Афоризм является переводом французской поговорки, имеющей глубокий смысл. В далекие времена 16-18 веков эта фраза считалась важнейшим нравственным девизом рыцарей. «Делай что должен! И будь что будет!» – это выражение несколько перефразировано от первоначального канонического утверждения, в котором вместо слова «должен» было «должно».
Откуда появилась эта фраза?
Подлинная история фразы, которая в настоящее время считается распространенным афоризмом, до конца неизвестна. Ее формулировка приписывается многим людям, это: — Лев Николаевич Толстой; — библейский Царь Соломон; — римский император и полководец Марк Аврелий; — римский государственный и литературный деятель Катон Старший.
Помимо вышеперечисленных фактов, с давних пор известно, что данная фраза: — является формулировкой французской пословицы; — это распространенный в древнем рыцарстве девиз; — один из главнейших принципов Карма-йоги.
Современные мыслители, размышляя над словами, делали умозаключения, основные из которых приведены ниже: — Принимать свою судьбу какой бы она ни была; — Поступать по совести, не ожидая наград и ответов; — Верить в судьбу; — Помнить, что жизнь – это далеко не всегда игра; — Не стоит просчитывать события и все до единого дела наперед; — Жить по собственным правилам; — Во всем доверять себе; — Не следовать за толпой; — Не бояться выделяться из среды других.
Что я должен делать?
Фраза сочетает в себе несколько сторон жизни: — долг перед обществом; — доверие судьбе; — свобода воли.
Человек имеет право выбрать, делать ему то, что он должен, или нет. Но всегда ли правильно поступать в пользу долга? Об этом стоит задуматься подольше. Кто имеет право определить для конкретного человека его долг?
Есть три варианта ответа на этот вопрос:
1. Такие диктаторы с внешних сторон, как правительство, отец и мать, дети, супруг, друзья, жизненные обстоятельства?
2. А может, человек сам, приняв во внимание ожидания и потребности всех вышеперечисленных, выстраивает свои приоритеты по долгу и обязанности?
3. Или решает все сам, согласно личным взглядам и предпочтениям, не учитывая мнение остальных?
Опасными крайностями определения долга являются первый и третий варианты, если исключить такие сложные или экстремальные обстоятельства жизни, как: — Война; — Спасение человеческой жизни; — Тяжелобольные близкие люди и пр.
Здесь берется во внимание самая обычная повседневность, рутина обыденной жизни.
Необходимо помнить, что долг – это то, что мы делаем по собственным желаниям и пониманиям, по собственной воле. Однако многие люди, трактуя долговые обязанности, допускают в своих умозаключениях немаловажные ошибки:
1. Подчиняются принуждениям, считая их выполнение исполнением долга. Прямое принуждение, диктаторство, разрушают волю человека. Поступки по принуждению ни в коем случае не могут считаться долгом.
2. За диктаторством следует манипуляция – еще более злейший враг человека. Самая большая ошибка в жизни – повестись на манипуляцию, поддаться ей, вняв речам о высоком – о совести, долге и необходимости. За этим скрывается ложь, а поэтому и неприятные последствия: душевные переживания, подавленность, пустота.
3. Проявляем заботу, жертвенность без надобности. Это происходит из-за наших собственных представлений о благе близких. Навязываясь им в добрых делах «ради их блага», мы не получаем ни слова благодарности, ни улыбки в ответ, расстраиваемся и обижаемся. Хотя виноваты в случившемся сами: нас никто ни о чем не просил. Исполнять долг в отношение дорогих сердцу людей нужно тогда, когда в этом есть необходимость.
Правильное понимание долга, руководство собственными побуждениями, интересами и принципами – вот основа жизненного успеха. Свое предназначение выполнять нужно, но не во вред себе, погибая от тяжести повешенных требований или влияния манипуляции.
Делай что должен и будь что будет, не жди подарков судьбы (они приходят, когда их не ожидают), но и не вреди чувством долга своей судьбе, не останавливайся на достигнутом, верь в лучшее – и в конце концов будет у вас не просто то, что будет, а то, что вы желаете, чтобы было.
Один из источников: 1-vopros.ru/404-delaj-chto-dolzhen-i-bud-chto-budet.html
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Стоики опередили время. Поэтому и до сих пор актуальны, а многие их идеи активно используются в самых разных областях.
Философская школа стоиков просуществовала почти 1000 лет. Зародилась в Афинах в 300-х гг до н.э. Потом перекочевала в Древний Рим, где стала очень популярной. Философ Сенека и император Марк Аврелий были представителями именно школы стоицизма.
Как вы понимаете, чтобы захватить власть над умами на столько лет, философы должны были придумать, что-то из ряда вон важное. Добавим к этому, что идеи стоицизма лежат в основе современной научной методологии. В честь этих философов появился термин стоический = стойкий. Чем же они зацепили такое количество людей, что прошли сквозь века?
Стоики настаивали на равенстве всех людей, что было довольно странно в рабовладельческом строе и прав богатых и сильных.
Стоики призывали творить больше нравственных поступков. Даже в мелочах. Эти действия благостно скажутся на окружающих, заставят и их поступать хорошо. Поэтому каждый нравственный поступков увеличивает уровень гармонии в мире.
Формула успеха от стоиков
Эпиктет был греком по национальности, жил в Древнем Риме, родился рабом в богатой семье. Его хозяином был секретарь императора Нерона.
Эпиктет был классическим философом-стоиком. А его харизма и ум были столь велики, что он повлиял на мировоззрение своего хозяина и других аристократов.
Однажды, его хозяин разозлился и в гневе начал жестко колотить Эпиктета. Тот невозмутимо заметил: «Ты мне ногу сломаешь». И тот, действительно, сломал ногу. На что философ хладнокровно добавил: «Разве я не говорил, что сломаешь?». Философ остался хромым на всю жизнь. А его хозяину стало стыдно. Он сам стал прислушиваться к философии Эпиктета и дал ему вольную.
У него была одна хитрость, сильно упрощавшая ему жизнь.
«Не стремитесь к тому, чтобы все события шли так, как хотите вы. Желайте, чтобы они происходили так, как они и происходят. И все с вами будет хорошо!»
Что же имел в виду Эпиктет? Что мы должны отбросить свои цели, не двигаться к ним и все отправить на то, как решит судьба?
Нет! Суть в том, что мы не можем полностью контролировать внешние обстоятельства. Мы должны действовать на свое усмотрение. Но не надо пытаться контролировать все вокруг. Нельзя быть уверенным, что результат на 100% зависит от нас.
Посмотрите, как мы живем? В офисах, в образовании, в отношениях. Часто люди стараются контролировать каждую мелочь.
Мы хотим, чтобы события происходили такими, какими мы их себе представляем. И на это тратится масса сил, энергии, нервов.
Лайфхак от Эпиктета: делайте все, что вы реально можете, и приспосабливайтесь к тому, что происходит.
Делай что должен и будь что будет. Ето автор? Кто автор?
Причиной начала беседы является печаль и сомнения Арджуны перед началом решающего сражения, в котором его родственники и друзья присутствуют на обеих сторонах поля битвы. В ответ, Кришна объясняет ряд философских систем йоги, в том числе и карма-йогу, согласно которой Арджуна должен сражаться, выполняя свой долг воина и не беспокоясь о результате.
Карма-йога описывается как путь действия, мышления и желания в согласии с долгом (дхармой) каждого человека без принятия во внимания личных эгоистических желаний и вкусов, как действие без какой-либо привязанности к результатам своих действий, к плодам своего труда.
«Поэтому человек должен действовать из чувства долга, не стремясь к плодам своего труда, — так он придёт ко Всевышнему».
В «Бхагавад-гите», несмотря на то, что из чувства сострадания к своим родственникам и друзьям, находившимся в рядах противника, Арждуна не хотел сражаться, он принял участие в битве ради исполнения своего долга воина и выполнения божественного плана Кришны. Кришна затем объясняет, что Арджуна должен посвятить плоды своих (как плохих, так и хороших) действий Ему, Всевышнему:
«Поэтому, о Арджуна, посвяти Мне все свои действия и познай Меня до конца. Отбрось стремление к личной выгоде и, отказавшись от всяких собственнических притязаний, стряхни с себя апатию и сражайся!»
Кришна описывает, что выполнение предписанных обязанностей без ожидания результата и эгоистичной мотивации, очищает ум и постепенно возвышает человека до духовного уровня. Кришна также говорит, что для практики духовной жизни нет необходимости уединяться и прекращать всякую деятельность — состояние действия или бездействия является прежде всего состоянием сознания.
Для достижения совершенства жизни, Кришна подчёркивает важность контроля над всеми желаниями ума и над стремлением наслаждаться чувственными удовольствиями. Практика карма-йоги в повседневной жизни посредством выполнения предписанной деятельности и медитации позволяет человеку усилить свой разум, развить интуитивную способность познавать и научиться управлять умом, став трансцендентным к нему.
Карма-йога основывается на принятии и понимании законов кармы и реинкарнации (самсары). Говорится, что человек рождается с определёнными самскарами — как позитивными, так и негативными, которые переносятся индивидуумом из одной жизни в другую и в каждой конкретной жизни побуждают его к определённой благочестивой или греховной деятельности. Этот процесс продолжается до тех пор, пока индивидуум полностью не освобождается от бремени кармы и не достигает мокши.
Откуда пошло «И ежу понятно», «Делай что должен, и будь что будет» и другие привычные нам выражения
Некоторые фразеологизмы прочно вошли в нашу жизнь. Мы используем эти фразы в повседневной речи, не задумываясь, откуда они взялись. Может, пора узнать об их происхождении?
Светлана МОЗГАЛЕВА
Read статьи этого автора.
Светлана МОЗГАЛЕВА
«И ежу понятно» – крылатое выражение, означающее что-то понятное абсолютно всем. Считается, что оно появилось из стихотворения Владимира Маяковского «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий». В нем есть слова: «Ясно даже и ежу – этот Петя был буржуй».
Данные строки в 1958 году вскользь использовали братья Стругацкие в книге «Страна багровых туч». Писателей-фантастов в то время читали фактически все, и фраза ушла в народ.
Есть и вторая версия происхождения этого фразеологизма. В первых советских интернатах способных воспитанников обучали два года в классах А, Б, В, Г, Д. Остальных – один год в классах Е, Ж, И. Конечно, первые получали больше знаний, поэтому, говоря о недогадливости, отмечали – «и ЕЖУ понятно» (имея ввиду учеников короткого срока обучения).
«Делай что должен и свершится, чему суждено» – давным давно сказал сказал древнеримский император Марк Аврелий. Современный же вариант появился позже благодаря масонам. Девиз ордена Рыцарь Кадош гласил: «Fais ce que dois, advienne, que pourra – Делай, что должно, и будь, что будет».
Это выражение любил немецкий философ Иммануил Кант, русский писатель Лев Толстой. Тысячи людей изменили свою жизнь, следуя мудрости данного фразеологизма. Ведь если в чем-то сомневаешься – делай, что должен…
Вы когда-нибудь действовали предельно тихо и незаметно – «тихой сапой»? Первое слово понятно всем. А второе попало к нам из французского языка: sape – подкоп.
В средневековье захват крепости или замка противника было довольно хлопотным делом. Они были защищены высокими крепкими стенами, их приходилось лишать связи с внешним миром с помощью осады. Еще один способ захватить объект – проникнуть внутрь тайно.
Для этого рыли подземные переходы, используя лопаты и мотыги. Инструмент и сам подкоп называли одним словом sape. Все делалось в строжайшей от врага тайне.
В 16-м веке к сражениям стали готовится более тщательно, уделяя особое внимание земляным работам. Рылись траншеи, окопы, тайные переходы между ними.
Спустя примерно столетие, появились специальные подразделения, выполнявшие эту работу. Таких специалистов стали называть саперами. С изобретением пороха их обязанности расширились. Они во время сражений начали закладывать бомбы под различные здания.
Только в 20-м веке саперы стали ассоциировать исключительно с разминированием и обезвреживанием различных опасных устройств. А выражение «тихой сапой» вошло в обиход как определение действий человека, плетущего козни, интриги. Делает он это тайно, другие люди вообще ни о чем не догадываются, пока не ощутят негативные последствия.
«Не комильфо» – одежда, поведение, поступки, не принятые в приличном обществе. В переводе с французского comme il faut означает – как надо, как следует. Соответственно, с приставкой «не» это означает, как не нужно делать.
«Гой еси» – фразеологизм, пришедший в нашу речь из русских сказок. Означает – «Будь жив» или «здрав». Древнерусское слово «гой» имеет значение, связанное с жизнью (живительной силой). А «еси» – устаревшее «есть».
Фразой «гой еси» когда-то активно пользовались наши предки, высказывая уважение человеку. Сегодня она обычно попадается в народных сказках и преданиях.
6 января 1919 года, накануне Рождества, скончался 26-й президент США Теодор Рузвельт — один из самых популярных политиков за всю историю Америки, автор большого количества статей, речей, посланий и книг.
В этот день Diletant.media решил вспомнить 20 мудрых изречений этого выдающегося государственного деятеля об обществе, политике и жизни.
«Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми»
«Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает»
«Все необходимые источники — у нас в голове»
«Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть»
«Не повышай голоса, но держи наготове большую дубинку, и ты далеко пойдешь»
11-летний «Тедди» Рузвельт
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества»
«Хуже каменного сердца может быть только жидкий мозг»
«Пожалуй, не существует более важной черты характера, чем твердая решимость. Человек, который хочет стать великим или, так или иначе, оставить след в этой жизни, должен решиться не только преодолеть тысячу препятствий, но и победить, несмотря на тысячу неудач и поражений»
«Если человек честно живет и трудится так, что те, кто зависит от него и привязан к нему, живут лучше благодаря тому, что он живет на свете, то можно сказать, что такой человек преуспел в жизни»
«Здоровое тело — это прекрасно; здоровый дух — еще лучше; но важнее всего — как для человека, так и для нации — характер, сумма тех достоинств, которые делают мужчину хорошим мужчиной, а женщину — хорошей женщиной»
Теодор Рузвельт, 1885 год
«Самый удачливый политик — это тот, кто чаще всех и громче всех повторяет общеизвестное»
«Во главе реформ всегда стоит безумец»
«В политике приходится делать много такого, чего не следует делать»
«Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем»
«Я предвижу громадную будущность России. Конечно, и ей придется пройти через известные встряски и, может быть, тяжелые потрясения, но все это пройдет, и после того Россия воспрянет и сделается оплотом всей Европы, самой могущественной, может быть, во всем мире державой»
Теодор Рузвельт, 1915 год
«Пусть лучше бизнесмены ведут свое дело честно, чем отдают часть сверхприбыли на благотворительность»
«Я могу управлять Соединенными Штатами и могу управлять своей дочерью Эйлис, но я не могу делать то и другое одновременно»
«Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но еще важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради нее»
«Лучшая награда в нашей жизни — это возможность заниматься делом, которое того стоит»
«Меня не заботит, что обо мне подумают другие, но зато меня заботит, что подумаю я сам о своих поступках: это и есть характер!»