Чудище обло что это значит

Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй

Чу;дище о;бло, озо;рно, огро;мно, стозе;вно и ла;яй — эпиграф к книге Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», впервые опубликованной в 1790 году.

Фраза означает: «Чудовище тучное, гнусное (либо грубое), огромное, со ста пастями и лающее»[1] (форма лаяй представляет собой церковнославянское действительное причастие настоящего времени). Впоследствии, когда книга Радищева была вновь опубликована, фраза стала крылатой и обозначала крайне негативное отношение автора к тому или иному общественному явлению.
[править] История появления

Александр Радищев видоизменил строку из 514-го стиха поэмы Василия Тредиаковского «Телемахида» (1766), которая представляет собой вольный стихотворный перевод прозаической повести «Приключения Телемака» французского писателя Франсуа Фенелона, выполненный гекзаметром. Но источник фразы в «Телемахиде» — не текст Фенелона[2], а «Энеида» Вергилия[3], причём переводчик составил комбинацию из двух фрагментов: «Ужасное чудовище, безобразное, огромное, лишенное зрения» (лат. Monstrum horrendum, informe, ingens, qui lumen ademptum — о циклопе Полифеме, ослеплённом Одиссеем), и «Огромный Цербер оглашал всё царство, лая своей тройной пастью» (лат. Cerberus haec ingens latratu regna trifauci // Personat).

В этом отрывке повествуется о наказании царей в аду за злоупотребление властью. Они постоянно смотрят на себя в зеркало и видят чудовищ. У Тредиаковского фраза, описывающая Цербера, выглядела так: «Чудище обло, озорно, огромно с тризевной и Лаей», то есть пастью. (Тредиаковский иногда вводил в стих дополнительную гласную («и») для благозвучия, чтобы возместить недостающий для метра слог.)[3][4] «Именно это адское чудовище Радищев использовал как аллегорическое олицетворение господствовавшего в России самодержавно-крепостнического строя, против которого и направлена вся его книга»[5]. Меняя «тризевную» на «стозевно», автор в первую очередь выражал идею многоликости того зла, описанию которого посвящено «Путешествие».

Источник

Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй

Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй
Эпиграф к книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) Александра Николаевича Радищева (1749—1802) — символический образ российского крепостничества.
Перевод фразы на современный русский язык: «Чудовище тучное, гнусное, огромное, стозевное и лающее».
Это несколько измененная Радищевым строка Василия Кирилловича Тредиаковского (1703—1768) из его поэмы «Телемахида» (1766). Ее 514-й стих читается так: Чудище обло, огромно, стозевно, илайяй. Поэма написана на известный сюжет из древнегреческой мифологии — приключения Телемаха (сына Одиссея и Пенелопы). Так поэт описывает огромного трехголового пса Цербера, который, согласно мифам, охраняет вход в подземное царство Аида, то есть в ад, преисподнюю. Фразу можно перевести так: «Чудовище тучное, огромное, с мордой, у которой три пасти».
Что касается частицы «и», то это обычный случай у В. К. Тредиаковского, который иногда вводил в стих дополнительную гласную (не имеющую никакого значения с точки зрения содержания) для благозвучия, чтобы возместить недостающий для метра слог. «Лая» у него — существительное, означающее «пасть».
Переделка этой фразы Радищевым состоит в том, что он превратил «и» в союз «и», опустил «с» и превратил известного по мифам Цербера в действительно неведомое чудовище, у которого сто голов, сто отверстых пастей — «стозевно». И все они по-собачьи лают, поскольку писатель превратил существительное «лая» в причастие «лаяй», то есть «лающее».
Фраза-символ негативного общественного явления.

Полезное

Смотреть что такое «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» в других словарях:

Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй — Чудище обло, озорно, огромно, стозѣвно и лаяй. Тредьяковскій. Телемахида. 2, 18. Ср. Monstrum horrendum, informe, ingens, cui lumen ademptum! Virg. Aen. 3, 658. (О циклопѣ Полифемѣ.) См. Цербер … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй — Пёс цербер Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй эпиграф к книге Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», впервые опубликованной в 1790 году. Содержание 1 Значение фразы … Википедия

чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй — о чем то опасном и вредоносном. Очевидно, речь идет о мифологическом существе, которое обладает гипертрофированными и неопределенно большими размерами и формой (обло(е) – толстое), оно непредсказуемо по поведению (озорно), что может… … Справочник по фразеологии

чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй — Тредьяковский. Телемахида. 2, 18. Ср. Monstrum horrendum, informe, ingens, cui lumen ademptum! Virg. Aen. 3, 658. (О циклопе Полифеме.) См. цербер … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Чудище обло — Пёс Цербер. Рисунок У. Блейка. Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй эпиграф к книге Александра Радищева «Путеше … Википедия

лаяй — прич. от ЛАЯТЬ. Лающий. ► Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй. // Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Путешествие из Петербурга в Москву — Путешествие из Петербурга в Москву … Википедия

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Источник

Чудище обло

Чудище обло что это значит. Смотреть фото Чудище обло что это значит. Смотреть картинку Чудище обло что это значит. Картинка про Чудище обло что это значит. Фото Чудище обло что это значит

Чудище обло что это значит. Смотреть фото Чудище обло что это значит. Смотреть картинку Чудище обло что это значит. Картинка про Чудище обло что это значит. Фото Чудище обло что это значит

Чу́дище о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй — эпиграф к книге Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», впервые опубликованной в 1790 году.

Фраза означает: «Чудовище тучное, гнусное (либо грубое), огромное, со ста пастями и лающее» [1] (форма лаяй представляет собой церковнославянское действительное причастие настоящего времени). Впоследствии, когда книга Радищева была вновь опубликована, фраза стала крылатой и обозначала крайне негативное отношение автора к тому или иному общественному явлению.

История появления

В этом отрывке повествуется о наказании царей в аду за злоупотребление властью. Они постоянно смотрят на себя в зеркало и видят чудовищ. У Тредиаковского фраза, описывающая Цербера, выглядела так: «Чудище обло, озорно, огромно с тризевной и лаей», то есть пастью (Тредиаковский иногда вводил в стих дополнительную гласную («и») для благозвучия, чтобы возместить недостающий для метра слог) [3] [4] :

Там, наконец, Тилемах усмотрел Царей увенчанных,
Употребивших во зло свое на престолах могутство.
Им, с одной стороны, едина из мстящих Евменид
Предпоставляла Зерцало, Пороков их мерзость казавше.

В этом Зерцале они смотрели себя непрестанно;
И находились гнуснейши и страшилищны паче,
нежели тот преужасный Пес Кервер,
Чудище обло, озорно, огромно, с тризевной и Лаей.

Источник

Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй

Фраза означает: «Чудовище тучное, гнусное (либо грубое), огромное, со ста пастями и лающее» (форма лаяй представляет собой церковнославянское действительное причастие настоящего времени, причем с ошибкой — это форма мужского рода, в среднем роде причастие выглядит как лающе). Впоследствии, когда книга Радищева была вновь опубликована, фраза стала крылатой и обозначала крайне негативное отношение автора к тому или иному общественному явлению.

Александр Радищев видоизменил строку из 514-го стиха поэмы Василия Тредиаковского «Телемахида» (1766), которая представляет собой вольный стихотворный перевод прозаического романа «Приключения Телемака» французского писателя Франсуа Фенелона, выполненный гекзаметром. Но источник фразы в «Телемахиде» — не текст Фенелона, а «Энеида» Вергилия, причём переводчик составил комбинацию из двух фрагментов: «Облик безо́бразный, грозный, огромный, взора лишённый» (лат. Monstrum horrendum, informe, ingens, cui lumen ademptum — о киклопе Полифеме, ослеплённом Одиссеем) и «Кербер оные царства, огромный, лаем трёхзевным

// Переполняет» (лат. Cerberus haec ingens latratu regna trifauci // Personat).

В этом отрывке повествуется о наказании царей в аду за злоупотребление властью. Они постоянно смотрят на себя в зеркало и видят чудовищ. У Тредиаковского фраза, описывающая Цербера, выглядела так: «Чудище обло, озорно, огромно с тризевной и лаей», то есть пастью (Тредиаковский иногда вводил в стих дополнительную гласную («и») для благозвучия, чтобы возместить недостающий для метра слог):

«Именно это адское чудовище Радищев использовал как аллегорическое олицетворение господствовавшего в России самодержавно-крепостнического строя, против которого и направлена вся его книга». Меняя «тризевную» на «стозевно», автор в первую очередь выражал идею многоликости того зла, описанию которого посвящено «Путешествие».

Связанные понятия

Крылатые выражения, крылатые слова — устойчивые, афористические, как правило образные выражения, вошедшие в речь из литературно-художественных, публицистических, философских, фольклорных и других источников. К крылатым выражениям также относят популярные изречения исторических личностей (Пришёл, увидел, победил. — Юлий Цезарь); имена мифологических или литературных персонажей, ставшие нарицательными (Обломов, Митрофанушка). Изучаются фразеологией.

Источник

Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй

Смотреть что такое «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» в других словарях:

Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй — Эпиграф к книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) Александра Николаевича Радищева (1749 1802) символический образ российского крепостничества. Перевод фразы на современный русский язык: «Чудовище тучное, гнусное, огромное, стозевное и… … Словарь крылатых слов и выражений

Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй — Пёс цербер Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй эпиграф к книге Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», впервые опубликованной в 1790 году. Содержание 1 Значение фразы … Википедия

чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй — о чем то опасном и вредоносном. Очевидно, речь идет о мифологическом существе, которое обладает гипертрофированными и неопределенно большими размерами и формой (обло(е) – толстое), оно непредсказуемо по поведению (озорно), что может… … Справочник по фразеологии

чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй — Тредьяковский. Телемахида. 2, 18. Ср. Monstrum horrendum, informe, ingens, cui lumen ademptum! Virg. Aen. 3, 658. (О циклопе Полифеме.) См. цербер … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Чудище обло — Пёс Цербер. Рисунок У. Блейка. Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй эпиграф к книге Александра Радищева «Путеше … Википедия

лаяй — прич. от ЛАЯТЬ. Лающий. ► Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй. // Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Путешествие из Петербурга в Москву — Путешествие из Петербурга в Москву … Википедия

Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *