Чумачество что это такое
Значение слова «чумачество»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: зоосад — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «чумачество»
Предложения со словом «чумачество»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «чумачество»
Потому что всё в нём было приспособлено под чумачество.
Синонимы к слову «чумачество»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Чумачество
Смотреть что такое «Чумачество» в других словарях:
Чумачество — ср. Торгово перевозочный промысел (на Украине и юге России в XVI XIX вв.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
чумачество — чум ачество, а … Русский орфографический словарь
чумачество — а; ср. На Украине и юге России в 16 19 вв.: торгово перевозный промысел. Заниматься чумачеством … Энциклопедический словарь
чумачество — а; ср. На Украине и юге России в 16 19 вв.: торгово перевозный промысел. Заниматься чумачеством … Словарь многих выражений
чумаки — ов; мн. (ед. чумак, а; м.). Категория населения, занимавшаяся чумачеством. ◁ Чумацкий, ая, ое. Ч. промысел. Ч. обоз. По чумацки, нареч. По чумацки жить. * * * чумаки в XVI XIX вв. украинские возчики соли, рыбы и т. п., главным образом из Крыма. * … Энциклопедический словарь
Шевченко Тарас Григорьевич — Шевченко (Тарас Григорьевич) знаменитый украинский поэт. Родился 25 февраля 1814 г. в селе Соринцах Звенигородского уезда Киевской губернии в семье крепостного крестьянина помещика Энгельгардта. Через 2 года родители Ш. переселились в село… … Биографический словарь
Шевченко, Тарас Григорьевич — (Шевченко Грушевский) известный украинский поэт; родился 25 го февраля 1814 года, в селе Моринцах, Звенигородского уезда Киевской губернии, в крепостной крестьянской семье помещика Василия Энгельгардта. Семья Грушевских, которая стала именоваться … Большая биографическая энциклопедия
Чумаки малороссийские торговцы — так назывались малорусские торговцы или возчики, которые отправлялись на волах к Черному и Азовскому морям за солью и рыбой, развозили их по южным ярмаркам и занимались доставкой других товаров. До проведения железных дорог это был обширный… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Шевченко — (Тарас Григорьевич) знаменитый украинский поэт. Род. 25 февраля 1814 г. в селе Моринцы, Звенигородского уезда Киевской губернии, в семье крепостного крестьянина помещика Энгельгардта. Через 2 года родители Ш. переселились в село Кириловка, где Ш … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Чумаки, малороссийские торговцы — так назывались малорусские торговцы или возчики, которые отправлялись на волах к Черному и Азовскому морям за солью и рыбой, развозили их по южным ярмаркам и занимались доставкой других товаров. До проведения железных дорог это был обширный… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Чумаки
Чумаки — украинские торговцы или возчики, которые в XVI—XIX веках отправлялись на волах к Чёрному и Азовскому морям за солью и рыбой, развозили их по ярмаркам, а также занимались доставкой других товаров.
Чумаки играли важную роль в торговых отношениях Украины.
Содержание
Этимология
Деятельность
До проведения железных дорог это был обширный промысел, занимавший много людей. Кроме крупной торговли с турками, поляками, украинцами, новосербами, крымскими татарами, чумаки вели торговлю (обычно мелкую) и внутри Сечи, предметом которой были епанчи, седла, стрелы, луки, стремена, сабли, удила и т. д. Кроме Сечи, торговля производилась и в паланках (в селах на Кальмиусе, Буге, Днепре и др.).
Путешествия чумаков были весьма опасны, так как часто подвергались набегам со стороны гайдамаков и татар. Ввиду сопряженных с перевозкой товаров опасностей, чумаки редко отправлялись в путь в одиночку. Их часто сопровождали конвойные, которым чумаки платили особый «ралец». В случае набега гайдамаков или ногайцев, чумаки для защиты строили из возов так называемый табор. Всякая валка имела своего выборного атамана, избиравшегося из опытных чумаков: он указывал путь, определял дневных и ночных сторожей для скота, распоряжался временем езды и отдыха, разбирал ссоры между ватажанами и т. п. Кроме атамана, каждая валка имела еще кухаря, то есть кашевара, на возу которого находились съестные припасы, а также казан и таганы. Позднее, особенно в первой половине XIX века, чумачество приобрело более мирный характер.
Обычно чумаки нагружали на воз около 50 пудов (820 кг); соли клали до 60 и 65 пудов (1000 кг). В дорогу отправлялось несколько хозяев, по предварительному взаимному уговору. Общее число пар волов доходило тогда до 40. С хозяевами шли наймиты, по одному человеку на четыре-пять волов. Срок найма начинался Светлым Христовым Воскресением и кончался зимним Николаем, и за все это время наймит получал от хозяина рублей 8 или 10 серебром. В XIX веке чумацкая валка не выбирала уже ни атамана, ни кашевара; слушались того, кто уже ходил в дорогу и знал чумацкие тракты и обычаи. Пищу варили и волов в ночное время стерегли поочередно.
Роль чумаков
Чумаки представляли собой зачаток национального украинского купечества, основанный на началах чисто товарищеской ассоциации. Их можно назвать прототипом самого купечества на днепровском Низу, ибо первые чумаки были и торговцы, и промышленники, и воины. Чумацкая торговля была популярна и уважаема, так как была честна и сопряжена с опасностями для жизни. В Запорожье чумаки составляли между собой «артели», а как воины входили в состав низового товарищества, платили всю прибыль от промысла в войсковой скарб и возмещали свои убытки войсковой казной.
Чумаки. Кто это и чем они занимались
300 лет назад профессия чумака дарила престиж, богатство и освобождение от панщины. Но она была также смертельно опасной из-за разбойников и болезней. Выжить в безлюдной степи чумакам помогали строгие правила.
Работа чумака такая же давняя, как желание украинца посолить борщ. Извоз соли – давний промысел, но зарождение чумацтва ученые связывают с концом 15 века. Этому способствовал упадок Золотой Орды и Великие географические открытия.
Географические открытия снизили цены на прежде драгоценные и экзотические специи, а ослабление Орды сделало причерноморскую степь ничейной землей, Диким полем, а проходившие по ней соляные маршруты очень опасными. Крымское ханство приняло протекторат Османской империи, и торговое сообщение с христианским миром было приостановлено.
Когда крымский хан осознал, какой ущерб его казне наносят разбойники, он заключил договор с польским королем. Купцы из Киева, Луцка и других подвластных Польше украинских городов приглашались в Кафу, Хаджибей и Перекоп. Объем покупаемой соли не ограничивался, достаточно было заплатить пошлину. Обеспечивалась охрана — «татарская сторожа», а также компенсация убытков и обид, нанесенных местными грабителями. Это был 1540 год.
В то же время набирал силу достойный противник степных кочевников — Запорожская Сечь. Транспортное сообщение с Крымом становилось относительно безопасным.
ПРАВИЛО 1. СОБЛЮДАЙ ДИСЦИПЛИНУ
Ездить за товаром в одиночку было безумием, к тому же нерентабельно. Чумаки объединялись в караваны — валки. Скромный чумак владел 5 возами, зажиточный — 30—40, богач и потенциальный миллионер — 100. Пять возов составляли батову, 6 батовых — валку. Бывали валки по 100—150 возов, но оптимальный размер каравана — 40.
Связано это было с дефицитом воды в степи. Из одного колодца нельзя было напоить больше 80 волов. Впереди каждой батовой ехал ответственный за нее чумак, во главе всей валки — атаман. Атамана выбирали на ежегодном собрании. Он отвечал за маршрут, денежные вопросы и дисциплину.
Хотя и запорожцы, и татары предоставляли охрану, чумаки были вооружены. В повадках и в умении драться они были похожи на казаков. На ночевку, зимовку и при угрозе нападения выставляли возы кольцом, загоняя волов внутрь.
На досуге чумакам было запрещено играть в карты, чтобы не было соблазна проиграть чумачку, — так называли походное имущество: волов, возы, инструменты. Во время зимовки, когда было много свободного времени, чумаки пели песни, играли на сопилках, в шашки, украшали резьбой возы.
ПРАВИЛО 2. УВАЖАЙ ВОЛА
Во главу батовой всегда ставили самых проворных волов, чтобы те задавали темп остальным. И все равно воловья упряжка ехала катастрофически медленно, 2—3 километра в час. Каждый день чумаки старались преодолеть 30 километров. В зависимости от маршрута, за сезон успевали сделать 2—3 ходки. Например, путь из Харьковщины в Крым и назад занимал 9 недель, в Одессу — 13 недель, из Киевщины в Крым и обратно — 7 недель.
Волы — это кастрированные в юности быки. Смирный нрав, выносливость и неприхотливость — отличительные качества волов, объясняющиеся низким уровнем тестостерона. Они медленно росли, не становились высокими, но набирали большую мышечную массу. Благодаря ей, система упряжи для вола была намного проще и дешевле, чем для лошади.
Чумацкие волы стоили вдвое больше обычных хозяйских. Идеальное животное имело рога не менее 1 метра длиной, которые торчали в стороны и на кончиках загибались назад — такими сложно нанести повреждения. Для упряжки выбирали только серых волов. Исключением могли стать черные с белой звездочкой на лбу, — таким приписывали магические свойства, якобы они защищали остальных от болезней. Каждому давали имя: Розвага, Журавель, Козак, Чорноморец.
Чумаки считали, что лучшая профилактика болезней у волов — регулярное питание и чистота. У каждого чумака была деревянная гребенка. Животных ежедневно мыли, чесали, натирали соломой, стеклом чистили рога, иногда золотили — для красоты.
Каждую осень, до Покровы, чумаки уходили с волами на зимовку. Прокормить и разместить сотню волов в пределах села было невозможно (в день каждый съедал 25 килограммов сена). На юге находили пастбище с водопоем, покупали у помещиков гигантскую скирду сена и оставались зимовать.
Когда торговля стала сходить на нет, чумаки оставляли себе хотя бы пару волов, потому что «без вола двор унылый». Вол уступал коню в скорости в 20 раз, но даже выезжая в соседнее село по делам, профи предпочитали вола. Езду на коне считали неприличной: «Вроде я и не чумак». Некоторые на старости лет растили чумацких волов просто для души — учили командам, приучали к ярму и охране двора.
ПРАВИЛО 3. БУДЬ МУЖИКОМ
Чумацтво было исключительно мужским промыслом, и женщина на пути считалась дурным предзнаменованием — вол погибнет или чумак заболеет. Так что, завидев издалека караван, женщины скорее искали бурьяны погуще или перепрыгивали через плетень. Благосклонны чумаки были только к односельчанкам или женщинам из соседних сел — им давали по горсти перца или ладана. Добрососедские отношения брали верх над предрассудками.
Каждый чумак был способен смастерить воз и загрузить его. Воз с одной парой волов вмещал 1000—1500 килограммов соли. Когда валка добиралась в Крым, двое чумаков шли пасти волов, остальные становились в очередь за солью. Местные рабочие, с ног до головы одетые в кожу, ломали ее и складывали в огромные кучи, которые под воздействием влаги превращались в камень. Разбивать соль можно было только деревянными лопатами и молотами. Каждый чумак ломал, взвешивал и грузил по пять возов.
После покупки соли атаман распределял валки и отправлял заказчикам. В 18—19 веках «чумацкой столицей» был Староконстантинов на Хмельниччине, и многие чумаки везли соль из Крыма туда. Оттуда купцы доставляли ее заграницу. Часто везли в Крюков (это район современного Кременчуга), откуда русские доставляли соль на баржах по Днепру в Россию.
ПРАВИЛО 4. НЕ БОЛЕЙ
Человек со слабым здоровьем в чумаки не годился. В степи беспощадно жгло солнце, часто настигали пыльные вихри, ночевать приходилось под открытым небом. Чаще всего чумаки страдали от расстройства пищеварения — соняшныци. Лечили водкой с полынью и жаром — ставили на живот горячий котелок либо укладывали больного животом вниз на затушенное после обеда кострище.
Пострадавшему от пристрита (сглаза) за спиной брызгали холодной водой, давали стопку водки и укладывали спать, накрывая шкурой или кожухом. Вогники (нарывы) промывали водой, в которой погасили уголек. От порезов — спиртовая настойка на березовых почках или подорожник. При лихорадке пили спиртовую настойку на полевом хмеле, ели скорлупу освященных крашенок, обкуривали себя табаком, ладаном.
Чумаки возле корчмы. Неизвестный художник, 1840-е годы.
Считалось, что «лихорадки есть всякие: одни боятся молитвы, другие ладану, третьи водки». Каждый чумак держал в сапоге листок с молитвой, трубку и сопилку. Чумаки часто умирали в пути. В таком случае умершего везли до ближайшего села, где со священником хоронили и получали метрику о смерти. Если только причиной смерти была не чума. Умершего от чумы товарища как можно скорее отвозили в степь, где жгли старые сапоги и смолу — чтобы было как можно больше чада. Хоронили, умывались водкой, обкуривали себя табаком и быстро уезжали. Рога волов, принадлежащих покойнику, красили в черный цвет. Деньги, заработанные волами умершего, передавали вдове.Если чумаки возвращались из местности, где бушевала чума, их ставили на двухнедельный карантин. Чумаки очень его не любили — из-за материальных издержек. Но объезжать зараженные села порой было опасно — окольный путь мог идти через болото или реку без брода. Тогда гадали: клали в миску сухарь, кристалл соли, уголек и раскачивали над ней камень на нитке. Если качнется к соли — карантин к возвращению отменят, если к хлебу — обходи чумное село и все будет хорошо, если к угольку — хоть что делай, случится беда. Чтобы не заразиться чумой, чумаки обмазывали себя дегтем. «Выходили в дорогу в белом, а приходили в черном. И ничем его нельзя было отстирать кроме как коровьим маслом, а потом щелоком, золой и будет белое».
ПРАВИЛО 5. НЕ СКУПИСЬ
Возвращение чумаков — радостная новость для всего села и повод для массового застолья. Прибытие всего каравана могло растянуться на пару дней, празднование — на неделю. Каждый в селе получал гостинцы: по горсти соли, перца, гвоздики, изюма, немного рыбы. За это чумаков любили — дома они редко вели деньгам счет и давали без процента в долг. На зимние праздники у ворот зажиточного чумака выстраивалась очередь, и каждого посыпальника хозяин осыпал монетами. На Варварин день (17 декабря), Савин День (18 декабря), день Николая (19 декабря) и в конце Рождественского поста каждая чумацкая хата справляла обеды для всего села.
Ян Левицкий, «Чумак из Умани», примерно 1841 год.
Домой чумаки всегда брали несколько пудов соли и специй для розничной продажи, которой занимались их жены. Семьи перевозчиков редко занимались сельским хозяйством, жили на порядок лучше соседей и никогда не знали недостатка в деньгах. При первой возможности они откупались от панщины. Часто молодые крепостные сбегали от помещиков к чумакам в другое село и становились паровичниками — арендаторами воза с парой волов. Чумаки не любили наемных рабочих, считали халтурщиками, а паровичники относились к волам и грузу ответственно. За несколько лет паровичник зарабатывал на собственных волов, откупался от помещика и становился чумаком.
ПРАВИЛО 6. КАЛЕЧЬ ВОРА
Перед началом пути все чумаки сдавали деньги атаману, он складывал их в один воз. Впрочем, грабители могли позариться и на товар, и на скот. Если чумаки ловили вора, в лучшем случае он становился калекой. Самосуд был крайне жесток. Например, вора раздевали, обвязывали шнурком большие пальцы ноги и привязывали как можно ближе к голени. После били палками по ступням до перелома и оставляли в степи. Или дробили ноги в мясо с помощью груженого воза – поднимали заднюю ось, клали ногу под колесо и резко опускали.
Если чумаки были не в духе, грабителя кормили пересоленной кашей или соленой рыбой, после заставляли пить много воды. Сопротивление наказывалось кнутом. Затем брали нитку, пропитанную смолой, и обвязывали ее вокруг пениса снизу до верху. Связывали руки за спиной и отпускали. В скором времени вор испытывал непреодолимое желание справить малую нужду, но не мог. Обычно заканчивалось все отеком пениса, некрозом тканей, разрывом мочевого пузыря. Человек медленно умирал от боли или становился добычей волков.
ЗАКАТ ЭПОХИ
Валка возов в воловьих упряжках. Село Шевченково Черкасской обл. XIX век.К началу 19 века чумацтво стало основным видом грузового транспорта. К тому времени Крым вошел в состав Российской империи, в Европе отгремели наполеоновские войны и вырос спрос на украинский хлеб. Десятки тысяч возов везли в порты Одессы, Николаева, Херсона, Мариуполя зерно. На экспорт шли также шерсть, льняное масло, лес. Во время Крымской войны 1853—1856 годов чумаки везли в Крым грузы для российской армии. Закат чумацкого промысла начался в конце 19 века — с появлением железных дорог. Многие из них были проложены по старым чумацким путям.
Кто такие чумаки и почему их ремесло было рискованным: Прародители малоросийского купечества
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Откуда пришли первые чумацкие обозы
Странствующие купцы и воины упоминаются киевским князем Мстиславом еще в летописях 1170 года. В своих обращениях он призывал их защищать пути от Киева до моря. Путешественник Рубриквис в 1352-м свидетельствовал в своих записках о русичах, прибывавших на запряженных волами телегах, полных куниц, соболей и других мехов. Основным доходом для крымских татар была соль. Именно с соли чумачество и зарождалось, поскольку эта ценнейшая по тем временам пищевая добавка-консервант почиталась в любой семье. В центральной Украине солевые залежи еще не были открыты, поэтому чумаки и ездили за добытым из соленых озер продуктом к Азовскому и Черному побережьям.
Версии о происхождении названия
Мнения филологов по поводу происхождения слова «чумаки» на сегодняшний день разнятся. По одной научной версии слово происходит от «чум» в значении «ковш», при помощи которого путники во время долгого пути пили дефицитную воду. Другие источники видят связь с татарским словом «чумак», что переводится как «извозчик». Третья группа языковедов утверждает, что чумаков прозвали по названию болезни – чумы. В период чумной лихорадки в Европе украинские торговцы привозили из рейдов заразу, которая разгуливалась по Запорожской Сечи и всей Украине.
Чумацкий кодекс чести
Чумацкий обоз состоял из нескольких сотен телег и даже единиц военно-оборонительной техники. Каждый чумак вооружался копьем, ружьем, имел запас пуль с порохом. Обозом руководили атаман и замещающий его есаул, отвечавший за снабжение, организацию маршрута и оборону. В ходе особо опасных переездов телеги сцеплялись между собой цепями, формируя целые фортификационные сооружения. В одном обозе могли ходить сразу несколько торговых объединений – купеческих ассоциаций. Купцы оставались устойчивым странствующим классом веками.
В конце 19 века об устройстве общества чумаков писал историк И. Рудченко. По его свидетельствам чумаки жили по укоренившимся традициям, имели свои вековые обычаи. Свод жизненных правил назывался законом. По закону чумак покидал дом, выбирал тот или иной «шлях», по закону пас в пути волов. И нарушение строгих правил не приветствовалось старшими чумаками. Наполовину оседлое, наполовину кочевое существование чумака накладывало отпечаток на весь жизненный устрой, внешность и повадки. Очевидцы описывали чумаков, как замкнутых, молчаливых мужчин с подозрительным взглядом исподлобья и недоверчивым отношением к окружающим. При этом в привычном кругу это были компанейские люди, умевшие иронично подшутить друг над другом.
Для чумака, проводившего львиную долю жизни в пути с собратьями, большую роль играли узы товарищества. Священным долгом считалась взаимовыручка, а измену своим называли самым позорным проступком. Чумак, поступивший против совести и навредивший своим действием товарищу, обрекался на общественное игнорирование. Путь в новый обоз ему был заказан, потому как принимать чумака после преступления никто не хотел. Похороны умершего или погибшего чумака происходили с особыми почестями и музыкальным сопровождением, как у военных.
Поверья и приметы
На базе векового опыта у чумаков выработался целый свод профессиональных примет и поверий. Встреча в пути с представительницами женской половины, по убеждению странствующих торговцев, не сулила ничего приятного. Зная о существовании такого суеверия, женщины по возможности обходили чумацкие пути стороной, а случайно завидев на горизонте обоз, прятались. Проезжая по сельским населенным пунктам, чумаки старались угостить вкусностями и всяческими гостинцами детей. Бедным семьям, в которых не было представителей чумацких объединений, бесплатно вручались соль и рыба. Чумаки, люди в большинстве своем грамотные, традиционно читали в пути, играли в изготовленные из деревянных палочек шахматы, раскрашивали узорами телеги, пересказывали народные сказки. Своим близким торговцы привозили из поездок личные подарки. Женщины получали отрезы ткани для головных уборов и одежды. Мужчинам полагались в дар пояса с брюками. Для дома и на продажу привозились ладан, гвоздика, изюм, перец.
Состоятельные чумаки-предприниматели со временем обзаводились десятками телег и крупными воловьими стадами. Одним из таких был купец Харитоненко, на чумацкий капитал купивший нескольких сахарных фабрик в Харьковской губернии и прослывший известным филантропом. Со временем весь чумацкий класс трансформировался в малороссийское купечество.
Ну а вообще купцы очень много делали для страны. Некоторые даже создавали новые направления в искусстве.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: