Чтобы преподавать в вузе что нужно закончить чтобы
Карьера: уволиться из университета, открыть онлайн-школу и зарабатывать 250 000 ₽
В рубрике «Карьеры» читатели Т—Ж рассказывают, какие события и решения повлияли на их профессиональный путь.
Героиня этого выпуска, получив диплом, начала преподавать историю в своем же университете. Потом попробовала себя в сфере продаж, но вернулась к преподаванию, несмотря на мизерную зарплату. Но в один момент решила все изменить, уволилась, стала работать только на себя и сумела монетизировать свои знания.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Профессиональный путь
Соврала о возрасте, чтобы получить первую работу. Я училась на первом курсе исторического факультета в Магнитогорске. Мне было 17 лет, и совсем не было денег. Я не из бедной семьи, но все равно хотелось начинать опираться на себя. Вариантов работы в небольшом городе было немного: однокурсники подрабатывали официантами, диджеями.
Но я была домашней девочкой, и ночная работа не для меня. Поэтому я открыла газету с объявлениями и стала искать вакансию няни или секретаря на неполный рабочий день. Второе нравилось больше, потому что я люблю работать с бумагами. Но все собеседования заканчивались предложениями интимных услуг. Поэтому я сосредоточилась на няне. Детство прошло в компании младших двоюродных братьев, поэтому я вообще не переживала за свою квалификацию.
Позвонила по первому же объявлению, соврала, что совершеннолетняя, договорилась о встрече. Одинокая мама искала няню, чтобы забирать трехлетнего сына из детского сада и сидеть с ним пару часов дома, пока она не придет с работы.
платили за 3 часа работы няней
Я опрятно выглядела, вежливо и приветливо разговаривала, но главное — понравилась ребенку. Поэтому, когда собеседование дошло до «а покажите паспорт», я призналась, что 18 мне еще нет, но очень хочется получить эту работу. Маме мальчика я, похоже, тоже понравилась, а может, она просто устала от поисков и поэтому согласилась меня взять.
Я работала по три часа пару раз в неделю, за каждый выход получала 50 рублей и была счастлива. Через месяц мама мальчика посоветовала меня подруге, у которой была трехлетняя девочка. Так у меня уже стало два клиента. Потом я отказалась от этой работы, так как уехала в этнографическую экспедицию от университета.
Устроилась методистом и научилась быстро печатать. Летом мне исполнилось 18, и моя школьная учительница предложила подработку на полдня в центре дополнительного образования. С 09:00 работа, после 13:00 — универ, я училась во вторую смену.
была зарплата методиста на полставки
Это была официальная работа с трудовой книжкой. Я работала с бумагами, много читала, составляла программы экскурсий для нашего небольшого краеведческого музея. Зарплата была маленькая — не больше 2500 Р в месяц. Но именно тогда я освоила компьютер, офисные программы и научилась быстро печатать.
Навык быстро набирать тексты стал ключевым. Тогда все учреждения переходили на компьютерную технику, интернет становился нормой, но не все сотрудники могли освоить эту машину и новые технологии. А у меня уже был такой опыт.
Навык быстро набирать тексты стал ключевым. Тогда все учреждения переходили на компьютерную технику, интернет становился нормой, но не все сотрудники могли освоить эту машину и новые технологии. А у меня уже был такой опыт.
Устроилась в родной университет. От старшей подруги, которая работала в университете, я узнала, что на факультете повышения квалификации есть вакансия методиста. На тот момент у меня было неполное высшее — три курса образования. Для методиста вуза этого было недостаточно, но по просьбе декана в отделе кадров сделали исключение.
был общий доход на третьем курсе
С тех пор я стала одновременно работать на полставки и учиться в университете. Учебе это не мешало, даже наоборот. Факультет, на котором я работала, тесно контактировал со всеми факультетами вуза. Вышло так, что теперь я много работала в ректорате с учебными планами, приказами и сметами, меня знали преподаватели и делали поблажки по учебе.
Как победить выгорание
Стала преподавателем истории и защитила диссертацию. Я получила красный диплом, поступила в аспирантуру и устроилась по совместительству преподавателем на кафедре истории. На старте зарабатывала немного — около 10 тысяч, но мне очень нравилось преподавать.
стартовая зарплата преподавателя на кафедре истории
Устраивал достаточно свободный график: лекции по расписанию, в остальном — главное, чтобы работа была сделана вовремя. Преподавание в высшей школе мне всегда казалось статусной работой.
Самым сложным было защитить диссертацию. Я ездила в командировки по российским городам за свой счет, работала в архивах. Спустя шесть лет я справилась и стала кандидатом исторических наук. Диссертация была посвящена истории Русской православной церкви в 20 веке.
Самым сложным было защитить диссертацию. Я ездила в командировки по российским городам за свой счет, работала в архивах. Спустя шесть лет я справилась и стала кандидатом исторических наук. Диссертация была посвящена истории Русской православной церкви в 20 веке.
К этому времени высшая школа переживала кризис. По всей стране началось объединение вузов, сокращения преподавателей. Вуз, в котором я работала, присоединили к более крупному. Я попала под сокращение.
Переехала и стала работать менеджером по продажам. Тогда коллега предложила мне работу в Челябинске. Ее муж как раз искал менеджера по продажам оборудования для изготовления пластиковых окон.
и жилье получала, работая несколько месяцев менеджером по продажам
В новом городе обещали платить до 80—90 тысяч рублей и оплачивать съемную квартиру в первые полгода — это еще 12 тысяч. Поэтому я рискнула и согласилась на переезд.
Мне нечего было терять. Попав под сокращение, я лишилась не только работы, но и жилья. К тому времени я съехала из родительской квартиры в общежитие вуза, а возвращаться домой совсем не хотелось.
Мне нечего было терять. Попав под сокращение, я лишилась не только работы, но и жилья. К тому времени я съехала из родительской квартиры в общежитие вуза, а возвращаться домой совсем не хотелось.
Коллектив на новой работе оказался дружелюбным. Коллеги относились с уважением и интересом, задавали вопросы по истории, просили совета, что почитать и что посмотреть. А я с удовольствием рассказывала все, что знала.
Я быстро поняла, что от меня требуется на новом месте: работа в вузе учит систематизировать информацию, отделять главное от второстепенного, правильно задавать вопросы. Как только я все изучила, мне стало скучно и неинтересно.
Работа с жестким графиком, без творческого аспекта и публичных выступлений была совсем не по душе.
Работа с жестким графиком, без творческого аспекта и публичных выступлений была совсем не по душе.
Через два месяца я стала закидывать резюме в разные образовательные учреждения Челябинска и ходить на собеседования. Еще через два месяца мне позвонили из крупного областного университета. Предлагали вакансию заместителя декана востоковедческого факультета. Был большой конкурс, и я его прошла. Обещали платить всего 12—15 тысяч. В 2007 году, да и сейчас, это обычная зарплата в провинциальном вузе.
Я крепко задумалась. Частная фирма мне оплачивала жилье, плюс оклад 20 тысяч. Теперь же квартиру нужно было снимать за свои деньги, а оклад уменьшался. При самых скромных расходах мне требовалось 20 тысяч рублей в месяц: 11—12 тысяч на аренду, 8—9 тысяч на жизнь. Но зато я возвращалась в привычную среду и мне обещали свободный график: главное, сдавать отчеты вовремя и ходить на совещания.
максимум зарабатывала в сумме, когда стала преподавать в университете и заниматься репетиторством
Тогда я заполнила анкету на сайте для репетиторов. Быстро нашла пару учеников, которые готовились сдавать ЕГЭ по истории. Потом еще троих. Потом заработал «сарафан». В университете у меня был свой кабинет. Днем совещания, отчеты, студенты, а после 17:00 ученики приходили ко мне на репетиторство в этот же кабинет.
Как раз в это время познакомилась с будущим мужем. Он из моего родного Магнитогорска, поэтому у нас был роман на два города. В итоге три дня я проводила в Челябинске, а четыре дня жила в Магнитогорске. Ученики были и там, и там. В какой-то момент это стало очень неудобно. Иногда мне не удавалось приехать из-за работы в универе, иногда случались ссоры с будущим мужем и я возвращалась в Челябинск на неопределенный срок. Но ученики не будут ждать, когда я помирюсь с мужем, так что они уходили к другим репетиторам.
Я поняла, что меня достала работа в университете, вечное безденежье и конфликты с начальством. Как таковых ссор с руководителями не было, просто меня на работу брал один человек, а потом началась частая смена начальников, которые смотрели на меня скорее как на конкурента.
Два года назад мы с мужем попали в аварию. Один человек погиб на наших глазах. Мы чудом спаслись. После этого стало ясно, что что-то менять надо прямо сейчас — завтра может просто не наступить. И я уволилась с работы.
Два года назад мы с мужем попали в аварию. Один человек погиб на наших глазах. Мы чудом спаслись. После этого стало ясно, что что-то менять надо прямо сейчас — завтра может просто не наступить. И я уволилась с работы.
Стала онлайн-репетитором. Я ушла из университета и решила посвятить себя только репетиторству. Идея о том, что можно преподавать онлайн, пришла не сразу.
стоило одно занятие онлайн
Однажды мне позвонила женщина. Сказала, что нашла мое объявление на «Авито» — там я тоже размещала информацию о подготовке к ЕГЭ, — что сама она из Москвы и хочет, чтобы я готовила ее сына к экзамену по «Скайпу». Я ответила, что никогда так не делала и считаю подобные занятия неэффективными. Но она настаивала, просила хотя бы попробовать, и я согласилась.
Мы попробовали. Мальчик оказался ленивым, и мы быстро закончили. Но важнее было мое открытие: онлайн-занятия возможны и по качеству они ничуть не хуже обычных. Но к ним нужно готовиться: подбирать тесты под каждую тему, делать презентацию для наглядности, электронные атласы, внятно формулировать домашнее задание.
Через полгода я всех своих учеников перевела в онлайн. Были те, кто отказался, кому не подошел формат, — с ними попрощалась. Примерно в это же время на сайте для репетиторов появилась возможность брать учеников на онлайн-занятия из любого города. Так у меня расширилась география.
Завела страницу в «Инстаграме». У меня была страничка в «Инстаграме» с 35 000 подписчиков. Наверное, это звучит странно, но мне ее подарила моя студентка четыре года назад. За одну услугу. Нет, я не поставила ей зачет просто так. Я помогла ей перевестись из одного вуза в другой — это муторная процедура, а я оформила все бумаги. Взамен она предложила аккаунт, сказала, что он ей больше не нужен. Тематика страницы была мне не близка — видео и фото милых щенков, поэтому аккаунт долго стоял заброшенным.
Но во время перевода своих учеников в онлайн я о нем вдруг вспомнила. Пришла мысль использовать его для продвижения своих репетиторских услуг. Да, там не целевая аудитория. Ну и что? Я решила рискнуть. Удалила всех щенков, переименовала аккаунт, начала публиковать исторические посты.
За первые два месяца от меня отписались 15—20 тысяч человек, но я продолжала. Было непросто начать записывать сторис с лицом, вести прямые эфиры, принимать себя в телефоне. Потом я решилась рассказать о своем блоге друзьям, студентам и школьникам, с которыми занимаюсь. Всем было любопытно, на меня подписались. Охваты стали расти, посты комментировали, ставили лайки, писали в директ.
За первые два месяца от меня отписались 15—20 тысяч человек, но я продолжала. Было непросто начать записывать сторис с лицом, вести прямые эфиры, принимать себя в телефоне. Потом я решилась рассказать о своем блоге друзьям, студентам и школьникам, с которыми занимаюсь. Всем было любопытно, на меня подписались. Охваты стали расти, посты комментировали, ставили лайки, писали в директ.
доход от первого вебинара
Когда ЕГЭ был сдан, пришла мысль провести большой вебинар о поступлении в вуз. Оказалось, что это моя сильная сторона. Репетиторы и учителя хорошо знают предмет, но почти никогда не могут помочь ученику с профориентацией. У меня же за плечами 16 вузовских приемных кампаний. Я знаю об этом все и даже больше.
Когда ЕГЭ был сдан, пришла мысль провести большой вебинар о поступлении в вуз. Оказалось, что это моя сильная сторона. Репетиторы и учителя хорошо знают предмет, но почти никогда не могут помочь ученику с профориентацией. У меня же за плечами 16 вузовских приемных кампаний. Я знаю об этом все и даже больше.
Вебинар по профориентации принес 20 000 Р за час: я просто рассказывала все то, о чем говорила в вузе на днях открытых дверей. Только универ платит кучу денег, чтобы родители и абитуриенты хотя бы пришли на этот день открытых дверей, а я за это брала деньги и даже начала платные консультации по поступлению в вуз или переводу из одного вуза в другой.
Открыла онлайн-группу по подготовке к ЕГЭ и заработала первый миллион. Я решила больше не вести индивидуальные занятия. Тогда я думала так: будет здорово, если в мою онлайн-группу соберется 10—15 человек. В итоге собралось 30 человек, и в течение года добавилось еще 25.
заработала в первый год занятий с онлайн-группой
Первый год был самым сложным в профессиональном отношении за всю мою жизнь. Я все делала сама. Составляла график занятий на весь год, создавала презентации, делала задания в формате ЕГЭ к каждой теме, комплектовала ответы, проверяла всех учеников. Параллельно вела блог, заказывала рекламу, настраивала таргет.
Часть технической работы мне помогала делать одна из школьниц. Кстати, она в итоге сдала историю на 100 баллов. Вообще школьники, которых я обучаю, показывают очень хорошие результаты. Слабые почти сразу отсеиваются.
К концу учебного года я вымоталась, но заработала свой первый миллион.
Какими профессиональными и личностными характеристиками должен обладать преподаватель вуза?
Карьера преподавателя всегда считалась престижной и почетной. Этому общественному мнению не помешали даже масштабные реформы в сфере образования и невысокий уровень заработной платы. Что же так привлекает людей к получению данной профессии? Какими качествами должен обладать преподаватель? Об этом и другом – в данной статье.
Кто обычно становится преподавателем вуза?
Как правило, преподавателями становятся в двух случаях:
Конечно, бывают и другие варианты, но они менее распространены. Например, когда человек проработал много лет специалистом в какой-то одной сфере, то ближе к пенсии или на пенсии он может выбрать карьеру преподавателя, чтобы у него появилось больше свободного времени. Накопленный за время работы опыт пригодится ему в его преподавательской деятельности и будет полезен студентам.
Требования к преподавателям
Чтобы преподавать в вузе, необязательно защищать диссертацию и получать кандидатскую степень. Однако в этом случае соискатель занимает в лучшем случае должность старшего преподавателя без возможности дальнейшего повышения по службе. Для этого ему придется в будущем защищать диссертацию. Соответственно, без защиты диссертации на соискание степени кандидата наук в университете сотруднику придется тяжко. Тогда ему придется всю карьеру занимать должность старшего преподавателя.
Так каковы же минимальные требования к преподавателю? Прежде всего, это наличие высшего образования – не ниже специалиста или магистра. Хотя иногда допускается привлечение сотрудников с бакалаврским дипломом. Компенсацией за отсутствие должного образования может послужить большой опыт работы по специальности. Такая ситуация распространена при привлечении к работе преподавателей-совместителей. Обычно в дневное время они работают по специальности, а по вечерам и выходным проводят занятия в университете. Бакалавру позволено также проводить практические и семинарские занятия в вузе.
Однако разделение на бакалавриат и специалитет произошло недавно, поэтому большинство преподавателей получило диплом специалиста в вузе.
Конкурс на замещение должности в вузе
Чтобы стать преподавателем в вузе, соискатель должен пройти процедуру конкурсного отбора на замещение желаемой должности. Конкурс проводится в открытой форме: информация о его проведении размещается на сайте университета. Соискатель должен подать заявку на участие в конкурсе в электронной форме и прикрепить к ней документацию.
Далее происходит избрание претендента на кафедре путем голосования. Если его кандидатура одобрена кафедрой, то дальнейшая его судьба будет решаться на собрании Ученого Совета. На самом конкурсе его присутствие необязательно, но желательно. Обычно ему дают несколько минут на собственную презентацию. Потом члены Совета производят голосование (возможные варианты ответа: «да», «против», «воздержался»). По итогам голосования претендента либо избирают, либо не избирают на должность.
Чтобы замещать должность, следует иметь за плечами аспирантуру. Чтобы претендовать на замещение более высоких должностей доцента и профессора, следует защитить диссертацию и получить ученую степень кандидата или доктора наук соответственно.
Какими личными качествами должен обладать преподаватель?
Даже если соискатель на должность удовлетворяет всем описанным выше требованиям, далеко не факт, что из него получится хороший преподаватель.
Настоящий преподаватель должен обладать еще и определенными личными качествами, которые позволят ему привить к студентам тягу к науке:
Что касается профессионализма, то преподаватель должен быть намного более осведомленным в своей области, чем студенты. Идеально, если и в других областях он тоже будет на голову их выше. Это позволит ему заслужить авторитет. Важно не читать свои конспекты, а объяснять студентам материал, лишь изредка пользуясь своими записями. Тогда и студентам будет проще запоминать и усваивать материал. Это приходит только с опытом.
Преподавателю важно «держать руку на пульсе». Для этого он должен постоянно штудировать литературу по своей специальности, быть в курсе последних новостей и открытий. Важно уделять много времени на подготовку к занятиям. Преподаватель должен знать намного больше, чем он рассказывает студентам. И подготавливать материал к каждой лекции он должен с запасом.
Даже не обсуждается, что настоящий преподаватель должен уважать студентов и относиться к ним на равных. Не стоит забывать и о преподавательской этике.
Карьера преподавателя
Перечень должностей в вузе таков:
Должность ассистента является профессиональной квалификацией преподавателя. Она подразумевает наличие диплома (специалиста или магистра) и опыт преподавания в течение одного года (или прохождение обучения в аспирантуре). В должностные обязанности ассистента входит проведение семинарских и практических занятий, консультаций. Также он должен помогать доценту или профессору в приеме экзаменов.
Старший преподаватель, помимо исполнения вышеперечисленных обязанностей, должен проводить лекционные занятия, разрабатывать методический материал и пособия. Для замещения данной должности соискатель должен защитить кандидатскую диссертацию или иметь стаж педагогической работы не менее трех лет.
Доцент должен не только вести педагогическую работу со студентами, но и проводить учебно-методическую работу и осуществлять научную деятельность. Для этого ему нужно писать рабочие программы, издавать научные статьи, писать учебные пособия и т.д. Для получения этой должности соискатель должен получить ученую степень кандидата наук и иметь преподавательский стаж.
Завершает иерархию должностей вуза профессор. Чтобы занять данную должность, соискатель должен получить ученую степень доктора наук, проводить научно-педагогическую работу не менее 5 лет, подготовить к защите аспирантов и соискателей, публиковать монографии, учебные пособия и научные статьи в журналах, входящий в перечень ВАК и РИНЦ.
Чтобы построить успешную карьеру, преподавателю необходимо сначала защитить диссертацию и получить степень кандидата наук, что позволит занять в университете должность доцента. Однако такой доцент называется «холодным», поскольку у него еще нет соответствующего ученого звания. Для этого ему нужно написать определенное количество работ и выполнить другие критерии, после чего быть представленным вузом к получению данного звания. Оно подтверждается соответствующей «корочкой». Тогда он станет «ВАКовским» доцентом. Потом он пишет докторскую диссертацию, становится профессором по должности, а потом – и по званию. Совсем немногим удается стать членами Академии Наук – высшей ступени научной иерархии.
Должностная инструкция преподавателя вуза
Современный преподаватель должен не только заниматься преподавательской деятельностью. В круг его обязанностей обычно входит:
Раньше преподавателю уделялось больше времени на подготовку к лекциям, да и самих лекций было больше. После многочисленных реформ сферы образования у преподавателя осталось совсем мало времени на это. Теперь он должен больше заниматься рутинной работой: писать многочисленные рабочие программы и корректировать их, исходя из новых требований, и т.д. Это подрывает процесс образования изнутри.
Обязанности и нагрузка преподавателя, прежде всего, зависят от занимаемой им должности и наличия у него звания. От этого непосредственно зависит и его оклад. Для каждого преподавателя устанавливается учебная нагрузка. Она может различаться в зависимости от конкретного вуза и специальности. Нагрузка определяется самим вузом, но она не должна превышать 900 часов в год. Трудовым Кодексом установлено, что рабочая неделя преподавателя не должна превышать 36 часов. Отпуск должен составлять 56 дней. В преподавательских кругах даже ходит шутка: «У должности преподавателя вуза есть два плюса: июнь и июль».
Чтобы занимать должность преподавателя вуза, следует не просто избираться по конкурсу, но и регулярно повышать свою квалификацию.
Таким образом, преподаватель вуза – должность не только почетная, но и ответственная. Стать им сможет далеко не каждый. Быть преподавателем – это призвание.
Права студентов
В России можно получить высшее образование бесплатно, но только один раз.
Сразу после школы в вузы поступает где-то 70% выпускников, остальные учатся в колледжах и техникумах или идут работать. Всего в вузах, по данным 2020 года, училось более 4 млн человек, причем почти половина — за счет бюджета. У всех этих студентов есть особые права, которые возникают именно во время учебы в вузе.
Студенты могут получать стипендию и жить в общежитии, не тратясь на жилье. Еще можно подрабатывать, а на оплате вуза сэкономить за счет вычета — самому или родителям. Если родится ребенок, можно уйти в декретный отпуск и получить пособие. При этом относиться к студентам должны уважительно, не отчислять за политические взгляды и не заставлять голосовать на выборах.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Собрали основные права студентов вузов. Пригодится тем, кто уже учится, и тем, кто скоро поступит. Сохраняйте себе карточки и таблицу со ссылками на законы, чтобы знать и защищать свои права.
Получать стипендию и матпомощь
Как это работает. Вузы платят студентам на бюджете деньги: обычную и социальную стипендию, а также матпомощь. Это дополнительная поддержка на время учебы.
минимальный размер социальной стипендии
Студенты, которые оказались в сложной ситуации или нуждаются в дополнительной поддержке, могут попросить у вуза материальную помощь — если, например, нужны деньги на лечение, студент женился или потерял близкого человека. Сколько и кому платить, вуз определяет сам.
Кроме того, вуз может учредить собственные стипендии: имени президента вуза, от ученого совета и т. д. Еще есть президентские, правительственные, именные стипендии, которые может получить студент: вот здесь мы собрали 10 основных. Получать их все — законное право студента, если он хорошо учится или нуждается в социальной поддержке.
Одновременно учиться и работать
Как это работает. Студенты могут совмещать учебу и работу. Если еще не исполнилось 18 лет, есть ограничения на время работы и сложность труда. С 16 до 18 лет работать можно только 4 часа в день, если одновременно студент учится. Вот что еще должен обеспечить работодатель, который берет на работу студента:
Часто студенты переводятся на заочное обучение, когда находят работу. Однако это не обязательное требование, работать можно и в свободное от учебы время.
Отказаться от бесплатных отработок
Как это работает. Студента нельзя принуждать к отработкам, если образовательной программой такое не предусмотрено. То есть проходить учебную практику студент обязан, так как это часть обучения. Но участвовать в отработках он может только по собственному желанию. Если студент не хочет подметать улицу, мыть полы или разбирать книги в библиотеке — имеет полное право этого не делать. Принудительный труд запрещен, в том числе и для студентов.
Работать в студотрядах и получать за это деньги
Как это работает. Студотряды не остались в советском прошлом, они существуют и в наше время. Их работу координирует всероссийская организация «Российские студенческие отряды». По ее данным, в студотрядах состоит 240 тысяч человек. Студенты могут летом участвовать в строительстве крупных объектов, работать вожатыми, проводниками, заниматься сельским хозяйством — и получать за это деньги: работа в студотряде должна оплачиваться.
Есть еще один бонус: эта работа может быть засчитана как прохождение учебной или производственной практики, если она соответствует профилю обучения. Это рекомендации Минобрнауки. Оно также советует вузам организовывать досрочную сдачу сессии для студентов, которым летом нужно работать в студотряде.
Взять кредит на обучение
Как это работает. Образовательный кредит — это особый вид кредита с господдержкой. По нему не нужно вносить обеспечение, действует пониженная ставка и есть льготный период для выплаты основного долга и части процентов. Пока студент учится, он платит минимум, а когда получает профессию и выходит работать, гасит основную часть кредита. Льготный период можно продлить, если студент уйдет в академический отпуск или в декрет.
Такой вид кредита прямо предусмотрен законом, но не получил распространения. Чаще банки выдают обычные потребительские кредиты, которые можно использовать для оплаты обучения. Если вам важно взять кредит на долгий срок и гасить основную часть после окончания вуза, уточняйте это при оформлении кредита. Не все, что называется «кредит на образование», предполагает господдержку и особые льготные условия.
Кредиты на образование с господдержкой выдает Сбербанк. В Тинькофф-банке можно взять потребительский кредит до 2 млн рублей без залога.
Получить налоговый вычет за обучение
Как это работает. Если учитесь на платной основе, часть расходов на обучение можно вернуть с помощью налогового вычета. Если есть работа и доход, можно вернуть свои собственные деньги, уплаченные в бюджет в виде НДФЛ. При возврате налога за себя форма обучения не имеет значения — подойдет и очная, и заочная.
Еще можно компенсировать часть расходов родителей, старших братьев и сестер, если обучение оплачивали они. Это работает, пока студенту не исполнится 24 года, и учиться он должен только на очной форме. За заочников вычет родственникам не дадут. Еще вычет нельзя заявить, если на обучение потратили маткапитал.
Вычет предоставляют в размере всей суммы расходов на это обучение, но не более:
Вернуть можно 13% от суммы расходов в пределах лимита — то есть максимум 22 100 Р в год. Это если за обучение платил и сам студент, и его родители или братья и сестры. Максимальная сумма вычета составит 170 000 Р в год. Если расходы больше, с остатка налог вернуть нельзя.
Жить в общежитии, если нет своего жилья
Как это работает. Места в общежитии вузы предоставляют студентам-очникам, у которых нет своего жилья рядом с вузом, и заочникам, когда те приезжают на сессию. Если у вуза помещений для проживания студентов в принципе нет, то и предоставить их он не сможет. Тогда жить в общежитии не получится. Если общежития есть, вуз не может вселить туда кого-то еще, кроме студентов, пока не всех обеспечили жильем. Если у студента есть право на социальную стипендию, общежитие ему должны предоставить в первую очередь.
Вузы сами решают, в каком порядке предоставляются места в общежитиях. Эти правила могут находиться в положении о студенческом общежитии вуза или ином документе с похожим названием. По общим правилам в одной комнате может жить не больше четырех человек, на каждого должно приходиться хотя бы 6 м² — это рекомендации госта.
Кого считать нуждающимся в общежитии, закон не говорит. Это может быть студент, который приехал из другого города. Или тот, что живет в том же самом городе, но в очень плохих условиях, например в аварийном доме. Окончательно решает вуз, а перепроверить можно в суде.
Не учиться на каникулах
Как это работает. У каждого человека есть право не только трудиться, но и отдыхать. Для этого у студентов есть каникулы. В общей сложности в учебном году каникулы должны занимать не меньше 7 недель, из них минимум 2 недели — зимой. Это время студенты могут использовать как захотят: можно ничего не делать, работать, повторять изученное, учить что-то новое, заботиться о пожилых родственниках, путешествовать.
Нельзя заставлять студентов работать и учиться во время каникул без их согласия. Домашние задания, зимние и летние школы во время каникул нарушают право студента на отдых и защиту от переутомления. Это повод для жалобы. Ее можно направить в Рособрнадзор или в прокуратуру.
Уйти в академический отпуск
Как это работает. Академический отпуск — это возможность взять перерыв в обучении. Студент не ходит на занятия, не выполняет задания, не сдает сессии, не получает стипендию. Однако он продолжает считаться студентом вуза, может жить в общежитии, если нуждается в нем. По окончании академического отпуска студент продолжает обучение на той же программе и на тех же условиях. Если он учился на бюджете, сможет и дальше учиться бесплатно, просто с другой группой.
ежемесячная компенсация от вуза студентам, которые ушли в академический отпуск по медицинским показаниям
Если учитесь на платном, то основанием для академического отпуска может стать невозможность оплачивать учебу из-за финансовых сложностей. Например, если кто-то в семье потерял работу или семья лишилась кормильца. Как это подтверждать, скажут в деканате.
Максимальный срок, на который можно взять академический отпуск, — 2 года. Выйти из него можно раньше времени, написав заявление ректору или иному ответственному работнику вуза.
Уйти в декретный отпуск и получать пособия
пособие по уходу за ребенком до полутора лет с 2021 года
Перевестись с платного обучения на бесплатное
Как это работает. Если сразу не удалось поступить на бюджет, перевестись можно во время учебы — если хорошо учиться и появятся свободные бюджетные места. Такие места вуз подсчитывает не меньше двух раз в год. Сколько таких мест есть в вузе, должно быть указано на его сайте. Обычно достаточно ввести в поисковой строке браузера название вуза и фразу «вакантные места».
Перевестись на бюджет может студент, у которого нет ни одной задолженности, дисциплинарных взысканий и долгов по оплате обучения. Он сможет подать заявление на перевод, если выполняется одно из двух условий:
Кого из студентов, подавших заявления, перевести на бюджет, решает комиссия, которую создает вуз. У вуза на сайте должно быть положение о переводе, где написано, когда подавать заявления и как все это проходит.
Перевестись с очного обучения на заочное и наоборот
Как это работает. В вузах есть разные формы обучения. На очной студенты ходят на лекции и семинары постоянно, а на заочной — только во время сессии. Есть еще очно-заочная форма, когда студенты ходят в вузы пореже, чем на очной форме, и в основном по вечерам.
Перевестись с одной формы обучения на другую можно, например, если появилась работа и днем ходить в вуз не получается. Порядок перевода определяют вузы — в положениях о переводе. Для начала нужно написать заявление. Дальше может понадобиться досдать какие-то дисциплины, потому что программы на разных формах обучения различаются.
Перевестись в другой вуз и зачесть оценки
Как это работает. Закон разрешает студенту поменять вуз, если изначально выбран не тот или нужно переехать в другой город. При этом можно не поступать в вуз заново, а перевестись на один из курсов — в зависимости от того, сколько предметов совпадает в старом и новом вузе. Студент-бюджетник может перевестись на бюджетное место, если срок его обучения увеличится не больше чем на год.
Перевестись можно только в том случае, если в выбранном вузе будут вакантные места. Эту информацию можно посмотреть на сайте. Если желающих будет много, а мест — мало, вуз может провести конкурс и отобрать только самых подготовленных.
Чтобы новый вуз при переводе зачел аналогичные дисциплины, в старом вузе нужно взять справку о периоде обучения. Там будут все нужные сведения. Если новый вуз будет готов принять студента, ему дадут справку о переводе. На ее основании он отчислится из старого вуза в связи с переводом. При этом важно, что право на отсрочку от армии и обучение на бюджете студент не теряет.
Учиться сразу в нескольких вузах
Как это работает. Учиться можно сразу в нескольких вузах, закон никак это не ограничивает. Но за счет бюджета высшее образование можно получить только один раз, поэтому второй вуз в любом случае будет платным. Чтобы все успевать, в одном вузе можно оформить индивидуальный план обучения или выбрать заочную форму.
Для поступления в новый вуз необязательно заново сдавать ЕГЭ: его результаты действуют 4 года. То есть если вы сдали ЕГЭ в 2019 году, поступать по этим результатам можно в 2019, 2020, 2021, 2022 и 2023. При желании можно сдать экзамен заново, а потом выбрать, результаты какого года использовать.
Поехать на стажировку в иностранный вуз
Как это работает. Есть программы, по которым можно во время обучения в российском вузе съездить на стажировку за рубеж. Для этого вузы создают международные отделы и заключают договоры о студенческом обмене с зарубежными учебными заведениями. Если таких отделов нет, вуз можно выбрать самому, а на время обучения оформить академический отпуск. Можно найти бесплатную и даже оплачиваемую стажировку, зарубежные вузы и организации такое предлагают.
Стажировка — это не полноценное обучение, диплом бакалавра или магистра зарубежного вуза вы не получите. Зато появится новый опыт и новые связи, а изученные предметы могут зачесть в вашем российском вузе.
Закончить обучение экстерном
Как это работает. Вуз можно закончить быстрее, чем все остальные. Ускоренное обучение называют экстерном. Чтобы его оформить, нужно составить индивидуальный учебный план. Это возможно, если студент показывает выдающиеся способности и способен освоить образовательную программу за более короткий срок. Еще такой вариант подходит студентам, которые окончили колледж или техникум. Они поступают в вуз на общих основаниях, но потом могут выбрать ускоренное обучение.
В законе не сказано, что вузы должны переводить студентов на индивидуальный план по их заявлению. Порядок такого перевода определяется внутренними документами вуза. Называться такой документ может, например, так: «Положение об ускоренном обучении и обучении по индивидуальному учебному плану». В каждом вузе будут свои особенности ускоренного обучения — где-то возможностей больше, где-то меньше. Если решили перевестись, подавайте заявление в деканат.
Пересдать экзамены два раза
Как это работает. Если студент не сдал экзамен или зачет, он должен его пересдать. Официально это называется «ликвидировать академическую задолженность». Если этого не сделать, из вуза отчислят за неуспеваемость.
Брать за пересдачи деньги вуз не может. Обязывать студентов что-то оплатить или купить, чтобы их допустили к пересдаче, — тоже.
Восстановиться после отчисления
Как это работает. Если студент ушел из вуза по собственному желанию, он имеет право передумать, восстановиться и продолжить учебу. Для этого у него есть 5 лет. Восстановиться можно на тех же самых условиях — то есть продолжить учиться бесплатно, если уходил с бюджетного места и в вузе есть свободные места. Если мест нет, можно ждать следующего года или договориться с вузом и восстановиться на другую форму обучения, например на заочную.
Если вуз сам отчислил студента за неуспеваемость или дисциплинарные нарушения, возможность восстановления закон не гарантирует — это регулируют правила вуза. Вуз может установить ограничения на количество восстановлений, потребовать пройти предварительную аттестацию, то есть ответить на вопросы комиссии. Подробности нужно узнавать в вузе, в котором хотите восстановиться.
Бесплатно публиковать статьи в изданиях вуза
Как это работает. Вузы обязаны давать своим студентам возможность опубликовать их научные работы. Об этом праве полезно помнить студентам, которые занимаются наукой. Опубликованные статьи нужны для поступления в магистратуру, аспирантуру, защиты диссертации, подачи заявок на гранты, получения повышенной стипендии.
Многие журналы и сборники студенческих работ берут деньги за публикацию, и в сравнении с гарантированной стипендией в 1500 Р это может быть существенная статья расходов. Поэтому вузы обязаны обеспечить студентам возможность публиковаться бесплатно. Воспользоваться этим правом может любой студент, но только если статья качественная. Статьи с плагиатом или низкого уровня вуз публиковать не должен, даже если их написали его студенты. Требований к изданиям, где следует публиковать статьи, закон не содержит. Обычно это издаваемые вузом журналы или сборники студенческих конференций.
Не служить в армии, пока идет учеба
Как это работает. Студентам вузов, у которых есть государственная аккредитация, дают отсрочку от армии на время учебы. Она положена:
Отсрочка сохраняется во время академического отпуска, взятого на год, и при переводе в другой вуз с государственной аккредитацией. Если студент сам забрал документы из вуза, а потом восстановился, он тоже может сохранить отсрочку, но для этого нужно, чтобы общий срок обучения не увеличился. Это возможно, например, если отчислиться со специалитета, а восстановиться на следующий год на бакалавриат.
Это право касается всех студентов мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, потому что они обязаны служить в армии по призыву. Если студенту пришла повестка, а он хочет вместо службы в армии учиться в вузе, об этом нужно сообщить военкомату: там не проверяют списки студентов и не знают, у кого есть право на отсрочку. В вузе нужно будет взять справку для военкомата.
Жаловаться на преподавателей, которые оскорбляют студентов
Как это работает. Преподаватели должны быть вежливыми, обращаться к студентам уважительно и ни в коем случае их не оскорблять. Если же с преподавателем не повезло, свои права можно и нужно защищать.
Обжаловать устав и другие документы вуза
Как это работает. Многие вопросы относительно порядка учебы вуз регулирует сам — в уставе, внутренних положениях и других документах. Однако эти документы не должны противоречить законодательству об образовании. Если считаете, что какие-то нормы вуза явно нарушают ваши права, эти нормы можно обжаловать. Чаще всего обжалуют не уставы, а индивидуальные акты — приказы об отчислении.
Обращаться можно напрямую в районный суд. Жалобу можно подать онлайн, используя учетную запись на госуслугах.
Вот пример: у студента не было задолженностей, но были пропуски лекционных занятий. За это вуз его отчислил. Студент не согласился и обратился в суд. Суд обязал вуз восстановить студента: пропуск лекций не означает невыполнения учебного плана, если все зачеты и экзамены сданы.
Иметь любые политические и религиозные взгляды
Как это работает. Вузы не могут ограничивать свободу студентов исповедовать выбранную ими религию или отказываться участвовать в религиозных обрядах, не могут запретить им свободно выражать свои взгляды и убеждения, в том числе политические.
Закон прямо запрещает принуждать студентов вступать в общественные объединения, в том числе в политические партии. Недопустимо заставлять студентов участвовать в политических акциях и агитационных мероприятиях под угрозой отчисления или каких-то других проблем. Если принуждают — есть право отказаться и сослаться на закон.