дефляция что это такое простыми словами и влияние на экономику
Что такое дефляция и как она влияет на экономику? Почему снижение цен – не лучше, чем их рост?
Слушая экономические новости, простому обывателю сложно разобраться в терминологии. Например, что такое дефляция. В статье разберем это понятие. А также, какое влияние оказывает дефляция на экономику.
Что такое дефляция
Слово «дефляция» происходит от латинского «deflatio», оно означает «сдувание» или «выкачивание». Дефляция противоположна инфляции – это снижение цен на товары при повышении покупательской способности населения. Говоря проще, дефляция – это удорожание национальной валюты при снижении уровня цен. В этот период население тратит меньше на свои потребности, а остальные деньги откладывает. В результате денег в обращении становится мало, что и приводит к удорожанию национальной валюты.
Типы дефляции и их причины
Дефляцию, то есть дефицит денег, фиксируют, когда население хранит свои сбережения не в банке, а у себя дома «под подушкой». В экономику не поступает достаточное количество денег, от чего в первую очередь страдает бизнес. Производители снижают цены на товары, но при этом потребительский спрос не повышается.
Еще дефляция возникает, когда предприниматели переоценивают какой-нибудь из секторов экономики
Пример: в 17 веке в Нидерландах резко вырос спрос на тюльпаны. Семена этих цветов стали пользоваться такой популярностью, что стали служить обеспечением долговых обязательств (другими словами, бизнесмены брали займы под залог семян). Но как только цены на тюльпаны упали, в стране начался экономический кризис.
Кроме этого, дефляцию может спровоцировать резкий рост производства. Он возможен только при выдаче дешевых кредитов для бизнеса и снижении налоговой нагрузки. Предложение товаров и услуг начинает расти, а покупательская способность при этом остается на прежнем уровне. Производители снижают стоимость предлагаемых товаров, чтобы увеличить его, но безрезультатно.
Также дефляция может возникнуть в результате внедрения в производство инноваций. Многие производители стараются по максимуму автоматизировать производство, чтобы сократить затраты на оплату труда сотрудникам. В результате повышается уровень безработицы.
Но все же основной причиной дефляции является экономическая политика, проводимая в стране. Чтобы снизить высокий уровень инфляции, который негативно влияет на рост экономики, необходимо изъять из обращения значительную часть денег. Сделать это можно следующими способами:
В результате этого население потратит меньше денег.
Последствия дефляции для экономики
Чем может быть плоха дефляция? Дефляция также опасна для экономики государства, как и инфляция. Выгодной дефляция может быть только в том случае, если наблюдается в определенной отрасли, да и в следствие здоровой конкуренции. Например, пекарня снижает стоимость своей продукции на 20%. Ее конкуренты вынуждены либо снизить стоимость своей продукции, либо предложить покупателям что-то новое по оптимальной цене.
Последствия дефляции для экономики довольно значительны. Во-первых, производители, чтобы привлечь больше покупателей, должны снижать стоимость товаров или услуг. Покупательская способность населения не увеличивается потому, что все ждут еще большего падения цен.
Во-вторых, в результате снижения стоимости своих товаров производители сокращают затраты на их производство. Как следствие, происходит сокращение штата сотрудников.
В стране повышается уровень безработицы. Это негативно сказывается на развитии экономики. Кроме этого, снижается уровень заработной платы. Что также приводит к снижению покупательской способности населения.
Опасная дефляционная спираль
Дефляционная спираль – затяжной процесс дефляции. Он может наблюдаться на протяжении нескольких лет. В ходе него фиксируется растущий уровень безработицы, постоянное сокращение производства и прочие процессы. Контролировать их становится просто невозможно. Особенно, если правительство проводит неэффективную экономическую политику. С последствиями дефляции приходится бороться в течение нескольких лет.
Методы борьбы с дефляцией
Основной из них – дополнительная эмиссия (выпуск) денег. В результате этого увеличивается оборот денежных средств.
Еще один способ – выпуск государственных облигаций с высокой доходностью. Население и бизнес должны как можно больше вкладывать в ценные бумаги государства. Также можно использовать резервные фонды для реализации различных государственных проектов.
Но самым эффективным считается снижение ключевой ставки на фоне правильно проводимой экономической политики. В результате такого подхода у бизнеса появляется возможность брать дешевые кредиты на развитие. Увеличивается уровень производства, повышаются заработные платы и снижается уровень безработицы.
Дефляция в России и мировой экономике
В России в 2020 году был зафиксирован уровень дефляции 0,1% в августе-сентябре. Аналитики связывают это с тем, что в этом период созревает сельхозпродукция. Поэтому цены на нее снижаются. В результате снижается и спрос на нее, а предложение – повышается. Это было неопасно для экономики, так как с дефляцией наблюдался стабильный уровень инфляции. То есть, дефляция наблюдалась в определенном спектре экономики. При этом государство контролировало инфляцию, которая держалась на одном уровне на протяжении длительного времени (убытки одной сферы покрывались доходами из другой).
В начале 21 века с дефляцией столкнулись Япония, США, Латвия, Сингапур, Греция. Признаки этого процесса фиксируют до сих пор. В Японии с 1990 года наблюдается дефляция. Она колеблется на уровне 1-2%. При этом остальные экономические показатели остаются на высоком уровне. Например, уровень жизни населения, развитие науки и уровень безработицы.
США, несмотря на то что к курсу их национальной валют привязаны бюджеты стран Евросоюза, не может побороть дефляцию уже на протяжении многих лет. И даже снижение учетной ставки до отрицательных значений в этом случае не помогает. Дело в том, что США постоянно вливают в экономику значительные суммы. Уровень производства может снижаться из-за многочисленных санкций к иностранным производителям. Как результат – повышение уровня безработицы и спад производства.
Дефляция – что это такое, и почему она страшнее инфляции
Дефляция (от лат. deflatio – сдуваться) — повышение реальной стоимости денег и снижение цен на товары, что является противоположностью инфляции. В этой статье разберем простыми словами в чем суть дефляции, в чем ее отличие от инфляции, в каких случаях дефляция может быть опасна для экономии, рассмотрим несколько наиболее ярких примеров из истории и выясним как победить дефляцию.
Инфляция в России в 2017 году составила 2,5%. Это самый низкий показатель за всю новейшую историю страны. А что будет, если инфляция сократится до нуля и начнется обратный процесс – дефляция? Для РФ такое развитие событий пока что выглядит фантастическим, однако в истории некоторых стран дефляция случалась. Как она сказывается на экономике? В чем причины дефляции и каковы последствия? Легко ли с ними справиться и какими методами?
Что понимают под дефляцией
Дефляция – это обратная сторона инфляции. Термин произошел от латинского «deflatio» («сдуваться») и означает повышение реальной стоимости денег и снижение цен на товары. Если последствия высокой инфляции первым ощущает на себе население, то дефляция сказывается сначала на предприятиях и банках, а уже потом затрагивает граждан. В рыночной экономике дефляция считается даже более опасной угрозой, нежели высокая инфляция. Не всегда, но в большинстве случаев.
Почему дефляция опасна для экономики?
С одной стороны, повышение покупательной способности – благо для населения. Вчера ты мог купить на 100 рублей условный килограмм колбасы, сегодня – уже 1,2 килограмма. А если взглянуть со стороны производителя?
Вчера ты за килограмм получал 100 полновесных рублей, а сегодня – только 80. Да, снизились цены на сырье, можно попробовать снизить зарплату (это тоже не всегда легко сделать), но сжатие денежной массы неизбежно приведет к замедлению развития предприятия, потому что бесконечно снижать цену невозможно, а зарплату тем более. Значит, часть предприятий закроется. Но и выжившим компаниям придется сокращать производство и персонал, уменьшение зарплат приведет к сокращению налоговых отчислений и экономической стагнации целых отраслей.
Какая дефляция не опасна для экономики?
Если повышение покупательной способности вызвано общим ростом экономики, повышением эффективности бизнес-процессов на предприятиях и их конкурентоспособности, это является позитивным фактором. Благосостояние населения растет, люди покупают больше товаров за те же деньги.
Почему возникает дефляция
Существует четыре главных причины возникновения дефляционных процессов в экономике. Вот они:
1 Рост спроса на деньги (как наличные, так и безналичные).
Подобное происходит, когда стабильность и прогнозируемость развития экономики приводит к повсеместному желанию населения наращивать свои сбережения. Причем не важно, несут ли граждане деньги в банк или хранят дома. И в том, и в другом случае происходит «вымывание» денежной массы из экономики, за счет чего возрастает ценность денег и снижается – товаров (покупки откладываются на потом). Как следствие, цены падают, производители снижают цены на свои товары, чтобы повысить покупательскую активность и спрос. Еще одна причина роста спроса на деньги – наличие «пузыря», в который уходят свободные средства граждан и предприятий. Это может быть биржевой спекулятивный «пузырь» или, например, валютный (при свободном хождении двух валют в стране выгоднее становится вкладывать в одну из них, из-за чего вторая оказывается в дефиците).
2 Сокращение кредитования.
Снижение объема средств, выдаваемых банками в виде кредитов, также сокращает денежную массу в обороте. Поведение банковского сектора диктуется экономическими условиями либо государственными ограничивающими мерами. В первом случае при нулевой и отрицательной инфляции процентные ставки снижаются, кредитование перестает быть выгодным бизнесом. Во втором случае попытка государства ограничить кредитование покупок, например, недвижимости в период высоких цен на нее может привести к обрушению отрасли и тяжелым последствиям для всей экономики. Так, например, случилось в Японии в начале 90-х годов прошлого века (более подробно этот пример будет рассмотрен ниже).
3 Рост производства, не обеспеченный спросом.
Классический пример – кризис перепроизводства. Товаров выпускается все больше, но население их не покупает, поскольку предпочитает стратегию сбережения, из-за чего денежная масса не растет. Если это сопровождается сокращением банковского кредитования, то ситуация усугубляется еще больше. Цены начинают падать, инфляция сменяется на дефляцию.
4 Излишнее государственное регулирование денежной массы в экономике.
Меры по сдерживанию инфляции хороши тогда, когда они оправданны и находятся под контролем. Чрезмерный «зажим» денежной массы, слишком резкое снижение или повышение ключевой ставки могут стать причиной начала дефляционных процессов.
Перечисленные причины могут встречаться вместе, а могут – по отдельности, в зависимости от экономической ситуации в конкретной стране.
В чем отрицательные стороны дефляции
Последствия дефляционных процессов (если дефляция не вызвана развитием экономики, а проистекает из ее разбалансированности) достаточно тяжелы. К ним можно отнести следующие проблемы:
1 «Дефляционная спираль». При снижении цен, в условиях сберегательной модели поведения населения, пропорционального оживления спроса не происходит. Зато сокращается прибыль предприятий, что приводит к замораживанию программ развития и к сокращению персонала, а также к снижению доходов оставшихся работников. Как следствие, происходит дальнейшее сокращение спроса, дефляция продолжает расти – и так по спирали, с каждым новым витком которой ситуация всё усугубляется. Похожий эффект возникает и в сфере денежного обращения, если начинается массовое прекращение работы банков и рост недоверия населения к оставшимся. В этом случае люди предпочитают хранить деньги дома, дефляционный процесс нарастает, лишая экономику средств для роста.
2 Прекращение развития производства. При падении прибыли в результате снижения цен и уменьшения спроса владельцы предприятий могут сокращать расходы только до определенного уровня: невозможно, например, снижать зарплату в разы. Возникают убытки, приходится сокращать персонал (этому процессу тоже есть границы) и ставить крест на программах развития.
3 Снижение объемов кредитования. Если стоимость взятых в кредит денег меньше, чем стоимость тех, которые придется возвращать, брать кредит нет никакого смысла. Поэтому при дефляции, сопровождающейся снижением доходов населения и предприятий, кредитование замирает.
Как видим, причины и следствия дефляции взаимно обусловлены и связаны между собой. Если сократить масштабы инфляции можно ужесточением экономических правил (например, повышением ключевой ставки и более жестким контролем за банками), то для остановки дефляции государству приходится принимать более серьезные меры.
Дефляция: примеры из истории
Россию всю постсоветскую историю ее существования мучили инфляционные риски, поэтому для нас дефляция – это понятие, скорее, теоретическое. Но чтобы не быть голословными, приведем два самых известных примера из жизни других стран, которым пришлось ощутить на себе последствия дефляции.
«Великая депрессия» в США
Первые признаки экономического кризиса в Северной Америке проявились задолго до 1929 года, когда он разразился в полную силу. Рост экономики (с 1913-го по 1927 год национальный доход США почти утроился) сопровождался опережающим ростом спекулятивного сектора. В биржевых играх участвовал каждый четвертый американец. Нарастал объем денежной массы (за год до краха он увеличился на 60%), в стране отмечался бум покупок в кредит по низким ставкам.
При этом уже с конца 1925 года замедлились темпы строительства и производства машин: из-за перетока средств в потребительский и финансовый секторы стала ощущаться нехватка денежной массы для капиталовложений в основные средства.
По мере замедления роста экономики Федеральная резервная система пыталась гальванизировать ее снижением ставки рефинансирования. Это еще больше стимулировало кредитование, однако денежная масса уходила на биржу и становилась все более необеспеченной. Это отрицательно сказывалось на перспективах экономики, поскольку курс доллара был жестко привязан к стоимости золота, и просто так взять и напечатать денег было невозможно.
Упал спрос на акции компаний (их стало просто не на что покупать), а вслед за ними начали резко снижаться расценки на реальную продукцию, торгующуюся на бирже. 29 октября 1929 года случился «черный вторник»: брокеры выбросили на продажу больше 16 миллионов акций – к концу дня они продавались практически за бесценок. Капитализация рынка страны упала на 15%.
В течение последующей недели дефляция захлестнула все отрасли экономики. В десятки раз упали цены на основные товары, составлявшие скелет экономики США того времени: на пшеницу, хлопок, топливо. За три недели убыток составил около 30% ВВП страны.
Вкладчики массово пытались забрать свои вклады. В результате банки, потерявшие значительную часть ликвидности, перестали кредитовать клиентов. Это привело к банкротству сотен предприятий. К 1932 году около 10% населения США оказались безработными. Резкое снижение доходов населения и бизнеса привело к лавинообразному сокращению спроса и денежной массы в стране.
Правительство пыталось купировать кризис снижением налогов и ростом госрасходов. Последний метод и принес результат – правда, только спустя несколько лет, когда президентом стал Франклин Рузвельт, реализовавший свой знаменитый «новый курс». Была проведена девальвация доллара, он перестал зависеть от стоимости золота.
Банки получили значительные государственные средства (в частности, были выкуплены государственные облигации, оставшиеся единственными ликвидными ценными бумагами). Специально созданная Национальная администрация восстановления промышленности взяла под контроль основные рынки: в ее ведении было распределение квот на выпуск тех или иных видов продукции (чтобы избежать перепроизводства), установка цен на социально значимые товары, определение условий кредита, обязательных для всех банков, и так далее.
К 1937 году кризисные явления угасли, дефляция приблизилась к минимальному уровню, постепенно перейдя в инфляцию.
«Потерянное десятилетие» Японии: 90-е годы XX века
Японское экономическое чудо, так удивившее мир во второй половине 20-го века, имело и свои неожиданные последствия. Когда уровень доходов населения значительно повысился, и спрос на предметы первой необходимости был в целом удовлетворен, японский Центральный банк начал проводить политику стимулирования накоплений. В результате наряду с банковскими депозитами стал резко расти рынок ценных бумаг: свободные средства населения и бизнеса уходили именно туда. Увеличение прибыльности фондового рынка привело к перетоку в спекулятивные инструменты не только свободных средств, но и денег, предназначавшихся для инвестиционных проектов: компаниям стало выгоднее получать прибыль за счет финансовых операций, нежели за счет реального сектора.
Быстрее других традиционно «надувались» сферы недвижимости и строительства, а также непосредственно фондовый рынок. Рост кредитования строительства по низким ставкам привел к резкому повышению цен на недвижимость, а промышленные индексы начали существенно замедляться.
Правительство Японии попыталось ограничить спекулятивный рынок, увеличив ключевую ставку. Однако это привело только к тому, что достигнув своего пика в 1989 году, рынки недвижимости и строительства пошли вниз, съедая вложения в эти сектора и «ужимая» денежную массу в стране. К 1993 году цены в данных сферах упали втрое, инвесторы потеряли миллиарды иен. Это заметно притормозило и без того вялое потребительское поведение, в результате чего продолжительный спад начался в других отраслях.
Дефляция продолжалась до 2004 года. Затем был небольшой всплеск, связанный с введением инфляционного таргетирования (Центробанк Японии начал жестко регулировать процентную ставку, чуть оживив экономику), однако после мирового экономического кризиса 2009 года страна вновь попала в полосу дефляции, продолжающуюся с небольшими перерывами и по сегодняшний день. Это заметно тормозит экономический рост (начиная с 2011 года он ни разу не превысил полтора процента).
Как победить дефляцию
Известно несколько способов уменьшить негативные последствия от дефляции и повернуть процесс вспять.
1 Снижение налоговой нагрузки.
Сокращение налогового бремени обычно оживляет инвестиционную деятельность предприятия и дает ему определенный запас прочности даже в кризис перепроизводства.
2 Стимулирование кредитования.
Если государство или сами банки предпринимают шаги в сторону снижения процентной ставки по кредиту для конечных потребителей, по снижению требований к заемщикам и улучшению условий займа, то экономика получает серьезный наплыв «живых» денег и рост спроса на определенные группы товара, которые могут стать драйверами, выводящими страну из стагнации.
3 Стимулирование развития инфраструктуры.
Обычно этим занимается государство. Если в экономике застой, запускаются крупные инфраструктурные проекты по строительству дорог, мостов, газопроводов и так далее. Для возведения этих объектов нужно большое количество строительных материалов, соответственно, оживает сфера их производства. Растущие доходы работников на задействованных предприятиях увеличивают спрос на товары, активизируются и другие сегменты рынка.
4 Налоговые преференции для крупных инвесторов.
Если государство готово предоставлять льготы для крупных компаний в обмен на участие в инфраструктурных и крупных инвестиционных проектах, процесс преодоления последствий дефляции пойдет еще быстрее.
Часто задаваемые вопросы
Чем дефляция хуже инфляции?
В рыночной экономике наиболее подходящим для экономического роста состоянием считается инфляция в 1-3% в год. Такой показатель обеспечивает плавный и безболезненный переток средств населения в распоряжение бизнеса, за счет которых последний и развивается, после чего уровень жизни населения «подтягивается» к повысившемуся уровню развития экономики. Существенно более высокая инфляция становится чувствительной для граждан, ухудшая уровень жизни и понижая покупательную способность – это приводит к разбалансировке экономики.
А вот дефляция считается опасной для экономики, даже если она не превышает 1-2%. Снижение цен при сокращении спроса быстро приводит к падению доходов производителей. Это вызывает цепную реакцию по всей экономике, причем, как уже говорилось выше, реакция идет по спирали, с каждым витком ухудшая экономическую ситуацию, и изменить эту динамику сложнее, чем справиться с инфляцией.
Грозит ли дефляция России?
Еще несколько лет назад ответ на этот вопрос был бы однозначно отрицательным. В 2014 году инфляция в РФ превысила 11%, в 2015-м почти достигла 13%. Однако уже в 2016-м этот показатель составил 5,3%, а в 2017-м оказался чуть выше 2,5%. Продолжение такой динамики может привести и к дефляции. Впрочем, российская экономика имеет свои особенности, которые делают подобное развитие событий маловероятным. Несмотря на достаточно стабильный рубль, его курс завязан на доллар и на цену нефти.
Соответственно, внутренние экономические процессы влияют на инфляцию в меньшей степени, нежели внешние, и даже излишне резкие меры по сдерживанию инфляции, если они будут предприняты, вряд ли качнут маятник в противоположную сторону.
Против возможности дефляции в РФ говорит и отсутствие серьезного биржевого «пузыря» – например, такого, каким была в конце 90-х «пирамида ГКО», а в 2008-м – рынок недвижимости. Стоимость активов предприятий более или менее соответствует их реальной ценности, поэтому каких-то резких падений сразу в целых отраслях (как это было в Японии с рынком строительства и недвижимости) произойти не может.
И, наконец, последний аргумент. До сих пор в мире были известны только два серьезных исторических примера дефляции – в довоенных США и в Японии 90-х. Европа сейчас находится недалеко от нулевой инфляции, цены в различных отраслях нередко снижаются в течение длительного времени. Однако такая периодическая дефляция хоть и сокращает темпы развития экономик, но к серьезным кризисам не приводит. Полагать, что в России будет как-то иначе, пока нет оснований.
Заключение
Процесс снижения покупательского спроса и неконтролируемого роста ценности денег не слишком распространен в мире. Однако в истории известны примеры того, как развернувшись, дефляция нанесла огромный урон экономикам ведущих стран мира. Сокращение спроса, кризис перепроизводства, массовое закрытие предприятий, увольнение персонала, рост безработицы, снижение доходов населения – всё это последствия дефляции. Государство имеет немало возможностей предотвратить наступление таких последствий. Это и стимулирование развития экономики, и развитие кредитования, и вливания в инфраструктуру, и налоговые манипуляции. Однако государство же может стать и катализатором дефляционных процессов, переборщив со сдерживанием инфляции или с регулированием цен на те или иные товары. Для России дефляция пока не слишком актуальна, однако знать о ее причинах и последствиях нужно, чтобы не быть застигнутыми врасплох.
Что такое дефляция: причины и последствия, как снижать цены и не проиграть
Дефляция – процесс не менее опасный, чем инфляция, однако он имеет положительные и отрицательные стороны. Предпринимателю важно уметь разбираться в видах дефляции, особенностях ее течения, чтобы понять, когда нужно оптимизировать бизнес путем снижения стоимости товаров.
Что такое дефляция
Дефляция – это процесс, в ходе которого происходит снижение стоимости товаров или услуг. За одну и ту же сумму можно приобрести продукцию большего объема, чем раньше, так как увеличивается покупательская способность денег.
Чем отличается от инфляции
Оба процесса связаны с изменением стоимости товаров, однако инфляция характерна для ситуаций, в которых происходит рост цен, из-за чего деньги обесцениваются. Покупательская способность при инфляции снижается. Дефляция увеличивает стоимость денег и возможность приобретения товаров, которые, становятся доступнее.
Что хуже
Несмотря на то, что падение цен при дефляции кажется благоприятной ситуацией, на деле это оказывается более опасным процессом для экономики. Сохраняющаяся на протяжении длительного времени дефляция замедляет развитие бизнеса из-за постоянного падения цены готовых продуктов. Это приводит к закрытию предприятий, которые становятся нерентабельными.
Признаки дефляции
Характерными признаками наступления дефляции считаются:
Примеры дефляции в истории: «Великая депрессия» в США, возникшая из-за стремительного роста экономики, «Потерянное десятилетие» в Японии, когда в 90-е годы 20 века резко повысился уровень доходов населения. Дефляция влияет на стоимость ценных бумаг, кредитные ставки, индексацию пенсий и пособий, зарплаты и т.д.
Причины
Причины дефляции связаны с несколькими факторами, сочетание которых приводит к снижению стоимости продукции:
Дефляция делится на две разновидности, отличающиеся экономическими последствиями.
Опасная дефляция
Дефляция, характерная для экономического спада, отличается следующими чертами:
В первую очередь дефляция влияет на банковскую деятельность и при отсутствии государственного регулирования распространяется на остальные сферы.
Хорошая дефляция
Хорошей ситуацией считается устойчивое повышение эффективности предприятий, последовательное уменьшение себестоимости и увеличение конкуренции. В этой ситуации для привлечения покупателей в период дефляции происходит снижение цен без сокращения рабочих мест и заработных плат.
Последствия дефляции
Последствия дефляции сводятся к:
Меры борьбы
Борьба с дефляцией требует много времени и состоит из поддерживающих и долгосрочных мер:
Дефляцию нужно решать комплексными мерами на государственном уровне, потому что такая ситуация не проходит самостоятельно.
Как бизнесу снизить цену и не проиграть
Во время дефляции бизнес может позаботиться о своих интересах через снижение цены, что привлечет клиентов. Однако рост спроса нужно тщательно контролировать, следуя определенным алгоритмам.
Анализ
Снижение стоимости позволяет увеличить объемы производства, поэтому необходимо понять, хватит ли для этого ресурсов. Важно учитывать технологические мощности, размеры складов, численность рабочих. Предварительный анализ покажет, насколько можно увеличить производство для обеспечения потребностей новых клиентов.
Временная реклама
Чтобы клиенты узнали о снижении стоимости, нужно провести кратковременную рекламную кампанию для привлечения внимания. Она не потребует столько же средств, как обычная маркетинговая работа, и приведет заинтересованную аудиторию.
Оптом дешевле
При заказе одной единицы товара, клиент оплачивает ее по прейскуранту. При больших объемах условия обговариваются индивидуально, что приводит к взаимовыгодному сотрудничеству. Компания получает большой заказ на оптовую поставку и обеспечивается работой, клиенту полагается скидка, располагающая его к сотрудничеству.
Взаимовыгодный обмен
Важно не забывать подстраховываться, если компания идет навстречу клиенту. Например, при снижении цены просить полную предоплату, написание рекомендаций и т.д. Если сложилась ситуация, в которой уменьшение цены неизбежно, нужно извлечь из этого максимум пользы.
Будьте хитрее
Для этого можно, например, разделить товар на несколько единиц для увеличения доходов. Основу продавать отдельно, а комплектующие создадут дополнительные продажи. Также можно делать скидки при покупке нескольких товаров.
Скидки для постоянных клиентов
Такой вариант увеличит объем продаваемой продукции и усилит лояльность покупателей. Это хороший способ удержания клиентов, которые не пойдут к конкурентам, имея персональную скидку или бонусы, накопленные за время сотрудничества с вашим брендом.
Не позволяйте покупателям привыкать к распродажам
Скидки не должны быть основой взаимодействия с клиентами. В противном случае сниженные цены будут восприниматься как норма, а возвращение к привычным ценникам вызовет недовольство и отказ от покупок.
Убедитесь, что выгоду получают ваши клиенты
Посмотрите, не оседает ли разница между постоянной ценой и скидочной в кошельках посредников. Важно, чтобы акционные предложения доходили напрямую до покупателя, иначе не будет отдачи со стороны клиентов, а соответственно и увеличения прибыли компании.
Помните о прибыли
Снижение цен за счет расширения предложения
Снижение стоимости продукции должно сопровождаться расширением ассортимента для компенсации затрат компании. Продукты на время должны упрощаться для уменьшения издержек. Кроме того, если снижаются цены на стандартные предложения, из них должны исключаться дополнительные услуги. Например, в сфере фитнеса это может выражаться продажей абонемента по доступной цене и предложением дополнительного пакета услуг по более высокой цене: массаж, СПА и пр.
Почему конкурент снижает цены
Для снижения цены со стороны конкурентов может быть несколько причин:
Заключение
Отрицательная дефляция сказывается на всем секторе бизнеса, так как изменяет покупательскую способность и спрос на товары. Предприниматели могут локально вводить меры по защите своего бизнеса, однако окончательное решение проблемы происходит только на масштабном уровне с участием государственного регулирования.