Что является важнейшей составной частью системы подготовки спортсмена
Теоретические основы и организация подготовки спортсменов
В учебном пособии раскрываются вопросы спорта – как сложного социального явления и многосторонний процесс подготовки атлетов на основе обобщения концептуальных подходов известных специалистов, определяющих лицо отечественной научно-методической школы.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теоретические основы и организация подготовки спортсменов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
1. Определение системы спортивной подготовки
Термин «спортивная подготовка» используется для характеристики весьма сложно организованного процесса с широким диапазоном видов деятельности, предусматривающим использование разнообразных факторов, средств и методов, которые позволяют оказать эффективную помощь отдельному спортсмену или группе спортсменов для их совершенствования в избранном виде спорта и обеспечить наилучшую готовность к росту достижений.
По мнению Л.П. Матвеева (1999) системно упорядоченный процесс подготовки спортсмена представляет собой долговременный педагогически регулируемый процесс, в условиях которого происходит систематическая передача наставником и усвоение спортсменом определенных, необходимых в спорте знаний, обеспечивается формирование и совершенствование необходимых умений и навыков наряду с воспитанием физических, волевых, нравственных и других качеств, необходимых для прогрессирования в спорте.
Подготовка высококвалифицированного атлета — это, как правило, длительный процесс, охватывающий период от 8 до 20 лет и более. В состав этого систематизированного процесса входит целый ряд компонентов, обусловливающих общую эффективность ее функционирования. От наличия или отсутствия, от полноты и корректности использования того или иного компонента в процессе многолетней подготовки конкретного спортсмена во многом зависит конечный успех.
Основными, наиболее важными, компонентами (подсистемами) системы спортивной подготовки являются: система соревнований, система тренировки и система факторов, повышающих эффективность их функционирования. Последние дополняют тренировку и соревнования через сопутствующие воздействия, режимы и условия в которых проводятся тренировка и соревнования, помогая оптимизировать динамику состояний спортсмена в целом. Каждый компонент имеет свое назначение и одновременно подчинен общим закономерностям устройства, функционирования и развития всей системы, способствуя решению ее основных задач и усиливая действие других компонентов. Причем, следует отметить, что степень их влияния на общую систему подготовки на разных этапах существенно меняется.
В специальной научно-методической литературе авторы несколько по разному дают определение этому достаточно сложному процессу. Обобщение и осмысление их позволяют определить систему спортивной подготовки как длительный, многокомпонентный процесс, представляющий собой упорядоченную совокупность специфических тренировочных и соревновательных средств, целесообразную их организацию в сочетании с внешними факторами и условиями, взаимосвязанное использование которых на этапах многолетней подготовки, дополняя и усиливая друг друга, обеспечивает наилучшую готовность спортсмена к достижениям.
2. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки
Важнейшим компонентом системы спортивной подготовки является система соревнований. Система спортивных соревнований является главным системообразующим фактором, наиболее существенно влияющим на все остальные элементы спорта и спортивной подготовки. Она объединяет в определенную систему разнообразные соревнования, отличающиеся частными функциями (конкретной ролью в удовлетворении тех или иных потребностей в сфере спорта) и своими формами (способами организации, построения, ведения), делает оправданным использование соревнований того или иного типа, определяя их соотношение и последовательность в типичных условиях спортивной подготовки.
Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова (1997) опираясь на мнения большинства специалистов, характеризуют соревновательную деятельность, как специальную сферу, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющую объективно сравнивать определенные его способности, обеспечивать их максимальное проявление и максимально специализированными средствами повышать уровень подготовленности занимающихся.
Это определение можно считать правомерным. Однако, по мнению Л.П. Матвеев (1999), при характеристике соревновательной деятельности целесообразно различать понятия «спортивное соревнование» и «спортивное состязание». С одной стороны оба они характеризуют процесс конкурентного сопоставления спортивно-достиженческих возможностей спортсменов (команд), организованный в форме регламентированного соперничества, упорядоченной борьбы за первенство либо за иной доступный спортивный результат. С другой стороны в них закладывается несколько отличный смысл.
Под спортивным состязанием подразумевается собственно соревновательная деятельность спортсменов, то есть конкурентное сопоставление реальных спортивно-достиженческих возможностей спортсменов или команд.
Термин «спортивное соревнование» связывается с более широким понятием, которое охватывает:
— собственно соревновательную деятельность спортсмена;
— «соучастие» в состязании заинтересованных лиц (спортивных арбитров, тренеров, зрителей и т.д.);
— формы организации соревновательной деятельности, регламент взаимоотношений участников и «соучастников» состязания как целостного события спортивной жизни. Все это свидетельствует, что спортивное соревнование охватывает не только собственно соревновательную деятельность спортсменов, но и многое сопряженное с ней.
Таким образом, спортивное соревнование — это многостороннее явление спортивной жизни, в сфере которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечивать их максимальное проявление, а также обусловленные ими отношения непосредственных участников и «соучастников», поведение которых организуется в сложившихся для определенных видов спорта формах (Л.П. Матвеев, 1999).
С учетом спортивной и экономической целесообразности, имеющихся условий проведения, сложившихся традиций, специфических особенностей соревновательной деятельности и других, объективно действующих факторов, в каждом виде спорта образуются собственные системы соревнований, которые, как правило, имеют преемственность в возрастном плане, а также на мировом, континентальном, национальном, региональном и местном уровнях.
Система соревнований складывается в виде календаря соревнований, определяющего их ранг, сроки и место проведения. Календарь соревнований для отечественных атлетов включает в себя международные, всероссийские, ведомственные, региональные и местные состязания.
Все соревнования должны проводиться строго в соответствии с правилами и иметь четко оговоренный регламент проведения: «Положение о соревнованиях». В разных видах спорта имеется своя система оценки итогов соревновательной деятельности. В «Положении о соревнованиях» обязательно определяется система зачета.
Функции системы спортивных соревнований в современном спорте исключительно широки и многообразны. Система соревнований:
— является важнейшим универсальным механизмом управления совершенствованием мастерства спортсменов;
— во многом определяет содержание, направленность и структуру тренировочного процесса;
— используется в качестве одного из важнейших средств специализированной тренировки;
— выступает в качестве необходимого инструмента контроля;
— позволяет сопоставлять и оперативно координировать различные системы подготовки атлетов;
— активно воздействует на формирование мотивационного механизма в спорте;
— оказывает определяющее воздействие на дальнейшее развитие вида спорта;
— способствует развитию гласности и популярности спорта.
3. Система тренировки
Достижение запланированных спортивных результатов в заранее определенных стартах и в нужные сроки обеспечивается эффективной системой тренировки.
Спортивная тренировка — это основная форма подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный преимущественно на сис-теме физических упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определенных способностей, обусловливающих готовность спортсмена к достижению высших результатов.
Спортивная тренировка, как и любой другой педагогический процесс осуществляется:
— под непосредственным или опосредованным руководством преподавателя (тренера);
— по определенной программе;
— в виде обязательных занятий с определенным контингентом;
— по фиксированному расписанию с возможным дополнительным использованием спортсменом самостоятельных занятий, проводимых при опосредованном управлении со стороны тренера.
Спортивная тренировка строится в строгом соответствии с закономерностями, позволяющими добиться максимально возможных для занимающихся результатов в избранной спортивной специализации. В ее содержании, по мнению Л.П. Матвеева (1997), должны быть представлены слагаемые, которые составляют специфические и неспецифические факторы совершенствования. Спортсмен, используя преимущественно физические упражнения, совершенствует общую и специальную подготовленность, в которых различают физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовленность. При этом необходимыми предпосылками для достижения их высокого уровня является общая воспитанность человека и его развитый интеллект.
Разграничение на отдельные виды подготовки, по мнению Л.П. Матвеева (1999), исходит из того, что для гарантирования максимального уровня подготовленности спортсмена объективно необходимо не только комплексно, но и однонаправлено воздействовать на присущие каждому и не сводимые друг к другу физические и психические качества и способности, а также избирательно формировать и совершенствовать различные умения и навыки, от которых в целом зависит уровень мастерства. При этом каждый вид подготовки требует использования принципиально отличных средств.
Специальную подготовку спортсмена составляют специфические средства, которые имеют ближайшее отношение к предмету избранной соревновательной деятельности и тем самым специализирует его развитие в этом направлении. Средствами специальной подготовки могут быть: само соревновательное упражнение, его отдельные элементы или упражнения структурно тождественные соревновательному упражнению.
Термин общая подготовка характеризует то, что не сводится к спортивной специализации и, тем не менее, создает и оптимизирует предпосылки прогрессирования спортсмена в избранном виде спорта путем содействия общему подъему уровня функциональных возможностей, разностороннему развитию, обогащению знаниями, умениями, навыками. При этом содержание общей подготовки спортсмена находится в непосредственной зависимости от специфики избранного вида спорта.
Общий и специальный компоненты есть во всех разделах подготовки (физической, технической, тактической, психической). Однако их разграничение достаточно условно, поскольку они характеризуют отличающиеся стороны одного и того же комплексного процесса. Вместе с тем такая структура упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет систематизировать средства и методы их совершенствования.
Следует учитывать, что каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, объединяясь в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей. По мнению П.К. Анохина (1975) степень включения различных компонентов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие происходит по закономерностям формирования необходимых функциональных систем.
Соотношение различных элементов, их взаимообусловленность меняется на разных этапах и зависит от: специфики вида спорта, периода, этапа подготовки, индивидуальных особенностей спортсменов (пола, возраста, состояния здоровья, квалификации и др.) и целого ряда других факторов. При этом необходимо помнить, что если нарушается их необходимое соотношение, это негативно скажется на общей эффективности целостного процесса подготовки. Отсюда возникают проблемы сбалансирования взаимодействия различных сторон тренировочного процесса, как в пределах отдельных этапов, так и динамики многолетней подготовки.
ТРЕНИРОВКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ, ЕЁ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранного общественного явления, т.к. она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального результата невозможно без вовлечения в сферу спорта большого количества специалистов различных профессий. Социологи,физиологи, врачи, педагоги,тренеры,психологи, строители, инженеры, менеджеры, юристы и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране.
Для осуществления эффективной соревновательной деятельности и достижения значимых результатов необходима четко отлаженная система подготовки спортсмена.Включающая следующие компоненты:
— систему дополнительных факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.
Основной формой подготовки спортсмена является спортивная тренировка, которая осуществляется в виде обязательных тренировочных и самостоятельных занятий проходящих под руководством тренера. Спортивная тренировка представляет собой специализированный педагогический процесс, направленный на развитие физических, духовных, и психологических способностей.
Кроме спортивной тренировки, соревнований в систему подготовки спортсмена входят факторы, усиливающие, дополняющие и оптимизирующие эффект тренировки и соревнований к ним относят:
— подготовку кадров – специалистов и тренеров;
— систему отбора и спортивной ориентации, направленных на выявление одаренных детей, подростков и спортсменов на основе изучения задатков, способностей и индивидуальных особенностей занимающихся;
— научно-методическое и информационное обеспечение;
— факторы внешней среды.
Необходимо различать понятия спортивной тренировки и подготовки спортсмена. (Так если спортсмен выполняет физические упражнения, идет спортивная тренировка, а если он изучает противника, просматривая видеозапись, идет подготовка спортсмена, а тренировки нет.)
Подготовка спортсмена– это многосторонний процесс использования всей совокупности факторов (знаний средств, методов, организационных форм и условий), с помощью которых обеспечивается наивысшую готовность спортсмена к спортивным достижениям, а также сама практическая деятельность по его подготовке.
Готовность – это достигнутый уровень, физической и психологической работоспособности и степень совершенства необходимых умений и навыков.
Спортивная тренировка – это часть и основная форма подготовки спортсмена, построенная на основе методов упражнения.
Спортивная тренировка – это специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных качеств, способностей, сторон подготовки обеспечивающих спортсмену достижение наивысших показателей в избранном виде спорта.
Целью спортивной тренировкиявляется подготовка спортсменов к активной жизнедеятельности, защите Родины, а затем к достижению максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, гарантирующего запланированный результат в соревнованиях, т.е. развитие личности спортсмена и на этом фоне достижение высоких спортивных результатов.
Для достижения этой цели в процессе тренировки решаются следующие основные задачи:
1. Укрепление здоровья содействие оптимальному физическому развитию;
2. Развитие основных двигательных качеств – силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости;
3. Обучение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метания, плавание и т.д.);
4. Развитие специальных физических способностей и повышение функциональных возможностей организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательных упражнений.
5. Развитие и совершенствование психических, интеллектуальных, морально-этических, волевых, эстетических качеств обеспечивающих максимальное проявление усилий спортсмена во время тренировок и соревнований;
6. Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;
7. Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих рационально строить тренировку.
8. Комплексное совершенствование способности к реализации достигнутого уровня подготовленности в соревнованиях.
С точки зрения педагогики спортивные достижения не являются самоцелью, т.к. на пути к ним и через них достигаются существенные для общества и личности ценностей. Крепкое здоровье, высокоразвитые физические и психологические способности, повышенная трудоспособность. Спортивные качества входят составной частью в общую систему воспитания гармонически развитой личности. Положительный эффект спортивной тренировки должен выражаться в:
— повышенном уровне, функциональных возможностей организма,
— общей и специальной работоспособности,
— в большой степени совершенства двигательных умений и навыков.
Эти характеристики состояния спортсмена определяют его тренированность.
Тренированность– обычно связывают с биологическими (функциональными и морфологическими), приспособительными изменениями, происходящими в организме под воздействием тренировочных нагрузок и выражающихся в работоспособности. Изменения в организме протекают в двух направлениях:
1. Увеличиваются функциональные возможности различных органов и систем организма на базе структурных и биохимических изменений.
2. Совершенствуется координация их деятельности со стороны ЦНС и ее само регуляция.
Таким образом, тренированность – это мера приспособленности организма к конкретной работе, достигнутая путем тренировки.
Различают общую тренированность – степень приспособленности к различным видам деятельности и специальную – степень приспособленности к требованиям данного вида спорта.
Подготовленность— понятие более ёмкое, чем тренированность – это все то, что дает спортсмену подготовка:
— определенную степень развития физических качеств (физическая подготовленность);
— уровень спортивно-технического мастерства (технико-тактическая подготовленность;
— необходимый уровень психологической готовности и твердую целевую установку (психологическая подготовленность);
— необходимый уровень интеллектуального развития, тактического мышления и теоретических знаний (теоретическая подготовленность).
Подготовленность и тренированность имеют тенденцию к повышению, при этом они цикличны.
Высшей формой тренированности – является состояние спортивной формы – это состояние оптимальной готовности к спортивным достижениям.
Следовательно, спортивная тренировка – есть процесс управления спортивной формой.
Спортивная форма имеет три фазы развития:
Первая фаза – становления (накопление) спортивного мастерства – повышение функционирования деятельности организма (накопление строительного материала).
Вторая фаза – стабилизации спортивной формы – соединение всех видов подготовки в единый эффект, повышенное функциональное состояние всех органов и систем, а также координация ЦНС их деятельности, высокая экономичность работы и врабатываемость и ускоренное восстановление работоспособности.
Третья фаза – временная утрата спортивной формы.
Критерии спортивной формы:
1. Спортивные результаты.
2. Высокие показатели педагогического контроля всех видов подготовленности.
3. Хорошие показатели врачебного контроля.
4. Экономичность и эффективность спортивной деятельности.
5. Быстрая восстанавливаемость работоспособности.
Условия осуществления тренировочного процесса:
1. Режим труда, учебы, тренировки.
2. Углубленный врачебно-педагогический контроль.
3. Условие восстановления, реабилитации.
4. Эффективность тренировочного процесса.
В подготовке спортсмена принято различать следующие органически связанные между собой виды: физическую, техническую, тактическую, теоретическую, психологическую и интегральную подготовки.
Система спортивной тренировки – это совокупность знаний, достижений и практическая деятельность по организации и проведения тренировочного процесса.
Реферат на тему «Система подготовки спортсменов»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Реферат по дисциплине:
« Система подготовки спортсменов »
Симуков Александр Валерьевич
2. Характеристика системы подготовки спортсменов (стр.4)
3. Содержание и специфика физической подготовки спортсменов (стр.10)
4. Физическая подготовка спортсмена в макроциклах и в многолетнем процессе подготовки (стр.11)
Список литературы (стр.15)
Система спортивной подготовки – это многолетний специально организованный и управляемый процесс воспитания, обучения и тренировки соответственно индивидуальным особенностям спортсменов и проводимый при его активной деятельности в условиях педагогического руководства и контроля.
Спортивная подготовка целесообразное использование всех факторов, позволяющих воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Сущность управления спортивной подготовкой выражается в изменении состояния управляемого объекта в соответствии с заданными критериями эффективности его развития.
Содержанием раздела физической подготовки спортсмена является воспитание физических способностей, необходимых в спортивной деятельности (силовых, скоростных, выносливости и т. д.). Физическая подготовка направлена в то же время на общее повышение функциональных возможностей организма и сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям, укрепление здоровья.
Характеристика системы подготовки спортсменов
Основными наиболее важными компонентами системы тренировочно-соревновательной подготовки являются: 1) система отбора и спортивной ориентации; 2) система соревнований; 3) система спортивной тренировки; 4) система факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности: а) подготовка кадров; б) научно-методическое и информационное обеспечение; в) медико-биологическое обеспечение; г) материально-техническое обеспечение; д) финансирование; е) организационно-управленческие факторы; ж) факторы внешней среды.
Каждый компонент системы спортивной подготовки имеет свое функциональное назначение и одновременно подчинен общим закономерностям устройства, функционирования и развития ее.
Система отбора и спортивной ориентации — это комплекс организационно-методических мероприятий педагогического, медико-биологического, психологического и социального характера, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка, подростка, юноши к тому или иному роду спортивной деятельности (спортивной дисциплине). В современном спорте, характеризующемся постоянно усиливающейся конкуренцией и непрерывным ростом результатов, особенно важно выявить спортсменов, обладающих необходимыми морфофункциональными данными и синтезом физических, психических и интеллектуальных способностей, находящихся на исключительно высоком уровне развития.
Главное требование, предъявляемое к системе отбора, состоит в том, что она должна быть органическим компонентом системы многолетней подготовки, так как способности могут быть выявлены только в процессе тренировки и воспитания и являются: следствием сложного диалектического единства — врожденного и приобретенного, биологического и социального)
Система соревнований . Спортивные соревнования, являясь специфической формой деятельности в спорте, определяют цели и направленность подготовки, а также используются как одно из важнейших средств специализированной тренировки, позволяющей сравнивать и повышать уровень подготовленности занимающихся.
Однако в определенных случаях отдельные соревнования выходят за рамки системы подготовки спортсменов, так как являются итогом этой подготовки в многолетнем или годичном цикле. К таким соревнованиям относятся чаще всего Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, а для менее квалифицированных спортсменов главные целевые соревнования — чемпионаты России, регионов и т.д.
Система спортивной тренировки Эффективность функционирования системы соревнований, т.е. достижение запланированных спортивных результатов в определенных стартах и в нужные сроки, обеспечивается эффективной системой тренировки.
Тренировочный процесс является основой спортивной подготовки, определяет характер и содержание всей двигательной деятельности, а также финансового, материально-технического, информационного, научного и медицинского обеспечения и восстановительных мероприятий.
В процессе тренировочной деятельности спортсмен совершенствует свою физическую, техническую, тактическую и психическую подготовленность, а успешными предпосылками для достижения их высокого уровня является воспитание человека и уровень его интеллектуальных способностей.
Система факторов, повышающих эффективность функционирования системы соревнований и системы тренировки.
Кадры. Прогресс отечественной системы подготовки спортсмена обеспечивается уровнем профессиональной квалификации кадров, наличием талантливых спортсменов и тренеров, научным потенциалом специалистов, способных предлагать эффективные технологии и методики в тех направлениях, которые являются наиболее перспективными для дальнейшего роста спортивных результатов.
Научно-методическое, медико-биологическое и информационно обеспечение. Своевременное внедрение в практику достижений научно-технического прогресса является одним из решающих факторов результативности подготовки спортсменов.
Система научно-методического, медико-биологического и информационного обеспечения включает в себя: довольно разветвленную сеть специализированных подразделений в научно-исследовательских институтах и академиях физической культуры нашей страны; комплексные научные группы (КНГ), созданные при сборных командах России, ряда республик и областей; врачебно-физкультурные диспансеры, методические кабинеты при различных спортивных организациях. К этой системе следует отнести и специализированные книжные издательства, газеты, журналы, спортивные редакции телевизионных компаний, информационные центры, оснащенные компьютерной техникой.
Эта система выполняет следующие функции:
— выявляет тенденции развития спорта, осуществляет научное предвидение путей развития основных компонентов системы подготовки спортсменов и прогнозирование;
— разрабатывает теоретические, методические и программно-нормативные основы спорта;
— совершенствует организационно-управленческие, экономические и материально-технические факторы;
— разрабатывает медико-биологические проблемы спорта, а также осуществляет реализацию практических мер по сохранению и восстановлению здоровья спортсменов, повышению их работоспособности;
— разрабатывает психологические проблемы спорта и обеспечивает реализацию практических мер по психическому обеспечению спортивной подготовки;
— ведет подготовку и переподготовку кадров по физической культуре и спорту;
— обеспечивает специалистов по спорту информацией.
В тренировочном и соревновательном процессах широко применяются диагностическая, измерительная, вычислительная техника, аудио- и видеоаппаратура и т.д.
Следует отметить, что развитие спортивной науки, внедрение в спорт достижений мирового научно-технического прогресса способствовали привлечению к комплексному научному и информационному обеспечению подготовки спортсменов специалистов различного профиля — педагогов, врачей, биологов, физиологов, биомехаников, биохимиков, социологов, инженеров, математиков и др.
Финансирование спорта осуществляется из различных источников: государственного бюджета, коммерческих организаций, спонсорства, а также из местных бюджетов. Это позволяет создать условия для бесплатных занятий спортом наиболее одаренных детей, подростков и взрослого населения в спортивных школах, в системе образования и некоторых других организаций.
В последние годы федерации по видам спорта, ДСО, региональные, ведомственные спортивные организации, клубы, команды успешно переходят на самофинансирование и другие нетрадиционные формы финансового самообеспечения, что позволяет эффективно решать многие вопросы в системе спортивной подготовки.
В связи с постоянным совершенствованием технологий, повышающих эффективность функционирования системы соревнований и системы тренировки, отмечается тенденция к удорожанию процесса подготовки спортсменов, особенно на этапе высшего спортивного мастерства. Расчеты показывают, что затраты на подготовку одного спортсмена в год на этапе высшего спортивного мастерства в 800—1000 раз (а в некоторых видах спорта и более) выше, чем на этапе начальной подготовки.
На эффективность тренировочной и соревновательной деятельности влияют такие факторы внешней среды, как высота над уровнем моря, температура, влажность окружающей среды, изменение часового пояса. С одной стороны, они могут способствовать повышению спортивной работоспособности, а с другой — значительно снизить ее. Особенно важно учитывать факторы внешней среды в процессе подготовки к важнейшим соревнованиям.
Управление и организационная структура. Система управления совершенствованием спортсмена — это совокупность управляемой и управляющей подсистем, действие которых направлено на реализацию программ и достижение поставленных задач. Она носит комплексный характер и охватывает все уровни — управление непосредственно подготовкой спортсменов, местный, региональный, федеральный. На каждом уровне решаются специфические задачи, соподчиненность и скоординированность которых определяет системность управления. Комплексность проявляется также в том, что в системе управления присутствуют различные компоненты — биологические, социально-экономические, материально-технические, информационные и др.
В системе управления выделяют организационную структуру и механизм, обеспечивающий функционирование системы и достижение целей.
Под организационной структурой следует понимать совокупность взаимосвязей и соподчиненности различных спортивных организаций, цели, задачи и функции системы в целом и отдельных ее компонентов, потоки информации между ними.
Механизм управления — это комплекс различных методов, приемов, стимулов, которые применяются людьми в управлении подготовкой спортсменов.
Структура отечественной системы подготовки спортсменов складывалась исторически, она включает в себя множество различных организаций и носит государственно-общественный характер. В настоящее время в рамках этой структуры осуществляется управление как массовой физической культурой, так и спортом высших достижений. В условиях исключительно сложного строения организационной структуры проявляются различные тенденции: с одной стороны, интеграция, кооперирование, координация, с другой — административная и функциональная обособленность, формирование узковедомственных и узкоорганизационных целей.
Содержание и специфика физической подготовки спортсменов
Общая физическая подготовка служит для воспитания такого комплекса двигательных способностей, которые непосредственно могут не входить в соревновательный потенциал. Однако благодаря общей физической подготовке спортсмен приобретает необходимый запас двигательных умений и навыков для последующей технической подготовки и обеспечивает себе такой уровень работоспособности, который позволяет ему успешно проводить специальную физическую техническую и тактическую подготовку. Средствами общей физической подготовки является общеподготовительные упражнения.
Вспомогательная физическая подготовка строится на базе ОФП и ориентирована на создании специальной основы, необходимой для эффективного выполнения больших объемов работы, направленной на развитие специальных двигательных качеств. Такая подготовка предполагает повышения функциональных возможностей различных органов и систем организма, улучшения нервно-мышечной координации, повышения способности спортсменов к перенесению больших нагрузок, совершенствование способности к эффективному восстановлению после них.
Физическая подготовка спортсмена в макроциклах и в многолетнем процессе подготовки
Основными задачами соревновательного периода являются повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Основными задачами переходного периода являются обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т. п. Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных способностей спортсмена.
Итак, физической подготовкой спортсмена принято называть воспитание физических качеств, проявляющихся в двигательных способностях, необходимых в спорте. Физическая подготовка связана с воспитанием двигательных способностей и обеспечивать спортсмену возможность выполнять движения с необходимой быстротой, силой, продолжительностью, а так же способствует разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья.
Общая физическая подготовка служит для воспитания такого комплекса двигательных способностей, которые непосредственно могут не входить в соревновательный потенциал. Специальная физическая подготовка заключается в таком воспитании двигательных способностей, которое обеспечивает спортсмену возможность успешно действовать в условиях соревнований.
В систему подготовки спортсменов входит много различных факторов:
1) система отбора и спортивной ориентации;
2) система соревнований;
3) система спортивной тренировки;
4) система факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности: а) подготовка кадров; б) научно-методическое и информационное обеспечение; в) медико-биологическое обеспечение; г) материально-техническое обеспечение; д) финансирование; е) организационно-управленческие факторы; ж) факторы внешней среды.
Список используемой литературы
2.Здравоохранение и медицина. – 2007г.
3.Лях, В. И. Методика физического воспитания учащихся / В. И. Лях, М. Я. Виленский. – М., 2008
4. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. – М.: Юрайт, 2007