демпинг в госзакупках что это
Демпинг в госзакупках. Что это такое и как с этим жить?
Настал момент поговорить о серьёзных вещах. Точнее об одной вещи, которая является самой острой проблемой госзакупок последние годы. Речь, как вы уже поняли из названия статьи, сегодня пойдёт о демпинге.
Это явление активно обсуждается достаточно давно. Увы, но действующие антидемпинговые меры не могут похвастаться своими успехами. Сообщество регулярно предлагает варианты решения этой напасти, но долгожданные изменения так и не происходят.
К сожалению, ситуация такова, что ничего на данный момент предпринять толком нельзя, нет ультимативного способа борьбы с демпингующими компаниями в закупках. Поэтому единственное, что сейчас можно сделать — это изучить проблему и решить, как существовать в таких реалиях. И у нас отличная новость! В данном материале мы поможем разобраться как с первым, так и со вторым.
Что такое демпинг?
Демпинг — это сильное занижение цены товара или услуги по сравнению с рыночной стоимостью. В некоторых ситуациях стоимость пробивает дно и устанавливается ниже себестоимости. Более реальный и частый сценарий — снижение происходит за счет ухудшения качества продукта.
В бизнесе демпинг используется для вытеснения конкурентов или формирования базы клиентов, которые побегут за лучшей ценой. В сфере закупок дела обстоят иначе, демпингующие компании чаще всего предлагают очень плохой по качеству товар, который по техническим характеристикам подходит заказчику.
Проводится закупка беговых кроссовок. Заказчик указал ряд критериев, таких как материал подошвы, сеточки для циркуляции воздуха, наличие шнуровки и так далее.
Участие принимает 3 компании. Две из них производят хорошую, качественную обувь по цене 4000 рублей за пару. Третья же компания заказывает товар на самой дешевой фабрике из Китая, где цена пары составляет 800 рублей. Технически, все варианты подходят заказчику, различается лишь качество и долговечность кроссовок.
Когда начинается аукцион, третья компания может понижать цену сколько угодно и в любом случае заработает. В определенный момент конкуренты упрутся в себестоимость своего продукта, а демпингующая компания даже на этом этапе будет иметь солидную маржу.
«Данный пример не является реальным кейсом и служит исключительно для яркого и простого объяснения»
Также есть и альтернативный вариант. Две компании-пустышки начинают очень быстро снижать цену, в надежде на то, что конкуренты просто сдадутся. В это время, заранее выбранная компания просто выдвигает адекватное ценовое предложение и «отдыхает». По окончанию аукциона пустышкам отказывает заказчик за неправильно оформленные документы, после чего терпеливо ждущая своего часа компания становится победителем по своей цене.
Данное явление вредит как добросовестным поставщикам, так и самим заказчикам. Первые лишаются честной конкуренции, а вторые, зачастую, проводят закупку низкокачественных работ, товаров и услуг.
Существуют и вполне благородные причины демпинга. Некоторым компаниям необходимо обзавестись зафиксированным опытом поставщика, а кто-то просто хочет «слить» залежавшийся товар, чтобы освободить место на складе. Такие случаи бывают, но их единицы, на фоне остальных.
Как работают антидемпинговые меры?
Антидемпинговые меры осуществляются 37 статьей 44-ФЗ и позволяют заказчику устанавливать дополнительные требования к поставщику, если тот снизил НМЦК на более чем 25%. Стоит отметить, что требования можно выдвигать только к закупкам, проводящимся с помощью конкурса или аукциона.
Те самые требования заказчик придумывает не сам, они четко обозначены в законе:
Если начальная цена контракта меньше 15 млн. рублей, то поставщик может выбрать способ доказательства своей добросовестности:
В случае, если цена контракта более 15 млн. рублей, то поставщика лишают выбора и обязывают оплачивать «увеличенное обеспечение».
В случае, если требования удовлетворить невозможно, компания попадает в РНП.
Если у вас есть хотя бы небольшой опыт в закупках, то вы уже скорее всего поняли, почему данные меры далеки от совершенства. Они не мешают поставщикам продолжать заниматься демпингом, а лишь слегка затрудняют им жизнь.
Как избежать демпинга?
К сожалению, как и говорилось во вступлении, решения до сих пор нет. Остаётся лишь ждать, пока со стороны государства будут проведены все необходимые исследования, чтобы ужесточить меры и сделать их действительно рабочими.
На данный момент мы можем лишь дать несколько советов, которые хоть и не исправят ситуацию, но помогут встречаться с демпингом немного реже:
Демпинг цен в закупках по 44‑ФЗ
Редактор-эксперт Контур.Школы по направлению «Закупки 44-ФЗ, 223-ФЗ»
Перечисляем основные виды демпинга и рассказываем, почему компании в принципе выбирают такую стратегию при участии в госзакупках
Демпинг — это продажа товаров или услуг по искусственно заниженным ценам. Как правило, такие цены существенно ниже рыночных, а порой даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Применительно к госзакупкам демпинг рассматривается как подача заведомо низких цен в составе заявки для ликвидации конкурентной среды.
Демпинговых схем в закупках по 44-ФЗ, как, впрочем, и по 223-ФЗ, немало, и порой заказчик не сразу понимает, что участник закупки непосредственным образом влияет на цену на торгах. Контур.Школа помогает разобраться в этом вопросе: нюансы и особенности снижения стоимости контракта обсуждаются на вебинаре «Демпинг в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». В частности, эксперт Денис Шадрин рассказывает о том, какие виды демпинга цен существуют на рынке, почему участники закупок прибегают к хитростям понижения цены и к чему приводят эти действия.
Где встречается демпинг
1. Аукционы и запросы котировок
Откровенно говоря, компании — любители демпинга адаптировали свои стратегии под каждую из форм закупок. В аукционах и запросах котировок, например, на первое место выходит такой вид демпинга, как выбор по цене. Победителем становится тот участник, который предлагает минимальную цену.
2. Запросы предложений и открытые конкурсы
Выбор победителя в этих формах закупок осуществляется не только по цене, но и по неценовым критериям. Однако превалирующий процент выбора участника проходит все же по цене.
3. Мониторинг цен
В этом случае речь идет о предтендерном этапе участия в закупках. Демпинг цен здесь заключается в подаче нескольких заведомо низких предложений по формированию цены. Как правило, компания-демпингер подключает к этому процессу своих партнеров или какие-то свои аффилированные юридические лица. Делается это для того, чтобы полностью обвалить рынок проводимой закупки.
Причины демпинга
Основных причин демпинга несколько:
1. Наработка клиентской базы
Участники любой ценой хотят победить в государственных закупках, даже если они понимают, что на выигранном таким образом контракте они не только не заработают, но и уйдут в минус. Активно демпингуя, они, грубо говоря, покупают себе опыт участия в госзакупках, который в дальнейшем позволит им выходить уже на более крупные и престижные контракты: большой опыт успешно проведенных закупок без нарушений здесь является номинативным, но тем не менее обязательным условием для выхода на многомиллионные государственные контракты, участие в которых проходит уже по всем правилам.
2. Отсев конкурентов
Представим, что есть компания или индивидуальный предприниматель, расходы которых довольно малы, поэтому закладывая маржу в 10% или 15% от себестоимости товара или услуги, они уже начинают зарабатывать. Для таких участников предлагать более низкую цену вполне нормально. А вот для крупного игрока рынка, в расходы которого входят и аренда офиса, и зарплата сотрудников, и многие другие показатели, низкая цена — непозволительная роскошь. Таким образом, малый бизнес и скромные ИП становятся серьезными конкурентами большим компаниям, поскольку для потенциального заказчика их услуги обходятся гораздо дешевле.
3. Перепродажа объемов
Здесь речь идет о коллаборациях нескольких партнеров. Практика объединения ряда компаний при участии в закупках встречается нередко. Собственно, из-за подобных решений заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ в закупочной документации начали прописывать пункт, запрещающий привлечение субподряда на выполнение условий контракта: случалось, что, выиграв контракт по минимальной цене, компания просто не могла поставить товар или оказать услугу по сниженному тарифу, поэтому привлекала партнеров для удовлетворения требований по контракту, выплачивая им скромные комиссионные. Несмотря на то что обе стороны получали свою долю выгоды от такого сотрудничества, по большому счету в этом случае происходил обман заказчика, поскольку фактическим исполнителем оговоренных условий оказывалась совсем не та компания, которая победила в закупке и подписала контракт.
Больше подробностей о демпинге, его последствиях и способах борьбы с ним — в вебинаре «Демпинг в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ».
Антидемпинговые меры по 44-ФЗ: что это и как правильно применять
Антидемпинговые меры по 37 статье 44-ФЗ — это специальные требования, которые предъявляет заказчик к победителю, когда в ходе тендера цена будущего контракта снижается более чем на 25%. Это нужно, чтобы предотвратить недобросовестную конкуренцию и застраховать организацию от приобретения некачественных товаров, работ или услуг.
Что такое демпинг и антидемпинг
Под демпингом понимается намеренное занижение цен ниже среднерыночных с целью вытеснить конкурентов. А антидемпинг — это стратегия противодействия демпингу, применяется, чтобы не допустить недобросовестных участников до заключения госконтракта. В закупках по 44-ФЗ демпинг необходимо заподозрить, если цена контракта во время проведения тендера снизилась более чем на 25% от НМЦК.
По статье 37, антидемпинговые меры применяются при осуществлении закупок по 44-ФЗ в форме конкурса и аукциона независимо от НМЦК. Для запроса котировок и запроса предложений использовать такой механизм контроля нельзя.
Если участник сильно снижает цену, это еще не означает недобросовестный умысел и не требует меры наказания. Иногда компании намеренно снижают цену и даже работают себе в убыток, чтобы получить госконтракт в портфолио и выйти на рынок. Но чтобы подстраховаться на случай возможного демпинга, заказчик обязан предъявлять участнику специальные требования при значительном снижении стоимости относительно НМЦК.
В Федеральной контрактной системе строго указано, является обязательным или нет применение антидемпинговых мер, — для заказчика эти меры не являются правом, заказчик обязан строго соблюдать процедуры, предусмотренные 44-ФЗ при значительном снижении стоимости госконтракта (ст. 37 44-ФЗ).
Различия в 44-ФЗ и 223-ФЗ
Закон строго определяет порядок применения антидемпинга и его разновидности. Установленные правила одинаковы для всех заказчиков.
Федеральный закон № 223-ФЗ дает заказчикам большую свободу в борьбе с демпингом — антидемпинг по 223-ФЗ самим законом не предусмотрен, все правила устанавливает в положении о закупке сам заказчик: он вправе перенять антидемпинговый механизм в системе контрактных отношений для закупок по 223-ФЗ или внедрить другие правила применения мер.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как применяются антидемпинговые меры при закупках по 223-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как применяются
В ст. 37 44-ФЗ разъясняется, применение антидемпинговых мер является обязательным или необязательным по 44-ФЗ, — это обязательное требование, если участник торгов снизил начальную цену контракта на 25% и более (ч. 1, 2 ст. 37 44-ФЗ). Но порядок их использования отличается в зависимости от размера НМЦК:
При закупке отдельных видов товаров, в числе которых средства, предназначенные для оказания скорой помощи, или топливо, заказчик дополнительно требует обоснование предлагаемой участником цены. Антидемпинговые меры разрешают такие обоснования:
Антидемпинговой мерой является использование разных величин значимости тех или иных критериев при проведении конкурса. Так, в случаях снижения начальной максимальной цены контракта при проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг на 25% и более величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной 10% суммы величин значимости всех критериев.
В мае 2019 года в ст. 37 введена часть 13, которой заказчикам запретили перечислять аванс поставщикам, предложившим значительное снижение НМЦК. Эта мера направлена на недопущение мошенничества со стороны поставщиков, поскольку не позволит им получать деньги до исполнения контракта без намерения совершить поставку.
Особенности применения в закупках для СМП и СОНКО
По правилам, антидемпинговые меры к СМП по 44-ФЗ применяют в особом порядке. Части 6 и 8.1 ст. 96 закона о контрактной системе устанавливают льготные условия по обеспечению исполнения соглашения для СМП и СОНКО: эти субъекты вправе не предоставлять обеспечение, если подтвердят имеющийся у них опыт. Для подтверждения опыта они должны предоставить информацию об исполнении хотя бы трех соглашений, заключенных в порядке закона о госзакупках, за последние три года. Общая сумма исполненных соглашений должна составлять не менее НМЦК закупки.
Если таких контрактов нет, участник вправе предоставить обеспечение в общеустановленном порядке. Сумма обеспечения рассчитывается не из НМЦК тендера, как это делается по общему правилу, а из цены заключаемого контракта. Эти меры обоснованы, и в таких случаях антидемпинг для СМП по 44-ФЗ не применяется.
Когда антидемпинговые требования не предъявляются
Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает ряд исключений. Антидемпинг не применяется:
Во всех остальных случаях применение антидемпинговых мер является обязательным по 44-ФЗ. Использовать антидемпинг следует по правилам, установленным в Федеральной контрактной системе.
Ответственность
Несоблюдение антидемпинговых требований грозит ответственностью как для заказчика, так и для участника. Если заказчик проведет закупку без применения антидемпинговых требований при наличии оснований к ним либо не разместит информацию о них, ему грозит административная ответственность по ст. 7.30 КоАП РФ.
Участник закупки, который игнорирует требования заказчика, признается уклонившимся от заключения соглашения, информация о нем передается в УФАС. Мера наказания — включение в реестр недобросовестных поставщиков.
Об авторе этой статьи
Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Риски демпинга и антидемпинговые меры
Поговорим о том, чем опасен демпинг в закупках по 44-ФЗ, разберем популярные мошеннические схемы и антидемпинговые меры
Что такое демпинг
В закупках демпингом называют ситуацию, когда исполнитель контракта предлагает товары или услуги по ценам ниже себестоимости. По одному из положений 44-ФЗ демпингом считается снижение цены на 25% и более. Это экономически не обосновано, зачастую несет огромные риски для заказчиков.
В Законе 223-ФЗ нет определения демпинга, но он предусматривает право заказчика самостоятельно определять закупки, которые можно считать демпинговыми, и антидемпинговые меры по ним.
Материал подготовлен по вебинару экспертов в сфере закупок по 44-ФЗ, 223-ФЗ Юлии Романовой и Дениса Шадрина «Демпинг в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ».
Чем рискуют заказчик и поставщик в закупке с демпингом
Основная задача демпингующих поставщиков — вытеснить добросовестного конкурента из интересующего сегмента рынка.
Чем рискует участник, выигравший контракт с заниженной ценой:
При этом в незавидном положении оказывается и заказчик. Выгода от низкой стоимости контракта порой оборачивается серьезными проблемами:
Те участники, которые сильно снижают цену, должны знать, чем это чревато и в каких случаях будут применяться антидемпинговые меры к участнику закупки.
Подробно о том, где встречается демпинг и каковы его причины, рассказывала редактор-эксперт Контур.Школы Анастасия Кобзарь в статье «Демпинг в закупках по 44-ФЗ».
Какие демпинговые схемы применяются
Схема «Таран»
Она характеризуется тем, что добросовестным поставщикам невыгодно принимать участие в закупке, где цена снижается настолько, что поставить товары или выполнить работы соответствующего объема и качества при таком снижении цены контракта становится невозможным или обернется убытками.
Основные признаки схемы «Таран»:
Пример. Организация объявляет электронный аукцион с начальной ценой контракта 11,6 млн руб. Два участника, сговорившись, снизили ее до 643 тыс. руб., то есть на 94,5%. Еще один участник сговора не подавал никаких ценовых предложений, но в дополнительное время аукциона сделал ставку, предложив цену 7,8 млн рублей. Именно он и победил, потому что первые две компании были отстранены: они намеренно подали неполный комплект документов.
В приведенной ситуации сговор был раскрыт, после чего ФАС выдала предписание с требованием не допускать соглашений о поддержании цен на торгах, использовать самостоятельную ценовую политику.
Если вы подозреваете, что в закупке столкнулись со схемой «Таран», воспользуйтесь правом посмотреть протокол подведения итогов, проверить, на каком основании были отклонены заявки первых участников. Обратитесь в ФАС.
На всех этапах, которые требуют пристального внимания, используйте сервис «Независимый регистратор». Он позволит фиксировать все ваши действия на ГИС и ЭТП. Впоследствии поможет доказать правоту при подаче жалобы в ФАС.
Схема «Картельный сговор»
Этот механизм тоже подразумевает под собой сговор нескольких участников, однако обрушения цены в ходе торгов не происходит. Участники создают видимость конкурентной борьбы и поддержания начальных максимальных цен контрактов. Часто проигравшему участнику предлагают стать субподрядчиком.
Пример. ФАС разбирала ситуацию, когда четыре компании в 2015-2016 годах в различных комбинациях участвовали в 22 торгах на оказание IT-услуг государственным учреждениям. Общая сумма начальных максимальных цен контрактов составила около 140 млн руб.
ФАС заключила, что коммерсанты в торгах действовали в интересах друг друга и активно обменивались информацией. В большинстве случаев компании подавали заявки на участие в аукционах в один день и использовали единую инфраструктуру и один IP-адрес. Общая сумма незаконно полученных подрядов составила порядка 100 млн руб.
В сговор могут вступать не только участники торгов, но и сами госзаказчики, подстраиваясь под конкретных поставщиков. В апреле 2018 года ФАС сообщила о первых обнаруженных случаях, когда крупные корпорации при организации госзакупок встраивали в шаблоны документов специальные программные формулы, которые автоматически меняли данные неугодных участников на неправильные. Такие заявки признавались при рассмотрении некорректно заполненными и отклонялись.
Подробнее о незаконных схемах читайте в материале эксперта по тендерам, специалиста в области госзакупок Олега Бирули «Как распознать мошенничество в закупках».
Схемы, которые придумывают мошенники, не остаются без внимания контролирующих органов. Будьте внимательны и не участвуйте в подозрительных активностях, пусть даже они сулят выгоду. Любые действия, которые характеризуют вас как недобросовестного поставщика, вызывают пристальное внимание ФАС, а последствия могут быть вплоть до уголовной ответственности.
Несколько советов, как повысить собственную привлекательность в глазах заказчика и противостоять демпингу, вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Что такое антидемпинговые меры
Ст. 37 44-ФЗ регулирует право заказчика выдвигать дополнительные требования к участнику, который снижает цену на 25% и более.
Если при проведении конкурса или аукциона НМЦК более чем 15 млн руб., то участник, предложивший такую цену, должен предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения, указанного в исходной закупочной документации.
В ситуации когда НМЦК в конкурсе или аукционе составляет меньше 15 млн руб., победивший участник может выбирать, предоставить обеспечение исполнения контракта в полуторном размере или в обычном размере, но с подтверждением добросовестности.
Чтобы показать наличие опыта по исполнению подобных обязательств, нужны сведения о трех контрактах, исполненных без неустоек за последние три года перед подачей заявки. При этом цена одного из них должна быть не меньше 20% от НМЦК, указанной в извещении о закупке. Выбирая старые контракты для подтверждения добросовестности, обратите внимание на их статус на сайте ЕИС. Советуем брать те, у которых стоит «Исполнение завершено», чтобы у контролирующих органов не было к вам вопросов.
Если у вас еще нет исполненных контрактов и нет денег для повышенного обеспечения исполнения контракта, отнеситесь внимательно к своему расчету рентабельности и ценовому предложению, иначе есть риск попасть в Реестр недобросовестных поставщиков.
Если в конкурсе или аукционе цена упала на 25% и более, вы вправе самостоятельно выбрать, в каком виде предоставлять обеспечение исполнения контракта: банковской гарантией или перечислением суммы на счет заказчика.
Иной порядок установлен для открытого и закрытого конкурсов, двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием. Подтверждать свою добросовестность участник должен в момент подачи заявки. В случае с электронными форматами — при направлении заказчику подписанного проекта контракта.
Как заключить контракт с соблюдением антидемпинговых мер
Победитель закупки предоставляет обеспечение исполнения контракта, в том числе подтверждает свой опыт и добросовестность, до подписания договора. Если по контракту был предусмотрен аванс и применены антидемпинговые меры, аванс не выплачивается.
Участник закупки, не выполнивший требования, признается уклонившимся от заключения контракта. Право переходит второму участнику (ч. 11 ст. 37 44-ФЗ). И на него распространяются все условия закупки, в том числе антидемпинговые меры.
Принимая решение участвовать в закупке, участник должен понимать, что если кто-то предложит снижение цены на 25% и более, то к победителю будут применяться антидемпинговые меры, а это дополнительная финансовая нагрузка.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Демпинг в закупках по 44-ФЗ
Реализация товаров или услуг по ценам, искусственно заниженным компанией, называется демпингом. Такие цены значительно ниже установившихся на рынке, а иногда ‒ меньше себестоимости продукции или услуги. В сфере госзакупок демпинг представляет собой предложение к поставке товаров с заведомо низкой ценой в целях устранения конкурентной среды.
Разнообразные демпинговые инструменты при закупках, осуществляемых как по закону № 44-ФЗ, так и по № 223-ФЗ, применяются довольно часто, и подчас заказчики не догадываются, что организация-участник напрямую воздействует на цену лота.
Основные причины для демпинга
Среди причин можно назвать следующие:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Организации, участвующие в госзакупках, желают одержать победу любым путем, даже осознавая, что полученный подобным способом контракт принесет им не дополнительную выручку, а убытки. С применением активного демпинга компании получают опыт участия в госзакупках, что помогает им впоследствии заключать более выгодные контракты. Успешный опыт госзакупок представляется неотъемлемым условием для участия в аукционах с многомиллионными ценами, в которых уже нужно соблюдать все правила.
Актуально для предпринимателей, не несущих больших расходов, которые, закладывая маржу в 10‒15 % от себестоимости товара или услуги, уже получают прибыль. Для подобных фирм вполне естественно предлагать самую низкую цену. А для серьезных участников закупок, несущих расходы на аренду помещений, выплаты сотрудникам, обязательные отчисления, предлагать низкую цену невыгодно. В подобной ситуации небольшие фирмы и мелкие предприниматели, поскольку предполагаемым заказчикам их продукция обходится значительно дешевле, могут составлять серьезную конкуренцию крупным организациям.
Применяется в случае сотрудничества нескольких организаций, что достаточно часто бывает при участии в закупках. Возникновение подобных ситуаций вызвало обязательное наличие в тексте документации по 44-ФЗ и 223-ФЗ положения, запрещающего привлекать субподрядчиков для выполнения госконтракта. Нередкими были ситуации, когда фирма, победив в аукционе, не могла выполнить его условия, то есть поставить продукцию или оказать услугу по низкой цене. Тогда для реализации контракта приглашались партнеры, довольствующиеся небольшими комиссионными за свою работу. Конечно, оба участника получали определенную выгоду от подобной коллаборации, но если трактовать данные действия буквально, то налицо был обман заказчика, так как реальным исполнителем определенных контрактом условий была вовсе не та организация, которая выиграла и заключила договор.
Где встречается демпинг
Сторонники применения демпинга успешно подстраивают используемые приемы под любые формы закупки:
При проведении запросов котировок и аукционов наиболее часто применяемым видом демпинга является выбор по цене. Победу при этом одерживает фирма, предложившая товар с минимальной ценой.
При осуществлении закупок в данных формах победитель определяется как по цене, так и по неценовым параметрам. Но решающим фактором, влияющим на предпочтение того или иного участника, является все-таки цена.
Демпинг цен здесь заключается в подаче ряда предложений к поставке товаров с заведомо низкой ценой. Обычно организация-демпингер привлекает к данному мероприятию партнеров или других связанных с ней юридических лиц. Подобные шаги предпринимаются в целях обрушения всего рынка осуществляемой закупки.
Как избежать демпинга в госзакупках
В ст. 37 44-ФЗ прописано, как закон действует в отношении таких контрактов: если начальная максимальная, цена контракта выше 15 миллионов рублей, а подрядчик предлагает стоимость сниженную на 25% и более от начальной, то для заключения контракта необходимо будет предоставить обеспечение суммой, в полтора раза превышающей указанную в документации.