деловая репутация что это
Деловая репутация
Содержание
Понятие деловой репутации в российской деловой практике
Деловая репутация может оцениваться как качественными, так и количественными показателями. В качестве примера количественного показателя можно назвать стоимостную оценку деловой репутации, используемую в российской экономической практике при бухгалтерском учёте нематериальных активов [4] : стоимость деловой репутации определяется как разница между текущей рыночной ценой, предлагаемой продавцу (владельцу) актива при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и стоимостью всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения), т. н. гудвилл (понятие используемое в зарубежной деловой практике).
Гудвилл
Гудвилл (англ. Goodwill ) — экономический термин, используемый в бухучёте, торговых операциях для отражения рыночной стоимости компании без учёта стоимости активов и пассивов.
Расчёт гудвилла
Гудвилл, возникающий в момент приобретения дочерней компании, рассчитывается как превышение справедливой стоимости возмещения, переданного контролирующим акционером, над его долей в справедливой стоимости чистых активов дочерней компании.
Расчёт гудвилла пропорциональным методом
Пропорциональный метод учитывает только гудвилл, приходящийся на контролирующего акционера. Упрощённым образом этот метод расчета гудвилла можно представить в виде следующей формулы:
Акционер приобрел 80 % акций дочерней за 500 руб. Стоимость чистых активов дочерней компании на момент приобретения составила 400 руб.
Расчёт гудвилла полным методом
Расчёта гудвилла полным методом предполагает сравнение справедливой стоимости дочерней компании со всей суммой ее чистых активов, а не только ее частью, приходящейся на долю контролирующего акционера.
При этом, справедливая стоимость дочерней компании равняется сумме:
Упрощенно такой метод расчета можно представить в виде следующей формулы:
Гудвилл = (инвестиция контролирующего акционера + ДНА) — чистые активы дочерней компании.
Акционер приобрел 80% акций дочерней за 500 руб. Стоимость чистых активов дочерней компании на момент приобретения составила 400 руб. ДНА в дочерней компании составила 100 руб.
Подробный обзор вебинара «Репутация. Защита деловой репутации»
Содержание:
В конкурентной среде наиболее выигрышную позицию занимает организация, которая показала и зарекомендовала себя как благонадежный партнер. Потребители знакомятся с ценностями компании на сайте, оценивают надежность и качество предоставляемых услуг по отзывам, смотрят, насколько компания проявляет публичную активность, и таким образом формируют свое впечатление о ней, желание сотрудничать.
Из этого складывается и образ бренда на рынке. Добавим сюда социальную ответственность и активизм или же скандалы и громкие расследования — все это влияет на качество репутации.
Что такое деловая репутация?
Деловая репутация — это мнение сторонних лиц (клиентов, партнеров, целевой аудитории и т.д.) о качестве продукции или услугах, которые реализует предприятие. Фактически деловая репутация демонстрирует, насколько компании доверяют те или иные лица.
С другой стороны, деловая репутация — это разница между стоимостью приобретения компании и ее собственным капиталом (ст. 150 ГК РФ, где сказано, что деловая репутация — это «неимущественное право», которым пользуется организация со дня ее открытия). Например, активы компании «Кока-кола» состоят на 4% из материальных и на 96% из нематериальных. Бренд — неотъемлемая часть деловой репутации.
Деловая репутация: нематериальные активы
Деловая репутация образуется под влиянием нематериальных активов (созданных и приобретенных), которые в совокупности придают организации новые качества или возможности, вследствие чего она получает дополнительных доходы.
К числу нематериальных активов относятся:
Что такое Goodwill?
Goodwill (гудвилл) — понятие, обозначающее стоимостное выражение деловой репутации, имиджа, бренда, деловых связей компании. Это совокупность бренда компании, торговой марки, репутации, раскрученности и известности, а также симпатии потребителей. Это общая сумма потенциальной выгоды, которую можно извлечь при объединении нескольких компаний.
Отчасти через гудвилл можно измерить ценность комплаенса.
Факторы, влияющие на формирование деловой репутации
Деловая репутация организации — комплексная характеристика. В ее формировании прямо или косвенно участвует рынок — внешний фактор по отношению к организации. Поэтому выделяют две составляющие деловой репутации: внутреннюю, характеризующую конкретную организацию, и внешнюю, обусловленную рынком в отношении этой же организации как хозяйствующего субъекта.
Факторами, влияющими на деловую репутацию, являются:
Оценка и виды деловой репутации
Оценка содержания деловой репутации включает два направления:
Эти составляющие деловой репутации могут вызывать различные реакции во внешней среде, связанные с их принятием или отрицанием. Это обусловлено тем, что разными контактными группами рассматриваются различные факторы, влияющие на репутацию:
Комплаенс-методы управления рисками
Генеральный директор / собственник должен правильно делегировать ответственность за деловую репутацию в целом, и комплаенс-специалист является наиболее подходящим лицом для выполнения поставленной задачи, т.к. видит картину целиком, а не локально, как PR-специалист, HR-специалист, безопасник, юрист, сотрудник отдела продаж или отдела закупок.
Среди комплаенс-методов управления рисками можно выделить следующие:
Потеря деловой репутации и причины потери
Потеря деловой репутации — снижение доверия к компании или физическому лицу в результате утечек информации, направленной вредоносной деятельности и т.п. Привести к потере деловой репутации могут как информация, связанная с текущей деятельностью, так и сведения о давних событиях. Иногда пророчащие сообщения правдивы, в других случаях — целиком и полностью ложны. Негативные новости об известных персонах и компания распространяются быстрее и более широкому кругу лиц, чем хорошие.
Причины потери репутации:
Самым главным противодействием будет управление прозрачностью и открытостью компании с помощью комплаенс-инструментов. Компания, информации о которой нет в открытых источниках, популярных соцсетях вызывает меньше доверия у потенциальных клиентов.
Комплаенс-методы управления репутацией
Специальные способы защиты деловой репутации перечислены в ст. 152 ГК РФ:
Практика по деловой репутации с точки зрения ст. 128.1 УК РФ
С 10 января 2021 года вступила в силу новая редакция статьи 128.1 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за клевету. В соответствии с нормами уголовного законодательства клевета представляет собой распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Под распространением заведомо ложных сведений, которые порочат честь и достоинство другого человека или подрывают его репутацию, следует понимать сообщение любым способом информации (в том числе с помощью средств массовой информации) о якобы имевших место фактах или событиях хотя бы по одному лицу. При этом важно отметить, что сведения клеветнического характера могут быть как устными, так и письменными.
Необходимо отметить, что уголовные дела по ст. 128.1 УК РФ относятся к категории уголовных дел частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ), то есть возбуждаются по заявлению потерпевшего либо его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшей и обвиняемой сторон.
Управление репутацией
Выделяют следующие основные этапы построения эффективной системы управления репутацией:
Специалисты «Национальной Ассоциации Комплаенс» помогут создать четкий и последовательный план выстраивания деловой репутации компании с опорой на комплаенс-процедуры.
Деловая репутация компании
Деловая репутация компании – это совокупность мнений об организации заинтересованных лиц (партнеры, инвесторы, потребители, сотрудники и т. д.) с точки зрения деловых качеств. Такие мнения основаны на реальном опыте и рациональных доводах. Не просто «отличная компания, потому что я так хочу, потому что ее владелец – мой дядя», а «отличная компания, так как здесь производится качественный продукт, руководство легко нашло выход из кризиса, обеспечена финансовая безопасность потребителя» и т. д. Второе название – «гудвилл» (от англ. goodwill). В зарубежной практике обозначает преимущества компании, которые не являются материальными активами. Именно на основе этих преимуществ и происходит оценка деловой репутации. В отличие от просто репутации деловая имеет огромный вес при оценке стоимости бизнеса.
Разница между деловой репутацией и имиджем
Не стоит путать понятие имиджа и деловой репутации. Имидж – это некий поверхностный образ компании, сформированный в сознании целевой аудитории. Это более субъективная оценка, так как все люди владеют разной информацией об организации, имеют разный опыт взаимодействия с ней. Имидж оценивается в плоскости «нравится – не нравится» и не затрагивает более глубоких финансовых и корпоративных характеристик. Деловая репутация же является более объективным параметром. Она позволяет понять, насколько устойчива компания на рынке, какие у нее перспективы развития, какими деловыми характеристиками обладает и т. д. Ее даже можно рассчитать, что и делают при оценке стоимости бизнеса. Имидж – это то, что позволяет привлечь новых клиентов и партнеров, а деловая репутация – это то, что позволяет их сохранить и удержать.
Влияние деловой репутации на деятельность компании
Влияние деловой репутации может быть как положительным, так и отрицательным. При негативной репутации:
снижается итоговая стоимость бизнеса;
меньше партнеров заинтересовано в сотрудничестве;
инвесторы не вкладывают свои деньги;
люди не покупают франшизу;
клиенты уходят к конкурентам;
снижается влияние организации на тренды и настроения аудитории;
низкая мотивация сотрудников.
Если же мнения о компании хорошие, все эти аспекты, наоборот, улучшаются:
Повышается ценность товара или услуги.
Появляется больше потенциальных клиентов, растет спрос.
Большая заинтересованность со стороны квалифицированных работников.
Повышается интерес со стороны инвесторов.
Растет конкурентоспособность и т. д.
Всем фирмам (и крупным, и маленьким) важно поддерживать деловую репутацию, так как она влияет на спрос и конверсии (напрямую или косвенно). Поддержание репутации – это важная сфера деятельности компании. Это целый комплекс мероприятий, нацеленных на повышение лояльности и доверия не только целевой аудитории продукта, но и деловых партнеров.
Факторы влияния
На деловую репутацию организации влияют следующие факторы:
Степень ответственности компании.
Умение преодолевать кризисы и конфликтные ситуации.
Публикация актуальной информации о продукте, новостей компании.
Этичность поведения как организации в целом, так и ее отдельных сотрудников.
Реагирование на появление негативной информации в СМИ, социальных сетях.
Подверженность информационным «вбросам» со стороны конкурентов, умение работать с подобной информацией.
Умение работать с возражениями, обрабатывать негативные отзывы.
Обеспечение финансовой безопасности самой организации и клиентов.
Законопослушность – отказ от использования «черных» и «серых» методов продвижения, схем теневого управления и распределения прибыли.
Использование инноваций и инновационных технологий.
Умение адаптироваться к трендам рынка.
Степень влияния на формирование трендов рынка.
Как рассчитывается
Расчет деловой репутации компании можно осуществить как до, так и после продажи бизнеса. Как определить «гудвилл» до сделки:
G – деловая репутация компании (goodwill);
Aa – суммарная стоимость активов компании;
Pc – рентабельность компании;
Pm – средняя рентабельность по рынку.
Отношение рентабельности организации к средней рентабельности по рынку (Pc / Pm) – есть коэффициент гудвилл. Например, если Pc больше среднерыночной на 20 %, тогда коэффициент равен 1,2. Таким образом, если коэффициент гудвилл больше единицы, значит репутация положительная. Если меньше – отрицательная. Умножив его на стоимость активов и затем отняв ее же, можно легко определить цену деловой репутации компании. Еще проще рассчитать деловую репутацию после состоявшейся сделки. Существуют два метода:
Пропорциональный (когда покупается часть бизнеса). Определяется разница между стоимостью доли инвестора и реальной ценой, которую он заплатил. Например, 20 % компании стоят 100 тыс., при этом инвестор за эти 20 % заплатил 150 тыс. Разница – 50 тыс. – и есть деловая репутация.
Метод полного гудвилла (когда бизнес покупается полностью). Определяется разница между суммарной стоимостью активов бизнеса и конечной стоимостью покупки. Например, сумма сделки составила 500 тыс., при этом стоимость всех активов равна 600 тыс. В данном примере деловая репутация отрицательная, из-за чего пришлось снизить цену. Математически гудвилл равен 100 тыс.
Улучшение деловой репутации
Чтобы стоимость бизнеса была больше стоимости материальных активов (читайте – рентабельность), необходимо постоянно заниматься поддержанием репутации компании, улучшать ее и устранять негативные факторы влияния. Над чем стоит работать:
Качество продукта или оказываемых услуг.
Уровень квалификации персонала.
Кадровая политика (инструкции для сотрудников, правила переписки, договор о неразглашении и т. д.).
Открытое ведение дел, открытое общение с потребителями и партнерами.
Корпоративный имидж в Сети (ведение страниц в социальных сетях, освещение важных событий и т. д.).
Коммуникация с потребителем, работа с возражениями.
Улучшение всех вышеперечисленных аспектов работы компании способствует повышению деловой репутации бренда.
Защита деловой репутации
О защите деловой репутации компании стоит думать всегда, даже организациям, которые всегда качественно выполняют свою работу и не имеют ни одного негативного отзыва. От недобросовестных конкурентов не застрахован никто. Защита деловой репутации в Сети включает в себя:
постоянный мониторинг информационного поля компании;
быстрое реагирование на негативные отзывы, комментарии – работа с возражениями;
внедрение лояльных потребителей, «закрытие» негатива положительными комментариями.
Работая с репутацией, стоит помнить, что здесь очень хорошо действует правило «100 раз помоги – забудут, 1 раз откажи – запомнят». 100 положительных отзывов не получат такой огласки, как 1 негативный. И дабы его пагубное влияние было минимальным, нужно вовремя обнаружить и правильно обработать такой отзыв. И, главное, не пытайтесь его скрыть.
Деловая репутация что это
Конкурент или иное лицо распространило недостоверные сведения о вашей деятельности.
Что делать?
— Защищать свою деловую репутацию.
Каждый год суды рассматривают около 6000 дел по искам о защите деловой репутации. Однако обращаются в суд за подобной защитой немногие. Одна из причин – многие не знают, что такое деловая репутация и что её можно защитить от недобросовестных лиц. Многие также не понимают её значение, когда каждый потребитель на вес золота.
Что такое деловая репутация?
Деловая репутация – нематериальное благо, которое представляет собой оценку профессиональных и деловых качеств лица, его деятельности.
Эта оценка складывается из реальных фактов и оценок потребителей, партнёров и иных лиц.
Необходимо учитывать, что судебная защита деловой репутации даётся в случае, когда распространены недостоверные сведения о фактах (например, что ваша компания является банкротом, вы совершили административный проступок или преступление и т.п.). Эти сведения можно проверить.
Если же распространённые сведения представляют оценочные суждения (например, мнение о непрофессионализме работников и т.п.), то судебная защита деловой репутации будет предоставляться лишь, когда данные сведения являются оскорбительными. Это связано с тем, что каждый человек имеет право свободно выражать своё мнение, а проверить достоверность оценочных суждений невозможно. Так, одни лица могут быть довольны качеством услуг, другие – нет.
Кто может являться субъектом деловой репутации?
В отличие от чести и достоинства, которые могут принадлежать только физическим лицам, деловая репутация может быть как у физического лица, так и юридического лица.
При этом необязательно, чтобы физическое лицо было предпринимателем. Требовать защиты деловой репутации может адвокат, врач, педагог и иные лица, которые осуществляют профессиональную или служебную деятельность.
В чём важность деловой репутации?
От деловой репутации во многом зависит дальнейший успех её обладателя.
Если лицо имеет в целом положительную деловую репутацию, то клиенты будут доверять ему, будут чаще обращаться и будут советовать его другим. Контрагенты захотят сотрудничать с таким лицом и будут уверены в успехе такого сотрудничества.
Отрицательная же деловая репутация формирует недоверие к её обладателю, показывает его нестабильность и ненадежность.
Кроме того, иногда деловую репутацию юридических лиц называют нематериальным активом, который влияет на стоимость компании. Чем лучше репутация, тем выше стоимость компании.
Почему важно защищать свою деловую репутацию?
Если не опровергнуть недостоверные и негативные сведения о вас или вашей компании, то будет складываться отрицательная деловая репутация. Вы можете понести в связи с этим убытки. Например, партнёры не захотят с вами дальше сотрудничать и откажутся от контракта, некоторые клиенты уйдут к конкурентам.
Вы можете потребовать от нарушителя не только опровержение недостоверных сведений, но и при наличии оснований возмещение убытков, взыскание компенсации.
Так, компании «АвтоЛайф» удалось доказать в суде, что в связи с распространением компанией «Гринвич» недостоверных сведений, ряд контрагентов «АвтоЛайф» расторгли с ней договоры, а другие отказались от продления договоров на новый срок. Поэтому у «АвтоЛайф» возникли убытки. В сети Интернет была размещена информация “месяц прошел, оплаты нет”, “2 месяца не способен оплатить 4 900 руб”.
Суд не только обязал «Гринвич» опровергнуть недостоверные сведения о компании «АвтоЛайф», но и возместить ей убытки в размере 71 885 руб (Дело № А56-89496/2015).
В другом деле, суд обязал компанию опровергнуть недостоверные сведения о мошенничестве и взыскал с ответчика компенсацию морального вреда генеральному директору истца в размере 100 тыс. рублей (Дело А40-184753/2015).
Сарафанное радио – наиболее эффективный инструмент продвижения, поэтому важно защищать свою деловую репутацию.
Деловая репутация: понятие, значение, отличие от имиджа, влияние на ведение бизнеса
Честь, достоинство и деловая репутация в системе объектов гражданских прав относятся к группе нематериальных благ. Их характерными особенностями являются:
– неотделимость и неотчуждаемость от личности носителя (человека, гражданина или юридического лица);
– отсутствие экономического содержания (не обладают свойствами товара и не участвуют в обороте);
– функция индивидуализации лица.
Нематериальные блага, в число которых входят честь, достоинство и деловая репутация, признаются и защищаются действующим законодательством. Они являются необходимой предпосылкой для участия лица в гражданском обороте. По этой причине нормы, направленные на защиту чести, достоинства и деловой репутации, содержатся в гражданском законодательстве.
Честь и достоинство
Честь и достоинство являются благами и свободами, присущими человеку в силу его рождения. Эти категории не применяются к правовому статусу юридического лица.
Охрана достоинства личности со стороны государства гарантируется Конституцией Российской Федерации (статья 21). Достоинство как субъективное право появляется у человека с рождения и признается государством. РФ обязуется защищать достоинство личности в следующих формах:
В нормативно-правовых актах Российской Федерации отсутствует легальное определение чести и достоинства. В юридической литературе честь раскрывается как категория, связанная с оценкой личности со стороны социума. Честь человека и гражданина зависит от признания и уважения обществом, которые определяются нравственностью его поступков. Достоинство отличается тем, что отображает самооценку личности, осознание человеком своих социально значимых качеств.
Деловая репутация
Данное понятие применяется к правовому статусу и гражданина, и юридического лица. Поскольку организации также наделены гражданской правосубъектностью, законодательство признает за ними наличие деловой репутации, которой необходимо обеспечить защиту.
Репутация рассматривается правоведами как оценка качеств гражданина или юридического лица, относящихся к его профессиональной деятельности. Деловая репутация формируется на основе знаний о поведении гражданина или организации в различных ситуациях, о методах и принципах их работы. Она оказывает непосредственное влияние на предпринимательскую деятельность лица, на его отношения с контрагентами, потребителями, государственными органами, представителями СМИ.
Защита достоинства и деловой репутации лица обеспечивается гражданским законодательством РФ.
Репутация и имидж
Имидж формируется под влиянием следующих факторов:
Как формируется деловая репутация
Процесс продвижения новой компании на рынке складывается из нескольких этапов.
На что направлено исследование
На какие вопросы необходимо ответить
Для чего нужна полученная информация
Базовая маркетинговая информация
оценка импортной и отечественной продукции;
оценка доли рынка ключевых производителей;
деление рынка по группам товаров, потребителей;
описание особенностей отдельных сегментов рынка;
определение возможных каналов распространения;
выявление возможных препятствий для выхода на рынок
Позиционирование компании и торговой марки
выявление целевой аудитории товара;
какие качества товара необходимо подчеркнуть в рекламной кампании
Формирование ассортимента товаров, установление оптимальных цен, корректировка бренда и торговой марки
Значение репутации для бизнеса
Коммерческий успех всемирно известной фирмы «Кока-Кола» наглядно демонстрирует важность деловой репутации организации. У «Кока-Колы» огромное количество дочерних компаний и филиалов по всему миру. Она является образцом безукоризненной деловой репутации. Эта компания успешно развивает бренды, поэтому с ней сотрудничают многие фирмы, которые желают обрести мировую известность. Например, «Макдоналдс» во многом обязан своим успехом сотрудничеству с «Кока-Колой».
Репутация как нематериальный актив
К нематериальным активам организации помимо объектов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации относится деловая репутация. В данном случае она приобретает стоимостное содержание, поскольку повышает экономическую ценность предприятия. Если объектом сделки является предприятие как имущественных комплекс, он включает в себя и деловую репутацию. Таким образом, в договорах купли-продажи, аренды предприятия репутация уже является не нематериальным благом, а входит в активы организации, носит экономический характер. Она повышает стоимость предприятия как имущественного комплекса.
Оценка стоимости
Деловая репутация как нематериальный актив имеет свою стоимость. Она подлежит оценке в следующих случаях:
Методы оценки деловой репутации фирмы делятся на прямые и косвенные. Прямые отделяют репутацию от остальных нематериальных активов и рассчитывают ее стоимость обособленно. Косвенные методы рассчитывают стоимость деловой репутации как разницу между ценой фирмы и ее чистыми активами.
Судебная защита
Согласно статье 152 Гражданского Кодекса Российской Федерации, лицо имеет право на судебную защиту деловой репутации, чести и достоинства. Положения данной статьи, за исключением правил о возмещении морального вреда, распространяются и на юридических лиц.
Диффамацией, согласно определению Верховного Суда РФ, признается распространение порочащих сведений о лице. Противоправность деяния выражается в распространении ложной информации, содержащей порочащие сведения, которые причиняют вред достоинству или деловой репутации лица. Распространением признается сообщение сведений в устной или письменной форме хотя бы одному лицу. Информация может быть распространена в СМИ, публичных выступлениях, публикациях, Интернете. Ответственность несет не только автор порочащих сведений, но и лицо, распространяющее ложную информацию (например, редакция СМИ). Чтобы получить компенсацию за нематериальный ущерб, организация должна доказать 2 обстоятельства:
Нематериальный ущерб может выражаться в следующем:
Кроме того, компания несет материальные убытки, связанные с затратами на восстановление репутации.
Для того чтобы взыскать компенсацию, организации необходимо привлечь специалиста для оценки деловой репутации.
Как может повредить ложная информация
Публикация материалов, не соответствующих действительности, может нанести ущерб деловой репутации юридического лица. ООО «Альфа-Банк» пострадал от публикаций издательства «Коммерсантъ», в которых утверждалось о снижении ликвидности банка. Клиенты поверили ложной информации и массово потребовали у ООО выдачи их вкладов, в результате чего банк оказался под угрозой банкротства. «Альфа-Банку» пришлось восстанавливать утраченное доверие и заказывать внеплановую рекламную кампанию. Суд оценил нематериальный ущерб деловой репутации в 300 млн рублей. Кроме того, фирма понесла и материальные убытки в виде дополнительных расходов на рекламу.
Недобросовестная конкуренция
Нормы, направленные на защиту деловой репутации юридического лица, содержатся и в антимонопольном законодательстве. Федеральный закон «О защите конкуренции» запрещает недобросовестные действия в отношении хозяйствующих субъектов, которые могут выражаться:
Деловая репутация организации охраняется антимонопольным законодательством как средство добросовестной и справедливой конкуренции.
Как вредит недобросовестная конкуренция
Незаконное использование товарного знака, схожего с обозначением другой фирмы, может нанести вред деловой репутации конкурента. ОАО «Нэфис Косметикс» обратилось с иском к концерну «Калина», который производил порошок под названием «Trimax». По мнению истца, потребители стали путать продукцию «Калины» с порошком «BiMax», который производит «Нэфис Косметикс». Поскольку товар концерна был некачественным, покупатели потеряли интерес и к оригинальной продукции, что принесло ущерб ОАО. В результате суд взыскал с ответчика компенсацию нематериального ущерба деловой репутации и материальных затрат на внеплановую рекламную кампанию.
Как восстановить испорченную репутацию
В случае если компания пострадала от противоправных действий конкурентов, ей придется восстанавливать доверие со стороны партнеров и клиентов.