Чудесный грузин мхат о чем

«Чудесный грузин»: Сталин и Оленька

Рецензии на спектакли >>

Внезапное возникновение бешеного интереса к завершающей премьере сезона в огромном здании на Тверском бульваре, где задача заполнить зал на тысячу двести мест кажется практически невозможным делом, объясняется довольно просто. Эдуард Бояков Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть фото Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть картинку Чудесный грузин мхат о чем. Картинка про Чудесный грузин мхат о чем. Фото Чудесный грузин мхат о чем, худрук МХАТа им. Горького, принял гениальное менеджерское решение – соединил в афише два имени, без которых тотального внимания к спектаклю «Чудесный грузин» не было бы. А так – клюнули все. В трагифарсе о главном злодее советской истории Сталине комедийную роль играет сверхпопулярная и гиперактивная Ольга Бузова Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть фото Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть картинку Чудесный грузин мхат о чем. Картинка про Чудесный грузин мхат о чем. Фото Чудесный грузин мхат о чем.

«Чудесным грузином», как известно, Сталина называл Ленин в самом начале их знакомства, когда еще даже фамилию Джугашвили не успел запомнить, но уже оценил цепкий ум и революционную активность большевистского соратника по кличке Сосо. Годы спустя Ильич напишет письмо съезду ВКП(б), ставшее его политическим завещанием, и попытается предостеречь руководство партии от поддержки властолюбивого и коварного Сталина. Между этими двумя событиями и разворачивается действие «Чудесного грузина». Время и место – 1902 год, Батум. Ленина там не было, а в спектакле он есть (Максим Бойцов Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть фото Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть картинку Чудесный грузин мхат о чем. Картинка про Чудесный грузин мхат о чем. Фото Чудесный грузин мхат о чем). Возникает в любой самый неподходящий момент вместе с Надеждой Крупской, чтобы прокомментировать ход революционной борьбы, направить усилия большевика Сосо. Герой молод, всего 23 года, ему нужен авторитетный учитель и руководитель. Из него еще не выковался всевластный единоличный вождь Сталин.

Поэтому главную роль доверили Георгию Иобадзе Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть фото Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть картинку Чудесный грузин мхат о чем. Картинка про Чудесный грузин мхат о чем. Фото Чудесный грузин мхат о чем— актеру обаятельному, молодому, с потрясающе гуттаперчивой пластикой, которой он недавно буквально сразил в спектакле Театра Наций «Живой Т». Его Сталин тоже двигается очень ладно и гибко. К тому же то и дело охотно обнажает мускулистый торс, волнуя кавказских девушек на сцене и впечатлительных дам в зале. Не случайно спектакль начинается со сцены соития с женой — Надеждой Аллилуевой (Эльвира Цымбал Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть фото Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть картинку Чудесный грузин мхат о чем. Картинка про Чудесный грузин мхат о чем. Фото Чудесный грузин мхат о чем), исполненной как гимнастический эротический этюд. Батумских товарищей и Наташу (Амина Синагатуллина), дочь своего друга Сильвестра Ломджария (Максим Дахненко Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть фото Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть картинку Чудесный грузин мхат о чем. Картинка про Чудесный грузин мхат о чем. Фото Чудесный грузин мхат о чем), «чудесный грузин» тоже очаровывает сходу. Для дела агитирует, для лирики читает стихи, умеет найти подход к каждому.

История, между тем, зафиксировала, что Иосиф Джугашвили был человек низкорослый, сухорукий, с уродливыми оспинами на лице, грубый и мстительный. Завязку его характера и тайну будущего возвышения попытался, видимо, показать и разгадать драматург. Автора пьесы зовут Андрей Назаров, ему 77 лет, он главный редактор эмигрантского журнала «Новый берег», уехал из СССР в 1981 году. Несколько лет назад на его творчество обратил благосклонный взор бывший руководитель Минкультуры Владимир Мединский, ныне советник Президента РФ по культуре. Ему очень понравился сценарий Андрея Назарова «Страсти по Зое», так появился фильм «Зоя». Теперь «Чудесный грузин» — «страсти по Сталину».

Постановка масштабная: 80 актеров, 5 музыкантов, живая обезьянка, трехъярусная декорация, в ней одновременно происходит несколько эпизодов. Зрительские эмоции сходу завоевывают грузинские песни и пляски. Танцует и поет мужская часть МХАТа на диво слаженно и азартно (постановщик Мухамеднур Султанов обучал танцам, грузинскому многоголосию – Вепхвия Кутивадзе). Драматические же сцены актеры играют в той нелепой выспренней манере, какую можно увидеть только по телевизору, когда крутят тусклые записи старых, давно отживших советских спектаклей.

Режиссер Рената Сотириади Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть фото Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть картинку Чудесный грузин мхат о чем. Картинка про Чудесный грузин мхат о чем. Фото Чудесный грузин мхат о чемзачем-то намешала в свой «трагифарс» все на свете. Нескрываемое любование молодым Сталиным, довольно дикие пафосные актерские приемы «совьет стайл» 50-х годов прошлого века, неизменно прекрасные грузинские застолья и нелепые ухватки всеядной звезды Instagram. Но об Ольге Бузовой чуть позже.

Ради интереса я прочла опальную пьесу Михаила Булгакова «Батум», написанную к 60-летию Сталина и запрещенную к постановке вождем, что и привело в итоге к ранней кончине великого писателя. В «Чудесном грузине» во многом повторяются те же ситуации и действующие лица, что и в «Батуме». Причем, не только реальные персонажи с именами и фамилиями, известные по книге Лаврентия Берии «К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье», но и, например, старая цыганка, нагадавшая Сталину судьбу «большого человека». Только в отличие от драматургически выверенной заказной булгаковской пьесы, ставшей для писателя темным пятном в биографии и гвоздем в крышку собственного гроба, «Чудесный грузин» пьеса бестолковая, невразумительная, с бесконечными повторами и мутными посылами.

Булгаков хотел угодить вождю к юбилейной дате и вернуть себе возможность стать действующим драматургом. Это трагедия его жизни. Чего хотел Андрей Назаров и создатели спектакля остается догадываться. Почти три часа показывают нам славного Сосо, неплохого в принципе парня. Да, в нем проглядывают хитрость, коварство, склонность к провокациям, да, он жесткий и даже жестокий. Но ведь проницательный, умный, способный объединять людей, достигать цели. Поэтому, когда в финале этот Сталин обращается не только к съезду, но и к сидящим в зале: «Я действительно груб. Ильич предлагает вам найти другого. Который отличался бы от меня только большей вежливостью. Что же, попробуйте найти», не приходится удивляться, что зрители готовы проголосовать за него. Таковы «плоды просвещения», если театр сознательно далёк от правды о злодее и тиране. Это крайне отрицательный итог для общественного самосознания и для искусства.

Что касается Ольги Бузовой, то она, не умея толком петь, играть, говорить свои реплики без микрофона, быть органичной и привлекательной на сцене, все же, отважно сыграв роль безголосой певички-шпионки Бэлы Шанталь, заслуживает аплодисментов. Ведь она умеет объединять людей (23 млн подписчиков — это вам не шутки), свято верит в себя и свою предназначенность быть кумиром. Демонстрирует незаурядное умение преодолевать любые препятствия на пути к осуществлению своих самых недостижимых, на первый взгляд, желаний (мечтала стать актрисой – и вот, пожалуйста). Готова на все, чтобы достичь поставленной цели. В этом смысле она почти как Сталин. Недаром Эдуард Бояков уже сообщил, что готов пригласить ее работать во МХАТе на постоянной основе. Обеспечит театру приток зрителей и хорошие сборы.

Источник

МХАТ-2 бузит

Свершилось. Спектакль «Чудесный грузин» с участием звезды Instagram Ольги Бузовой, о котором задолго до премьеры судили-рядили, наконец-то состоялся. Вопреки ожиданиям стены МХАТ имени Горького не обрушились и разгневанные тени великих не появились. Может, потому, что нахохотались в своих Эмпиреях до потери способности двигаться.

После «Чудесного грузина» почитатели медийного таланта новоявленной актрисы должны забросать дизлайками создателей постановки. Так унизить их кумира не смогли бы самые яростные хейтеры. Девушку, не способную говорить, петь и двигаться, просто показали в первозданном качестве, без какой-либо предварительной обработки. Но сцена — не кинематограф, где можно преобразить объект форматом кадра, озвучиванием, монтажом. И если ради хайпа приглашен непрофессионал, сделайте с ним что-нибудь, тем более Ольга — человек упорный и, как говорит, с 16 лет мечтала о сцене. Возможно, ей помогли бы педагоги речи, вокала, сцендвижения, а не анонсы худрука Эдуарда Боякова, записавшего Бузову в наследницы Энди Уорхолла. На деле девушку, прикрывшись постмодернизмом, бросили на произвол судьбы, да еще и перчинки добавили.

Напевает себе Бэлла Шанталь (так зовут ее героиню), а жандармский ротмистр громогласно заявляет: «Полный провал!» Смех в зале, хотя речь не о Белле, а о батумской полиции. Другой эпизод: приходит человек в гостиницу (Белла тут же, поет), а портье говорит: возьмите номер наверху, там пения не слышно. Публика снова хохочет. И так при каждом появлении персонажа. Смех этот — как бы помягче? — физиологического толка: словно в кунсткамеру пришли полюбоваться на бородатую женщину. Если это главная цель приглашения Бузовой в театр, то она достигнута. МХАТ имени Горького, разоблачив такую «актрису», может считать себя борцом с пошлостью.

За вычетом Бузовой трагикомедия про молодого Сталина неплоха, и, если ее подсократить, станет еще лучше. В центре сюжета — события начала прошлого века, когда бывший семинарист Сосо Джугашвили (актер Театра на Юго-Западе Георгий Иобадзе) приезжает в Батум, чтобы заняться революционной борьбой. Разбои, грабежи, убийства, любовные приключения и застолья на фоне живописной южной декорации перемежаются появлениями Ленина в неизменной кепке. Ильич зачитывает фрагменты своих трудов. Что за труд, уточняет сопровождающая его Надежда Крупская в круглых очечках. Речь в основном о революционном насилии и праве пролетариата уничтожать всех, кто стоит на его пути. А начинается чтение со знаменитого письма к съезду, где Ленин предложил освободить соратника от руководства партией, мотивировав это тем, что Сталин слишком груб. Взрастил монстра и ужаснулся.

Брутальность концепта смягчает обширная музыкально-танцевальная составляющая. От грузинского многоголосия и мужских танцев дух захватывает. Мог быть здесь упомянут и русский романс (без него не появляется революционерка Белла, работающая под прикрытием певицы кабаре), но не случилось: разрушил вокал Бузовой стройную музыкальную драматургию. Однако чего не сделаешь ради зрительского внимания и кассового потенциала. Тем более что приглашение в спектакль не актера-профессионала, а социального феномена, — прием не новый.

Дмитрий Быков сыграл Шуйского в «Борисе» Дмитрия Крымова. Ксения Собчак играла Сваху в «Женитьбе» Театра Наций. В «Школе современной пьесы» в качестве актеров в разные годы отметились Анастасия Волочкова, Владимир Жириновский, а Александр Кибовский по сей день выходит в спектакле о Пушкине. Даже МХТ имени Чехова, где худрук Сергей Женовач, казалось, поглощен высоким искусством, показал «Звезду вашего периода», сочиненную и сыгранную Ренатой Литвиновой в духе стандартного глянца. Что касается «Чудесного грузина», то он вызвал волну фантазий в соцсетях. Сталина, полагают пользователи, мог бы сыграть рэпер Моргенштерн, а Ленина — тик-токер Даня Милохин. Но вряд ли худрук Бояков на это пойдет. Актерского ансамбля из них заведомо не получится, а «убивать» друг друга такие звезды не должны. Их миссия — агрессивное присутствие в поле общественного внимания. Поймали хайп — и канули в Лету.

Автор — доктор искусствоведения, профессор, редактор отдела культуры газеты «Известия»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Источник

Рецензия на спектакль Чудесный грузин в МХАТ имени

Уже до премьеры началось много споров по поводу спектакля «Чудесный грузин», премьера которого состоялась 11 и 12 июня 2021 года в МХАТ имени Горького.

Мне кажется, что театр сделал революционный и смелый шаг. Многие недоброжелатели МХАТ имени Горького критиковали постановку за то, что режиссер пригласил участвовать певицу Ольгу Бузову, с которой было несколько скандальных моментов (например, в конце мая якобы зрители Волгограда возмущались, что она вышла пьяной на концерт). Не буду это обсуждать, так как не был свидетелем, но на премьере она смотрелась прекрасно и вызывала добрые улыбки зрителей. Сцены с ее участием действительно были забавны.

Почему вызвал много споров спектакль? Возможно из-за того, главное действующее лицо Сталин, и он показан в положительном образе. Действительно он предстает прекрасным тактиком, гениальным революционером-марксистом, сумевшим поднимать за собой массы.

При этом документальных свидетельств событий революционнйо деятельности и операции, которую проводил Иосиф Джугашвили в Батуми, осталось очень мало. И руководство МХАТ имени Горького проявило четкую позицию по отношению Сталина.

Пьеса повествует о том, как к началу XX века в Грузии действовала группа революционных социал-демократов «Даси», в которую входил Иосиф Джугашвили. Группа была против независимости грузинской социал-демократической организации и стремилась к объединению с российской социал-демократической партией. В 1901 г. волна экономического кризиса охватила и Грузию. К тому же был неурожайный год, налоги повышались, крестьянство стало разоряться и уходить в города на предприятия. Первомайская демонстрация 1901 года в Тифлисе ознаменовала начало открытого революционного движения на Кавказе. Для партийной работы туда был направлен И. Сталин, который развернул подготовительную деятельность по созданию социал-демократической организации. 31 декабря 1901 года в доме рабочего Ломджария под видом встречи Нового года состоялась конференция батумских социал-демократических кружков. Конференцией руководил И. Сталин. На ней был избран Батумский Комитет РСДРП.

Уже в январе 1902 года состоялась крупная забастовка рабочих завода Манташева. Напуганные местные власти в феврале 1902 года уволили с завода Ротшильда 389 рабочих, подозреваемых в сочувствии революционным идеям. В ответ на это 27 февраля вспыхнула крупная забастовка на заводе Ротшильда. Из Кутаиси в Батуми прибыл Кутаисский военный губернатор, генерал-майор А. А. Смагин, который вызвал представителей рабочих и потребовал прекратить забастовку. Но рабочие отказались выполнить требование губернатора. Тогда правительство прибегло к репрессиям: было арестовано 32 рабочих, начались массовые увольнения. Батумский комитет РСДРП призвал рабочих к открытому политическому протесту. 8 марта состоялась демонстрация рабочих с требованием освободить арестованных участников забастовки. Войска и полиция арестовали сотни демонстрантов. 9 марта Батумский комитет РСДРП вывел на улицы более 6 тысяч человек. Арестованным рабочим удалось вырваться и присоединиться к демонстрантам. Солдаты открыли огонь. Было убито 14 и ранено 50 рабочих. 12 марта, в день похорон жертв царских палачей, была организована новая рабочая демонстрация году в Тбилиси состоялся I съезд социал-демократических организаций Закавказья, на котором был создан Кавказский Союз РСДРП.

В 1903 году в Тбилиси состоялся I съезд социал-демократических организаций Закавказья, на котором был создан Кавказский Союз РСДРП. После II съезда РСДРП и грузинское социал-демократическое движение разделилось на два крыла — большевистское и меньшевистское. Лидером большевистской фракции стал Иосиф Джугашвили.

Можно по-разному относится к фигуре Сталина, но постановка была масштабной, в ней было задействовано более 50 актеров. В нынешние времена театры стараются выбирать пьесы, где действующих лиц по минимуму. Но эта, конечно впечатлила размахом.

Начинается она с повествования съезда ВКП(б) – Всесоюзной Коммунистической Партии большевиков, где должно было зачитываться письмо Ленина о том, чтобы его не переизбирать руководителем ВКП(б). Сталин осмысливает ситуацию и проявляет себя тактиком. Уже в конце пьесы вновь съезд и Сталин выступает с речью, что устал и просит освободить его от должности. Секретарь просит проголосовать. Интересный ход: члены съезда – якобы зрители и должны поднять руки. Конечно, поднимались вверх за то, чтобы Сталина переизбрали. Я не поднял. Когда я вышел из театра, то искренне зауважал постановщиков за их жизненную позицию. Ныне сказать, что Сталин герой, дорогого стоит.

Сталин обладал феноменальной памятью и дьявольским умением управлять толпой, умел использовать страх и слабости человека, он видел людей насквозь, буквально сканировал их. И легко ими манипулировал. Поэтому он за очень короткое время смог составить и осуществить свой дерзкий план, организовать массовые беспорядки. Его появление — начало трагических событий в Батуме, а затем и на Кавказе. Конечно, наш спектакль не только о становлении Сталина. То, что произошло в Батуме в 1902 году, легко проецируется и на сегодняшний день: так же манипулируют молодыми ребятами, их так же обманывают, используя в своих корыстных целях порыв молодых романтиков бороться за социальную справедливость.

Актеры тоже высказали активную жизненную позицию.

А вот мнение исполнителя роли Ленина Максима Бойцова.

Источник

Не всё так плохо: чего добивались во МХАТе, приглашая Бузову — рецензия на спектакль

Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть фото Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть картинку Чудесный грузин мхат о чем. Картинка про Чудесный грузин мхат о чем. Фото Чудесный грузин мхат о чем

Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть фото Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть картинку Чудесный грузин мхат о чем. Картинка про Чудесный грузин мхат о чем. Фото Чудесный грузин мхат о чем

Именно этот факт привлек внимание абсолютно всех: и актеров, и зрителей, и поклонников Бузовой (у которой, как известно, в соцсетях 25 млн подписчиков).

Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть фото Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть картинку Чудесный грузин мхат о чем. Картинка про Чудесный грузин мхат о чем. Фото Чудесный грузин мхат о чем

Бузова – Бэлла Шанталь

Мало кому факт появления Ольги – ни разу не актрисы – на сцене одного из старейших театров страны показался уместным. Говорят, в процессе подготовки пьесы рассматривались и другие кандидатуры. СМИ называли Валерию и Лолиту, написав, что обе по разным причинам отказались. А Ольге предложение худрука МХАТа показалось интересным. И он уверен, что сделал в итоге удачный выбор. По его мнению, именно она идеально подошла на эту роль. Первые зрители, посмотрев пресс-показ накануне премьеры, не могли с ним не согласиться. Ольга сыграла во многом карикатурного персонажа: Бэлла поет романсы, но делает это неважно, раздражая окружающих и заставляя относиться к себе несерьезно. А уж когда ее бросил кавалер из жандармерии, она повела себя как в глубоком горе. При этом, правда, она явно (для зрителя) притворяется, а на самом деле подслушивает и подсматривает, чтобы в решающий момент спасти молодого Сосо от облавы и ареста.

Ольге ее роль очень понравилась. Понравилось репетировать и учиться новому делу. Целый месяц в театре с ней занимались вокалом, сценической речью, учили двигаться на сцене, вживаться в персонажа. Шили костюмы, изготавливали парик… «Театр – совершенно другой мир, – рассуждает она. – Здесь важен даже взгляд, как ты поднимаешь брови, как ты поворачиваешься… Здесь всё очень четко, конкретно, тонко – и в то же время масштабно. В кино-то неудачный дубль можно переснять… А здесь всё по-другому. В моей сфере, за все мои 17 лет на телевидении, в кино, на сцене (у Ольги есть несколько малоизвестных антрепризных спектаклей. – Прим. ред.) – я ни разу не останавливалась. Я всегда работаю, я жадная до эмоций, готова слушать, что-то предлагать… Знаете, моему будущему мужу очень повезет: я умею слушать и слышать».

Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть фото Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть картинку Чудесный грузин мхат о чем. Картинка про Чудесный грузин мхат о чем. Фото Чудесный грузин мхат о чем

Непонятно, смогут ли зрители воспринимать ее персонажа на сцене объективно. Пока все видят Олю Бузову, которая очень старается изобразить свою роль. И пока она играет водевильно.

Но ажиотаж вокруг спектакля «Чудесный грузин» (так Ленин иронически называл Сталина) неимоверный. И с точки зрения рекламы участие Бузовой – удачный (для кассы) маркетинговый ход. Как только стало известно о том, что у Ольги роль в спектакле, билеты на премьерные показы были тут же раскуплены.

Меж тем музыкальный критик Артур Гаспарян очень серьезно отнесся именно к этому. «Мне трудно представить себе какой-либо театр в Германии, который устраивал бы подобного рода сентиментальные посиделки по поводу жизни Адольфа Гитлера, – сказал он. – Образ Сталина, который был сейчас показан, кроме недоумения вызвать ничего не может».

Трагифарс о Сталине

Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть фото Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть картинку Чудесный грузин мхат о чем. Картинка про Чудесный грузин мхат о чем. Фото Чудесный грузин мхат о чем

Жанр спектакля определить оказалось сложно. Театр обозначил его в программке как трагифарс. В пресс-релизах называли еще и «спектаклем-провокацией». Идея была в том, чтобы на достоверном историческом материале показать, как главный герой постепенно идет к власти, перешагивая через жизнь людей и любовь, манипулируя своими соратниками, используя все средства, включая общение с бандитами и браконьерами, устраивая поджоги, организовывая манифестации… Место действия – Батум в начале прошлого века, именно там впервые развернулся молодой марксист Иосиф Джугашвили. Всё это «закольцовано» в воспоминания уже заматеревшего Сталина, которого депутатам партийного съезда предстоит избрать или не избрать во власть. Звучит письмо Ленина о том, что делать этого ни в коем случае нельзя. Но в финале в зале зажгут свет – и уже нам, зрителям, как если бы это мы были делегатами, предложат проголосовать… Казалось бы, всё очень серьезно.

Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть фото Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть картинку Чудесный грузин мхат о чем. Картинка про Чудесный грузин мхат о чем. Фото Чудесный грузин мхат о чем

Но форма подачи здесь, скорее, развлекательная. Звучат многоголосьем красивые грузинские песни (подпольщики собираются как бы за праздничным столом), много грузинских же танцев, есть цыганские песни и пляски, играет дудук. Потом в сюжет врывается самый настоящий рок – на фоне этой композиции на экране мелькают документальные кадры народных манифестаций… Превосходны «трехэтажные» декорации.

Среди персонажей постоянно появляются Ленин и Крупская. Он озвучивает цитаты из своих работ – об особенностях классовой борьбы, необходимости действовать жёстко и решительно. А Крупская объясняет, из какой именно работы взята цитата. И всё это было бы довольно страшно, не будь оба эти персонажа карикатурными. Ленин то летает по воздуху, то выныривает из-под пола, то стоит памятником, который вдруг оживает…

Георгий Иобадзе – чудесный грузин

Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть фото Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть картинку Чудесный грузин мхат о чем. Картинка про Чудесный грузин мхат о чем. Фото Чудесный грузин мхат о чем

Георгий Иобадзе, сыгравший молодого Сталина, – очень талантливый и обаятельный актер. Идеально владеет телом, использует пластические приемы – и это выглядит очень красиво. «Мне интересно играть душу и выражать ее через пластику», – сказал он после генеральной репетиции. На самом деле, в этом театральном сезоне у Георгия была необыкновенная роль такой вот «души» – пластический образ умирающей любви в спектакле Театра Наций «Живой Т». На этот раз, во МХАТе, он попытался отобразить отрицательное обаяние. И то, как у него это получилось, стоило увидеть, несмотря на спорную тему самого спектакля.

Кстати, на вопрос журналистов о взаимодействии с Бузовой на сцене – научились ли вы чему-нибудь друг у друга? – Георгий ответил: «Я научился у Оли смелости».

«Батум» Булгакова — на ту же тему

Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть фото Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть картинку Чудесный грузин мхат о чем. Картинка про Чудесный грузин мхат о чем. Фото Чудесный грузин мхат о чем

Будет ли Ольга Бузова участвовать в спектакле и дальше, допустим, осенью, будет видно. Она, по сути, уже «закрыла гештальт»: в 16 лет мечтала стать актрисой и выйти на сцену известного театра. Театр тоже задачу выполнил: сумел привлечь огромное внимание к своей премьере. И она выстрелила, как «Аврора» в 1917-м. Но воспримет ли публика этот спектакль так, как хотелось театру?

На самом деле, вычленить глубокие замыслы создателей непросто, в том числе и из-за множественных форм подачи. К тому же, наверное, надо быть очень подготовленным зрителем, интересующимся историей. Как заверил Андрей Назаров, в его пьесу вошло только то, что имело место на самом деле.

Но пьесы, конечно, всё-таки разные и их интересно сравнивать. (Допустим, Бэллы Шанталь у Булгакова нет.)

Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть фото Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть картинку Чудесный грузин мхат о чем. Картинка про Чудесный грузин мхат о чем. Фото Чудесный грузин мхат о чем

Кстати, история пьесы Булгакова интересна. Она была одобрена на всех уровнях. И МХАТ уже начал готовиться к постановке, спеша успеть к юбилею Сталина. Даже специальная группа уже выехала в Батум для сбора дополнительного материала. И тут… вождь лично запретил пьесу, заметив: «Все дети и все молодые люди одинаковы. Не надо ставить пьесу о молодом Сталине».

Потом говорили, что в том периоде биографии Сталина, видимо, слишком много «белых пятен».

Впрочем, Эдуард Бояков уверен, что «Чудесный грузин» приживется в репертуаре. Он обещал продолжать работу над ним, оттачивая характеры персонажей. И заверил, что «осенью это будет уже другой спектакль».

Источник

«Политика Кехмана — разгром». Бывший пиар-директор — о ситуации во МХАТе

Ампелонский — о Бузовой и Сталине, Дорониной и кукловодах, Боякове и Кехмане

Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть фото Чудесный грузин мхат о чем. Смотреть картинку Чудесный грузин мхат о чем. Картинка про Чудесный грузин мхат о чем. Фото Чудесный грузин мхат о чем

— В середине ноября вы объявили об уходе с должности директора по связям с общественностью МХАТ им. Горького. Почему тогда — после увольнения — назвали театр «пепелищем»?

— То, что происходит во МХАТ им. Горького в ноябре-декабре 2021 года, можно обозначить двумя словами: разгром и зачистка. Новая администрация в максимально резкой и импульсивной манере решает задачу по выжиганию всего, что делалось во МХАТе в предыдущие три года. В первую очередь пострадал основной продукт театра и витрина бренда МХАТ им. Горького — репертуар. Многие важные спектакли в одночасье, даже без просмотра новым генеральным директором, сняты с репертуара. Полностью закрыта Малая сцена, где шли очень интересные камерные постановки, развивающие ключевые репертуарные линии МХАТа — историческую («У премьер-министра мало друзей», «Царский венец», «Петр и Феврония»), «чеховскую» («Мифический муж и его собака») и другие. Уничтожены «Открытые сцены», которые за последний год стали настоящим центром притяжения московских творческих сообществ — поэтического, хореографического, философского, дизайнерского и так далее.

Профессиональная команда, которая явно ассоциировала себя с предыдущим худруком, выстроена на выход. При этом очевидно, что Владимир Абрамович Кехман давно работает с творческими людьми и максимально жестко и прагматично использует их психологические слабости.

Он прекрасно чувствует, насколько театральный люд в основной своей массе безоружен перед портовым стилем общения. Всем тем, кого можно взять на понт, моментально прилетает саечка за испуг, и люди уходят «по собственному желанию», без каких-либо компенсаций. Некоторые милейшие люди, будучи не в состоянии распознавать простейшие разводки, втягиваются в откровенно некрасивые истории. Все это сопровождается предельно трэшовым медийным перформансом, цель которого — дискредитировать лично Эдуарда Боякова и его театр.

Ясно, что концепт, идею и дух национального театра, который строился на Тверском бульваре, 22 в 2018-2021 годах, пытаются превратить в кучу золы. Но, честно говоря, эта затея мне кажется глупой и безнадежной. Потому что концепции, идеи и дух не горят.

— Как и почему вы ушли из театра? Вы попали под сокращение и были уволены, вас попросили уйти — или ушли сами?

— С момента, когда состоялась смена руководства театра, у меня не было иллюзий по поводу продолжения собственного сотрудничества со МХАТом. Внутренне я был готов покинуть театр. Мне были предложены условия увольнения, которые в целом меня устроили. У меня нет абсолютно никаких персональных претензий к новой администрации МХАТ им. Горького. При этом де-юре я имею возможность давать любые оценки происходящему, говорить то, что думаю. Мне есть чем заняться в профессиональном плане.

— Что вы можете сказать о предшествовавших уходу Боякова письме президента театра Татьяны Дорониной к Владимиру Путину и призывам артистов «изгнать торгашей из театра»?

— Я уже неоднократно говорил публично, что мне искренне обидно за Татьяну Васильевну Доронину, чье имя явно использовалось и используется разными группами людей в их прагматичных целях. В моем понимании так называемый «конфликт Татьяны Дорониной и Эдуарда Боякова» никогда не был конфликтом Боякова — могу заявлять об этом максимально ответственно. За год, что я проработал во МХАТе в тесном контакте с Эдуардом Владиславовичем, я не видел с его стороны ничего, что было бы направлено на развитие этого конфликта. Ни намерения, ни слова, ни действия.

Напротив, я видел невероятное количество усилий со стороны определенной группы людей, окружающих Татьяну Васильевну — безусловно, внутренне не сумевшую принять обстоятельства 2018 года (тогда Доронина была переведена с должности худрука театра на специально созданный для нее пост президента — «Газета.Ru»).

Эти усилия были направлены на то, чтобы конфликт ни в коем случае не угасал. Предполагаю, что у этой группы людей был неизвестный кукловод. И это точно была не сама Татьяна Васильевна. Полагаю, что в силу возраста и фактической изолированности Доронина была и остается удобным объектом многосторонней манипуляции.

— Посодействовало ли это письмо и в целом критика Боякова смене руководства в театре?

— Для меня очевидно, что решение об отставке Эдуарда Боякова было в основном сформировано в период между декабрем 2020 года и апрелем 2021-го. Поворотной точкой стал шумный успех премьеры спектакля «Лавр» по произведению Евгения Водолазкина, которая прошла 12 декабря 2020 года. Сам я пропустил эту премьеру, так как болел коронавирусом. Но вызванная ей энергетическая волна в культурном поле столицы была настолько яркой и мощной. Это самое культурное поле вдруг оказалось перепаханным. Оно встало на дыбы. Сформированные в нем тусовочки почувствовали угрозу своему комфорту возле уютной кормушечки. В одночасье в самом центре Москвы возник сгусток невиданной энергии, которым невозможно было управлять.

В этом мире не прощаются независимость, демонстрация интеллектуального превосходства — во МХАТе проявилось и то, и другое. Подспудно стало понятно: нужно ждать последствий. И они не заставили себя ждать. Еще до 2021 года МХАТ ощутил серьезное усиление информационного и административного давления.

На это накладывались ограничения, связанные с пандемией, и соответствующее выпадение доходов. Одновременно МХАТу де-факто было отказано в финансовой поддержке со стороны учредителя, несмотря на постоянные обещания. К маю 2021 года, когда стало понятно, что — несмотря ни на что — Эдуард Бояков в целом выполнит беспрецедентный премьерный план и сформирует новый репертуар, соответствующий концепции национального театра, был изменен устав МХАТ им. Горького. Позиция и полномочия худрука были серьезно ослаблены. Все, что происходило дальше — будь то месячная медийная истерика вокруг приглашения Ольги Бузовой в спектакль о Сталине «Чудесный грузин» или открытое письмо Татьяны Дорониной главе государства — уже не имело принципиального значения. Судьба МХАТа Боякова была решена раньше — весной 2021 года.

— Как вы сами оцениваете политику Боякова по управлению театром?

— Я считаю, что предложенная Эдуардом Бояковым концепция русского национального театра была выверена как с художественной, так и с маркетинговой точки зрения. Она была амбициозной, но при этом вполне реалистичной. Ее практическая реализуемость в целом доказана результатами сезона 2020-2021 годов. Другой вопрос, что эта концепция была плохо совместима с административным статусом той площадки, на которой она реализовывалась, — федерального государственного бюджетного учреждения культуры «МХАТ им. Горького» со всеми его «родовыми» особенностями. Я убежден, что Эдуард Владиславович, его творческая команда и поддерживающие его меценаты смогут реализовать эту концепцию в новом формате, избавившись от ограничений госучреждения.

— Почему изменения Кехмана внутри театра (сокращение коллектива, репертуар) были такими кардинальными?

— Времени до открытия госфинансирования под «реконструкцию» или «капитальный ремонт» МХАТ им. Горького (не знаю, как точно будут обозначены эти статьи бюджетных расходов) в новом финансовом году остается не так много. За это время МХАТовский перформанс под названием «выдворение Боякова и мнимое возвращение Дорониной» должен быть драматургически завершен. Новый генеральный директор МХАТа, очевидно, решительный человек, который добивается своих целей максимально энергично. Поэтому «разгром и зачистка» производятся стремительно и эффективно.

— Каковы ваши мысли по поводу возвращения Дорониной к участию в жизни театра? Справится ли она с учетом возраста, или ее возвращение используется как пиар?

— Лично я не верю в физическое появление Татьяны Васильевны в стенах МХАТ им. Горького.

— Как вы можете прокомментировать судьбу спектакля «Чудесный грузин» с участием Ольги Бузовой, снятого Кехманом с репертуара?

— Практика приглашения медийных фигур в театральные постановки более чем распространена. В случае с эпизодическим участием Ольги Бузовой в постановке о молодом Сталине, основанной на материале булгаковской пьесы «Батум» (в свое время написанной для МХАТа, но так и не поставленной), сыграло свою роль сочетание факторов.

Постановка прицельно ударила в точки общественного разлома — как в историческом разрезе, так и в современном. Сама фигура Сталина вызывает в российском обществе резко полярные оценки. Так же, как и фигура Бузовой. В результате перед июньской премьерой случился сверхмощный резонанс, и МХАТ им. Горького на целый месяц сконцентрировал вокруг себя медийную повестку. При этом средствами искусства был препарирован сам феномен современной медийности с такими его ключевыми особенностями, как хайп и некомпетентность. В этом смысле «Чудесный грузин» был одновременно постановкой и суперактуальной, и традиционалистски обусловленной. Снятие «Чудесного грузина» с репертуара МХАТа, которое де-факто состоялось за полтора месяца до появления господина Кехмана в театре, говорит о том, что события в области культуры с таким мощным резонансным потенциалом сегодня не соответствуют конъюнктурным целям общественного развития.

— На ваш взгляд, почему Кехман жестко критикует политику управления Боякова в СМИ, демонстративно снимает его портрет со стены в фойе МХАТа, освящает после него театр?

— Я думаю, что никакой личной неприязни на самом деле нет. Это часть артистического представления, которое Владимир Абрамович разыгрывает для медийного обеспечения своих верхнеуровневых договоренностей и решения насущных задач. В отсутствие содержательных и созидательных новостных поводов его текущая пиар-стратегия явно построена на заочном противостоянии с Бояковым. Несмотря на то, что Эдуард Владиславович в этом противостоянии демонстративно не участвует, это все равно хайп его имени, а не имени Кехмана.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *