Что являлось причиной создания фабричного законодательства в россии
1882-1886. Принятие фабричных законов
Фабричные законы в России были приняты в 1882-1886 гг. Это было трудовое законодательство, регулирующее права и обязанности фабрично-заводских трудящихся. Законы регламентировали также вопрос взаимоотношений между рабочими и администрациями производств.
Причины принятия законов
Уровень развития промышленного производства в Российской империи был невысоким, однако уже с середины XIX в. в стране остро встал вопрос разработки, принятия и применения фабричного законодательства. Комиссия 1859 г. начала пересматривать устаревший устав о промышленности. Все комиссии, собиравшиеся в последующие годы, работали над вопросами регулирования найма работников и ограничивали детский, подростковый и женский труд. Предложенные этими комиссиями проекты не были наделены законодательной санкцией, поэтому первым этапом в создании фабричного законодательства стал закон от 01.06.1882 г., инициатором принятия которого стал министр финансов Н. Бунге.
Законодательные изменения 1882-1885 гг.
Законом 01.06.1882 г. вводился строгий запрет на детский труд до 12 лет. Детям 12-15 лет устанавливали ограничения времени работы 8 ч. в день, из которых не более 4 ч. непрерывно. Устанавливался запрет на привлечение детей к труду ночью с 21-00 до 05-00 и по воскресеньям. С принятием закона нельзя было нанимать детей для работы на вредном производстве. Собственников производств обязали предоставлять время для посещения школы детям без свидетельства о получении минимум 1-классного обучения в народном училище или равном ему заведении. Для этого устанавливали 3 ч. в день или 18 ч. в неделю.
Планировалось, что закон будет действовать для всех промышленных предприятий, однако по предложению Госсовета применение ограничили фабриками. Датой вступления закона в силу определили 01.05.1883 г., но затем отсрочили до 01.05.1884 г. с возможностью исключений в случае надобности в течение 2-х лет. В России были учреждены фабричные инспекции, контролировавшие исполнение законодательства о труде.
Нормы закона от 12.06.1884 г. регламентировали вопрос школьного обучения детей. В том же году изменили закон 1882 г., установив возможность применения 6-часового непрерывного детского труда. Инспекции расширились до 9-ти окружных и 10-тью помощниками.
Закон от 03.06.1885 г. ввел запрет на ночной труд для подростков младше 17 лет и женщин. Однако сфера применения распространялась только на фабрики хлопчатобумажной, полотняной и шерстяной отраслей. Закон начал действовать с 01.10.1885 г. Позже он стал применяться и к работам в спичечном производствах. С 1897 г. нормы данного законодательного акта стали применяться на текстильном производстве.
Законы о труде, принятые в указанный период, являлись временными. При этом министр финансов мог вынести на Госсовет окончательные редакции спустя 2 и 3 года соответственно. Затем этот срок увеличили, определив датой 1890 г. 24.04.1890 г. Госсовет принял, а император утвердил закон, изменявший постановления о труде малолетних, подростков и женщин.
Трудовые нормы 1886 г.
Разразившийся в России промышленный кризис сильно ударил по рабочему классу. Причиной было отсутствие норм и правил, определявших взаимоотношения собственников производств и трудящихся. В результате российские власти приняли закон от 03.06.1886 г., в котором были зафиксированы:
Данным нормативным актом определялся порядок найма и увольнения работников, что предполагало оформление расчетной книжки и договора о найме. Одновременно решался вопрос построения отношений между администрациями и рабочими. Упорядочивался процесс взыскания штрафов с рабочих, прописывались функции, полномочия, права и обязанности фабричных инспекций.
Действие данного закона изначально охватывало производства промышленно развитых губерний империи. Это было характерно для губерний, где учредили Присутствия по трудовым законодательным делам. В дальнейшем нормы стали применяться в других губерниях.
Горные заводы и промыслы, которыми занималось министерство земледелия и госимущества, стали подчиняться нормам и правилам закона 1886 г., только с 1892 г.
Трудовое законодательство в России в XIX веке
Трудовое законодательство в России в XIX веке или фабричное законодательство — свод правил или законов, регулирующих права и обязанности фабрично-заводских рабочих и их отношения с нанимателем на территории Российской империи. В сфере фабричного законодательства находятся порядок найма и увольнения рабочих, регулирование рабочего времени, заработной платы, условий труда и расчёта с рабочими, охраны труда и техники безопасности, урегулирования трудовых конфликтов. Хотя в отношении XIX века можно говорить о том, что трудовое законодательство практически идентично фабричному законодательству, для более позднего времени это неверно, потому что позднее принимались законодательные акты, регулирующие трудовой договор и для других, помимо промышленных рабочих, категорий наёмных работников.
Содержание
Предыстория
Несмотря на сравнительно слабое развитие промышленности в России, сознание необходимости фабричного законодательства понималось уже в середине XIX века. Начиная с комиссии 1859 года, пересматривавшей устаревший и уже в то время не отвечавший требованиям жизни устав о промышленности, все последующие комиссии, разрабатывавшие вопрос регулирования найма рабочих, предполагали ограничение работы детей, подростков и женщин. В исследовательской литературе комиссии по разработке проектов трудового законодательства известны по именам возглавлявших их деятелей: комиссия Штакельберга (1859-1862), комиссия Игнатьева (1870-1872), комиссия Валуева (1874-1875). Проекты, разработанные всеми этими комиссиями, не получили законодательной санкции и, если не считать правила о десятичасовой работе в день в ремесленных заведениях, установленного ещё при Екатерине II в 1785 г., до начала XIX века остающегося «мёртвой буквой», то первым шагом в фабричном законодательстве следует признать закон 1 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах», изданный с подачи министра финансов Н.X.Бунге.
Законы 1882 и 1885 гг. (в основном, о детском труде)
Закон 1 июня 1882 г. устанавливал запрет на работу детей до 12 лет, для детей 12-15 лет ограничивал время работы 8 часами в день (притом не более 4 часов без перерыва) и запрещал ночную (от 9 часов вечера до 5 часов утра) и воскресную работу, а также запрещал применение детского труда во вредных производствах. Владельцы предприятий должны были «предоставлять возможность» детям, не имевшим свидетельства об окончании по меньшей мере одноклассного народного училища или приравниваемого к нему учебного заведения, посещать школы не менее 3 часов в день или 18 часов неделю.
Первоначально предполагалось распространить закон о работе детей на все промышленные заведения, но Государственный совет признал более осторожным на первое время ограничить сферу его действия фабриками. Закон должен был войти в силу с 1 мая 1883 г., но по просьбе московских фабрикантов введение его было отсрочено до 1 мая 1884 г., причем еще два года по разрешению министра финансов допускались «в случае надобности» работа детей 10-12 лет и ночная работа (не более 4 часов) детей 12-15 лет. Одновременно с этим был основан институт фабричной инспекции для наблюдения за выполнением закона и назначены главный инспектор (Е.Н.Андреев) и два окружных, в Москве (профессор И.И.Янжул) и во Владимире (доктор П.А.Песков), занимавшиеся на первых порах изучением фабричного быта. Вслед за тем был издан закон 12 июня 1884 г. о школьном обучении детей, а также было сделано первое изменение в законе 1882 г., допускавшее шестичасовую непрерывную работу детей вместо восьмичасовой, по четыре часа с перерывом. Тогда же состав инспекции был увеличен до девяти окружных с десятью помощниками. Хотя надзор инспекции распространялся только на европейскую часть Российской империи, тем не менее недостаточность её состава заставила прибегнуть к помощи акцизных надзирателей, на которых был возложен надзор на фабриках, уплачивавших акцизные сборы.
Следующим был закон от 3 июня 1885 г. «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах». По нему воспрещалась ночная работа подростков до 17 лет и женщин на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках. Вступил в силу с 1 октября 1885 г. Министр финансов мог распространять действие закона и на другие отрасли, но это было сделано ещё только для вредных работ в фарфоровом и спичечном производствах. В 1897 г. закон был распространён также на все текстильное производство, то есть дополнительно на предприятия льняной промышленности и по обработке смешанных тканей (хотя в административном порядке это было установлено ещё с марта 1886 г.).
Законы 1882 и 1885 гг. имели значение временных правил; министру финансов было предоставлено право внести в Государственный совет окончательные предположения через два и три года. Этот срок был продолжен до 1890 г. Законопроект, внесённый в 1890 г. министром финансов И.А.Вышнеградским, несколько ослаблял значение первоначальных законов. Малолетних рабочих отныне могли, «когда по роду производств это окажется необходимым», привлекать к работе 9 часов в две смены по 4,5 часа. В стеклянном производстве разрешалось даже ставить малолетних на 6 часов ночной работы. Законодательно определенное ночное время в определенных случаях было сокращено до промежутка с 10 часов вечера до 4 часов утра. Этот закон («Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения») был принят Государственным советом и высочайше утверждён 24 апреля 1890 г.
Закон 1886 г. (Правила о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих)
Введение только что названных законов совпало с промышленным кризисом, а так как никаких правил, регулирующих взаимные отношения предпринимателей и рабочих, в российском законодательстве не существовало, то этот кризис особенно тяжело отразился на рабочих. Чрезвычайное разнообразие установившихся на фабриках порядков, дававших широкий простор произволу, привело на фабриках Владимирской и Московской губерний к крупным беспорядкам, потребовавшим вмешательства военной силы.
Вскоре после этого был издан закон 3 июня 1886 г. Он состоял из двух частей: общие правила найма, распространяющиеся на всю Российскую империю, и «особые правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих», представляющие частью развитие сказанных правил, частью же новые постановления, непосредственно связанные с вновь образованными органами надзора — губернскими и столичными присутствиями по делам фабричного законодательства.
Законом 1886 г. устанавливался порядок найма и увольнения рабочих: каждому рабочему в течение недели выдавалась стандартная расчётная книжка, и принятие её рабочим считалось актом заключения договора о найме на условиях, изложенных в книжке. Регулировался ряд важных аспектов взаимоотношений администрации предприятий с рабочими. В частности, запрещалось расплачиваться с рабочими условными знаками, хлебом, товаром и иными предметами (кроме купонов), а также брать с рабочих проценты за деньги, выданные им в долг. Запрещалось взимать с рабочих плату за врачебную помощь, освещение мастерских и использование орудий производства. Упорядочивалась деятельность харчевых лавок для снабжения рабочих важнейшими продуктами: фабричная инспекция ограничивала ассортимент товаров и утверждала расценки. С рабочих разрешалось взыскивать штрафы только «за неисправную работу», «за прогул» и за «нарушение порядка»; разъяснялась сущность этих поводов и устанавливались максимальные размеры штрафов. Общая сумма штрафов к расчёту не могла превышать трети заработка рабочего. Перевод штрафных денег в прибыль запрещался, составлялся особый штрафной капитал, который можно было расходовать только на пособия рабочим. Устанавливалась ответственность фабрикантов за нарушение правил (штрафы или судебное разбирательство). На фабричную инспекцию возлагались задачи контроля за соблюдением всех правил, регулирующих трудовые отношения, рассмотрения жалоб рабочих и урегулирования конфликтов, а также рассмотрение и утверждение такс, табелей, расписаний и правил внутреннего распорядка на фабриках и заводах.
Первоначально особые правила были введены только в наиболее развитых в промышленном отношении губерниях — Санкт-Петербургской, Московской и Владимирской, причём только в них и были образованы учреждения (Присутствия) по трудовым законодательным делам с одновременным увеличением состава инспекции на 10 помощников окружных инспекторов; затем они постепенно были распространены на все остальные губернии. В 1891 г. они были введены в Петроковской и Варшавской губерниях, причём Варшавский округ разделили на два, и число инспекторов увеличено было на одного окружного и пять помощников. Законом от 14 марта 1894 г. «О преобразовании фабричной инспекции и должностей губернских механиков и о распространении действия правил о надзоре за заведениями фабрично-заводской промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» применение особых правил было распространено на 13 новых губерний, а вся структура инспекции изменена. Должности главного инспектора и 10 окружных упразднены: в 18 губерниях, на которые распространялось действие особых правил, были назначены старшие инспектора и при них большее или меньшее число участковых инспекторов; остальные 42 губернии составили 42 участка, из которых каждым заведовал инспектор, подчиняясь непосредственно департаменту торговли и мануфактур. При департаменте были учреждены три должности ревизоров, а для подготовки инспекторов по труду основан институт кандидатов (10 лиц), распределяемых, смотря по требованиям, по наиболее промышленным губерниям. Для облегчения государственных расходов на содержание трудовой инспекции были упразднены должности губернских механиков, паровые котлы обложены особым налогом и наблюдение за ними возложено на инспекторов. Через два года особые правила закона 1886 г. были распространены ещё на восемь губерний, а в следующем 1897 г. — на все прочие губернии Европейской России и Царства Польского, одновременно с изданием закона 2 июня того же года, положившего начало нормировке рабочего времени подростков и взрослых рабочих.
На горные заводы и промыслы (добыча полезных ископаемых), находящиеся в ведении министерства земледелия и государственного имущества, правила, регулирующие время и продолжительность работы и закон 1886 г., были распространены в 1892 г. сначала в европейской части Российской империи, а затем повсеместно. Для горных промыслов учреждение по делам фабричного законодательства заменялись учреждениями по горнозаводским делам при шести горных управлениях; обязанности старших инспекторов были возложены на начальников горных управлений, обязанности участковых инспекторов — на окружных горных инженеров.
Закон 1897 г. (об ограничении рабочего времени)
Только 2 июня 1897 г., после долгой истории проектов и дебатов, был принят закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности». Этим законом было введено ограничение времени рабочего дня на фабриках и заводах 11,5 часами, а в случае работы в ночное время, а также в субботу и перед праздниками – 10 часами. Закон также запрещал работы в воскресенье и устанавливал 14 обязательных праздников (в 1900 г. к ним было добавлено еще три). По «взаимному соглашению» рабочие могли работать в воскресный день взамен будничного. Вместе с тем сверх установленного этим законом рабочего времени можно было вводить ещё и сверхурочные работы по особому договору. Закон вступил в силу с 1 января 1898 г., был разом распространен на 60 губерний Европейской России и охватил все промышленные заведения и горные промыслы, частные и казённые (хотя на практике на казённых заводах уже и так в основном был установлен более короткий рабочий день).
Законы XX века
История фабричного законодательства Российской империи не ограничивается XIX веком. Важнейшими законодательными актами периода 1901-1917 гг. являются «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» от 2 июня 1903 г. и комплекс из четырёх законов о страховании рабочих на случай болезни или несчастного случая, принятый 23 июня 1912 г.
Фабричное законодательство
Полезное
Смотреть что такое «Фабричное законодательство» в других словарях:
Фабричное законодательство — устаревший термин, относящийся к трудовому законодательству аналог кодексу законов о труде. Под фабричным законодательством в XIX веке понимался весь тот раздел законодательства, который на Западе носил более соответствующее название… … Википедия
Фабричное законодательство — (Factory Acts), законы, регулирующие условия найма фабричных рабочих. В кон. 18 в. в Англии и США появились первые текстильные фабрики, использовавшие труд многочисл. рабочих, особенно женщин и детей, и заменившие собой прежнее домашнее… … Всемирная история
ФАБРИЧНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — термин, употребляющийся обычно для обозначения бурж. законодательства по охране труда 19 в. или в очень узком смысле для обозначения законодательства, касающегося лишь условий труда. Появление Ф. з. неразрывно связано с установлением фабричной… … Советская историческая энциклопедия
Фабричное законодательство — законы об условиях труда рабочих, устанавливающие число рабочих часов, порядок страхования рабочих на случай болезни или смерти, условия труда женщин и подростков и т. д., и т. д. В каждом государстве имеется фабричное законодательство, но нигде… … Популярный политический словарь
ФАБРИЧНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — («рабочее», «социальное» законодательство) – буржуазные законы, регулирующие трудовые отношения гл. обр. промышленного пролетариата и выражающие те временные уступки, которые под давлением борьбы рабочего класса вынуждена делать буржуазия в… … Советский юридический словарь
Фабричное законодательство — I Под этим именем у нас, не совсем правильно, понимается весь тот отдел законодательства, который на Западе носит более соответствующее название законодательства в защиту рабочих (Arbeiterschutzgesetzgebung), или трудового законодательства… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Фабричное законодательство — совокупность законодательных актов, регулировавших трудовые правоотношения в буржуазных странах XIX в. Регулирование начиналось с возрастных ограничений при найме на работу. В Англии законами 1802, 1819 и 1833 гг. было ограничено применение… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран
Фабричное законодательство в Англии в XIX веке — регулировало отношения рабочих с их работодателем. Введение хлопчатобумажных тканей, давшее толчок к изобретению прядильных машин, и применение механической силы послужили причиной возникновения множества прядильных фабрик вдали от городов, на… … Википедия
Фабричное законодательство Германии в XIX веке — Фабричное законодательство Германии в XIX веке свод законопроектов регулировавших отношения между наёмными рабочими и их нанимателями. История Ряд законопроектов в Англии в начале XIX века смягчили условия труда и уменьшили длительность… … Википедия
Фабричное законодательство (дополнение к статье) — 30 мая 1903 г. Ф. инспекция подчинена руководству губернаторов (градоначальников). Назначение на должности инспекторов и представление их к наградам производятся по предварительном сношении с губернатором. Последнему предоставляется: 1) требовать … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Что являлось причиной создания фабричного законодательства в россии
Фактор мотивации труда
в российском фабрично-заводском законодательстве.
1835-1917 гг.
Введение законов подчас начиналось с экспериментального поля (в нескольких губерниях) и их распространение на всю страну иногда растягивалось на десятилетия (как, например, одного из основополагающих законов 1886 г.).
В данном сообщении рассматривается лишь фабрично-заводское законодательство, применявшееся на промышленных предприятиях в городах и поселках. Согласно установке фабричной инспекции, к фабрично-заводским заведениям относились предприятия с 15-16 рабочими (и больше) или с меньшим числом рабочих, но при наличии парового (или равноценного) двигателя.
Можно указать также на такое средство воздействия на рабочих, как создание определенных условий для нормального труда и жизни и использования с целью привлечения и удержания рабочей силы, с одной стороны, совершенствования техники безопасности, и с другой, обеспечения рабочих продуктами через харчевые лавки, жильем, детскими садами, яслями, школами и т.п.
Перечень фабрично-заводских
законодательных актов о труде, 1835-1917 гг.
Попытаемся теперь выявить индикаторы, характеризующие те или иные аспекты мотивации труда в фабрично-заводском законодательстве России.
Согласно закону 1886 г., договор найма мог быть расторгнут заведующим вследствие «неявки рабочего на работу более трех дней сряду без уважительных причин», а также «дерзости или дерзкого поведения рабочего, если оно угрожает имущественным интересам фабрики или личной безопасности кого-либо из лиц, принадлежащих к фабричному управлению».
Закон указывал на следующие поводы «нарушения порядка», наказуемые штрафом: несвоевременная явка на работу, несоблюдение установленных правил обращения с огнем, а также «чистоты и опрятности», нарушение тишины (криком, ссорою или дракою), непослушание, «приход на работу в пьяном виде», «устройство непозволительных игр на деньги (в карты, в орлянку и т.п.)». При этом указывалось, что взыскание за отдельное нарушение порядка не может превышать 1 руб.
Особым направлением законодательства являлось пресечение стачечных выступлений. Как известно, стачечное движение в России стало развертываться в 80-е годы XIX в., а с середины 90-х гг. становится массовым явлением.
Если закрыть глава на причины массовых выступлений рабочих, то можно констатировать, что борьба со стачками была борьбой с дезорганизацией промышленного производства. Уже законы 1835, 1845 и 1886 гг. содержали статьи, указывающие на карательные меры против зачинщиков и активных участников стачек.
В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» (1845 г.) в специальном разделе «О неповиновении фабричных и заводских людей» мерам пресечения выступлений рабочих были посвящены две статьи. Приведем их полностью:
«Ст.1791. В случае явного неповиновения фабричных и заводских людей владельцу или управляющему заводом, оказанного целою артелью или толпою, виновные подвергаются наказаниям, определенным в статьях 284, 285, 286, 287, 289, 290 и 291 сего Уложения за восстание против властей, правительством установленных».
Никаких других законов о структурах и организациях, которые способствовали бы урегулированию отношений рабочих с предпринимателями, не существовало. Этот сектор был одним из наиболее слабых, запоздалых, уязвимых мест российского фабрично-заводского законодательства о труде, что негативно сказывалось и на охране труда, и на мотивации труда в промышленности страны.
Из специальных исследований известно об ограниченном практическом применении не только закона 1886 г., но и закона 1903 г. о вознаграждении увечных рабочих, закона 1903 г. о старостах, закона 1906 г. о профсоюзах и др. 27
Таким образом, можно констатировать, что даже когда фабрично-заводское законодательство о труде могло (пусть косвенно) способствовать стимуляции труда, побуждать предпринимателей соблюдать условия найма и оплачивать произведенную продукцию по ее объему и качеству исполнения, оно в условиях России первых десятилетий XX в. «не срабатывало» в отношении предпринимателей и не стимулировало рост производства.
Из сказанного следует, что даже там, где фабрично-заводское законодательство могло и должно было бы содействовать стимуляции производства и производительности труда, оно не действовало вследствие его регулярного нарушения предпринимателями, безучастного отношения к этим нарушениям чиновников и властей и нежелания рабочих доводить дело до суда (из-за боязни быть уволенными).
В строгом же смысле вопросы стимуляции труда и производства находились за пределами фабрично-заводского законодательства о труде. Особых законов, которые способствовали бы непосредственному увеличению производительности труда и увеличению объема производимой продукции, не было.
Названные приемы стимуляции труда и производства могут и должны быть предметом изучения, но необходимо отдавать отчет в том, что они являлись сугубым делом отношений предпринимателя и рабочего и были за пределами фабрично-заводского законодательства о труде и «не контролировались» государством.
1 См.: Дементьев Е.М. Фабрика, что она дает населению и что она у него берет. М., 1893. С.171; см. также: Бернацкий М. Рабочий вопрос и его постановка в России и на Западе // Ежемесячный журнал для всех. СПб., 1905. №4 (апрель). С.240; Исаев А.А. Начала политической экономии. СПб., 1894. С.296-297; Пажитнов К. Некоторые итоги и перспективы в области рабочего вопроса в России. СПб., 1910. С.53; Вестник финансов. СПб., 1912. №15, 21; Череванин Н. Фабрично-заводская промышленность в России. По данным промышленной переписи 1908 г. // Запросы жизни. СПб., 1912. 28 сентября. №39. Ст.2210.
2 См.: Фабричные законы. Сборник законов, распоряжений и разъяснений по вопросам русского фабричного законодательства. Сост. М.Балабанов. Киев, 1905.
3 Эрисман Ф.Ф. К вопросу о санитарно-фабричном законодательстве. М., 1881; Нисселович Л.Н. История фабрично-заводского законодательства. СПб., 1883; Литвинов-Фалинский В.П. Фабричное законодательство и фабричная инспекция. СПб., 1900; Ривс У. Опыт законодательной нормировки заработной платы // Народное хозяйство. СПб., 1901. №8; Поссе В.А. Основы рабочего законодательства. История рабочего законодательства в России. СПб., 1906; Балицкий Г. Фабричное законодательство в России. М., 1906; Быков А.Н. Промышленные перспективы [О правовом и материальном положении рабочих] // Русская мысль. СПб., 1908. №5. С.142-156; Полянский Н.Н. Стачки рабочих и уголовный закон. СПб., 1909; Лунц М.Г. Сб.статей. Из истории фабричного законодательства фабричной инспекции и рабочего движения в России. М., 1909; Войтинский И.С. Стачка и рабочий договор по русскому праву. СПб., 1911; Гессен В.Ю. История законодательства о труде рабочей молодежи во 2-ой половине XIX в. М., 1928; Шелымагин И.И. Фабричное трудовое законодательство в России (2-я половина XIX в.). М., 1947; он же. Законодательство о фабрично-заводском труде в России. 1900-1917. М., 1952; Иванов Л.М. Самодержавие и рабочий класс: некоторые вопросы политики царизма // Вопросы истории, 1968. №6; Лаверычев В.Я. Царизм и рабочий вопрос в России. 1861-1917 гг. М., 1972.
4 Законодательные акты переходного времени. 1904-1906 гг. Изд. 2-ое, переработанное и дополненное по 1 января 1907 г. Под ред. Н.И.Лазаревского. СПб., 1907; Фабричные законы. Сборник законов, распоряжений и разъяснений по вопросам русского фабричного законодательства. Сост. М.Балабанов. Киев, 1905; то же СПб., 1909; Устав о промышленном труде (с правилами и распоряжениями, изданными на основании этих статей, с разъяснениями к ним Правительствующего Сената). Сост. В.В.Громан. Пг., 1915; Авербах О.И. Законодательные акты, вызванные войной 1914-1916 гг. Вып. II и III. СПб., Пг., 1915, 1916.
6 См.: Иванов Л.М. Преемственность фабрично-заводского труда и формирование пролетариата в России // Рабочий класс и рабочее движение в России. 1861-1917. М., 1966. С.140.
7 Полянский Н.Н. Указ.соч. С.366-367.
8 ПСЗ. II. СПб., 1846. Т.ХХ. С.917. №19283.
9 ПСЗ. III. Т.VI. СПб., 1888. С.265.
10 Бернацкий М.В. Рабочий вопрос и его постановка в России и на Западе // Ежемесячный журнал для всех. СПб., 1905. №4. С.241. Заметим, что М.В.Бернацкий в сентябре 1917 г. стал последним министром финансов Временного правительства.
12 См.: Рабочий класс России от зарождения до начала XX в. Изд. 2-е. М., 1989. С.556.
13 См.: О заводских старостах // Единство. СПб., 1909. №10 и 11; Выборы старост, фальсификация рабочего представительства // Социал-демократ. 1915. №53, 56, 58; Из истории закона о фабричных старостах // Голос печатного труда. М., 1916. 15 ноября. №1; Голос труда. Самара. 1916. 17 июля.
14 См.: ПСЗ. III. Т.XXVI. СПб., 1909. С.204-205.
15 См.: Современное законодательство профессиональных рабочих союзах Франции, Бельгии, Англии, Австралии, Германии и России. Сост. В.В.Святловский. СПб., 1907; Поль Луи. Рабочий и государство. Сравнительная история законодательства о труде в обеих частях света. СПб., 1907.
16 Современное законодательство о профессиональных рабочих союзах. С.122-123.
17 См.: Розенталь И.С. О количестве, численности и составе профсоюзов в царской России // История СССР. 1984. №1. С.55-71.
18 См.: Дементьев Е.М. Иностранное законодательство об ответственности предпринимателей за несчастные случаи с рабочими. СПб., 1899; Чистяков И. Страхование рабочих. Опыт истории страхования рабочих в связи с некоторыми другими мерами по обеспечению. М., 1912; Вигдорчик Н.А. Социальное страхование. Систематическое изложение истории организации и практики всех форм социального страхования. СПб., 1912.
19 Поль Луи в своей известной книге, посвященной законодательству о труде в различных странах (переведенной с французского в ряде европейских стран, в том числе и в России в 1906 и 1907 гг.), отмечал, что русский закон 3 июня 1886 г. «составлен под сильным влиянием законов, действующих в Западной Европе». См.: Поль Луи. Указ.соч. С.50, 70.
20 Фабричные законы. С.IV.
21 Съезд чинов фабричной инспекции // Новое время. СПб., 1905. 8 апреля (ГАРФ. Ф.6935. Оп.2. Д.8. Л.37об.); Приднепровский край. Екатеринослав, 1905. 15 апреля (ГАРФ. Ф.6935, Оп.3. Д.7. Л.3).
Можно указать также, что в совместно подготовленной Избирательной программе в Государственную думу от ноября 1906 г. объединившихся «Русского собрания» и СРН отмечалось: «. в фабрично-заводском быту необходимо установление более правильных и человеколюбивых отношений между рабочими и работодателями в законодательном порядке. » (Правые партии. Сб.док-тов в 2-х томах. Т.I. М., 1998. С.279).
22 Правые партии. Т.I. С.325.
23 Микулин А.А. Очерки из истории применения закона 3-го июня 1886 г. о найме рабочих на фабриках и заводах Владимирской губ. Владимир, 1893. С.77.
26 Янжул И.И. Из воспоминаний и переписки фабричного инспектора первого призыва. СПб., 1907. С.210, 213.
27 См.: Иванов Л.М. Закон 1903 г. о вознаграждении увечных рабочих и о его практическом применении // Рабочее движение в Рос-сии в период империализма. М., 1982. С.88-126, Дубровина А.И. Применение на Украине широкого фабричного законодательства конца XIX столетия // Проблемы правоведения. Киев. 1986. Вып.47. С.53-57.
28 См.: ПСЗ. III. Т.Х. СПб., 1893. С.309.
30 Балицкий Г. Народное право, производительность труда и 8-мичасовой рабочий день. М., б.г. С.31.
32 См.: Вестник работниц и рабочих волокнистых производств. СПб., 1907. №1-6; Станок текстильщика. 1909. 13 февраля. №2. С.13.
33 Из истории революции 1905 г. в Москве и Московской губернии. Материалы и их документы. Сост. В.Симоненко и Г.Костомаров. М., 1931. С.87, 94, 96, 97, 101, 103, 104, 107, 110, 119, 122, 123. См. также: Мейерович М.Г. Штрафы и их место в характеристике положения рабочих в начале XX в. // Рабочие России в эпоху капитализма. Сравнительный порайонный анализ. Ростов-на-Дону, 1971. С.130-143.
34 Из истории революции 1905 г. в Москве. С.139.
35 Панкин А. Организация промышленных предприятий и системы заработной платы // Записки Русского Технического общества. СПб., 1909. №2-3; Поляков Р. Настоящее положение вопроса о применение системы Тейлора // Бюллетень Политехнического общества. СПб., 1914. №6; он же. Настоящее положение о применении системы Тейлора. М., 1914; Покровский П. Система выжимания пота и борьба с ней // Вестник Европы. СПб., 1914. №8; Ерманский О.А. Система Тейлора. Что несет она рабочему классу. Пг.-М., 1918.
36 См.: Шепелев Л.Е. Копартнершип и русская буржуазия // Рабочий класс и рабочее движение в России. 1861-1917. М., 1966. С.285-303.