Что является целью взаимодействия с семьей доу
Взаимодействие ДОУ с родителями: задачи, формы и принципы
Взаимодействие ДОУ с родителями
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, где формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе
Семья дает ребенку поддержку, психологическую защищенность. Здесь он находит примеры для подражания и если мы хотим вырастить здоровых детей,то должны воспитывать сообща: семья, детский сад, общественность. За воспитание несут ответственность родители, а все остальные должны поддерживать воспитательную деятельность.
Семья и детский сад – две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой. Задача детского сада – оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. При взаимодействии работы педагога с семьей нужно учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Цель педагога – сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.И реализовать через функции:
— развитие интересов ребенка;
— распределение обязанностей и ответственностей между родителями;
— формирование семейных отношений;
Понимание индивидуальности ребенка.
Основные задачи работы с родителями:
— создать атмосферу взаимопонимания,
— установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,
— развивать и воспитывать детей,
— использовать с родителями различные формы сотрудничества.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
1. Доброжелательный стиль педагога с родителями,
2. Индивидуальный подход – воспитатель чувствует ситуацию, настроение родителей,
3. Сотрудничество – создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях,
4. Создать развивающую среду, где взаимодействует педагог с семьей, развивается личность в семье и детском коллективе,
5. Динамичность – быстро реагировать на изменение социального состава родителей, их воспитательные процессы.
o Коллективные – родительские собрания, конференции, консультации;
o Индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;
o Наглядные – папки-передвижки, стенды, дни открытых дверей.
1. Информационно – аналитический направлены на выявление интересов, запросов, установление контакта между детьми, родителями и педагогами. Сюда можно отнести анкетирование, опрос. Эта форма используется воспитателем с целью изучения семьи, выяснение образовательных потребностей родителей. Получив данные, педагог вырабатывает тактику общения с каждым родителем.
Задача информационно – ознакомительной формы – познакомить родителей с учреждением, педагогами.Сюда можно отнести : совместные выставки детских рисунков и коллажей.
Задачи информационно – просветительской формы направлены на обогащение знаний родителей об развитии и воспитании детей.Сюда можно отнести :
Клубы для родителей – педагог оказывает помощь в возникших проблемах.
3. Давыдова, О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. О. И. Давыдова. – СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
4. Елисеева, Т. П.Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн. : Лексис, 2007. – 68с.
5. Миклеева Н. В.Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М. : Творческий Центр, 2010г
Формы работы с родителями в условиях ДОУ Настоящее время заставляет педагогов искать новые формы взаимодействия с родителями к реализации программ и созданию условий для полноценного.
Доклад на тему: «Взаимодействие с родителями в ДОУ» Наше дошкольное образовательное учреждение в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями под единую цель:.
Взаимодействие ДОУ с родителями Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, педагогов. Семья играет главную роль в.
Газета «Формы работы с родителями в ДОУ» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.
Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО» Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение Г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 44» Консультация для педагогов.
Презентация к докладу «Взаимодействие ДОУ с родителями» В своей работе я широко применяю ИКТ. Свои презентации я стараюсь сделать яркими, интересными и необычными. Именно поэтому файл, прикрепленный.
Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями) Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями) Родители – это самые близкие люди. Цели работы ДОУ с семьёй: 1. Создание условий.
Взаимодействие педагогов с родителями. Нетрадиционные методы и формы. Создание группы в социальной сети Вконтакте. В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает. Один из принципов дошкольного образования: сотрудничество.
Взаимодействие педагогов с родителями детей в ДОУ Взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия.
Сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников
Наталья Черникова
Сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников
Данная статья посвящена вопросу взаимодействия детского сада и семьи. В статье рассматриваются вопросы об активных формах взаимодействия с родителями воспитанников. Главная идея статьи состоит в том что, семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка.
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений семьи и образовательного учреждения.
Доказано, что психологическая и педагогическая работа с детьми не будет эффективна без помощи и поддержки родителей.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей. [4; с. 3]
Детский сад и семья могут создать единое пространство педагогов и родителей, но только в гармоничном единении друг с другом. Дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, будут ощущать себя спокойнее, увереннее, в результате чего будут лучше усваивать программный материал, установятся доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Проблеме взаимодействия семьи и детского сада в процессе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста уделяли большое внимание такие педагоги, как: Н. И. Пирогов, М. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев и др. – заложили основы сотрудничества педагогической науки, общественности и семьи, которые были подхвачены передовой общественностью и практиками… [7; с. 12]
По данным социологического опроса социальная нестабильность, возрастающий темп жизни, повышенное внимание к материальной обеспеченности семьи отвлекают родителей от задач воспитания своих детей. У многих родителей отсутствует опыт общения, утерян опыт семейных традиций, отсутствует возможность организовать семейный отдых. Всё это требует поиска новых подходов и методов работы с семьёй. Родители нуждаются в помощи со стороны образовательного учреждения, хотя многие из них не осознают этой потребности. Вовлечение родителей в совместную деятельность позволяет им по-новому, с разных сторон узнать своих детей.
Исходя из этого, встала необходимость направить свою деятельность на оптимизацию детско-родительских отношений.
Цель: создание эффективных форм взаимодействия с семьёй в целях определения оптимальных приёмов развивающего педагогического воздействия на детей
Задачи:
-способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителей с ребёнком;
-развивать творческий потенциал детей в совместном созидательном взаимодействии взрослых и детей;
-расширить знания родителей о способах и формах развития детей;
-оказывать консультативную и методическую помощь родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Очень важно установить контакт и взаимопонимание с родителями и воспитанниками. Необходимо проводить индивидуальные беседы с родителями, из которых можно узнать об индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Давать рекомендации, размещать на информационном стенде полезную информацию о развитии, обучении и воспитании детей.
Необходимо вовлекать родителей в педагогический процесс. Для этого можно организовывать и проводить совместные мероприятия: всевозможные выставки, конкурсы, развлечения, досуги и праздники.
-совместные занятия родителей и детей;
-обсуждение и распространение семейного опыта;
-решение проблемных педагогических задач;
-совместные досуги, развлечения и праздники.
В результате работы можно ожидать такие результаты, как:
-повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;
-формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
-оптимизация детско-родительских отношений;
-сохранение семейных ценностей и традиций;
-возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений
Становясь активными участниками процесса обучения своих детей, родители получают необходимые знания;
они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что даёт возможность лучше разобраться в вопросах развития ребёнка. [8; с. 121], а затем применять полученные знания на практике;
между родителями и воспитателями устанавливаются доверительные отношения;
у них формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны [8; с. 122]
Мы в своей работе уделяем большое внимание сотрудничеству с семьями родителей. Инициатива по установлению сотрудничества идёт от нас, педагогов, поскольку мы профессионально подкованы.
Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья ребёнка велика. С целью повышения родительской компетентности в вопросах организации здорового образа жизни проводим с детьми физкультурные досуги, развлечения на свежем воздухе. Стараемся вовлечь родителей. Они не зрители, а активные участники. Задачей досугов является не только создание у детей положительного эмоционального настроения, но и демонстрация детьми успехов, достигнутых в освоении физическими упражнениями, играми.
Благодаря таким совместным мероприятиям повышается родительская компетентность в вопросах организации досугов для детей, происходит приобщение к здоровому образу жизни. Все участники, как правило, всегда получают массу положительных эмоций от совместной деятельности.
Зимой мы строим из снега постройки, которые служат средствами, помогающими развивать двигательную активность детей. Когда продумываем сценарий досуга, стараемся обыграть каждую снежную постройку. Многие родители в зимнее время не гуляют с детьми или сокращают время прогулки, думая, что морозная погода может навредить здоровью ребёнка. Благодаря таким мероприятиям родители узнают, как во время прогулки активизировать ребёнка, повысить двигательную активность, создать радостное настроение.
Для реализации этой задачи мы предлагаем родителям принять участие в мастер-классах по изготовлению тематических поделок из бросового материала.
Цель мастер-класса: формирование у детей и родителей интереса к совместному творчеству и развитие творческих способностей детей.
Благодаря проведённым мастер-классам, родители узнали о нетрадиционных техниках, которые можно использовать в творчестве, об использовании бросового материала, смогли наблюдать своих детей в процессе совместного творчества, при этом оценив их умения и навыки.
С целью просвещения родителей по вопросам развития детей организуем и проводим семинары-практикумы.
С целью обогащения представлений родителей о развитии мелкой моторики пальцев рук провели семинар-практикум «Развитие мелкой моторики пальцев рук».
-познакомить родителей с дидактическими играми, сделанными из подручных материалов, способствующими развитию мелкой моторики рук у детей;
— активизировать знания родителей по теме семинара;
-укрепить сотрудничество семьи и ДОУ.
Благодаря этому мероприятию, родители узнали о важности развития мелкой моторики рук детей, о том, как можно своими руками в домашних условиях изготовить дидактические пособия для развития мелкой моторики рук.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что благодаря совместным мероприятиям, повышается родительская компетентность в вопросах воспитания и развития детей, происходит оптимизация детско-родительских отношений, у родителей возрастает интерес к работе ДОУ, налаживаются доверительные отношения с педагогами.
1. Бочкарёва О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112 с.
2. Виноградова Н. Ф., Година Г. Н., Загик Л. В. и др. Детский сад и семья /Под ред. Марковой Т. А. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1986. – 207 с.
3. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этно педагогический подход. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
5. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 112 с.
6. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. 55 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
7. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй: метод. Пособие для воспитателей ДОУ/ Микляева Н. В. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 144 с.
8. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.
Сотрудничество ДОУ и семьи в вопросе развития творческих способностей воспитанников Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности детей. Это связано с пониманием её определяющей роли.
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в рамках проекта «Красная книга» СЛАЙД 1. Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в рамках проекта «Красная книга»http://www.maam.ru/maps/news/209507.html СЛАЙД 2. Что.
Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников В соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность с детьми включает в себя реализацию пяти образовательных областей: познавательное.
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников (из опыта работы) Доклад «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников» У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми,.
Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.
Особенности взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.
Формирование партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников ДОУ средствами проектной деятельности Формирование партнёрских взаимоотношений с семьями воспитанников ДОУ через проектную деятельность. Фигурина Валентина Юльяновна Кузнецова.
Формирование партнёрских взаимоотношений с семьями воспитанников ДОУ Формирование партнёрских взаимоотношений с семьями воспитанников ДОУ. Кузнецова Любовь Михайловна ГБДОУдетского сада № 154 общеразвивающего.
Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников Для обеспечения полноценного развития дошкольника взаимодействие с семьей является одним из основных задач современных дошкольных образовательных.
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников емья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности.
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников
Ганюкова Валентина Михайловна
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников
Взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
Составитель: старший воспитатель Ганюкова В. М. МКДОУ Детский сад №18 «Веснянка»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
. Познавательные формы взаимодействия с родителями
По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:
Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).
По группам пройдут в течении учебного года 3-4 собрания в год продолжительностью 1,5
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей (Приложение 3. Серия консультация для родителей). Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры, имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях
Презентация. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма которую используют наши педагоги
Устный педагогический журнал. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут (Приложение 10. Сценарий устного журнала). Непродолжительность во времени имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Поэтому важно, чтобы достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Примерные темы Устных журналов,предлагаемые педагогами: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
«Родительский университет». Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной,дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном
В нём могут работать разные кафедры по потребностям родителей:
• «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия).
• «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя).
• «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).
Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.
Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.
Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Кроме того,беседы должны отвечать определенным требованиям:
• быть конкретными и содержательными;
• давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;
• пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
• повышать чувство ответственности за воспитание детей.
Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т. д. Посещение приносит пользу и родителям,и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.
Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
К данным формам также относятся:
• «Школа молодой семьи»;
• выполнение индивидуальных поручений;
• копилка Добрых дел и т. д.
Кроме того, существуют приемы создания ролей для родителей. Они могут играть разные формальные и неформальные роли в программе развития и воспитания своих детей в группе детского сада. Ниже приведены некоторые из них.
Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, в организации мероприятий,, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
Досуговые формы взаимодействия с родителями
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы мои ручонки», «Природа и фантазия»
Совместные экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
Благотворительный акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
1. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
2. Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т. д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
• записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,
• видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
• выставки детских работ,
• стенды, ширмы, папки-передвижки.
В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности:
Но необходимо отметить, что отношение педагогов к традиционным методам наглядной пропаганды на современном этапе развития взаимоотношений педагога и родителей неоднозначно. Ряд воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных условиях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются материалами, размещенными на стендах, папках-передвижках. А педагоги часто стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. По мнению других воспитателей, наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.
Рассмотрим группу традиционных информационно-ознакомительных форм.
Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка.В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:
•материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
• материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время.
Например: выставка, освящающая разделы программы «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду», «Игрушка и ее воспитательная роль» или выставки детских работ «Осень – запасиха», «Зима пришла» и т. д.
Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий.
Папки–передвижки.Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети не болели», «Роль отца в воспитании детей» и т. д. Папка дается во временное пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т. д.
Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т. д.
Видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.
К данным формам работы с родителями можно отнести и
• совместное создание предметно – развивающей среды;
• семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»;
• эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и другие.
Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка (Приложение 25. Анкета «Взаимодействие родителей и педагогов»).
Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
На основе анкетных данным можно разработать критерии «включенности» родителей в образовательный процесс.Он может отражать количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.А так же качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволяет выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятияродителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Всё это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
Позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.
Взаимодействие с семьями воспитанников посредством организации детско–родительского клуба Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики.
Сценарий мероприятия «Взаимодействие с семьями воспитанников» Конспект мероприятия «Взаимодействие с семьями воспитанников» Цель: Формирование умения действовать в коллективе сверстников, чувства.
Консультация для педагогов «Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьями воспитанников» Семья и ДОУ связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Каждый из двух социальных институтов имеет.
Взаимодействие с семьями воспитанников группы раннего возраста в вопросах безопасности Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от различного рода опасностей. Развитие ребенка.
Взаимодействие педагога с семьями воспитанников В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным.
Взаимодействие педагога с семьями воспитанников В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным.
Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования. На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества.
Взаимодействие с семьями воспитанников. Один день из жизни группы Интересные формы работы с семьями воспитанников. «Маршруты выходного дня. «В нашей группе стало уже доброй традицией посещение самого любимого.
Взаимодействие с семьями воспитанников посредством организации и воплощения педагогических проектов Целью муниципального образовательного учреждения «Детский сад №4» общеразвивающего вида по организации взаимодействия с родителями стало.
Взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах сохранения здоровья 1 слайд «Взаимодействие с семьями воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей» На фоне недавней эпидемиологической обстановки,.