день краудфандинга что это
День краудфандинга 2021. Что это такое и как работает
Редакция, Общество, 7:47, 07.06.2021
День краудфандинга
В 2021 году День краудфандинга – 7 июня, рассказывает «Календарь событий». В этот день в 2012 году в России запустили один из первых российских краудфандинговых сервисов.
День краудфандинга – неофициальный праздник, который отмечают с 2015 года.
Что такое краудфандинг
Краудфандинг ( от слов сrowd — толпа, funding — финансирование) – сбор денежных средств на реализацию какой-либо цели, пишет «Финсовет». Иногда этот термин переводят как «с миру по нитке».
Цель может быть любой: помощь пострадавшим от стихийных бедствий, запись музыкального альбома, издание книги, лечение, политические кампании.
Участие в краудфандинге – дело сугубо добровольное. Деньги, как правило, собирают через интернет. Главные правила краудфандинга – чётко заявленная цель и обозначенная сумма денег.
Что в России думают о краудфандинге
Краудфандинг в России давно доказал свою эффективность. Однако сам термин россиянам не до конца понятен, он еще не вошел в обиход в достаточной степени, пишет издание finversia.ru.
Платформа Planeta.ru провели опрос более 600 участников крауд-проектов. Они выяснили, с чем ассоциируется слово «краудфандинг». Главная – сбор денег, инвестиция, спонсорство. Кроме того, краудфандинг ассоциируется с сотворчеством и коллективной поддержкой, меценатством, неравнодушием, эксклюзивом, уникальностью и сопричастностью.
Слово «краудфандинг» включили в Русский орфографический словарь в 2020 году.
Когда стричься в июне 2021 года по лунному календарю стрижек
Рассказываем, когда лунный календарь-2021 обещает благоприятные дни для стрижки, а когда поход к парикмахеру лучше отменить
День краудфандинга
На русский же манер краудфандинг можно дословно перевести как – «с миру по нитке» (Фото: rvlsoft, Shutterstock)
Ежегодно 7 июня, начиная с 2015 года, в России отмечается День краудфандинга. Дата для праздника выбрана в связи с тем, что именно 7 июня в 2012 году официально начал работу один из первых российских краудфандинговых сервисов – сайт Planeta.ru.
Краудфандинг (от англ. сrowd funding, сrowd – «толпа», funding – «финансирование») – это народное финансирование, или коллективное сотрудничество людей, которые добровольно жертвуют / вкладывают свои деньги, как правило через Интернет, чтобы оказать финансовую поддержку какому-либо проекту или организации. На русский же манер краудфандинг можно дословно перевести как – «с миру по нитке».
Цели, для которых средства могут собираться по схеме краудфандинга, в современном обществе бывают совершенно разные – реализация какого-либо продукта (создание книги, диска, фильма…), помощь пострадавшим от стихийных бедствий, любая благотворительная акция, поддержка со стороны болельщиков, финансирование стартап-компаний, малого предпринимательства, частного бизнеса, политических кампаний и многое другое.
Можно сказать, что краудфандинг – это один из современных способов привлечения финансовых средств, и сегодня это действительно работающая модель, успех которой уже подтвержден конкретными примерами. Ведь для предпринимателей он стал реальной альтернативой в деле привлечения денег для своего нового или действующего бизнеса, а также для финансирования новых продуктов или услуг. Схема получения средств состоит в объединении различных сумм от большого количества людей, будь то вклад размером в 100 рублей или же более 1 миллиона.
Вообще по своей сути краудфандинг – явление очень древнее. Когда у человека есть какая-то интересная идея или проект, и он может заинтересовать им других людей, то они «скидываются» на реализацию этого задуманного. В обычной жизни люди пользуются краудфандингом, когда скидываются с друзьями на шашлыки, с соседями – на установку домофона, с однокурсниками – на покупку букета для преподавателя… А вот с изобретением интернета краудфандинг весьма расширился и позволяет получить финансирование на грандиозные проекты без участия банков и прочих финансовых институтов. Процесс стал намного проще и демократичнее.
Но важно помнить, что у краудфандинга есть несколько правил. Прежде всего – это чётко заявленная цель и обозначенная сумма денег. Люди должны сразу видеть и понимать, куда они вкладывают свои деньги. Информация по ходу сбора средств также должна быть открыта для всех. Можно сказать, что краудфандинг требует доверия и креативности.
В России краудфандинг также стремительно набирает популярность, им уже активно пользуются как каналом сбора средств на свои проекты и некоммерческие организации, и творческие люди, и политики, и коммерческие структуры…
За девять лет существования Planeta.ru через этот сервис собрано более 1 миллиарда и 470 миллионов рублей, успешно реализовано более 6500 проектов. Большинство проектов относится к творческим категориям, социальным инициативам и бизнесу. Активно развиваются сферы науки и социального предпринимательства. На сайте зарегистрировано более миллиона пользователей.
Planeta.ru активно развивает образовательное направление в краудфандинге: в 2015 году в Москве открылась «Школа краудфандинга», в 2016 году – Planeta.ru организовала Первую Всероссийскую «Школу краудфандинга» в регионах, в 2017 году был реализован образовательный спецпроект «Битва технологий» для hardware-стартапов в партнерстве с РВК.
В 2018-м Planeta.ru запустила спецкатегорию «Библиотека Ridero» с крауд-кампаниями литературных авторов (которые впоследствии выпустили книги в издательстве Ridero), а также ряд партнёрских программ с ivi.ru, «Яндекс.Музыкой», Amediateka, Fitmost, Bookmate, «Литрес» и другими.
В 2019-м году на Planeta.ru был установлен новый рекорд краудфандинга в России – группа «Алиса» собрала более 17,4 млн. рублей на предзаказах нового альбома «Посолонь». В 2020-м краудфандинговая площадка представила видеолекторий по обучению крауд-продюсированию на платформе краудпродюсер.рф и первую в России карту крауд-продюсеров – специалистов по упаковке и продвижению крауд-проектов.
У вас есть интересная идея? Воплотите ее в жизнь с помощью краудфандинга!
Другие праздники в разделе «Праздники России»
Как женщины развивают свое дело с помощью краудфандинга: 4 вдохновляющие истории
7 июня в России отмечается день краудфандинга. Вместе с платформой Planeta.ru мы собрали истории четырёх героинь, которые смогли добиться успеха, используя этот финансовый инструмент. Их опыт может помочь тем, кто тоже хочет реализовать свои идеи вместе с неравнодушными людьми.
Краудфандинг (от англ. сrowd — толпа, funding — финансирование) — финансовый инструмент, при котором деньги на реализацию общественно значимой идеи собираются от обычных людей, которые в ней заинтересованы. На специализированных краудплатформах авторы создают проекты: описывают задумку, просчитывают бюджет на реализацию, снимают видеообращение, предлагают нефинансовые вознаграждения за участие. Часто краудфандинг работает как предзаказ — финальный продукт (книга, гаджет, настольная игра, аксессуар и прочее) и становится вознаграждением. Если в течение заявленного времени нужная сумма не собирается, деньги возвращаются аудитории. В этом важное отличие краудфандинга от обычного сбора донатов.
Собрала больше двух миллионов рублей на издание пяти книг.
Ещё в 2007 году я писала какой-то список желаний на ЖЖ, и одним было из них перевести книгу определённого автора. Делая небольшие шаги в этом направлении, я поняла, что в издательство попасть сложно: у них есть пул своих переводчиков, и новых берут не очень охотно.
Несмотря на то что я очень люблю переводить книги, мне хотелось зарабатывать этим на жизнь, а даже крупные издательства платят не очень много. Тогда я стала выходить на интересных мне авторов из США и предлагать свои услуги. Все говорили, что готовы продать права, но не готовы оплачивать перевод и продвижение книги в России, потому что для них это новый рынок. В какой-то момент я решила, что, если всем нужно издательство, я стану им сама.
Первой книгой моего издательства была «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей» Линдси Гибсон. В качестве платформы для сбора средств на тираж выбрала Planeta.ru, потому что у неё гибкая модель успешности проектов: можно забрать деньги, если собрано больше половины от заявленной финансовой цели. Следующие проекты запускала тоже на «Планете». Последний проект сама площадка поддержала финансово, выкупив часть тиража для своего магазина.
Главная ошибка первой крауд-кампании заключалась в том, что я пошла в краудфандинг без аудитории.
Суммарно во всех соцсетях у меня тогда было меньше двух тысяч подписчиков, далеко не все из которых интересуются книгами по психологии. В проекте не было ни обложки, ни ознакомительного фрагмента, а для литературных кампаний этого важно.
Ещё одной ошибкой было то, что я принимала всё, связанное с краудфандингом, близко к сердцу. Тонкая кожа в деле продвижения проекта очень мешает. Я делала акцент на продвижении через знакомых, просила их рассказывать о книге и проекте своим друзьям. Писала блогерам, но мало — именно из-за тонкой кожи и боязни отказа.
Сейчас я понимаю, что отказ — это нормально. Примерно на десять обращений одно будет удачным, если подобрать лидеров мнений, которые пишут на сходную с проектом тематику, а не просто обращаться ко всем людям с большой аудиторией. Важно очень много общаться, не бояться напоминать о себе. Поначалу это может казаться сложным.
Во время последних двух проектов я сильно заранее стала рассказывать в инстаграме о том, что делаю: показывала, как сажусь за перевод, выкладывала цитаты. Это подогревает интерес и создаёт ощущение сопричастности. Наблюдая за ходом проекта с самого начала, аудитория больше вовлекается и хочет хеппи-энда. Также я регулярно устраивала прямые эфиры с читками новых книг.
Секрет успеха следующих проектов был в удачной первой книге и сработавшем чувстве сопричастности. Многие люди писали: «Мы не знаем, про что будет ваша следующая книга, но уже её хотим».
Собрала больше двух миллионов рублей на открытие новых кафе в Петербурге и Москве.
Я не знала о краудфандинге, пока у одного из любимых блогеров Дмитрия Шамова не увидела сбор средств на выпуск книги. Я спросила у него: «Дим, а как ты это делаешь?» Он рассказал саму суть: вы придумываете интересные награды, люди их как бы покупают, тем самым внося деньги на ваш проект. Если деньги не собирают в срок, они возвращаются людям, и высылать награды тогда не нужно.
Возникла идея: я тоже так могу. Помещение моего первого кафе было очень маленьким, всего 14 квадратов, а гостей было столько, что они уже там не помещались.
В общем, была острая необходимость в новом помещении, а я знала, что даже если продам свою комнату в Санкт-Петербурге (которую в итоге действительно продала), то этих денег на новое кафе не хватит. Мне нужно было ещё хотя бы полмиллиона.
Тогда я проконсультировалась с Димой, начала записывать видео, писать текст, подготовила проект и стартанула. Возможно, продажа комнаты тоже сыграла свою роль — люди видели, что я не перекладываю на них всю ответственность, что со своей стороны тоже иду на определённые лишения, смелые шаги.
К тому же я очень не рекомендую расценивать краудфандинг как единственный источник финансирования — скорее это дополнительная возможность, способ достигать общих целей со своим сообществом. Мы делаем это вместе, это не одной мне нужно. Эта общность, наверное, самое ценное, что даёт краудфандинг. Она точно важнее денег и пиара.
В плане продвижения я действовала как любитель: не занималась таргетингом или работой с блогерами. Я просто продвигала эту идею в группе кафе «ВКонтакте», разложила флаеры с QR-кодами на проект в самом кафе, ну и трубила о нём на всех тематических фестивалях, где мы участвовали.
Помог случай. Считаю, что всегда нужно оставлять место для чудес, и со мной такое чудо случилось. В одном сообществе я наткнулась на конкурс, где нужно было написать, почему ты любишь Японию. Я подала заявку, рассказала, что делаю в России японское кафе, что влюблена в культуру этой страны, и мне написали, что через неделю ко мне приедет центральный японский телеканал «ТВ-Токио»! У журналистов пооткрывались рты: в каком-то далёком северном городе чужой, холодной страны молодая девушка поставила на карту всё и делает их традиционные десерты. Благодаря этой передаче меня потом обучал японский сенсей, а в проект стали поступать деньги из Японии.
Мне кажется, секрет успешного краудфандинга в намерении. Сработает любовь к делу, желание принести что-то хорошее людям и умение эту цель донести до аудитории. Не просто бла-бла, а чёткий концепт. Чтобы люди понимали, что ты действительно готов взять на себя ответственность и сделать этот проект. Пойдёмте со мной, давайте вместе — посыл должен быть примерно таким.
Собрала больше трёх с половиной миллионов рублей на два фильма о медведях. Фильм «Медведи Камчатки. Начало жизни» получил премию «Золотой орёл» как лучшее неигровое кино.
В 2015 году я приняла предложение Игоря Шпиленка продюсировать полнометражный фильм о первом годе жизни бурого медведя. Это известный фотограф дикой природы, а его брат Дмитрий — один из немногих в нашей стране профессиональных природных операторов.
Я очень верила в нашу команду, но не очень в себя как продюсера: у меня экономическое, а не киношное образование, совсем не было опыта. Но в краудфандинге синдром самозванца сильно мешает. Чтобы постоянно рассказывать о проекте и стучаться во все двери, нужно верить в себя и в то, что и как делаешь.
Планировались длительные съёмки медвежьих семей в Южно-Камчатском заказнике. Общий бюджет фильма составлял примерно десять миллионов рублей. Оперативно начать работу удалось благодаря компании «М.Видео», которая предоставила основной комплект оборудования. Но требовалось закупить дополнительные позиции оборудования и снаряжения, продукты, отправить на место съёмок звукооператора и так далее. Посчитали, что на это всё будет необходимо примерно 2,5 миллиона рублей. Их и решили заявить в качестве финансовой цели крауд-проекта, рассчитывая, что параллельно будем искать спонсоров.
Даже эта сумма, покрывающая всего одну четвёртую общего бюджета, довольно внушительна для краудфандинга, особенно если это первый проект команды. В итоге нам удалось собрать даже больше 100%, но сроки сбора пришлось продлевать несколько раз.
Сбор хорошо стартовал, потому что у проекта был мощный медиаресурс — «Живой журнал» Игоря Шпиленка. Однако, как это часто бывает, после анонсирования и первых бодрых сборов ажиотаж стал сходить на нет. Буквально каждый день мы занимались распространением информации о нашей кампании, поиском инфоповодов, написанием пресс-релизов и просьб рассказать о проекте созвучные группы и страницы, обращались к лидерам мнений. Периодически опускались руки.
Когда мы достигли отметки 50%, психологически стало легче.
Кампания продлилась шесть месяцев вместо довольно утопичных заявленных в самом начале 45 дней. Окончание кампании совпало с окончанием основного съёмочного периода, собранных денег хватило на то, чтобы окупить затраты на экспедиции и начать черновой монтаж. А потом благодаря сбору мы нашли инвестора, который стал сопродюсером проекта и дофинансировал производство и выход фильма.
На мой взгляд, главное условие осуществления любого проекта — это энергия, заложенная в него командой. Важно понимать, что несёт в себе проект, созидательны ли цели, станет ли в мире благодаря вашему проекту больше любви.
Второй совет — это качественно проработанная визуальная составляющая от ролика до внешнего вида страницы кампании. Важно, чтобы проект был потенциально интересен большому количеству людей. Я живу в Перми и знаю многие прекрасные, на мой взгляд, региональные истории, которые не имели успеха в краудфандинге по причине недостаточно широкой потенциально заинтересованной аудитории. Хотя, конечно, сейчас один пост лидера мнений может сделать половину дела, главное, достучаться и заразить своей идеей.
Важно, чтобы в крауд-кампании были заявлены качественные вознаграждения, которые по окончании сбора должны быть добросовестно разосланы. В каждую посылку я вложила подписанное письмо, даже если отправлялся просто набор открыток.
Недавно мы запустили второй крауд-проект — создание фильма «Мои медведи. Гималайцы». На этот раз героями картины станут гималайские медведи. Мы отправимся в кедрово-широколиственные леса Дальнего Востока, чтобы показать хрупкий мир уссурийской тайги глазами маленьких медвежат — этого малоизученного, уязвимого и очень харизматичного зверя.
Собрала более трёх с половиной миллионов на инклюзивные проекты.
До запуска инклюзивных мастерских «Простые вещи» я несколько лет работала в Planeta.ru и каждый день наблюдала, как совершенно разные идеи находили поддержку благодаря обычным людям. Сам механизм краудфандинга, построенный на благодарности, кажется мне очень живым и настоящим. Когда уходила из «Планеты», не прощалась: точно знала, что буду развивать своё дело с помощью краудфандинга.
На счету «Простых вещей» уже пять успешных проектов: мы запускали таким образом столярную мастерскую, выпускали счастливые календари, покупали муфельную печь, открывали кафе «Огурцы». Сейчас активна наша крауд-кампания по открытию «Нормального места» — альтернативного центра для досуга и встреч.
Этот проект, вопреки всем «правилам» краудфандинга, мы запустили в пятницу вечером, перед выходными. Всего за три дня удалось собрать треть от заявленного миллиона. В Питере очень развиты пространства-сообщества, центры добрососедства. В целом люди, которые здесь живут, хотят встречаться на нейтральной приятной территории, в бережных, открытых и красивых пространствах. Поэтому у меня есть ощущение, что мы просто попали в потребность.
День краудфандинга отмечают 7 июня
Новый праздник появился в 2015 году, а дату 7 июня выбрали в честь начала работы одного из первых российских краудфандинговых сервисов — сайта Planeta.ru, запущенного в 2015 году.
Само понятие произошло от английских слов сrowd — «толпа» и funding — «финансирование». Краудфандинг — это сбор средств всех желающих на какой-либо проект или в пользу организации. Целью сбора может быть что угодно — публикация книги, организация тура музыкальной группы, запуск разработки нового гаджета, благотворительная акция, например, помощь пострадавшим от стихийного бедствия, проведение политической кампании и так далее.
Как правило, такие пожертвования собирают через Интернет. Предпринимателям краудфандинговые сервисы позволяет получить без участия банков и других финансовых структур серьёзные средства. Например, благодаря этому механизму удалось отправить в Тихий Океан 600-метровое судно с мусоросборочным терминалом, чтобы начать бороться с загрязнением океана пластиковым мусором. Инициатору этого проекта, изобретателю из Нидерландов Боян Слат не удалось привлечь государственное финансирование, и выходом стал именно краудфандинг.
В России «народное финансирование» тоже набирает популярность. И чтобы люди знали, на что они перечисляют деньги и были защищены от мошенничества, в Госдуме предлагают начать регулировать эту сферу законодательно. В прошлом году в первом чтении приняли законопроект, который устанавливает правила для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые открывают на специальных сайтах заявки на финансирование своих проектов. Они должны будут размещать полную информацию о себе и своих проектах и подтверждать её усиленной квалифицированной электронной подписью. Сами площадки для краудфанинга, согласно инициативе, должны быть внести в реестр Центрального банка. Тем самым, по словам одного из авторов такого законопроекта, председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, «доступ к системе привлечения инвестиций будут иметь только лица и проекты, которые соответствуют определённым требованиям, что защитит права инвесторов».
Сегодня – День краудфандинга
В России краудфандинг прижился не сразу: шутки на тему «крауд-что-то-там», обвинения волонтеров в желании жить на чужие деньги… Теперь это обычный способ запустить проект. Краудфандинг — кстати, в переводе это слово означает «финансирование толпой» — позволяет собирать необходимые денежные средства, привлекая инвесторов, которые хотят получить доступ к проекту. Они добровольно объединяют деньги или другие ресурсы, чтобы поддержать авторов интересующей идеи.
Несмотря на то, что краудфандинг как метод сбора средств сейчас популярен в интернет-среде, его начали использовать еще 100 лет назад. Один из первых известных примеров связан с российской историей. В 1912 году жители села Турнаево начали строить первую в Сибири Серафимовскую церковь, объединив свои деньги и средства жителей соседних деревень. Всего на церковь собрали около 12 тыс. царских рублей (это более 7 млн современных рублей).
В нашей стране насчитывается 26 официальных краудфандинговых платформ.
Что такое платформа для краудфандинга? Чтобы начать сбор денег, нужно выбрать подходящую площадку, которая будет отвечать особенностям проекта. С каждым автором платформа заключает договор. При этом все действия фигурантов соглашения должны соответствовать нормам действующего законодательства.
Кроме того, нужно внимательно прочитать правила платформы, чтобы не остаться без денег. Дело в том, что некоторые из них следуют политике «все или ничего». Это означает, что, если автор проекта выставил цель собрать определенную сумму к конкретной дате, но не смог выполнить ее, он может и не получить денег. Полезно также узнать, как долго существует выбранная площадка, какая у нее репутация и сколько успешных проектов было реализовано. Можно попробовать связаться с другими авторами, которые размещали там свои проекты.
При грамотном обращении с платформами краудфандинга можно действительно воплотить свою мечту в реальность!