дерево береза символ чего

Дерево береза символ чего

Древние кельты почитали березу как символ Солнца. Этому дереву поклонялись коми, удмурты, ханты и марийцы. Культ березы существовал у всех славянских народов. Якуты и хакасы по сей день считают березу священным деревом. Некоторые алтайские и бурятские роды чтут ее как тотем. Почему же в культурном пространстве береза стала символом именно России и русского народа?

Отношение к березе на Руси было двойственным. С одной стороны, береза была деревом невест. Она составляла пару дубу — мужскому дереву. С другой стороны, березы еще со времен язычества ассоциировались с миром мертвых: считалось, что в них живут души умерших девушек. В некоторых регионах Центральной России об умирающем говорили: «В березки собирается». Березовым прутом выстилали дно гроба, набивали подушку для покойного.

Береза была культовым деревом. На Троицу и Семик — праздники весеннего цикла — девушки «завивали» березку, то есть украшали ее под ритуальные песни и хороводы:

Йо, йо, берёзынька,
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица —
У девушек всё праздничек!

Затем срубленное деревце несли в деревню, заходили в дома, где хозяйки потчевали «белую березыньку» чем бог послал. Примечательно, что Троица и Семик были тесно связаны с языческим культом мертвых. И в наше время на Троицу многие ходят на кладбище, поминают усопших.

Литераторы обратили внимание на березу лишь в XIX веке. Александр Пушкин писал Антону Дельвигу о своем путешествии в Крым: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! сердце мое сжалось: я начал уже тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде, все еще видел и тополи, и виноградные лозы».

В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Печальная береза».

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,—
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

В стихотворении «Береза» (предположительно 1855 года) Петр Вяземский признавался:

Средь избранных дерев — береза
Не поэтически глядит;
Но в ней — душе родная проза
Живым наречьем говорит.

Милей всех песней сладкозвучных —
От ближних радостная весть,
Хоть пара строк собственноручных,
Где сердцу много что прочесть.

Почтовый фактор — на чужбине
Нам всем приятель дорогой;
В лесу он просек, ключ — в пустыне,
Нам проводник в стране чужой.

Из нас кто мог бы хладнокровно
Завидеть русское клеймо?
Нам здесь и ты, береза, словно
От милой матери письмо.

Это была одна из первых попыток связать образ березы с образом России.

В литературе XIX века береза была «печальной», в «траурном наряде», «черной», «развесистой», «плакучей», «желтой». Образ белой березы, давно известный по народным песням и обрядам, в академическую культуру пришел со стихотворением Сергея Есенина 1913 года:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Есенин в своем творчестве создал и прочную ассоциативную связь между березами и Русью:

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.

Именно Сергей Есенин, сын рязанского крестьянина, объединил литературное видение с народным восприятием березы.

К 1942 году, когда Анна Ахматова начала писать небольшой цикл стихотворений «Победа», береза уже вошла в культурный код как символ России и символ предков.

Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки и ждут и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.

В 1948 году на сцене летнего театра «Эрмитаж» впервые выступил хореографический ансамбль под руководством Надежды Надеждиной. Девушки исполняли русский хоровод с веточками березы в руках. На постановку Надеждину вдохновила старинная литография: троицкий хоровод из обряда завивания березки. «Березкой» назвали и сам ансамбль, который за 70 лет своего существования познакомил с русской культурой зрителей 80 стран.

Древние кельты почитали березу как символ Солнца. Этому дереву поклонялись коми, удмурты, ханты и марийцы. Культ березы существовал у всех славянских народов. Якуты и хакасы по сей день считают березу священным деревом. Некоторые алтайские и бурятские роды чтут ее как тотем. Почему же в культурном пространстве береза стала символом именно России и русского народа?

Отношение к березе на Руси было двойственным. С одной стороны, береза была деревом невест. Она составляла пару дубу — мужскому дереву. С другой стороны, березы еще со времен язычества ассоциировались с миром мертвых: считалось, что в них живут души умерших девушек. В некоторых регионах Центральной России об умирающем говорили: «В березки собирается». Березовым прутом выстилали дно гроба, набивали подушку для покойного.

Береза была культовым деревом. На Троицу и Семик — праздники весеннего цикла — девушки «завивали» березку, то есть украшали ее под ритуальные песни и хороводы:

Йо, йо, берёзынька,
Йо, йо, кудрявая!
Семик честной да Троица —
У девушек всё праздничек!

Затем срубленное деревце несли в деревню, заходили в дома, где хозяйки потчевали «белую березыньку» чем бог послал. Примечательно, что Троица и Семик были тесно связаны с языческим культом мертвых. И в наше время на Троицу многие ходят на кладбище, поминают усопших.

Литераторы обратили внимание на березу лишь в XIX веке. Александр Пушкин писал Антону Дельвигу о своем путешествии в Крым: «Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! сердце мое сжалось: я начал уже тосковать о милом полудне, хотя все еще находился в Тавриде, все еще видел и тополи, и виноградные лозы».

В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Печальная береза».

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,—
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

В стихотворении «Береза» (предположительно 1855 года) Петр Вяземский признавался:

Средь избранных дерев — береза
Не поэтически глядит;
Но в ней — душе родная проза
Живым наречьем говорит.

Милей всех песней сладкозвучных —
От ближних радостная весть,
Хоть пара строк собственноручных,
Где сердцу много что прочесть.

Почтовый фактор — на чужбине
Нам всем приятель дорогой;
В лесу он просек, ключ — в пустыне,
Нам проводник в стране чужой.

Из нас кто мог бы хладнокровно
Завидеть русское клеймо?
Нам здесь и ты, береза, словно
От милой матери письмо.

Это была одна из первых попыток связать образ березы с образом России.

В литературе XIX века береза была «печальной», в «траурном наряде», «черной», «развесистой», «плакучей», «желтой». Образ белой березы, давно известный по народным песням и обрядам, в академическую культуру пришел со стихотворением Сергея Есенина 1913 года:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Есенин в своем творчестве создал и прочную ассоциативную связь между березами и Русью:

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.

Именно Сергей Есенин, сын рязанского крестьянина, объединил литературное видение с народным восприятием березы.

К 1942 году, когда Анна Ахматова начала писать небольшой цикл стихотворений «Победа», береза уже вошла в культурный код как символ России и символ предков.

Славно начато славное дело
В грозном грохоте, в снежной пыли,
Где томится пречистое тело
Оскверненной врагами земли.
К нам оттуда родные березы
Тянут ветки и ждут и зовут,
И могучие деды-морозы
С нами сомкнутым строем идут.

В 1948 году на сцене летнего театра «Эрмитаж» впервые выступил хореографический ансамбль под руководством Надежды Надеждиной. Девушки исполняли русский хоровод с веточками березы в руках. На постановку Надеждину вдохновила старинная литография: троицкий хоровод из обряда завивания березки. «Березкой» назвали и сам ансамбль, который за 70 лет своего существования познакомил с русской культурой зрителей 80 стран.

Источник

Береза в магии

дерево береза символ чего. Смотреть фото дерево береза символ чего. Смотреть картинку дерево береза символ чего. Картинка про дерево береза символ чего. Фото дерево береза символ чего

Береза – любимое дерево русского народа, олицетворяющее его душу, дерево необыкновенной доброты. Ее еще называют деревом жизни. Береза с незапамятных времен ассоциируется с плодородием и исцеляющей магией, березовые ветви использовались, чтобы наделить плодородностью не только землю, но и скот и молодоженов. Из березового дерева (практически во всех странах Европы) делали колыбели для новорожденных.

Символически и магически береза фигурирует в качестве защиты против всех несчастий, как физических, так и духовных. Береза чрезвычайно полезна и весьма благоприятна в исцеляющих заклятиях, заклятиях, направленных на упрочение урожая. Березовые ветви (особенно весенние, только что распустившиеся) справедливо считаются прекрасным талисманом, отгоняющим печали и хвори, оберегающим детей от болезней и многих других неприятностей). Береза нежна и сострадательна, обладает очень мягким, ласковым и в то же время сильным влиянием. В противоположность дубу к березе стоит обращаться больным, ослабленным, выздоравливающим людям. Она облегчит страдания, поможет вернуть утраченные силы, легче перенести болезнь, ускорит процесс выздоровления. Больную сажают, прислонив к стволу, у корней (берёза – дерево женское, мужчины обращались к дубу). Вещь больной, которого нельзя привести, или принести, к дереву, вешают на ветку березы с просьбой о помощи. В знахарской практике действенным приемом лечебной магии считалось хождение к растущей берёзе для «передачи» ей болезни: под берёзу выливали воду, оставшуюся после купания больного ребенка. В тексте русского заговора от грудной жабы звучит мотив угрозы по отношению к болезни: «Брошу жабу под березов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило».

Символ плодородия и света. Защищает от ведьм, отгоняет злых духов, поэтому лентяев и лунатиков кормили березовой кашей.

У скандинавов и тевтонов береза посвящена Тору, Донару и Фригге. Согласно легенде, последняя битва произойдет около березового дерева.

В шаманизме береза – Космическое Дерево, и шаман делал семь или девять восходящих зарубок на ее стволе или березовой жерди, что символизирует восхождение через планетарные сферы к Высшему Духу. Кроме того, береза является эмблемой Эстонии.
В кельтской астрологии Солнце отождествлялось с Березой. Это дерево первым украшает себя листьями, знаменуя начало всех вещей.

В друидической традиции берёза — дерево начала, символ первого месяца года (24 декабря — 21 января). Ещё в ряде традиций берёза символизирует свет, сияние, чистоту, неясность, женственность, плодородие, рост и силу жизни и т. п. Веточка березы была отличительным знаком молодых друидов или бардов, которые прикрепляли ее к своим туникам.

В Риме атрибуты из берёзы использовались при вступлении консула в правление.

В Шотландии берёза связывалась с представлениями о покойниках.

Существует легенда по которой русалка, задержавшаяся на суше дольше положенного времени (после рассвета) превращается в берёзу, а в троицкую неделю дерево вновь может общаться с подругами. Кроме того русалки – жительницы царства мёртвых и им очень не хватает энергии, а берёза в эти дни ею просто напитана и не прочь поделиться.
Не равнодушны к этому дереву и другие представители нечисти – лешие. Если вы хотите написать хозяину леса – пишите на кусочке бересты или на берёзовом листочке – послание обязательно будет замечено. Этот способ использовали ещё во 2-й половине 19 века. Естественно, у дерева нельзя брать больше необходимого – леший может и рассердиться.

Вообще, к березе в России всегда было особое отношение. Ее берегли, за ней ухаживали, специально высаживали, стараясь «окольцевать» деревню защитным поясом берез. Украшения, сделанные из березовой древесины, применялись для защиты от нечистой силы. Задолго до появления христианства во время, соответствующее нынешней Троице, веничками, сделанными из свежесрезанных ветвей этого дерева, «выметали» из избы нечисть. Отваром из прутьев в этот день промывали всю избу от болезней и несчастий. В этот же день женщины мылись в бане с настоем березовых листьев, чтобы снять с себя наносные болезни, восстановить утраченные силы и бодрость духа.
У всех славян считали, что заткнутые под крышей дома, оставленные на чердаке березовые ветки защищают от молнии, грома, града; воткнутые посреди посевов в поле, они отгоняют грызунов и птиц; брошенные на огородных грядках, предохраняют капусту от гусениц.

С помощью веток берёзы и березовых веников пытались уберечься от нечистой силы, болезней, «ходячих» покойников. Накануне дня Ивана Купалы березовые ветки втыкали над дверями хлевов, чтобы не дать ведьмам проникнуть к коровам и навредить им; на рога коровам надевали березовые венки для защиты от ведьм.

У западных славян надежным средством защиты от злых сил считалась березовая метла, прислоненная к постели роженицы или к колыбели новорожденного. Во многих местах верили, что при битье березовым прутом заболевшего ребенка болезнь тут же отступит.

По старинному белорусскому поверью, чтобы в новой конюшне не переставали водиться лошади, под порогом обязательно полагалось закопать березовое полено

Заговоры девицы на любовь доброго молодца
1. Берут березовый прутик, который кладут в пятницу на порог, через который должен перешагнуть тот, на которого желают подействовать. Выполнив это, прут, которого никто не должен видеть, кладут в сухое и жаркое место говоря: «Да сохнешь (имя) от любви к (имя), как сохнет этот прут.» Это заклинание трижды повторяют.
2. Из свежего веника, сделанного из березовых веток, берут пруток, и кладут его на порог той двери, в которую должен войти любимый человек. Кладя пруток, нежно произнести такие слова: «Как высох этот тоненький пруток, так пусть высохнет и милый друг (имя) по мне, рабе (имя)». Пруток, когда человек, о котором заговаривают, прошел через порог, убирают в тайное место, потом топят баню, кладут этот прут на полок на верхнюю полку, поддают больше пару и, обращаясь в сторону, где лежит пруток, говорят: «Парься, пруток, и будь мягок, как пушок, пусть и сердце (имя) будет ко мне, рабе (имя), так же мягко, как и ты». После этого баню запирают, а через некоторое время берут пруток, относят на воду и пускают по течению. Прут пускатв по реке нужно на заре.
Этот же заговор, но только для присухи чьего-либо сердца, делается так: пруток кладут на порог, приговаривая, как сказано выше, затем, после того как прошел тот, кого заговаривают, прут кладут на жарко истопленную печь, приговаривая: «Будь сух, пруток, как птичий ноготок, пусть так же сух будет и мой дружок (имя), а когда он ко мне подобреет, тогда пусть краснеет, как яблочко наливное, и полнеет, как месяц ясный после новолуния».
Береза относится к зодиакальному знаку Рака. Она транслирует для нас его силу и подвижную зыбкую энергию Луны. Ее энергия холодна и освежающа, как чистая вода, и так же, как вода после купания, погружает нас в сон, поднимающий людей в выси небес. Она дает человеку поддержку его рода.

Суть. Береза имеет дело с новыми начинаниями и принятием или рождением вещей. У березы есть сила наделять жизнью. Эта жизненная сила порождает рождение всех вещей каждый год. Аспект наполнения силой и энергией обеспечивает эффект очищения. У березы есть сила изгонять вредоносные или злостные влияния с помощью вечной жизненной силы.

Источник

Береза: символ нежности и чистоты

Планета: Луна.
Стихия: Вода.
Другие названия: навье дерево, березина, березка, береза глухая, белотелая.
Латинское название: Betula.

Береза – дерево, которое играло очень важную роль в культуре скандинавских, славянских и других народов. Ее можно назвать символом России. Береза ассоциируется с нежностью, чистотой, целомудрием и красотой. Она является символом солнца, возрождающегося во время зимнего солнцестояния.

Культ березы широко распространился в азиатской части нашей страны. Считалось, что в ней живет добрый дух, покровительствующий местному населению и данной территории. Якуты поклонялись старым, могучим березам, которые стояли отдельно на опушке леса или на кургане.

Березы оберегали от чужаков, украшали яркими лентами. Люди обращались к таким деревьям с самыми разными просьбами. Причинить им хоть малейший вред в голову не пришло бы никому, потому что все знали: если срубить дерево, все члены племени умрут, а если сломать ветку, погибнет кто-то из родственников.

Магические свойства березы

Высаживая березу неподалеку от жилища, человек считал, что она обеспечит защиту от ударов молнии, от колдунов и ведьм. Ветки белой березки вызывали ассоциации с очищением. В прошлом они применялись для того, чтобы подготавливаться к внутреннему обновлению, счищать с себя негативные эмоции. Раньше считали, например, что на преступников воздействуют злые духи. Их изгоняли, хлеща злоумышленников березовыми вениками.

Березовыми ветками каждый год обозначали границы земельных участков. Так с территорий убирали негативную энергию и выгоняли духов старого года.

Березка ассоциируется с рождением, принятием, с чем-то новым. Она наделяет жизнью, женственностью. Считалось, что она особенно расположена к беременным женщинам, юным девушкам и детям.

Березовые ветки втыкали в поле посреди посевов, чтобы получить большой урожай зерна. Их вешали под крышами, чтобы обеспечить достаток в доме.

В Северной традиции с березой связана руна Беркана. Эта руна олицетворяет женственность, материнство, плодородие.

Общаться с березками рекомендуется слабым, больным или восстанавливающимся после тяжелой болезни людям. Она ускоряет процесс выздоровления, возвращает утраченные силы. Береза помогает людям, страдающим от депрессии. Она восстанавливает душевную гармонию, успокаивает, снимает усталость.

Раньше больных людей обмывали родниковой водой, чтобы потом вылить ее под березку. Дерево забирало болезнь. Следует выбрать не молодую, а довольно высокую, сильную березу.

Лешие весьма неравнодушны к березкам. Если вы хотите оставить лешему послание, напишите его на березовом листе или на куске бересты. Больше необходимого у дерева брать нельзя, в противном случае хозяин леса рассердится.

Березка считалась проводником в мир духов. Это дерево высаживали на могиле после похорон. Из березовых листьев делали «подушку» для умершего, их же клали на дно гроба.

Корни березы применяются для наведения порчи, причинения вреда. Березовую ветку, которая срослась с дубовой, можно использовать для очень сильного приворота.

дерево береза символ чего. Смотреть фото дерево береза символ чего. Смотреть картинку дерево береза символ чего. Картинка про дерево береза символ чего. Фото дерево береза символ чего

Неоднозначное отношение

Выше уже говорилось, что березу нередко высаживали неподалеку от жилища, чтобы защититься от злых сил. Однако следует учитывать, что это дерево считалось довольно «капризным». Оно помогает не каждому человеку, а только тем, кто приглянулся. По этой причине его старались сажать не у самого дома, а у калитки. К тому же считалось, что в этих деревьях обитают души умерших, поскольку они тесно связаны с миром мертвых.

В Белоруссии, Костромском крае считалось, что умершие девушки становились березками. На Троицу жилища украшали березовыми ветками, которые развлекали души умерших родственников и служили для них утешением.

Русалки выходят на сушу и собираются в березовых рощах во время всей «Русалочьей недели». Они предаются веселью и заманивают к себе на праздник парней, которые потом пропадают без вести. Считается, что в этот период молодым людям лучше избегать купания в водоемах.

Поляки боялись кривых березок, считая, что под такими деревьями лежат трупы, а в их стволах вместо березового сока течет человеческая кровь. Белорусы были уверены в том, что в плакучих березах заключены души невинных девушек, умерших трагической смертью. Все эти суеверия касались по большей части деревьев каких-либо необычных форм.

Береза и знаки зодиака

Березу связывают с Раком. Представителю этого знака зодиака будет очень полезно время от времени разговаривать с таким деревом, обнимать его или взаимодействовать с ним каким-либо другим образом. Изготовленный из березки амулет привлечет в жизнь Рака благополучие, богатство, счастье и любовь.

Лечебные свойства березы

Береза отличается большим количеством полезных свойств: она снимает воспаления, способствует удалению из организма мочи и пота, заживлению ран, обезболивает. Она очень хорошо влияет на сердечно-сосудистую систему человека.

Органический краситель бетулин, входящий в состав березы, содержит в себе множество ионов серебра. По этой причине лекарства из нее отличаются выраженными антимикробными свойствами. Бетулин предотвращает возникновение онкологических заболеваний, устраняет тяжесть в нижних конечностях, болевые ощущения в суставах, нормализует работу печени.

Почки и листья

Отвары и настои из листьев и почек березы отличаются следующими лечебными свойствами:

Лист березы и почки помогают при следующих проблемах со здоровьем и заболеваниях:

Настой березовых почек сужает поры, делает кожу более подтянутой. Им можно протирать небольшие ранки, порезы. Настоем листьев березы полезно обрабатывать увядающую кожу.

Настойка почек березы способствует исчезновению язв желудка, улучшению аппетита. Отвар из березового листа можно использовать при проблемах с менструациями, а также для того, чтобы нормализовать функционирование женской половой системы.

Березовый сок

Березовица (березовый сок) отличается следующими свойствами:

Березовый сок помогает при следующих проблемах со здоровьем и заболеваниях:

Березовый сок используют наружно для того, чтобы сделать кожу менее жирной и избавиться от пигментных пятен.
Кроме того, березовый сок улучшает обмен веществ и повышает сопротивляемость организма к аллергии, различным инфекциям и простуде. Он способствует удалению из организма вредных веществ.

дерево береза символ чего. Смотреть фото дерево береза символ чего. Смотреть картинку дерево береза символ чего. Картинка про дерево береза символ чего. Фото дерево береза символ чего

Березовая кора (береста) дезинфицирует и заживляет раны. С ее помощью можно бороться со следующими заболеваниями:

Отвар коры используется при анемиях. Это антисептик, а также мочегонное, снижающее жар средство. Оно полезно при простуде. На места переломов можно прикладывать распаренную бересту.

Сережки

Можно выделить «женские» и «мужские» сережки березы. Первые более тонкие по структуре, они расположены отдельно. Вторые растут по 2-3 штуки рядом.

Сережки применяются при борьбе с:

В пыльце березы содержатся различные полезные элементы, оказывающие положительное воздействие на человеческий организм. Березовая пыльца особенно полезна для людей, страдающих от онкологических заболеваний. Она улучшает работу организма, нормализует все его функции.

Деготь

Березовый деготь отличается следующими свойствами:

Березовый деготь помогает при следующих проблемах со здоровьем:

Березовый деготь используют при создании мази Вишневского, уникального по своему антисептическому воздействию средства. Если же принимать деготь внутрь, он способствует укреплению сердечной мышцы, нормализации обмена веществ и кровяного давления.

Березовый деготь будет особенно полезным для людей, обладающих низким иммунитетом и часто испытывающих стресс. Он рекомендуется тем, кто принимает много медицинских препаратов, курит, часто и в больших количествах употребляет алкогольные напитки и вредную еду.

Березовый гриб (чага) отличается следующими свойствами:

Березовый гриб помогает при следующих проблемах со здоровьем и заболеваниях:

дерево береза символ чего. Смотреть фото дерево береза символ чего. Смотреть картинку дерево береза символ чего. Картинка про дерево береза символ чего. Фото дерево береза символ чего

Активированный уголь

Березовый уголь помогает при следующих проблемах со здоровьем:

Активированный уголь применяют для предотвращения развития патологий сердечно-сосудистой системы, онкологических заболеваний. Он удаляет из организма избыток холестерина.

Противопоказания

Никаких побочных действий при употреблении большого количества чая из листьев березы не было. С березовым соком все сложнее: его не рекомендуется принимать внутрь в чистом виде. Сок следует предварительно разбавить.

Были случаи возникновения кожного раздражения из-за применения березового дегтя. Его не следует использовать при проблемах с почками. Спиртовую настойку и березовый отвар нельзя применять при почечной недостаточности.

Чагу не следует использовать при дизентерии. Вместе с чагой нельзя вводить в организм глюкозу (в вену) и пенициллин. Не следует совмещать прием березового гриба с употреблением:

Нельзя использовать березу при лактации, беременности. Применять что-либо без предварительного обсуждения с медицинским специалистом в любом случае не рекомендуется. Очень опасно лечение средствами из березы детей до двух лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *