Что являлось предвестником пророчества мухаммада

Самое первое откровение, ниспосланное Мухаммаду ﷺ

Что являлось предвестником пророчества мухаммада. Смотреть фото Что являлось предвестником пророчества мухаммада. Смотреть картинку Что являлось предвестником пророчества мухаммада. Картинка про Что являлось предвестником пророчества мухаммада. Фото Что являлось предвестником пророчества мухаммада

Суть божественного откровения

Наука о Коране включает много различных и важных наук, в частности, откровение и его ниспослание. Тот, кто не верит в откровение, не может уверовать и в ниспослание Корана, так как Коран является одним из видов откровения, которые были переданы Пророку Мухаммаду ﷺ посредством ангела Джибриля (мир ему). Из истории Ислама известно, что первое откровение Пророку Мухаммаду ﷺ пришло в сорок лет, и это началось с вещего сна. Затем Ему была внушена любовь к уединению. Он стал часто уединяться в пещере Хира, где поклонялся Аллаху в течение многих ночей.

Значения слова «вахью» ( وحي )

Лексическое значение глагола «ваха» ( وحي ), масдаром (отглагольным именем) которого является слово «вахью» – указать, рассказать тайно, повелевать, подчинять, писать другому, отправлять.

В Коране это слово приходит в разных значениях:

внушение;

وأوحينا إلى أم موسى أن أرضعيه

(смысл): «И внушили Мы в сердце матери Мусы кормить грудью своего сына» (сура «Аль-Касас»: 7).

наущение шайтана;

وإن الشياطين ليوحون إلى أولياهم ليجادلوكم

(смысл): «Поистине, шайтан наущает своих последователей (язычников) препираться с вами, приводя ложные доводы» (Сура «аль-Анʻам, 121).

А что касается шариатского определения термина «вахью» (откровение), то это обучение Аллахом своего избранного раба (пророка, посланника) различным знаниям, которые Он пожелал раскрыть ему тайно.

Как ниспосылалось самое первое откровение

В хадисе сообщается, что мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

«Ниспослание откровений Посланнику Аллаха ﷺ началось с вещего сна. Он видел во сне сияние, подобное утренней заре. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере Хира. Там он занимался поклонением Аллаху в течение многих ночей. Потом он возвращался к Хадидже и брал все, что ему было нужно для нового такого же уединения. Это продолжалось до тех пор, пока ему не пришло откровение, когда он находился в пещере Хира. К нему явился ангел и велел:

Читай!

Я не умею читать!»

Далее Пророк ﷺ сказал:

«Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова велел: “Читай!” Я сказал: “Я не умею читать!” Он во второй раз сжал меня так, что я опять напрягся до предела, а затем отпустил и велел: “Читай!” — и я снова сказал: “Я не умею читать!” Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал:

اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ خَلَقَ الْإِنْسَانَ مِنْ عَلَقٍ اقْرَأْ وَرَبُّكَ الْأَكْرَمُ

Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой — щедрейший…

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сердце которого трепетало от страха, вернулся с этим, вошёл к Хадидже бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах) и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” Его укрыли, и он оставался в подобном положении, пока страх его не прошёл, после чего он рассказал ей обо всём и добавил: “Я испугался за себя!” Хадиджа сказала: “Нет, нет! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь слабому нести бремя и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды жизни”.

А после этого Хадиджа вышла из дома вместе с ним и привела его к своему двоюродному брату Вараке бин Науфалю бин Асаду бин ‘Абд аль-‘Уззе, который в эпоху джахилийи принял христианство, пользовался для своих записей письменностью иудеев и выписывал из Евангелия то, что было угодно Аллаху. К тому времени он был уже глубоким слепым старцем. Хадиджа сказала ему: “О сын моего дяди, выслушай своего племянника!” Варака спросил его: “О племянник, что ты видишь?” — и Посланник Аллаха ﷺ сообщил ему о том, что он видел. Варака сказал: “Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе! О, если бы я был молод и мог дожить до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!

Посланник Аллаха ﷺ спросил: “А разве они будут изгонять меня?” Варака ответил: “Да, ибо когда бы ни являлся человек с чем-либо подобным тому, что принёс с собой ты, с ним всегда враждовали. Если я доживу до этого дня, то буду помогать тебе, как только смогу!” Однако Варака вскоре умер, а откровения временно прекратились». (Бухари)

Возобновление откровения

Сообщается, что Джабир бин Абдуллах аль-Ансари (да будет доволен Аллах ими обоими), рассказывая о периоде временного прекращения откровений, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Однажды я шёл по дороге и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел того самого ангела, явившегося ко мне в пещеру Хира, который на этот раз сидел на троне между небом и землёй. Я испугался его, вернулся домой и сказал: «Укройте меня, укройте меня!» – после чего Аллах Всевышний ниспослал аяты, в которых говорилось: «О завернувшийся! Встань и увещевай…«. А после этого откровения возобновились с новой силой и стали приходить одно за другим».

Насир Сулейманов

Преподаватель «ДТИ» имени Саида Афанди

Источник

Начало пророчества и ниспослания откровений

В месяце Рамадан, когда Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, уже исполнилось сорок лет и он в очередной раз уединился в пещере на горе Хира, поминая Аллаха и поклоняясь Ему, к нему неожиданно явился ангел Джибриль, мир над ним, с вестью о пророчестве и Откровениями свыше.

Послушаем, что об этом говорит Аиша, мать правоверных, да будет доволен ею Аллах, передающая рассказ об этом со всеми подробностями.

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Началом Откровений, ниспосылавшихся посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стало благое видение во сне, и он никогда не видел иных видений за исключением таких, которые приходили, подобно утренней заре (то есть таких видений, относительно истинности которых не возникало никаких сомнений). Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто отправляться в пещеру на горе Хира, занимаясь там делами благочестия, которые состояли в поклонении Аллаху в течение многих ночей, что продолжалось до тех пор, пока у него не возникала необходимость вернуться к себе домой и запастись всем необходимым, и тогда он приходил к Хадидже и собирал для себя всё, что ему было нужно на новый такой же срок.

И Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сердце которого трепетало от страха, вернулся домой с вестью о том, что произошло, вошел к Хадидже бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллах, и сказал: «Укройте меня, укройте меня!» Тогда его укрыли, и он оставался в таком положении, пока страх его не прошёл, после чего он сообщил Хадидже о случившемся, сказав ей: «Я испугался за себя!» Выслушав его рассказ, Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, воскликнула: «Нет, Аллахом клянусь, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь, поистине, ты заботишься о родственниках, помогаешь нести бремя слабым, оделяешь неимущих, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды судьбы!»

И после этого Хадиджа вывела его из дома и привела к сыну своего дяди Вараке ибн Науфалю ибн Асаду ибн Абд аль-Уззе, который принял христианскую веру во времена джахилиййи (язычества).

Варака знал письменность иудеев и прежде выписывал из Евангелия то, что было угодно Аллаху, а к тому времени он был уже глубоким старцем, потерявшим зрение. Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, сказала ему: «О сын моего дяди, выслушай сына твоего брата!» Варака спросил его: «О сын моего брата, что ты видишь?», и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил ему о своих видениях.

Выслушав его рассказ, Варака сказал ему: «Это тот же ангел, которого Аллах посылал к Мусе, мир над ним! О, если бы я был молод в эти дни, о, если бы дожил я до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!». Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «А разве люди станут изгонять меня?» Варака ответил: «Да, ибо когда бы ни являлся человек, приносивший с собой нечто подобное тому, с чем пришёл ты, с ним всегда начинали враждовать, но если я доживу до начала осуществления тобой твоего пророчества, то буду помогать тебе как только сумею!» Однако Варака вскоре умер, а Откровения временно прекратились.

Источник

Первые откровения

После того как Мухаммаду исполнилось сорок лет, он стал видеть удивительные сны, которые были настолько ясными, что казались реальностью. Видения начались в месяце раби-уль-авваль и продолжались на протяжении шести месяцев. В середине рамадана того же года Мухаммад получил первое откровение.

Однажды ночью, когда он находился на горе Хира, к нему явился ангел Джибрил и сказал: «Читай!» Охваченный страхом, он ответил: «Я не умею читать». Мухаммад действительно не умел ни читать, ни писать, и это было хорошо известно всем жителям Мекки. Аллаху было угодно, чтобы он до конца жизни не овладел грамотой, поскольку в противном случае люди могли бы упрекнуть его в том, что он черпает знания из священных книг иудеев и христиан.

Ниспослание Писания началось с повеления читать, и с тех пор стремление к знаниям и истине стало главной особенностью мусульманского вероучения. Аяты были ниспосланы Мухаммаду через ангела Джибрила, что сильно напугало Пророка. Он в страхе и растерянности вернулся к своей жене, рассказал ей о происшедшем и попросил укрыть его. Хадиджа успокоила его словами: «Нет, нет! Клянусь Аллахом, Он никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь нести бремя слабым и оделяешь неимущих. Ты оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды судьбы!»

После этого Хадиджа привела его к своему двоюродному брату Вараке бин Науфалу. Он был глубоким старцем, некогда обратившимся в христианство. Когда Мухаммад поведал ему свою историю, Варака сказал: «Ты пророк этой общины. К тебе явился великий посланник — ангел Джибрил, который приходил к Моисею. Тебя будут обвинять во лжи, притеснять, изгонять тебя и воевать с тобой. Если бы я дожил до этих дней, то оказал бы тебе ту помощь, которая будет угодна Аллаху». Однако вскоре Варака умер, а откровения временно прекратились.

Источник

Мухаммад (ﷺ): начало пророчества

Что являлось предвестником пророчества мухаммада. Смотреть фото Что являлось предвестником пророчества мухаммада. Смотреть картинку Что являлось предвестником пророчества мухаммада. Картинка про Что являлось предвестником пророчества мухаммада. Фото Что являлось предвестником пророчества мухаммада

Когда нашему достопочтеннейшему господину было 40 лет, через ангела Джабраиля начали ниспосылаться откровения, и Пророк начал призывать людей к истинной вере. Но вначале ему приходилось вести свою деятельность тайно.

Первой женщиной, которая приняла Ислам, была Хадиджа. Ислам первыми приняли: из мужчин – Абу Бакр ас-Сиддик, из молодых мужчин – ‘Али, из бывших рабов-вольноотпущенников – Зайд ибн Харис, из бывших рабынь-вольноотпущенниц – Умм Айман.

После них в Ислам перешли: ‘Усман ибн ‘Аффан, Зубайр ибн аль-‘Аввам, ‘Абдуррахман ибн ‘Ауф, Са‘д ибн Аби Ваккас, Тальха ибн ‘Абдуллах, Сухайб аль-Руми, ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, Абу Зарр аль-Гифари и другие.

В четвертый год после ниспослания пророчества, в связи с началом открытого призыва, многобожники начали подвергать нашего достопочтеннейшего господина и его сподвижников различным притеснениям, старались унизить и высмеять каждого мусульманина.

Когда причиненное мекканцами мусульманам зло и страдания достигли до такой степени, что терпеть дальше их стало невозможным, сподвижники решили переселиться в Абсиссинию (Эфиопию). Наш достопочтеннейший господин дал на это свое согласие и счел такое переселение целесообразным. Первыми выехала из Мекки группа мусульман, состоящая из 12 мужчин и 4 женщин. Они, переправившись через Красное море, нашли убежище у короля Абиссинии Наджаши. Среди них были: ‘Усман и его жена Рукаййа бинт Расуллюллах, Абу Саляма и его жена Умм Саляма, ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, Зубайр ибн ‘Аввам, ‘Абдурахман ибн ‘Ауф. Когда они прожили около трех месяцев в Абиссинии, получили ложное известие о том, что курайшиты перестали преследовать мусульман и вернулись обратно на свою родину – в Мекку, к нашему достопочтеннейшему господину. Когда они были уже у самой Мекки, услышали, что многобожники начали причинять зло и вред мусульманам еще больше, чем прежде, то есть во много раз больше чем прежде, и они пришли в отчаяние.

Преследование благороднейшего Посланника и уважаемых сподвижников мекканские многобожники не прекращали, а изо дня в день только усиливали. При этом они соревновались друг с другом в этой гнусной деятельности и старались превзойти друг-друга. Они к своим гнусным делам добавили еще одно: объявили бойкот. Потом ясным образом записали такой текст, как обязательное правило: «Не иметь с ними никаких отношений», и это правило повесили на стены Каабы. Абу Ляхаб и его семья остались среди многобожников, другие мусульмане и неверующие рода бану Хашим остались в местечке Ши‘б Абу Талиб и приблизительно три года были вынуждены жить в условиях бойкота и осады.

Когда стало ясно, что мусульманам в Мекке спокойной жизни не будет, сподвижники Пророка были вынуждены, уже во второй раз, переселиться в Абиссинию. Тогда их было 83 мужчины и 18 женщин. Джа‘фар ибн Абу Талиб и его жена Асма бинт ‘Умайс, ‘Абдуллах ибн Джахш и его жена Умм Хабиба бинт Аби Суфьян были вместе с ними.

Установленные в местечке Ши‘б Абу Талиб препятствия роду бану Хашим достигли такого уровня, что невозможно было их описать. Так как не было оставлено прохода для прохождения туда других людей, а всякие дружеские связи с ними были запрещены, они были вынуждены жить как в тюрьме и питаться травами лугов и листьями деревьев, в связи с чем они казались им словно райские плоды.

Потом некоторые арабы выразили несогласие с таким положением дел, из-за их претензий положение тех, кто был в Ши‘бе, резко улучшилось и часть их стала свободной.

В десятом году после ниспослания пророчества и в третьем году хиджры умер Абу Талиб. Через три дня после этого мать правоверных Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) тоже покинула этот мир. Из-за этого наш достопочтеннейший господин безутешно горевал, и этот год стал называться «‘Амм аль-Хузн», то есть «Годом печали». Хотя он и был у с себя на родине, среди своих близких, наш достопочтеннейший господин после этого остался как-будто одиноким человеком. Так как Абу Талиб был человеком в высшей степени добрым и милосердным, он всегда поддерживал нашего достопочтеннейшего господина, многие его заботы брал на себя. И Хадиджа тоже никогда не выразила сомнения по поводу нашего достопочтеннейшего господина, и даже тогда, когда все говорили, что он врет; когда все высмеивали его и потешались над ним, успакаивая и утешая его, выражала свое неодобрение таких поступков.

Наш достопочтеннейший господин в их лицах потерял самых близких покровителей и верных помощников. После их смерти многобожники старались воспользоваться этим удобным случаем, начали еще больше преследовать и унижать нашего достопочтеннейшего господина, называли его колдуном, жрецом, сумашедшим и поэтом. Чтобы пробудить в народе ненависть к нему, они ходили по разным общинам, рассказывая всякие ложные небылицы о нём, стояли на дорогах, рассказывая то же самое путникам. Его сосед и близкий родственник Абу Ляхаб с женой Умм Джамилей бинт Харб и ‘Укба ибн Абу Му‘айт не давали ему житья: если он начинал читать намаз, клали нечистоты на его плечи, в его пищу подбрасывали разные грязные вещи, а на его пути кидали репей и колючие ветки. Он три месяца терпел такие издавательства, а потом решил переселиться в Таиф. Но и там его надежды не оправдались. Ничего хорошего от жителей Таифы он не увидел.

Население Таифа не прислушалось к словам нашего достопочтеннейшего господина, по подстрекательству взрослых жителей Таифа их дети и рабы закидывали его камнями, поранили ему благословенные ноги и голову. Тогда с ним был Зайд ибн Хариса, он старался защитить нашего достопочтеннейшего господина, прикрывал его своим телом словно щитом. Господин «Последнее повеление» (печать пророков) был вынужден вернуться обратно в Мекку и по дороге молился Всевышнему: «О мой Господь, ко мне, слабому Твоему созданию, не осталось уважения в народе! О, предначертатель судеб и помощник слабых — Аллах! Если Ты решил оградить меня от участи встречаться с Твоим гневом, мой долг — терпеливо перенести все трудности этого мира». Когда он заходил в город Мекку, его охранял Мутгам ибн Гади.

Так как весь арабский люд [в Мекке и окрестностях] единодушно противостоял Пророку и изо дня в день усиливал это противостояние и свои злодеяния, наш достопочтеннейший господин, которому пришлось пережить столько трудностей и страданий, потерял всякую надежду, что они примут истинную веру. И поэтому он начал призывать другие арабские племена к Исламу. Он старался быть в известных землях и святых местах, где собирались арабы, и везде призывал людей к Исламу. Он встречался с людьми, которые пришли из дальних уголков в Мекку для совершения хаджа и тогда Пророк разъяснял им, в чем заключается исламская вера и призывал их к ней.

Однажды, в 12-й год после ниспослания пророчества, наш достопочтеннейший господин призывал к Исламу арабов, которые

С этого времени, узнав, что в городе Медине начал укореняться Ислам, сподвижники, которые подвергались [в Мекке] различным страданиям, по одиночке начали переезжать из Мекки в Медину. Они, чтобы сохранить свою веру и совершать религиозые обряды в спокойной обстановке, не нарушая их, переезжали к родственным племенам в Медине, оставляя родные места. И отделившись от родных общин, доставили себе дополнительные хлопоты по переезду. В одно время в Мекке из мусульман оставались только наш достопочтеннейший господин, Абу Бакр ас-Сиддик, ‘Али аль-Муртада, Сухайб, Зайд ибн Хариса, немощные и бедные мусульмане, которые были не в силах совершить хиджру (переселение).

Абу Бакр ас-Сиддик, пришел к нашему достопочтеннейшему господину и спросил у него разрешение переселиться в Медину. Благороднейший Посланник сказал ему: «Подожди! Я не думаю, что во время переселения будут большие трудности, но если такие трудности все-таки будут, — лучше переселиться вместе». Абу Бакр присоединился к его мнению и начал готовить вещи для совместного путешествия.

Многобожники, когда услышали, что жители Медины дали клятву Пророку, начали сильно горевать по этому поводу, как будто им на голову обрушилось небо. Они сильно рассердились, и чтобы всерьез обсудить это дело и пока еще не поздно решиться на что-то, собрались в месте совета племени — в «Дар аль Надва». Это общество, состоящее из числа самых умных и знатных многобожников, приняло такое решение: в темное время суток самые храбрые мужи из каждого рода собираются возле дома нашего достопочтеннейшего господина и организуют на него нападение; а потом, согласно установленному порядку того времени, они выплачивают дият (плата за кровь убитого) роду Хашим.

Ризаэддин ибн Фахреддин. Мухаммад (ﷺ).

Источник

Жизнь Пророка Мухаммада. Начало пророчества

18/03/2015 Баннер, Пророк Мухаммад Комментарии к записи Жизнь Пророка Мухаммада. Начало пророчества отключены 1,764 Просмотров.

Предпосылки пророчества. Вещие сны. Поклонение в пещере Хира. Ханифы последователи Ибрахима. Зайд ибн Амр ибн Нуфейль. Первое откровение. Встреча с Джибрилем. Подержка Хадиджи. Варака ибн Науфаль. Как нисходило откровение. Два периода задержки откровений. Пророчество и посланничество. Первый мусульманин. Призыв Абу Бакра.

Что являлось предвестником пророчества мухаммада. Смотреть фото Что являлось предвестником пророчества мухаммада. Смотреть картинку Что являлось предвестником пророчества мухаммада. Картинка про Что являлось предвестником пророчества мухаммада. Фото Что являлось предвестником пророчества мухаммада

Слушать лекцию mp3:

Стенограмма лекции №3:

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Незадолго до начала пророчества Аллах явил людям много знамений скорого пришествия Посланника последних времён, которые должны были стать предтечей будущих великих событий, связанных с миссией Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

И одним из предвестников пророчества было то расстройство в жизни людей, среди которых практически уже исчезли верные представления об истинном достоинстве и верном пути, как об этом говорится в одном из хадисов:

«Воистину, Аллах посмотрел на обитателей Земли и возненавидел их – как арабов, так и иноземцев, кроме небольших остатков из обладателей Писания».

Таким было положение незадолго до начала пророчества.

Посланники Аллаха, которые приходили к людям прежде, предвещали своим последователям, что в будущем должен прийти Пророк последних времён.

Самым близким к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) в череде посланников был пророк Иса (мир ему), который говорил сынам Исраиля: «Я был послан, дабы донести радостную весть о Пророке, который придёт после меня, и которого будут звать Ахмад»[1].

Обладатели Писания, иудеи и христиане, жили в ожидании скорого явления Пророка последних времён, о котором было ясно сказано в их священных Книгах, в Торе и Евангелии.

На предыдущей встрече мы говорили, как монах Бахира узнал нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ещё в совсем юном возрасте, когда он отправился в поездку в Шам со своим дядей Абу Талибом. Тогда ему было только двенадцать лет, но монах Бахира узнал его по печати пророчества, которая была у него на спине.

Наступила эпоха, которая нуждалась в приходе Пророка последних времён. Нашему Пророку Мухаммаду ибн Абдулле (мир ему и благословение Аллаха) была оказана честь стать последним в череде всех пророков, и Аллах заранее готовил его к этой миссии.

Мы уже узнали о том, как была рассечена его грудь, когда ему было четыре года, в ту пору, когда он жил в кочевьях племени Саад. В тот день ангелы рассекли его грудь, извлекли из неё сердце и очистили его от дьявольской доли, которая имеет место в сердцах сынов Адама. И Аллах защищал его от всего недостойного и несоответствующего образу будущего Пророка.

В юном возрасте у него не было тяги к развлечениям и забавам, подобно той, что бывает у всех детей и подростков. Пророк с детства был наделён самым прекрасным нравом. Задолго до начала пророчества он получил среди своих соплеменников прозвания ас-Садик и аль-Амин, что значит Честный и Надёжный. Аллах избрал его среди всех людей для того, чтобы нести человечеству великую миссию Ислама.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Аллах избрал племя Кинаны из сынов Исмаиля и избрал линию Курейша из Кинаны, и избрал род Хашима из Курейша, а из рода Хашим Он избрал меня».

Когда ему исполнилось сорок лет, Аллах наделил его пророчеством и отправил его к людям. Говорят, что это тот возраст, в котором Аллах давал пророчество всем своим посланникам. Потому что это такой возраст, когда человек обретает благоразумие и мудрость, как говорится в Коране:

«Когда же человек достигает зрелого возраста и достигает сорока лет, то говорит: «Господи! Внуши мне благодарность за милость, которой Ты облагодетельствовал меня»[2].

Аллах направил его к людям в качестве Пророка, когда ему исполнилось сорок лет.

Самым первым откровением свыше для нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) стали вещие сны. Аиша, жена Пророка (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Не было у него сна, который не сбывался бы так же явно, как утренний рассвет». Если он видел что-то во сне, то это непременно происходило наяву».

Некоторые учёные считают, что период вещих снов длился на протяжении шести месяцев. Откуда они взяли это? Давайте вспомним, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) родился в каком месяце? Он родился в месяце Раби-уль-авваль. А когда был впервые ниспослан ему Коран? Это произошло в месяц Рамадан, как об этом говорится в Коране: «Месяц Рамадан – месяц, в который был ниспослан Коран». И период между месяцем Раби-уль-авваль и месяцем Рамаданом составляет полгода или шесть месяцев.

Также известно, что наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Вещий сон – это одна сорок шестая часть пророчества». Мы знаем, что пророчество Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) продлилось двадцать три года, из которых тринадцать прошли в Мекке и десять – в Медине. И если мы захотим вычислить одну сорок шестую часть от двадцати трёх лет пророчества, то получим срок в полгода (или шесть месяцев).

Но как бы там ни было, известно, что самым первым откровением свыше для нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) стали вещие сны.

Затем, после этого, ему была внушена любовь к уединению, и он стал уединяться для смиренного и усердного поклонения на протяжении многих ночей подряд. В некоторых хадисах сообщается, что он поклонялся, проводя в пещере Хира по одному месяцу. Это место известно и по сей день, люди говорят, что эта пещера находится на горе Нур. Это название Нур, что в переводе с арабского значит «свет», было дано позже. В эпоху Пророка (мир ему и благословение Аллаха) она не была известна под этим названием. Такое название люди дали позднее по причине того, что на ней впервые было ниспослано откровение от Аллаха, это произошло в пещере Хира.

Там он проводил время в поклонении и молитвах, но возникает вопрос, как он поклонялся? Совершал ли он поклонение на основе закона прежних пророков или делал это произвольным образом? Существуют лишь предположения некоторых учёных по этому поводу. И более вероятным представляется мнение, что он поклонялся, следуя установлениям, которые остались от религии пророка Ибрахима (мир ему), как это делали ханифы. Доподлинно известно, что ещё в эпоху невежества, то есть до начала миссии Ислама, существовали некоторые люди, которые не совершали многобожия, не поклонялись никому, кроме Аллаха, не поклонялись идолам. Они держались за остатки вероучения пророка Ибрахима, их называли ханифами, что переводится как «уклоняющиеся», так их называли, потому что они уклонялись от многобожия и обрядов язычества, распространённых в ту пору среди арабов.

К таким людям относился Зейд ибн ʼАмр ибн Нуфейль (да одарит его Аллах своей милостью), он был отцом известного сподвижника Саида ибн Зейда одного из тех десятерых выдающихся сподвижников, которые уже при жизни получили от Пророка радостную весть о том, что им приготовлено место в Раю.

Так вот отец Саида Зайд был одним из ханифов, живших в эпоху невежества. Бывало, что он обращался лицом к Каабе, сидя на своём верблюде, и говорил: «О Аллах, если бы я знал направление, которое любимей для Тебя, чем это направление, то я поклонялся бы Тебе, направляясь в ту сторону, но я не знаю».

Он говорил так, потому что родился в период фатры, период длительного отсутствия пророков. Он совершал поклоны, сидя на своём верблюде, в направлении Каабы.

Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) встречался с Зайдом во времена невежества, это было ещё до пророческой миссии, но Зайд ибн Амр ушёл из этого мира до начала пророчества.

Из этого мы видим, что в те времена были люди, которые продолжали поклоняться Аллаху на основе религии Ибрахима, и потому боле вероятно, Пророк наш (мир ему и благословение Аллаха) тоже поклонялся Аллаху в соответствии с тем, что осталось от религии Ибрахима.

Почему для поклонения он выбрал именно пещеру Хира? Некоторые говорят: потому, что находясь в пещере Хира, можно было видеть Каабу, и поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выбрал это место. Также говорят, что эту пещеру выбрал ещё его дед Абдуль-мутталиб, и иногда он проводил в ней время, чтобы остаться наедине с самим собой, и это мнение является более верным.

Там будущий Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проводил многие ночи напролёт, затем спускался с горы, пополнял свои запасы и снова возвращался в пещеру для поклонения, потому что ему была внушена любовь к уединению.

И однажды в понедельник… Как нам известно из достоверного сборника хадисов имама Муслима, именно в этот день недели Аллах направил его с пророческой миссией и ниспослал ему первое Откровение. Также известно, что это был месяц Рамадан. К нему снизошёл ангел Джибриль (мир ему), он вошёл в пещеру в образе человека, подошёл к нему и объял его крепким сжатием, так что Пророку (мир ему и благословение Аллаха) стало тяжело это переносить.

Почему ангел при первой встрече сжал его? В чём мудрость этого сжатия? Это было сделано для того, чтобы он отчётливо осознал, что всё происходящее с ним это явь, что это не сон, и для того чтобы он понял, что в будущем ему предстоит нелёгкое дело, как сказано в Коране: «Воистину, Мы ниспошлем тебе речь тяжёлую»[3].

Итак, ангел Джибриль крепко сжал его и сказал: «Читай», – но Пророк ответил: «Я не умею читать». Он не обладал грамотой и по мудрости Аллаха, не умел ни читать, ни писать, и об этом сказано в Коране: «Ты не читал прежде ни одного Писания и не переписывал его своей десницей. В противном случае приверженцы лжи впали бы в сомнение»[4].

Если бы он умел читать, то его недруги сказали бы, что он сам сочинил его или перенял его от обладателей Писания, то есть от других людей. И они действительно предъявляли ему подобные обвинения. Аллах сказал: «Мы знаем, что они говорят: «Воистину, его обучает человек». Но язык того, на кого они указывают, является иноземным, тогда как это – ясный арабский язык»[5].

Отвечая на требование ангела читать, Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я не умею читать». Тогда Джибриль сжал его повторно и сказал: «Читай», – и он ответил: «Я не умею читать». Джибриль сжал его в третий раз так, что Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) стало тяжело переносить это сжатие, и сказал ему: «Читай», и вновь он ответил: «Я не умею читать». И сказал Джибриль: «Читай во имя Господа твоего, который сотворил всё сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь Господь твой – Наищедрейший. Он обучил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал»[6].

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был неграмотным и был направлен к неграмотному народу, как об этом сказано в Коране: «Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды»[7].

Но факт, что первая ниспосланная ему сура начиналась со слова «Читай!», и это стало указанием на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пришел, дабы люди скинули с себя оковы невежества и необразованности и обрели Веру, Единобожие и знание.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сильно испугался. Это было первым ниспосланием Корана в сердце нашего Пророка. Он спустился с горы, объятый страхом, не осознавая в полной мере, что с ним произошло. Он вошёл к своей жене Хадидже бинт Хувейлид (да будет доволен ею Аллах), это была добрая, честная женщина, которая знала, что значит истинное благородство. В то время ей уже было пятьдесят пять лет. Войдя в дом, он стал повторять: «Накройте меня, накройте меня, укутайте меня, укутайте меня», тело его трепетало от холода, охватившего каждую его часть. Он просил домочадцев укрыть его, тогда Хадиджа укутала его и стала успокаивать, пока он не почувствовал спокойствие, и тогда он стал рассказывать о том, что произошло в пещере Хира. И в завершении сказал: «Я действительно испугался за себя».

Посмотрите же на эту проницательную женщину, обладающую тонким умом, ведь она была одной из тех женщин, которые достигли совершенства в своей Вере. Она сказала: «Нет! Клянусь Аллахом, никогда Аллах не опозорит тебя! Ты поддерживаешь нуждающиеся семьи, помогаешь неимущим, почитаешь гостя и приходишь на выручку тем, чьи права попраны». Она привела в пример благородные качества Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые служили доказательством того, что Аллах не опозорит его, не таков Он, чтобы насылать зло на человека, отличающегося такими достоинствами и высокими нравственными принципами.

Затем она повела Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) к своему двоюродному брату Вараке ибн Науфалю, этот человек принял христианство ещё в эпоху невежества, то есть до начала пророческой миссии, и он переписывал книги на иврите. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказал о том, что произошло, и Варака ибн Науфаль, который читал книги обладателей Писания и знал их содержание, сказал: «Это тайный вестник (намус), которого Аллах посылал к Мусе». То есть это тот же самый ангел, который принёс откровение пророку Мусе (мир ему).

Варака дал понять Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), что он и есть тот самый Пророк последнего времени, и сказал: «О, если бы я был молод, если бы я дожил до того времени, когда твой народ изгонит тебя, то оказал бы тебе свою полную поддержку». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Неужели станет так, что они, изгонят меня?!» Варака ответил: «Так и есть. Кто бы ни приходил к людям с чем-то подобным тому, что принёс им ты, то они непременно враждовали с ним».

Известно, что пророкам и их последователям всегда угрожали, они подвергались преследованиям со стороны своих соплеменников, что приводило к изгнанию их с родной земли. В Коране говорится, что соплеменники Лута сказали: «Прогоните их из вашего селения. Воистину, это люди, которые желают очищаться»[8].

Народ пророка Шуейба говорил ему: «О Шуейб! Мы непременно изгоним тебя и тех, кто уверовал вместе с тобой, из нашего города или же ты вернешься в нашу религию»[9].

И так было с большинством пророков, как сказано в Коране: «Неверующие говорили своим посланникам: «Мы изгоним вас с нашей земли или же вы вернетесь в нашу религию»[10].

Так он сообщил ему, что такова судьба и таков путь божьих посланников.

После этого прошло совсем немного времени, как Варака ибн Науфаль скончался. Это произошло после того, как Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был наделён пророчеством, но до того, как ему было велено доводить до людей призыв к Исламу.

Возникает вопрос, куда попадёт этот человек – в Рай или в Ад? Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я видел его в белых одеяниях, а если бы он был в Аду, то я не увидел бы его облачённым в белые одеяния». Так Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил в начале, а позднее он говорил: «Я видел Вараку, и у него был райский сад или даже два райских сада». Из этого мы понимаем, что Варака ибн Науфаль уверовал, что впрочем, абсолютно ясно видно в его словах, он только ждал, когда Пророк начнёт призывать людей к религии Аллаха, чтобы он мог принять её и поддержать.

Затем ниспослание откровений прервалось на некоторое время. Что касается длительности этого периода, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не получал новых откровений, то среди учёных, знатоков жизнеописания, по этому поводу есть некоторые разногласия. Некоторые говорят, что этот срок длился три года, другие говорят, что два с половиной, но подобные мнения кажутся совершенно невероятными. Ведь три года – это такой срок, который охватывает собой весь так называемый «период тайной проповеди». Большинство историков указывают, что первые три года Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вёл тайную проповедь среди самых близких людей.

Существуют мнения, что период отсутствия откровений длился сорок дней или пятнадцать дней. Некоторые даже говорят, что это было всего три дня, что представляется слишком коротким сроком, ведь мудрость приостановки в ниспослании откровений, как говорят учёные, заключалась в том, чтобы страх покинул сердце Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его наполнило желание вновь получить вести с небес. Из этого можно сделать вывод, что откровение прерывалось ненадолго, очевидно, это длилось не более, чем сорок дней.

Затем, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ходил в окрестностях Мекки, в месте, которое называется Аджьяд, он услышал голос с небес. Он поднял голову и увидел ангела, который являлся к нему в пещере Хира, он восседал на троне между небом и землёй. И вновь Пророка (мир ему и благословение Аллаха) охватил благоговейный страх, и он пал на землю, потеряв сознание.

В отличие от первого раза, в этот раз он увидел Джибриля в его истинном ангельском образе, распахнувшим все шестьсот своих крыльев. Надо сказать, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) видел Джибриля в его истинном образе лишь дважды за всю свою жизнь. Это был первый раз, а второй раз он увидит его в таком виде, когда будет вознесён на высшее небо, возле Крушины крайнего предела, великого небесного древа, как об этом сказано в Коране:

«Он уже видел его другое нисхождение у Крушины крайнего предела, возле которого находится сад райской обители»[11].

Как же приходили небесные откровения к нашему Пророку (мир ему и благословение Аллаха)?

Иногда ангел Джибриль приходил к нему в своём истинном ангельском образе, и как мы уже сказали, это произошло всего два раза. Иногда Джибриль приходил к нему в образе обычного человека, и так происходило чаще всего. Бывало и такое, что сподвижники видели ангела воочию, как говорится в хадисе, передаваемом от Умара ибн аль-Хаттаба: «Однажды мы сидели вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), как вдруг вошёл человек в белоснежной одежде, с иссиня-чёрной бородой, на нём не было видно следов пути, и никто из нас не знал его», – затем в конце хадиса сообщается, что после ухода этого человека Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пояснил своим сподвижникам, что это был сам ангел Джибриль (мир ему).

Чаще всего Джибриль принимал образ человека по имени Дихья аль-Кяльби, он был одним из сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и был очень красивым и представительным мужчиной. Впоследствии ему была оказана честь стать одним из послов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) к царям и правителям, жившим в ту эпоху. Дихья аль-Кяльби, в частности, был направлен к Ираклию императору Византии с призывом принять Ислам, о чём мы поговорим позже, если пожелает Аллах.

Итак, иногда он приходил в образе человека, а иногда ангел просто вкладывал откровение в сердце Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как он сказал об этом в одном из хадисов:

«Святой Дух (т.е. ангел Джибриль) вложил мне в сердце, что ни одна душа не умрёт, пока полностью не получит предписанный ей удел и срок, так бойтесь же Аллаха, и зарабатывайте достойным образом». То есть зарабатывайте себе на жизнь только дозволенными способами.

Иногда же откровение приходило к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) подобно звону колокола, и это было для него тяжелее всего, и если в этот момент он ехал на верблюде, то этот верблюд садился на землю под тяжестью. И даже в самый холодный день Пророк покрывался потом от тяжести божественного откровения.

Другим видом получения откровения были пророческие сновидения, а сны Пророков – это истина, как, например, приводится в хадисе о споре возвышенного собрания ангелов.

Иногда Аллах лично внушает своё откровение Пророку (мир ему и благословение Аллаха). В Коране сказано: «Он не говорит по прихоти. Это не что иное, как Откровение, которое внушается ему»[12].

Другим способом передачи откровения Пророку (мир ему и благословение Аллаха) было непосредственное общение со Всевышним Аллахом. Аллах говорил с ним лично и без посредников, это было во время вознесения нашего Пророка на высшее небо к Аллаху, Господу миров, и тогда мусульманам была вменена обязанность совершения пятикратной молитвы, намаз.

Как мы уже сказали, после первой встречи с ангелом в пещере, наступил перерыв, и второй раз Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел ангела, восседающим на троне между небом и землёй, тогда его охватил благоговейный страх, и он пал на землю, потеряв сознание. Затем он вернулся домой, и также как после первой встречи, одолеваемый холодом, сказал своим домочадцам: «Накройте меня, укутайте меня».

Кстати некоторые считают что сура, которая называется ад-Духа (Утро), была ниспослана после данного перерыва в ниспослании откровений, но это не так. В жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха) был ещё один период, когда откровения временно прекратились, но тот период ещё не наступил. Во время второго перерыва в откровении одна женщина-многобожница подошла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и с издёвкой сказала: «Я гляжу, твой шайтан покинул тебя». Она имела ввиду Джибриля, и тогда Аллах ниспослал следующие аяты: «Клянусь утром! И клянусь ночью, когда она густеет! Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел»[13].

Но это было во время другого периода, когда откровения временно приостановились, а не в этот раз.

Итак, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вернулся домой, со словами «Накройте меня, укутайте меня». И ему вновь снизошло откровение: «О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа своего возвеличивай! Очисти одежды свои! И идолов сторонись! Не оказывай милости, с целью обогащения! И ради Господа своего будь терпеливым!»[14]

Таким образом, он получил дар пророчества, когда ему были ниспосланы слова «Читай…», и затем ещё более важную степень посланничества, после того, как были ниспосланы слова «О завернувшийся! Встань и увещевай!».

После этого божественные откровения последовали одно за другим, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) начал свой призыв.

Кто же стал первым человеком, который уверовал в Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?

Это была Хадиджа (да будет доволен ею Аллах), она была первой мусульманкой в мире. Посмотрите, какая великая честь была оказана этой верующей женщине.

Кто же был следующим мусульманином после Хадиджи? В этом вопросе есть разногласия. Был ли это Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) ближайший сподвижник нашего Пророка? Или это был Али ибн Абу Талиб, этот подросток, который приходился двоюродным братом нашему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) по линии отца? А может первым мусульманином после Хадиджи был Зайд ибн Хариса, которого раньше называли Зайдом, сыном Мухаммада? В своё время он был рабом Хадиджи, которого она, ещё до Ислама, подарила своему мужу, нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Это тот самый юноша, который отказался оставить своего хозяина и уйти к своей родной семье, когда ему была предоставлена такая возможность, ведь в рабстве он оказался с малого возраста, когда на их племя напали и его угнали в рабство, затем продав на мекканском рынке, а в основе он был свободным человеком. Некоторые говорят, что первым мусульманином был эфиопский раб по имени Биляль ибн Рабах.

Кто же из них был первым? Относительно этого существуют определённые разногласия. Но имам Абу Ханифа высказал мнение, которое одобрили и оценили другие учёные историки, специалисты по жизнеописанию Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Абу Ханифа сказал: «Первой женщиной, которая уверовала, была Хадиджа бинт Хувайлид, первым вольным и взрослым человеком, который уверовал, был Абу Бакр ас-Сиддик, первым подростком был Али ибн Абу Талиб, первым вольноотпущенником, который уверовал, был Зайд ибн Хариса, а первым среди рабов был Биляль ибн Рабах». Такая постановка вопроса избавляет нас от надобности в обсуждении данной темы, и как мы уже сказали, учёные с удовлетворением приняли данное мнение.

Как только Абу Бакр принял Ислам, то сразу же начал проявлять рвение на пути призыва к религии Аллаха (Велик Он и Славен). Благодаря проповеди Абу Бакра, Ислам приняли такие великие сподвижники, как Усман ибн ʼАффан, Тальха ибн ʼУбайдуллах, аз-Зубейр ибн аль-ʼАввам, Саид ибн Абу Ваккас, и ʼАбдуррахман ибн ʼАуф. В некоторых источниках указывается, что все они приняли Ислам в один день. И что примечательно, возраст Зубейра на тот момент был всего восемь лет.

Эти пять человек — прославленные сподвижники и лучшие люди этой Уммы. Их блистательные имена золотыми буквами вписаны в историю Ислама. Уже при их жизни Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил им, что они войдут в Рай. И все они на весах добрых дел Абу Бакра, потому что именно он призвал их к Исламу. А раз на весах Абу Бакра будут такие великие люди, то мы без труда можем понять слова Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Если бы Вера (Иман) всей моей общины, всей моей Уммы, была положена на одну чашу весов, а Иман Абу Бакра на другую чашу, то перевесила бы чаша Абу Бакра».

Это был период тайного призыва, когда верующие скрывали свою Веру, так было на начальном этапе Ислама.

Далее мы продолжим это повествование с соизволения Аллаха (Велик Он и Славен).

Мир и благословение Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Лектор: Шейх д. Мухаммад ибн Хаиль ибн Гайлян аль-Мадхаджи
Перевёл и озвучил: Маликов Р.Х.
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Для сайта «Почему Ислам» – www.whyislam.to

[1] Коран, сура 61 «ас-Сафф» («Ряд»), аят 6.

[2] Коран, сура 46 «аль-Ахкаф» («Пески»), аят 15.

[3] Коран, сура 73 «аль-Муззаммиль» («Закутавшийся»), аят 5.

[4] Коран, сура 29 «аль-’Анкябут» («Паук»), аят 48.

[5] Коран, сура 16 «ан-Нахль» («Пчелы»), аят 103.

[6] Коран, сура 96 «аль-’Аляк» («Сгусток»), аят 1-5.

[7] Коран, сура 62 «аль-Джуму’а» («Собрание»), аят 2.

[8] Коран, сура 7 «аль-А`раф» («Преграды»), аят 82.

[9] Коран, сура 7 «аль-А`раф» («Преграды»), аят 88.

[10] Коран, сура 14 «Ибрахим», аят 13.

[11] Коран, сура 53 «ан-Наджм» («Звезда»), аят 13-15.

[12] Коран, сура 53 «ан-Наджм» («Звезда»), аят 3-4.

[13] Коран, сура 93 «ад-Духа» («Утро»), аят 1-3.

[14] Коран, сура 74 «аль-Муддассир» («Завернувшийся»), аят 1-7.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *