деньги за молоко что еще
Я получил господдержку сельского хозяйства
Фермер Алексей Бурков получает субсидии на молоко: раньше это был рубль за каждый литр, сегодня уже шесть рублей. Так у него набегает 100 000 рублей в месяц, которые можно потратить на хозяйство.
Фермерское хозяйство началось с одной коровы
Я начал заниматься сельским хозяйством как бизнесом в 2008 году. У меня уже была одна корова и коза, мы доили молоко для семьи. Начался кризис, и мы решили, надо завести хозяйство побольше — звучит банально, но чтобы кормить семью.
У меня было 1,5 гектара земли и небольшой коровник. Нужно было купить еще коров, поэтому я обратился в банк. Получить кредит было сложно, но в итоге я смог купить животных под залог самих животных. Внес 15—20% от стоимости, остальное доплатил банк. Так у меня появились семь коров, за каждую я заплатил 100 000 рублей.
Коровы давали молоко, которое я продавал в маленькой лавке прямо на ферме. Еще производил творог, сметану, кефир и простоквашу. Часто фермеры сдают молоко заводам, но я так делать не хотел — предложили слишком низкую цену, да и таких объемов у меня не было.
В тот момент, это был 2009 год, я решил попробовать получить субсидии от государства. Их еще называют компенсацией — когда тебе частично возмещают затраты на фермерское хозяйство.
Чтобы получить субсидии, пришлось разбираться с налоговой
Быстро получить субсидию не получится, но это не так сложно, как казалось вначале.
Сначала я обратился в отдел развития сельскохозяйственного производства Наро-Фоминского района Московской области. Там мне подсказали, что нужно написать заявление с просьбой предоставить субсидию.
Обычно в заявлении указывают, на что именно нужны субсидии — я попросил на молоко и племенных коров. Можно просить на удобрения, сельскохозяйственную технику и даже на уменьшение банковского кредита.
Что именно писать и как всё оформить, подсказали специалисты отдела. Еще потребовались дополнительные документы, например справка из налоговой об отсутствии долгов.
Здесь и возникли сложности: оказалось, что у меня долги перед налоговой за какой-то лохматый год — несколько рублей, но долги. Если есть задолженности по налогам, страховым взносам или отчетностям, субсидии не дают. Я побежал в налоговую разбираться и оплачивать долги, пени и штрафы. Затем получил справку и вместе с остальными документами отдал ее в отдел развития сельскохозяйственного производства.
И только после этого смог подписать договор на субсидии между мной и правительством Московской области. Этот договор нужно переподписывать в начале каждого года. Это держит в тонусе — внимательнее относишься к выплате налогов, взносов и бухгалтерии в целом.
За литр молока я получаю шесть рублей субсидии
В договоре на субсидии много-много пунктов, но главное условие такое: я произвожу молоко, а государство выплачивает мне деньги за каждый литр.
В 2009 году за каждый литр молока давали рубль, это в Московской области. В 2018 году я уже получал 3 рубля, в 2019 году — 6 рублей; это уже в Москве, потому что Наро-Фоминский район включили в состав Москвы. Еще мне давали субсидии на покупку племенного скота — 50 рублей на килограмм живого веса.
Чтобы получить эти деньги, я сдаю каждый месяц отчетность: сколько молока произвел, какого оно качества. Форму отчетности дали в отделе развития сельскохозяйственного производства — это файл в экселе, который я заполняю, подписываю и отдаю в отдел. После этого мне перечисляют деньги на расчетный счет в банке.
Отчетность необязательно сдавать каждый месяц: как сдал, так и получил деньги. Можно сдавать раз в квартал или за полгода сразу — мне удобнее каждый месяц.
Когда подписываешь договор в начале года, деньги переводят не сразу, а где-то в мае-июне, и сразу за полгода. Сейчас я произвожу 500—700 литров молока в день, это где-то 3000—4000 рублей субсидий в день. За месяц в среднем выходит 100 000 рублей.
Субсидии трачу на новых коров и сельхозтехнику
Деньги, которые я получаю от государства, небольшие для моего хозяйства, но я трачу их на развитие: покупаю коров, сельхозтехнику, оборудую коровники. Обычно на это сложно выкроить средства, поэтому субсидии выручают.
За тратами субсидий следит прокуратура: время от времени приезжают инспекторы и просят документы, которые могут объяснить, на что ушли деньги. В договоре на субсидии написано, что тратить можно только на сельское хозяйство, пусть даже на комбикорм или сено. Если купить на эти деньги, например, валюту, договор расторгнут, а полученные субсидии придется вернуть.
Я спокойно отношусь к таким проверкам — показываю выписки с расчетного счета, договоры и чеки.
Мои знакомые тоже получают субсидии
У меня много знакомых, которые получают субсидии и гранты. Гранты получить сложнее: нужен бизнес-план, обоснование, зачем эти деньги, но и суммы больше. Знаю, что в Московской области дают гранты начинающим фермерам, семейным хозяйства, сыроварням. В Москве грантов нет, только субсидии.
Когда мне говорят, что получить субсидию или грант нереально, я думаю, что люди лукавят. По опыту практически все отказы в субсидиях связаны с задолженностью фермеров по налогам.
Как получить питание на молочной кухне
В Москве и некоторых других регионах
В России будущие матери и семьи с детьми могут получать бесплатные продукты.
В каждом субъекте свои правила. Я получала наборы на молочной кухне в Москве — расскажу, кому обычно положена помощь и как ее добиться в разных регионах.
Что такое молочная кухня
Предшественниками молочной кухни были центры, которые назывались «Капля молока»: там выдавали питание для недоношенных детей. Они появились в Российской империи в 1901 году.
Молочная кухня — Большая медицинская энциклопедия
В СССР таких организаций стало больше. Молочные кухни помогли сохранить жизнь многим детям во время ВОВ: тогда дополнительное питание стали предлагать в том числе и доношенным малышам. Так продолжили делать и после войны.
Сегодня в российском законодательстве понятия «молочная кухня» нет. Но есть гарантия: по заключению врача дети до трех лет, беременные и кормящие женщины должны быть обеспечены питанием. Что давать и в каком объеме — самостоятельно решает руководство каждого региона.
Курс о больших делах
Как получить бесплатное питание в Москве
Пользоваться молочной кухней в Москве могут только люди с московской пропиской. Вот кому выдадут продукты:
Но просто так прийти на молочную кухню за продуктами нельзя: сначала нужно получить рецепт от врача. Беременным для этого нужно обратиться в женскую консультацию, во всех остальных случаях рецепт оформят в детской поликлинике, куда приписан ребенок.
Для подтверждения права на получение продуктов в женской консультации или поликлинике попросят представить документы. Их нужно будет принести только один раз, после этого все необходимые сведения уже будут в системе. Вот что понадобится:
Еще попросят заполнить заявление на получение продуктов: готовый бланк предоставят в поликлинике, его нужно будет только подписать.
Раньше после этого родители получали от врача бумажный рецепт на месяц: нужно было поставить на него печать в регистратуре, а потом отнести на молочную кухню строго до 10-го числа месяца. Это было утомительно.
Сейчас все изменилось: врач один раз оформляет льготу через систему ЕМИАС и сведения о ней автоматически передаются на молочную кухню, пока ее действие не закончится. Например, это случается, когда беременная женщина рожает ребенка или он достигает трехлетнего возраста. Теперь на молочную кухню можно идти сразу, не тратя время на получение рецепта у врача и не беспокоясь о том, какое число на календаре.
Куда идти с рецептом
К каждой поликлинике прикреплена своя молочная кухня — продуктовые наборы нужно будет получать там. Иногда к одной поликлинике приписано несколько пунктов — тогда родителям предлагают выбрать. Узнать, какие молочно-раздаточные пункты есть в вашем районе, можно с помощью карты на портале «Гормедтехника».
Тем, кто приходит за продуктами впервые, сотрудники молочной кухни присваивают номер. Его нужно запомнить и называть каждый раз для получения набора. Ничего критичного не произойдет, если родители забудут номер и вместо этого попросят найти набор по фамилии ребенка, но сотрудникам кухни с ним работать удобнее.
Обычно молочные кухни распределяют посетителей по дням недели. В одних кухнях сотрудники спрашивают родителей, когда им удобнее приходить за наборами, а в других назначают сами: например, выдают наборы для беременных по понедельникам, а для детей до полугода — по средам. Это правило тоже не строгое: если пропустили нужный день, за набором смело можно прийти и в другой.
Правда, может случиться так, что в этот день на молочной кухне не будет полного ассортимента продуктов, — тогда сотрудники просто скажут, когда можно приехать в другой раз. Мы с этим не сталкивались: даже в конце месяца муж легко получал полный набор продуктов на 30 дней.
Молочные кухни в столице работают с 06:30 до 15:00 с понедельника по субботу. С 12:30 до 13:00 — обеденный перерыв.
Перед поездкой на молочную кухню подумайте о том, как вы будете забирать питание. Нам приходилось брать такси, а другие родители приходили с походными рюкзаками: набор для ребенка 6—12 месяцев на 30 дней весит примерно 10 кг.
Что из продуктов дают в Москве
Беременным, кормящим женщинам и детям разного возраста положен разный объем и состав продуктов. Мамам выдают сок и молоко, а малышам положен докорм или прикорм — в зависимости от возраста. Это могут быть смеси, баночные пюре, растворимые каши и аналогичные соки и молоко, как и для мам.
Положение об обеспечении бесплатными продуктами питания отдельных категорий детей и женщин, являющихся жителями города МосквыPDF, 653 КБ
«Работать вынуждены в ноль»: как молочники угодили в ценовые ножницы
Себестоимость производства сырого молока и молочной продукции небывало выросла этим летом — на 8–18%. В один клубок сплелся целый ворох проблем — от теплового стресса коров и подорожания кормов до новых расходов на маркировку и активности федеральных игроков по закупке сырого молока. В рознице молокопродукты подорожали всего на 3,5–5%, но рост ценников не за горами. В причинах ценовых ножниц разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».
Артем Белов заявил о значительном падении доходности производителей молока и молочной продукции — из-за резкого роста себестоимости производства на фоне «сдержанного» увеличения цен на готовую продукцию Фото: «БИЗНЕС Online»
Подорожали все основные корма для КРС
Гендиректор национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов на минувшей неделе заявил о значительном падении доходности производителей молока и молочной продукции — из-за резкого роста себестоимости производства на фоне «сдержанного» увеличения цен на готовую продукцию. По его данным, доходность очень серьезно упала как в производстве, так и в переработке молока.
Так, себестоимость сырья для производителей сырого молока за год в среднем выросла на 18%: подорожали корма, дизельное топливо, минеральные удобрения (например, рост стоимости белковых кормов — 60%). Аналогичная ситуация и в переработке — для молзаводов рост себестоимости составил порядка 6–8%. «При этом рост цены молочки на полке — всего 3,5 процента», — сказал Белов.
В РТ, как в самом молочном регионе России, разумеется, эта картина вырисовывается не менее, а, может быть, даже более рельефно. Ценовые ножницы, о которых еще в мае сообщали съехавшиеся в Казань татарстанские молочники, в условиях засухи продолжают резать все больнее, обстригая с производителей буквально последнюю маржу.
Что особенно тревожно, цены на сырое молоко пошли вверх в период «большого молока» (лето, сочная трава, тепло), когда цены традиционно опускались вниз. Жаркое лето привело к уменьшению надоев, снижению жирности молока. Аграрии объясняют, что температура воздуха 35 градусов по Цельсию является непривычной для животных. При высокой температуре у них развивается тепловой стресс. Собеседники «БИЗНЕС Online» говорят, такие ситуации были и на агрофермах в Татарстане.
Согласно оперативным данным минсельхозпрода РТ, на 31 августа 2021 года сельхозформирования республики за сутки произвели 3 942,1 т молока. Надой на одну корову за день составляет 17,7 килограмма.
Крупными производителями молока в Татарстане являются АО «Красный Восток Агро», где валовый суточный надой молока составил 289,6 т, ОАО «ХК „Ак Барс“» — 267,9 т, третье место занимает АО «Агросила» — 185,6 тонны.
По данным Татмолсоюза, среди районов республики по валовому надою молока лидирует Кукморский район с суточным объемом в 325,4 тонны. На втором месте — Балтасинский район с показателем 291,5 т в сутки. Третье место занимает Атнинский район, где производство молока составляет 273 т сырого молока за сутки.
Как сообщили нашему изданию в «Ак Барс холдинге», в структуре себестоимости молока затраты на основное сырье: фуражное зерно, соевый шрот и подсолнечный жмых — занимают 50%. Эти компоненты значительно подорожали в первом полугодии 2021 года. В сравнении с аналогичным периодом 2020-го фуражное зерно стало дороже на 24% (рост с 11,9 тыс. рублей за т до 14,8 тыс. рублей за т), соевый шрот вырос в цене на 34% (до 62,2 тыс. рублей за т), цена подсолнечного жмыха и вовсе подскочила в 1,8 раза (до 28,1 тыс. рублей за т).
Цены на сырое молоко пошли вверх в период «большого молока» (лето, сочная трава, тепло), когда цены традиционно опускались вниз. Жаркое лето привело к уменьшению надоев, снижению жирности молока. Аграрии объясняют, что температура воздуха 35 градусов по Цельсию является непривычной для животных Фото: «БИЗНЕС Online»
Кроме того, произошел рост затрат на транспортные расходы (в связи с подъемом цен на ГСМ) на 18%, расходы на заработную плату возросли на 5% (за счет увеличения МРОТ).
Рост себестоимости, к сожалению для производителей, не компенсируется за счет повышения цен на товар. «Подъем цен на сырое молоко в первом полугодии 2021-го не превысил 5 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Это не покрывает рост себестоимости молока», — заявляют наши собеседники в «Ак Барс холдинге».
«Существенный рост себестоимости отмечается в категории «упаковка». Начиная с апреля закупки здесь подорожали от 6 до 45 процентов. Деревянные поддоны выросли в цене почти в 3 раза, как и динамика цен на нержавеющую сталь, — отсюда на запасные части, трубопроводы, листы — 35–40 процентов в среднем», — сообщили в «Агросиле» Фото: «БИЗНЕС Online»
Подорожание упаковки, ГСМ, траты на маркировку
Компания «Агросила» является не только производителем сырого молока, но также и переработчиком (бренд «Просто молоко»). Несмотря на полный цикл от поля до прилавка — сырье на ООО «Агросила-Молоко» поступает из агрофирм холдинга, — на предприятии также почувствовали удорожание производства.
«Существенный рост себестоимости отмечается в категории „упаковка“. Начиная с апреля закупки здесь подорожали от 6 до 45 процентов. Деревянные поддоны выросли в цене почти в 3 раза, как и динамика цен на нержавеющую сталь, — отсюда на запасные части, трубопроводы, листы — 35–40 процентов в среднем», — сообщили в компании. Поставщики упаковки объясняют молочникам, что рост цен провоцирует развитый экспорт макулатуры, металла и полипропилена. В частности, это поставки в Китай. По их мнению, более высокие цены на внешнем рынке провоцируют их рост на внутреннем.
Сильное влияние на формирование себестоимости оказывает и логистика. К примеру, последний тариф у перевозчиков продукции «Агросилы» в Москву увеличился на 36%.
Не последнюю роль в формировании цены на молочку играет внедрение маркировки («Честный знак»). «Основные затраты направлены на приобретение оборудования для нанесения и считывания маркировки, работу интеграторов — программное обеспечение. Общая стоимость внедрения технологии — 50 миллионов рублей, кроме того, операционные затраты — 50 копеек без НДС за получение каждого кода, а также использование чернил и этикеток. Исходя из анализа „Агросилы“, среднее удорожание составит около 2 рублей на единицу товара. Пока мы находимся на этапе тестирования системы», — сообщили в компании.
«В среднем с учетом логистики рост себестоимости [сырого молока] отмечаем на уровне 15–17 процентов. При этом цены на конечную продукцию „Агросилы“ повысились на минимальные 3–4,5 процента по отдельным категориям молочной линейки», — отметили в компании. Торговые сети, к сожалению, не всегда идут навстречу производителям молочной продукции.
«Следующий непростой этап, когда цены снова нужно будет корректировать, — 1 декабря. Тогда вступят в силу требования об обязательной маркировке молочной продукции со сроком годности 40 дней и менее», — прогнозируют в «Агросиле».
Для ГК «Вамин» сырьем является сырое молоко, которое в себестоимости конечного продукта занимает около 90%. За последний месяц рост стоимости сырого молока составил 13%, сообщили в компании. Также выросли цены на вспомогательные материалы Фото: «БИЗНЕС Online»
«Работать вынуждены в ноль к затратам на производство»
Рост себестоимости производства не обошел стороной и производителя сливочного масла и сыров — ГК «Вамин». Для него сырьем является сырое молоко, которое в себестоимости конечного продукта занимает около 90%. За последний месяц рост стоимости сырого молока составил 13%, сообщили нам в компании. Также выросли цены на вспомогательные материалы.
«Общая тенденция увеличения цен на рынке стройматериалов, топлива и горюче-смазочных материалов ведет к росту затрат на содержание ферм. Соответственно, цепная реакция не заставила себя ждать», — объясняют причину подорожания сырья на предприятии.
Еще одной причиной, приведшей к росту стоимости сырого молока, стали крупные федеральные производители, которые заготавливают молоко на зиму большими объемами, — они подогревают рынок повышенным спросом. Наконец, нельзя не отметить проседание внешнеторгового оборота: например, импорт белорусских товаров на территорию России существенно снизился.
В ГК «Вамин» пока не спешат делать выводы о грядущем росте розничных цен на молочку, но понимают, что он неизбежен. «Год еще не окончен, и итоги подводить рано. Цыплят, как говорится, по осени считают», — комментируют в компании. Пока ценники в магазинах прежние. «Выстраивание политики формирования цен с торговыми сетями — это работа, которая требует серьезного временного ресурса. У нас контракты с прописанными временными рамками предупреждения об изменении условий. В одностороннем порядке такие решения не принимаются. Но понимание, что будем инициировать изменение договорных условий, у нас есть», — говорят в «Вамине».
Речи о сворачивании планов по развитию компании, к счастью, не идет. «Если будем бездействовать или остановимся, то не выживем. Остановка в нашем случае равна смерти. Крупные федеральные игроки займут освобождающиеся ниши очень быстро, поэтому наши планы однозначно — в развитии бизнеса. Путь нелегкий, но сходить с него мы не намерены», — говорят на предприятии.
«Бесспорно, рост себестоимости производства мы ощутили остро — прежде всего, из-за увеличения цен на корма для животных. С конца весны они дорожали на 5–6 процентов ежемесячно, особенно отмечался рост в отношении соевого шрота и других белковых компонентов. Также надо отметить, что еще в начале года ситуации с кормами предшествовало увеличение банковских процентных ставок, значительный рост цен на металл, строительные материалы, удобрения», — сообщил нашему изданию генеральный директор УК «Август-Агро» Айдар Галяутдинов.
Отпускная цена молока у данной компании пока не изменилась. «Работать вынуждены в ноль к затратам на производство. О прибыльности пока речи не идет. Ситуацию нашим фермам облегчает наличие переходящих остатков кормов прошлого года. Тем не менее мы вынуждены пересматривать рационы, сокращая и заменяя дорогие и качественные компоненты на более дешевые аналоги. Однако есть риск, что со временем это отразится на показателях молока и объемах производства», — признает Галяутдинов. Несмотря на сложности, компания рассчитывает осуществить запланированные инвестиционные проекты, не снижая темпов.
Производители молочки ведут переговоры с торговыми сетями о повышении цен, но пока результата нет, сети смотрят друг на друга и не решаются переписывать ценники Фото: «БИЗНЕС Online»
«Сети друг на друга смотрят и мониторят»
Производители молочки ведут переговоры с торговыми сетями о повышении цен, но пока результата нет, сети глядят друг на друга и не решаются переписывать ценники. «„Магнит“ смотрит на X5 Retail Group, другие сети тоже мониторят, кто первый поднимет. Та, которая увеличит цену первой, в проигрыше останется, сбыт потеряет», — говорит генеральный директор «КЖК-Логистик» Искандер Зигангараев.
Он уверен, что уже сегодня цену на молочную продукцию надо было бы повысить минимум на 15% в связи с ситуацией на молзаводах. Взять хотя бы стоимость услуг по логистике: с начала 2021 года она выросла на 20–25%. Здесь свой клубок проблем. Из-за роста цен на железо значительно подскочили в цене грузовые автомобили. Например, четыре года назад «Газель» стоила 1,3 млн рублей, сейчас — 2,5 млн, трехтонник ISUZU подорожал с 2,5 млн до 4 млн рублей. К тому же на рынке труда образовался дефицит водителей, тем, кто остался верен рулю молоковоза, пришлось повышать зарплату с 40 тыс. рублей четыре года назад до 60–70 тысяч.
«Многим стало невыгодно оказывать услуги по низкой цене, ряд людей ушли работать в „Самокат“ или такси. Таксисты говорят: „В туристический сезон мы можем зарабатывать по 3–4 тысячи рублей в день, зачем нам возить молоко, поднимать коробки?“» — рассказывает Зигангараев.
Эксперт считает, что цены на молочку в любом случае повысятся до конца года, но вряд ли магазины сразу жахнут на 15%, скорее всего, станут «растягивать удовольствие», постепенно увеличивая стоимость продукции процентов по 5. «И за то время, пока будет подниматься цена, производители продолжат терпеть убытки», — констатирует наш собеседник.
Молзаводы вынуждены терпеть такую ситуацию, они не могут в «воспитательных целях», например, придержать продукцию на складе в ожидании высокой цены — из-за коротких сроков реализации скоропортящейся продукции. К тому же пока ты будешь бодаться с сетью, твое место на полке займет конкурент. Зигангараев не прогнозирует снижения сбыта молочной продукции из-за трудностей у производителей. В то время как молокозаводы едва выживают, полки магазинов полны недорогой молочкой.
«Корову надо доить каждый день, все молоко в сыр и сухое молоко не превратишь. Это огромные тонны молока, куда его девать?» — рассуждает гендиректор «КЖК-Логистик». Он считает, что государство в данной ситуации должно выступить неким регулятором, который поможет производителям поднять цены, потому что если этого не сделать, то те неизбежно начнут экономить — на рабочей силе, на качестве.
О выплате денежной компенсации взамен выдачи молока
Автор: Чернов С. А., эксперт журнала
В учреждении работают сотрудники, работа которых связана с вредными условиями труда. По их заявлениям взамен выдачи молока им выплачивается денежная компенсация. Для определения размера компенсации учреждение ежемесячно запрашивает прайс-лист у розничных магазинов, торгующих молоком. Как часто необходимо запрашивать такой прайс-лист (ежемесячно или реже)? В каком порядке определяется стоимость 0,5 л молока с учетом того, что в настоящее время молоко реализуется, как правило, объемом 0,45 и 0,9 л? Облагаются ли страховыми взносами и НДФЛ суммы компенсации, превышающие установленные нормы, в случае, если учреждение приняло решение компенсировать стоимость 0,9 л молока вместо выдачи 0,5 л за смену? В какие сроки должна выплачиваться данная компенсация?
В соответствии со ст. 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.
Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным и (или) трудовым договорами.
Таким образом, в первую очередь нужно учитывать, что денежная компенсация может выплачиваться взамен выдачи молока только в случае:
если это прописано в коллективном и (или) трудовом договорах;
если работник обратился к работодателю с просьбой произвести такую замену (должно быть письменное заявление работника).
Согласно Порядку осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 45н (далее – Порядок осуществления компенсационной выплаты), размер компенсационной выплаты эквивалентен стоимости молока жирностью не менее 2,5 % (п. 2). Компенсационная выплата должна производиться не реже одного раза в месяц (п. 3). Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок его индексации устанавливаются работодателем с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и включаются в коллективный договор. При отсутствии у работодателя представительного органа работников указанные положения включаются в заключаемые с работниками трудовые договоры (п. 4). Индексация размера компенсационной выплаты производится пропорционально росту цен на молоко в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта РФ на основе данных компетентного структурного подразделения органа исполнительной власти субъекта РФ (п. 5).
Таким образом, законодатель дал работодателям право устанавливать размер компенсационной выплаты и порядок его индексации самостоятельно.
Из вопроса следует, что размер компенсационной выплаты учреждение определяет ежемесячно исходя из данных о ценах на молоко, полученных от розничных магазинов. Полагаем, оно вправе так поступать. При этом порядок определения размера компенсационной выплаты (откуда и с какой периодичностью берутся данные для расчета) должен быть закреплен каким‑либо распорядительным документом организации.
По нашему мнению, данные могут запрашиваться и реже, однако в этом случае учреждение должно своевременно производить индексацию компенсационных выплат пропорционально росту цен на молоко в розничной торговле. Учитывая, что в настоящее время молоко продается расфасованным преимущественно в тару по 0,45 и 0,9 л, для определения размера компенсации нужно осуществить математический расчет (компенсация должна выплачиваться эквивалентно стоимости 0,5 л молока, расчет должен подтверждаться бухгалтерской справкой).
Для определения стоимости молока можно пользоваться официальными статистическими данными, размещенными на сайте Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru). Для этого в разделе «Официальная статистика» нужно выбрать подраздел «Цены» – «Потребительские цены» – «Средние потребительские цены на отдельные виды товаров и услуг по городам», загрузить базу данных, в частности Единую межведомственную информационно-статистическую систему (ЕМИСС), и в ней, применив соответствующие фильтры, выбрать:
Приведем пример определения средней стоимости 1 л молока по Нижегородской области в 2019 году по месяцам.
Субъект РФ по классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО)
Вид товаров, услуг
Стоимость в 2019 году, руб.