деоккупация донбасса что это такое
МВД Украины заявило о готовности приступить к «деоккупации» Донбасса
Советник главы украинского МВД Валерий Поцелуйко дал интервью журналистам, в котором проинформировал о том, что Киев полностью готов реализовать мероприятия, направленные на возврат Донбасса под свой контроль.
Из заявления советника руководителя МВД Украины следует, что решение о «деоккупации» неподконтрольных Киеву территорий Донбасса зависит от главы государства Владимира Зеленского. В то же время Валерий Поцелуйко выразил надежду на то, что к реализации плана можно будет приступить в кратчайшие сроки.
«Деоккупация» Донбасса – что это значит в понимании Украины?
Валерий Поцелуйко напомнил о том, что конструктивную «Стратегию деоккупации Донбасса» еще в 2019 году представил на рассмотрение руководитель МВД Украины Арсен Аваков. Речь идет о мерах, ориентированных на возврат под контроль Киева временно не принадлежащих ему территорий юго-востока страны, пояснил Поцелуйко.
Советник главы МВД Украины заверил в том, что к реализации намеченной еще два года тому назад стратегии представляемое им ведомство готово приступить «хоть сегодня».
«Все готово. Мы готовы вернуть эти территории, мы готовы обеспечить там проведение любых мероприятий, но при одном условии: сначала россияне выводят свои войска, свой контингент, мы заходим, контролируем государственную границу, а потом проводим там все, что угодно», — констатировал Валерий Поцелуйко.
Вооруженный конфликт в Донбассе ухудшил взаимоотношения Украины с Россией
Вооруженное противостояние на территории Донбасса стало одной из главных причин того, что в значительной степени ухудшились взаимоотношения Киева с Москвой. Украинская сторона неоднократно предъявляла России обвинения в том, что она грубо вмешивается во внутренние процессы государства и «оккупировала» Крым.
В Кремле все подобного рода заявления по-прежнему категорически отрицают, характеризуя их как «неприемлемые». Официальная Москва в ответ Киеву не раз подчеркивала, что во внутриукраинском конфликте не участвует, а, напротив, заинтересована в быстром преодолении политического и экономического кризисов.
Украина мечтает о «сильном ударе» по России
Советник главы украинского МВД Валерий Поцелуйко выступил также с заявлением о том, что Россия неизбежно содрогнется от последствий решения, принятого Владимиром Зеленским и СНБО. Речь идет о закрытии ряда оппозиционных украинских телеканалов.
В законе о деоккупации Донбасса признается временная оккупация Россией части территории Украины
Верховная Рада Украины приняла закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях» (регистрационный номер 7163).
Как передает корреспондент УНИАН, за данное решение проголосовали 280 народных депутатов.
В частности, за закон проголосовали 123 депутата от «Блока Петра Порошенко», 76 от «Народного фронта», 17 от Радикальной партии Ляшко, 22 от «Самопомочи» и 15 от «Батькивщины». В то же время, фракция «Оппозиционного блока» не голосовала в полном составе.
Перед голосованием с голоса был зачитан ряд поправок, которые были не поддержаны во время обсуждения, но в пакете были поддержаны перед голосованием за закон. Также докладчик по законопроекту народный депутат Иван Винник (фракция «БПП») с голоса зачитал ряд поправок, которых ранее не было в тексте.
Верховная Рада Украины определяет в законе, что вооруженная агрессия Российской Федерации началась с необъявленных и скрытых вторжений на территорию Украины подразделений вооруженных сил и других силовых ведомств Российской Федерации, а также путем организации и поддержки террористической деятельности.
В законе не выписана дата оккупации, но есть ссылки на ранее принятый закон, где такой датой определено 20 февраля 2014 года.
Временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях признаются части территории Украины, в пределах которых вооруженные формирования РФ и оккупационная администрация РФ установили и осуществляют общий эффективный контроль. В законе сказано, что границы и перечень районов, городов, поселков и сел, частей их территорий, временно оккупированных в Донецкой и Луганской областях, определяются президентом Украины по представлению Министерства обороны Украины, подготовленному на основе предложений Генерального штаба Вооруженных Сил Украины.
Законом деятельность вооруженных формирований РФ и оккупационной администрации России в Донецкой и Луганской областях признаются противоречащими нормам международного гуманитарного права, являющимися незаконными, а любой изданный в связи с такой деятельностью акт является недействительным.
Законом ответственность за моральный и материальный ущерб, нанесенный государству Украина, органам государственной власти и органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, возлагается на Российскую Федерацию.
Согласно закону, лица, участвующие в вооруженной агрессии РФ или привлеченные к участию в оккупационной администрации России, несут уголовную ответственность за деяния, нарушающие законодательство Украины и нормы международного гуманитарного права.
В законе указано, что Украина не несет ответственности за незаконные действия и решения Российской Федерации на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях.
Согласно закону, факт окончательного вывода и полного отсутствия всех вооруженных формирований Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях устанавливается министром обороны Украины и министром внутренних дел Украины путем совместного представления президенту Украины, который исключительно на этом основании принимает соответствующее решение.
Согласно закону, начало и завершение мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях определяются отдельными решениями президента Украины.
Согласно закону, стратегическое руководство силами и средствами Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, Министерства внутренних дел Украины, Национальной полиции Украины, центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской защиты, которые привлекаются к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины.
Согласно закону, командующий объединенных сил реализует свои полномочия через Объединенный оперативный штаб ВСУ. При этом полномочия командующего объединенных сил и положение об Объединенном оперативном штабе определяются и утверждаются президентом Украины.
Военнослужащие, работники правоохранительных органов и другие лица, которые привлекаются к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, на время проведения таких мероприятий подчиняются командующему объединенных сил, решения которого являются обязательными к исполнению.
Законом определено, что въезд лиц, перемещение товаров на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях и выезд лиц, перемещение товаров с таких территорий осуществляются через контрольные пункты въезда-выезда. При этом предусмотрено, что порядок въезда лиц, перемещения на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях и выезда лиц, перемещения товаров с таких территорий определяется Кабинетом министров Украины.
В заключительных и переходных положениях предусмотрено, что этот закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.
Предлагалось признать утратившим силу Закон Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины», но поправка не была подтверждена, поэтому закон продолжает действовать. В то же время речь идет о поручении правительству определиться с вопросами, которые касаются экономических и финансовых вопросов, касающихся переселенцев из Крыма.
Также внесены изменения в статью 18 Закона Украины «О борьбе с терроризмом», которыми предусмотрено, что антитеррористическая операция может быть завершена в связи с введением военного или чрезвычайного положения либо с началом осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, предусмотренных Законом Украины «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях.
Деоккупация Донбасса: что спрятано в законе
Объективно говоря, за закон о реинтеграции Донбасса в том виде, в котором он был, в парламенте были готовы голосовать только представители «Народного фронта». Пропрезидентской фракции изначально дали отмашку на «свободное» голосование. Остальные фракции состязались в критике документа.
«КП» в Украине» изучила главные ноу-хау законопроекта о реинтеграции Донбасса и выяснила, что в документе не устраивает народных депутатов.
ТОП-10 идей закона о реинтеграции Донбасса
Вопрос ребром
Что не так в законе?
Фактически представители всех фракций (кроме «Народного фронта») Верховной Рады обрушились с острой критикой в адрес закона «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». Итак, что же не понравилось в тексте документа народным избранникам.
1. Отсутствие Крыма. Даже в названии документа нет упоминания об аннексированном полуострове. В теле документа АРК Крым и Севастополь упоминаются лишь вскользь, со ссылкой на международные конвенции. Парламентарии опасаются, что если Крым вынести за скобки этого документа, то получится, что Украина окончательно распрощалась с полуостровом и утратила надежду вернуть его под свою юрисдикцию.
2. Не указана дата оккупации. В документе не указана дата, которую следует считать началом оккупации Луганской и Донецкой областей. Такой пробел может сыграть злую шутку с Украиной во время обращения в международные суды относительно российской агрессии и компенсации убытков, которые ею были нанесены.
3. Много антиконституционных норм. Оппозиционеры уверяют, что данный документ во многом противоречит Конституции. В частности, вразрез с Основным законом расширяются полномочия президента. Если на сегодняшний день в соответствии с Конституцией президент может объявить о начале военного положения и использовании ВСУ только с разрешения Верховной Рады, то в законе о реинтеграции Донбасса указано, что такие действия исключительная прерогатива главы государства.
4. Неограниченные полномочия силовиков. Используя достаточно размытые формулировки, законопроект предоставляет силовикам в зоне проведения мер по обеспечению национальной безопасности беспрецедентные полномочия. Без объяснения причин и каких-либо санкций суда они смогут задерживать граждан, проводить личный досмотр вещей, изымать транспортные средства, проникать в любое помещение на территории непосредственно вооруженного конфликта и прилегающих территорий. С целью предупреждения террористических угроз и отпора вооруженной агрессии РФ СБУ получит право на ВСЕЙ территории Украины прослушивать телефонные разговоры, проверять электронную почту, профили в соцсетях.
5. Торговля с оккупированными территориями. Законопроект выписан так, что есть лазейки для возобновления торговли с оккупированными территориями. Многие парламентарии настаивали, чтобы в данном документе был четко указан запрет на любые торговые отношения с оккупированными территориями до возобновления на них украинского суверенитета.
«Полицейская зачистка»: зачем глава МВД Украины заявил о разработке «плана деоккупации Донбасса»
Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил, что специалисты ведомства разработают летом 2018 года так называемый план деоккупации Донбасса. В документе будут прописаны конкретные меры по восстановлению конституционного строя на неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей.
«Я бы хотел, чтобы летом мы имели этот документ на руках. И летом начали кампанию, о которой я уже сказал, — начали доносить до общества информацию о выполнении плана. К этому надо привлекать общественное мнение», — заявил Аваков на совещании в ведомстве.
Как уточняет пресс-служба МВД Украины, речь идёт о выработке своеобразной дорожной карты для работы сотрудников полиции и Национальной гвардии на «временно оккупированных территориях». В частности, в документе будут прописаны правила взаимодействия с местным населением.
Как пояснил журналистам советник главы МВД Украины Зорян Шкиряк, документ будет включать в себя две части — подготовительную и практическую. Он сообщил, что благодаря «плану деоккупации» каждое подразделение МВД будет «чётко понимать свои действия по восстановлению государственной власти» в регионе.
Под прикрытием «голубых касок»
В середине апреля в интервью «Украинской правде» Аваков объявил, что разработал «тактику мелких шагов» — программу поэтапной реинтеграции неподконтрольных районов Донецкой и Луганской областей. По его словам, в реализации плана союзниками украинских силовиков выступят миротворцы ООН.
«План такой: заходят миротворцы и встают на границе условного города Горловка или сельского Новоазовского района. Границу с оккупированной территорией сразу берут под контроль и «голубые каски», и украинские пограничники. Внутрь этой вернувшейся в Украину территории заходят органы украинской юстиции и проводят выборы по нашему закону», — сказал Аваков.
При этом глава МВД признал, что с большой вероятностью местное население не будет лояльно украинским властям. Более того, Аваков полагает, что на выборах жители Донбасса отдадут голоса депутатам и должностным лицам с «откровенно проимперскими взглядами».
«Но в стратегической перспективе это не так и важно… Главное — сформировать переходную администрацию: на основе этих новых, избранных по украинскому закону органов и представителей государственной власти Украины. Туда должна прийти центральная власть вместе с украинскими полицейскими силами», — подчеркнул Аваков.
От планирования военной операции «по возвращению оккупированных территорий», как подчеркнул глава МВД, Киев отказался из-за риска «полномасштабного столкновения с армией РФ».
В то же время Аваков не исключает, что российская армия якобы может начать наступление на Мариупольском направлении или на город Краматорск.
По инициативе Порошенко
20 февраля 2018 года президент Пётр Порошенко подписал закон о реинтеграции Донбасса.
Его официальная формулировка звучит следующим образом: «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях».
Документ определил Россию как «страну-агрессора» и возложил на неё вину за материальный ущерб, нанесённый в ходе боевых действий. Этот закон признал неподконтрольные территории «оккупированными» и предоставил силовым ведомствам полномочия, необходимые для освобождения «захваченных территорий».
30 апреля 2018 года в Донбассе официально завершилась «антитеррористическая операция» (АТО), которая формально началась 13 апреля 2014 года. В настоящее время Киев проводит так называемую операцию объединённых сил (ООС), заявленная конечная цель которой — «освобождение территории от оккупантов и защита территориальной целостности Украины».
Командующим штабом объединённых сил был назначен генерал-лейтенант Сергей Наев. На протяжении четырёх лет общее руководство военной операцией в Донбассе осуществлял Антитеррористический центр СБУ.
Ещё одно отличие ООС от АТО заключается в том, что в подчинение группировки ВСУ у линии разграничения перешли подразделения Нацгвардии, СБУ, полиции и пограничной службы. При этом армейские части получили дополнительные полномочия «по реагированию на агрессию». В частности, украинские военнослужащие получили право проникать в жилые помещения и на земельные участки с целью «отпора и сдерживания вооружённой агрессии Российской Федерации».
В украинских СМИ господствует точка зрения, что почти все законодательные инициативы по Донбассу исходят от администрации президента Украины: в преддверии выборов главы государства Порошенко осознаёт невыполнимость своих обещаний вернуть потерянные в 2014 году территории.
При этом полномочный представитель России в контактной группе по ситуации на Украине Борис Грызлов считает, что цель нововведений Порошенко заключается в стремлении усилить военную группировку у линии разграничения, чтобы иметь возможность реализовать силовой сценарий.
Ранее в МИД РФ отмечали, что вступление в силу закона о реинтеграции Донбасса подтверждает, что Киев намерен решать конфликт на юго-востоке Украины только силой.
«Нереализуемая мечта»
«План деоккупации Донбасса» — это «нереализуемая мечта» Арсена Авакова. Так прокомментировал инициативу главы МВД Украины политолог Владимир Скачко. Эксперт полагает, что инициатива главы МВД не согласована с Порошенко и потому не получит его одобрения.
«Борьба за Донбасс стала фрагментом внутриполитической разборки на фоне грядущих выборов. Аваков, как и глава СНБО Александр Турчинов, — это люди из Народного фронта. Эту партию нельзя назвать оппозицией. Блок Петра Порошенко и Народный фронт — это заклятые друзья. Разница в том, что БПП играет роль голубя мира, а Народный фронт — партии войны», — отметил Скачко в беседе с RT.
Как пояснил эксперт, сейчас Народный фронт стремится не отставать от Порошенко в инициативах по Донбассу, чтобы продемонстрировать наличие собственного проекта «деоккупации». Кроме того, по его словам, риторика Народного фронта свидетельствует о желании партии «получить ярлык на княжение» от США.
«Если убрать политическую подоплёку, то план Авакова — это, по сути, полицейская зачистка. На практике реализация документа может только запугать жителей Донбасса, и в итоге ополчение пополнят новые кадры. Никакие «голубые каски» не остановят этот процесс. Однако подобный сценарий маловероятен, в том числе из-за позиции России по миротворцам», — резюмировал Скачко.
«На пути к де-факто аннексии». Россия прибирает к рукам Донбасс
В ноябре вокруг неподконтрольных Киеву территорий Донбасса произошло сразу несколько событий, определяющих дальнейшее развитие ситуации. Самое последнее – это указ президента Владимира Путина о допуске товаров из «ДНР» и «ЛНР» на российский рынок и даже к тендерам на государственные закупки и закупки на муниципальном уровне. Европейский союз на этой неделе осудил это решение. В распространенном сообщении говорится, что «Цель указа – еще сильнее отделить временно неподконтрольные районы Донецкой и Луганской областей Украины, вопреки Минским договоренностям».
Это произошло на фоне концентрации российских войск у границ с Украиной, о которой широко сообщали западные СМИ. При этом Владимир Зеленский 26 ноября на пресс-конференции сказал, что речь идет о «запугивании», а не подготовке к вторжению, но руководитель Главного управления разведки Минобороны Украины Кирилл Буданов назвал предполагаемую дату начала боевых действий – январь-февраль 2022 года.
Незадолго до этих событий сорвалась очередная встреча в рамках «нормандского формата», назначенная на 11 ноября. Министерство иностранных дел России опубликовало переписку, которую вело с министрами иностранных дел Германии и Франции Хайко Маасом и Жан-Ивом Ле Дрианом. В письмах речь шла о предстоящей встрече, связанной с урегулированием конфликта: каждая из сторон прилагала свою редакцию итогового заявления сторон, однако в переписке не удалось договориться о единой редакции текста. Германия и Франция после публикации Москвой официальных писем МИД заявили о нарушении дипломатического протокола.
До этого Россией было введено эмбарго на поставки в Украину угля, использующегося для нужд энергетики: антрацита и постного угля – и это произошло в разгар отопительного сезона, когда ТЭЦ, работающие на этом виде топлива, со дня на день могли оказаться в сложной ситуации.
О чем может свидетельствовать череда этих событий и какими могут быть возможные сценарии дальнейшего развития? Сотрудник берлинского Центра либеральной современности (он признан нежелательной организацией в России) Николаус фон Твикель, один из авторов книги «За пределами замороженных конфликтов. Сценарии сепаратистских конфликтов Восточной Европы», считает, что Донбасс де-факто Россией аннексирован так же, как семь лет назад был аннексирован Крым. Фон Твикель является автором доклада, в котором анализируются события, связанные с конфликтом на востоке Украины, произошедшие в 2020 и 2021 годах. Этот доклад он озаглавил «На пути к де-факто аннексии».
– То, что заявления и шаги тех, кто находится на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса, свидетельствуют об интеграции с Россией, – это факт. Но и они, и указ Путина, разрешившего экспорт товаров с этих территорий в Россию, вряд ли меняют ситуацию. Мы наблюдаем эти процессы с 2017 года. С тех пор как была введена блокада с Украиной, эти территории могут торговать только с Россией. Что этот указ действительно меняет – так это правовую ситуацию, ведь товары будут ввозиться в Россию беспошлинно, и это официально. Экспорт происходил и раньше. Уголь, металл (то, что традиционно производится в Донбассе) попадали в Россию, но это сопровождалось манипуляциями. Приходилось на бумаге менять источник этих товаров, указывать, что это российская продукция. Теперь эти товары, а это касается в основном, конечно, угля и металла, что традиционно производится в Донбассе, могут ввозиться в Россию официально и без пошлин. Я оцениваю эти экономические шаги как попытки Москвы уменьшить субсидии, сделать поддержание Донбасса немного более дешевым для российского бюджета, сократить расходы, раз уж понятно, что в таком режиме, как сейчас, эти самопровозглашенные республики будут жить еще долго, много лет. Конечно, Донбасс не стоит таких огромных денег, какие Советский Союз тратил на субсидии разным странам мира, в том числе, например, на Афганистан, война с которым в конечном итоге привела к распаду СССР, но все же речь идет о том, что «ДНР» и «ЛНР» – субсидируемые экономики, убыточные. Уменьшение расходов на них ослабит и внутрикремлевскую дискуссию, которая, конечно, идет. Мы видели уход Суркова, приход Козака на должность куратора Донбасса. Козак – прагматичный человек, который видит экономические цифры, в отличие от идеолога Суркова, который, видимо, не очень-то хотел заниматься экономикой.
– В докладе, который посвящен происходящему в Донбассе в 2020–2021 годах и называется «На пути к де-факто аннексии?», вы уделяете довольно много внимания экономике. Вы пишете о том, что экономическая ситуация крайне плохая, что падение экономики за годы после отделения части территорий Донбасса от Украины составило 45 процентов.
– Предприятия не работают на полную мощность, только с перерывами. Зарплаты тоже не выплачивают постоянно, есть большие задержки по выплатам. В этой связи Кремлем было принято решение ликвидировать концерн «Внешторгсервис», который четыре года управлял теми крупными предприятиями, которые раньше принадлежали украинским бизнесменам и которые были национализированы. В первую очередь речь идет о крупных предприятиях, таких как Енакиевский металлургический завод, один из крупнейших заводов в Украине, Алчевский комбинат. Все эти заводы с 2017 года контролировались, по сути, с российской территории, из Цхинвали в Южной Осетии – тоже не признанной никем, кроме России и нескольких стран, республики. Разные источники указывали на то, что «Внешторгсервис» контролировал бывший украинский бизнесмен, перебравшийся в Москву, – Сергей Курченко. Наверное, думали, что он может спасти эти предприятия, но этого не удалось. Предприятия работали с огромными убытками, зарплаты выдавались поздно или вообще не платились. Сотрудники этих предприятий даже выходили на забастовки, но потом разъехались кто куда, в основном, конечно, в Россию. А когда пришла пандемия коронавируса и в мировой экономике начался кризис, это повлияло и на Донбасс: кризис в основном был в угольном секторе. И в Кремле решили сделать еще один шаг в переформатировании экономики: внешнего управления больше нет, а теперь есть новый концерн, который называется «Южный горно-металлургический комплекс». У него появился владелец, которого теперь можно показывать на камеру, – некий Евгений Юрченко. Юрченко – российский бизнесмен, до недавнего времени он был малоизвестен, и все, что мы о нем знаем, что у него была какая-то карьера в телекоммуникационной отрасли. Видимо, это не такой богатый человек, как, например, Ахметов или российские крупные бизнесмены, которые могли бы позволить себе взять под контроль и управлять такими предприятиями, которые достались Юрченко в Донбассе. Очевидно, что этот человек просто согласился играть роль нового инвестора.
– При этом было введено эмбарго на продажу антрацита Украине. Вы указываете на это в своем докладе, что экономическая статистика существует в засекреченном режиме, но все же – можно ли понять, что происходит в угольной отрасли, которая традиционно на этих территориях была одной из ведущих?
– Ситуация, конечно, в последнее время ухудшилась, недавно закрыли еще несколько шахт. Но в мире сложилась специфическая ситуация, энергетический кризис, острый дефицит энергии, благодаря которому крайне выросли цены на уголь и газ. Россия на словах объяснила введение эмбарго своими собственными нуждами, но это по времени совпало с применением Украиной на линии соприкосновения беспилотника против артиллерии сепаратистов. «ДНР» и «ЛНР» от этого эмбарго ничего не выигрывают, а вот Украине, у которой ряд ТЭЦ работают на антраците, будет непросто. Украина вынуждена теперь покупать антрацит в других местах, что, конечно, обходится дороже. Хотя вполне возможно, что через несколько недель эмбарго отменят и Россия снова позволит ввозить антрацит в Украину. Хотя официально Украина не покупает донбасский антрацит, все понимают, что никто не может исключать, что в закупленном Украиной у России антраците нет угля, добытого на неподконтрольных Киеву территориях. Вообще же угольная отрасль умирает, спрос на уголь в принципе в мире уменьшается, и это в будущем может еще сильнее ударить по экономике самопровозглашенных республик.
– Вы пишете в докладе, что больше половины населения «ЛНР» и «ДНР» – это пенсионеры, их больше миллиона человек. Вопреки засекреченным экономическим данным, эта цифра доступна?
– Это цифра открытая, даже официальная. В течение последних семи лет большинство трудового населения покинуло эти территории из-за экономической, а некоторые – из-за политической ситуации. Можно предполагать, что только пенсионеры и малообеспеченные люди остаются там жить. Доля пенсионеров в общем населении в «ДНР» и «ЛНР» выше, чем в других странах мира. По официальной статистике в «республиках» проживают более 1,3 миллионов пенсионеров: в так называемой ДНР в ноябре было 636,1 тыс. получателей пенсий, а в так называемой ЛНР повышение пенсионных выплат коснулось более 400 тысяч человек. При этом официально население составляет 3,6 миллионов человек: 2,2 миллионов в «ДНР» и 1,4 миллион в «ЛНР». Если учесть, что уезжать на заработки склонны молодые люди, я предполагаю что доля пенсионеров в несколько раз выше.
У нас, конечно, нет прямых доказательств, мы только можем догадываться, что вряд ли Донецк и Луганск имеют достаточные доходы, чтобы обеспечить все расходы, которые требуются в связи с обеспечением этих людей социальными выплатами и пенсиями. Безусловно, нужны огромные субсидии, и эти субсидии могут попадать туда только из России, потому что никто, кроме России, не будет финансировать эти так называемые республики. Есть разные данные, в какую сумму это обходится российскому бюджету. Цифры очень разные, от одного до двух миллиардов долларов ежегодно. Это немалые средства, если сравнивать с довоенным временем. До 2014 года Россия платила субсидии только Абхазии и Южной Осетии, теперь есть еще Донбасс и, конечно, Крым, который стоит намного дороже.
– Мы видим, что Россия постепенно прибирает к рукам эти территории, но ведь существуют Минские соглашения или они уже фактически не берутся в расчёт?
– К сожалению, это факт. Процесс урегулирования не движется уже несколько лет, нет никаких перспектив, что изменится политическая ситуация вокруг Донбасса. Другого выхода ни для России, ни для этих территорий Донбасса просто нет. Всегда говорится, что эти интеграционные процессы не противоречат Минским соглашениям, но факт остается фактом. Каждый месяц мы можем прочитать, что та или иная школа, тот или иной вуз перешли на российские стандарты обучения, ввели российский ЕГЭ. Плюс, конечно, экономика, политика. Так происходит уже несколько лет, и я не вижу, что ситуация может измениться в будущем. Никто пока это не называет аннексией, но реальность диктует такую оценку происходящему.
В Минских соглашениях написано много, а сделано очень мало. Каждая сторона там всегда находит какие-то аспекты, которые не были выполнены другой стороной. И сегодня мы можем говорить лишь о том, что самое главное, что в этих соглашениях написано, – это что Донбасс остается в составе Украины. А выполнение политической части может начаться, только когда будет полноценно работать режим перемирия. На протяжении всего 2021 года перемирие соблюдалось еще хуже, чем это было ранее.
Вместо праздника. В Донбассе умирает промышленность
– В книге, которую вы написали в прошлом году, говорится о сценариях развития замороженных конфликтов в Восточной Европе. Какие сценарии вы рассматриваете в случае неподконтрольных Киеву самопровозглашенных республик Донбасса?
– Сейчас, конечно, очень много говорят про эскалацию, про военный сценарий, мы видим скопление войск у границ с Украиной, но я надеюсь, что он не будет реализован. При этом отмечу, что процесс принятия решений в Кремле нам неизвестен, и нам остается только надеяться. Мы видим, что в Минске ситуация с переговорами зашла в тупик. Это может длиться довольно долго. Шансы на проведение очередного саммита в «нормандском формате», на новые переговоры на высшем уровне, на какие-то успехи – очень низкие. Надо сказать, и я об этом подробно писал как в нескольких докладах, так и в книге, что завоевать украинские территории, новые территории в Украине, не так легко. Это стоит не только денег, это стоит человеческих жизней, это будет кроваво, будут гибнуть люди, поэтому не остается сомнений в том, что такая операция является рискованной. Со стороны кажется, что для России происходящее в Донбассе – не военный вопрос, не вопрос территории, а в первую очередь конфликт политический. Для России самая главная проблема – это то, что в Киеве есть правительство, глава государства, которые говорят об интеграции с Западом, о Евросоюзе, НАТО, чего, конечно, в Москве не хотят. Кремль хотел бы видеть в Киеве пророссийское правительство – и это его главная цель. Поэтому Донбасс является просто удобным способом влиять на украинские власти. При этом мы видим две вещи: с одной стороны, украинский народ настроен крайне негативно по отношению к России, все опросы показывают, что пророссийские настроения, начиная с 2014 года, с каждым годом уменьшаются, и вернуться к прошлому, когда украинцы считали себя братьями россиян, уже невозможно. Но кремлевская пропаганда сейчас переменилась: там на государственных каналах рассказывают, что украинцы – наши братья и сестры, и просто злые американцы и европейцы устроили там свой марионеточный режим. Понимают ли эти два противоречия в Кремле?
– Еще один сценарий, конечно, может быть – разблокирование мирных переговоров.
– На политическом поле с этим большие проблемы. Невозможно сказать, что виновата одна сторона либо другая сторона. Но определенные шаги Москвы крайне тревожат. Всего несколько дней назад российское Министерство иностранных дел опубликовало переписку с офисами Меркель и Макрона, и это абсолютно неприемлемый шаг в дипломатических кругах. При этом стало очевидным, что в Москве уже давно не хотят идти на какие-то компромиссы.