данте алигьери что написал
Биография
Данте Алигьери – крупнейший итальянский поэт, литературовед, мыслитель, богослов, политический деятель, автор прославленной «Божественной комедии». Достоверных сведений о жизни этого человека сохранилось крайне мало; основным их источником является написанная им же самим художественная автобиография, в которой описан лишь определенный период.
Появился на свет Данте Алигьери во Флоренции, в 1265 г., 26 мая, в родовитой и обеспеченной семье. Неизвестно, где будущий поэт учился, но сам он считал полученное образование недостаточным, поэтому уделял много времени самостоятельному просвещению, в частности, изучению иностранных языков, творчества античных поэтов, среди которых особое предпочтение отдавал Вергилию, считая его своим учителем и «вождем».
Смерть любимой женщины заставила его с головой уйти в науку, он изучал философию, астрономию, богословие, превратился в одного из образованнейших людей своего времени, хотя при этом багаж знаний не выходил за рамки средневековой традиции, опиравшейся на богословие.
В 1295-1296 гг. Данте Алигьери заявил о себе и как общественный, политический деятель, участвовал в работе городского совета. В 1300-ом его избирали членом коллегии шести приоров, которая управляла Флоренцией. В 1298 г. он вступил в брак с Джеммой Донати, которая являлась его супругой до самой смерти, но эта женщина всегда играла скромную роль в его судьбе.
Активная политическая деятельность стала причиной изгнания Данте Алигьери из Флоренции. Раскол партии гвельфов, в которой он состоял, привел к тому, что так называемые белые, в чьих рядах был и поэт, подверглись репрессиям. Против Данте было выдвинуто обвинение во взяточничестве, после чего он вынужден был, оставив жену и детей, покинуть родной город с тем, чтобы не вернуться в него уже никогда. Случилось это в 1302 году.
С этого времени Данте постоянно скитался по городам, ездил в другие страны. Так, известно, что в 1308-1309 гг. он побывал в Париже, где участвовал в устраиваемых университетом открытых диспутах. Имя Алигьери два раза вносили в списки лиц, подлежащих амнистии, но оба раза оттуда вычеркивали. В 1316 г. ему разрешили вернуться в родную Флоренцию, но при условии, что он публично признается в неправоте своих взглядов и покается, но гордый поэт не стал этого делать.
Он мечтал с помощью «Комедии» прославиться и возвратиться домой с почестями, но его надеждам не суждено было сбыться. Заболев малярией, возвращаясь из поездки в Венецию с дипломатической миссией, поэт 14 сентября 1321 г. скончался. «Божественная комедия» была вершиной его литературной деятельности, однако только ею его богатое и разностороннее творческое наследие не исчерпывается и включает в себя, в частности, философские трактаты, публицистику, лирику.
Данте Алигьери (Dante Alighieri)
Данте Алигьери (Dante Alighieri) (1265–1321) поэт, литературовед, богослов и политический деятель эпохи Возрождения. Но в историю мировой литературы он вошёл как автор монументального эпического труда — «La divina commedia» («Божественная комедия»), отразившего взгляд с точки зрения христианской морали на бренную и короткую человеческую жизнь.
Родился в середине мая 1265 во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка. Согласно семейному преданию, предки Данте происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции. Каччагвида, прапрадед Данте, участвовал в крестовом походе Конрада III (1147—1149), был посвящён им в рыцари и погиб в бою с мусульманами. Каччагвида был женат на даме из ломбардской семьи Альдигьери да Фонтана. Имя «Альдигьери» трансформировалось в «Алигьери»; так был назван один из сыновей Каччагвиды, а позднее и его сын, а затем и внук – всем известный Данте Алигьери.
Родители смогли оплатить обучение Данте в школе, а впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения.
Первым наставником Данте был известный в то время поэт и учёный Брунетто Латини. Место, где учился Данте, не известно, но он получил широкие познания в античной и средневековой литературе, в естественных науках и был знаком с еретическими учениями того времени.
Представление о юности поэта даёт его автобиографическая повесть в стихах и прозе «Новая жизнь» (La vita nuova, 1293), рассказывающая о любви Данте к Беатриче (считается, что это была Биче, дочь Фолько Портинари) с момента первой встречи, когда Данте было девять лет, а ей восемь, и до смерти Беатриче в июне 1290.
Стихи сопровождаются прозаическими вставками, объясняющими, как появилось то или иное стихотворение. В этом произведении Данте развивает теорию куртуазной любви к женщине, примиряя её с христианской любовью к Богу. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией и создал несколько аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы». За годы научных занятий значительно расширился и его литературный кругозор. Решающую роль в судьбе и дальнейшем творчестве Данте сыграло изгнание поэта из родной Флоренции.
В то время власть во Флоренции принадлежала партии гвельфов, раздираемой внутрипартийной борьбой между белыми гвельфами (выступавшими за независимость Флоренции от папы) и чёрными гвельфами (сторонниками папской власти). Симпатии Данте были на стороне белых гвельфов.
В 1295–1296 он несколько раз призывался на государственную службу, включая участие в Совете Ста. В 1300 он в качестве посла ездил в Сан-Джиминьяно с призывом к гражданам города объединиться с Флоренцией против папы Бонифация VIII и в том же году был избран членом правительствующего совета приоров — эту должность он занимал с 15 июня по 15 августа. С апреля по сентябрь 1301 он вновь входил в Совет Ста.
Осенью того же года Данте вошёл в состав посольства, отправленного к папе Бонифацию в связи с нападением на Флоренцию принца Карла Валуа. В его отсутствие, 1 ноября 1301, с приходом Карла власть в городе перешла к чёрным гвельфам, а белые гвельфы подверглись репрессиям. В январе 1302 Данте узнал, что заочно приговорён к изгнанию по сфабрикованному обвинению во взяточничестве, должностных преступлениях и сопротивлении папе и Карлу Валуа, и уже не вернулся во Флоренцию. Джемма Донати, женщина на которой Данте женился по политическим причинам уже после смерти Беатриче, осталась в городе с его детьми, блюдя остатки отцовского достояния.
В 1310 император Генрих VII вторгся в Италию с «миротворческой» целью. На это событие Данте, нашедший к тому времени временный приют в Казентино, откликнулся пылким письмом к правителям и народам Италии, призывая поддержать Генриха. В другом письме, озаглавленном Флорентиец Данте Алигьери, несправедливо изгнанный, негоднейшим флорентийцам, оставшимся в городе, он осудил сопротивление, оказанное Флоренцией императору.
Вероятно, в это же время он написал трактат «О монархии» (De monarchia, 1312–1313). Однако в августе 1313, после неудачной трёхлетней кампании, Генрих VII внезапно скончался в Буонконвенто. В 1314 после смерти папы Климента V во Франции Данте выступил ещё с одним письмом, адресованным конклаву итальянских кардиналов в городе Карпентра, в котором призывал их избрать папой итальянца и вернуть папский престол из Авиньона в Рим.
На некоторое время Данте нашёл убежище у правителя Вероны Кан Гранде делла Скала, которому посвятил заключительную часть Божественной Комедии — Рай.
С 1316—1317 г. он поселился в Равенне, куда его вызвал на покой синьор города, Гвидо да Полента. Здесь, в кругу детей, среди друзей и поклонников, создавались песни Рая. Летом 1321 года Данте как посол правителя Равенны отправился в Венецию для заключения мира с республикой Святого Марка. Возвращаясь дорогой между берегами Адрии и болотами По, Данте заболел малярией и умер в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.
Данте был похоронен в Равенне; великолепный мавзолей, который готовил ему Гвидо да Полента, не был воздвигнут за смертью последнего.
В 1483 году для захоронения Данте по заказу городского главы Бернардо Бембо скульптором Пьетро Ломбарди был изготовлен портрет поэта, сохранившийся до настоящего времени.
В 1519 году по просьбе Микеланджело папа Лев X согласился на перенесение праха Данте во Флоренцию, но когда гроб привезли в город, то он оказался пустым. В базилике Санта-Кроче был устроен кенотаф, а позднее выяснилось, что монахи францисканцы из Равенны, не желая расставаться с прахом поэта, пробили стенку саркофага и выкрали его останки, которые тайно были погребены во францисканской обители в Сиенцо. В 1677 году прах поэта был помещён в деревянную раку, а когда после 1810 года в результате проводившейся Наполеоном секуляризации церковной собственности монахи покинули обитель, то гроб был спрятан под портиком Браччофорте рядом с мавзолеем Данте в Равенне.
Гроб с прахом Данте был обнаружен в 1865 году во время ремонта территории, прилегающей к церкви Сан Франческо. Найденный деревянный короб был опознан по эпитафии, вырезанной в 1677 году Антонио Санти. После этого останки были перенесены в мавзолей, из которого они изымались во время Второй мировой войны, когда город подвергался бомбардировкам. Место, где прятали саркофаг, в настоящее время отмечено мемориальной доской.
Одной из наиболее ранних литературных работ Данте является сборник «Новая жизнь», написана в форме прозиметрума — чередующихся фрагментов стиха и прозы. Принадлежит к числу наиболее ранних литературных произведений, написанных в Италии на итальянском языке (а не на латыни), — «Новая жизнь» способствовала кодификации тосканского диалекта. Новая жизнь — это автобиографическая исповедь, которая была написана Данте у могилы Беатриче.
Вершина творчества Данте является поэма «Комедия», названная потомками «Божественной» (по-видимому, начата в 1307, закончена в 1321, первое печатное изд. 1472). Форма поэмы восходит к традиционному жанру «видения»; она изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». В «Комедии» отчётливо проявляется переходный характер творчества Данте. Со средневековьем её связывает аллегорическая картина неподвижного загробного мира, подчинённая представлениям католической теологии. Но в разрешении огромного комплекса затронутых в поэме проблем богословия, истории, науки и особенно политики и морали католические догмы вступают в столкновение с новым отношением к людям, к миру поэзии с его культом античности. Интерес Д. к земной жизни, к судьбе человеческой личности — основа его гуманизма. Отвлечённым грехам Д. придаёт политическую и социальную окраску. Его волнуют судьбы Италии и Флоренции, раздираемых междоусобицами, падение авторитета и коррупция церкви, столкновение папской и императорской власти, идеал монархии. Данте — создатель итальянского литературного языка, в основу которого он кладёт тосканский диалект, обогащая его словами и оборотами из других диалектов, латинизмами и неологизмами. В стиле поэмы сочетаются просторечие и торжественная книжная лексика, живописность и драматизм.
Фантастическое в творчестве автора
Фантастические элементы можно усмотреть, прежде всего, в «Божественной комедии», в которой Данте разрабатывает и детализирует христианский миф о загробном мире. Своё видение ада, рая и чистилища Данте строил из кусков реальной жизни. Поэт помещает известных ему деятелей Средневековья в обстановку описываемого мира, в тексте чётко просматриваются параллели с определёнными областями Италии. Однако поэт обрамляет реальных людей, реальные места мистическим антуражем загробного мира и необычными существами, смешивая христианскую и античную мифологию, как то демоны (Минос, Флегий), пёс Цербер, адские фурии, кентавр Несс, Люцифер, ангелы.
© По материалам сети Интернет
Примечание к биографии:
Заглавный портрет работы флорентийского художника Сандро Боттичелли, находится в частной коллекции в Швейцарии.
Второе изображение — фреска Доменико ди Микелино во флорентийском соборе (сер. XV в.), где показан Данте, увенчанный лавровым венком, в алой тоге, на фоне родного города.
Третья картина называется «Данте в изгнании» Доменико Пеларлини.
Четвёртый портрет принадлежит кисти Рафаэля, увидеть его можно в Ватиканском дворце.
Данте Алигьери
Биография
Данте Алигьери – итальянский поэт и писатель, богослов, политический деятель. Его вклад в развитие не только итальянской, но и мировой литературы неоценим. Он автор «Божественной комедии» и создатель девяти кругов ада, рая и чистилища.
Детство и юность
Родился Данте Алигьери во Флоренции. Его полное имя звучит Дуранте дельи Алигьери. Точная дата рождения поэта неизвестна, предположительно, появился он на свет в промежутке с 21 мая по 1 июня 1265 года.
Данте Алигьери на фреске Андреа дель Кастаньо (1450, Галерея Уффици)
Его прапрабабушкой была Альдигьери да Фонтана – женщина из состоятельной семьи. Сына она назвала Алигьери. Позднее это имя и перевоплотилось в известную всем фамилию.
Памятник Данте Алигьери
Дед Данте был изгнан из Флоренции, когда проходило противостояние гвельфов и гибеллинов. На родину он вернулся лишь в 1266 году. Его отец Алигьери II был далек от политики, поэтому все время оставался во Флоренции.
Данте был человеком образованным, у него были познания в естественных науках, в средневековой литературе. Также изучал еретические учения той эпохи. Где он получил эти знания, неизвестно. Но его первым наставником был на тот момент популярный ученый и поэт Брунетто Латини.
Литература
Когда Данте увлекся сочинительством, доподлинно неизвестно, но создание произведения «Новая жизнь» относится к 1292 году. В него вошли далеко не все поэмы, написанные к тому времени. В книге чередовались стихи и фрагменты прозы. Это своеобразная исповедь, написанная Данте после смерти Беатриче. Также в «Новой жизни» множество стихов было посвящено его другу Гвидо Кавальканти, кстати, тоже поэту. Позднее ученые назвали эту книгу первой автобиографией в истории литературы.
Поэт Данте Алигьери
Как и его дед, Данте в молодом возрасте увлекся политикой. В конце XIII века Флоренция участвовала в конфликте между императором и Папой. Алигьери стал на сторону противников папской власти. Сначала удача «улыбалась» поэту, вскоре его партии удалось возвыситься над противником. В 1300 году его избрали на пост приора.
Однако уже через год политическая ситуация круто изменилась – власть перешла в руки сторонников Папы. Его изгнали из Флоренции по выдуманному делу о взяточничестве. Также его обвинили в антигосударственной деятельности. На Данте наложили штраф – 5000 флоринов, а имущество арестовали, а позднее и вовсе вынесли смертный приговор. В это время он был за пределами Флоренции, поэтому, узнав об этом, решил в город не возвращаться. Так он стал жить в изгнании.
Данте Алигьери и его «Божественная комедия»
Оставшуюся жизнь Данте скитался по городам и странам, находил приют в Вероне, Болонье, Равенне, даже жил в Париже. Все последующие произведения после «Новой жизни» были написаны уже в изгнании.
В 1304 году он приступил к написанию философских книг «Пир» и «О народном красноречии». К сожалению, оба произведения так и остались незаконченными. Связано это с тем, что Данте начал работу над своим главным трудом – «Божественной комедией».
Джованни Боккаччо
Примечательно, что изначально свое сочинение поэт назвал просто «Комедия». Слово «божественная» к названию прибавил Джованни Боккаччо – первый биограф Алигьери.
15 лет он писал это произведение. Данте олицетворял себя с главным лирическим героем. В основе поэмы – его путешествие по загробному миру, в которое он отправляется после смерти возлюбленной Беатриче.
Произведение состоит из трех частей. Первая – это «Ад», состоящий из девяти кругов, где грешники располагаются по степени тяжести их падения. Сюда Данте поместил политических и личных врагов. Также в «Аду» поэт оставил тех, кто, как он считал, жил не по-христиански и аморально.
Круги ада по Данте
«Чистилище» он описал семью кругами, которые соответствуют семи смертным грехам. «Рай» исполнен в девяти кругах, которые получили названия основных планет солнечной системы.
Это произведение до сих пор окутано легендами. Например, Боккаччо утверждал, что после смерти дети Данте не могли найти последние 13 песен «Рая». И обнаружили они их только после того, как к сыну Якопо во сне пришел сам отец и сообщил, где они спрятаны.
Личная жизнь
Главной музой Данте стала Беатриче Портинари. Впервые он увидел ее, когда ему было всего 9 лет. Разумеется, в столь юном возрасте своих чувств он не осознал. Он встретился с девушкой только спустя девять лет, когда она уже вышла замуж за другого мужчину. Только тогда он и понял, как сильно ее любит. Беатриче была для поэта единственной любовью на всю жизнь.
Данте Алигьери и Беатриче Портинари
Он был настолько стеснительным и застенчивым молодым человеком, что за все время лишь дважды разговаривал со своей возлюбленной. А девушка даже и не подозревала о его чувствах к себе. Наоборот, Данте ей казался высокомерным, раз не разговаривал с ней.
В 1290 году Беатриче скончалась. Ей было всего 24 года. Точная причина ее смерти неизвестна. По одной из версий, она умерла во время родов, по другой – она стала жертвой эпидемии чумы. Для Данте это было ударом. До конца дней своих он любил только ее и лелеял ее образ.
Данте Алигьери
Через пару лет он женился на Джемме Донати. Она была дочерью лидера флорентийской партии Донати, с которой семья Алигьери враждовала. Разумеется, это был брак по расчету, и, скорее всего, по политическому. Правда, позднее у пары родились трое детей – сыновья Пьетро и Якопо и дочь Антония.
Несмотря на это, когда Данте приступил к созданию «Комедии», он думал лишь о Беатриче, и написана она была в прославление этой девушки.
Смерть
Последние годы жизни Данте жил в Равенне под покровительством Гвидо да Полента, он был его послом. Однажды он поехал в Венецию, чтобы заключить мирный договор с республикой Святого Марка. На обратной дороге поэт заболел. Скончался Данте в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года. Причиной его смерти была малярия.
Похоронили Данте Алигьери в церкви Сан-Франческо в Равенне, на территории монастыря. В 1329 году кардинал потребовал, чтобы монахи предали тело поэта публичному сожжению. Каким образом смогли «выкрутиться» монахи из сложившейся ситуации, неизвестно, но останки поэта никто не тронул.
Саркофаг Данте Алигьери
К 600-летию со дня рождения Данте Алигьери было принято решение отреставрировать церковь. В 1865 году строители обнаружили в стене деревянный ящик, на котором была вырезана надпись – «Кости Данте положил сюда Антонио Санти в 1677 году». Эта находка стала международной сенсацией. Никто не знал, кто этот Антонио, но некоторые предположили, что это вполне может быть родственник художника Рафаэля.
Останки Данте были перенесены в мавзолей поэта в Равенне, где и остаются по сей день.
Рай и Ад Данте Алигьери
700-летний юбилей со дня смерти Данте Алигьери даёт повод обратиться к фигуре великого итальянского поэта, жизнь которого была тесно связана с политическими бурями и бедствиями его времени. Он не только наблюдал за событиями в Италии, но в некоторых принял и непосредственное участие. Посмотрим, как военные конфликты, современником которых являлся флорентийский поэт, отразились в его великой «Божественной комедии».
Потомок рыцаря Каччагвида
Мне сыном был, а им рождён твой дед».
Первым известным предком поэта считается рыцарь Каччагвида, сопровождавший императора Конрада III во Втором крестовом походе 1147–1149 годов. Каччагвида был женат на феррарской девушке из семьи Альдигьери. Их сын получил имя Альдигьеро (Алигьеро), которое затем трансформировалось в новую фамилию.
Судьбу поэта предопределили политические пристрастия его семьи: Алигьери были гвельфами. В XIII–XIV веках городские республики и синьории Апеннинского полуострова раздирали конфликты двух «партий», из которых гвельфы искали опору в папах и французской династии Анжу, правившей в Неаполе, а гибеллины опирались на императоров. Противоречия между гвельфами и гибеллинами выливались в постоянные войны.
Помимо политических конфликтов, ещё одним характерным явлением в Италии того времени было политическое изгнание. Родившийся в мае 1265 года во Флоренции Данте Алигьери не смог избежать ни того, ни другого.
Участник войн Флорентийской республики
Тиранами, и в образе клеврета
Любой мужик пролезть в Марцеллы рад».
В политическом отношении северная и центральная части Италии того времени представляли собой множество фактически независимых городов, каждому из которых подчинялась своя округа — так называемое контадо. Большинство из них управлялись коллегиально, но в XIII–XIV веках во многих городах к власти стали приходить единоличные правители — синьоры.
История итальянских городов-государств этого времени чем-то похожа на историю древней Италии VI–IV веков до н.э., когда Рим и другие города воевали между собой и боролись за региональную гегемонию. В позднее Средневековье на главенство в области Тоскана претендовала Флоренция. На протяжении десятилетий эта республика постепенно расширяла подвластную территорию (контадо). Естественно, при этом не обходилось без противостояний с соседями.
Окрасившего Арбию в багрец».
Начало современной для Данте истории Флорентийской республики следует вести с 4 сентября 1260 года — даты сражения при Монтаперти (на реке Арбии) и 26 февраля 1266 года — даты сражения при Беневенте. В результате первой битвы гибеллины захватили власть в городе, а после второй навсегда были изгнаны из Флоренции.
В час грозных сеч, в походах, на смотрах,
А то и бегстве, в поисках спасенья;
Я видывал наезды, вам на страх,
О аретинцы, видел натиск бранный,
Турнирный бой на копьях и мечах».
В первые десятилетия нахождения у власти флорентийские гвельфы в согласии друг с другом занимались укреплением республики. Отучившийся уже в университете молодой Данте в 1289 году участвовал в походе флорентийцев против соседнего Ареццо. Тогда флорентийское войско под командованием Корсо Донати разгромило противника. По косвенным свидетельствам, в сражении при Кампальдино 11 июня участвовал и Данте.
По уговору выйдя из Капроны
И недругов увидев грозный счёт».
Ещё одной славной победой флорентийских гвельфов стала осада пизанской крепости Капрона. Её гарнизон согласился сдаться на почётных для себя условиях. Кстати, пизанский командующий после этого отказался впустить капронских солдат за стены Пизы.
После кампаний 1289 года Данте на несколько лет посвятил себя политической карьере. Это было время растущих противоречий в республике, когда часть её граждан во главе с Джанно делла Белла приняла «Установления справедливости» — новую конституцию, повысившую роль простого народа в управлении.
Жил в дольнем мире; будь мой век продлён,
То многих бы грядущих зол не стало».
Однако свой политический идеал Алигьери видел не в народных вождях, а в монархах. Одним из них был титулярный венгерский король Карл Мартелл, весной 1294 года проезжавший через Флоренцию. В почётной страже этого рано умершего принца состоял и Данте.
Между жерновами двух партий
И ведал ухищренья всякой масти;
Край света слышал звук моих затей…
Первоначальник новых фарисеев».
После изгнания делла Белла противоречия между флорентийскими гражданами стали нарастать. По словам хрониста Джованни Виллани,
«начались смута и разброд во Флоренции и в рядах гвельфской партии, повлёкшие за собой множество бед и опасностей».
Единые прежде гвельфы разделились на «партии» чёрных и белых: первые объявляли себя верными сторонниками римского папы, а вторые стремились к компромиссу и примирению с гибеллинами. Хотя Данте и был женат на родственнице вождя чёрных, сам он относился к «партии» белых гвельфов.
Вначале приверженцы обеих группировок хотели примириться, избрав в качестве арбитра папу Бонифация VIII. Данте был членом направленного к папе посольства, оказался понтификом задержан и навсегда сохранил в сердце ненависть к этому коварному политикану, «первоначальнику новых фарисеев».
Чужой ломоть, как трудно на чужбине
Сходить и восходить по ступеням».
Вскоре после этого чёрные гвельфы начали преследовать своих политических противников. Данте, бывшего старейшину и советника, они обвинили в хищениях и организации противодействия папе. В самом начале 1302 года власти республики приговорили его к изгнанию. Решение гласило: если Алигьери вернётся во Флоренцию, «то пусть его жгут огнём, пока не умрёт». Увидеть родной город ему было уже не суждено.
Изгнание за пределы городских стен являлось достаточно распространённой практикой в Италии позднего Средневековья и раннего Нового времени. При этом недавние изгнанники, воспользовавшись помощью извне, могли вернуть себе власть и право на проживание в родном городе. После этого горький хлеб на чужбине должны были вкушать уже их противники.
Карлино, для затменья беззаконий».
Политическая турбулентность во Флоренции привела к активному вмешательству в её внутренние дела соседних феодалов, которых побуждали к этому некоторые представители партии белых. Например, летом 1302 года Танно деи Убальдини вторгся в долину Арно, пытаясь захватить флорентийские крепости. В ответ чёрные напали на замок Пьянтравинье и взяли его благодаря предательству Карлино де Пацци. Защитники крепости были казнены, включая двух родственников Карлино, попавшего за предательство в девятый круг ада — Коцит.
И на поля Пиценские низринет,
И будет бой жесток и разъярён;
Но он туман размечет своевольно,
И каждый Белый будет сокрушён».
Несмотря на угрозы со стороны белых, чёрные гвельфы продолжили территориальную экспансию в Тоскане. В союзе с жителями Лукки они захватили важную крепость Серравале, прикрывавшую доступ к Пистойе.
Так называемая Муджеланская война закончилась победой пистойцев и союзных им белых изгнанников, защищавших замок Монтеччанико. По предположению Ильи Голенищева-Кутузова, в этом сражении 17 августа 1302 года мог участвовать и Данте, проживавший в это время в горных замках Апеннин. Достоверно известно, что в следующем году поэт уехал в Верону и более в Тоскане не появлялся.
Христос в своём наместнике пленён,
И торжествуют лилии в Аланье».
Именно папа Бонифаций пригласил в Италию французские войска, которые оказывали основную поддержку «партии» чёрных во Флоренции. Со временем властолюбивый понтифик рассорился с королём Филиппом IV Красивым. По приказу последнего в сентябре 1303 года нанятый на французские деньги отряд в городке Ананьи фактически взял папу в плен. Результатом ссоры папы и короля стала знаменитая «пощёчина в Ананьи» (у Данте — Аланья), которую Бонифацию VIII нанёс его политический противник Джакомо Шьярра Колонна.
Политические надежды поэта
Придёт на помощь в слишком ранний час».
С большим трудом получив вожделенную корону и находясь в состоянии войны буквально с половиной Апеннинского полуострова, Генрих VII в августе 1313 года внезапно скончался. Ходили слухи, что он был отравлен.
Такую мощь от этого светила,
Что блеском дел прославится не раз».
Среди тех, чьей милостью Данте пользовался в годы изгнания, он выделял маркизов Маласпина, правителей небольшого горного княжества, и синьора Вероны Кангранде делла Скала по прозвищу Большой Пёс. В 1316–1317 годах поэт проживал в Вероне и успел хорошо узнать Кангранде. Несмотря на молодость, это был великий воин и опытный политик. Став после падения Угуччоне делла Фадджолы капитаном лиги гибеллинских городов, он фактически являлся главным оплотом императора на севере Италии.
Не прах земной и не металл двусплавный,
А честь, любовь и верность он вкусит…
Италии он будет верный щит».
Данте видел в Кангранде мудрого и справедливого правителя, возможного объединителя Апеннинского полуострова. Синьор делла Скала также высоко ценил Алигьери — и как выдающегося поэта, и как автора политического трактата «Монархия».
Всю свою жизнь Данте Алигьери не только интересовался и занимался искусством поэзии, в котором он достиг высочайших вершин, но и вёл активную общественную жизнь. Образ мрачного отшельника, каким он, возможно, предстаёт в глазах потомков благодаря мрачному очарованию «Ада» или же знаменитому портрету Боттичелли, неверен. Подобно любому активному гражданину Флоренции, в юности Данте участвовал в военных кампаниях, а впоследствии с интересом следил за конфликтами и политическими переворотами. В зрелости он написал трактат «Монархия» и во множестве писем обращался к правителям различных государств с увещеваниями. В старости Данте продолжал служить на ниве примирения враждующих. В 1321 году власти Равенны, в которой он проживал, направили его в качестве посла в Венецию. Поэту удалось уладить назревавший конфликт между двумя городами, но на обратном пути он тяжело заболел и в ночь на 14 сентября скончался.