дактилоскопическая регистрация что означает
Статья 9. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения
Изменения вступают в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона
Статья 9. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация
Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:
а) граждане Российской Федерации, призываемые на военную службу;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ пункт «б» части первой статьи 9 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
Информация об изменениях:
в) граждане Российской Федерации, проходящие службу в:
органах внутренних дел;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
органах государственной налоговой службы;
органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
органах принудительного исполнения Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
Государственной противопожарной службе;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 июня 2007 г. N 89-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом в.1
в.1) федеральные государственные гражданские служащие кадрового состава органов внешней разведки, а также не входящие в кадровый состав федеральные государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом в.2
в.2) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов федеральной службы безопасности, а также граждане, поступающие на военную службу по контракту, федеральную государственную гражданскую службу или работу в органы федеральной службы безопасности;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом в.3, вступающим в силу с 15 января 2011 г.
в.3) руководители следственных органов, следователи Следственного комитета Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом в.4
в.4) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов государственной охраны;
г) спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований Российской Федерации;
д) члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации Российской Федерации;
е) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 156-ФЗ пункт «ж» части первой статьи 9 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
ж) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства:
подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту;
совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 мая 2008 г. N 60-ФЗ в пункт «з» части первой статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
з) иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации либо подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;
Информация об изменениях:
и) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с ходатайствами о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации или признании их беженцами на территории Российской Федерации либо с заявлениями о предоставлении им временного убежища на территории Российской Федерации, и прибывшие с ними члены их семей;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 6 мая 2008 г. N 60-ФЗ в пункт «к» части первой статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
к) иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации;
Информация об изменениях:
л) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с заявлениями о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации либо заявлениями о выдаче вида на жительство без оформления разрешений на временное проживание в Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом «м», вступающим в силу с 1 января 2010 г.
м) граждане, претендующие на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом «н», вступающим в силу с 1 января 2010 г.
н) граждане, претендующие на получение удостоверения частного охранника;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 322-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом «о»
о) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче удостоверения личности моряка;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом «п», вступающим в силу с 1 января 2013 г.
п) иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче разрешений на работу либо патентов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом «р», вступающим в силу с 1 января 2013 г.
р) иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации в нарушение законодательства Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ в пункт «с» части первой статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения
с) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся в органы внутренних дел с заявлением о получении дубликата разрешения на работу, миграционной карты, визы, разрешения на временное проживание, вида на жительство, патента, предоставляющего право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, или отрывной части бланка уведомления о прибытии взамен утраченных или испорченных;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 156-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом «т»
т) работники ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 июня 2011 г. N 156-ФЗ часть первая статьи 9 настоящего Федерального закона дополнена пунктом «у»
у) работники юридических лиц с особыми уставными задачами, не являющихся организациями ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия;
Информация об изменениях:
ф) иностранные граждане и лица без гражданства, приобретающие гражданство Российской Федерации, в отношении которых обязательная государственная дактилоскопическая регистрация не проводилась.
Информация об изменениях:
Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат все неопознанные трупы.
Перечни должностей, на которых проходят службу граждане, указанные в пунктах «а», «б», «в», «г» и «д» части первой настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона
Для чего нужна добровольная дактилоскопическая регистрация?
В нашем обществе до сих пор принято с опаской относится к процедуре снятия отпечатков пальцев. Люди считают, что это просто ни к чему или панически боятся, что их отпечатки могут быть использованы им во вред.
Дактилоскопическая регистрация – это получение информации об особенностях строения папиллярных узоров пальцев рук. Актуальность и необходимость принятия положительного решения о прохождении добровольной дактилоскопической регистрации объясняется тем, что создание единой базы учета граждан по их отпечаткам пальцев, значительно упростит процедуру идентификации лиц, и будет чрезвычайна полезна как специализированным ведомствам, так и самим гражданам.
В современных условиях каждому человеку, прошедшему дактилоскопическую регистрацию, гарантировано установление личности при утрате (порче) документов, несчастных случаях, катастрофах, наводнениях, землетрясениях, пожарах, террористических актах, авиационных и железнодорожных катастрофах.
Так, в частности, если человек потерял свои документы, дактилоскопическая информация может оказать неоценимую помощь, так как отпечатки пальцев самый точный способ опознать человека. Даже, если гражданин потерял документы, находясь за пределами России, ему достаточно обратиться в консульство и сказать, что он проходил дактилоскопическую регистрацию. Проблем с восстановлением документов у него не будет.
Особое значение дактилоскопическая регистрация имеет для людей, страдающих потерей памяти. В случае, когда человек не в состоянии сообщить о себе какие-либо сведения (дети, пожилые лица, потерявшие память), дактилоскопия может помочь родственникам найти пропавшего члена семьи. Категориям лиц, которые в силу состояния здоровья не могут назвать свои данные, адрес жительства, дактилоскопирование просто необходимо. Не застрахованы от потери памяти и молодые, вполне здоровые люди. Опознать их и вернуть домой опять-таки помогут отпечатки пальцев.
Дактилоскопические учеты также помогут для установления личности в вопросах наследования имущества, при доказательстве невиновности по предъявленному обвинению, в целях исключения махинаций с собственностью и личными документами.
Процедура дактилоскопической регистрации не представляет опасности для здоровья и осуществляется с соблюдением всех прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией РФ. Массив дактилокарт имеет несколько степеней защиты. Доступ к нему открыт строго ограниченному кругу лиц, каждый из которых имеет свой пароль, при этом все действия сотрудников внутри базы фиксируются. Процедура дактилоскопирования может проводится как с помощью специальных сканеров, которые позволяют мгновенно считывать отпечатки и формировать электронную дактокарту, так и традиционным способом с помощью валика и черной краски. В дальнейшем гражданин имеет право обратиться с заявлением об уничтожении данной информации, о чем ему будет сообщено письменно.
Наиболее удобным вариантом подачи заявления, является способ электронной регистрации на Едином портале государственных услуг www.gosuslugi.ru. Пользоваться функционалом Единого портала государственных и муниципальных услуг не сложно, ведь вся необходимая информация находится в свободном доступе. В случае возникновения трудностей или вопросов о предоставлении государственных услуг на сайте www.gosuslugi.ru обратитесь к разделу справочной информации.
Зарегистрировавшись один раз Вы получите доступ ко всем услугам Портала. Оказание государственной услуги проводится в приоритетном порядке – заявителю индивидуально назначаются дата и время приёма, о чём он уведомляется в электронном виде.
Если же у Вас нет возможности доступа к сети Интернет, то государственная услуга по добровольной дактилоскопической регистрации может быть оказана при личном обращении в территориальный орган внутренних дел по месту Вашей регистрации.
Для чего нужна добровольная дактилоскопическая регистрация
Добровольная дактилоскопическая регистрация – один из видов дактилоскопической регистрации в Российской Федерации. Государственная дактилоскопическая регистрация включает в себя получение, учет, хранение, классификацию и выдачу дактилоскопической информации, то есть информации об особенностях строения паппилярных узоров пальцев рук человека и (или) ладоней рук человека, позволяющей установить его личность.
Процедура добровольного дактилоскопирования очень важна. Цель проведения добровольной дактилоскопической регистрации – это защита интересов человека, обеспечение его законных прав, сохранности здоровья и безопасности.
В Российской Федерации государственная дактилоскопическая регистрация проводится в отношении достигших возраста шести лет граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В жизни происходит масса неприятных ситуаций, когда люди становятся жертвами несчастных случаев, и установить личность без документов невозможно. А дактилоскопическая информация может оказать неоценимую помощь. Поэтому такая регистрация, прежде всего, важна для самих граждан и делается в их интересах.
В современных условиях каждому человеку, прошедшему дактилоскопическую регистрацию, гарантировано установление личности при порче документов, несчастных случаях, катастрофах, наводнениях, землетрясениях, пожарах, террористических актах, авиационных и железнодорожных катастрофах. Особое значение дактилоскопическая регистрация имеет для людей, страдающих потерей памяти. В случае, когда человек не в состоянии сообщить о себе какие-либо сведения, дактилоскопия может помочь родственникам найти пропавшего члена семьи.
В нашем обществе до сих пор принято с опаской относится к процедуре снятия отпечатков пальцев. Люди считают, что это просто ни к чему или панически боятся, что их отпечатки могут быть использованы им во вред.Многие скажут, что несчастные случаи происходят не так часто и будут правы. Но и в повседневной жизни таких ситуаций, когда чрезвычайно помогли бы результаты добровольной дактилоскопии, немало. Например, пошел пожилой человек в магазин, документов с собой не взял, по дороге ему стало плохо, в бессознательном состоянии его увезли в больницу. Если в базе данных нет отпечатков его пальцев, родственникам придется побегать, чтобы его найти. А если он не может вспомнить свое имя и место жительства? А если этот человек одинок? Шанс остаться неопознанным в такой ситуации очень велик. Таких случаев, к сожалению, немало. Категориям лиц, которые в силу состояния здоровья не могут назвать свои данные, адрес жительства, дактилоскопирование просто необходимо. Не застрахованы от потери памяти и молодые, вполне здоровые люди. Опознать их и вернуть домой опять-таки помогут отпечатки пальцев.
Или же другой пример: сбежал из дома так называемый «трудный» подросток. Рано или поздно юного бродягу найдут сотрудники правоохранительных органов. Они оперативно проверят его на отпечатки и сразу же благополучно отправят к родителям.
Можно привести еще много жизненных ситуаций, в разрешении которых может помочь дактилоскопирование. Аргументов в пользу добровольного дактилоскопирования предостаточно.
Если говорить о международной практике, то во многих странах дактилоскопическая регистрация населения проводится уже давно.
Сам процесс дактилоскопирования не представляет опасности для здоровья и проводится с соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Чтобы развеять сомнения о несанкционированном использовании получаемых сведений о гражданах, необходимо отметить, что дактилоскопическая информация, в том числе персональные данные о человеке, т. е. сведения, позволяющие идентифицировать его личность, являются конфиденциальной информацией, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Статья 7 Федерального закона «О персональных данных» устанавливает конфиденциальность персональных данных.
Должностные лица несут административную и уголовную ответственность за нарушение правил ее хранения и незаконное использование. При таком условии хранения и использования дактилоскопической информации исключается возможность ее искажения и несанкционированного доступа к ней.
После проведения дактилоскопирования гражданам по их просьбе выдается справка о прохождении добровольной дактилоскопической регистрации.
Дактилоскопическая регистрация проводится только по желанию гражданина. Вопрос о необходимости прохождения процедуры добровольного дактилоскопирования граждане должны решить для себя сами.
О государственной услуге по добровольной дактилоскопической регистрации можно узнать здесь (ссылка на сайт УМВД России по Тюменской области).
Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ
РЕГИСТРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
Статья 2. Цели государственной дактилоскопической регистрации
В Российской Федерации государственная дактилоскопическая регистрация проводится и дактилоскопическая информация используется в целях идентификации личности человека.
Статья 3. Правовая основа государственной дактилоскопической регистрации
Правовой основой государственной дактилоскопической регистрации являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.
Статья 4. Принципы государственной дактилоскопической регистрации
Государственная дактилоскопическая регистрация проводится с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с принципами законности, гуманизма, конфиденциальности, сочетания добровольности и обязательности.
Проведение государственной дактилоскопической регистрации не должно представлять опасность для здоровья человека, унижать его честь и достоинство.
Статья 5. Перечень лиц, в отношении которых проводится государственная дактилоскопическая регистрация
В Российской Федерации государственная дактилоскопическая регистрация проводится в отношении достигших возраста шести лет граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Статья 6. Использование дактилоскопической информации
Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, используется для:
розыска пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
установление личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук неопознанного трупа;
установления личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности либо не имеющих документов, удостоверяющих личность;
подтверждения личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и выявления административных правонарушений.
Статья 7. Виды государственной дактилоскопической регистрации и методы получения дактилоскопической информации
Государственная дактилоскопическая регистрация может быть следующих видов:
добровольная государственная дактилоскопическая регистрация;
обязательная государственная дактилоскопическая регистрация.
При проведении государственной дактилоскопической регистрации используется традиционный (красковый) метод получения дактилоскопической информации или электронный (бескрасковый) метод получения дактилоскопической информации.
Статья 8. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию. Указанная регистрация проводится в соответствии с требованиями статьи 10 настоящего Федерального закона.
Статья 9. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация
Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:
а) граждане Российской Федерации, призываемые на военную службу;
в) граждане Российской Федерации, проходящие службу в:
органах внутренних дел;
органах государственной налоговой службы;
органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
органах принудительного исполнения Российской Федерации;
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
Государственной противопожарной службе;
в.1) федеральные государственные гражданские служащие кадрового состава органов внешней разведки, а также не входящие в кадровый состав федеральные государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки;
в.2) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов федеральной службы безопасности, а также граждане, поступающие на военную службу по контракту, федеральную государственную гражданскую службу или работу в органы федеральной службы безопасности;
в.3) руководители следственных органов, следователи Следственного комитета Российской Федерации;
в.4) федеральные государственные гражданские служащие и работники органов государственной охраны;
г) спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований Российской Федерации;
д) члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации Российской Федерации;
е) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;
ж) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства:
подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту;
совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;
з) иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации либо подпадающие под действие международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;
и) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с ходатайствами о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации или признании их беженцами на территории Российской Федерации либо с заявлениями о предоставлении им временного убежища на территории Российской Федерации, и прибывшие с ними члены их семей;
к) иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации;
л) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с заявлениями о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации либо заявлениями о выдаче вида на жительство без оформления разрешений на временное проживание в Российской Федерации;
м) граждане, претендующие на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности;
н) граждане, претендующие на получение удостоверения частного охранника;
о) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче удостоверения личности моряка;
п) иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче разрешений на работу либо патентов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации;
р) иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации в нарушение законодательства Российской Федерации;
с) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся в органы внутренних дел с заявлением о получении дубликата разрешения на работу, миграционной карты, визы, разрешения на временное проживание, вида на жительство, патента, предоставляющего право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, или отрывной части бланка уведомления о прибытии взамен утраченных или испорченных;
т) работники ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия;
у) работники юридических лиц с особыми уставными задачами, не являющихся организациями ведомственной охраны, исполняющие обязанности, связанные с учетом, хранением, ношением и использованием оружия;
ф) иностранные граждане и лица без гражданства, приобретающие гражданство Российской Федерации, в отношении которых обязательная государственная дактилоскопическая регистрация не проводилась.
Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат все неопознанные трупы.
Перечни должностей, на которых проходят службу граждане, указанные в пунктах «а», «б», «в», «г» и «д» части первой настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации.
Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
Статья 10. Проведение добровольной государственной дактилоскопической регистрации
Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проводится по письменному заявлению указанных лиц органами внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи.
Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, ограниченных в дееспособности, проводится органами внутренних дел по письменному заявлению указанных лиц или их попечителей. При подаче такого заявления попечителями указанных лиц добровольная государственная дактилоскопическая регистрация проводится в присутствии попечителей указанных лиц.
Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных недееспособными, или несовершеннолетних проводится органами внутренних дел по письменному заявлению законных представителей указанных лиц в присутствии законных представителей указанных лиц.
Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проводится на безвозмездной основе по месту их жительства или месту их пребывания в Российской Федерации.
Статья 11. Проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации
Обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию определенной категории лиц проводят следующие органы:
Дактилоскопическая информация, полученная органами, указанными в абзацах втором, четвертом, шестом и девятом части первой настоящей статьи, направляется в органы внутренних дел в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Одновременно с дактилоскопической информацией в органы внутренних дел направляются следующие данные:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии), гражданство (при наличии), пол, дата и место рождения, сведения о регистрации по месту жительства или месту пребывания лица, прошедшего обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию;
б) наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия, номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ, при наличии сведений о наименовании такого органа);
в) наименование органа, организации или подразделения, получивших дактилоскопическую информацию;
г) основание и дата проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация указанных в пунктах «и», «л», «п», «с» и «ф» части первой статьи 9 настоящего Федерального закона лиц, признанных недееспособными, и несовершеннолетних проводится в присутствии их законных представителей.
Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация лиц, ограниченных в дееспособности вследствие психического расстройства и указанных в пунктах «и», «л», «п», «с» и «ф» части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, проводится в присутствии их попечителей.
В случае, если для проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации в отношении одного лица имеются одновременно два и более основания, обязательная государственная дактилоскопическая регистрация проводится один раз с обязательным указанием перечня всех оснований.
При наличии технической возможности органы внутренних дел проводят идентификацию личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация не проводится в отношении указанных в части первой статьи 9 настоящего Федерального закона категорий лиц в соответствии с перечнем, определяемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в случае идентификации личности проверяемого лица по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени.
Порядок проведения идентификации личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени в соответствии с частью шестой настоящей статьи определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Глава III. ХРАНЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И УНИЧТОЖЕНИЕ
Статья 12. Основные требования к хранению и использованию дактилоскопической информации
Условия хранения и использования дактилоскопической информации должны исключать возможность ее утраты, искажения и несанкционированного доступа к ней.
Хранение, систематизация и использование дактилоскопической информации осуществляются органами внутренних дел.
Органы федеральной службы безопасности, органы внешней разведки, органы Следственного комитета Российской Федерации, органы государственной налоговой службы, органы государственной охраны, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, федеральные государственные учреждения, имеющие право выдачи удостоверений личности моряка, в том числе администрации морских портов, самостоятельно осуществляют получение, учет, хранение, выдачу дактилоскопической информации, создание информационных массивов с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Государственные органы, указанные в статьях 11 и 14 настоящего Федерального закона, обязаны соблюдать конфиденциальность дактилоскопической информации и обеспечивать ее безопасность. Должностные лица государственных органов, указанных в статьях 11 и 14 настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Статья 13. Сроки хранения дактилоскопической информации
Органы внутренних дел хранят дактилоскопическую информацию о:
Органы внутренних дел хранят дактилоскопическую информацию о неопознанных трупах до установления личности человека, но не более 10 лет.
Органы, указанные в абзаце третьем части первой статьи 11 настоящего Федерального закона, хранят дактилоскопическую информацию о лицах, указанных в абзаце шестом пункта «в», пунктах «в.1», «в.2», «в.3» и «в.4» части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, до увольнения их со службы (с работы), после чего указанные органы с соблюдением требований, предусмотренных частью второй статьи 11 настоящего Федерального закона, направляют материальные носители, содержащие дактилоскопическую информацию об этих лицах, в органы внутренних дел, которые хранят дактилоскопическую информацию об этих лицах до достижения ими возраста 80 лет или установления факта их смерти.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, федеральные государственные учреждения, имеющие право выдачи удостоверений личности моряка, в том числе администрации морских портов, хранят дактилоскопическую информацию о лицах, указанных в пункте «о» части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, до достижения данными лицами возраста 75 лет.
Статья 14. Право на использование и получение дактилоскопической информации
При идентификации личности с использованием удостоверения личности моряка право на использование дактилоскопической информации, полученной при выдаче удостоверения личности моряка, имеют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, федеральные государственные учреждения, имеющие право выдачи удостоверений личности моряка, в том числе администрации морских портов, а также органы федеральной службы безопасности.
Право на получение дактилоскопической информации, содержащейся в информационных массивах органов внутренних дел и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, может быть предоставлено иностранным государствам в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Государственные органы, указанные в статье 11 настоящего Федерального закона и настоящей статье, для установления либо подтверждения личности гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства с использованием информационных дактилоскопических массивов имеют право на проведение идентификации личности по отпечаткам пальцев (ладоней) рук, полученным у проверяемого лица.
Статья 15. Уничтожение дактилоскопической информации
Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения добровольной государственной дактилоскопической регистрации, уничтожается органами внутренних дел. Дактилоскопическая информация уничтожается по истечении срока ее хранения или в срок не позднее 30 суток со дня поступления письменного заявления гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства, прошедших добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, либо в случаях проведения добровольной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с частями второй и третьей статьи 10 настоящего Федерального закона письменного заявления соответственно их родителей (усыновителей), опекунов, попечителей. Такое заявление подается в орган внутренних дел по месту жительства или месту пребывания лица, прошедшего добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию. По просьбе заявителя ему выдается уведомление об уничтожении дактилоскопической информации.
Дактилоскопическая информация о лицах, указанных в пункте «е» части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, уничтожается органами внутренних дел, осуществляющими ее хранение. В случае установления личности указанных лиц дактилоскопическая информация уничтожается по их письменному заявлению либо по письменному заявлению соответственно родителей (усыновителей) или опекунов, попечителей указанных лиц.
Дактилоскопическая информация о лицах, подозреваемых в совершении преступления, обвиняемых в совершении преступления либо осужденных за совершение преступления, уничтожается по истечении одного года после прекращения уголовного дела по основаниям, влекущим возникновение права на реабилитацию в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, или вынесения оправдательного приговора суда по письменному заявлению этих лиц либо письменному заявлению соответственно их родителей (усыновителей), опекунов, попечителей.
Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения добровольной государственной дактилоскопической регистрации и обязательной государственной дактилоскопической регистрации, уничтожается по истечении сроков хранения, предусмотренных статьей 13 настоящего Федерального закона.
Глава IV. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Статья 16. Прокурорский надзор
Надзор за исполнением настоящего Федерального закона органами, проводящими государственную дактилоскопическую регистрацию и использующими дактилоскопическую информацию, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.
Статья 17. Ведомственный контроль
Контроль за государственной дактилоскопической регистрацией осуществляют руководители органов, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Действия указанных руководителей могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Судебный контроль
Решения и действия органов и должностных лиц, проводящих государственную дактилоскопическую регистрацию, нарушающие права и свободы человека и гражданина, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 19. Финансирование мероприятий по проведению государственной дактилоскопической регистрации
Финансирование мероприятий по проведению государственной дактилоскопической регистрации, хранению и использованию дактилоскопической информации осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1999 года.
Статья 21. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Поручить Правительству Российской Федерации:
внести в установленном порядке в Федеральное Собрание Российской Федерации предложения о приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом;
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.