами, определяемыми законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следующие документы:
акт приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности;
декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта.
3. В лицензиях на эксплуатацию опасного производственного объекта делается запись об обязательном наличии у заявителя на момент начала эксплуатации и на протяжении всего периода эксплуатации опасного производственного объекта договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
Статья 7. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте
1. Технические устройства, в том числе иностранного производства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации, разрабатывается и утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Сертификацию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проводят организации, аккредитованные федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.
3. Правила проведения сертификации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по стандартизации, метрологии и сертификации совместно с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.
4. Общий порядок и условия применения технических устройств на опасном производственном объекте устанавливаются Правительством Российской Федерации.
5. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке.
Статья 8. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта
1. Одним из обязательных условий принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.
2. Отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом.
3. В процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.
4. Приемка в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в установленном порядке.
В процессе приемки в эксплуатацию опасного производственного объекта проверяются соответствие опасного производственного объекта проектной документации, готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.
Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта
1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;
обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по предписанию федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
представлять в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
2. Работники опасного производственного объекта обязаны:
соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
Статья 10. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте
Статья 11. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности
1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
2. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган.
Статья 12. Техническое расследование причин аварии
Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности
1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:
проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;
технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;
здания и сооружения на опасном производственном объекте;
декларация промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.
2. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.
3. Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение.
4. Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке.
5. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.
6. Экспертиза промышленной безопасности может осуществляться одновременно с осуществлением других экспертиз в установленном порядке.
Статья 14. Разработка декларации промышленной безопасности
1. Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.
Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.
2. Настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону.
Обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, не указанных в абзаце первом настоящего пункта, может быть установлена Правительством Российской Федерации, а также в соответствии со своими полномочиями федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности.
3. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.
Декларация промышленной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта, изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности.
Для опасных производственных объектов, действующих на день вступления настоящего Федерального закона в силу, декларации промышленной безопасности разрабатываются в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
4. Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Декларация промышленной безопасности проходит экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке.
6. Декларацию промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации.
Статья 15. Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта
Статья 16. Федеральный надзор в области промышленной безопасности
1. Федеральный надзор в области промышленной безопасности организуется и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности.
2. Федеральный надзор в области промышленной безопасности осуществляется на принципах самостоятельности и независимости от поднадзорных организаций.
3. Федеральный надзор в области промышленной безопасности осуществляют федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, его территориальные органы и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Должностные лица федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, при исполнении своих должностных обязанностей имеют право:
посещать организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты;
знакомиться с документами, необходимыми для проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности;
осуществлять проверку выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, условий лицензий на эксплуатацию;
осуществлять проверку правильности проведения технических расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований;
выдавать организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности;
давать в пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в том числе о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
выдавать организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания о приостановке работ, ведущихся с нарушением требований промышленной безопасности, при необходимости опечатывать опасные производственные объекты, помещения на указанных объектах или технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, а в случае угрозы жизни и здоровью работников давать указания о выводе людей с рабочих мест;
ставить перед федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом вопрос об ограничении или о приостановлении действия лицензии на осуществление определенного вида деятельности в области промышленной безопасности, а также о досрочном отзыве указанных лицензий в случае нарушений требований промышленной безопасности и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях;
привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушениях требований промышленной безопасности, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
выступать в установленном порядке в суде или в арбитражном суде представителем федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, или его территориального органа по искам о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу других лиц вследствие нарушений требований промышленной безопасности;
осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия, направленные на обеспечение промышленной безопасности.
Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль.
21 июля 1997 года.
N 116-ФЗ
Приложение 1
ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ
Что является целью технического диагностирования потенциально опасных объектов технических устройств
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОЦЕНКА РЕСУРСА ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ОСНОВЕ ЭКСПРЕСС-МЕТОДОВ
Estimation of potential dangerous objects lifetime on the basis of express methods
Дата введения 2009-09-01
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Энергодиагностика» (ООО «Энергодиагностика»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 132 «Техническая диагностика»
Введение
В настоящее время класс объектов, для которых задачи оценки остаточного ресурса относятся к основным, существенно расширился. В таких отраслях, как атомная энергетика, транспорт (в особенности авиационный), проблема определения индивидуального остаточного ресурса агрегатов, отдельных ответственных узлов или конструкционных элементов приобретает особое значение, поскольку их преждевременный выход из строя может привести к недопустимым экологическим последствиям и огромным материальным потерям. Снятие с эксплуатации объектов, формально выработавших свой назначенный ресурс, но не исчерпавших свою фактическую долговечность, приводит к неоправданным дополнительным затратам.
Объективная оценка работоспособности и безопасности эксплуатирующегося ответственного технического объекта в значительном числе практически важных случаев невозможна без использования неразрушающих методов контроля состояния, в котором находится его материал.
Настоящий стандарт распространяется на объекты и конструкции различного назначения, выработавшие установленный проектом ресурс, а также на объекты после аварий и восстановительного ремонта.
Настоящий стандарт дополняет положения, изложенные в документах ГОСТ Р 52330, [1], [2], и устанавливает требования к содержанию разрабатываемых стандартов или методик по оценке технического состояния и определению остаточного ресурса потенциально опасных объектов в процессе их эксплуатации с использованием современных неразрушающих экспресс-методов технической диагностики.
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на объекты (трубопроводы, сосуды и конструкции различного назначения и их элементы, в том числе сварные соединения любого конструктивного исполнения), выработавшие установленный проектом (изготовителем) ресурс, требующие оценки ресурсных характеристик до истечения назначенного срока службы, а также на объекты после аварий и восстановительных ремонтов.
Настоящий стандарт устанавливает основные требования к содержанию стандартов или методик, регламентирующих процедуры оценки остаточного ресурса потенциально опасных технических объектов с использованием неразрушающих экспресс-методов технической диагностики.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52330-2005 Контроль неразрушающий. Контроль напряженно-деформированного состояния объектов промышленности и транспорта. Общие требования
ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 27.004-85 Надежность в технике. Системы технологические. Термины и определения
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27.002, ГОСТ 27.004, ГОСТ 52330, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 экспресс-методы: Пассивные физические методы неразрушающего контроля, использующие в качестве информативных параметров физические поля, характеризующие собственную (внутреннюю) энергию металла объекта контроля (акустическую эмиссию, метод магнитной памяти металла, тепловой контроль и др.).
3.1.2 экспертное обследование: Проведение экспертизы промышленной безопасности, результатом которой является заключение.
3.1.3 оперативная диагностика: Анализ функциональных (рабочих) параметров данного ОК (температуры и давления рабочей среды, температуры металла и т.д.) и сравнение их с расчетными параметрами.
3.1.4 предельное состояние металла: Состояние металла, определяемое исходным значением средней плотности внутренней энергии и не зависящее от размеров изделия и условий его нагружения.
3.1.5 предельное состояние изделия (узла): Состояние изделия (узла), определяемое соотношением размеров локальной области, в которой металл достиг предельного состояния и размеров всего изделия.
3.1.6 техническая диагностика: Область знаний, включающая в себя теорию, методы и средства определения технического состояния объектов.
3.1.7 зона концентрации напряжений: Локальная зона изделия, в которой возникла большая деформация по сравнению со средней деформацией по всему объему изделия, обусловленная неудачным сочетанием особенностей конструкции, неоднородности структуры материала и рабочих нагрузок.
3.1.8 критерий безопасной эксплуатации: Отсутствие на объекте контроля локальных зон концентрации напряжений, в которых состояние металла достигло предельного.
3.1.9 расчетно-экспертная оценка остаточного ресурса: Принятие решения о сроке безопасной эксплуатации ОК на основе комплексного анализа результатов экспертного обследования и выполненных поверочных расчетов на прочность.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
4 Требования к содержанию стандартов или методик
4.1 Стандарты или методики должны содержать следующие обязательные разделы:
— вводную часть (введение);
— требования к подготовке ОК к проведению обследования;
— требования к персоналу, проводящему обследование;
— требования к методам и средствам контроля;
— оперативную (функциональную) диагностику;
— анализ технической документации;
— оценку НДС неразрушающими методами контроля и определение ЗКН;
— определение фактических структурно-механических характеристик металла в ЗКН;
— анализ результатов экспертного обследования;
— расчет остаточного ресурса;
— решение о возможности дальнейшей эксплуатации объекта;
4.2 Стандарты или методики, в случае необходимости, могут содержать разделы, учитывающие специфические условия эксплуатации и диагностирования объекта (например, оценку физико-механических свойств металла на основе специальных испытаний образцов и т.д.).
4.3 Основные термины и определения, применяемые в стандартах или методиках, должны соответствовать ГОСТ 27.002 и ГОСТ 27.004. Новые термины, обозначения и определения должны быть включены в соответствующий раздел.
5 Требования к содержанию разделов стандартов или методик
В вводной части указывают назначение стандарта или методики, наименование конкретного объекта или группы объектов, на которые распространяется стандарт или методика.
5.2 Основные положения
5.2.1 В основных положениях раскрывают концепцию определения остаточного ресурса, в качестве которого в соответствии с ГОСТ 27.002 принимают наработку объекта от момента контроля его технического состояния до перехода в неработоспособное или предельное состояние.
5.2.2 Оценку остаточного ресурса или установление назначенного ресурса основывают на закономерностях изменения определяющих параметров технического состояния, устанавливаемых при анализе выявленных механизмов развития повреждений и (или) по результатам измерения функциональных показателей.
5.2.3 Оценку параметров технического состояния и выбор определяющих параметров осуществляют по результатам анализа технической документации, данных оперативной (функциональной) диагностики и экспертного обследования.
5.2.4 Кроме предусмотренной в нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации, может вводиться дополнительная система критериев предельного состояния, переход в которое определяет остаточный ресурс обследуемого объекта.
5.2.5 Основные этапы процесса определения остаточного ресурса потенциально опасных объектов, подконтрольных органам Ростехнадзора, показаны на структурной схеме в приложении А. Структурная схема предусматривает полное обследование ОК с использованием экспресс-методов технической диагностики.
5.2.6 Критерии предельного состояния определяют согласно руководящим документам (РД), действующим в данной отрасли промышленности.
5.2.7 В зависимости от критериев предельного состояния и условий эксплуатации объекта в качестве параметров его технического состояния используют:
— градиент внутренних напряжений, характеризующий изменение плотности внутренней энергии материала в ЗКН (интегральный параметр НДС);
— коэффициенты запасов прочности (по пределам текучести, прочности, длительной прочности, ползучести, трещиностойкости, устойчивости, по числу циклов или напряжениям при расчетах на циклическую прочность);
— технологические показатели (температура, давление, выход продукта, параметры вибрации, режимы работы и т.д.);
— характеристики дефектности металла (минимальная толщина стенки, наличие трещин, пор, непроваров и т.д.).
5.3 Оперативная (функциональная) диагностика