д трезини что сделал
Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга
Доменико Трезини — наиболее выдающийся зодчий времен Петра I, построивший множество зданий, любимых и петербуржцами, и иностранцами, да и вообще — ценителями красивой архитектуры. Приглашаем вас на прогулку вдоль великолепных сооружений мастера
Швейцарец Доменико получил образование в Италии, а в Россию работать прибыл из Дании. Причем без каких-либо рекомендательных писем, как было принято в то время. За достаточно короткий срок, благодаря своему упорству и профессиональным качествам, Трезини завоевал авторитет, став у истоков петровского барокко. Сегодня здания, построенные швейцарцем, являются архитектурными жемчужинами Северной столицы.
Петропавловская крепость
В 1704 году, когда Трезини прибыл в город, Петербург был совершенно не таким, каким его знали после. Болота, вода и минимум построек — зрелище достаточно грустное. На фоне этого Петропавловская крепость выглядела вполне внушительным зданием, только из дерева и глины. Однако император не хотел, чтоб крепость таковой оставалась. Именно Доменико было поручено перестроить ее из земляной в каменную, что зодчий и осуществил в течение четырех лет. Собор стал одним из наиболее значимых творений Трезини, там были похоронены все императоры, кроме Александра III (похороненного в Москве) и Ивана VI, место упокоения которого неизвестно до сих пор.
Доменико Трезини: 7 зданий легендарного архитектора Петербурга
Доменико Трезини — наиболее выдающийся зодчий времен Петра I, построивший множество зданий, любимых и петербуржцами, и иностранцами, да и вообще — ценителями красивой архитектуры. Портал «ЗаграNица» приглашает вас на прогулку вдоль великолепных сооружений мастера
Швейцарец Доменико получил образование в Италии, а в Россию работать прибыл из Дании. Причем без каких-либо рекомендательных писем, как было принято в то время. За достаточно короткий срок, благодаря своему упорству и профессиональным качествам, Трезини завоевал авторитет, став у истоков петровского барокко. Сегодня здания, построенные швейцарцем, являются архитектурными жемчужинами Северной столицы.
Петропавловская крепость
В 1704 году, когда Трезини прибыл в город, Петербург был совершенно не таким, каким его знали после. Болота, вода и минимум построек — зрелище достаточно грустное. На фоне этого Петропавловская крепость выглядела вполне внушительным зданием, только из дерева и глины. Однако император не хотел, чтоб крепость таковой оставалась. Именно Доменико было поручено перестроить ее из земляной в каменную, что зодчий и осуществил в течение четырех лет. Собор стал одним из наиболее значимых творений Трезини, там были похоронены все императоры, кроме Ивана VI, место упокоения которого неизвестно до сих пор.
Наиболее примечательной частью собора является колокольня, устремленная вверх и увенчанная высоким шпилем. На то время именно она являлась доминантой в ансамбле строящегося города и длительное время была самой высокой точкой на берегах Невы — до самого 2012 года.
Адрес: Петропавловская крепость, Соборная пл., 1.
Здание Двенадцати коллегий
В 1733 году Трезини построил еще одно легендарное здание, назначение которого — государственная служба. В здании Двенадцати коллегий, все части которого оформлены как отдельный дом, в течение ста лет работали коллежские чиновники.
По одной из легенд, при императоре Павле I чиновников, которые не успевали выполнить дневной план работ, отказывались перевозить на другой берег Невы, поэтому им приходилось ночевать прямо на работе (вот бы и сейчас так!). После замены коллегий на министерства здание передали Педагогическому институту. С 1835 года и по сегодня в нем работает Санкт-Петербургский государственный университет.
Адрес: Университетская набережная, 7/9.
Летний дворец Петра I
Еще одно здание легендарного архитектора, над которым он трудился 4 года (с 1710-го по 1714-й), сохранившееся до сегодняшних дней. Летняя резиденция Петра достаточно скромная как для тех времен и состоит из 14 комнат и двух кухонь.
Фото: rutravel.net
Барельефы, которыми украшен фасад, выполнены не Трезини, а его коллегой — немецким архитектором Шлютером, который в глине воплотил события Северной войны. Сегодня дворец принадлежит Русскому музею.
Адрес: Набережная Кутузова, 2, Летний сад.
Зимний дворец Екатерины II
Дворцы руководителей были слабостью талантливого и трудолюбивого швейцарца. Еще одно его творение — зимний дворец Екатерины — считалось утраченным, поскольку именно на этом месте другой архитектор, Джакомо Кваренги, построил Эрмитажный театр. Но в конце прошлого века археологи во время раскопок нашли несколько сохранившихся помещений Трезини. В их числе 12 комнат, в которых предположительно располагались покои Екатерины.
Фото: shutterstock.com
Адрес: Дворцовая набережная, 32, здание Эрмитажного театра.
Дом Трезини
Дом самого архитектора был задуман как показательный проект. Наряду с его эстетической составляющей в стиле петровского барокко, здание должно было стать и воплощением комфорта жизни, поскольку здесь он не только обитал, но и давал первые уроки архитектуры будущим зодчим.
Сооружение возводили в размеренном темпе: в 1723 году был заложен фундамент, а закончили дом только в конце 20-х годов.
С течением времени дом архитектора несколько раз перестраивался, а в 2005-м провели его масштабную реконструкцию. С 2013 года в здании располагается пятизвездочный отель «Дворец Трезини», предлагающий гостям размещение в 21 номере класса люкс. Каждый номер отеля — это эксклюзивный дизайн, антикварная мебель, мрамор и роскошь эпохи Петра I.
Шикарная обстановка всех апартаментов была произведена по уникальным дизайн-проектам итальянских художников, а многие из деталей интерьера кропотливо создавались вручную. Помимо этого, каждый номер пятизвездочного отеля эксклюзивен, поэтому гости могут выбрать апартаменты по своему вкусу и предпочтениям.
В отеле работает ресторан, названный именем жены известного архитектора — «Мария Карлотта», который предлагает гостям изысканные блюда европейской и русской кухни, а в баре посетители могут выбрать эксклюзивные напитки из обширной коктейльной карты и вина. Обслуживание номеров круглосуточное. В котором бы часу вы ни вернулись с прогулки по прекрасному Петербургу — ужин в номер заказать не будет проблемой.
Отель «Дворец Трезини» — отличный выбор для проживания гостей, которые ценят пятизвездочную роскошь в сочетании с близостью культурных памятников Северной столицы. Теперь у вас есть возможность жить в исторически ценном здании в самом сердце Петербурга!
Адрес: Университетская набережная, 21.
Александро-Невская лавра
Первый и самый крупный монастырь на территории Северной столицы — тоже дело рук Трезини. Учитывая пограничное положение будущей святыни, Доменико спроектировал и ее возможную фортификацию: монастырь мог легко превратиться в крепость. Между Невой и Черной речкой были разбиты сад и огород, а также появились кузница, конюшня, скотный двор и столярная мастерская.
Работа лавры — это подготовка нескольких поколений архиереев. Многие епископы Русской церкви в то или иное время служили в монастыре в XVII-XIX веках.
Адрес: Набережная реки Монастырки, 1.
Главная придворная аптека
Первая аптека изначально располагалась в Петропавловской крепости, однако в 20-х годах XVIII века ей было выделено новое место. Архитектором здания стал Трезини, а его детище было возведено на углу Миллионной улицы и Аптекарского переулка. В 1789 году сооружение было перестроено Кваренги.
Адрес: ул. Миллионная, 4.
Фото: citywalls.ru
Фото: tourbina.ru
Трезини Доменико Андреа
Доменико Андреа Трезини родился в швейцарском городе Астано в 1670 году, в небогатой дворянской семье. В краях, где он родился, издавна существовало большое количество художественных и ремесленных школ, где молодые люди получали общие и профессиональные знания. Одну из них закончил молодой Доменико Трезини.
Архитектурному делу Доменико учился в Венеции. Возвратившись домой 30 января 1698 года он венчался с Джованной ди Вентис, которая родила ему дочерей [2, с. 10]. Но семью надо было кормить, Доменико был вынужден отправиться на заработки в другую страну. Найти работу архитектора в Швейцарии было трудно. Датскому же королю Кристиану V было необходимо соорудить мощные укрепления вокруг своей столицы. Однако, по прибытию Трезини в Копенгаген власть в королевстве сменилась, троном завладел Фредерик IV, который от услуг архитектора отказался. Тем не менее, Доменико Трезини стал числиться начальником в строении крепостей.
Дания являлась союзником России в войне со Швецией. В связи с этим, русский посол Андрей Измайлов имел возможность, находясь при дворе датского короля, искать молодых специалистов для работы в России. В 1703 году он пригласил Доменико Трезини. 1 апреля был заключён договор с жалованием 1 000 рублей в год (для того времени очень большие деньги). В июне 1703 года Трезини вместе с другими молодыми специалистами отправился на службу Петру I. Архитектор предполагал работать в России один год. Затем, ежели воздух окажется «зело жесток и здравию его вредный», то он волен будет ехать «куда он похощет» [Цит. по 1, с. 25].
27 июля 1703 года Трезини оказался в Архангельске и сразу же отправился в Москву для получения конкретной работы, куда прибыл в августе. В середине февраля следующего года он отправился на берега Невы.
Первой работой Доменико Трезини в России был форт Кроншлот близ острова Котлин в Финском заливе, построенный уже к маю 1704 года. Летом этот форт выдержал атаки шведской эскадры, не пустив вражеские корабли к молодому Санкт-Петербургу. До сего дня форт не сохранился.
После взятия русскими войсками Нарвы в 1704 году Трезини работал там над восстановлением фортификационных сооружений. Он воссоздавал разрушенные крепостные стены, построил не сохранившиеся до наших дней триумфальные ворота.
В конце лета 1705 года Трезини было велено вернуться в Петербург. Его первым адресом стал дом на левом берегу Мойки (ныне участок дома №12), напротив Греческой слободы. Первая жена Трезини осталась в Швейцарии. В 1708 или в 1709 году он женился второй, а затем и третий раз.
Главной и самой известной работой Трезини в Петербурге стала Петропавловская крепость. С момента закладки её возведением руководил инженер Иоганн Кирхенштейн. Но проработав на берегах Невы чуть более двух лет, он умер, не выдержал местного тяжёлого климата. 30 мая 1706 года Доменико Трезини начал перестройку земляной Петропавловской крепости в каменную [3]. Работы над сооружением крепости велись до 1740 года. Здесь же архитектор возглавлял строительство Петропавловского собора, Петровских ворот, строил казармы, погреба и другие постройки.
Постройкой крепости и собора Доменико Трезини внёс огромный вклад в развитие русской архитектуры. Он применил здесь принципиально новые для России того времени принципы строительства фортификационных сооружений.
В начальный период строительства Петербурга Доменико Трезини стал главным архитектором Канцелярии строений. Канцелярия эта изначально была создана для надзора над строительством Петропавловской крепости, а затем стала отвечать за развитие города в целом.
В 1710 году по проекту Доменико Трезини был заложен первый Зимний дворец Петра I (на месте нынешнего Эрмитажного театра). Почти одновременно с этим зодчий вёл строительство Летнего дворца Петра I.
Для исполнения работ в срок мастеру необходимы были ученики. По приказу Петра I ими могли быть только русские, именно русских будущих архитекторов Трезини и стал обучать в своём доме на берегу Мойки. Одним из его учеников стал архитектор Михаил Григорьевич Земцов. Доменико Трезини стал первым преподавателем архитектуры в России.
Доменико Трезини стал автором проектов мазанковых (фахверковых) зданий, которые строились в Петербурге 1710-х годах. В то время весь кирпич шёл на строительство укреплений Адмиралтейства, Петропавловской крепости, острова Котлин. Поэтому гражданские здания Пётр I решил строить по североевропейски, фахверковым способом. Проектирование таких домов он доверил швейцарцу. Архитектор построил мазанковые здания на Троицкой площади, таким же был Почтовый двор на месте нынешнего Мраморного дворца.
В 1712 году по проекту Доменико Трезини начался строиться каменный Петропавловский собор. Тогда же он выполнил модель, по которой начал возводиться монастырь в честь князя Александра Невского. Полностью замысел зодчего воплощён не был. По его чертежам возвели правое крыло монастыря (если смотреть от Невы) и замыкающую его Благовещенская церковь. Одновременно с этим Трезини составил проект каменного дома адмирала Ф. М. Апраксина, строил мазанковые дома А. М. Апраксина, царицы Марфы Матвеевны.
Доменико Трезини создал проект застройки Васильевского острова. Здесь архитектор спланировал главную городскую площадь, ограниченную с запада протяжённым зданием Двенадцати коллегий. Впоследствии Трезини строил здесь как это здание, так и Мытный (позже ставший Гостиным) двор. В западной части Васильевского острова по чертежам архитектора была создана Галерная гавань.
По чертежам архитектора была построена партикулярная верфь на берегу Фонтанки. Она располагалась в районе, планировку которого в виде сетки параллельных и перпендикулярных Неве улиц создал Трезини. Архитектор определил направления современных Кирочной, Фурштатской, Чайковского, Захарьевской, Шпалерной улиц.
В 1715 году Пётр I повелел Трезини строить каменный госпиталь на Выборгской стороне.
Из доклада Трезини в Канцелярию от строений в сентябре 1716 года известно, что тогда под его руководством были выполнены следующие работы:
Трезини первым в России внёс функциональность в архитектурный стиль. Трезини вместе с французским архитектором Леблоном разработал типовые планы жилых домов для размещения разных слоёв населения: для именитых, зажиточных и «подлых» (слово «подлый» тогда имело несколько другое значение, нежели сейчас).
В 1717 году Пётр I приказал архитектору выстроить «образцовый» дом для зажиточных, и поселиться в нём, «для примеру». Место для дома царь указал на 12-й линии Васильевского острова, там он и был построен. Однако поселился в нём не Трезини, а барон Остерман. К 1718 году Доменико Трезини жил в своём доме на 2-й линии Васильевского острова (вероятно, участок дома №45). Также ему принадлежал и один из домов на 5-й линии.
Среди работ Трезини на Петербургском острове в 1721 году было достройка бывшего дома князя М. П. Гагарина для Синода, возведение церкви Матвея апостола за Сытным рынком. В следующем году зодчему поручили ремонт домика Петра I. С целью его сохранения Трезини окружил домик галереей с арками.
В 1722 году Трезини через князя Меншикова обращался к Петру I с просьбой увеличить себе жалование. За такое посредничество Меншиков уговорил архитектора надсматривать за работами по обустройству его дворца. Официально строительными работами в Меншиковском дворце руководил архитектор Иоганн Готфрид Шедель. Он был отличным каменщиком, но плохим зодчим. Спустя несколько лет Трезини уже не скрывал, что руководит работами в доме князя. Причём в перечень своих работ эту деятельность он не включал, а значит не получал от Меншикова вознаграждения. Прибавку к жалованию от Петра I Трезини тоже так и не получил.
В том же году Меншиков обращался к Трезини с упрёками, почему он не проявляет должного радения к возведению Кунсткамеры. На это швейцарец отвечал, что «Строение каменной библиотеки и кунст каморы приказано после смерти Матерновия достраивать архитектору Гербелю, а не мне. «
С 1722 по 1724 год Доменико Трезини достраивал второй Зимний дворец Петра I, при этом полностью следовал проекту архитектора Маттарнови. Итальянец не успел завершить строительство до своей смерти. В 1726 году Трезини возводил дворовые корпуса здания, застроив двор со всех четырёх сторон.
В 1723-1727 годах для Доменико Трезини был построен дом на берегу Невы (Университетская наб. 21). Здесь архитектор никогда не жил. Но в 1995 году площадь перед этим домом была названа площадью Трезини.
Трезини вёл «Журнальный реестр разным работам, которые указом е.и.в. приказаны мне», в котором сам записывал все порученные ему объекты. В декабре 1724 года таковыми были: Петропавловская крепость и все сооружения на её территории, включая собор; места под строения для гарнизонных полков, пороховые погреба, укрепление берегов на Петербургском острове; госпиталь на Выборгской стороне и дальнейшая планировка её территории; освидетельствование всех государственных построек; «отвод местам и размерение под каменное и деревянное строение и надзирание, чтоб строено было регулярно по чертежам»; возведение Мытного и Гостиного дворов на Васильевском острове, здания Двенадцати коллегий, дома для академических профессоров позади Кунсткамеры, прокладка канала от взморья к Чёрной речке и сооружение Галерной гавани; укрепление Васильевского острова; завершение Исаакиевской церкви; строительство Главной аптеки, конторы Партикулярной верфи, пороховых погребов при Кронштадте, а также каменных и деревянных зданий в Шлиссельбурге [3].
Справляться с таким огромным объёмом работ архитектору помогали гезели В. Зайцев и Г. Несмеянов, ученики И. Клеров, И. Людоговский, О Чепкирин, П. Кормалин, писарь И. Гаврилов, кондукторы И. Мауринов, Н. Назимов, Т. Култашев. В качестве «офиса» Трезини было выделено четыре покоя в Петропавловской крепости и пять на Васильевском острове.
9 мая 1726 года Екатерина I повелела Трезини строить при Зимнем дворце двухэтажные каменные «надворные палаты», окружив ими полностью внутренний двор. 20 мая был заложен фундамент, а уже к концу сентября «новое палатное строение каменною работою. построено вчерне«.
Уже в следующем году супругу Петра I на престоле сменил малолетний Пётр II. Меншиков поселил его в своём дворце, рядом с которым затеял строительство резиденции нового императора. Автором проекта дворца Петра II стал Доменико Трезини. Правда, Пётр II здесь никогда не жил, и само здание позже было достроено уже не как дворец. Работал архитектор и в Меншиковском дворце. В 1726-1727 годах по его проектам были сделаны два новых крыльца и галерея «по левую сторону наверху«. В погребах пол выстлан кирпичом, «на верхней галерее конторка деревянная с живописным плафоном«, под ней «мыльня деревянная на каменной стенке«, «печей обращатых сделано четырнадцать, очаг один, каминов восемь«, заложен фундамент под восточное крыло дворца [3, с. 36].
Почему же именно Доменико Трезини стал самым активным строителем петровского Санкт-Петербурга? Ведь при Петре I на берегах Невы трудились не менее талантливые зодчие: Ж. Б. Леблон, А. Шлютер, Г. Киавери, Н. Микетти, Г. И. Маттарнови, Б. К. Растрелли. Дело в том, что именно швейцарский архитектор был наиболее добросовестен, трудолюбив и энергичен. А эти качества очень ценились русским царём. Только такой архитектор смог воплотить большинство желаний Петра I, создать тот самый петровский «парадиз» на, казалось бы, совсем непригодном для этого месте.
При восшествии на престол Анны Иоанновны положение архитектора ухудшилось. Доменико Трезини продолжал быть активным строителем, но от фаворита императрицы генерал-губернатора Петербурга Христофора Миниха в его сторону начались сыпаться упрёки. По всей видимости, всесильный фаворит решил прибрать к себе всю славу строителя Петропавловской крепости. Он потребовал передачи всех чертежей в своё ведомство, где их сжёг.
Не всё начатое Трезини было завершено при его жизни. Так строительство каменного госпиталя на Выборгской стороне затянулось на 40 лет. Из двенадцати корпусов коллегий на Васильевском острове при Трезини было построено только шесть, тогда как остальные были завершены только к 1740-м годам его зятем Карло Джузеппе Трезини. Не были достроены до конца «надворные палаты» при Зимнем дворце.
4 апреля 1728 года Верховный тайный совет потребовал от Канцелярии от строений ведомость всех домов, которые строил за последний год Трезини. Такой документ был составлен архитекторами Михаилом Земцовым и Иваном Мордвиновым. 23 пункта включили: Зимний дворец, дом придворной певицы Краморши на Большой Морской улице, конюшни при доме Меншикова, покои для придворной дамы мадам Яган, новую каменную паперть у Воскресенской церкви, канал перед зданием Коллегий. и даже нужники на пристанях. В этот перечень не вошла работа Трезини в Петропавловской крепости, Шлиссельбурге, Кроншлоте, Кронштадте. Всего архитектор одновременно занимался 49 проектами.
При Анне Иоанновне в моду вошло пышное барокко, стиль в котором работал Франческо Бартоломео Растрелли. Когда Трезини представлял свои чертежи новой императрице в Москве, ему было доверена лишь постройка западных врат с колокольней при мужском Донском монастыре. С 1730 по 1733 год велась работа по их сооружению, которая не была завершена из-за прекращения финансирования со стороны Анны Иоанновны. Доменико Трезини не было доверено строительство дворцов, но другие казённые строения продолжали оставаться за ним.
Архитектурный стиль, в котором работал Трезини, называют «петровским барокко». Его отличает сдержанность при архитектурном оформлении зданий, что так по душе было Петру I. Трезини ввёл в Петербург петровской поры североевропейскую архитектуру, свойственную протестантской культуре. При этом она применялась лишь для казённых строений, тогда как русские богачи требовали вычурной пышности. Исключением был лишь сам царь, который только к концу своего правления поселился в по настоящему богатом дворце. Но то здание было спроектировано уже не швейцарцем Трезини, а итальянцем Маттарнови.
Умер Доменико Трезини в Петербурге, 19 февраля 1734 года. На шестой день его похоронили на кладбище у Сампсониевского собора, могила не сохранилась. Трёхэтажный каменный дом семьи Трезини в Астано сохранился до наших дней.
Архитектор Трезини Доменико.
Все здания, построенные по проектам архитектора, обрабатывались плоскими пилястрами с изящными капителями, рамочными наличниками с «ушками» и тянутыми карнизами и накрывались кровлями с переломами. Для них характерна строгая геометрия и «регулярность» планов, сочетание ордерных элементов и барочных деталей, скромность убранства и интерьера – все то, что принято называть зодчеством петровского стиля или же ранним русским барокко.
Кронштадт, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, начата перестройка Петропавловской крепости.
Возведены Летний дворец императора в Летнем саду, Петропавловский собор,
Источник: Журнал о строительстве World of building.
World of building | Сооружения
476 постов 3.8K подписчиков
Правила сообщества
Размещайте самые интересные и увлекательные посты, выбирайте самые красивые сооружения и приглашайте друзей.
На всё воля модераторов!
Бан можно получить:
За оскорбление участников сообщества!
За регулярное сеяние холивара в комментах!
Под Ярославлем появился необычный павильон, напечатанный на принтере
Фото компании «АМТ»
В Ярославском районе появился новый павильон, напечатаный на строительном принтере. Конструкция представляет собой кошку, держащую в лапках разноцветный кубик. Проект разработал архитектор из Шри-Ланки Санат Абейсекера.
Он лично приехал на открытие и так прокомментировал свою задумку: — «Мы взрослые, все равно считаемся детьми. Всегда хотим радоваться как дети. Вот, это первая пришла мне в голову идея. Играющая кошка. вот. с кубиком. Рубика. Я очень хотел совместить скульптуру, с архитектурой. «
Фигура кошки была напечатана из бетона и заполнена пенобетоном. После ее расписал художник из Литвы Саулюс Гуделевичус. Конструкция кубика сварная, металлическая. Остекление – поликарбонат.
– Ранее печать на принтерах таких сложных по форме объектов в мире не производилась, – отмечает резидент фонда «Сколково».
Работа производилась в цехе в декабре прошлого года. Затем 150 отдельных блоков были перевезены из Кольчугина в Ярославский район и собраны на фундаменте весной этого года. Уже летом завершили внешнюю и внутреннюю отделку. Теперь здание высотой порядка 5,5 метра и площадью 23 квадратных метра служит летней кухней.
Надеюсь, с электроприводом
Жизнь под мостом в СПБ
Бывали тут? Или может живете здесь или кто-то из знакомых?
Крупнейший институт робототехники в России
Архитектура Санкт-Петербурга
Вид на Садовую улицу, Дом городских учреждений, УФМС Адмиралтейского района
Дом городских учреждений
Дом с часами на Сенной площади
Парадная в розовых тонах в Санкт-Петербурге
Адрес: Ул. Некрасова, 8
О том, как я разочаровала альтернативщика-конспиролога
Я несколько секунд переваривала вопрос и, не справившись с этой задачей, удивлённо уставилась на водителя.
— Я имею в виду, что Петербург Пётр построил? Ведь давно уже доказано, что он отрыл этот город, всё было давно построено до него. А нам врут.
Не скажу, что подобное откровение меня шокировало: краем уха такие теории слышала, но вот человека, который в это верит, видела впервые.
Как-то я ехала с таксистом, который весь час поездки рассказывал мне, что космоса не существует и «нам всё врут» (с). Но вот чтобы водитель туристического автобуса.
Водитель оживился. Видимо, далеко не все экскурсоводы реагировали на подобные откровения спокойно.
— А это кто-то себя божками возомнил. Всю историю переписали. А ведь стоит посмотреть на дома в Питере, и сразу ясно, что это до Петра строили. Вот вы в «Астории» были? Там панорамные окна на полметра в землю уходят! Вы же не думаете, что это культурный слой так нарос?
— Как-то слишком хорошо они сохранились для допетровской эпохи.
— А тогда умели строить, не то, что сейчас.
— У меня своя теория. Я пришёл к ней путём анализа многих источников. Если кратко, то Земля вогнутая, как линза.
— А как же фото из космоса? Или стойте, я сама догадалась: они все подделаны?
Водитель обернулся и с уважением посмотрел на меня. Кажется, в его глазах я набирала очки.
— Конечно, подделаны. В космос никто не летает. Один Гагарин слетал и уже тогда стало понятно, что это всё нереально. Знаете, как наши смеялись, когда американцы планировалм высадку на Луну?
Коммуналка с видом на Петропавловскую крепость
Запасной дом дворца великаго князя Владимира Александровича, по адресу Дворцовая набережная д.28, был построен в 1890-1892 архитектором Фон Гоген Александром Ивановичем.
Сейчас туда водят экскурсии, в эту самую коммуналку. Цена вроде 800 деревянных.
Смольный, но без смолы
Снято на Nex 5 с TTartisan 50mm 1.2 на прикрытой диафрагме. Птички добавлены в фотошопе.
Уникальная панорама Петербурга 1861 года
160 лет назад неизвестный фотограф сделал с башни Адмиралтейства круговую панораму города. До недавнего времени ее единственный экземпляр хранился в библиотеке Мраморного дворца.
Посмотрев на старые кадры видно, что Дворцовый мост еще наплавной, Адмиралтейская набережная не реконструирована, а Румянцевского сада не существует.
Показалось
Старенькие домики Нижнего Новгорода
Во время небольшой прогулки по центру Нижнего сфотографировал несколько старых (и не очень старых) зданий. Судя по увиденному, бОльшая часть этих домов будет снесена и возможно только в некоторых случаях произойдет какая-то реконструкция или перестройка.
2. Этот дом уже все, сносят:
8. Облагороженный, но скособоченный 🙁
9. На фоне новостроек:
20. Вот вам еще котика, охраняющего вход во двор 🙂
Доходный дом Р. Г. Веге
год постройки: 1912-1914
архитекторы: с. о. овсянников, и. п. ставицкий
О ПЕТЕРБУРГСКИХ ГЛИНАХ
Наверное, всякий знает: если попросить быстро назвать домашнюю птицу, фрукт и поэта – большинство не задумываясь ответят: «Курица, яблоко, Пушкин». А вот триаду «Петербург, кирпич, Слепушкин» знают немногие. Почему так, и о чём вообще речь?
Строить, строить, строить!
Пётр Первый мечтал, чтобы Петербург был похож на Амстердам с каменными домами под крышами из черепицы. Архитекторы Жан-Батист Леблон и Доменико Трезини вычертили план необычного для России города с прямыми улицами. Строгой сетью линий рассекли Васильевский остров, торгово-административный центр Петербурга… К 1725 году здесь насчитывали 40,000 жителей, а дом был нужен каждому с самых первых дней.
Как строить, из чего строить?
Из дерева срубили первый в городе Троицкий собор, первый Гостиный двор, первую пристань и первый трактир «Аустерия четырёх фрегатов». Даже в Петропавловской крепости каменные стены с бастионами начали возводить только на третий год.
Типовыми служили одноэтажные каркасные дома, обмазанные местной глиной, иногда с дёрном на крыше. Сенат – мазанка, Почтовый двор – мазанка, и новый Гостиный двор тоже. Но богатые россияне не желали жить в хатах. Канцлер Головин взял камень из развалин крепости Ниеншанц, и в 1710 году на Берёзовом острове появился первый каменный дом Петербурга. Для генерал-губернатора Меншикова построили каменную усадьбу на Васильевском острове.
Тогда же Пётр Первый объявил кирпич главным строительным материалом будущей столицы и повелел в указе: «Кирпичным заводам существовать при Санкт-Петербурге по рекам Неве, Ижоре и Тосне».
Кирпич кирпичу рознь
Глину здесь добывали за столетия до Петра. Технология была немудрёной: в тёплое время года вручную формовали блоки, сушили на солнце, а потом обжигали в небольших печах. Тогдашний завод – это «изба для рабочих с каморкой, пять печей кирпичных, над печами шатры, покрытые тёсом, амбар, восемь кирпичных сараев».
Производства при старинных глиняных карьерах принадлежали Канцелярии каменных дел, работали подрядным способом и вскоре стали выпускать до 15 миллионов кирпичей в год.
Много это или мало? Например, дом Нарышкиных – это 438,200 кирпичей. К 1726 году на Васильевском острове было 113 кирпичных зданий. Голландские мечты Петра постепенно сбывались, хотя даже через сто лет из 8,000 петербургских домов больше 5,000 всё ещё были деревянными.
На правом берегу Невы против села Рыбацкого в 1765 году обосновались 60 переселенцев с семьями из королевства Вюртемберг и прусской провинции Бранденбург. Так появился Новый Саратов – в отличие от Саратова главного, где жили немцы Поволжья.
Новосаратовская колония быстро выросла в аккуратный патриархальный германский городок, где к удивлению и восхищению русских никогда не было нищих. Впавшему в бедность помогали всем миром, чтобы побыстрее выкарабкался. Малолетним сиротам вскладчину собирали деньги на учёбу и воспитание, а подросшим подыскивали удачный брак.
В 1775 году контроль за производством кирпича передали специально созданному Каменному приказу, а в пушкинские времена к здешним кирпичным заводчикам ездили учиться.
Фёдор Никифорович Слепушкин появился на свет в 1783 году и фамилию получил по кличке ослепшего деда. Крепостной крестьянин из-под Ярославля выучился читать и в 1803 году перебрался на отхожий промысел в Петербург. Торговал вразнос на улицах варёной грушей, со временем открыл мелочную лавку, а потом продал всё и переехал в Новосаратовскую колонию.
Там Слепушкин осилил немецкий язык, открыл лодочный перевоз через Неву, научился у немцев производству, выстроил завод и скоро уже поставлял городу по семи миллионов кирпичей в год…
…а ещё начал писать стихи. Он заочно учился у Языкова, Крылова, Жуковского и Пушкина: увидав стихи Слепушкина, Александр Сергеевич сперва отказывался верить, что тот пишет сам.
Успех, свобода и триумф
Слух о крестьянском поэте, который кирпичи миллионами печёт, – или кирпичном заводчике, который недурные стихи сочиняет, – дошли до Николая Первого. Молодой любопытный император вызвал Слепушкина к себе и под впечатлением от разговора пожаловал гостю кафтан с золотыми галунами, а императрица Александра Фёдоровна подарила золотые часы. Пушкин завидовал и возмущался: «Стыдное дело: Сле-Пушкину дают и кафтан, и часы, и медаль, а Пушкину полному – шиш». Золотой медалью Слепушкина наградила Российская Академия наук.
При этом до 1826 года кирпичный король оставался крепостным: хозяйка его, урождённая графиня Орлова, заломила за вольную 3,000 рублей – стоимость 200,000 кирпичей в ценах начала XIX века. Вынуть громадные деньги из оборота и оторвать их от семьи Фёдор Никифорович не мог. Тогда Пушкин и другие поэты при поддержке княгини Юсуповой собрали нужную сумму; Слепушкин выкупил себя со всей семьёй и приписался к купеческому сословию.
Первый поэт среди кирпичников и первый кирпичник среди поэтов опубликовал ещё несколько книг и получил золотую медаль на Андреевской ленте; его стихи сборником издала Академия наук, их публиковали в переводах на немецкий, французский и английский в Европе. Фёдор Никифорович, имея к середине 1840-х годов семью в 50 человек, содержал на средства от кирпичного производства школу в Рыбацком: он по своему опыту знал, как важно выходцам из низов общества обучиться грамоте.
Умер Слепушкин в 1848 году во время эпидемии холеры – не уберёгся, помогая заболевшим. Дети, а потом внуки продолжили его дело и по-прежнему выпускали кирпич. Долгое время семья жила в доме Фёдора Никифоровича, который он выстроил на фундаменте старой шведской сторожевой башни, а в 1907 году фамильное гнездо безвозмездно передали Начальному народному училищу: девочки и мальчики учились там бесплатно – Слепушкины покрывали все расходы.
К началу XX века счёт кирпичам для Петербурга шёл на сотни миллионов ежегодно. С тех пор много воды утекло в Неве. Страну лихорадило – войны, революции, катаклизмы. Заводы закрывались, разграблялись, возрождались, объединялись, переоснащались, процветали – и снова закрывались. А дом Слепушкиных, простоявший больше полутора столетий и уцелевший во время блокады, в 2013 году неожиданно сгорел: уж больно хотели застройщики освоить землю под историческим памятником и отгрохать на его месте что-нибудь бетонное.
О петербургском бетоне надо рассказывать отдельно. В городе больше 48,000 жилых зданий, и около половины из них бетонные. Из бетона выстроен самый высокий небоскрёб Европы, «Лахта-центр» – 372 м (462 м со шпилем). Как строительный материал бетон хорош, но лишён того тепла, которым обладает кирпич. Ведь из новосаратовской глины не меньше пятисот лет создавали игрушки, кухонную утварь – и те самые кирпичи, из которых сложены стены подавляющего большинства всемирно известных петербургских зданий.
Кирпичи долговечнее человеческой памяти. Люди забывают ремесло, забывают историю, забывают многие добрые дела; забыли уникального Слепушкина, да и Пушкина уже не очень твёрдо помнят. Но пока ещё есть Нева, есть речной песок, есть глина в Новосаратовке.
Есть хорошие люди и есть надежда на возрождение.