деловая этика что это
Этика делового общения: что это такое и зачем она необходима
Определение этики делового общения
Этика делового общения – это целый ряд норм и правил, которые регламентируют поведение каждого человека в процессе осуществления им трудовой деятельности. Сюда необходимо отнести как четко определенные правила, так и негласные. То, какие именно нормы существуют в той или иной конкретной организации, зависит от множества нюансов, среди которых:
Для чего необходимо знать и придерживаться этики делового общения?
Без нее деловое общение приобретает абсолютно беспорядочный характер. Этика делового общения необходима не только для общения между сотрудниками компании, но также для ведения переговоров с представителями других организаций, Клиентами и т.д.
Какое оно, деловое общение?
Нормы и стандарты, в соответствии с которыми протекает деловое общение, условно можно разделить на две группы:
Все деловое общение можно условно разделить на две категории:
Первое значительно результативнее, а наиболее сложным вариантом делового общения считается разговор по телефону.
Некоторые правила и рекомендации
Можно выделить целый ряд основополагающих принципов, которые следует знать каждому, кто хочет добиться успеха в своей профессиональной сфере деятельности:
Этика бизнеса. Что нужно знать о культуре делового сотрудничества?
Этика бизнеса, профессиональных отношений – это давнее понятие, возникшее со времен осуществления людьми первых сделок обмена какими-либо предметами. Очевидно, что сегодня этика бизнеса существенно изменилась и включает в себя соблюдение прав каждого человека, принятие общечеловеческих норм поведения, строгое исполнение законодательных и нормативных актов.
Этические правила отношений в бизнесе
Правила бизнес этикета или профессиональной этики выстраиваются преимущественно на соблюдении общепринятых моральных норм и норм законодательства. Для достижения целей и получения большей прибыли подходят далеко не все средства. Конкуренция, какая бы она ни была жесткая, не должна вестись «грязными» методами.
Основные направления бизнес этики
Каждое направление имеет свои принципы, как закрепленные законодательно, так и неписанные правила, принятые обществом как необходимые.
Отношения внутри коллектива
Внутренняя этика определяется каждой компанией самостоятельно с учетом отраслевых или исторических традиций. Наряду с этим имеют место единые стандарты:
Партнерские отношения
Правила партнерских отношений указывают на недопустимость каких-либо махинаций и подтасовок. Махинация – это форма обмана, которая дает кратковременный результат. Информация об обмане при совершении сделки рано или поздно вскроется и приведет в дальнейшем к финансовым потерям.
Отношения с клиентами
Сегодняшний клиент владеет достаточной информацией, поэтому вводить его в заблуждение не только сложно, но и чревато последствиями, учитывая возможные судебные разбирательства.
Общаясь с клиентом:
Внесоциальные стандарты
К внесоциальным стандартам относятся экологические и эстетические правила ведения бизнеса. Например, сброс отходов в реку – это процесс, который негативно воздействует на окружающую среду и противоречит всем нормам этики.
Неукоснительное следование этике ведения бизнеса позволит: создать деловую, рабочую атмосферу внутри коллектива; организовать взаимовыгодное сотрудничество с партнерами; получить достойную репутацию у клиентов. Все это будет способствовать развитию и процветанию бизнеса.
Переписка по электронной почте: этика и правила
С развитием интернета в нашу жизнь пришёл новый вид связи, ставший уже привычным для всех – электронная почта. Ей пользуется каждый из нас в большей или меньшей степени. Это касается и общения по деловым вопросам, и решения личных вопросов. Но даже в офисах, где сотрудники каждый день используют email, зачастую сталкиваешься с отсутствием понимания базовых правил ведения такой переписки.
Итак, что же стоит учесть при написании писем посредством электронной почты, чтобы зарекомендовать себя как грамотного и этичного человека?
В первую очередь необходимо решить, кому вы пишете, в зависимости от поставленной цели. Если вы берёте информацию с сайта, постарайтесь определить именно то контактное лицо или отдел, который отвечает за ваш вопрос. Не пишите на все указанные адреса, указанные в разделе «Контакты». Если это внутренняя корпоративная почта, не используйте массовые рассылки, а постарайтесь сузить круг адресатов до заинтересованных или ответственных лиц.
В случае, когда вы не уверены в корректности адресата, в конце запроса вы можете добавить фразу «Если запрос не к вам, прошу переадресовать мое письмо ответственным лицам, либо сообщить их контакты».
И ещё один нюанс – при ответе на письмо обратите внимание, стоит ли оставлять все адреса в копии или есть смысл сократить список.
Обязательно указывайте тему письма. Правильная тема письма привлекает внимание и интерес. Тема должна быть четкая и лаконичная, без сокращений, множества пунктуационных знаков и заглавных букв. Отразите в ней основную суть запроса.
Конечно, начать письмо необходимо с приветствия. Самый оптимальный вариант — вне зависимости от времени суток использовать фразу «Добрый день!». Если переписка неформальная, можно написать и «Доброго времени суток», и «Привет!», но поздороваться в любом случае необходимо.
Если вы пишете одному человеку и знаете его имя, обязательно укажите его в приветствии. Ведь всем известно, что личное имя — самое приятное слово для человека. Тогда адресат более внимательно воспримет ваш запрос. Если пишете группе людей, используйте, в зависимости от ситуации, слова коллеги, друзья, партнёры.
Обратите внимание на длину текста. Все зависит от ситуации и контекста, но не стоит делать письмо слишком длинным, иначе информация будет воспринята частично или не дочитана до конца. Пишите кратко и по существу, без лишних слов. Не используйте сокращения и жаргон.
Если текст длинный, разбивайте его на небольшие абзацы или нумерованные пункты.
Не стоит использовать крупный шрифт и выделение ярким цветом без необходимости.
В конце письма обязательно нужна подпись. Если вы выступаете как представитель компании, то в подписи также должны быть указаны наименование компании, ваша должность и контакты. Если переписка не столь формальная, то достаточно имени. Стандартной является фраза «С уважением» перед именем, либо «Спасибо!».
Деловая этика
Добавлено в закладки: 0
Что такое деловая этика? Описание и определение термина
Деловая этика – это совокупность норм поведения, правил и принципов, регулирующих отношения, которые возникают в процессе делового общения.
Знание и применение правил деловой этики позволяет деловым партнерам находить пути для взаимопонимания и более эффективного ведения совместной деятельности.
Значение деловой этики
Согласно написаным и устным правилам деловой этики определяются взаимоотношения между различными субъектами коммерческой деятельности, а также правила составления необходимых документов и обмена ими. Деловая этика занимается выявлением норм и правил общения, которые приняты в тех или иных ситуациях и условиях общения, а также прогнозированием и определением линии поведения и изучением факторов, влияющих на поведение в деловой сфере.
Термин деловая этика по значению схож с термином «порядок». Соответственно имеется ввиду порядок в ведении деловых дел. Деловая этика – одна из самых молодых и стремительно развивающихся отраслей науки. Интересным является тот факт, что общей основой деловой этики служит понимание труда прежде всего как нравственной ценности. А труд становится моральной ценностью, если воспринимается не только как источник средств существования, но и как способ формирования человеческого достоинства.
Рассмотрим более детально, что значит термин деловая этика.
Если сказать коротко, то деловая этика — это правила и нормы служебного поведения или система идеалов, на которые опирается предприниматель, менеджер, любой деловой человек,чтобы достичь поставленной цели.
Главные особенности деловой этики
Деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей, занятых в сфере предпринимательской и коммерческой деятельности. Свод этих принципов и иравил не устанавливаются законодательством государства, но их придерживаются все коммерческие фирмы в своей предпринимательской деятельности. Деловая этика включает в себя прежде всего честность в отношениях с сотрудниками (работниками), клиентами (покупателями), поставщиками и конкурентами, а также охватывает вопросы, касающиеся влияния деятельности фирм на здоровье людей, окружающую среду и животный мир.
Деловая этика базируется на моральных и нравственных принципах человеческого общества, а также на правовых критериях, которые устанавливаются законодательными актами государства, и обязательно учитываются международные правила и принципы. Чтобы достичь успеха в бизнесе, для предпринимателей важно уметь правильно вести переговоры с партнерами, действовать одной командой, умело руководить подчиненными и работать без конфликтов.
От каждого коммерсанта или предпринимателя ожидается, что он будет владеть хотя бы азами деловой этики и основами этикета. Основу деловой этики составляет профессиональная этика, которая предписывает определенный профессионально-цивилизованный тип взаимоотношений деловых людей с подчиненными, партнерами, конкурентами, клиентами, а также исключает противопоставление одних другим. Деловая этика должна базироваться на общих принципах ведения рискового, новаторского, честного, компетентного и законного бизнеса в той или иной сфере деятельности.
Независимо от типа предпринимательской деятельности и его отдельных видов деловая этика и этикет должны учитывать также культурные и национально-этнические традиции и вытекающие отсюда правила поведения.
Деловая этика – это свод этических правил и норм поведения, предназначенный для деловых людей, которые занимаются предпринимательской деятельностью (для акционеров, директоров, менеджеров, сотрудников, инвесторов и т.д.) составляется посредством определенных документов деловой этики, благодаря которым создаются конкретные модели поведения и совместной деятельности, а также внутрикорпоративные механизмы, которые обеспечивают их применение участниками в отношениях между собой и с государством, деловыми партнерами.
Документы деловой этики выполняют довольно широкий спектр задач, которые в общем-то могут быть сведены к реализации двух основных функций: формирование благоприятной репутации и успешное управление.
Функция формирования благоприятной репутации заключается в основном в повышении доверия к компании со стороны потенциальных инвесторов и клиентов.
Успешная управленческая функция документов деловой этики заключена в основном в четкой регламентации и упорядочивании корпоративного поведения в сложных и неоднозначных ситуациях с точки зрения соблюдения принципов этики, честности и добропорядочности.
В последние годы деловая этика как предмет прочно заняла свое место в системе российского бизнес-образования.
Мы коротко рассмотрели термин деловая этика, постарались раскрыть его главные особенности и суть.
Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Деловая этика: понятие, принципы, нормы, особенности
Деловая этика — комплекс правил, этических норм, соблюдающихся деловыми людьми в корпоративной среде. Такая этика затрагивает не только отношения внутри компании, но и за ее пределами. В частности, ее правила соблюдаются при общении с партнерами по бизнесу. При этом этика деловых отношений является общепринятой и содержит нормы, которые применяются не только в общих, но и в конкретных ситуациях.
Принципы деловой этики
Основные общепринятые принципы:
Расширенный список принципов, основанных на философии в совокупности с практическим опытом делового мира, сформулирован Л. Хосмером, социологом из США. Эти принципы базируются на соблюдении определенных правил. В частности, необходимо исключать действия, которые:
Культура делового общения – что это такое
Нередко можно услышать мнение, что деловая этика – это то же самое, что и культура делового общения. В общем можно сказать, что такое мнение верно. Культура не может существовать без этики. Отношения могут быть культурными, что подразумевает под собой их этичность. Однако под культурой принято понимать более емкое понятие. Она отображает реальность со семи положительными и неположительными проявлениями. В свою очередь, этика состоит из норм, правил, которые принято применять в деловых кругах.
Деловой человек обязан придерживаться культуры делового общения. Основные аспекты касаются доброжелательности к оппоненту, отсутствия плохого настроения, способного негативно повлиять на ту же беседу, а также необходимости проявлять заинтересованность темой. Придерживаясь хотя бы трех важных аксиом, уже можно утверждать о том, что деловой человек имеет представление о культуре делового общения.
Понятия деловой этики: этикет, нормы, кодекс
Понятие деловой этики связано не только с культурой делового общения. Прямую связь этика имеет с деловым этикетом. Последний представляет собой комплекс норм, правил, которые используются для ведения работы в определенном стиле, с определенной манерой, определяют они особенности проведения деловых переговоров, а также внешний вид и пр. Деловой этикет в той или иной стране может иметь свои оригинальные отличия, о которых необходимо знать деловым иностранцам, если они желают найти выгодные пути сотрудничества.
Существует и такое понятие как нормы деловой этики. При этом они являются общепринятыми. На них не влияют национально-культурные и другие особенности. К ним относится:
Предопределяет умение все делать своевременно, рассчитывать свое время. Пунктуальный бизнесмен – это человек, на которого можно положиться. Профессионалы не только свое время умеют беречь, но и чужое.
Соблюдение конфиденциальности – одно из главных и неоспоримых по своей важности правил делового мира. Причем речь идет не только о каких-то бизнес деталях. Обсуждение даже личной жизни коллег по работе считается дурным тоном.
В деловой сфере не принято проявлять эгоизм, неуважение, нетерпимость. Недопустимо высокомерие, которое следует отличать от уверенности в себе.
Знание норм делового этикета по формированию внешнего вида позволяет обеспечивать соблюдение норм деловой этики.
Умение правильно, грамотно строить свою речь, понятно изъясняться путем других форм коммуникаций, а также наличие профессиональных знаний, которые касаются бизнеса – это обязательные составляющие, которые должны присутствовать в жизни современного делового человека.
Еще одним понятием деловой этики следует считать кодекс деловой этики. Как бы громко ни звучало это понятие, однако оно имеет достаточно узкое значение в плане применения. Кодекс деловой этики – нормативный акт локального характера. Это свод правил, норм, устанавливаемых в конкретной компании и обязательных для применения сотрудниками этой компании.
Этика делового поведения
Этика делового поведения – это система индивидуальных поступков, действий, которая связана с реализацией, достижением деловых интересов индивида. Она включает особенности взаимодействия с партнерами по бизнесу, руководителями, коллегами и подчиненными. Деловое поведение реализуется посредством:
Как ведет себя бизнесмен при деловом общении, как устанавливает контакты, как принимает решения – все это формирует понятие делового поведения, на что влияет и уважение, которое включает в себя:
Деловая этика в России
В России существуют свои особенности деловой этики с учетом того, что общепринятые в мире этические нормы отечественные бизнесмены, ведущие дела на международном уровне, все-таки соблюдают. К таким особенностям относятся следующие моменты:
Заключение
Анализ всего вышенаписанного приводит к следующему выводу. Современный деловой человек обязан знать обо всех нормах, правилах деловой этики. И не только знать, но и применять их на практике. Понятно, что деловая этика в России имеет свои особенности, но некоторые из них не следует демонстрировать при общении с иностранными партнерами. Цивилизованное деловое поведение должно строиться на принятых во всем мире нормах. И тогда можно быть уверенным в достижении всех поставленных на своем пути целей.
При желании пройти обучение и научиться использовать полученные знания на практике можно воспользоваться нашей помощью. Специалисты нашей компании проводят тренинги по деловой этике, которые позволяют освоить основы делового поведения на разных уровнях взаимодействия.
Discovered
О финансах и не только…
Деловая этика
Что такое деловая этика?
Деловая этика (также известная как корпоративная этика) — это форма прикладной этики или профессиональной этики, которая исследует этические принципы и моральные или этические проблемы, которые могут возникнуть в деловой среде. Она применяется ко всем аспектам делового поведения. Истоками этики являются как отдельные лица, так и организации в целом (посредством установления определенных корпоративных норм). Эти нормы, ценности, этические и неэтичные практики являются принципами, которыми руководствуется бизнес. Они помогают этим компаниям поддерживать лучшую связь со своими заинтересованными сторонами.
Деловая этика — это изучение соответствующей деловой политики и практики в отношении потенциально спорных вопросов, включая корпоративное управление, инсайдерскую торговлю, взяточничество, дискриминацию, корпоративную социальную ответственность и фидуциарные обязанности. Деловая этика часто регулируется законодательно, но в ряде случаев она представляет собой базовое руководство, которому компании могут следовать, чтобы получить одобрение общественности.
Термин «деловая этика» получил широкое распространение в США в начале 1970-х годов. Интерес к деловой этике резко возрос в 1980-х и 1990-х годах как в крупных корпорациях, так и в академических кругах. Например, многие крупные корпорации сегодня продвигают свою приверженность этическим нормам ведения бизнеса в таких вариациях как кодексы поведения, отделы этики и соблюдения требований, сотрудники по этике, а также отчеты или уставы социальной ответственности.
Сущность деловой этики
Этика означает набор правил или принципов, которым должна следовать организация. Под деловой этикой понимается кодекс поведения, которому компании должны следовать при ведении бизнеса. С помощью этики организации устанавливают стандарты для регулирования своего поведения. Это помогает им отличать «неправильную» часть бизнеса от «правильной».
Этика, формируемая в организации, основана на создании человеческого разума. Вот почему этика зависит от влияния места, времени и ситуации.
Деловая этика относится к современным организационным стандартам, принципам, наборам ценностей и норм, которые регулируют действия и поведение человека в деловой организации. Деловая этика имеет два измерения: нормативная деловая этика и описательная деловая этика. Как корпоративная практика и профессиональная специализация, эта область в первую очередь нормативная. Ученые, пытающиеся понять деловое поведение, используют описательные методы. Диапазон и количество вопросов деловой этики отражает взаимосвязь поведения, направленного на максимизацию прибыли, с неэкономическими проблемами.
Деловая этика обеспечивает наличие определенного базового уровня доверия между потребителями и различными формами участников рынка с предприятиями. Например, управляющий портфелем должен одинаково учитывать портфели членов семьи и мелких индивидуальных инвесторов. Такая практика обеспечивает справедливое обращение с общественностью.
Концепция деловой этики зародилась в 1960-х годах, когда корпорации оказались в плену общества, основанного на потребителях, проявлявшего озабоченность по поводу окружающей среды, социальных аспектов и корпоративной ответственности. Повышенное внимание к так называемым социальным вопросам стало отличительной чертой того десятилетия.
С того времени концепция деловой этики претерпела изменения. Деловая этика выходит за рамки морального кодекса «правильного» и «неправильного»; она пытается согласовать то, что компании должны делать с юридической точки зрения, с сохранением конкурентного преимущества перед другими предприятиями.
Почему важна деловая этика?
Деловая этика важна по разным причинам. Прежде всего, она позволяет бизнесу работать в рамках закона, гарантируя, что он не совершает правонарушений против своих сотрудников, клиентов, потребителей или других сторон. Если компании осведомлены о деловой этике, то они получают ряд преимуществ, которые помогут им достичь желанного успеха.
Организация также может укреплять доверие между бизнесом и потребителями. Если потребители чувствуют, что бизнесу можно доверять, они с большей вероятностью выберут этот бизнес, а не его конкурентов. Некоторые компании предпочитают использовать определенные аспекты деловой этики в качестве маркетингового инструмента, особенно если они решают выделить популярную социальную проблему. Разумное использование деловой этики может привести к увеличению капитала бренда в целом.
Этичное ведение бизнеса привлекает инвесторов и акционеров. Они с большей вероятностью вложат деньги в компанию, поскольку следование стандартным этическим нормам ведения бизнеса и их правильное использование может стать путем к успеху для многих предприятий.
Следование деловой этике также может быть выгодным для сотрудников и операций компании. Этичным предприятиям значительно проще привлекать лучшие таланты. Сотрудники не только ценят социально осведомленного работодателя, но также будут воспринимать его как бизнес, который будет действовать в интересах их сотрудников. Это способствует увеличению количества преданных своему делу сотрудников и сокращению затрат на подбор персонала.
Примеры деловой этики
Вот несколько примеров деловой этики в действии, когда корпорации пытаются сбалансировать маркетинг и социальную ответственность. Например, компания «Альфа» продает злаки, полностью состоящие из натуральных ингредиентов. Отдел маркетинга хочет использовать полностью натуральные ингредиенты в качестве аргумента, но он должен умерить энтузиазм по поводу продукта, а не законы, регулирующие методы маркировки.
В рекламе некоторых конкурентов рекламируются злаки с высоким содержанием клетчатки, которые могут снизить риск некоторых видов рака. Рассматриваемая крупяная компания хочет получить большую долю рынка, но отдел маркетинга не может делать сомнительные заявления о пользе для здоровья на коробках для хлопьев без риска судебных разбирательств и штрафов. Даже несмотря на то, что конкуренты с более крупной долей рынка в зерновой промышленности используют теневые методы маркировки, это не означает, что каждый производитель должен вести себя неэтично.
В качестве другого примера рассмотрим вопрос контроля качества в компании, производящей электронные компоненты для компьютерных серверов. Эти компоненты должны быть доставлены вовремя, иначе производитель может потерять выгодный контракт. Отдел контроля качества обнаруживает возможный дефект, и каждый компонент в одной партии проверяется.
К сожалению, проверки могут занять слишком много времени, и время для своевременной доставки может пройти, что может задержать отгрузку продукта клиенту. Отдел контроля качества может отправить детали, надеясь, что не все из них неисправны, или задержать отправку и все проверить. Если детали неисправны, компания, покупающая компоненты, может столкнуться с негативной реакцией потребителей, что может привести к поиску более надежного поставщика.
Какие бывают виды деловой этики?
Деловая этика как область изучения невероятно разнообразна, но многие концепции можно разделить на несколько основных принципов. Каждый бизнес должен стремиться следовать этим принципам для достижения успеха.
Надежность
Достижение надежности обычно предполагает прозрачность и честность всех действий и коммуникаций. Доверие может иметь положительное влияние как внутри организации, так и за ее пределами. Потребители ценят открытость, поскольку она дает им представление о том, как работает бизнес, и концептуализирует работу, которую они делают. Сотрудники также ценят это качество в бизнесе, в котором они работают.
Уважение
Проявление уважения к сотрудникам и клиентам предполагает выполнение всех обещаний, искренние извинения и соответствующую компенсацию, если что-то из обещанного не выполняется. Проявление неуважения сдержит клиентов от сотрудничества с подобным бизнесом и снизит репутацию компании. Оно также нанесет значительный ущерб моральному духу сотрудников и увеличит текучесть кадров.
Справедливость
Отношение к клиентам и сотрудникам с чувством справедливости и корректности — ключевой тип этики. Манипулятивное поведение не только неэтично, но и бесполезно — и главным приоритетом любого бизнеса должно быть оказание помощи своим клиентам и сотрудникам. Также важно одинаково относиться ко всем людям.
Забота
В конце концов, бизнес состоит из людей. Есть люди, которые потребляют товары или услуги определенного бизнеса, а есть люди, которые работают, чтобы производить эти товары или услуги. Открытость и готовность бизнеса предложить решения возникающих проблем демонстрирует заботу — ценный инструмент для любого бизнеса. Проявлять заботу и поддерживать связь — это не только этичный поступок, он также помогает улучшить внутреннее и внешнее восприятие бизнеса.
Другие статьи:
Деловая этика : 7 комментариев
Нормы делового, служебного этикета, призваны регламентировать отношения между людьми, занятыми совместной деятельностью. Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.
В практике деловых отношений всегда есть какие-то стандартные ситуации, которых невозможно избежать. Для этих ситуаций и вырабатываются формы и правила поведения. Этот набор правил составляет этикет делового общения. Деловой этикет — результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях.
Деловой этикет — важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека, предпринимателя. Знание делового этикета, умение культурно вести себя — основа успеха человека в деловой сфере, необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.
Деловая этика — это система общих этических норм и правил поведения субъектов предпринимательской деятельности, их общения и взаимодействия. Она проявляется как на микроуровне — это моральные отношения в организациях, так и на макроуровне — это моральные отношения между субъектами хозяйственной деятельности. Деловая этика регулирует отношения бизнесмена, предпринимателя, менеджера со своими партнерами, конкурентами, клиентами, сотрудниками и тому подобное.
В международной коммерческой практике этика бизнеса — это совокупность норм и правил, разработанных и принятых на многосторонней основе, которые определяют отношения между хозяйственными субъектами разных стран, которые выступают контрагентами в международных соглашениях. Из международных этико-правовых норм должны выходить многосторонние соглашения, резолюции, декларации, документы, производимые международными экономическими организациями (как межправительственными, так и неправительственными), к которым присоединилась страна — участница международного соглашения. Поскольку международный бизнес подразумевает как деловые операции между фирмами, которые выступают как независимые субъекты рынка, так и внутрифирменные операции, осуществляемые в пределах транснациональных корпораций (ТНК), расположенных в различных странах и которые взаимодействуют между собой, то регулирование этико-правовых отношений охватывает международную коммерческую практику в целом и все виды операций, которые осуществляются фирмами.
Если человек является владельцем компании, которая не производит никакой продукции, не нанимает никаких работников и не производит никаких отходов, то даже в этом случае такой человек не должен забывать об основных моральных стандартах. Любой руководитель часто сталкивается с необходимостью принимать такие решения, которые ставят перед ним сложные этические проблемы, и в таких ситуациях руководитель не властен изменить что-либо: он вынужден принимать решения, в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и устоявшимися моральными принципами; он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей.
Именно поэтому изучение этики бизнеса является исключительно важным для руководителя любой организации. Из интервью, взятых у различных руководителей организаций в США, можно выделить главные этические проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются руководители делового мира Америки:
В целях повышения этичности поведения руководителей и рядовых сотрудников можно использовать следующие мероприятия и методы:
К важнейшим «вечным» моральным дилеммам, перед которыми стоят субъекты деловых отношений, можно отнести следующие:
В современных условиях на макроуровне ключевые этические проблемы деловых отношений возникают в следующих областях:
Деловаяэтика в широком смысле – это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она включает явления различных порядков: