день всех святых что значит
День Всех Святых: история, богослужение, иконы, проповеди (+Видео)
В первое воскресенье после дня Святой Троицы Православная Церковь празднует день Всех Святых. Подробнее об этом Вы сможете узнать, прочитав нашу статью.
День Всех Святых
Все Святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения, посажен росток в землю. И вот мы видим, каким ярким цветом расцвел посаженный цветок – святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого. Этот плод созрел не в каких-то полубогах, великанах или инопланетянах, а обычных людях, сделанных из того же теста, что и мы с вами.
Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской Церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях.
История Дня Всех Святых
Праздник известен с конца IV — начала V веков. Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая.
Сирийский Лекционарий указывает пятницу после Пасхи как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля).
Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.
Богослужение на День Всех Святых
В годовом богослужебном круге Православной Церкви день Всех Святых является пограничным: заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха.
На утрене дня Всех Святых начинается чтение «столпа» — последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом. На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых: Ис.43:9-14 — святые названы свидетелями и благовестниками Божественного спасения («Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал»); Прем.3:1-9 — святые, хоть и уничиженные на земле, прославлены Богом («А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас — уничтожением; но они пребывают в мире»); Прем.5:15 — 6:3 — святые восторжествуют в день пришествия Господня («Праведники живут во веки; награда их — в Господе, и попечение о них — у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею»).
Гимнография праздника изобилует поэтическими оборотами: святые называются «непрелестными светилами» (канон утрени, песнь 3), «божественным облаком» (там же, песнь 6), «начатками естества» (кондак), «терпеливодушными» (стихира на литии); их кровью Церковь украшается «багряницею и виссом» (тропарь); они «уясняют церковное небо» (канон утрени, песнь 8), «добродетелей светлостью» делают землю небом (стихира на хвалитех).
Тропарь Всем Святым
Иже во всем мире мученик Твоих, / яко багряницею и виссом, / кровьми церковь Твоя украсившися, / теми вопиет Ти, Христе Боже: / людем Твоим щедроты Твоя низпосли, / мир жительству Твоему даруй / и душам нашим велию милость.
Кондак Всех Святых
Яко начатки естества, Насадителю твари,/ вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики,/ тех молитвами в мире глубоце// Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Иконы
Вы прочитали статью День Всех Святых: история, богослужение, иконы. Читайте также:
День Всех Святых
В первое воскресенье после дня Святой Троицы Православная Церковь празднует день Всех Святых. Подробности этого праздника Вы сможете узнать из нашей статьи!
День Всех святых
Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй, и душам нашим велию милость.
День всех святых – словосочетание знакомое и в то же время странное. Оно вошло в обиходную речь в одной обёртке с британским Хэллоуином (чьё название означает All Hallows Eve – Вечер Всех Святых) – кельтским началом года которое в средневековой Британии отмечалось с поминовения Всех Святых. Первое упоминание об этом празднике встречается в IV веке, а в 609 г. римский папа Бонифаций IV в день Всех Святых освятил римский Пантеон в честь Богородицы и всех мучеников, чтобы, по выражению великого английского историка Беды, «память всех святых могла в будущем совершаться в месте, где почитали не богов, а демонов».
Все святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения, посажен росток в землю. И вот мы видим, каким ярким цветом расцвел посаженный цветок – святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого. Этот плод созрел не в каких-то полубогах, великанах или инопланетянах, а обычных людях, сделанных из того же теста, что и мы с вами. Святыми не рождаются, ими становятся (как стал раскаявшийся разбойник Опта, основавший знаменитую Оптину Пустынь), «стяжая Духа Святого», по словам св. Серафима Саровского. В святых мы почитаем не безгрешность (безгрешен только Бог), не творимые ими чудеса, высказываемые предсказания, подвиги аскетики или ратного дела, а ту благодать Божию, которая в них просияла, сделав их «чистыми жилищами Божиими», по словам св. Иоанна Дамаскина.
Апостол Павел называет святыми всех верующих христиан. И понятно – человек сотворен Богом по образу и подобию Божиему и смысл жизни христианина состоит в том, чтобы от образа, заложенного в каждом из нас, перейти к подобию Божию: «будьте святы, как Отец Ваш Небесный», говорится в Библии.
К святости, по учению Церкви, призван каждый. История знает немало парадоксов: нередко святыми становились, казалось бы, совершенно потерянные для общества люди.
Первым вошел в рай… разбойник. Тот самый, который висел на кресте справа от Христа. Распят он был за свои «заслуги» сам это признавал. Но искреннего покаяния в последнюю минуту жизни и слов, обращенных к распятому Христу «Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем» оказалось достаточно для того, чтобы войти в рай.
Мария Египетская– еще один парадоксальный пример: с ранней юности она предавалась разврату, утопала во грехе соблазняла всех окружающих мужчин. И вдруг она захотела войти в церковь, куда ее не пустила сила Божия. Тогда Мария и поняла весь ужас своей жизни и до конца дней каялась о своих прегрешениях.
Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях.
Церковная канонизация не определяет прославление святого у Бога: для судьбы человека неважно, прославлен ли он Церковью, ведь это лишь признание факта, официальное благословение на всенародное почитание.
Основными условиями для канонизации являются праведное житие, православие безукоризненное, народное почитание и чудотворения, совершаемые по молитвам святого.
Для канонизации святого важно и то, что со дня смерти должно пройти определенное время. Иначе слишком велик риск податься сиюминутным влечениям и увидеть святость там, где ее нет, как происходит, например, с кампаниями по прославлению Ивана Грозного или Распутина – несмотря на неоднократные заявления церкви о невозможности их прославления, некоторые люди упорствуют и пытаются собирать документы в поддержку.
Обычно канонизация совершается не раньше, чем через 50 лет поле смерти святого, так, например, благоверный князь Андрей Боголюбский или Димитрий Донской были прославлены только в год тысячелетия Крещения Руси – то есть много веков спустя после смерти.
Святые почитались с самых ранних веков христианства
В наши дни, когда нам известны имена тысяч россиян, пострадавших за веру Христову в годы советской власти, святые нам близки как никогда. Они практически наши современники, они обитали на соседних улицах, слушали радио, ездили в автомобилях, ходили в магазины и жили обычной, нашей с вами жизнью. Тем самым они показывают нам, насколько близко от нас находится благодать Божия, стоит лишь захотеть и обожение, теозис, — главная цель жизни христианской – оказывается достижимой. Поэтому мы празднуем сегодня память тех обычных людей, кто стяжал Духа Святого и обрёл помазание благодати.
Хеллоуин: реальная история самого мистического праздника
Хеллоуин – один из самых древних, таинственных и зловещих праздников в истории. Рожденный во времена кельтов, он широко распространился по Западной Европе и Америке, а в начале 1990-х дошел и до России. Украшенные страшными орнаментами витрины магазинов, обилие тыкв и зомби-парады – сегодня этим уже никого не удивишь. Для молодежи это очередной повод поразвлечься, для старшего поколения – осудить легкомысленные нравы и бесовское поведение. Русская православная церковь, как известно, тоже не одобряет празднование Хеллоуина, считая его «карнавалом зла». А знаете ли вы, к примеру, что на Западе Хеллоуин тесно связан с христианским Днем всех Святых, протестанты отмечают его в память о Реформации, а традиция угощать детей сладостями (trick-or-treat) изначально была актом помощи беднякам? Об этих и других исторических аспектах этого удивительного праздника мы расскажем сегодня.
Самайн, или начало «темного» года
Хеллоуин отмечается ежегодно в ночь с 31 октября на 1 ноября, также его называют кануном Дня всех святых. Впервые слово «Хеллоуин» упоминается в XVI веке как шотландское сокращение английской фразы All Hallows Even («Вечер всех святых», где even – сокращение от evening («вечер»). Своими корнями Хеллоуин уходит в дохристианскую эпоху, во времена древних кельтов, проживавших на территории современной Ирландии и Шотландии. Здесь стоит упомянуть о еще одном важном языческом празднестве кельтов – Самайне. В переводе со староирландского Samhain означает «конец лета», что со временем трансформировалось в ирландское название месяца ноября.
Кельты делили год на две части – темную (зиму) и светлую (лето). Считалось, что темная часть года начиналась в конце октября – начале ноября. В это же время заканчивался сбор урожая. Таким образом, Самайн знаменовал собой окончание одного сельскохозяйственного года и начало следующего. Отмечали его семь дней: в ночь с 31 октября на 1 ноября, а также три дня до и три дня после.
Самайн широко праздновали все народы Британских островов. Многие историки утверждают, что праздник имел не только сельскохозяйственное и сезонное значение, но также прочно ассоциировался со смертью и сверхъестественным. На Самайн было принято прыгать через костры или проходить между двумя разожженными рядом высокими кострами – этот ритуал символизировал очищение огнем. Также в эти дни друиды предсказывали будущее по обожженным костям животных, на которых пламя оставляло причудливые рисунки.
С приходом христианства ситуация начинает существенно меняться. В результате взаимопроникновения гэльских традиций и католических обрядов в VIII веке языческий Самайн постепенно перетекает в христианский День всех святых, что формирует зачатки будущего Хеллоуина. О том, как и почему это произошло – читайте далее.
Фото: David Tesinsky/Zuma/ТАСС
Хеллоуин и христианство
Знаковую роль в том, что Самайн не исчез, а плавно «перекочевал» в христианские традиции, сыграл Папа Римский Григорий I. В 601 году, спустя почти два века после начала христианизации Британии, он дал миссионерам наказ: вместо того, чтобы искоренять языческие праздники, обращать их в христианские. По замыслу папы, это должно было способствовать христианизации Северной Европы. Таким образом, к VIII веку Самайн фактически слился с Днем всех святых, который католическая церковь также празднует 1 ноября. Интересно, что с точки зрения религии, тема общения с душами умерших в этот день вовсе не считалась табуированной. И лишь двести лет спустя, на рубеже X-XI веков, в трудах христианских монахов мы начинаем наблюдать изменение в восприятии Самайна: оно вновь смещается в сторону темного языческого праздника, связанного со смертью.
Тем не менее политика Григория I принесла свои плоды и положила начало преемственному развитию двух праздников – Самайна и Хеллоуина – уже в рамках христианского общества. В Ирландии и Шотландии Самайн называли Oidhche Samhna и Oíche Samhna, и, что любопытно, современные носители гэльских языков до сих пор используют эти слова для обозначения Хеллоуина.
На следующий день после Дня всех святых католическая церковь празднует День всех усопших верных. В русской православной традиции тоже есть свой День всех святых: он отмечается в первое воскресенье после Дня Святой Троицы. К Хеллоуину же Русская православная церковь относится негативно, считая его языческим праздником, который учит людей приносить дань злым духам, что совершенно противоречит христианским идеалам.
Однако далеко не все христиане воспринимают этот праздник в штыки. К примеру, некоторые протестанты отмечают Хеллоуин в память о Реформации, празднование которой приходится на тот же день. Многие священники англиканской, протестантской и католической церквей приветствуют празднование Хеллоуина и позволяют отмечать его в своих приходах, воспринимая как веселое мероприятие для детворы. По их мнению, если раз в году дети ходят по улицам в костюмах ведьм и вампиров и получают за это конфеты, в этом нет ничего плохого. А откуда взялась эта необычная традиция? Об этом расскажем ниже.
Сладость или гадость?
А также «кoшeлeк или жизнь», «угощай или пожалеешь», «проделка или угощение» – эта фраза в русском переводе имеет массу вариаций. Традиция наряжаться в костюмы и выпрашивать сладости (в англ. trick-or-treat) сложилась еще в Средние века. В День святых бедняки Англии и Ирландии ходили по домам и выпрашивали так называемые «духовные пирожные», обещая в обмен помолиться за души умерших родственников хозяев. Эту выпечку часто помечали крестиком в знак того, что ее готовили как милостыню.
Историки утверждают, что термин trick-or-treat впервые стал использоваться в США в 30-х годах прошлого века, а широко распространился лишь ближе к 1940-м. Однако само явление стало ассоциироваться с Хеллоуином задолго до этого. Традиция наряжаться в костюмы нечисти, ходить по окрестностям и выпрашивать сладости у соседей сложилась примерно в XVI веке. Причем тогда этим занимались не только дети, но и взрослые. Обычай надевать маскарадные костюмы тех или иных персонажей и носить с собой «светильник Джека» (традиционный фонарь из тыквы) появился позднее – на рубеже XIX и XX веков. Впервые эта традиция появилась в 1895 году в Шотландии, когда дети в масках ходили по домам и получали конфеты, фрукты и прочие угощения.
Впрочем, отголоски этого обычая уводят нас назад, к кельтам. Предки современных британцев тоже имели обычай на Самайн наряжаться в устрашающие наряды из шкур и костей животных. Так они отпугивали от своих домов нечистую силу. Считалось, что в ночь на 1 ноября граница между миром живых и миром мертвых стирается, и нечистая сила свободно разгуливает по земле. Таким образом, люди старались отпугнуть злых духов или сойти за них, чтобы те не причинили им вреда. В наши дни этот ритуал, конечно, уже давно утратил свою оккультную составляющую и является просто детской забавой, а максимум, что могут сделать дети, если вы оставите их без конфет – закидать ваш дом яйцами или туалетной бумагой.
Фото: Liang Sen/Zuma/ТАСС
Фонарь Джека
Одним из главных символов Хеллоуина является тыква, а именно так называемый «светильник Джека». Этот атрибут легко узнают даже те, кто не отмечает День всех святых: он представляет собой полую тыкву, на которой вырезана зловещая гримаса, а внутрь вставлена свеча или искусственный светильник. В старину считалось, что такой фонарь, оставленный возле дома в канун Дня всех святых, защищает жилище от злых духов.
В основе этого символа лежит очень древняя легенда. Впервые она была напечатана в дублинском журнале осенью 1835 года. Однажды жил на свете кузнец-пройдоха по имени Джек. Он не любил работать, зато любил ходить в трактир, и мог пропустить пару стаканчиков хоть с самим чертом. Однажды так и случилось: Джек повстречал сатану и предложил ему вместе выпить, а в конце, чтобы не платить по счету (Джек был еще и очень жадным до денег) попросил дьявола обернуться монеткой. Тот послушался, и хитрый ирландец положил его себе в карман, где лежал серебряный крест. Чтобы выбраться, сатане пришлось пойти на уступки: он пообещал Джеку целый год не чинить ему козни, а после смерти не претендовать на его душу. Когда же они встретились во второй раз, кузнец снова перехитрил властителя преисподней: он обманом заманил его на фруктовое дерево, а когда дьявол попытался слезть, вырезал на стволе крест. Так Джек получил от сатаны еще десять лет беззаботной жизни. Когда же он умер, его душа оказалась не нужна ни Богу, ни черту. С тех пор, как гласит предание, Джек вынужден до скончания времен бродить по земле, освещая себе путь искрой адского пламени, которую напоследок бросил ему дьявол. А чтобы огонек не задуло ветром, Джек поместил его в полую репу.
Действительно, изначально главным символом Хеллоуина была именно репа, поскольку именно ее чаще всего можно было встретить в Ирландии и горной Шотландии. Иногда вместо репы также использовали турнепс или брюкву. Однако все изменили переселенцы, вместе с которыми культура Хеллоуина перекочевала в Новый свет. В Америке репа не росла, зато крупноплодную тыкву можно было встретить в изобилии. Помимо того, что она оказалась очень удобной для изготовления светильников, тыква прекрасно совпадает с темой урожая и цветами осени. По сей день фонарики из тыквы остаются любимым украшением праздника в разных странах, а кроме страшных лиц на них вырезают причудливые орнаменты и даже целые картины.
Гадания на Хеллоуин
Эта традиция немного ушла в прошлое, но время от времени вспоминают и о ней. На Хеллоуин издавна проводили разные гадания. Например, в Шотландии было очень популярно гадание на суженого при помощи яблочной кожуры. Девушки срезали с яблок кожуру, стараясь, чтобы она была как можно длиннее, и бросали ее через плечо. Считалось, что упавшая кожура принимала вид первой буквы фамилии будущего супруга.
Ну и, конечно, редко какая хеллоуинская вечеринка обходится без вызывания призраков. Кто-то берется за спиритическую доску, а самые отважные вызывают Кровавую Мэри. Согласно старинной английской легенде, если произнести это имя трижды в темной комнате перед зеркалом, в нем отразится призрак жуткий призрак женщины.
Кровавую Мэри чаще всего связывают с реальной исторической фигурой – королевой Англии Марией I Тюдор, которая получила неблаговидное прозвище за жестокую манеру правления и расправы с политическими оппонентами.
Как видите, Хеллоуин имеет очень интересную историю, уходящую в глубь веков и отсылающую нас к эпохе кельтов, друидов и ведьм. Сегодня этот праздник широко отмечается не только в США и Западной Европе, но также во многих других странах, включая Россию. В этот день во многих городах устраиваются вечеринки, карнавалы, праздничные шествия и другие развлекательные мероприятия. Улицы заполняются самыми фантастическими персонажами, начиная от зловещих зомби и вампиров и заканчивая сказочными феями, эльфами и персонажами комиксов и сериалов. А вы уже придумали, кем будете в этом году?
Фото: Justin Tang/FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС
Что за праздник Хэллоуин? Когда наступает и почему отмечают канун Дня всех святых
Хэллоуин, пожалуй, один из самых мистических праздников в году, корни которого уходят к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии. Хэллоуин любят и отмечают во всем мире. В России к нему относятся неоднозначно, но среди молодежи канун Дня всех святых очень популярен. Подробнее об этом празднике — в материале vtomske.ru.
История Хэллоуина
Современный Хэллоуин — это видоизмененный праздник древних кельтов под названием Самайн (Samhain), который знаменовал собой окончание одного сельскохозяйственного года и начало следующего. Кельты делили год на две равные половины: светлую (лето) и темную (зима).
Гулянья затягивались на неделю. Однако кульминация праздника приходилась на ночь с 31 октября на 1 ноября — стык двух сезонов. Кельты верили, что последняя ночь уходящего года самая мистическая.
Согласно преданиям, именно в это время в мир живых проникали страшные духи. Чтобы отпугнуть нечисть, кельты гасили в домах огонь, надевали звериные шкуры, разрисовывали лица, а потом шли прыгать через костры и петь непристойные песни. Для того чтобы нечисть не баловалась в оставленных домах, кельты оставляли страшных «сторожей» — вырезанные фигурки из кормовой репы — турнепса. Для того чтобы задобрить духов, у жилищ клали угощения.
После принятия христианства Самайн и прочие кельтские забавы были признаны бесовщиной. В VIII веке римский папа Григорий III решил перенести на 1 ноября День всех святых. Этим христианская церковь хотела искоренить языческие традиции.
День 31 октября стал кануном этого праздника — All Hallows Even (вечер всех святых), сокращенно — Hallowe’en, еще короче — Halloween (Хэллоуин).
Как отмечают?
Изначально Хэллоуин праздновался там, где жили кельты — в Ирландии, Шотландии, Уэльсе, Англии и немного в Северной Франции. Позже праздник стали праздновать в Австралии и Америке, а после праздник дошел до Азии и Африки. В России Хэллоуин появился совсем недавно.
В современном мире праздник утратил свое историческое и религиозное значение. В какой-то степени сейчас Хэллоуин — просто повод для веселья. Кельтские традиции адаптировали под новое время: вместо шкуры зверей люди надевают костюмы, дарят угощения детям, а не духам.
Главным символом праздника стал «светильник Джека» — тыква с вырезанными глазами, носом и ртом, внутрь которой помещается свеча. Традицию создавать такие фонари связывают с ирландской легендой о старом фермере по имени Джек. Он умудрился дважды обмануть дьявола и взять с него обещание отказаться от посягательства на его душу. Джек не попал ни в рай, ни в ад. Он сделал из тыквы светильник, поместив в нее тлеющие угольки. Так он ходит по свету в ожидании судного дня.
Празднование Хэллоуина также сопровождается различными играми и гаданиями. Люди украшают свои дома фонариками, тыквами. К празднику готовят разные угощения из яблок. Дети же в костюмах ходят по домам и выпрашивают сладости с фразами по типу «сладость или гадость». Эта традиция относится к Средневековью, тогда ряженые брали угощения за молитвы о душах умерших.
Еда и напитки
Устраивая вечеринки на Хэллоуин, блюда и напитки к празднику делают соответствующие — пунш с плавающими кистями рук изо льда, коктейли с «мозгами» и «глазами», пироги в виде мозгов и прочее.
Если не хочется страшилок, можно приготовить себе пряный тыквенный латте. Традиционный хит осени для тех, кто любит кофе.
Костюмы и макияж
Одна из главных традиций современного Хэллоуина — наряжаться в жуткие костюмы. Основная тема таких нарядов — нечисть и сверхъестественные персонажи, однако популярны и костюмы на совершенно произвольную тематику.
Взрослые покупают для себя вампирские плащи, костюмы скелетов, волшебников, монстров, карнавальные маски. Для празднования не только наряжаются в костюмы, но и разрисовывают лицо. Рисуют шрамы, кровь, зловещую улыбку. Некоторые используют линзы для глаз, парики.
В 2021 одними из популярных образов наверняка станут костюмы главных героев корейского сериала «Игра в кальмара». Хотя по информации сервиса «Авито Доставка», в России самым популярным оказался образ персонажа из сериала «Бумажный дом» — красный комбинезон и маска Дали. Спрос на костюмы героев испанского шоу с прошлого года вырос в 4,4 раза. Также популярностью пользуются костюмы из сериала «Рассказ служанки», «Очень странные дела».