декстрон 3 и атф 3 в чем разница
Полезная статья о жидкости ATF (много букв)))
1. Немного теории и истории.
АКПП для машин FHI делает компания JATCo, основанная как совместное предприятие Mazda, Nissan и Ford. С 1999 года JATCo принадлежит целиком Nissan»у, поэтому часто говорят, что у Subaru ниссановские коробки. АКПП имеет электронное управление и исполнительный гидравлический механизм, т.е. за включение той или иной передачи отвечают управляемые электроникой соленоиды и жидкость ATF (Automatic Transmission Fluid), воздействующая на различные муфты и тормоза. АКПП разрабатывалась в середине-конце 80-х и с тех пор модернизируется и улучшается, но принципиальных конструктивных изменений не претерпела.
— Dexron III заменяет Dexron II (но не наоборот) в случае, если оборудование допускает увеличение модификаторов понижающих трение. Сюда входят автоматические коробки GM.
— Dexron III не заменяет Dexron II, если оборудование не допускает снижение коэффициента трения за счет увеличения эффективности модификаторов.
— Dexron IIE заменяет Dexron IID на любом оборудовании (но не наоборот), т.к. не отличается эффективностью модификаторов, и, фактически, является Dexron ом IID, но с улучшенными низкотемпературными свойствами.
— увеличение времени переключения передач, коробка станет более «задумчивой» — диски проскальзывают дольше, чем задумано производителем из-за пониженных фрикционных свойств Dexron III
— рывковый характер включения передач — диски проскальзывали, проскальзывали за счет пониженных фрикционных свойств Dexron III, а потом по мере нарастания давления жидкости — бац и сцепились.
Мне кажется вполне узнаваемые симптомы для автоматических коробок Subaru. По моим представлениям для исправной коробки различия эти не смертельны, т.е. поначалу малозаметны, но в ходе эксплуатации всё стирается, засоряется, и симптомы становятся всё более и более ощутимым.
По поводу смешения ATF на различных основах. Абсолютно точно смешиваются любые масла в рамках рекомендованных для данного автомобиля. Т.е. минералка IID с синтетикой IIE. Dexron III смешивается с Dexron II по умолчанию, если обратное не оговорено производителем.
Как раз сейчас хочу менять масло в коробке. Если сильно углубиться в этот вопрос можно серьезно подсломать себе МОЗГ. Но вроде получилось все маломальски систематизировать.
На сколько я понял из техдокументации, на Тибах вариации мициковских коробок рода F4A42 hivec со и вытекающими последствиями.
Опишу основные вопросы, на которые каждый сам себе должен дать ответ и постараюсь обобщить все, что было вменяемое найдено в сети на форумах: hyundai, kia, mitsubishi и др.
Итак, вопросы:
1. Какой тип масла лить в АКПП Hyundai Tiburon (Coupe): DEXRON III или SP3, минеральное или синтетическое.
2. Выбор производителя масла.
3. Способ замены: полная замена вытеснением или частичная замена (в т.ч. многоразовая).
1. Какой тип масла выбрать:
1.1. DEXRON III
— официалы говорят, что подходит («Если есть допуск — значит можно»), но на всех форумах автомобилей с братскими коробками сообщение одно:»НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!» — только SP3 иначе Тиб-здец коробке очень скоро. Пишут, что что-то там перегревается при нагрузках коробки с влитым DEXRON III и общий ресурс коробки чуть ли не в 2 раза падает.
На форумах KIA CEED на большинстве тем про масла акпп нашел растиражированное сообщение :
Ошибка в «Руководстве по эксплуатации» на CEE’D 10:41
На странице 8.4 » Руководства по эксплуатации » на CEE’D, в спецификации смазочных средств, в разделе жидкость для АКПП имеется неточность. Вместо вписанного туда Mobil 1 Synthetic ATF, должно быть DIAMOND ATF SP III.
Mobil 1 Synthetic ATF в АКПП — не заливать
А Mobil 1 Synthetic ATF – это и есть DEXRON III
Что лилось в коробку на заводе в зависимости от конгломерата Mitsubishi (ММС) — Hyundai — Proton:
— АКПП почти всех семейств, выпускавшиеся примерно до периода 1992-1995 м.г. заправлялись DII,
— с 1992-1995 — ATF SP,
— с 1995-1997 — SP II,
— с 1995-… — SP III
» источник: toyota-club.net/files/faq/03-03-29_e77-04.htm
А по мнению представительства ZIC («СК Энерджи Ко., Лтд.») масло SPIII для заводской заливки используется начиная с 2003 ода.
Источник: kia-sorento-club.by/archive/index.php?t-994.html
У кого есть правда и ссылка на достоверный источник — пишите в личку, исправлю.
1.2. ATF SP3:
тут все почти одноголосно рекомендуют именно SP3, а не DEXRON III
Именно SP3 должны лить официалы (см. Мануал) Но обзвон показал, что у нас почему-то практически все официалы льют жижи DEXRON III и не заморачиваются: «что завозят — то и льем». Самому поверх минералки SP3 вбахнули DEXIII. Поэтому при замене нужно глаз-да-нюх.
В порядке «Оригинально-популярности» (на основании сети) ассортимент масел:
А) DIAMOND ATF SP III (США ) — рекомендуется по Мануалу. Минеральное
Б) SK ATF SP-III (Корея — используется для заводской заливки двигателей). Минеральное,
В) DiaQueen ATF SP III (Япония). — та же песня, что и DIAMOND, но японского производства
Г) HYUNDAI/KIA GENUE ATF SP3 (Корея) — Такая банка Но в литературе встречается, что это полусинтетика, а не минеральное, как на маслах пункта.Соответственно не понятно, что там внутри. Но ОРИГИНАЛ ПОЛНЫЙ С ЛОГОТИПАМИ. (Главное, чтобы в гаражах умельцами не лился.)
Стоимость: 100-150 грн/л
Д) ZIC SP3 (Корея)– утверждают, что полный аналог (по словам представителя ZIC в РФ) рекомендованного по Мануалу SK ATF SP3 (масло п.Б). В отличие от SK ATF SP3– пишут, что СИНТЕТИКА, но по словам того же представителя — это вопрос терминологии и по американским нормам оно может называться синтетическим. Где достать в малой расфасовке в Украине — не понятно, есть только бочки.
Переписка с представителем ZIC «СК Энерджи Ко., Лтд.» (ZIC) о совместимости масла ZIC с заводской жижей: kia-sorento-club.by/archive/index.php?t-994.html
Д) CHEVRON DIAMOND ATF SP III, Mitsubishi DIA ATF SP III, Hyundai ATF SP III, Chevron ATF SP III – абсолютно одинаковые масла с такой этикеткой и характеристиками
Пишут: «Специальная жидкость для автоматических трансмиссий Mitsubishi и Hyundai. Используется для первичной заливки на заводах Mitsubishi». В Киеве не нашел.
Ж) BP AUTRAN MM-SP III ( Бельгия) синтетика 60-80 грн/л, но в Киеве пока нашел только 20 литровые канистры ). Вроде как разработан совместно с Hyundai.
Цитирую автора, который задавал вопрос на www.oilservice.ru:
«
Вопрос:
Интересует совместимость ВР SP-3 с двумя следующими марками масел: DIAMOND ATF SP-III и SK ATF SP-III.Последние две фигурируют в мануалах по Хундаю. Интересует как возможность смешивания при доливе. Спасибо!
Ответ:
Здравствуйте! Продукт bp Autran MM-SP III был изготовлен совместно с Mitsubishi Motors для АКПП Invex. В Hyundai и KIA устанавливаются АКПП разработанные на тех же технологиях. Поэтому оригинальные продукты Dia Queen SP III, Diamond SP III, SK SP III и bp Autran MM-SP III изготовлены по одной технологии — абсолютно совместимы и взаимозаменяемы.
»
…Верить-не верить. Маркетинг или нет. — решать вам.
З) ENEOS ATF III — 60-80 грн/л, вроде как производит тот же масляный агломерат, который для Корейцев льет DIAMOND SP-III, а этот бренд специально для рынка СНГ. Но мнения у СТО-шников и формчан почему-то диаметрально противоположные. Одни говорят — все нормально, некоторые – обратное и планируют менять их на масла п.А). Опять же — решать самому!
Парадокс 1. вроде бы, как полные аналоги Mitsubishi DIAMOND ATF SP III и СНГшный бренд ENEOS SP3 — первый точно минералка типа SP3, а ENEOS мало того, что пишет в допуске первым пунктом DEXRON III и только в последнем совместимость с SP3, но и торговцы говорят, что «синтетика». Есть вопросы. Если с синтетика-не синтетика можно сослаться на терминологию, но допуск DEXIII?
Парадокс.2 Самые рекомендуемые масла – минеральные, а:
bp Autran MM-SP III, ZIC SP3 синтетика, а типа полные оригиналы с лейбами Hyundai п.Г) – вообще полусинтетика.
И хоть какой-то «спец» умными словами и «разбивает» миф о несовместимости синтетики и минерального масла (смотри ниже), но вопрос остается. Или дело в терминологии — или все-таки разные масла.
У кого есть достоверная информация «минералка-синтетика» — пишите.
Дополнительные НЕМАЛОВАЖНЫЕ вопросы, на которые себе нужно ответить и на которые существуют абсолютно разные мнения:
2. Способ замены масла:
2.1. Полная замена методом вытеснения: 250-300 грн на стенде с расходом масла от 10 до 18 литров.
Результат – практически чистое масло, как говорят — 95-98%.
Вот тут есть описание некоторых плюсов и минусов: www.volvoakpp.ru/?id=25&bg=alt
Также нашел разрушителя некоторых мифов (с моими комментариями для размышлений):
Цитирую:
«
Миф 1
Нельзя заливать полностью синтетическое масло в мотор, если раньше туда было залито минеральное – оно свернется.
Неправда! Современные синтетические масла на основе сложных полиэфиров и полиальфаолефинов спокойно переносят смешивание с минеральными, полусинтетическими или другими полностью синтетическими маслами. Единственное исключение – синтетические моторные масла на основе гликолей, которые уже не производятся (гликоли в автомобиле применяются сейчас только в качестве компонента антифриза).
Комментарий: Это все хорошо для новых авто. Но если для авто с пробегом и кашей в коробке –думайте сами. Также учитывайте мнение самих производителей, которые не рекомендуют смешивать SP3 и DEXIII
Миф 2
Перед заливкой нового масла обязательно нужно промыть двигатель – например, веретенным маслом.
Неправда! Полностью слить масло из двигателя нельзя: остаток составляет около 10%. Оставшаяся часть «промывки», смешиваясь с новым (особенно хорошим синтетическим) маслом, способна разбалансировать пакет присадок. Поэтому никаких «промывок» при смене масла использовать не нужно! В крайнем случае можно просто сократить интервал до следующей смены масла (до какого значения – зависит от загрязненности и типа «старого» масла и двигателя).
Миф 3
Нельзя заливать синтетическое масло в старые моторы – можно испортить двигатель.
Неправда! Синтетические масла можно заливать как в современные двигатели, так и в более старые. Однако современное синтетическое масло обладает хорошими моющими свойствами и способно смывать накопившиеся в двигателе отложения. Эти отложения могут засорить систему смазки двигателя. К тому же, очищая старые и уже потерявшие свою эластичность уплотнители, масло вымывает отложения из зазоров и вызывает «протечки». Именно эти эффекты и стали основой данного мифа. Бороться с ними легко – после перехода на «синтетику» первый интервал до следующей смены масла нужно сильно уменьшить и сменить все протекающие уплотнители.
Мой комментарий: Сменить все уплотнители 🙂 Куда бы еще денег деть.
Миф 4
Если добавить в хорошее синтетическое масло дополнительные патентованные чудо-присадки, оно станет работать еще лучше.
Неправда! Не делайте этого! Производители масел проводят десятки тысяч часов лабораторных экспериментов, «накатывают» миллионы километров на моторных стендах, подбирая и балансируя пакет присадок. Любое добавление каких-либо веществ может нарушить этот тонкий баланс, и в лучшем случае масло просто потеряет часть своих свойств. А в худшем – могут образоваться «комки», засоряющие систему смазки двигателя.
Миф 5
По цвету и запаху масла можно определить его качество.
Неправда! Органолептическими методами определить качество и состав масла нельзя. А на вкус его лучше даже не пробовать – в состав могут входить довольно токсичные компоненты.
»
Моя ситуация: пробег за 100, в коробке – полная каша, каждый официал лил что хотел, последний раз при частичной замене точно знаю, что DEXRON III бахнули.
Решение принял следующее:
В настоящий момент :делаю двойную замену (первая — 100 км — вторая) методом слива-долива с прочисткой пробки-магнита и поддона.
Масло беру которое точно минеральное из первой 5 ки наиболее оригинальных. Дороже, но что-то подсказывает не экономить на бывалой коробке.
Фильтр внутри коробки не меняю — нужно половинить короб, откладываю до планового на 150 тыс ремонта коробки.
Далее через 20-25 тыс делаю еще один залив-долив.
А уже на 150 тыс делаю полную замену масла и капремонт коробки с заменой внутреннего фильтра.
Предлагаю делиться только своим практическим опытом в формате: как часто меняете, какое масло используете, изменения в поведении коробки после замены, что слышали от практиков, что ушло в мир иной, а что восскресло и зажило.
Статистика — рулит лучше всех обсуждений и споров.
PS:
Ссылки на обсуждения на форумах — засоряют мозГ. Посты в стиле — «я такой умный — вот почитайте обсуждение на 50 страниц» — не приносят пользы.
Памятка.
Eugenio, 77
© Toyota-Club.Net
Apr 2003 — Jul 2006
Представляем переработанную и дополненную в очередной раз версию нашего материала о взаимозаменяемости разных типов ATF. За прошедшее время вопрос, вынесенный в заголовок, звучал более чем регулярно, обычно с добавлением «во всей сети не нашел однозначного ответа, что делать-то?». Однозначного ответа и не будет, сколько людей — столько мнений, особенно в задаче с несколькими правильными решениями. У нас нет необходимости навязывать свое мнение, но в то же время нельзя и мириться с отдельными безапелляционными заявлениями, которые в последнюю очередь учитывают интересы автовладельцев.
Итак, имеется по крайней мере два равнозначных ответа на вопрос, вынесенный в заголовок.
Вариант 1.
— если есть готовность регулярно переплачивать за моральное спокойствие от использования рекомендованных производителем жидкостей
и
— если в конкретном населенном пункте есть приличный ассортимент качественной и подлинной ATF, в том числе специальной
и
— если точно известно, что до сих пор коробка питалась исключительно рекомендованной ATF и работала без проблем
и
— если точно известно и понятно, что именно написано на щупе или в инструкции (не абстрактные «Dexron» или «ТТ», а конкретные DIID или T-IV)
то:
следует лить то, что написано в инструкции, будь это Dexron II или Тype T, SP II или Mopar 7176.
Вариант 2.
— если нет желания и возможности отдавать лишние средства неизвестно за что
или
— если выбор ATF ограничен (рекомендованную жидкость придется искать, есть сомнения в ее подлинности и т.п.)
или
— если нет полной уверенности, что именно нужно заливать по инструкции
или
— если неизвестно, чем коробка питалась раньше
или
— до сих пор коробка прекрасно обходилась без специальных ATF («не мешай машине работать»)
то:
просто залейте хороший Dexron IID / Dexron III.
Как было указано выше, мы не хотим убеждать или переубеждать читателя, а предлагаем некоторую «информацию к размышлению». Пусть владелец подумает сам, ибо в конечном итоге решение данного вопроса ни от кого, кроме него, не зависит…
1. Краткий экскурс в историю
Первая спецификация на ATF (Automatic Transmission Fluid — жидкость для автоматических коробок передач) типа «Dexron» была выпущена корпорацией GM еще на заре времен, в 1967 году (Dexron B). Далее спецификации регулярно обновлялись:
1973 — Dexron II (DIIC), который де-факто стал всемирным стандартом ATF.
1981 — Dexron IID — тот, который мы сейчас и понимаем под маркой «дексрон-2».
1991 — Dexron IIE — усовершенствованная спецификация, ATF на синтетической основе (в отличие от минеральныого DIID), обладает лучшими вязкостно-температурными свойствами.
1993 — Dexron III (DIIIF) с новыми требованиями к фрикционным и вязкостным свойствам, остается стандартом до настоящего времени.
1999 — Dexron IV (на синтетической основе), еще не получил у нас широкого распространения.
От GM старался не отставать и Ford со своей спецификацией «Mercon», но, несмотря на более частое обновление (а может из-за этого) такого распространения не получил и ATF Mercon (по крайней мере, до последнего времени) официально полностью унифицируется с Dexron’ом (например — DIII/MerconV).
Оставшийся член «большой тройки», Chrysler, пошел своим путем с ATF Mopar (до середины 90-ых — 7176 или ATF+, в последнее время — 9ххх). Именно с него можно отсчитывать начало борьбы специальных ATF за существование. Хотя иногда Chrysler упрощает жизнь пользователей нехитрой рекомендацией: «Dexron II или Mopar 7176» (это к слову о взаимозаменяемости).
Тем же путем пошел и конгломерат Mitsubishi (ММС) — Hyundai — Proton, ассоциированный ныне с Chrysler. На азиатском рынке они используют спецификацию ММС ATF SP (от Diamond), a Hyundai — и свою фирменную (genuine) ATF, суть тот же SP. На моделях для американского рынка SP заменяется Mopar 7176. Если говорить по сортам — то ATF Diamond SP — минералка, SPII — полусинтетика, SPIII — судя по всему, синтетика. Евроаналоги особенно успешно выпускает BP (Autran SP), так что подробнее можно посмотреть в их фирменных каталогах. Кстати, неоднократно категорично писалось, что «в автоматы ММС можно заливать только специальную ATF SP». Это не совсем так. Во многие старые ММС-шные автоматические коробки предписывается заливка Dexron’a. Приблизительно это можно определить так: АКПП всех (или почти всех) семейств, выпускавшиеся примерно до периода 1992-1995 м.г. заправлялись DII, АКПП выпуска с 1992-1995 — уже ATF SP, далее с 1995-1997 — SP II, нынешние АКПП — SPIII. Так что тип заливаемой жидкости всегда следует уточнять по инструкции. А в остальном по отношению к ATF SP действуют те же принципы, что и нижеизложенные для ATF Type Т (Toyota).
Также свою ATF рекомендует Honda, но в рамках этой статьи ее автомобили не рассматриваются.
Ну и, наконец, собственно Toyota. Ее жидкость — Type Т (ТТ) берет начало в 80-х годах и используется в полноприводных коробках A241H и A540H. Второй тип спецжидкости, Type T-II, предназначенный для коробок с электронным управлением и FLU, появился в начале 90-х. В 95-98-м гг. он заменялся TT-III, а затем — TT-IV.
Не следует путать «просто Type T» (08886-00405) с TT-II.IV — говоря языком любителей оригинальных жидкостей, «это ATF, имеющие различные свойства».
Евроаналогом первого Тype Т официально признавался синтетический Castrol Transmax Z (который, кстати, чрезвычайно близок к DIII), в качестве аналога Type T-IV сейчас рассматривается Mobil ATF 3309. В целом, ввиду периодических изменений рекомендаций (даже для одного и того же поколения модели) номинальный тип ATF следует уточнять в родных руководствах по эксплуатации — он зависит не только от типа коробки, но и от года выпуска конкретного автомобиля.
2. Зачем это надо производителю?
С одной стороны — насколько проще было бы упомянутым автогигантам не заниматься изобретением велосипеда, а использовать самую массовую ATF (кстати, европейцы по этому пути в основном и идут), но с другой — почему бы не подкормить аффилированных производителей масел? Раз Dexron сейчас могут выпускать все, кому ни лень, а «откат» за сертификацию должен получать GM, то и японцы, умеющие считать не хуже остальных, захотели свою долю прибыли. Благо вводить новые спецификации им никто не мешает, а платить за это все равно придется владельцам. Да и грамотное позиционирование позволяет убеждать людей, что ТТ и прочие специальные ATF значительно лучше Dexron’ов. И обратите внимание — на Dexron’e часто пишется — «не использовать вместо Mopar, SP и т.д.», а на многих специальных ATF — нечто вроде «допустимо использовать в АКПП, для которых рекомендован Dexron». Вот так, спец-масленщиков при этом никакие механические проблемы с «обычными» автоматами не пугают — главное продажи увеличить. А можно ли наоборот?
3. Зачем это нужно коробке?
И в самом деле, для чего затевалась вся эта морока? Ведь по вязкостно-температурным свойствам для любой из специальных ATF легко подбирается аналог из Dexron’ов. Так вот и получается, что единственное отличие специальных ATF — наличие неких «повышенных фрикционных свойств» (т.е. они увеличивают трение).
Зачем? Так как в указанных автоматических коробках предусмотрен режим работы гидротрансформатора «с частичной блокировкой» (FLU — Flex Lock Up). Если упрощенно, то реализуется это следующим образом. Обычной автомат работает в двух режимах — или как гидротрансформатор (ГДТ), передавая момент через жидкость, или в режиме жесткой блокировки, когда коленвал двигателя, корпус ГДТ и входной вал коробки жестко соединены фрикционной муфтой и момент передается в автомат чисто механически, без потерь (как в традиционном сцеплении). В коробке с частичной блокировкой есть и промежуточный режим, когда с высокой частотой срабатывает клапан блокировки трансформатора, кратковременно подводя и отводя муфту к корпусу ГДТ, чтобы в момент касания передать усилие через нее. Вот практически и все. Если при этом, по какой либо причине не хватит силы трения для передачи момента через муфту, то коробка все равно будет работать — в режиме нормальной гидропередачи. Из самых неприятных последствий, которые можно ожидать — немного повышенный расход топлива и немного меньшая эффективность торможения двигателем (да и то, не обязательно). Могут ли быть повреждения механизмов? С чего бы — коробка так или иначе будет отрабатывать данный режим, вне зависимости от эффективности передачи вращения, а во-вторых, имеется и обратная связь (датчик частоты вращения входного вала КПП), которая позволит скорректировать сигнал управления FLU. Да и реализуется частичная блокировка при небольших нагрузках на двигатель (например, на принудительном холостом ходу) и в довольно узком скоростном диапазоне.
Особо отметим «полноприводные автоматы», в том числе далеко не новые — зачем им TT? Просто на них используется гидромеханическая муфта автоматической блокировки межосевого дифференциала, по принципу действия близкая к FLU (только многодисковая).
Если для новой коробки в идеальных японских условиях характеристики ATF и будут иметь какое-то влияние на работу, то в тех машинах, что работают у нас, определяющими будут совсем другие факторы. Подумайте сами, что окажется сильнее — несколько модифицированный состав жидкости (не столько модифицированный, сколько «обладающий фиксированными свойствами», и то лишь по словам производителя. насколько, кстати, может быть больше этот самый коэффициент трения? ведь не стоит забывать, что в той самой ATF купается не только муфта блокировки, но и остальные фрикционы коробки, и планетарные ряды, пришедшие с базовых вариантов тех же семейств автоматов без FLU) или же реальные:
— износ со временем муфты блокировки или изменение свойств ее фрикциона
— давление рабочей жидкости (колебания которого на 10-15% от среднего значения — норма и для новой коробки)
— регулировки двигателя
— общий износ элементов АКПП (и в гидравлической части, и в механической)
— регулировки АКПП (опять разброс номинальных значений)
— манера езды
— состояние и старение залитой ATF
— климатические условия (особенно морозы)…
И еще не будем забывать — коробки с FLU не являются исключительным ноу-хау японцев, но мало известен тот факт, что и Dexron III, и, тем более, Dexron IV разрабатывались с учетом требований к автоматам с частичной блокировкой.
4. Что происходит на рынке?
Сейчас с этой жидкостью проблем уже нет, ее предлагают почти все точки, специализирующиеся на запчастях для японцев. Но… Главный вопрос даже не в стоимости (достаточно сравнить разницу в цене, разнесенную на пробег, с удельными расходами на бензин), а в том, что именно продается у нас под маркой «Type T». Если по японскому каталогу отпускная цена производителя на TT там составляет порядка 8$ за литр, а здесь некоторые с радостью отдают за литр некоей жидкости под маркой «TT» всего 200 р. — ответ напрашивается сам собой.
Не секрет, что активное производство ТТ наладили корейцы (насколько, интересно, их «продукт» соответствует оригиналу и одобряется Тойотой? ведь примеры непотребного качества некоторых моторных масел из страны утренней свежести совсем не обнадеживают). А предупреждают ли у нас покупателей о происхождении желанной ATF — японская она, корейская или вообще от «младших братьев» с южного берега Амура? И чем дальше на восток — тем больше шансов нарваться на откровенную подделку…
Выбирая Dexron, можно найти по крайней мере качественный товар от любого «ведущего мирового производителя», а кто даст гарантии в случае с TT? Получается парадокс — точно так же, как для ТАЗов формально лучше подходит сертифицированное заводом «нечто» типа 6ВМГЗ или «лукойл-стандарт», нежели какой-нибудь «заштатный» Mobil. Может быть, вообще отказаться от не-фирменных ATF и даже «DII» лить оригинальный?
5. Можно ли смешивать?
С достаточной ответственностью можно сказать:
— Допустимо использовать Dexron последующих спецификаций вместо предыдущих без каких-либо последствий. В районах с низкими температурами даже рекомендуется заменять DIID на DIIE или синтетический DIII, в средней полосе такой необходимости нет.
— Можно смешивать разные типы ATF, но в этом случае уже существует некоторая, пусть и очень небольшая, вероятность навредить, поэтому от смешивания масел на минеральной и синтетической основе лучше воздерживаться.
6. Что и как менять?
Даже заливая Dexron, по крайней мере первый раз после приобретения машины это надо сделать грамотно, с промывкой, полной заменой ATF и заменой фильтра…
Для справки
1) Известно несколько способов полной замены:
— «с отсосом» — через доступные отверстия автомата (например, для щупа) по максимуму откачивается все что можно, потом заливается новая ATF. Не трудоемко, но плохо то, что по крайней мере в корпусе ГДТ остается изрядная доля старой жидкости, да и поддон с фильтром остаются неочищенными.
— «проточная замена» — после слива ATF к автомату подключается стенд (например, через шланги охладителя ATF) и коробка промывается принудительно свежей жидкостью. Неплохо, не всегда можно реализовать конструктивно, да и ГДТ по-прежнему не очищается.
— «вытеснение» — через тот же стенд при работающем двигателе подается свежая жидкость и сливается старая, таким образом можно промыть и корпус ГДТ.
— «последовательная замена» — максимально сливается старая жидкость, заливается новая, на ходу перемешивается, снова сливается и так далее несколько раз (2-3-…, чем больше — тем лучше). Но, понятно, часть старой жидкости остается растворенной в свежей. Способ недешевый и трудоемкий, но надежный.
Ориентировочно, для полной промывки и заправки в среднем используется количество ATF, сопоставимое с двумя полными заправочными объемами АКПП.
2) Не забудьте заменить фильтр. На этом экономить не следует, даже если некоторые недобросовестные сервисмены уверяют в обратном. Даже простейший сетчатый фильтр типа «маслоприемник» нуждается хоть и не в замене, но в регулярной очистке-промывке и проверке на наличие повреждений. А уж фильтр закрытого «коробочного» типа, требует (!) замены по крайней мере раз в две смены масла (в зависимости от интенсивности накопления продуктов износа в каждой конкретной коробке). Пример состояния фильтра АКПП можно посмотреть здесь.
Сами по себе логические комбинации о взаимозаменяемости Dexron’ов и специальных ATF ничего не стоили, если бы за ними не стоял многолетний положительный опыт серьезных и независимых профессионалов эксплуатации и ремонта АКПП в российских условиях, а также большой опыт простых владельцев.
8. Повторение пройденного — вопросы и ответы
«Type T и Type T-IV взаимозаменяемы?»
Разумеется, по большому счету все ATF если и не одинаковы, то взаимозаменяемы. Но раз уж решили ориентироваться на рекомендации производителя — надо быть принципиальными до конца. Type T (TT, «просто тип Т», 08886-00405) предназначен для полноприводных АКПП типа A241H и A540H. Лить вместо него Type T-IV «как бы допустимо», но на практике — не стоит. А в пожилые машины — не стоит категорически!
«Говорят, если залить дексрон вместо TT, то появятся толчки?»
В качестве контр-тезиса можно привести массу примеров, когда при заливке свежей и действительно оригинальной ATF TT-IV появлялись эти самые толчки при переключении передач или машина начинала катиться назад на уклоне. Разумеется, это не говорит о вредоносности TT — ключевое слово здесь свежая. Вновь залитая жидкость всегда отличается от старой, пусть и того же сорта, своими химическими/физическими свойствами и так или иначе будет по-новому влиять на процесс работы коробки. В лучшую или худшую сторону? Для неновой машины с неизвестной историей — это чистая лотерея.
«Говорят, нельзя лить Dexron III вместо Dexron II?»
См. предыдущий вопрос. Это, мягко говоря, неверно. Начнем с того, что у тойотовцев на внутреннем рынке вообще не было рекомендуемой ATF типа «Dexron III», как и вообще понятия «Dexron». Нетрудно заметить, что в инструкциях написано «D-II» — а это точно такая же «оригинальная жидкость для коробок передач», как и TT-IV (к счастью, нашим людям еще не взбрело в голову, что и вместо «D-II» нельзя использовать дексрон).
Ну а на щупах тойотовцы всегда писали «D-II or equivalent», подставляя вместо эквивалента тот вариант Dexron’а, который являлся общепринятой спецификацией на тот момент.
Так вот, если кто-то утверждает, что вместо Dexron II ни в коем случае нельзя заливать Dexron III — пусть сначала посмотрит на этот щуп тойотовской коробки:
«А как на деле? Кто-нибудь заливал неоригинальную жидкость?»
Более-менее массовый завоз ATF «Type T» начался всего несколько лет назад. Еще три года назад купить ее было проблемно. Так как же все 90-е годы десятки тысяч тойот (с A241H, A540H, A245E, A340E…) умудрялись ездить здесь на простом Dexron’е, без поломок и проблем? Что же случилось сейчас? Да ничего, просто торговцы автозапчастями захотели кусок масла потолще…
«Зачем вообще говорить об этом? Type T-IV есть везде и недорого!»
Как уже было сказано, смысл не в деньгах, а в часто сомнительном происхождении продаваемых здесь «оригинальных» спецжидкостей.
«Аналогов TT-IV нет!»
Неужели? Это только для нас нет, а вот «у них» такой монополизм оказался неприемлем — в результате на рынке появилось несколько универсальных жидкостей, а затем и Mobil ATF 3309. Это уже серьезнейший бренд, а не поделка безвестных корейских умельцев.
«А какой код у правильного Type T-IV? 08886-82025 уже устарел?»
Все равно не угнаться за изменением тойотовских спецификаций. Железная банка — пластиковая банка, четыре литра — пять литров… По большому счету не важно — это же все «оригинальная ATF, отвечающая спецификации TT-IV». Но наивно следить за номером, если невозможно гарантировать даже страну происхождения этой «оригинальной» жидкости.
«Все понятно, но что залить именно мне?»
Еще раз? Ну ладно… Допустим, вы полностью заменили ATF, залив не ту жидкость, что была указана на щупе или в книжке, а просто хороший Dexron IID или III. Но что же будет происходить дальше?
— Если об этом узнают окружающие, то непременно обронят что-то вроде: «Да ты что, это ж Тойота, в нее надо только Тип 4, а то коробка сразу загнется. Сливай пока не поздно»
— Изучая форумы, где обычно мелькают такие высказывания, вы начнете настороженно прислушиваться ко всем изменениям в работе автомата и скоро ощутите «ужасные рывки, удары и завывания» (даже если их нет).
— После этого вы будете готовы при любой проблеме с АКПП, от перегорания индикатора на комбинации до сожженных при буксовании фрикционов, бросаться на сервисменов («Что вы мне залили!») или консультантов («Что вы мне за гадость сказали залить!»)
— Отсюда вопрос — ради чего нам нужно идти против «общественного мнения», убеждать всех в существовании альтернатив, взваливать на себя ответственность? Только чтобы сделать лучше владельцу? Но ведь практика показывает, что большинство этого все равно не ценит.
— Поэтому если хотите «заливать что положено», то приобретайте сами какую угодно «оригинальную жидкость для АКПП», хоть сверхоригинальную, хоть китайско-корейскую «паленку» и лейте в свой автомат.
— А когда коробка почему-либо прикажет долго жить, сможете сказать себе и другим: «Я сделал все что мог и использовал только оригинальную жидкость»
— Остается только спросить, почему именно жидкость для автоматов вызывает столь пристальное внимание владельцев? Ведь кроме «оригинальной ATF» на автомобилях Toyota инструкция предписывает использовать:
только оригинальное моторное масло «Toyota Genuine Motor Oil Clean SL»
только оригинальное трансмиссионное масло «Toyota Castle Gear Oil Super»
только оригинальную охлаждающую жидкость «Toyota Genuine Long Life Coolant»
только оригинальную жидкость для гидроусилителя «Toyota Genuine Power Steering Fluid»
только оригинальную тормозную жидкость «Toyota Genuine Brake Fluid 2500H»
только оригинальное компрессорное масло «ND-Oil8»
и, разумеется, только оригинальные запасные части Toyota.
Иначе ведь машина сразу развалится, не правда ли?