Что является важной целью обучения литературе в школе

1.2. Цели и задачи литературного образования

1.2. Цели и задачи литературного образования

Цели и задачи современного школьного литературного образования определены в Государственном образовательном стандарте, который является нормативной основой для вариативных программ, творчески осмысленных и разработанных авторскими коллективами. Поэтому главный вопрос этого параграфа:

Каковы цели и задачи современного школьного литературного образования?

КЛЮЧЕВАЯ ЦИТАТА

«Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний».

Образовательный стандарт основного общего среднего образования по литературе

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с вариантами формулировок целей литературного образования, представленными в программах, разработанных авторскими коллективами.

2. Сопоставьте цели, сформулированные в программах разных авторских коллективов, с целями, провозглашенными в Государственном образовательном стандарте.

3. Определите, цели каких программ литературного образования разных авторских коллективов наиболее близки к целям, сформулированным в Государственном образовательном стандарте.

В программе для общеобразовательных школ под редакцией А. Г. Кутузова целью литературного образования провозглашается «формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова».

С ней перекликается цель, выдвинутая в программе для 5–9 классов московских школ под редакцией М.Б. Ладыгина и Г.А. Нефёдовой: «формирование основ читательской культуры», развитие способности к творческому чтению литературного произведения как произведения искусства, которое представляет собой «путь к обогащению внутреннего мира школьника, формированию у него системы подлинных гуманистических ценностей».

Аналогично сформулированы цели в программе под редакцией И.Г. Беленького и Ю.И. Лыссого: «приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественные вкусы, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию».

В программе по литературе петербургских ученых-методистов под редакцией В.Г. Маранцмана: «Цель литературного образования – не только интеллектуальное освоение, но и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства и науки, отработка эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми. Не решив эту задачу, образование не может влиять на ценностные ориентации личности и тем более направлять ее реальное поведение».

В программе под редакцией А.И. Княжицкого утверждается, что «в основе программы литературного образования постоянное развитие читательских умений».

В программе литературного образования под редакцией В.Я. Коровиной: «Цель преподавания литературы – воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором».

В программе литературного образования под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой: «Цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления».

Основной акцент на воспитательные возможности литературы сделан в формулировке, представленной в программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой: «Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью».

Литература

1. Программа литературного образования. 5 – 11 кл. / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2002 (и др. гг. изд.).

2. Программа по литературе для старших классов средней школы / Под ред. В.Г. Маранцмана. – 2-е изд., испр. – СПб., 2000 (и др. гг. изд.).

3. Программно-методические материалы. Литература. 5 – 11 кл. / Сост. Т.А. Калганова. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2000 (и др. гг. изд.).

4. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 1 – 11 кл. / Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2001 (и др. гг. изд.).

5. Программы общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 кл. / Под ред. А.И. Княжицкого. – М.: Просвещение, 2000 (и др. гг. изд.).

Информационные ресурсы

http://www.school2100.ru/ – Программа под редакцией Р.Н. Бу-неева, Е.В. Бунеевой.

Информация к размышлению

Факт влияния на личность литературного образования в той или иной степени констатируется почти во всех программах, однако как вторичный фактор, вытекающий из задачи формирования читательских умений учащихся, способности к творческому чтению литературного произведения как произведения искусства, которые представляют собой надежный «путь к обогащению внутреннего мира школьника, формированию у него системы подлинных гуманистических ценностей».

Целеполагание большинства современных программ исходит из приоритета ценностей культуры, к коим принадлежит и литература. Они изначально поставлены как бы выше и важнее личности конкретного ребенка. Учащийся в данном случае выступает в роли объекта, который учителю предстоит учить и воспитывать с помощью литературы. Вырабатывая у учащегося читательские умения, ему косвенно указывают путь, которым следует двигаться по жизни в решении личных проблем и задач.

Между тем общеизвестно, что личная траектория развития у каждого своя и способствовать духовному становлению личности могут самые разнообразные факторы. Часто именно они во многом определяют его ведущие цели, идеи, ценности и, в конечном счете, во многом корректируют его жизненное движение.

К этим факторам могут быть отнесены:

• собственные представления об идеале и стремление к его достижению;

• общение с семьей и друзьями;

• встречи с поразившими чем-либо людьми;

• влияние кумиров, восхищающих до глубины души;

Помимо того, может быть воздействие:

• произведений искусства (спектакль, концерт, кинофильм, живописное полотно, книга);

• виртуальной реальности сети Интернет.

Вообще, этот ряд может быть довольно длинным, у каждого человека неповторимым и совершенно непредсказуемым относительно перспектив личностного развития.

И тем не менее признанным фактом, закрепленным в биографиях многих состоявшихся в личностном плане людей, можно считать факт влияния художественных произведений на душу растущего и познающего мир человека. Из опыта многих поколений известно, что существенную помощь в личностном самостановлении может оказать литературное образование, которое, начавшись в раннем детстве в семье, продолжившись в детсадовском периоде, затем в школе, длится на протяжении всей последующей жизни человека. Поэтому очевидно, что школьный курс литературы обладает мощным потенциалом в значительной степени способствовать личностному росту учащихся и влиять на формирование их ценностно-смысловых установок.

Если в литературном образовании исходить из ключевой экзистенциальной проблемы человека, заявленной как проблема жизни и смерти, то она становится соразмерной личному, частному заказу на образование, важному и насущному для любого человека и формирует непреходящий образовательный мотив и для учителя, и для учащегося. Именно поэтому школьное литературное образование может и должно базироваться на воспроизводстве экзистенциальной проблемы и ситуации, которая насущна для каждого человека. Именно причастность к решению этой проблемы является движущей силой процесса образования вообще и литературного образования в частности. А задачей проектных поисков в педагогике и методике является постановка этой проблемы и нахождение технологий, приемов и методов, соразмерных ее решению.

Таким образом, хотя школа, конечно, является не единственным фактором развития личности ребенка, она должна ставить задачи личностного развития как задачи важнейшего порядка, существенно влияющие на судьбу растущего человека, а вместе с ней и на судьбу общества в целом. В особенности это касается гуманитарных предметов, бесспорно, это ведущая цель такого предмета, как литература.

МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Самойлова Е.А. О целях литературного образования и о некоторых формах итоговой аттестации по литературе // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – 22 февраля, http://www.eidos.ru/_journal/2007/0222-13.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.ru.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

1.3.1. Документы, регламентирующие содержание литературного образования

1.3.1. Документы, регламентирующие содержание литературного образования Ключевые слова: Государственный образовательный стандарт, программы литературного образования, базисный учебный план. Содержание школьного литературного образования на концептуальном уровне

1.3.2. Программы школьного литературного образования

1.3.2. Программы школьного литературного образования Ключевые слова: принцип концентров, хронологический (линейный) принцип. На основе Государственного образовательного стандарта по литературе и Примерных программ основного и полного общего образования по литературе

1.3.3. Компоненты содержания школьного литературного образования

1.3.3. Компоненты содержания школьного литературного образования Ключевые слова: научный компонент, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент. Цели и задачи литературного образования, специфика литературы как учебного предмета определяют

1.4. Этапы школьного литературного образования

1.4. Этапы школьного литературного образования В соответствии с Государственным образовательным стандартом по литературе в современной общеобразовательной школе определены следующие ступени литературного образования: 1–4 классы – ступень начального общего

ГЛАВА 3 Процесс школьного литературного образования

ГЛАВА 3 Процесс школьного литературного образования 3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования Новые понятия: образовательный процесс, процесс литературного образования, компоненты процесса литературного образования, эстетический

3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования

3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования Новые понятия: образовательный процесс, процесс литературного образования, компоненты процесса литературного образования, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный

3.2. Учитель и учащиеся как субъекты процесса литературного образования

3.2. Учитель и учащиеся как субъекты процесса литературного образования Успешность процесса современного литературного образования невозможна без пересмотра традиционного образовательного процесса: его содержания, форм, методов обучения, приемов организации

3.3. Объекты изучения в процессе литературного образования

3.3. Объекты изучения в процессе литературного образования Специфика литературы как учебного предмета определяет характер и особенности ее содержания. Обратимся к описанию объектов изучения в школьном курсе литературы.Обозначенный в предыдущем параграфе объект

3.4.1. Чтение и его роль в процессе литературного образования

3.4.1. Чтение и его роль в процессе литературного образования КЛЮЧЕВАЯ ЦИТАТА «…Лучшее и вернейшее, что можем извлечь из различных педагогических мнений о преподавании словесности в гимназиях, есть то, что надобно читать писателей. Чтение есть основа теоретическому

3.4.3. Виды чтения в процессе литературного образования

3.4.3. Виды чтения в процессе литературного образования ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,

3.5. Педагогическое общение в процессе литературного образования

3.5. Педагогическое общение в процессе литературного образования 3.5.1. Общение как основной механизм взаимодействия в образовательном процессе ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Общение – личный контакт, непосредственное взаимодействие, обмен информацией через устную или письменную

3.5.2. Диалогическое общение в процессе литературного образования

3.5.2. Диалогическое общение в процессе литературного образования Ключевые понятия: диалог, диалогичность, монологичность, диалогический опыт. ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Диалог есть единственная форма отношения к человеку-личности, сохраняющая его свободу и незавершимость». М.М.

ГЛАВА 4 Организация процесса литературного образования

ГЛАВА 4 Организация процесса литературного образования Ключевые слова: организационная форма обучения, внеклассная работа, классификация уроков, нетрадиционный урок, структура урока, самостоятельная деятельность. ПОЛЕЗНАЯ ЦИТАТА «Организационная форма обучения –

4.1. Формы организации процесса литературного образования

4.1. Формы организации процесса литературного образования Основными формами организации процесса литературного образования школьников являются:• урок;• самостоятельная деятельность учащихся;• внеклассная работа.Успешное осуществление процесса литературного

4.5.4. Музейная деятельность в процессе литературного образования школьников

4.5.4. Музейная деятельность в процессе литературного образования школьников Традиционно проводится организация посещения учащимися экскурсии в музее. Но экспозиционное пространство музея может быть использовано и в качестве учебной площадки посредством

6.2. Метод проектов в процессе школьного литературного образования

6.2. Метод проектов в процессе школьного литературного образования Среди личностно-ориентированных методов особое место в процессе современного литературного образования школьников принадлежит проектной методике. Методистами как в зарубежной, так и в российской науке

Источник

Статья «Цели и задачи литературного образования. Содержание школьного курса литературы.»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цели и задачи литературного образования.

Содержание школьного курса литературы.

Литературное образование, несомненно, важно. Что под собой подразумевает этот термин отвечали множество научных деятелей и методистов. Н.Л. Лейдерман в своей статье пишет, что литературное образование – это «формирование культурного читателя». Но чтобы сформировать такого читателя в школьных стенах учителю необходимо опираться также и на законодательные акты. Цели и задачи современного школьного литературного образования определяются Государственным образовательным стандартом основного общего среднего образования по литературе. Он является нормативным документом и основой для написания образовательных программ наряду с ФЗ «Об образовании».

Согласно Государственному общеобразовательному стандарту изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

На основе ФГОС составляется Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Согласно Примерной основной образовательной программы среднего общего образования цель учебного предмета «Литература»: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.

Исходя из этих целей, сформированы следующие задачи учебного предмета «Литература»:

— получение опыта медленного чтения ( пристальное, внимательное чтение на занятии с комментарием, подробным анализом текста под руководством учителя ) произведений русской, родной (региональной) и мировой литературы;

— овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;

— овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);

— формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;

— формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);

— овладение умением определять стратегию своего чтения;

— овладение умением делать читательский выбор;

— формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;

— овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);

— знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;

— знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).

Сколько часов отводится на обязательное изучение Литературы прописано в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учебных учреждений РФ. Для обязательного изучения, по данному документу, необходимо 385 часов на этапе основного общего образования, из которых 66 учебных часов предусмотрено для реализации авторских подходов. В 5,6,7,8 классах выделяется по 70 часов (2 учебных часа в неделю), в 9 классе – 105 часов (3 учебных часа в неделю). В старших классах (10-11) отводится 350 часов для обязательного изучения предмета (5 учебных часов в неделю), из которых 50 учебных часов предусмотрено для реализации авторских подходов.

Примерная программа предоставляет автору рабочей программы свободу в распределении материала по годам обучения и четвертям, в выстраивании собственной логики его компоновки. Программа построена как своего рода «конструктор», из общих блоков которого можно собирать собственную конструкцию. Авторские программы по Литературе различаются по целям, адресату, принципам отбора произведений для изучения.

В программе для общеобразовательных школ под редакцией А. Г. Кутузова целью литературного образования провозглашается «формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова».

С ней перекликается цель, выдвинутая в программе для 5–9 классов московских школ под редакцией М.Б. Ладыгина и Г.А. Нефёдовой: «формирование основ читательской культуры», развитие способности к творческому чтению литературного произведения как произведения искусства, которое представляет собой «путь к обогащению внутреннего мира школьника, формированию у него системы подлинных гуманистических ценностей».

Аналогично сформулированы цели в программе под редакцией И.Г. Беленького и Ю.И. Лыссого: «приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественные вкусы, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию».

В программе по литературе петербургских ученых-методистов под редакцией В.Г. Маранцмана: «Цель литературного образования – не только интеллектуальное освоение, но и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства и науки, отработка эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми. Не решив эту задачу, образование не может влиять на ценностные ориентации личности и тем более направлять ее реальное поведение».

В программе под редакцией А.И. Княжицкого утверждается, что «в основе программы литературного образования постоянное развитие читательских умений».

В программе литературного образования под редакцией В.Я. Коровиной: «Цель преподавания литературы – воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором».

В программе литературного образования под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой: «Цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления».

Основной акцент на воспитательные возможности литературы сделан в формулировке, представленной в программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой: «Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью».

Целеполагание большинства современных программ исходит из приоритета ценностей культуры, к коим принадлежит и литература. Они изначально поставлены как бы выше и важнее личности конкретного ребенка. Учащийся в данном случае выступает в роли объекта, который учителю предстоит учить и воспитывать с помощью литературы. Вырабатывая у учащегося читательские умения, ему косвенно указывают путь, которым следует двигаться по жизни в решении личных проблем и задач.

Между тем общеизвестно, что личная траектория развития у каждого своя и способствовать духовному становлению личности могут самые разнообразные факторы. Часто именно они во многом определяют его ведущие цели, идеи, ценности и, в конечном счете, во многом корректируют его жизненное движение.

Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу (то есть произведения всех списков должны быть обязательно представлены в рабочих программах).

Список А представляет собой перечень конкретных произведений (например: А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Н.В. Гоголь «Мертвые души» и т.д.). В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.

Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень произведений названных в списке В авторов является ориентировочным (он предопределен традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ.

Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы.

Содержание литературного произведения отражает представление автора о бытии, о мироздании, о человеке и его месте в мире. По мнению М.М. Бахтина, «мир художественного произведения есть мир организованный, упорядоченный и завершенный. вокруг данного человека как его ценностное окружение»1. Именно поэтому содержание произведения

расширяет представление о Бытии, о мироздании, способствует самоопределению учащихся в мире ценностей, становлению их мировоззрения.

По словам А. Маслоу: «Бытийный компонент изначально подразумевает обращение к так называемым «бытийным ценностям». К таким ценностям относится истина, красота, добро, совершенство и пр. В бытийных ценностях заключен жизненный смысл для большинства людей, но многие просто не знают об этом. Одна из задач учителя литературы уже в школе дать о них представление ученикам. Бытийный компонент условно можно назвать также личностным, поскольку без осмысления этих вопросов невозможно становление личностных качеств человека.

Коммуникативный компонент знакомит учащихся с аспектом взаимосвязей: писателя и его современников, художественного произведения и мира культуры, героев произведений и окружающего мира и т.д. Коммуникативное содержание процесса литературного образования состоит в отношениях, в способах деятельности и познания, в форме взаимодействия его участников.

Именно поэтому в структуру содержания литературы как учебного предмета должны войти: литературоведческий, или научный, компонент; бытийный, или ценностно-смысловой, компонент; эстетический компонент; коммуникативный, или диалогический, компонент.

Н.Л. Лейдерман писал: «Нам, учителям, надо так преподавать литературу, чтобы у всех наших учеников формировался художественный вкус. Конечно, не все дети в равной мере способны к этому, но все равно стратегической установкой всей методики преподавания литературы в школе должно стать последовательное формирование и развитие у наших учеников зачатков, точнее, основ художественного вкуса. Каковы же основополагающие принципы этой образовательной стратегии? Думаю, что самое первое – это учить наслаждаться литературой как искусством».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *