Чумной столб что это
Чумные колонны в Европе: лепнина и камень против чумы и войны
Путешествуя по Европе, во многих городах можно заметить необычные столбы или колонны, которые располагаются чаще всего в центре крупнейшей городской площади. Выполнены такие нестандартные памятники из камня или гипса и богато украшены лепным декором чаще всего в стиле барокко. На вершине высоких столбов почти всегда устанавливается статуя Девы Марии, благодаря чему эти колонны часто называют Марианскими. Однако в народе более распространено другое, более устрашающее название – чумные столбы.
Чума – страшная болезнь, которая сейчас практически неизвестна, буквально выкосила средневековую Европу. По разным данным, во времена буйства пандемии чумы в Европейских странах погибло от 25 до 45 миллионов человек. Считается, что болезнь была завезена на европейский континент генуэзскими моряками и не обошла ни одну страну старой Европы. В те времена от чумы люди вымирали целыми семьями, а иногда и поселениями. Именно для того, чтобы почтить память погибших и поблагодарить Бога за исцеление и возрождение после эпидемии, возводились чумные столбы, украшенные лепниной.
Марианские колонны — это в первую очередь религиозные памятники, построенные в знак благодарения за окончание эпидемии чумы, массового мора, войны или за какую-то другую помощь. Основная цель возведения колонн практически всегда заключалась в том, чтобы прославлять церковь и веру, хотя мотив чумы нередко играл ведущую роль в их создании. В целом возведение религиозных памятников в виде колонны, увенчанной фигурой или христианским символом, было жестом всеобщей веры, которая процветала в католических странах Европы, особенно в XVII и XVIII веках. В связи с тем, что колонны декорировали и оформляли в стиле барокко, такие столбы стали одной из наиболее заметных черт барочной архитектуры.
Символизм чумных колонн
Наиболее распространенные колонны, посвященные Деве Марии, которая считается защитницей и покровительницей страждущих. Но и другие святые также нередко изображаются на чумных колоннах в Европейских городах. Типичным пример — Святой Рох, который, согласно легенде, заболел, помогая больным во время эпидемии чумы, и исцелился благодаря силе своей веры. Святой Севастьян, мученик, чья статуя также часто украшает эти столбы, изначально был покровителем лучников. В Средние века Себастьян в религии и мифологии занял место чудовищного лучника Аполлона, так как люди иногда метафорически сравнивали случайную природу чумы со случайными выстрелами лучников, и поэтому он тоже стал ассоциироваться с чумой.
Еще одна символическая фигура, часто украшающая чумные колонны — святая Варвара, покровитель умирающих. Нередко столбы украшают статуи святого Франциска Ксавье, который, согласно легенде, воскрешал людей из мертвых, и святого Чарльз Борромео, известного своей работой среди больных и умирающих.
Фото: источник
История возведения чумных колонн в Европе
В Римской Империи было принято воздвигать статую Императора на вершине колонны. Последней такой колонной была колонна Фока, построенная на Римском Форуме в 608 году. Христианская традиция возведения чумных колонн, увенчанной статуей Девы Марии, датируется, по крайней мере X веком, но она получила особенное распространение в период контрреформации после Совета Трента (1545-1563).
Чумной столб на площади Пьяцца Санта-Мария-Маджоре в Риме был одним из первых. Сама колонна была древней — она поддерживала хранилище так называемой Базилики Константина в Риме, разрушенной землетрясением в IX веке. К XVII веку сохранилась только одна колонна, которая в 1614 году была доставлена на площадь Санта-Мария-Маджоре и увенчана бронзовой статуей Девы Марии с ребенком. В течение десятилетий этот столб служил образцом при возведении многих чумных колонн в Италии и других европейских странах.
Первая колонна этого типа была возведена в Мюнхене в 1638 году, чтобы отпраздновать сразу два события — сохранение города после изгнания вторгшейся шведской армии и окончание страшной эпидемии чумы. Дева Мария стоит на вершине Мюнхенской колонны на полумесяце, как Королева Небес. Это вдохновило, архитекторов и скульпторов, работающих над созданием чумных колонн в Праге и Вене. В странах, которые раньше принадлежали к Габсбургской монархии (особенно в Чешской Республике, Австрии, Словакии и Венгрии), совершенно невозможно найти старую городскую площадь без такой колонны, обычно расположенной на самом видном месте.
Фото: источник
Пражская колонна была построена на Староместской площади (Staroměstské náměstí) вскоре после окончания Тридцатилетней войны в благодарение Деве Марии Непорочной за помощь в борьбе со шведами. В полдень тень столба указала на так называемый Пражский Меридиан, который использовался для сверки точного солнечного времени. Многие чехи связали размещение и возведение этой чумной колонны с гегемонией Габсбургов в своей стране, и после объявления независимости Чехословакии в 1918 году разгневанная толпа людей повалила этот старый памятник и уничтожила его в порыве революционного пыла.
Наиболее знаменитой чумной колонной, которая вдохновляла создание большинства чумных столбов в Европе, стала колонна Пест Сауле или Дрейфалтигкеитсэуле («Чума или колонна Святой Троицы») в Вене, построенная после окончания эпидемии чумы 1679 года. В этом памятнике колонна полностью утопает в уникальных статуях страждущих, святых мучеников и ангелов.
Эпоха этих религиозных структур завершилась выдающейся колонной Святой Троицы на Верхней площади (Horní náměstí) в чешском Оломоуце. Этот памятник, построенный вскоре после чумы, поразившей Моравию (ныне Чехию) между 1714 и 1716 годами, стал исключительным из-за его монументальности, богатства лепных украшений и необычного сочетания скульптурного материала (камень и позолоченная медь). Эта колонна единственная, которая была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в качестве «одного из самых исключительных примеров апогея художественного выражения европейского барокко».
Какие тайны хранят чумные колонны Европы — памятники барочной архитектуры с мрачным смыслом
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Вершину этих колонн венчают обычно статуи святых, чаще всего Девы Марии, отсюда и название «марианские». Колонны были декорированы в стиле барокко, поэтому сейчас они являются одной из наиболее заметных черт барочной архитектуры.
В те страшные времена, когда население подвергалось массовому истреблению волнообразными вспышками смертоносных болезней, люди отчаянно нуждались не только в исцелении, но хотя бы в передышке от страданий. В такое время люди вспоминали о Боге и возносили жаркие молитвы. Когда эпидемия отступала, города побогаче возводили большие церкви, такие как Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции. Другие строили «колонны победы», или столбы. Самым известным из подобных сооружений является Чумная колонна, или Pestsäule, в городе Вена, Австрия.
Расположенная на реке Дунай, Вена была главным торговым перекрёстком между востоком и западом. Город постоянно наполняли приезжие и как следствие привозили болезни. С 14-го века жители Вены подвергались эпизодическим вспышкам чумы. Как у любого крупного торгового города, в Вене была масса складов. На складах, естественно, иногда подолгу хранили разнообразный товар, в том числе и зерно. Там были просто несметные полчища ещё одних переносчиков чумы — крыс.
Санитария Вены в то время, мягко говоря, оставляла желать лучшего. В городе отсутствовала система дренажа и отвода канализации. Граждане выбрасывали все свои отходы в реку или попросту на улицу, где они превращались в огромные зловонные кучи мусора.
Справедливости ради следует отметить, что условия жизни во всей средневековой Европе были ужасно антисанитарными, что является одной из причин, по которым население часто косила чума. В 1679 году эта болезнь дошла и в Вену, добравшись даже до императорской резиденции Габсбургов. Как и многие эпидемии, эта болезнь не стала исключением, в первую очередь она поразила нищие кварталы, но вскоре распространилась на более зажиточное население.
Масштабы эпидемии были столь устрашающими, что император Габсбург Леопольд I бежал из города. Придворные монарха и его свита не были полностью невосприимчивы к этой болезни. По меньшей мере, 76 000 человек умерли от чумы в Вене, что являлось двумя третями всего населения города в то время.
Трупы свозили на городские окраины, в большие ямы и там сжигали. Желающих заниматься подобным занятием было не найти. Люди очень сильно боялись заразиться ужасной хворью. Власти были вынуждены привлечь к этой работе заключённых, осуждённых пожизненно. Катастрофически не хватало врачей и целителей. Доходило до того, что докторов принудительно доставляли в больницы и не выпускали оттуда.
Когда эпидемия наконец отступила, городские власти пообещали установить Чумную колонну, посвящённую Святой Троице. В том же году была открыта деревянная колонна, на которой была изображена Святая Троица на коринфской колонне вместе с девятью скульптурными ангелами. Заменена она была каменной колонной в 1687 году.
Подобные сооружения были обычным делом во многих австрийских городах и посёлках в течение второй половины 17-го века. Колонны обычно возводились из дерева во время чумы и использовались в качестве мест, куда люди стекались на общую молитву. Если болезнь отступала, то дерево заменяли полноценной каменной скульптурой. Посвящались они обычно Троице или Деве Марии.
Другие европейские города также построили свои собственные Чумные колонны. В Кошице, Словакия, есть одна, посвящённая окончанию чумы. Такой же столб есть в Кутной Горе, Чехия. Они были построены практически одновременно. Была ещё подобная колонна в Праге. Возвели её в 1650 году, но в 1918 она была снесена, так как считалась символом ненавистных Габсбургов.
Завершилась эпоха этих религиозных сооружений самой впечатляющей колонной Святой Троицы в Оломоуце, Чехия. Этот памятник настолько монументален и богато украшен, что его внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в качестве «одного из самых исключительных примеров апогея художественного выражения европейского барокко».
Эти прекрасные памятники средневековой архитектуры поражают нас своей красотой. При этом о настоящем смысле этих сооружений задумываться не хочется совершенно. Прочтите нашу статью о человеке, который внёс огромный вклад в борьбу с этой страшной болезнью как простой аптекарь стал великим пророком и другие малоизвестные факты из жизни Нострадамуса.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Чумные колонны: как веками праздновали победы над эпидемиями и возводили памятники
Победы над врагом всегда отмечали широко, и речь не только о победе в войне, но и в битве с таким врагом, как болезнь. Когда-то эпидемии были смертоносны и могли опустошать города. Конечно, в такие времена крепла вера в Бога, люди обращались к небесам с просьбами об исцелении. Но возносили не только молитвы, также строили храмы, посвященные победе над эпидемией. Например, собор Санта-Мария делла Салюте на берегу Гранд-канала в Венеции был построен после того, как город избавился от чумы в 1631 году. Это была своеобразная память тем, кто погиб, и благодарность Богу от тех, кто выжил.
В городах поменьше также пытались увековечить подобные события и воздвигали различные сооружения. Их называли колоннами победы, но запомнились они больше как чумные столбы. Их посвящали Деве Марии или Троице. Самая известная из них находится в Вене.
Вена в Средневековье была крупным торговым городом. Купцы прибывали в сегодняшнюю австрийскую столицу по Дунаю. Поэтому часть города занимали склады, где хранились одежда, продукты питания, зерно. Конечно, здесь водились крысы.
Европа тех времен в принципе не отличалась чистотой, именно поэтому в европейских городах часто возникали эпидемии. Вена не исключение: в городе не было дренажных каналов и канализации, так что все отходы выбрасывали либо в реку, либо прямо на улицу. Вокруг были горы мусора, от которых исходил неприятный запах. Конечно, это был настоящий рассадник для грызунов.
В 1679 году в Вене вспыхнула эпидемия чумы. Как обычно бывает, она началась в бедных районах, а потом добралась и до знати. Не пощадила она и австрийский престол: Леопольд I из династии Габсбургов вынужден был покинуть город. Он выжил, однако часть его свиты все же «прибрала к себе эпидемия.
Когда болезнь угасла, монарх распорядился воздвигнуть в честь этого чумной столб — Pestsäule. Колонна посвящена Троице, у ее подножия запечатлен император Леопольд I, стоящий на коленях в молитве. И она далеко не единственная: в австрийских городках и поселках часто воздвигали чумные колонны, строили их и в других европейских городах, приглашая для работы выдающихся скульпторов.
Чумной столб
Чумной столб (Марианский столб) — распространённый в странах Центральной Европы тип религиозного памятника: стоящая посередине городской площади колонна, как правило, в стиле барокко, на которую водружена статуя Девы Марии.
Поскольку подобные колонны воздвигались, как правило, в знак благодарности за прекращение мора или победу в войне, колонну со статуей Богоматери зачастую окружают фигуры подобающих случаю святых — св. Роха (во время исцеления немощных заразившегося чумой), св. Варвары (небесной покровительницы умирающих), св. Франциска Ксаверия, св. Карла Борромея и св. Себастьяна
Наиболее грандиозным образцом чумного столба является колонна Пресвятой Троицы на Горней площади в Оломоуце. Возведение 35-метровой колонны продолжалось с 1716 (год окончания чумной эпидемии в Моравии) до 1754 г. Памятник настолько велик, что в его основании поместилась часовня. В 2000 г. чумной столб в Оломоуце внесён в число памятников Всемирного наследия как одно из самых выразительных произведений среднеевропейского барокко.
В 1693 г. появилась чумная колонна и в Вене — она была посвящена не Деве Марии, а Троице. Со стороны столб почти не видно — он тонет в мраморных облаках, фигурах святых, ангелов и путти.
Градец Кралове, Чехия
Качество с разных мыльниц. Фото мои. Памятники, на которые никто не обращает внимания в Европе.
В городе Беране Черногория был открыт памятник советскому маршалу Георгию Жукову
Туфли на набережной Дуная
Один из самых необычных памятников, даже немного жутких. Вот такие вот туфли стоят на берегу Дуная в память о расстреле евреев в конце Второй Мировой войны. Евреев связывали цепями по 30-40 человек, заставляли снимать ботинки, а потом убивали одного для экономии пуль и отправляли всех в воду напрямую к смерти.
Памятник канарскому ножу
С Днем рождения, Алёша!
Всего в Европе около четырех тысяч воинских мемориалов, в которых захоронены более двух с половиной миллионов солдат и офицеров Красной Армии, погибших в боях в годы Второй мировой войны.
Памятники установлены во многих странах Центральной и Восточной Европы.
В некоторых государствах – бывших сателлитах Советского Союза по восточному блоку – после крушения СССР обсуждался вопрос о переносе этих мемориалов.
В большинстве центрально-европейских столиц памятники советским солдатам стоят на кладбищах, где захоронены воины, но в некоторых городах, например, в Будапеште или в Вене, они установлены на городских площадях.
В Болгарии, в городе Пловдиве на холме Бунарджик («Холм Освободителей»), 5 ноября 1957 года был установлен памятник Воину-освободителю. Болгары называют его «Алешей».
Несмотря на то, что памятник был поставлен в честь неизвестного солдата, он получил имя. Во-первых, в годы строительства памятника была популярна песня «Стоит под горою Алеша. », а во-вторых, это реальный человек, он служил в знаменитом лыжном батальоне сибиряков, сражавшемся в Пловдиве. Памятник имеет высоту 17 метров, его можно увидеть практически из любой точки города.
Были требования снести памятник в 1989 году, их быстро погасила официальная власть. Потом в 1996 году городской парламент столицы Софии принял решение снести памятник, однако это решение было обжаловано в судах высших инстанций,и, в конце концов, верховный суд Болгарии постановил, что монумент «Алеша» – это памятник Второй мировой войны, сносу он не подлежит.
Чумная колонна
Чумная колонна (Колонна Святой Троице) или Чумной столб в Вене является религиозным памятником, напоминающем об эпидемиях чумы в Европе в XVII веке. Построенный после эпидемии Великой бубонной чумы 1679-го года, этот мемориал в стиле барокко, возвышающийся в центре городской площади, является одним из самых известных и выдающихся скульптурных произведений в городе. Его называют одним из самых амбициозных и инновационных скульптурных ансамблей, созданных где-либо в Европе.
Венская колонна, в отличии от многих других подобных архитектурных памятников, чествующих Деву Марию, посвящена Святой Троице и Девяти хорам ангелов. Она выполнена в виде 18-метровой пирамиды мраморных облаков на треугольном постаменте с фигурами ангелов и святых, вершина которой увенчана скульптурой Троицы.
Адрес Чумной колонны в Вене
Венская знаменитая достопримечательность — Чумная колонна — находится на пешеходной улице Грабен (Graben), в самом центре города Вена.
На этом же бульваре находится большое количество исторических зданий XVII и XVIII веков: Собор Святого Стефана (Штефансдом), Церковь Святого Петра в Вене, а также лучшие традиционные венские магазины, которые были известны уже в древние времена как «придворные поставщики» императора: фарфоровая мануфактура Augarten, ювелирное производство Heldwein и бутик Wellendorff Am Graben, парфюмерный магазин Nägele&Strubell, часовой бутик Hübner, магазины одежды и аксессуаров Montblanc, Stefanel и Hermès. Во многих помещениях бывших мануфактур до сих пор сохранен элегантный исторический интерьер.
Между магазинами уютно располагаются кофейни и рестораны, в особенности на прилегающих боковых улицах: кофейня Hawelka, известная как венское заведение с 1939 года, где иногда можно встретить выдающихся художников в необычной атмосфере, кафе Юлиуса Майнла с видом на бульвар, полюбившееся гурманам из-за богатого разнообразия изысканной австрийской и интернациональной кухни, в подвале которого находится хорошо укомплектованный винный погреб с баром, а также многие другие туристические места.
История Чумной колонны в Вене
Что могли сделать люди в европейских городах в XVII веке, когда чума распространялась по всей Европе, в отсутствие антибиотиков? Только возводить статуи и верить в провидение на случай, если им понадобится божественная помощь, когда любой следующий гость может принести с собой бактерию, погубившую сотни тысяч человек. Именно поэтому в 1693 году в центре Вены была построена Чумная колонна, так подробно украшенная барельефами, что из-за них даже с трудом можно разглядеть сам столб.
В 1679 году Вену посетила одна из последних крупных эпидемий чумы. Спасая город, император Леопольд I поклялся установить колонну милосердия, если эпидемия закончится. В том же году, прямо во время ещё бушевавшей в городе эпидемии чумы, была открыта временная деревянная статуя, сделанная Иоганном Фрювиртом, на которой была изображена Святая Троица на коринфской колонне вместе с девятью скульптурами ангелов. В 1683 году Матиасу Раухмиллеру было поручено создать общий дизайн, а также несколько скульптур, для новой Чумной колонны. Раухмиллер умер в 1686 году, но его основную концепцию и три его фигуры ангела все еще можно увидеть на современном памятнике.
За этим последовало несколько новых проектов, в том числе Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах разработал скульптуры у основания колонны. Наконец, проектирование было поручено Полу Штруделю, который основывал свою работу на концепции инженера Людовика Бурначини. Ниже фигуры Троицы Бурначини представлял облачную пирамиду с фигурами ангелов, а также стоящего на коленях императора Леопольда, молящегося скульптуре. Также в создании колонны участвовали скульпторы Тобиас Кракер и Иоганн Бендель.
Готовая колонна была официально открыта в 1694 году. Несмотря на длительный период строительства, частые изменения дизайна и большое количество скульпторов, памятник выглядит довольно однородным. В течение периода проектирования внешний вид столба изменился от консервативной мемориальной колонны до стиля высокого барокко, повествующего историю чумы в театральной форме. Памятник относится к переходному периоду эпохи барокко в Вене.
Скульптура
Во внешнем виде Чумной колонны в Вене важную роль играет число «три» или кратные ему числа, так как памятник посвящен Святой Троице. В дизайне колонны можно увидеть три вертикальных этажа: сначала человек, затем ангелы, а выше — сама Святая Троица. Также на барельефах можно заметить скульптуры с тремя крыльями, девять больших ангелов, три бронзовых свитка и многое другое.
Колонна имеет сложную иконографию, основная идея которой заключается в том, что чума и Османская осада Вены в 1683 году, были своеобразными наказаниями за грехи, которые были побеждены благочестием и ходатайством императора Леопольда I. Столб, таким образом, представляет собой победный памятник этому императору.
Чумную колонну можно условно разделить на три связанных элемента.
Нижний этаж (пьедестал)
Фундамент памятника включает в себя несколько статуй и двенадцать мраморных барельефов и надписей. Каждое крыло трехстороннего постамента в форме пирамиды посвящено одному из трех божественных личностей: Богу-Отцу, Христу-Искупителю и Святому Духу. На каждой из сторон пьедестала спереди изображен герб и ангел.
Латинская молитва написана позолоченными буквами на затемненных листах меди и разделена на три предложения, расположенные в центральных частях между тремя сторонами пирамиды. Леопольд I читает эту молитву, текст которой был написан им собственноручно. Ниже Императора находится сцена, где Вера изгоняет чуму, представленную как слегка сумасшедший персонаж с безумными волосами и сухой грудью.
Средний этаж (облачная пирамида с хором девяти ангелов)
Центральная часть Чумного столба представлена в виде обелиска с облаками, на которых находятся девять больших ангелов, некоторые из которых сидят, некоторые стоят на облаках и держат в своих руках следующие атрибуты: трубу, книгу, лютню, копье, меч и щит, дубинку, факел, герцогскую корону, императорскую корону и скипетр.
Верхний этаж (Триумфальная Троица)
Позолоченная медная скульптурная группа изображает Бога-отца как старика, делающего благословляющий жест правой рукой и кладущего левую руку на шар, Сына с крестом и Святым Духом, сидящими на облаке в окружении херувимов и ангелов.
Чумная колонна в Вене на google-панорамах
Как добраться до Чумной колонны
Практически каждый турист во время своей прогулки по Вене так или иначе оказывается в центре города на пешеходной улице Грабен (Graben). Чумная колонна находится примерно посередине этой улицы, поэтому пройти мимо нее будет очень сложно.
Ближайшая к памятнику станция метро Вены называется «Stephansplatz». Она расположена на линиях U1 и U3.
Автобусная остановка под названием «Graben/Petersplatz» также находится в непосредственной близости от достопримечательности. Здесь проходят автобусные маршруты № 1A и 2A.
Также можно доехать до Чумной колонны в Вене на такси: в городе функционирует сервис заказа такси Uber, но можно воспользоваться и услугами местных перевозчиков — 3M Taxi, Taxi 40100, Taxi radio center, GmbH CC Taxi Center, Taxi 31300, Taxi-in-wien (русскоязычная служба такси в Вене), CoolCab Flughafentaxi Wien, Vienna Callas Taxi, Fixpreis taxi, Willtaxi, Taxi Royal, Wien Jupiter, Total taxi, Taxi 8130100 и многими другими.
Видео про Венский чумной столб