дачники о чем спектакль
Дачники
Трейлер спектакля «Дачники»
Режиссёр-постановщик – заслуженный деятель искусств России Евгений МАРЧЕЛЛИ
Художник-постановщик – Анастасия БУГАЕВА
Помощник режиссёра – Юлия ХОЛОПЦЕВА
info_outlineИмя режиссёра Евгения Марчелли не нуждается в представлении. Его работы — это всегда событие. В 2017 году в театре Ермоловой Марчелли поставил «Утиную охоту» А. Вампилова. Спектакль, который идёт с постоянными аншлагами, который любят и зрители, и артисты. И вот новая встреча с режиссёром, известным своими смелыми трактовками классики. Здесь, как и во всех работах Марчелли, зрителей ждут неожиданные открытия, оригинальный взгляд на пьесу, лишённый привычных штампов, и наполненный сегодняшним взглядом на историю, написанную в самом начале прошлого века.
date_rangeПремьера состоялась 27 сентября 2020 года
av_timerПродолжительность спектакля 3 часа с одним антрактом
scheduleНачало спектакля в 19.00
account_balance_walletЦена билетов: от 500 до 3500 руб.
Действующие лица и исполнители
Басов Сергей Васильевич, адвокат
Олег Филипчик
Суслов Пётр Иванович, инженер
Борис Миронов
Дудаков Кирилл Акимович, доктор
Михаил Попов
Ольга Алексеевна, его жена
Елена Пурис
Двоеточие Семён Семёнович, дядя Суслова
Алексей Шейнин
Замыслов Николай Петрович, помощник Басова
Алексей Каничев
Краткое содержание Горький Дачники
В произведении «Дачники», созданном советским писателем Максимом Горьким, показана жизнь русских интеллигентов. Эти люди наслаждаются обеспеченной и спокойной жизнью, в то время, когда низшие слои русского общества, живут в бедности.
Герои проживают в доме, который совершенно неприспособлен к комфортной жизни. Он мрачный, неуютный, продуваемый сквозняками, со скрипящими полами, в которых полным-полно щелей, и голыми стенами.
Жилище, описанное в пьесе, такое же не обустроено, как и сама жизнь главных героев, которые представляют своё существование как жертву мифическому чудовищу. Персонажи пьесы считаю себя обиженными, и теперь хотят жить в своё удовольствие. Только Влас – брат Варвары Михайловны — не хочет жить, как другие герои произведения. Он решительно рвёт со своим прежним окружением – людьми, которые уже внутри мертвы, не способны к душевным порывам. Они играют роли, несвойственные им. Например, Шалимов, занимающийся литературной деятельностью, пишет не повелению сердца, а только для того, чтобы заработать больше денег. Но не признаётся в этом даже себе, чувствует себя персонажем какого-то фарса.
Основная сюжетная линия произведения Максим Горького развёртывается на фоне постановки любительского спектакля, который должны показать обитатели дачи. Но всё время у актёров что-то не ладится. Репетиции посещают те люди, которые играют второстепенные роли. А главные герои не приходят репетировать. В итоге спектакль так и не будет поставлен. По ходу действия на подмостках сцены возникает мужчина с фамилией Семёнов. Но жильцы дачи, внимание которых могут привлечь только красочные, яркие или замысловатые вещи, постоянно забывают простую по звучанию фамилию и зовут мужчину по-разному.
С помощью ярких образов и художественных приёмов искусный мастер слова пытается донести до читателей, что жизнь — реальна, а выдуманные роли — лишь иллюзия.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Горький. Все произведения
Дачники. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Мальчик Боря не любит ничего делать, после школы он только лежит на диване и читает книгу про пиратов. Но однажды он нашел среди вещей старый бабушкин платок, который выполнял любое желание, стоило только им махнуть.
В стране, где жили пикты, росло много вереска. Из этого растения коренные жители варили вкусный напиток, который был слаще мёда и пьянил больше, чем вино. Секретный рецепт хранился пиктами и передавался из поколения в поколение.
Рассказ Ивана Шмелева «Страх» был написан в 1937 году. Повествование ведется от лица маленького мальчика, который живет с матерью, двумя старшими сестрами и старшим братом. Отец его около года, как умер.
Седой старичок Анисим Квасов медленно брел на свою делянку чтобы дотемна накосить сочной травы на корм скоту. Он шел к предгорью, оставляя свою деревню далеко позади. Покосы здесь были все время, сколько он себя помнил
Повествование ведется от лица мужчины, живущего с женой и детьми в доме на два хозяина. Соседями супругов являются Нюшка (Анна Павловна) и ее отец – восьмидесятилетний дядя Павел.
Произведение Дачники является ярким отражением русской интеллигенции. На одну чашу весов он ставит описание богатой и размеренной жизни дворянства, а на противоположную – тяжёлую жизнь бедного люда.
На летней даче, в тесном кругу собрались русские интеллигенты. Люди устали от светских мероприятий и пышной жизни, вот компания и устремилась на лоно природы за уединением и покоем.
Данный дом, в котором предстоит остановиться отдыхающим — довольно мрачное строение. Внутри полумрак и сырость по комнатам гуляют сквозняки, задувающие в каждую щель дома.
Хозяином мрачной дачи является адвокат Басов, ему совершенно безразлична пустота в доме и состояние строения. Точно такая же пустота и разруха в его уставшей душе.
Гости прибывшие на дачу знакомы между собой довольно долго, но в отношениях между ними отчуждение и непонимание. Собравшиеся ни как не могут найти между собой общий язык, они обижены и чувствуют себя непонятыми. Каждый понимает, что проживает, пустую жизнь, он даже не живёт, а существует. Дальше так продолжаться не может, но и ситуацию изменить уже тоже нельзя. Видимо по этой причине собравшиеся считают, что приносят себя в жертву.
Чтобы скрасить своё пребывание на даче, отдыхающие решают поставить спектакль. Но и эта затея обречена на провал. Репетиции срываются, не получаются диалоги. Актёры обижены, каждый из присутствующих считает, что именно он достоин главной роли. По этому поводу происходят споры и скандалы между участниками. Во всём кавардаке лишь зрители готовы принять постановку, а спектакль так и не удаётся поставить.
В доме появляется человек с простой Фамилией Семёнов. Дачники настолько привыкли к пафосу, титулам и всему грандиозному, что никак не могут запомнить фамилию мужчины. Они постоянно произносят её неправильно, кто Степанов, кто Созонов.
Единственным здравомыслящим человеком из всей компании является брат Варвары Влас. Он не желает больше наблюдать эту фальшивую жизнь и увязать в болоте. Ни сомневаясь, ни минуты Влас высказывает присутствующим все, что он думает об их фальшивой жизни и без сожаления разрывает отношения с присутствующими. Он, не стесняясь, высказывает дачникам все, что думает об их двойной жизни и уходит из дома.
Используя образы и художественные приёмы, мастер слова смог донести до читателя главную мысль произведения, человек должен жить в реальном, а не придуманном мире, придуманный мир лишь иллюзия.
Также читают:
Рассказ Дачники (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
В кошачьем племени грядет великое событие. Именно сегодня должен состояться бал, на котором старейшина выберет вожака среди кошачьего племени, ему предстоит отправиться в кошачий рай и переродиться
Произведение афинского философа по жанровой направленности является разоблачением софистики, которая представляет собой новую философскую теорию, появившуюся в период творения драматурга.
Слепцов, придя вечером во флигель, сел на стул в тот угол, где никогда не сиживал. Его слуга беззвучно внес в комнату керосиновую лампу, надел на нее сверху розовый абажур и так же тихо удалился.
Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября 1791 года. Его отцом был прокурор, работал он в Уфе. В этом городе Аксаков прожил все свои детские годы, потом мальчика увозят к деду в родовое имение, в Оренбургской губернии.
Спектакль «Дачники»: воспитание ненависти к России
Автор заметки явно одобряет спектакль. Отметим для себя на будущее одно существенное наблюдение Ирины Моргулевой: временной аспект для режиссёра не важен, что подчёркнуто современной одеждой большинства актёров на сцене. Молодец Ирина Моргулева, наблюдательная! Но отметим и то, что из её заметки абсолютно непонятно, что же могло возмутить в 1904 году православных монархистов?! Что, напротив, вызвало восторг революционных демократов!? Моргулева написала про каких-то неу-дачников, прошедших мимо любви, о надрывном блуде, об откровенных сценах прелюбодеяния. Сам-то Горький о собственной пьесе писал другое. И региональный министр культуры сказал в интервью об «очень глубокой философии» пьесы. Может быть, Ирина Моргулева, засмотревшись на откровенные сцены прелюбодеяния, не увидела чего-то более глубокого? Вспоминается басня о трех слепцах, пожелавших узнать, что такое слон. Один начал щупать хобот слона и сказал, что слон похож на змею. Другой схватился за хвост и заявил, что слон похож на верёвку. Третий, обхватив ногу, утверждал сходство слона со столбом. Так проявляет себя разорванное сознание. Похоже на то, что Моргулева разглядела в спектакле и описала только то, что доступно для её интеллекта, то, что она смогла «ухватить у слона», но кое-что оказалось и не доступным для неё.
Любой драматург в сюжет пьесы вкладывает свои идеи, которые хочет донести до зрителя. Поэтому, например, «Горе от ума» Грибоедова только очень поверхностному зрителю покажется историей обманутой любви. Хотя любовь Чацкого к Софье в пьесе присутствует. Она даже составляет как бы костяк пьесы. Но на этот костяк «нанизываются» и критика «фамусовского общества», и проповедь идей гуманизма, и многое иное. Пьеса-то, на самом деле Грибоедовым писалась ради этого, а не для того, чтобы всему свету рассказать о выдуманной несчастной любви выдуманного героя.
Следует отметить, что тема блуда и прелюбодеяния в тексте пьесы Горького заложена. Она присутствует в изобилии, но в разговорах. Герои пьесы говорят, говорят, говорят. Говорят намёками, говорят откровенно, но сам блуд театр начала XX-го века на сцене обычно не демонстрировал, обходясь этими разговорами и намёками. Современный же режиссёрский театр демонстрирует сцены блуда без стеснения даже там, где они неуместны. Но при этом и текст пьесы, и речи персонажей остаются всё те же, горьковские. Только слова уже сопровождаются делами на сцене.
В пьесе подчёркивается неспособность русских к созидательной деятельности, неспособность их и в бизнесе, и в семейной жизни. В качестве примера можно привести речи, вложенные Горьким в уста одного из персонажей:
Русский литератор, писатель Шалимов, также являет собою полную творческую несостоятельность:
Естественно, Горький показывает это дачное общество врагом революционных перемен. Это проходит через всю пьесу. Так, во втором действии один из героев вещает следующее:
«Басов. Всё совершается постепенно. Эволюция! Эволюция! Вот чего не надо забывать!»
В четвёртом действии он утверждает тоже самое:
Для того, чтобы вызвать у зрителей большее омерзение этими русскими «ужами», Горький вкладывает в уста своих персонажей изречения вроде следующих:
Зададимся вопросом: какие чувства вызывают эти пьяные речи у рядового зрителя? У зрителя, который видит, что их произносит человек, мягко сказать, недостойный? Ответ очевиден: неприязнь к России, которую любят эти нравственные уроды. А в пьесе «Дачники» подобные провокационные речи звучат постоянно. Вот заявление одного из «ужей», того самого, спроектировавшего тюрьму:
Наивно думать, что этот «уж» вненационален. Горький вкладывает в его уста настоящий манифест русского обывателя:
Этот «рядовой русский человек» абсолютно нетерпим к инакомыслящим:
«Суслов (угрюмо). Мне трудно допустить существование человека, который смеет быть самим собой».
Понятно, что таких русских обывателей перевоспитать уже нельзя. Их следует беспощадно истребить физически, как вредных и опасных животных, что, собственно говоря, революционно-демократические зрители образца 1904 года и делали в революцию, в гражданскую войну, и позже. Следует отметить, что Горький в «Дачниках» показывает и иные типы русских «ужей». Вот пример русского безвольного мечтателя-«ужа», желающего спрятаться куда-нибудь под болотную корягу от трудностей жизни:
Это животное не опасно, на истребление подобных можно сил не тратить. Сами передохнут. В конце пьесы этот русский «уж» действительно попытался застрелиться, но столь решительное действие ему, конечно, не удалось. Сердце у русского обывателя оказалось маленькое, а от страха билось сильно. В такое даже не попасть пистолетной пулей.
Омерзение вызывают у рядового зрителя все эти люди, выведенные Горьким как русские интеллигенты, как русские мещане, как русские обыватели. И вот здесь вспомним верное наблюдение Ирины Моргулевой: временной аспект для режиссёра не важен. Это подчёркнуто тем, что актёры одеты большей частью по-современному. Лютая ненависть Горького к дореволюционному русскому государству направлена спектаклем Марчелли против современной России, против современных русских обывателей.
Горький ненавидел Православную Церковь, и это нашло отражение в «Дачниках». Это проявляется, например, в том, что безвольный русский «уж» Рюмин вдруг изрекает:
«Чтобы жизнь имела смысл, нужно делать какое-то огромное, важное дело. следы которого остались бы в веках. Нужно строить какие-то храмы».
Понятно, как зритель воспримет эти слова в устах отрицательного героя, попытавшегося к тому же неудачно застрелиться? Этот зритель будет против строительства храмов, против построенного в Калининграде кафедрального собора Христа Спасителя.
«Ольга Алексеевна. я сама иногда чувствую себя противной. и жалкой. мне кажется, что душа моя вся сморщилась и стала похожа на старую маленькую собачку. бывают такие комнатные собачки. они злые, никого не любят и всегда хотят незаметно укусить.
Влас (в кабинете гнусаво поёт на голос «Вечная память»). Семейное счастье. семейное счастье. «
По ходу спектакля пару раз на сцене мелькает некая «женщина с подвязанной щекой», ищущая потерявшегося ребёнка. Жалкое несчастное создание, которое дачники гонят прочь.
Даже единственный положительный герой пьесы, Марья Львовна, называет своё замужество «трёхлетней пыткой». На Марье Львовне следует остановиться особо. Как я отметил выше, сюжеты своих произведений Горький строил по шаблону противостояния «сокол-уж». «Ужами» в пьесе «Дачники» стали русские обыватели. А вот в «соколы» «буревестник революции» избрал. женщину. «Женщина-врач Марья Львовна, 37 лет». В творчестве Горького такой «сокол» был новинкой, но вполне соответствовал духу революционного времени. В отличие от «ужей» Марья Львовна обладает некими идеалами. Более того, идеалы женщины-врача подкрепляются характером. Ей писатель дал устами персонажей пьесы такую характеристику:
«Рюмин. в высшей степени обладает жестокостью верующих. слепой и холодной жестокостью».
«Басов. Она такая прямолинейная, как палка».
«Рюмин. Меня положительно возмущает её деспотизм. Люди этого типа преступно нетерпимы. «
Затем к «соколу» примыкает великовозрастный недоросль Влас, в свои 25 лет поучившийся понемногу в духовном училище, в железнодорожной школе, в земледельческом училище, в школе живописи, в коммерческом училище.
«Влас. В семнадцать лет отвращение к наукам наполняла меня до совершенной невозможности чему-нибудь учиться, хотя бы даже игре в карты и курению табака».
«Влас. Тошно мне, Марья Львовна, нелепо мне. Все эти люди. я их не люблю. не уважаю: они жалкие, они маленькие, вроде комаров. Я не могу серьёзно говорить с ними. они возбуждают во мне скверное желание кривляться, но кривляться более открыто, чем они. У меня голова засорена каким-то хламом. Мне хочется стонать, ругаться, жаловаться. Я, кажется, начну пить водку, черт побери! Я не могу, не умею жить среди них иначе, чем они живут. и это меня уродует. порой так хочется крикнуть всем что-то злое, резкое, оскорбительное. «
Герои пьесы «Дачники» выдуманы Горьким. Зрители были реальными. Нетрудно понять, куда пошли революционно-демократические зрители в следующем, 1905-м году. Куда пошли в 1917-м. Что они могли сделать, и что сделали, руководствуясь ненавистью. Куда пойдут сегодняшние зрители, кто знает? Но больше меня почему то озадачила судьба актёров. Десятки раз репетировать, заучивать роли, вживаться в образ, обсуждать пьесу, выполнять указания худрука. Играть в спектакле, пропитанном ненавистью к России, призывающим к протесту, к борьбе против. Наверное, так и вскармливаются будущие русофобы, не любящие страну проживания, презирающие русский народ, вечно протестующие, кривляющиеся подобно горьковскому Власу, лезущие в политику, обличающие, критикующие, кричащие что-то злое, постоянно делающие что-то против, против, против. Несчастный и трагичный по-своему народ этот, актёры. Актёры театра потом становятся артистами кино, работают на телевидении, на радио. А мы удивляемся: почему они такие?
Ирина Моргулева: «Работы актёров «Тильзит-театра» и областного драматического (это первый совместный проект двух коллективов) убедительны и интересны. Марина Юнганс, Ирина Несмиянова, Полина Ганшина, Николай Зуборенко, Диана Савина, Виталий Кищенко, Николай Захаров, Сергей Чернов, Любовь Орлова, Максим Пацерин живут на сцене правдиво и страшно».
Все отзывы о спектакле Дачники
Постановка Школа драматического искусства
Лучшие отзывы о спектакле «Дачники»
Как известно, писатель-мещанин Алексей Максимович Горький не любил людей с образованием, при этом хотел быть с ними рядом и душой, и телом.
Но они его опорой обижали.
Горький, читавший Чехова, сумел отомстить, в 1903 году, например,
Горький и Л.Н.Андреев хотели совместно сочинить пьесу «Астроном» на тему противоречий между интеллигенцией и народом.
Пьеса должна была заканчиваться расправой невежественной народной толпы над астрономом, человеком, который позволил себе жить «жизнью всей вселенной среди нищенски серой обыденщины. За это его треснут в 4-м акте телескопом по башке»[
Итак,
Писатель ли Горький? Вот вопрос. Если речь про пьесу Васса Железнова- да.
У него временами получалось написать интересно о свом времени.
НО пожалуй, зря студент Васильев когда-то познакомил пролетарского писателя с философией.
С тех пор в его произведениях полно трескучих фраз, поучений, проповедей и фальшивой мудрости. Из искренного – агрессия.
В русской эмигрантской среде это назвали «народозлобие» (почитав свежего Горького)
Основная часть. По делу наконец-то. О спектакле, собственно
Мужские персонажи
Заняты стремлением к совокуплению, в основном.
Сцена с писателем, совершающим омовение в тесном, но стеклянном, прозрачном деревенском душе (Андрей Харенко) – не стала завершенной
Эпатаж надо бы довести до конца, и развернуться к зрительному залу всем, чем природа наградила. Или нет?
Увидели мы не все, такая недоговоренность..это к чему? Дамы вытянули шеи, и вытащили из сумочки бинокли, и что же?
Чуть не забыла. Горничная – Алина Рыжова
Важно. Потому что странная тенденция театральная– не в первый раз вижу-
на роль персонажей сервильных берут актеров с благородными лицами. Этой горничной, с таким профилем и осанкой, мазуркой бы бал высокомерно, и холопов таскать за чубы, а она с подносом по сцене мыкается, или жалкую историю рассказывает о себе (без темы педофильской у Горького тоже не обходится зачастую)