дангауэровка что это в москве на карте
Дангауэровка
Данга́уэровка (также Данга́уэровская слобода́) — жилой массив в Москве, на территории района Лефортово, возле метро Авиамоторная, построенный как «соцгородок» в 1928—1932 гг. по проекту архитекторов М. Мотылева, В. Вегнера, Б. Блохина, Е. Ю Шервинского, Н. Молокова, И. А. Звездина. Ранее здесь также располагался посёлок для рабочих завода Дангауэра и Кайзера, а местность именовалась Дангауэровской слободой.
Сейчас Дангауэровка представляет собой уникальный, почти не тронутый поздними искажениями ансамбль застройки 1920—1930-х годов в стиле конструктивизма, являющийся выявленным объектом культурного наследия. [1]
Содержание
История
В 1869 году недалеко от Владимирского шоссе был основан котельный и литейный завод Дангауэра и Кайзера (после революции переименованного в «Котлоаппарат», а с 1931 года «Компрессор»), тогда же при нём возник рабочий посёлок. А вся местность получила название Дангауэровская слободка или просто Дангауэровка.
В книге А. Логинова, П. Лопатина «Москва на стройке» [2] приведена цитата из газеты «Правда» о Дангауэровской слободе:
Здесь, в пыли и унынии, кончался город. Кривая, угрюмая улица лениво всползала на бугор и упиралась в шлагбаум. Полосатое бревно со скрипом ворочалось на ржавом шкворне, пропуская телеги. Дальше, теряясь в Измайловском лесу, простиралась кандальная Владимирка, арестантский тракт из Москвы в Сибирь.
У Горбатого моста, слева от Дангауэровской слободы, ссыльные прощались с жёнами. По обе стороны дороги стояли заплаканные женщины с узелками в руках. Конвойные гнали партию дальше, и, оглядываясь в последний раз, арестанты видели тоскливое, гнетущее сердце убожество Дангауэровской слободы, её сгорбленные хибарки, кособокие заборы, непросыхающие лужи и босоногих зачумленных ребят, высыпавших на дорогу. Это прощальное видение города оставалось в душе горьким воспоминанием. Казалось, заодно с жёнами неутешно горюет каждая улочка московской рабочей окраины, провожая на каторгу своих сынов. Город недружелюбно поглядывал на окраину, отгородившись от рабочей слободы Старообрядческими, Бобылевскими, Вдовьими переулками, выставив, как заслон, купола церквей и непролазную грязь немощёных тротуаров. Город тяготился своей ненадёжной окраиной. Но обойтись без неё нельзя было. В цехах Гужона и Дангауэра надо же было кому-нибудь гнуть спину. И как бы вымещая свою злобу, свою ненависть к рабочей окраине, купецко-дворянский город оставил её без уличного освещения, без воды, без мостовых — в грязи и мраке.
Дангауэровцы не заставили себя ждать в 1917 году, когда завязался бой с юнкерами и полицейскими у Рогожской заставы и на Яузском мосту. Многие дангауэровцы ушли воевать с белыми, многие переехали потом в освободившиеся от «хозяев» города квартиры Садового и Бульварного кольца. Но куда больше обитателей Дангауэровки, не покидая своей слободы, зажили в просторных, благоустроенных квартирах многоэтажных домов, поднявшихся на месте слободских избушек.
Проект застройки 1927—1928 гг.
В 1927—1928 гг. появился выполненный трестом «Мосстрой» проект постройки на месте старой Дангауэровки нового, показательного рабочего посёлка, так называемого «соцгородка». Генеральный план посёлка проектировался по проекту архитекторов М. Мотылева и В. Вегнера. Посёлок по проекту архитекторов треста М. Мотылева, Б. Блохина, Е. В. Шервинского, Н. Молокова, И. А. Звездина [1] на 45 тыс. человек должен был раскинуться на площади в 50 га.
Однако, в книге Р. А. Агеевой др. «Имена московских улиц: Топонимический словарь» утверждается, что «соцгородок» — «Новые дома» был построен по проекту архитекторов А. Н. Фёдорова, И. Г. Бурова, М. Г. Виссинга, И. И. Комарова и др. [4]
Первым в 1929 году был построен дом 49/1 по Авиамоторной ул. архитекторов И. А. Звездина, Е. Ю. Шервинского.
Проект Электрогородка 1931 г.
В 1931 году, когда была реализована только малая часть запроектированной Дангауэровки, появился проект создания рядом с посёлком огромного Электрогородка — промышленной зоны, где располагались бы предприятия, связанные с энергетикой. По новому проекту территория этого городка занимала часть территории, изначально выделенной под рабочий посёлок.
Прямоугольные корпуса должны были стоять параллельно Авиамоторной улице. Но когда были сооружены только три из них, от строительства Электрогородка отказались. Однако территория между Авиамоторной улицей и МКМЖД была позже застроена промышленными предприятиями, а не жилыми домами, как это предполагал более ранний проект 1928 года.
К проекту Электрогородка относятся также «дома для американских специалистов». Два симметрично расположенных корпуса сложной, змеевидной формы были построены в 1929 году по проекту архитектора М. Мотылёва. В общем дворе, образованном корпусами, был установлен памятник Ленину, сохранившийся до сих пор.
Здания посёлка
По перечню Москомнаследия [5] к комплексу жилых домов «Дангауэровка» относятся здания в кварталах № 1914, № 1916, № 1917, № 1918 и № 1919: [1]
Микрорайон Посёлок Дангауэровка (Москва)
Дангауэровская слободка, местность к югу от шоссе Энтузиастов, вдоль Авиамоторной ул., бывший посёлок.
Название связано с основанными в 1869 г. котельным и литейным заводом Дангауэра и Кайзера (ныне завод «Компрессор») и рабочим посёлком при нём.
В 1927–1928 гг. на месте старой Дангауэровки появился проект постройки нового, показательного рабочего поселка, так называемого соцгородка. В 1929–1932 гг. часть посёлка была реконструирована, и здесь возник один из первых в Москве «соцгородков» — «Новые дома» (проект архитекторов Р. Вегнера, М. Мотылева, Н. Молокова, И. А. Звездина, Е. Ю. Шервинского и др.; реализован не полностью). Микрорайон состоит из 24 трёхэтажных-шестиэтажных многоподъездных жилых домов, архитектура которых отмечена определённой пластической выразительностью, характерной для конструктивизма.
Застройка посёлка панельно-сборными домами продолжалась в 1950–1970-х гг., что нарушило целостность первоначального ансамбля.
По перечню Москомнаследия к комплексу жилых домов «Дангауэровка» относятся здания в кварталах:
Авиамоторная ул., 22/12 [wikimapia.org/16294503];
Авиамоторная ул., 26/5 [wikimapia.org/10788181];
Авиамоторная ул., 28/4 [wikimapia.org/16294678];
Авиамоторная ул., 49/1 [wikimapia.org/9351822];
3-я Кабельная ул., 1 [wikimapia.org/7762280];
3-я Кабельная ул., 2 [wikimapia.org/16300858];
ул. Пруд-Ключики, 3 [wikimapia.org/16301000];
ул. Пруд-Ключики, 5 [wikimapia.org/16301078];
шоссе Энтузиастов, 18 [wikimapia.org/16302323];
«Квартал строчной застройки»: шоссе Энтузиастов, 20а [wikimapia.org/16302463], 20б [wikimapia.org/16302475], 20в [wikimapia.org/16302493].
Важно уточнить, что и Дангауэровка, и прочие жилые поселки конца 1920-х гг., состоявшие из квартирных домов, не были рабочими, они не предназначались для низового фабрично-заводского состава (для него строились общежития барачного типа). Они предназначались для служащих самых разных ведомств. Например, по Дангауэровке можно проследить связь с ОГПУ и НКВД, так как именно здесь и селили сотрудников этих двух ведомств. Другое дело, что в советской литературе все жилые комплексы 1920-х гг. скопом называли «рабочими посёлками». Но это неправда.
«Дангауэровская слобода» или просто – «Дангауэровка»
Как я уже рассказывала – не так давно попался мне неизвестный доселе топоним «Дангауэровская слобода» или просто – «Дангауэровка». Поискав в сети информацию об этом месте, я заодно открыла для себя удивительный пласт московской градостроительной архитектуры, который до сего момента абсолютно не привлекал моего внимания. Это 20-30 годы прошлого столетия.
То, что было ДО «поглотившего Москву» сталинского ампира. Сейчас, конечно, эти постройки выглядят не совсем привлекательно из-за своего часто плачевного состояния и из-за окруживших их домов, выстроенных совсем в другой стилистике. Но если присмотреться, да вдобавок взглянуть на старые фотографии, можно просто восхититься – какие линии! какая лаконичность форм! какие объемы! какое необычное решение привычных деталей (балконы, карнизы, окна, etc)!
Попробую немного рассказать вам об этом месте и показать еще парочку старых фотографий, а так же то, что удалось заснять мне на прошлой неделе.
Сейчас на карте Москвы вы не найдете этого топонима. А раньше: литейный завод Дангауэра и Кайзера, улицы Дангауэровсой слободы, Дангауэровские бани, 4-й (Дангауэровский) автобусный парк, трамвайный разворотный круг с названием «Дангауэровская слобода». Но обо всем по порядку…
Дангауэровская слобода возникла в XIX веке как рабочий посёлок при котельном заводе Дангауэра и Кайзера (после революции переименованного в «Котлоаппарат», а с 1931 года «Компрессор»). Завод этот имеет весьма долгую и славную историю: начавшись со слесарной мастерской, основанной немецким предпринимателем Дангауэром в 1869 году, теперь стал одним из крупнейших производителей компрессорного и холодильного оборудования в нашей стране. Нельзя обойти и тот любопытный факт, что в военные годы именно на этом заводе выпускались пусковые установки «Катюша», и именно за это в 1943 году завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Дом культуры завода Компрессор
Застройка посёлка панельно-сборными домами продолжалась и в 1950—70-х гг., что нарушило целостность первоначального ансамбля, решенного в конструктивистском стиле.
Давайте попробуем разглядеть то, что осталось. Секции жилых домов здесь поставлены строго перпендикулярно, образуя симметричные дворы. В одном из них установлена статуя Ленина, фиксирующая планировочный композиционный центр.
Кстати, Ленин здесь весьма интересный. Ильич одет по моде 1930-х годов – на нем френч, у кепки квадратный козырек, а на ногах ботинки с тупыми носами
Также стоит обратить внимание на интересное архитектурное решение угловых частей домов. Срезанные под 45 градусов, они украшены треугольными балконами с сильно выступающими карнизами.
Любопытны и окна – в большинстве своем имеющие горизонтальную ориентацию и форточки в нижней части окна
Вот еще несколько фотографий:
А это «Американский дом»
Кстати, неплохо было бы узнать почему дом стал называться «Американским»
Интересно и то, что не смотря на многие прошедшие годы парк сохранил свою планировку: центральное ядро – клумба и лучи – дорожки, разбегающиеся по парку (обратите внимание на последнее старое фото)
А названия… Теперь 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 5-я улица Дангауэровской слободы носят название Кабельных улиц с соответствующей нумерацией, Владимирская дорога стала Шоссе энтузиастов, завод Дангауэра и Кайзера называется «Компрессор», в доме культуры завода нынче мебельный магазин «Шатура», в бывших Дангауэровских банях – магазин «Ткани»…
Люди и Пукемоны
Семейная хроника
Дангауэровка
Вчера мне удалось побывать на экскурсии по таким местам, в которые вас никогда в жизни не занесло бы «просто так». К сожалению, такие узкотематические лекции на свежем воздухе проходят крайне редко. И редко граждане вообще интересуются таким «небогатым» направлением в архитектуре как конструктивизм. Вроде бы нет в нем ничего интересного, это маловыразительный, бедный стиль, вызванный к жизни только острой потребностью населения в жилье и крайне ограниченным количеством денег на строительство. Но разве нет в простоте линий красоты?
Лефортово для меня пока еще остается тайной, но первый шаг сделан и очень успешно. Стартуем от метро Авиамоторная. Итак, что такое Дангауэровка?
1. Пожарная часть № 19 с каланчей, которая сейчас выглядит игрушечной среди многоэтажек. Но в окружении пятиэтажных домов каланча, конечно, смотрелась солиднее.
2. Школа (шоссе Энтузиастов, 16). Чтобы полностью сфотографировать ее, пришлось бы переходить на другую сторону шоссе, но общий вывод о стиле можно сделать. Довольно большое симметричное здание, в котором в настоящее время, кажется, располагается какая-то сотня совсем нешкольных организаций.
5. Жители этого дома, похоже, скинулись и сделали себе капитальный ремонт.
8. Примерно вот так выглядели магазины в 20-е годы XX века. Низкая деревянная дверь, к которой ведут ступеньки.
9. Еще одна школа (Авиамоторная, 26). Какой красивый, лаконичный ряд окон! Ныне здесь располагается НИИ «Интеграл».
10. Та же школа, вид сзади. Простота, ничего лишнего, только украшение под крышей в виде скромного верхнего карниза.
11. Очень красивое место, «американский дворик». Здесь были построены два дома для иностранных специалистов, образующие квадратный сквер, в центре которого стоит фигура Ленина в виде рабочего (с кепкой в опущенной руке). Увы, с моими способностями к фотографии невозможно было выбрать правильный ракурс. Один из домов активно реставрируется. Посмотрите, какая здесь шикарная детская площадка в виде каравеллы!
12. А вот и сам Ленин с обязательным голубем на голове.
13. Почему его сзади поддерживает какая-то куча?
15. Дальше мы буквально понеслись по Авиамоторной к следующему объекту. А по пути я сделала пару-тройку любопытных кадров. Никогда бы не подумала, что климатом теперь можно управлять, но «Красная армия всех сильней». Или здесь Зевс в гендиректорах?
16. Ящик для писем возле двери какого-то дизайнерского бюро. Занятный герб, опознать его не в моих силах.
17. Морской НИИ радиоэлектроники «Альтаир» (основан в 1933 г.). С этими двумя симметричными башенками он выглядит как испанский алькасар, форт или замок.
19. Какая красота! Это же автомобильная фара! Здесь располагалась столовая.
20. Косые окна обозначают за стеной лестницу. Рядом со мной стоял мальчик лет 7 и делал в блокнотике зарисовки деталей здания. Будущий архитектор, наверное.
21. Еще один жилой дом.
23. Эта фотография сделана специально для моих сыновей. У Дангауэровки есть собственная железнодорожная станция!
25. Куда же без еще одного Ленина в рабочем поселке? Только уже без «кучи».
Дангауэровка
Сейчас Дангауэровка представляет собой уникальный, почти не тронутый поздними искажениями ансамбль застройки 1920—1930-х годов в стиле конструктивизма, являющийся выявленным объектом культурного наследия. [2]
Содержание
История [ править ]
В 1869 году недалеко от Владимирского шоссе был основан котельный и литейный завод Дангауэра и Кайзера (после революции переименованного в «Котлоаппарат», а с 1931 года «Компрессор»), тогда же при нём возник рабочий посёлок. А вся местность получила название Дангауэровская слободка или просто Дангауэровка.
В книге А. Логинова, П. Лопатина «Москва на стройке» [3] приведена цитата из газеты «Правда» о Дангауэровской слободе:
Здесь, в пыли и унынии, кончался город. Кривая, угрюмая улица лениво всползала на бугор и упиралась в шлагбаум. Полосатое бревно со скрипом ворочалось на ржавом шкворне, пропуская телеги. Дальше, теряясь в Измайловском лесу, простиралась кандальная Владимирка, арестантский тракт из Москвы в Сибирь.
У Горбатого моста, слева от Дангауэровской слободы, ссыльные прощались с жёнами. По обе стороны дороги стояли заплаканные женщины с узелками в руках. Конвойные гнали партию дальше, и, оглядываясь в последний раз, арестанты видели тоскливое, гнетущее сердце убожество Дангауэровской слободы, её сгорбленные хибарки, кособокие заборы, непросыхающие лужи и босоногих зачумленных ребят, высыпавших на дорогу. Это прощальное видение города оставалось в душе горьким воспоминанием. Казалось, заодно с жёнами неутешно горюет каждая улочка московской рабочей окраины, провожая на каторгу своих сынов. Город недружелюбно поглядывал на окраину, отгородившись от рабочей слободы Старообрядческими, Бобылевскими, Вдовьими переулками, выставив, как заслон, купола церквей и непролазную грязь немощёных тротуаров. Город тяготился своей ненадёжной окраиной. Но обойтись без неё нельзя было. В цехах Гужона и Дангауэра надо же было кому-нибудь гнуть спину. И как бы вымещая свою злобу, свою ненависть к рабочей окраине, купецко-дворянский город оставил её без уличного освещения, без воды, без мостовых — в грязи и мраке.
Дангауэровцы не заставили себя ждать в 1917 году, когда завязался бой с юнкерами и полицейскими у Рогожской заставы и на Яузском мосту. Многие дангауэровцы ушли воевать с белыми, многие переехали потом в освободившиеся от «хозяев» города квартиры Садового и Бульварного кольца. Но куда больше обитателей Дангауэровки, не покидая своей слободы, зажили в просторных, благоустроенных квартирах многоэтажных домов, поднявшихся на месте слободских избушек.
Проект застройки 1927—1928 гг. [ править ]
В 1927—1928 гг. появился выполненный трестом «Мосстрой» проект постройки на месте старой Дангауэровки нового, показательного рабочего посёлка, так называемого «соцгородка». Генеральный план посёлка проектировался по проекту архитекторов М. Мотылева и В. Вегнера. Посёлок по проекту архитекторов треста М. Мотылева, Б. Блохина, Е. В. Шервинского, Н. Молокова, И. А. Звездина [2] на 45 тыс. человек должен был раскинуться на площади в 50 га.
Однако, в книге Р. А. Агеевой др. «Имена московских улиц: Топонимический словарь» утверждается, что «соцгородок» — «Новые дома» был построен по проекту архитекторов А. Н. Фёдорова, И. Г. Бурова, М. Г. Виссинга, И. И. Комарова и др. [5]
Первым в 1929 году был построен дом 49/1 по Авиамоторной ул. архитекторов И. А. Звездина, Е. Ю. Шервинского.
Проект Электрогородка 1931 г. [ править ]
В 1931 году, когда была реализована только малая часть запроектированной Дангауэровки, появился проект создания рядом с посёлком огромного Электрогородка — промышленной зоны, где располагались бы предприятия, связанные с энергетикой. По новому проекту территория этого городка занимала часть территории, изначально выделенной под рабочий посёлок.
Прямоугольные корпуса должны были стоять параллельно Авиамоторной улице. Но когда были сооружены только три из них, от строительства Электрогородка отказались. Однако территория между Авиамоторной улицей и МКМЖД была позже застроена промышленными предприятиями, а не жилыми домами, как это предполагал более ранний проект 1928 года.
К проекту Электрогородка относятся также «дома для американских специалистов». Два симметрично расположенных корпуса сложной, змеевидной формы были построены в 1929 году по проекту архитектора М. Мотылёва. В общем дворе, образованном корпусами, был установлен памятник Ленину, сохранившийся до сих пор.
Здания посёлка [ править ]
По перечню Москомнаследия [6] к комплексу жилых домов «Дангауэровка» относятся здания в кварталах № 1914, № 1916, № 1917, № 1918 и № 1919: [2]