демпфирующий механизм на рынке нефти что это
Демпфирующий механизм: в России цена бензина не зависит от стоимости нефти
На совещании правительства РФ, которое 28 января 2021 года проводил вице-премьер Александр Новак, присутствовали представители Минфина, Минэнерго, ФАС и нефтяных компаний страны.
Нефтяники безуспешно попытались договориться с властями об экономическом стимулировании выпуска бензина и других видов топлива, чтобы заинтересовать игроков рынка в росте объёмов производства.
Министерство финансов отказалось пересмотреть размеры демпфирующих выплат, посоветовав нефтяным компаниям вместо этого активнее работать с нефтеперерабатывающими заводами.
Как работает демпфер
Принцип работы демпфирующего механизма основан на том, что существует разница между экспортной и индикативной внутренней ценой топлива. При этом она может быть как положительной, так и отрицательной. Когда разница положительна, экспортировать нефтепродукты выгоднее, чем продавать их внутри страны, а если отрицательная, то наоборот.
В России используют демпфер, чтобы не допускать резких колебаний цен на бензин и другое топливо. Когда мировые цены выше внутренних, государство компенсирует часть потерь нефтяной отрасли. Если цены ниже, нефтяные компании платят часть разницы в ценах в госбюджет.
Нефть, бензин и кризисы
Когда весной прошлого года разразился кризис, а цены на нефть резко рухнули, простые автомобилисты были почти уверены, что бензин и дизтопливо станет гораздо дешевле, но этого, к их глубокому сожалению, не произошло. В это время в европейских странах топливо тут же стало дешеветь.
Но обычные российские автолюбители не знали, что, в отличие от европейских стран, розничная цена бензина в России никак не зависит от нефтяных котировок. Впрочем, на наших отечественных заправках в определённый момент цены также снизились, но падение не превышало 5%.
Вообще, из-за особенностей ценообразования и налогообложения в России удешевление горючего на опте и в рознице не предусмотрено. Теоретически цены на топливо у нас могут лишь медленно расти.
Бывает и так, что падение цен на нефть сопровождается заметным удорожанием бензина и дизтоплива. К примеру, так случилось в 2014 году, когда падение цены на нефть марки Urals составило около 30%, а бензин на заправках поднялся в цене в среднем на 10%. Эксперты комментировали «РБК», что тот феномен был связан с ослаблением российской национальной валюты.
Нефтяники требуют откорректировать демпфирующий механизм
С начала 2021 года после серьёзного прошлогоднего обвала цены на нефть потихоньку начали восстанавливаться. Это привело к повышению привлекательности экспорта.
Чтобы избежать роста оптовых цен на топливо на внутреннем рынке, нефтяные компании предложили скорректировать механизм демпфирования. Главной претензией нефтяников к существующей системе является то, что индикативная внутренняя цена абсолютно оторвана от реальной рыночной ситуации.
Если бы правительство согласилось снизить размер индексации по предложению представителей нефтяного бизнеса, бюджет получил бы в этом году на 70 млрд рублей меньше. Они мотивируют свою просьбу тем, что существующий демпферный механизм делает невыгодной загрузку сырьём отечественных НПЗ.
Несмотря на это, Минэнерго РФ рекомендует увеличить объёмы переработки сырой нефти, чтобы довести запас бензина и дизтоплива до 1,6-1,7 млн т. Компании вроде бы согласились последовать рекомендациям министерства.
Следует отметить, что наиболее сложная обстановка сложилась с автомобильным бензином, оптовая цена которого внутри страны значительно ниже экспортной. Если она вырастет, в непростой ситуации окажутся АЗС, которые связаны ограничениями и поднять цены не могут.
Это означает, что демпферный механизм нуждается в корректировке. То есть, если рыночная ситуация в ближайшее время не изменится, правительству всё же придется пойти навстречу нефтяным компаниям.
Новак: Стоимость бензина не зависит от мировых цен на нефть
Глава Минэнерго Александр Новак считает демпфер действенным инструментом регулирования энергетического рынка России, о чём сам высказывался неоднократно.
«Правительством был создан очень эффективный инструмент в середине 2018 года, который эффективно работает уже 1,5 года. Цены у нас в основном стабильны и не превышают уровень инфляции», — говорил он в эфире телеканала «Россия 24» весной 2020 года.
А в начале 2021-ого он опять подтвердил свою позицию по этому вопросу, выступая на Гайдаровском форуме в дискуссии «Будущее энергетики», где описал собравшимся принцип действия демпфирующего механизма и его эффективность.
«В 2020 году цены на нефть очень сильно колебались от 20 до 50 долларов за баррель, а на заправках бензин АИ92 вырос только на 2%. Для сглаживания эффекта колебаний цен на мировом рынке на розничные цены эффективно действует демпфирующий механизм. В результате его действия в 2021 году темп роста цен на нефтепродукты в рознице также сохранится в пределах инфляции», — заявил вице-премьер.
По данным Росстата, в 2020 году рост инфляции составил 4,9%, то есть инфляция в России в прошлом году росла значительно быстрее, чем цены на бензин. И хотя в высших эшелонах власти утверждают, что всё под контролем, отмечается рост оптовых и розничных цен на топливо.
Или всё-таки зависит?
По данным издания Finanz, опубликованным 28 января 2021 года, в России отмечается дефицит бензина, а цена на него достигла наивысшей отметки за последние 2 года. Значительный рост отмечен в промежутке между 20-ыми числами декабря и серединой января, составив 20-22%. Чтобы притормозить его, было решено сократить экспорт нефти.
Поэтому в феврале в европейские страны через западные российские порты отгрузят на 20% меньше нефти, чем в январе. В частности, через порты Усть-Луга, Приморск и Новороссийск в январе отправили около 6 млн т, то на февраль запланирована отгрузка лишь 4,3 млн т.
Источники издания Bloomberg утверждают, что нефтяные компании России принесли в жертву выручку от экспорта ради того, чтобы насытить внутренний рынок и преодолеть дефицит сырья для НПЗ.
Это особенно неприятно, так как чиновникам из высшего эшелона и так трудно объяснять, почему дорожают продукты, а тут ещё и бензин, подорожание которого, кстати, повышает себестоимость практически любых групп товаров. Правда, в Минфине успокаивают, что увеличение оптовых цен на горючее будет сглажено за счёт действия демпфирующего механизма.
Чем важен демпфер для российских нефтяников
В начале марта стало известно, что правительство решило скорректировать демпферный механизм для нефтяной отрасли. Рассказываем о том, что такое демпфер и как изменения могут отразиться на нефтяных компаниях.
Если говорить упрощенно, то цепочка поставок нефтепродуктов к конечному потребителю следующая:
— Нефть, которую добывает нефтяная компания, может быть отправлена на экспорт или поставлена на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) внутри страны.
— На НПЗ из нефти получают нефтепродукты: бензин, керосин, дизельное топливо и другие виды топлива. На этом этапе топливо также может быть экспортировано или поставлено по оптовой цене, формирующейся на бирже, на внутренние розничные точки продаж, в том числе на сети АЗС.
— Далее, топливо продается конечным потребителям по розничным ценам.
Когда мировые цены на нефть растут, маржинальность НПЗ оказывается под давлением. В результате рост мировых цен по цепочке приводит к росту оптовых и розничных топливных цен внутри страны. Для населения рост внутренних цен означает дополнительную финансовую нагрузку за счет транспортных и иных расходов, связанных с ценами на топливо. Для бизнеса волатильность цен затрудняет прогнозирование, ухудшаются условия для деятельности в отдельных отраслях.
Чтобы сгладить влияние мировых нефтяных котировок на внутренние цены в России в 2018 г. был придуман регуляторный механизм, получивший название демпферного, или просто демпфер. Стимулом для этого стали резко выросшие цены на нефть, отреагировавшие на возобновление американских санкций в отношении нефтегазового экспорта Ирана.
Вступивший в силу с 2019 г. демпфер был основан на разнице между экспортной ценой топлива и условной внутренней ценой, которая была закреплена в соответствующем законопроекте и подлежала ежегодной индексации на 5%.
Если экспортная цена выше условной, то бюджет компенсирует нефтяным компаниям часть разницы, чтобы нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) могли поставлять топливо на внутренний рынок по прежним ценам и при этом сохраняли комфортный уровень маржинальности.
Одной из проблем, с которой столкнулась отрасль в ходе реализации механизма, это отсутствие связи условной цены с реальными рыночными ценами. Так, например в 2020 г. оптовые цены были значительно ниже условной. В результате за счет выплат по демпферу в апреле 2020 г. продажи бензина на внутреннем рынке в какой-то момент стали убыточными для компаний. Так как компании связаны нормативами поставок на внутренний рынок, они были вынуждены работать в минус.
В 2021 г. ожидался обратный эффект. Индикативная цена была проиндексирована на 5% и составила 56,3 тыс. руб. за тонну бензина и 50,7 тыс. руб. за тонну дизельного топлива. В то же время розничные цены на топливо выросли в среднем на 2%. Из-за этого нефтяники могут недополучить компенсацию.
В начале марта 2021 г. правительство объявило о решении скорректировать демпфирующий механизм и сделать индикативную цену более близкой к рыночным реалиям. Ожидается, что новые условия могут заработать уже с 1 мая.
Изменения могут благоприятно сказаться на маржинальности нефтепереработки российских интегрированных нефтяных компаний. Наибольший позитивный эффект могут испытать Газпром нефть, у которой соотношение внутренней нефтепереработки и внутренней добычи составляет около 75%. Также ощутимый позитивный эффект могут испытать Роснефть и Лукойл, у которых аналогичное соотношение близко к 55%. Все это должно благоприятно сказаться на финансовых показателях компаний и динамике их акций. Более точно эффект можно будет оценить после того, как будут представлены конкретные условия нового демпферного механизма.
БКС Мир инвестиций
Последние новости
Рекомендованные новости
Прогнозы и комментарии. Больше нефти — ниже цены
Интрига вокруг ОПЕК+
Лидеры падения ноября. Какие бумаги все еще перепроданы
Две бумаги, выигрывающие от более быстрого сокращения QE
Акции VEON теперь на Мосбирже. Разбор эмитента
Высокие дивиденды в валюте с отсечками до Нового года
В лидеры по оборотам на СПБ вышли акции, обвалившиеся на 60%
Почему акции Apple держатся огурчиком на штормовом рынке
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Финансисты используют демпферный механизм для давления на нефтяников
МОСКВА, 11 июл — ПРАЙМ, Андрей Карабьянц. Госдума перенесла рассмотрение вопроса о корректировке демпферного механизма, направленного на предотвращение роста цен на моторное топливо на внутреннем рынке. Разработчик демпферного механизма Минфин РФ считает, что это не окажет негативного влияния на ситуацию на внутреннем рынке бензина и дизельного топлива.
Однако многие участники рынка уверены, что демпферный механизм не является эффективным инструментом для сдерживания цен на моторное топливо и наносит вред отечественной нефтяной отрасли.
ЖЕЛАННАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
По данным агентства «Прайм», с 1 июля, когда перестало действовать соглашение о «заморозке цен», по 10 июля оптовые цены на моторное топливо изменились незначительно. Бензин 92 Класс 5 и дизельное топливо Класс 5 подорожали на 47 руб./т и 12 руб./т – до 50 799 руб./т и 50 976 руб./т соответственно. Оптовая цена на бензин 95 Класс 5 даже снизилась на 48 руб./т, составив 51 651 руб./т.
Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Козак заявил, что стабильность на рынке нефтепродуктов является «чрезвычайно важной социальной задачей». Для обеспечения стабильности и недопущения роста цен на моторное топливо в правительстве был разработан демпферный механизм – система компенсации потерь, которые несут нефтяные компании, реализующие нефтепродукты на внутреннем рынке вместо поставок за рубеж.
Демпферный механизм является частью обратного акциза для отдельных НПЗ и предполагает выплату из бюджета компенсации, которая зависит от разницы средней экспортной цены на нефть и стоимости бензина Аи-92 или дизельного топлива на внутреннем рынке. Это позволяет сгладить влияние колебаний цен на нефть на внутреннем рынке.
Сейчас правительство доплачивает нефтяникам 60% разницы между экспортной и установленной внутренней ценой на бензин и дизельное топливо – 56 тыс. руб./т и 50 тыс. руб./т соответственно. Однако установленные Минфином параметры не устраивали нефтяников, о чем неоднократно заявляли топ-менеджеры ВИНК.
По словам заместителя министра финансов РФ Ильи Трунина, компенсации нефтяникам в рамках демпферного механизма в январе-мае 2019 года составили 120 млрд руб.
Несмотря на введение демпферного механизма с 1 января 2019 года, правительство перестраховалось и продлило соглашение о «заморозке» цен на первое полугодие. В конце прошлого года власти были вынуждены пойти на крайние меры по отношению к нефтяникам и заставили их «заморозить» цены, после стремительного подорожания бензина и дизеля в середине прошлого года.
Козак: Рынок топлива пережил первую неделю без соглашения с нефтяниками
Для обеспечения ценовой стабильности на внутреннем рынке нефтепродуктов после прекращения соглашения о «заморозке» пришлось скорректировать параметры демпферного механизма на второе полугодие 2019 года. С 1 июля установленные ценовые параметры были снижены до 51 тыс. руб./т для бензина и 46 тыс. руб./т для дизеля с целью увеличения компенсации, выплачиваемой нефтяникам за поставки.
По предварительным подсчетам, дополнительно из бюджета во втором полугодии нефтяники могут получить 25-30 млрд руб.
С 2020 года планируется компенсировать нефтяным компаниям 68% и 65% разницы между экспортной и установленной ценой.
ОПАСЕНИЯ ОСТАЮТСЯ
Однако опасения, что ситуация на внутреннем рынке моторного топлива может выйти из-под контроля, остаются. Особо тревожная ситуация складывается на Дальнем Востоке. Данный регион является удаленным, где расположены только два НПЗ — в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске, контролируемые «Роснефтью» и «Нефтегазхолдингом» соответственно. Эти два завода обеспечивают топливом огромную, но малонаселенную территорию от Приморья до Чукотки.
Для недопущения подорожания бензина и дизеля на Дальнем Востоке предлагалось даже использовать стратегические запасы Росрезерва. Однако Козак считает, что необходимости в использовании топлива из Росрезерва сейчас нет, поскольку на Дальнем Востоке будет введена надбавка к демпфирующему акцизу. Курирующий ТЭК вице-премьер не уточнил размер надбавки и порядок ее начисления.
В правительстве считают, что принятые меры не позволят розничным ценам на бензин и дизель в этом году повыситься в пределах инфляции – 4,6%.
Более того, Козак выразил уверенность, что ситуация на внутреннем рынке стабильна, поэтому лицензирование экспорта нефти и нефтепродуктов, как один из вариантов сдерживания цен, не потребуется. Однако это не означает, что лицензирование экспорта исключается полностью. Оно может стать последним инструментом для удержания ситуации под контролем.
ОБЪЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ СНИЖАЮТСЯ
Ситуация на внутреннем рынке может обостриться из-за сокращения предложения на внутреннем рынке после остановки ряда НПЗ на сезонные работы. В мае российские НПЗ даже сократили переработку до минимального объема за последние пять лет.
Первичная переработка нефти в первом полугодии снизилась на 2,8% по сравнению с тем же периодом годом ранее – до 137,44 млн тонн. При этом, в июне переработка сократилась на 3,8%, составив 23,2 млн тонн.
Производство бензина в России в июне 2019 года снизилось на 4,8% по сравнению с тем же периодом годом ранее – до 3,24 млн тонн. Но в первом полугодии выпуск бензина в годовом исчислении увеличился на 0,2%, составив 19,3 млн тонн.
Производство дизельного топлива в январе-июне 2019 года снизилось на 0,2% относительно января-июня прошлого года – до 37,7 млн тонн. Дизельного топлива в России производится значительно больше, чем потребляется на внутреннем рынке, поэтому более половины его поставляется за рубеж.
Мощностей российских НПЗ достаточно, чтобы полностью обеспечить потребителей на российском рынке, но эти продажи менее прибыльны по сравнению с экспортом или даже приносят убытки нефтеперерабатывающим предприятиям.
ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Сокращение предложения моторного топлива также может произойти из-за банкротства Антипинского НПЗ – крупнейшего независимого НПЗ мощностью до 9 млн тонн. Завод перешел под контроль финансистов из Сбербанка. Остается надежда, что НПЗ возобновит работу, для чего Сбербанк привлек специалистов из азербайджанской государственной компании SOCAR.
Банкротство грозит также другим независимым НПЗ в России, до которых компенсации доходят в усеченном виде или не доходят вовсе.
Демпфирующий механизм не может решить проблему налогового маневра и стремления Минфина постоянно увеличивать налоги на нефтяников под благородным предлогом «наполнения бюджета».
Цена на бензин в РФ в результате налогового маневра может составить 51 руб в 2024 г
В этом году в России начался завершающий этап налогового маневра, который предполагает сокращение и полную отмену экспортной пошлины на нефть в 2024 году одновременно с повышением НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых). Налоговый маневр повышает привлекательность экспорта по сравнению с внутренним рынком, особенно когда монетарная политика правительства и ЦБ сводится к ослаблению национальной валюты.
Из-за налогового маневра и неэффективного демпферного механизма ВИНКи не стремятся создавать новые перерабатывающие мощности. На НПЗ продолжаются только те проекты по модернизации, в которые ранее были вложены немалые средства.
Более того, региональные дочерние структуры ВИНК, включая предприятия нефтепереработки, стали хуже выполнять свои финансовые обязательства перед подрядчиками: оплата за проведенные работы задерживается, растет количество неплатежей.
Неплатежи – тревожный симптом, свидетельствующий о непростой ситуации в «денежной» нефтяной отрасли, которая испытывает проблемы с оборотными средствами (денежным потоком).
ФИНАНСИСТЫ ДАВЯТ НЕФТЯНИКОВ
Демпферный механизм, порожденный в закоулках Минфина, должен был – хотя бы частично – компенсировать потери нефтяных компаний, которых заставили продавать бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке по «замороженным» ценам. Неэффективный демпферный механизм при «замороженных» ценах на моторное топливо и высоких налогах сделал нефтепереработку нефти в России убыточной, о чем неоднократно заявляли представители многих ВИНК.
Коррекция демпферного механизма потребовалась в связи с отменой с 1 июля соглашения о «заморозке» цен между нефтяниками и правительством.
Однако увеличивая выплаты нефтяникам в рамках демпферного механизма, Минфин не забывает о своих интересах. Компенсировать потери бюджета Минфин намерен за счет увеличения НДПИ на нефть на 75 руб./т. Внеплановое повышение НДПИ намечено на 1 сентября 2019 года, что может дестабилизировать ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов. Повышение НДПИ удорожает сырье для российских НПЗ, что может стать дестабилизирующим фактором на внутреннем рынке моторного топлива. При этом, потребности в увеличении НДПИ не существует. Профицит бюджета РФ в январе-июле составил 3,1% ВВП, или 1,561 трлн руб. При этом, в 2019 году профицит бюджета был утвержден в размере 1,8% ВВП.
Среди нефтяников растет недовольство Минфином, который обвиняют в присвоении права определять, кто получит компенсацию и в каком размере. Используя демпферный механизм, Минфин взял под контроль большие денежные потоки, а финансисты получили рычаг давления на нефтяную отрасль – реальный сектор и становой хребет экономики России.
Без надежд на снижение: как демпфер убьет падение цен на бензин.
Простой и убойный механизм роста цен за слоем «сложных» формул.
На прошлой неделе в СМИ бодро отрапортовали о том, что в России образовался профицит производства бензина. Несмотря на это, автомобилисты на себе эту радость ощутить не смогли: цены в ряде регионов снизились на несколько копеек, а вице-премьер Козак и вовсе заявил, что «задача снижения цен недостижима в условиях рыночной экономики».
Действительно, вполне возможно, что это будет последнее снижение цен на многие годы вперед. С 1 января 2019 года в рамках так называемого «завершения налогового маневра» в России действует особый демпфирующий механизм, который сделает рост цен на топливо медленным и вечным. Во всяком случае, если его не починить.
Мы* в Аналитическом центре НТС разобрали механизм работы демпфера, заданный Налоговым кодексом, и обработали его на ретро-данных. Результат, мягко говоря, удивил.
Что за налоговый маневр? Иногда слышу эту фразу в СМИ, но ничего не понимаю
До 2014 года вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) платили отраслевые налоги по следующей схеме:
Пока ничего сложного
Этот механизм был простым и понятным. Не без недостатков (о них в другой раз), но все хотя бы знали, откуда что вообще берется.
Ближе к 2014 году власти задумались о том, что ВИНКи не очень шустро модернизируют свои НПЗ, и этот процесс необходимо стимулировать. Вдобавок, с нарастанием кое-каких событий у властей вырастало закономерное желание обеспечить (или хотя бы усилить) налоговую независимость бюджета от экспорта нефти, точнее — от возможных санкций. Поэтому в правительстве решили экспортную пошлину постепенно обнулить, акцизы — снизить, а НДПИ — повысить. В общем, перенести налоги с экспорта на скважину. Эта схема тоже не нравилась многим — но, опять же, была логичной.
С самого начала «завершения налогового маневра» (ЗНМ) в каждой новой редакции НК РФ планировалось снижение акцизов на топливо на последующий год, аналогичные положения содержались и в трехлетних федеральных бюджетах. И уже здесь что-то сломалось: с 2015 года акцизы только росли, в последний раз — 1 января 2019.
А дальше начался цирк, результатом которого стала пересадка рынка на такие костыли, как акциз на нефтяное сырье и демпфирующий коэффициент (уже сложнее, да?).
Мы понимаем, что авторы демпфирующего механизма пытались сделать хоть что-то полезное, исходя из весьма и весьма плохих рамок, которые установлены на самом верху. Акцизы понижать нельзя, розничные цены отпускать нельзя, пусть растут в формате «инфляция минус». Еще и в послании Федеральному собранию Президент отметил, как важно строить больше заправок и вообще развивать топливную инфраструктуру.
Напоминает шуточный рассказ «Совещание» Алексея Березина про семь строго перпендикулярных красных линии, две из которых зеленые, две красные, а остальные прозрачные. Конечно, демпфирующий механизм не идеален в первую очередь в силу условий задачи. Однако в итоге из всех возможных был выбран далеко не лучший, еще и сопряженный с серьезными рисками вариант.
Три щепотки экономического моделирования
(если будет сложно, мотайте сразу к гифкам)
Сейчас мы покажем весь механизм работы демпфера на примере самого популярного вида моторного топлива в стране — АИ-92.
Основным бенчмарком, который отвечал на вопрос «продавать на экспорт или в стране?», являлся нетбэк. Нетбэк, если упростить — это цена экспортной поставки, приведенная к российским реалиям.
Методика расчета нетбэка от одного из агентств
Если нетбэк растет, то топливо выгоднее экспортировать. Когда увеличиваются поставки на внешние рынки, внутри страны предложение падает, а это уже подталкивает биржевые цены на нефтепродукты вверх. Если нетбэк снижается — то наоборот. Корреляция между нетбэком и биржевой ценой колеблется в районе 0,8. Именно это и позволяет рынку воспринимать нетбэк как весьма надежный бенчмарк.
Кстати, чем выше акциз, тем выше нетбэк (посмотрите на формулу выше). В прошлом году нетбэк вырос сразу по двум причинам: а) рост цен на мировом рынке; б) повышение акцизов. Плюс, рост нетбэков совпал с высоким сезоном внутри России. А за ростом нетбэка выросла и биржевая цена. В общем, в правительстве задумались, как сделать так, чтобы и акциз не понижать, и резкого скачка избежать. Поэтому демпфирующие механизмы должны были касаться именно нэтбэка.
Теперь давайте посмотрим, как это должно работать сейчас. Налоговым кодексом вводятся понятия «средняя расчетная цена» (Цабвр) и «верхняя планка» (Цабвр + 10%).
Как работает ценовой коридор, определяемый по новым правилам. Цены здесь и далее указаны на 1т топлива
Цабвр (расчетная средняя цена) — это условная расчетная цена за тонну бензина. Правительство установило ее так: берем пиковое значение из среднемесячных биржевых цен за 2018 год и индексируем на 5%. Не среднюю по году, а именно пиковую от средних значений. Т.е., рынок 2019 года будет зависеть от пика цен 2018 года. А потом каждый год уже это значение индексируется на 5%.
Верхний предел, устанавливается как +10% к расчетной, т.е. Цабвр. Таким образом, у нас как бы устанавливается ценовой коридор для формирования демпфирующих выплат.
Тремя ключевыми «столпами» механизма налоговых вычетов выступают
Акциз на нефтяное сырье (Анс)
Демпфирующий коэффициент (Кдемп)
Право правительства повышать пошлину на нефтепродукты до 90%.
Третье обстоятельство мы пока опустим. Пока лишь продемонстрируем взаимосвязь первых двух переменных на расчетном примере.
Анс — базовая величина налогового вычета. Ее смысл в том, чтобы компании не злоупотребляли экспортными поставками нефти, а отправляли её на переработку и дальнейшую реализацию. Он всегда положительный, но может быть и равен нулю, если компания не выполняет нормативов по производству и реализации топлива через биржу.
Формула расчета взята из п.8 ст. 193 НК РФ
Кдемп — субсидия нефтяникам, которая будет положительной, если нетбэк выше расчетной цены и отрицательной — если ниже. Это следует из формулы расчета демпфера. Однако компенсироваться будет не вся разница, а только часть по нормативам. В 2019 году норматив равен 60%.
Формула расчета взята из п. 27. ст. 200 НК РФ
Дальше следуют чисто бухгалтерские операции. Налоги, выплачиваемые ВИНК, действительно огромные, они точно не перекроют сумму вычетов, поэтому эти операции будут попросту отражены в бухгалтерском учете. Реальных трансфертов из бюджета не будет.
Таким образом, сначала акциз на нефтяное сырье начисляется в размере отправленной на переработку нефти, а уже потом из общей суммы налогов вычитается следующим образом: а) умножается на 2; б) вычитается с поправкой на Кдемп. Если Кдемп положительный, сумма вычета увеличивается, отрицательный — уменьшается.
Теперь построим модель. Примем в качестве условий следующее:
Ключевая задача фирм — получение максимальной прибыли. И как рациональный экономический агент, фирма будет делать все, для того чтобы этой цели достичь. Особенно, если фирма обладает рыночной властью.
При нетбэке внутри ценового коридора (предположим, он равен 60 000 ₽ на тонну АИ-92) Кдемп будет равен 5 760 ₽. Вычитаем из нетбэка, получаем 54 240 ₽. По идее, именно на этот показатель должна ориентироваться фирма, продавая топливо, так?
Да ничего подобного. Потому что на самом деле вычет в 5 760 ₽ на тонну компания получит при любой цене ниже верхней границы коридора. А значит, для максимизации прибыли компании выгоднее при любых обстоятельствах держать цену ближе к верхней границе коридора.
Нетбэк в границах коридора: чем ближе к верхней границе, тем выше выручка.
Но может, ситуация изменится при нетбэке ниже ценового коридора? Да, изменится. Будет еще хуже.
Нетбэк ниже границы: демпфер буквально «выталкивает» цены выше верхнего предела
Таким образом, рациональная стратегия любой фирмы — это всегда держаться коридора. А стимулов ронять цену попросту нет. И ценовой коридор для формирования цен выглядит крайне печально. Вот так:
Выгодно только там, где зелененьким
Мы здесь не учли размер выплаты по дизельному топливу. Если, например, демпфер по автомобильному бензину отрицательный, а по дизелю положительный, в итоге у нас минус на плюс дает итоговое значение. При обнулении же возникает проблема: обнуляется и положительная часть демпфера. Но общую логику, думается, это не слишком нарушает. Если не обнуление, то в любом случае компенсация за счет внутреннего рынка.
Конечно, это все в модели. Мы с вами не знаем, как именно будет работать демпфер, потому как не знаем, какие еще вводные будут на рынке. Зато у нас с вами есть ретро-данные за прошлые периоды. Давайте теперь посмотрим: как бы выглядел рынок раньше, если бы демпфер уже работал? Желтым выделен ценовой коридор, фиолетовым — реальные цены на топливо.
Посмотрите на цены прошлых периодов. А потом на верхнюю планку. Повторите опыт до наступления стадии просветления
1. Демпфер создает принципиально не те стимулы, которые бы пошли на благо рынку. Он рушит прежнюю картину, пытаясь вывести на рынок искусственный маркер.
Раньше мы говорили: на рынке работают два механизма цен. Розничные цены формируются по принципу «инфляция минус»: мол, делай что хочешь, но не обгоняй. Характерно, что это было просто телефонное право, не зафиксированное в нормативно-правовых актах.
Оптовые цены формируются почти по рыночным принципам, с тем лишь нюансом, что биржевых объемов на всех регулярно не хватает. А теперь и они будут формироваться с привязкой к границам ценового коридора. Заодно этот самый коридор год к году будет только повышаться — чтобы уж точно никаких вам колебаний вниз. Возможно, это противоречит реальному замыслу авторов идеи. Но все стимулы созданы именно для постепенного роста цен. Зачем? Гипотез много.
2. Противодействовать этим стимулам можно будет только благодаря заградительным экспортным пошлинам. В переводе с канцелярского на русский — телефонному праву, когда регуляторы будут звонить и требовать понизить цену под угрозой введения экстренных мер.
3. Демпфер неудобен для принятия решений. Нетбэк можно рассчитать в моменте, все данные для этого есть. Демпфер рассчитывается исходя из средних значений. Значит, возникает проблема временного лага. Представьте: вы весь месяц принимаете решения. А только в начале следующего месяца понимаете, какой будет демпфер. Это попросту нерабочий индикатор.
4. Механизм демпфера закрепляет рост цен на топливо и окончательно превращает регулирование отрасли в ручное. Роль биржи в формировании оптовых цен снижается до минимума. А платить за весь этот карнавал будем мы с вами, заправляя тачку или же покупая товары.
5. Судя по обработанным данным, слишком резкого и быстрого роста цен больше не будет. Он будет постоянным и медленным.
6. Возвращаясь к налоговому маневру: экспортная пошлина уже сейчас мала и не сказывается на нетбэке. Прирост к нетбэку в основном могут давать только ослабление рубля и прирост акциза. Таким образом, в сам механизм демпфера «вшиты» отсутствие перспектив в российской экономике и постоянный рост налоговой нагрузки.
7. Мы защищаем интересы независимых АЗС, и судя по всем данным, которые у нас есть, им демпфер не особо опасен. Свою маржу они скорее всего получат. Во многом именно для этого демпфер и был придуман. Совсем другое дело — водители, которые будут вынуждены с течением времени все больше и больше тратить на заправку.
Ключевых рисков, таким образом, можно выделить три:
Риск №1. Искусственный бенчмарк.
Риск №2. Оппортунистическое поведение.
Риск №3. Телефонное право и войны нефтяных компаний с регуляторами.
Скажем честно, сама по себе идея демпферов нам не симпатична. Что мы предлагаем? Наша повестка доступна вот в этом видео. Но, если считать, что демпферы — это принятое решение, а вопрос заключается только в их настройке, то мы хотели бы исходили из преодоления рисков и соответствующим образом настраивали бы демпферы.
Как можно преодолеть указанные риски?
Есть два ответа. Первый – консервативный, второй – альтернативный.
Консервативный ответ исходит из действующих параметров демпфера предполагает их донастройку по следующим принципам:
1. Расчёт демпфера каждый торговый день. Итоговый же вычет должен учитываться, как сумма ежедневных значений. Это позволит преодолеть риск №1.
2. Раздельный учет демпфера по автомобильному бензину и по дизельному топливу, обнуление Фаб и Фдт и возвращение нижнего порогового значения демпфера. Тогда появляются стимулы ронять цену до уровня нижних значений, чтобы обнулить вычет в случае отрицательного демпфера. Это так просто потому, что не будет обнулен положительный демпфер по другому продукту (например, по ДТ), но не будет и отрицательного вычета (например, по АИ-92).
3. Привести параметры расчетных цен в соответствии с текущими реалиями. В настоящий момент они завышены.
Пункты 2 и 3 помогают преодолеть риск №2.
Есть ещё проблема телефонного права. Как её преодолеть? Тут, к сожалению, у нас простого ответа нет. Нужно решать проблему с доминирующими игроками. И поправками тут не отделаешься.
Альтернативный ответ предполагает полное изменение формулы расчета демпфера. Но он решает проблему со всеми рисками разом.
Если в качестве базы для расчета демпфера взять netback, умноженный на 10%, и оптовый индекс СПбМСТБ и представить демпфер, как половину их разницы, решается и вопрос с работоспособностью бенчмарка (просто считать), и с оппортунистическим поведением (падает netback, падает цена, хочешь больше выплату – падай больше от базы расчета), и с автоматичностью (нет телефонного права).
Но все это в совокупности – костыли. Рынок должен быть рынком, а не монстром доктора Франкенштейна. Как некогда выразился профессор MIT Лорен Грэхем, отвечая на вопрос Германа Грефа о проблемах инновационного развития России: «Вы хотите молока без коровы».
И в нашем случае это верно, как никогда.
Ну и ключевое. Мы отправили в ФАС, Минэнерго, Минфин и Правительство России письма с запросом о комментарии. Ответы ведомств мы обязательно прочитаем и отрецензируем на нашем YouTube-канале. Подписывайтесь, в общем.
А если вы настолько зануда, что доскроллили до этого места, вам полагается бонус в виде таблиц со всеми расчетами и формулами. Изучайте, играйтесь, задавайте вопросы, критикуйте.
Нередакционный материал. Подготовлен и опубликован Аналитическим центром Независимого топливного союза — объединением независимых АЗС России.
скоро будем за место бензина использовать человеческую кровь
Приятно смотреть как падают цены на топливо
Cтоимость красной икры достигла исторического максимума
Средняя цена лососевой икры в рознице в октябре 2021 года достигла максимума за историю наблюдений с 2000 года, превысив отметку в 5 тыс. руб. за 1 кг. За 20 лет икра подорожала в 7,4 раза, сообщает в понедельник РБК со ссылкой на данные Росстата.
По данным РБК, рост цен на красную икру происходит несмотря на обратный прогноз Росрыболовства и увеличение добычи лососевых. Росстат также зафиксировал рост цен на красную рыбу в охлажденном и мороженом виде, которые в октябре 2021 года выросли на 16%, с 726,9 до 845,3 рубля за кг, уточняет издание.
Как сообщает издание со ссылкой на Росстат, лососевая икра в рознице непрерывно дорожает с начала 2020 года. В ноябре 2020 года накануне новогодних праздников средние цены превысили 4 тыс. руб. за 1 кг, побив предыдущий рекорд августа 2018 года в 3,9 тыс. руб. за кг, уточняет издание.
Цены на топливо
Две трети россиян тратят на еду половину ежемесячного дохода
Две трети россиян тратят на еду половину ежемесячного дохода.
Ещё 16% соотечественников тратят на продукты весь свой заработок.
При этом, абсолютное большинство россиян (96,3%) заметили рост цен на продукты в последнее время.
Больше графиков о прошлом, настоящем и будущем https://vk.com/dialectic.club
Цены в Аэропорту
Аэропорт Пулково Спб
Цены на мясные продукты, крупы, хлеб поднимут до 20% в ноябре
Предполагается, что цены вырастут на готовые мясные изделия, а также на свинину и говядину. Ритейлеры уверяют — это ниже, чем рост стоимости сырья.
В перспективе ожидается подорожание удобрений и, как следствие, овощей и фруктов. Европейские производители удобрений сокращают производство из-за высоких цен на газ.
Это приведёт к тому, что российские производители уйдут с нашего рынка в пользу экспорта. В таком случае удобрений может не хватить для внутреннего потребления, и отечественный урожай упадет.
В Кремле спешат объяснить рост цен на продукты. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова — всё дело в неблагоприятной международной конъюнктуре.
И действительно, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) мировые цены на продукты за год выросли на 30%.
Но каким боком тут Россия, которая с 2019 года занимает первое место в мире по экспорту зерновых культур (>35 миллионов тонн)?
Не доедим, но вывезем™
Тем временем, эксперты видят проблемы в монополизации рынка.
Мелкие фермеры разоряются под диктатом агро-холдингов и закупочных цен мясоперерабатывающих комбинатов, последние сдают продукцию крупным оптовикам, которые вложив в цену «свой интерес» сдают её в торговые сети.
На сегодняшний день доля сетевых магазинов составляет около 40% от продовольственного товарооборота, а в мегаполисах, пожалуй ещё выше, что позволяет им чувствовать себя более свободно в назначении цен.
А вы ощутили продуктовую инфляцию за последние месяцы?
Джентльменское соглашение
Все топят за экологию, экономичное расходование ресурсов но вспомнилось тут джентельменское соглашение японских конструкторов. Было решено не создавать автомобили мощнее 280 л.с. Далее ебитесь как хотите но мы не выпускаем мощнее.
Было бы здорово если бы в рамках заботы об экологии и т.д. все техно гиганты остановили бы гонку за нанометрами и заставили бы геймстудии крафтить сюжет а не графу. и везде бы так; качество а не количество. Какой смысл сокращать нефтянку если вся экономика заточена под одноразовое и ежегодное обновление всего что внутри дома.
Можно подумать дерьмового качества пуховик на сезон-два не сделан из нефти и не оставит углеродного следа.
Интересное рассуждение мудрого человека
«Первая советская нефть пошла за границу в конце 1960-х или начале 1970-х. И мы вдруг выяснили, что фантастически богаты. Но жили же мы без этих нефти и газа, и стали при этом мощнейшей мировой державой»
Потрясающий ход
Правительство решило до конца года регулировать цены на рыбу, мясо, колбасы, молоко, творог, сыр, хлеб, яйца, соль, сахар, чай, кофе
Это значит что мы можем и не увидеть рыбы, мяса, колбасы, молока, творога, сыра, хлеба, яиц, соли, сахара, чая, кофе
Озвучено, на сколько нам хватит запасов нефти
Роснедра оценивают в 21 год обеспеченность России рентабельными запасами нефти, имеющимися в настоящий момент. Об этом заявил ТАСС временно исполняющий обязанности главы ведомства Евгений Петров в кулуарах Тюменского нефтегазового форума.
При этом Петров добавил, что разработка месторождений углеводородов в Восточной Сибири пока нерентабельна из-за отсутствия необходимой инфраструктуры.
Инфляция в России установила 5-летний максимум
Годовой уровень инфляции в России вырос до 6,7 процента в августе 2021 года с 6,5 процента в предыдущем месяце, что выше ожиданий рынка в 6,6 процента.
Значение инфляции толкают вверх продукты питания (7,7 процента), непродовольственные товары (8,0 процента).
Высокая инфляция наверняка подтолкнет ЦБ РФ повысить учетную ставку 10 сентября с текущих 6.5% до 6.75-7%. А это в свою очередь вызовет турбулентность на фондовом рынке. Осень будет волатильной.
Баянометр выдал это ↓ Ирония засчитана.
О майнерах, ценах и вообще.
Не о том должен был быть мой первый пост. Но вот наткнулся я на очередной пост о наших проблемах видеокартами: Скоро видеокарты будут передавать по наследству
Написал #comment_210490492 но никто не ставит плюсики, но он просто потонул в теме, а ведь ситуация то отнюдь не самая веселая, а позиция у многих пикабушников крайне однобока. Так что этот пост немного другой взгляд на ситуацию, повод развернуть диваны, так сказать. И ситуация тут крайне неоднозначная. Но однозначно одно: видеокарты по цене машины это только начало. И проблема эта всего рынка электроники в целом. Короче, кто бы мог подумать, но буду я сейчас защищать «злых капиталистов» (нет), да ещё и с пруфами.
Есть такой небольшой островок на нашем шарике по названием Тайвань. Вот он на карте:
Ну есть и есть. Вики говорит, что 26k км² и 25 лямов населения. Просто населенный остров. Вот только этот самый остров очень важен. И для нас с вами, и для автомобилистов, и для операторов, и для инстасамок, и даже для любителей долбиться под хвост огромным резиновым елдаком с железными шипами под программным управлением с нейросетью (для майнеров, короче). А дело все в том, что на этом острове есть завод компании TSMC: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/TSMC
И этот самый завод производит 90% всех полупроводников в мире: https://vc.ru/tech/225444-vazhneyshaya-kompaniya-v-mire-o-ko.
Кратко: полупроводники нужны для производства любой электроники. И для умных электрочайников, и для телевизоров Fony, и для современных автомобилей, ракет (Как тебе такое, Илон Маск!?), самолётов, и для производства процессоров, видеокарт, да и любых комплектующих в наших ноутбуках и компьютерах. Без полупроводников не покатать в дотку, не почитать пикабушечку, не нарисовать мем в пеинте, и майнеру не написать своему любовнику-дагестанцу письмо через мэйл.ру
Раньше всё было замечательно. Раньше всё было хорошо. TSMC делали полупроводники, мы вовремя и в полном объеме получали новенькие Ryzen и Core I7. Но тут грянул коронавирус. Большинство людей перевели на карантин и удаленку. И тут всем неожиданно понадобились новые ноутбуки, компьютеры, комплектующие для компов, мониторы и даже телики с мультимедиа системами и смартфоны (также майнеры начали активно закупаться резиновыми мужиками с голосовым управлением, потому что любовников-дагестанцев на всех не хватает): https://www.finversia.ru/publication/koronavirus-sprovotsiro.
Естественно все это вызвало огромный спрос на полупроводники. Да тут ещё и процессоры и видеокарты нового поколения, новенькие консоли и прочее, прочее, прочее. TSMC просто завалили заказами по самые уши и даже выше!
К чему это привело? Правильно, к повышению цен на эти самые полупроводники: https://www.cnews.ru/news/top/2021-08-26_gryadet_globalnoe_p.
Кстати, тут в необъятной заговорили о наших, скрепных, дешевых компьютерах на Эльбрусе для розницы. Чтобы вы понимали, средняя цена на комп на Эльбрусе сегодня около 200k
Ну, о’кей, тут как бы безопасность, что для оборонки, да и в целом гос.предприятий очень важно, так что какая цена вполне оправдана. Но тут как бы розница, то есть для нас с вами. Интересно, какая цена будет в текущей ситуации? Дешевле, чем Core I9? Народный, российский процессор же.
Ну, стоит быть честным, сокет там свой собственный, интересный. Для энтузиастов так вообще:
Ну вернёмся к нашим баранам. Точнее к Тайваньским. Да и к нашим тоже. Короче, все бараны!
Производство это полбеды. Сами полупроводники и непосредственно саму готовую продукцию надо как-то доставить конечному потребителю. И тут на сцену выходит новая проблема, созданная коронавирусом.
Если вы внимательно смотрели на карту представленную сверху, то заметили, что справа, слева, сверху и снизу Тайвань окружён водой (внезапно!). А возить новенькие видеокарты на самолётах очень накладно, а на поездах невозможно (внезапно! х2). Естественно их везут морем. На кораблях (внезапно! х3).
Как это выглядит: берут огромный корабль, загружают контейнерами с грузом X произведенным в стране ¥ и везут в точку В из точки А. В точке В груз Х выгружают и на этот же самый корабль загружают контейнеры с грузом Y произведенным в стране € и корабль возвращается в точку А, где история повторяется. Все довольны. Товарооборот, капитализм, счастье!
Но эпидемия внесла свои коррективы. Многие производители ушли на карантин, работников отправляют в вынужденный отпуск. Производство упало: многие страны производят только для внутреннего рынка (стоит напомнить, что ограничения в Китае, Европе и США были жесче, чем на территории необъятной). Личное общение с внешним миром максимально ограничивают. В портах, где грузы принимают ситуация не лучше. Многие в отпусках и удалёнке. Порты работают в полсилы. Корабли приходят и ждут, когда их пустят внутрь. Ждут пока команда сдаст ПЦР тесты, пока освободится ДОК и место стоянки, где их разгрузят. Но так как страна € не производит достаточно товаров на экспорт, то перед командой корабля выбор: либо ждать, когда товары появятся и их загрузят, либо плыть порожняком обратно. Все выбирают вариант 2: так тупо дешевле и выгоднее. И это приводит к достаточно комичной ситуации: одна страна тонет в пустых контейнерах, а другая не успевает их производить! https://seanews.ru/2021/05/20/ru-o-situacii-s-deficitom-kont.
Но вот в чем беда: контейнеры, их хранение, и материалы из которых их делают тоже стоят денег, что накладывает свою цену на конечный продукт, который перевозят в этих самых контейнерах.
Ну и о майнерах (куда ж без пидарасов?). Биток сегодня уже чувствует себя неуверенно, но есть сотни других токенов, что породило огромное количество «людей», которые захотели легких и «безопасных» денег. К сожалению от этой напасти нам не скоро удастся избавится. Майнили, майнят и будут майнить на всем, что позволяет это делать.
Но, как мы поняли, не только они виноваты в дефиците карт и заоблачных ценах.
Эксперты утверждают, что дефицит полупроводников не исчезнет к концу 2022 года: https://gagadget.com/69208-gendirektor-intel-rasskazal-kogda.
Но вся беда в том, что крупные компании несут из-за этого убытки. Убытки, которые рано или поздно возместят из наших карманов (Куда ж без пидарасов? х2). Все это говорит о том, что видеокарты это только капля в море. Подорожает вся электроника. Всерьез и надолго. А то и навсегда.
В удивительное время мы живём.
P.S. В прошлом году с женой взяли квартиру в ипотеку. Ребенок растет, нужен свой угол, да тут ещё ремонт. В общем продал я свой комп. Думал, соберу новенький к лету, на Ryzen. Давно уже хочу же. Было это в ноябре 2020.
Просьба не забирать пост ни в какие сообщества, так как складывающаяся ситуация касается всех. Да и минусов я итак наловлю самостоятельно.