Чудище обло что это значит
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй
Чу;дище о;бло, озо;рно, огро;мно, стозе;вно и ла;яй — эпиграф к книге Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», впервые опубликованной в 1790 году.
Фраза означает: «Чудовище тучное, гнусное (либо грубое), огромное, со ста пастями и лающее»[1] (форма лаяй представляет собой церковнославянское действительное причастие настоящего времени). Впоследствии, когда книга Радищева была вновь опубликована, фраза стала крылатой и обозначала крайне негативное отношение автора к тому или иному общественному явлению.
[править] История появления
Александр Радищев видоизменил строку из 514-го стиха поэмы Василия Тредиаковского «Телемахида» (1766), которая представляет собой вольный стихотворный перевод прозаической повести «Приключения Телемака» французского писателя Франсуа Фенелона, выполненный гекзаметром. Но источник фразы в «Телемахиде» — не текст Фенелона[2], а «Энеида» Вергилия[3], причём переводчик составил комбинацию из двух фрагментов: «Ужасное чудовище, безобразное, огромное, лишенное зрения» (лат. Monstrum horrendum, informe, ingens, qui lumen ademptum — о циклопе Полифеме, ослеплённом Одиссеем), и «Огромный Цербер оглашал всё царство, лая своей тройной пастью» (лат. Cerberus haec ingens latratu regna trifauci // Personat).
В этом отрывке повествуется о наказании царей в аду за злоупотребление властью. Они постоянно смотрят на себя в зеркало и видят чудовищ. У Тредиаковского фраза, описывающая Цербера, выглядела так: «Чудище обло, озорно, огромно с тризевной и Лаей», то есть пастью. (Тредиаковский иногда вводил в стих дополнительную гласную («и») для благозвучия, чтобы возместить недостающий для метра слог.)[3][4] «Именно это адское чудовище Радищев использовал как аллегорическое олицетворение господствовавшего в России самодержавно-крепостнического строя, против которого и направлена вся его книга»[5]. Меняя «тризевную» на «стозевно», автор в первую очередь выражал идею многоликости того зла, описанию которого посвящено «Путешествие».
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй
Эпиграф к книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) Александра Николаевича Радищева (1749—1802) — символический образ российского крепостничества.
Перевод фразы на современный русский язык: «Чудовище тучное, гнусное, огромное, стозевное и лающее».
Это несколько измененная Радищевым строка Василия Кирилловича Тредиаковского (1703—1768) из его поэмы «Телемахида» (1766). Ее 514-й стих читается так: Чудище обло, огромно, стозевно, илайяй. Поэма написана на известный сюжет из древнегреческой мифологии — приключения Телемаха (сына Одиссея и Пенелопы). Так поэт описывает огромного трехголового пса Цербера, который, согласно мифам, охраняет вход в подземное царство Аида, то есть в ад, преисподнюю. Фразу можно перевести так: «Чудовище тучное, огромное, с мордой, у которой три пасти».
Что касается частицы «и», то это обычный случай у В. К. Тредиаковского, который иногда вводил в стих дополнительную гласную (не имеющую никакого значения с точки зрения содержания) для благозвучия, чтобы возместить недостающий для метра слог. «Лая» у него — существительное, означающее «пасть».
Переделка этой фразы Радищевым состоит в том, что он превратил «и» в союз «и», опустил «с» и превратил известного по мифам Цербера в действительно неведомое чудовище, у которого сто голов, сто отверстых пастей — «стозевно». И все они по-собачьи лают, поскольку писатель превратил существительное «лая» в причастие «лаяй», то есть «лающее».
Фраза-символ негативного общественного явления.
Полезное
Смотреть что такое «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» в других словарях:
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй — Чудище обло, озорно, огромно, стозѣвно и лаяй. Тредьяковскій. Телемахида. 2, 18. Ср. Monstrum horrendum, informe, ingens, cui lumen ademptum! Virg. Aen. 3, 658. (О циклопѣ Полифемѣ.) См. Цербер … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй — Пёс цербер Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй эпиграф к книге Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», впервые опубликованной в 1790 году. Содержание 1 Значение фразы … Википедия
чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй — о чем то опасном и вредоносном. Очевидно, речь идет о мифологическом существе, которое обладает гипертрофированными и неопределенно большими размерами и формой (обло(е) – толстое), оно непредсказуемо по поведению (озорно), что может… … Справочник по фразеологии
чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй — Тредьяковский. Телемахида. 2, 18. Ср. Monstrum horrendum, informe, ingens, cui lumen ademptum! Virg. Aen. 3, 658. (О циклопе Полифеме.) См. цербер … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Чудище обло — Пёс Цербер. Рисунок У. Блейка. Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй эпиграф к книге Александра Радищева «Путеше … Википедия
лаяй — прич. от ЛАЯТЬ. Лающий. ► Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй. // Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Путешествие из Петербурга в Москву — Путешествие из Петербурга в Москву … Википедия
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Чудище обло
Чу́дище о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй — эпиграф к книге Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», впервые опубликованной в 1790 году.
Фраза означает: «Чудовище тучное, гнусное (либо грубое), огромное, со ста пастями и лающее» [1] (форма лаяй представляет собой церковнославянское действительное причастие настоящего времени). Впоследствии, когда книга Радищева была вновь опубликована, фраза стала крылатой и обозначала крайне негативное отношение автора к тому или иному общественному явлению.
История появления
В этом отрывке повествуется о наказании царей в аду за злоупотребление властью. Они постоянно смотрят на себя в зеркало и видят чудовищ. У Тредиаковского фраза, описывающая Цербера, выглядела так: «Чудище обло, озорно, огромно с тризевной и лаей», то есть пастью (Тредиаковский иногда вводил в стих дополнительную гласную («и») для благозвучия, чтобы возместить недостающий для метра слог) [3] [4] :
Там, наконец, Тилемах усмотрел Царей увенчанных,
Употребивших во зло свое на престолах могутство.
Им, с одной стороны, едина из мстящих Евменид
Предпоставляла Зерцало, Пороков их мерзость казавше.
В этом Зерцале они смотрели себя непрестанно;
И находились гнуснейши и страшилищны паче,
нежели тот преужасный Пес Кервер,
Чудище обло, озорно, огромно, с тризевной и Лаей.
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй
Фраза означает: «Чудовище тучное, гнусное (либо грубое), огромное, со ста пастями и лающее» (форма лаяй представляет собой церковнославянское действительное причастие настоящего времени, причем с ошибкой — это форма мужского рода, в среднем роде причастие выглядит как лающе). Впоследствии, когда книга Радищева была вновь опубликована, фраза стала крылатой и обозначала крайне негативное отношение автора к тому или иному общественному явлению.
Александр Радищев видоизменил строку из 514-го стиха поэмы Василия Тредиаковского «Телемахида» (1766), которая представляет собой вольный стихотворный перевод прозаического романа «Приключения Телемака» французского писателя Франсуа Фенелона, выполненный гекзаметром. Но источник фразы в «Телемахиде» — не текст Фенелона, а «Энеида» Вергилия, причём переводчик составил комбинацию из двух фрагментов: «Облик безо́бразный, грозный, огромный, взора лишённый» (лат. Monstrum horrendum, informe, ingens, cui lumen ademptum — о киклопе Полифеме, ослеплённом Одиссеем) и «Кербер оные царства, огромный, лаем трёхзевным
// Переполняет» (лат. Cerberus haec ingens latratu regna trifauci // Personat).
В этом отрывке повествуется о наказании царей в аду за злоупотребление властью. Они постоянно смотрят на себя в зеркало и видят чудовищ. У Тредиаковского фраза, описывающая Цербера, выглядела так: «Чудище обло, озорно, огромно с тризевной и лаей», то есть пастью (Тредиаковский иногда вводил в стих дополнительную гласную («и») для благозвучия, чтобы возместить недостающий для метра слог):
«Именно это адское чудовище Радищев использовал как аллегорическое олицетворение господствовавшего в России самодержавно-крепостнического строя, против которого и направлена вся его книга». Меняя «тризевную» на «стозевно», автор в первую очередь выражал идею многоликости того зла, описанию которого посвящено «Путешествие».
Связанные понятия
Крылатые выражения, крылатые слова — устойчивые, афористические, как правило образные выражения, вошедшие в речь из литературно-художественных, публицистических, философских, фольклорных и других источников. К крылатым выражениям также относят популярные изречения исторических личностей (Пришёл, увидел, победил. — Юлий Цезарь); имена мифологических или литературных персонажей, ставшие нарицательными (Обломов, Митрофанушка). Изучаются фразеологией.
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй
Смотреть что такое «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» в других словарях:
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй — Эпиграф к книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) Александра Николаевича Радищева (1749 1802) символический образ российского крепостничества. Перевод фразы на современный русский язык: «Чудовище тучное, гнусное, огромное, стозевное и… … Словарь крылатых слов и выражений
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй — Пёс цербер Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй эпиграф к книге Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», впервые опубликованной в 1790 году. Содержание 1 Значение фразы … Википедия
чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй — о чем то опасном и вредоносном. Очевидно, речь идет о мифологическом существе, которое обладает гипертрофированными и неопределенно большими размерами и формой (обло(е) – толстое), оно непредсказуемо по поведению (озорно), что может… … Справочник по фразеологии
чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй — Тредьяковский. Телемахида. 2, 18. Ср. Monstrum horrendum, informe, ingens, cui lumen ademptum! Virg. Aen. 3, 658. (О циклопе Полифеме.) См. цербер … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Чудище обло — Пёс Цербер. Рисунок У. Блейка. Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй эпиграф к книге Александра Радищева «Путеше … Википедия
лаяй — прич. от ЛАЯТЬ. Лающий. ► Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй. // Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Путешествие из Петербурга в Москву — Путешествие из Петербурга в Москву … Википедия
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия